Новости таинство соборования в православной церкви

одно из семи Таинств Православной Церкви, которое чаще называют Соборованием поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно.

История таинства

  • Навигация по записям
  • О соборовании
  • Восстать от одра болезненнаго
  • Самое читаемое
  • Соборование: прощение забытых грехов

О значении Таинства Соборования

В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости. В течение Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Таинство елеосвящения является одним из семи церковных таинств, наряду с таинствами крещения, миропомазания, покаяния (исповеди), причащения (евхаристии), брака и священства. Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования, которое часто проводят в храмах Русской церкви во время Великого поста, может помочь лучше подготовиться к празднику Воскресения Христова, РИА Новости, 09.04.2024.

О Соборовании тяжко болящего человека

Стоит помнить, что к соборованию нельзя относиться как к ритуалу, который заставляет Бога исцелить страждущего. Согласно православному учению, у таинства соборования есть еще одна важная сторона. То есть человеку прощаются грехи, которых он не осознавал и поэтому не мог в них покаяться. Священник читает отрывки из Евангелия и семь раз крестообразно помазывает освященным маслом лоб, щеки, ноздри, губы, шею, кисти рук, пишет "Милосердие". Эти части тела символизируют ум, слово, чувство, дело. Как подготовиться к соборованию? Верующие стараются исповедаться в грехах перед тем, как приступить к соборованию.

Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия. Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются принять участие в этом Таинстве Церкви. Справочная информация: Назначение Таинства Соборования — всецелое исцеление человека. В молитвах, которые читаются при совершении Таинства, неоднократно обращаются к Богу просьбы о прощении грехов страждущего и о его выздоровлении. Само телесное исцеление в молитвах Таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения Таинства используется елей растительное масло, по возможности — оливковое. Елей — один из древнейших религиозных символов.

Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия. После соборования верующие стараются исповедаться если не исповедались до и причаститься. Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а также Великим постом все верующие стараются собороваться. В храме св.

Условия совершения елеосвящения[ править править код ] Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании, которым на момент совершения таинства уже есть 7 полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной непроходящим отчаянием, унынием, скорбью. К помазанию елеем не допускаются некрещёные , оглашенные , иноверцы и инославные , еретики , отступившие, отделённые, отлучённые , не раскаявшиеся и ожесточенные грешники [4]. Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его в лечебных учреждениях или дома. Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз. По традиции, унаследованной из Византии , раз в год, в Великий четверг , в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно.

Часто задаваемые вопросы о Соборовании

Согласно православному учению, у таинства соборования есть еще одна важная сторона. Таинство Соборования или таинство Елеосвящения (это одно и тоже) – это очень древнее таинство, одно из первых таинств. В отношении болящих Церковь даже установила специальное таинство елеосвящения (соборование).

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Как правило, церковное Таинство — Елеосвящение Соборование совершается над болящим человеком несколькими священниками, которые, помазывая больного освященным елеем маслом , призывают на него Божественную благодать, которая врачует его душевные и телесные недуги. Назначением Таинства Елеосвящения является всецелое исцеление человека. В молитвах Таинства содержатся неоднократные обращения к Господу с мольбой о прощении грехов болящего и о его исцелении. Причем телесное выздоровление ставится в зависимость от выздоровления душевного, для которого обязательно покаяние и обещание исправления своей жизни в соответствии с заповедями. Поэтому, согласно церковной традиции, Соборование предпочтительно совершать вместе с Таинством Покаяния Исповедью.

Используемое в Таинстве оливковое масло знаменует собой милость Божию, а вино, добавляемое в масло, — искупительную Кровь Господа Иисуса Христа. Помазание является только лишь внешним знаком Елеосвящения, так как страждущего врачует не масло, а молитва к Богу, и Сам Господь поднимает его от одра болезни. По промыслу Божьему недуги иногда посылаются праведным людям для их духовного усовершенствования.

В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа, и всякого зла.

После молитвы поются тропари — Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Помазание елеем Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук. Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов. Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения Иак.

Затем первенствующий пресвитер читает Первое Евангелие Лк. Вслед за тем, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием. После этого произносится сугубая ектенья, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем.

Это делает иерей, читавший первое Евангелие. При этом читается тайносовершительная молитва. Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании.

Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде. Второе чтение. Читается следующее зачало из Апостола, и затем — Евангелия. Апостольское чтение Рим.

Во втором Евангелии Лк. Далее следует молитва «Отче святый…» и второе помазание больного. Третье чтение 1 Кор. Третье Евангелие Мф.

Далее следует молитва «Отче святый…» и третье помазание больного. Четвертое чтение 2 Кор. А в четвертом евангельском чтении Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и четвертое помазание больного.

Пятое чтение 2 Кор. В пятом евангельском чтении Мф. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Далее следует молитва «Отче святый…» и пятое помазание больного.

Шестое чтение Гал. В шестом Евангелии Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и шестое помазание больного. Соборование на Валаамском подворье Седьмое, заключительное, чтение 1 Фес.

Оно заканчивается словами: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Евангелие седьмое Мф.

Оно же приводит слова Иисуса Христа к роптавшим на Него фарисеям: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Сам и раба Твоего рабу Твою, имярек , кающагося кающуюся о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его ея прегрешения…». Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования.

Затем следует краткая ектенья о милости, жизни, здравии и спасении и оставлении грехов предстоящих. Поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божьей Матери и бывает отпуст. После этого принявшие Таинство должны трижды поклониться его совершителям со словами: «Благословите, отцы святии или: отче святый и простите мя, грешнаго грешную » трижды и получить иерейское благословение. Во время помазания на общем соборовании хор и собравшиеся обычно поют: Услыши ны, Боже; услыши ны, Владыко; услыши ны, Святый.

Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей. Еще святые апостолы помазывали елеем больных, молясь об их исцелении. Об этом пишет апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак 5:14—15. Из этого текста видно, что уже в апостольское время была практика помазывания больных елеем, но, что важно отметить, исцеляющая сила приписывается не самому елею, а «молитве веры». Следствием этого священнодействия, по словам апостола, является исцеление тела и прощение грехов.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь и если он сделал грехи, простятся ему» Иак. С тех пор у христиан и совершается таинство Елеосвящения. Первоначально оно совершалось через возложение рук совершителя см. Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем Требнике — в молитве, читаемой по совершении таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного. Уже в апостольский век возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому, как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено миропомазанием и право совершать таинства было предоставлено и священникам. Существует заблуждение, что приступать к таинству Соборования надо лишь при тяжких заболеваниях и чуть лишь не на смертном одре. Это заблуждение пришло к нам с Запада, где веками рассматривали Соборование как «последнее помазание», которое одно время откровенно называлось «таинством смерти», а в средние века принимавших его лишали права делать завещания как уже умерших. Такое отношение к этому таинству наложило, на него печать страха и ужаса, что отчасти перешло и к нам, а в простом народе породило самые невероятные суеверия. Нам же должно быть стыдно держаться средневековых заблуждений о этом Таинстве.

Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования

Это значит, что Таинство совершается после вышеозначенных служб суточного круга. Об этом свидетельствует рукопись XIII века Лавры святого Афанасия на Афоне: «В тот же день, когда полагается Елеосвящение, собираются семь пресвитеров и совершают вечерню с панихидой и поют канон. По окончании утрени семь пресвитеров литургисают 76 в различных церквах, а затем собираются в одну и здесь совершают последование святого елея». Древнейшие русские списки чина Елеосвящения относятся к XIV веку. Вот как выглядит в них Таинство Елеосвящения. Накануне Елеосвящения пелась вечерня, приспособленная к совершению Таинства. В частности, стихиры на «Господи, воззвах» и стихиры «на стиховне» 77 содержали в себе моление о болящем; после «Ныне отпущаеши» и «Отче наш» пели тропарь бессребреникам, которые считались целителями телесных недугов. На сугубой ектеньи также возглашались моления за болящего. Во время канонов, после 3-й, 6-й и 9-й песней возглашались малые ектеньи и читались особые молитвы о больном и на освящение елея; б на утрене, совершаемой обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего; в на Литургии одна из трех используемых на проскомидии просфор предназначалась для больного. После великой ектеньи посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; предстоятель после каждения произносил великую ектенью с прошениями о болящем и молитвы над елеем, потом вливал часть елея в приготовленный сосуд.

То же делали и другие 6 священников. Священники возжигали свечи; прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 молитв. После 7-й молитвы на голову больного возлагали Евангелие, а священники — свою правую руку. Семикратное от каждого священника особо помазание происходило в конце Литургии, после «Отче наш». Затем семь раз прочитывалась молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес. По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Таин. Очевидно, что такая практика совершения Таинства Елеосвящения имела ряд практических неудобств: это и значительные расстояния до храмов; и физическая невозможность для тяжелобольного человека выстаивать многочасовые богослужения одно из которых — накануне вечером , предваряющие совершение самого Таинства. К тому же не всегда и не везде могли собираться семь священников на целые сутки для Елеопомазания одного больного. Ввиду всего этого Елеосвящение иногда отделялось от общественного богослужения и совершалось особо или в церкви, или в частном доме.

В одном из сербских источников указано, как именно совершалось помазание в описываемый период: «по главе и по сердцу, и по всем суставам, иже болети». К XV-XVI векам относятся списки различных редакций, содержащих некоторые неизвестные теперь подробности совершения Таинства. В частности, существовала особенная краткая редакция на случай Елеопомазания в смертной опасности, в которой не сохранена даже обычная седмеричность ни в чтениях в молитвах, в Апостолах, в Евангелиях , ни в количестве помазаний. Были списки, в которых полагались особые Апостолы и Евангелия при Елеопомазании женщин об исцелении тещи Петровой См. Взыдут попове вси, вземше палицы своя, еже есть списки, и обыщут все келии и помазуют над дверьми и внутрь на всех стенах, написующе крест, глаголя: благословение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на дому сем, всегда, ныне…». Отмеченный в этом списке обычай помазывать елеем двери и стены домов, несомненно, имел свое значение: изображенный елеем крест воспринимался как щит против болезней и искушений, которые приписывались действию злого духа. Можно предположить, что этот обычай является отражением ветхозаветного события: помазания дверей, которые совершали евреи в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от Ангела смерти. В длинный период своего существования оно разделило общую со всеми другими чинопоследованиями Таинств судьбу, то осложняясь и расширяясь в своем составе, то сокращаясь. Совершители Таинства Елеосвящения Как уже отмечалось, Таинство Елеосвящения должно совершаться собором священников, который составляется из семи человек.

Число семь в данном случае, по мнению блаженного Симеона Солунского , определяется следующими библейскими прообразованиями. Седмеричным числом даров Святого Духа, упоминаемым у пророка Исаии. Седмеричным числом обхождений вокруг Иерихона иудейских священников, после чего стены осаждаемого города рухнули. Седмеричным числом молитв и поклонений пророка Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки. Седмеричным числом молитв пророка Илии, после которых отверзлось небо и пролился дождь. Седмеричным числом погружений Неемана Сирианина в воду Иорданскую, после чего он очистился. Кроме того, историческое основание числа семь можно полагать в обычае древних христиан, в частности клириков, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд. Но Церковь допускает совершение Таинства Елеосвящения и трем, и двум священникам, а в крайнем случае даже одному. При этом совершающему Таинство надо делать это от лица собора священников, произнося все молитвы, сколько их есть.

Назначением Таинства Елеосвящения является всецелое исцеление человека. В молитвах Таинства содержатся неоднократные обращения к Господу с мольбой о прощении грехов болящего и о его исцелении. Причем телесное выздоровление ставится в зависимость от выздоровления душевного, для которого обязательно покаяние и обещание исправления своей жизни в соответствии с заповедями. Поэтому, согласно церковной традиции, Соборование предпочтительно совершать вместе с Таинством Покаяния Исповедью. Используемое в Таинстве оливковое масло знаменует собой милость Божию, а вино, добавляемое в масло, — искупительную Кровь Господа Иисуса Христа. Помазание является только лишь внешним знаком Елеосвящения, так как страждущего врачует не масло, а молитва к Богу, и Сам Господь поднимает его от одра болезни. По промыслу Божьему недуги иногда посылаются праведным людям для их духовного усовершенствования. Тем не менее для большинства людей телесные болезни являются следствием разрушительного действия греха.

Час великого Исхода близок. Христианское богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем Воскресении и будущем воскрешении мертвых. Согласно церковному преданию, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет и умер в сане епископа Китиона о. Местная религиозная организация православный Приход Свято-Троицкого собора г.

Само телесное исцеление в молитвах Таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Для совершения Таинства используется елей растительное масло, по возможности — оливковое. Елей — один из древнейших религиозных символов.

С глубокой древности это был не только продукт, употребляемый в пищу, но и лекарственное средство, и вещество для светильников, и косметическое средство. Изобилие елея воспринималось как знак Божиего благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Соборование: таинство больных... и здоровых — мифы и правда о Соборовании

Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников — собор. Соборование — одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. В период Великого поста в православных храмах традиционно совершается Таинство Соборования (Елеосвящения).

Соборование: какие грехи прощаются?

Таинство Соборования совершается по той причине, что мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. Соборование, как и любые другие церковные таинства, проводится на безвозмездной основе и не подразумевает фиксированной оплаты. Таинство елеосвящения является одним из семи церковных таинств, наряду с таинствами крещения, миропомазания, покаяния (исповеди), причащения (евхаристии), брака и священства. контакты батюшки, ответы на вопросы. Соборование или Елеосвящение, — одно из семи таинств Православной Церкви.

Таинство Елеосвящения (Соборования) в храме в честь святой мученицы Татианы г. Смоленска

Во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется. Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником, равно как и платье с глубоким декольте. Платок следует завязать таким образом, чтобы он также не мешал помазыванию. Вопрос: Как происходит Таинство? Ответ: Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл.

Так повторяется семь раз.

Брать с собой надо терпение, потому само чинопоследование длится как минимум час, а то и целых два. Можно, например, взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. В Интернете есть переводы на русский язык, например, на сайте в разделе Православное Богослужение сможете найти все последование. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом елеем. Желательно с оливковым, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас не дешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное.

В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино Лк. Поэтому не стоит приносить бутылки с жалюзями. По окончании можно забрать свое масло домой и помазывать им больные места. Чтобы не осталось жирных пятен на одежке, могут пригодиться бумажные салфетки или же можно втирать масло в кожу. Свечку, которую во время Таинства держат в руке, можно приобрести в храме. Поэтому надо не только не опаздывать, но придти пораньше.

Также необходимо еще записаться, так как во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется. Во что одеваться? Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обеих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Еще раз повторю, что помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию.

Можно ли собороваться детям?

Закон Божий. Видеосюжеты в 4-х частях Шамординские листки Вслед за болезнью сердца о грехах придет намерение отстать от них, не оскорблять ими более Господа и не губить себя. А за этим последует исповедание грехов, самое искреннее, и разрешение их, самое действенное. И совершится Покаяние, воистину спасительное. Вход Господень в Иерусалим Апп. Василиссы и Анастасии ок. Саввы Готфского 372.

Александра Гневушева пресвитера 1930. Другие даты Как правильно подготовиться к Соборованию. Сила трех Таинств. После Соборования Как правильно подготовиться к Соборованию Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. Необходимо духовное усердие и ясное представление о том, что подается в Таинстве Елеосвящения. К сожалению, даже тяжелобольные люди не всегда понимают, что испытывают острую нужду в этом Таинстве. Многие приступают к Соборованию потому, что так принято, потому, что на этом настояли родные или в храме назначен день общего Соборования, и вот, мы идем вместе со всеми как бы на всякий случай, по принципу: «Мало ли, вдруг в чем-то поможет». В таком случае у человека нет ни достаточной веры, ни усердной молитвы, чтобы принять предлагаемый в Елеосвящении дар.

И именно сила веры часто выделяла отдельных людей из многих приближавшихся к Нему. Так, когда Христа окружала и теснила толпа народа, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, с верой прикоснулась к краю Его одежды и тотчас получила исцеление. Спасителя теснило множество людей, а исцеление получила только одна, та, которой Он Сам сказал: Вера твоя спасла тебя; иди с миром Лк. И хотя многие заставляли его замолчать, он не переставал просить о помиловании, и в итоге Господь исцелил его, сказав: Иди, вера твоя спасла тебя Мк. Итак, Спаситель исцелял во время Своей земной жизни, когда видел твердую веру и неотступную молитву. То же самое происходит и теперь, когда человек ищет исцеления, участвуя в Таинстве Елеосвящения. Значит, Он подает те же дары, так же исцеляет. Но и от нас в свою очередь требуются, как требовались от людей тогда, — искренняя вера и горячая просьба.

Поэтому важно осознать именно личную потребность в Таинстве Елеосвящения.

По окончании богослужения священник также рассказал осужденным о других церковных Таинствах. Молитвенно просим Вас внести свою лепту в дело возрождения исторической и духовной святыни - храма в честь святителя Николая чудотворца. Пенза, ул.

Четверг третьей седмицы Великого поста

В течение Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. — В какое время и где проводится Таинство Елеосвящения (Соборования)? Таинство Соборования совершил настоятель храма Сампсона Странноприимца отец Дмитрий (Кичула). Последование Таинства Соборования — длительное и трудоемкое. Иногда соборование происходит сразу над несколькими людьми в храме. Таинство Соборования совершается по той причине, что мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века.

Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит

  • Что такое Соборование? - Православный портал «Азбука веры»
  • Другие новости
  • Что такое Елеопомазание (Соборование)
  • Таинство соборования (Елеопомазание): суть, когда проводится
  • Из глубины веков

О соборовании

Таинство Елеосвящения имеет евангельское происхождение. Как мы узнаём из Евангелия от Марка Мк. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, ещё до голгофских страданий Спасителя такое священнодействие, подавало помощь больным и телесно, и духовно. Основное же свидетельство установления Таинства содержится в Послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Помазание, упомянутое в Послании ап. Иакова, не является ни обычным врачеванием хотя известно, что елей использовался как медицинское средство , ни исключительным харизматическим даром, поскольку исцеление совершается иерархическим священством пресвитерами , а главным средством исцеления служит церковная молитва. По различным раннехристианским источникам можно предположить, что изначально помазание елеем было одним из использовавшихся христианами средств исцеления наряду с возложением рук, освящённой водой, заклинанием больного именем Господним, участием в таинстве Евхаристии, которое авторы называют «врачевством бессмертия» и «лекарством жизни».

Иоанн Златоуст, перечисляя обязанности пресвитеров, писал, что они не только крестят, но и исцеляют от грехов, совершённых после Крещения, и приводил цитату Иак. Первое твёрдое свидетельство о самостоятельном таинстве Елеосвящения содержится в приписываемом прп. С конца VIII в. Над кем может совершаться таинство Елеосвящения? В этом вопросе практика Русской Церкви опять радикально отличается от практики Иерусалимской и Греческой Церквей. Интересно, что об этом говорят дореволюционные грамоты, которые выдавались священникам. В них говорилось о том, что «священник да не дерзнет помазать здорового человека». Вместе с тем, совершение таинства Елеопомазания над здоровыми людьми засвидетельствовано литургическими памятниками, начиная с X века.

В них говорится, что наряду с больным, над которым совершали Маслособорование, помазывались елеем и его домочадцы. Размышляя о такой полярности мнений и пытаясь их примирить, С. Булгаков, составитель Настольной книги священнослужителя, полагает, что Соборование над здоровыми людьми имеет исторически-символический смысл. Когда мы все приходим в церковь после большого покаяния для того, чтобы прийти к Спасителю и принести ему плоды своего покаяния, как та блудница, которая пришла и помазала Его ноги. И действительно, понимание смысла таинства Елеосвящения тесно связано с личным глубоким покаянием и с проблемой соотношения греха и болезни. Евангельское слово подлинными причинами болезней называет человеческие страсти, поэтому исцеление от болезней через Елеосвящение неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Принимая именно такой аспект Таинства, можно допустить участие в нём и здорового человека, чьё желание собороваться весьма осмысленно и явилось следствием пережитых тяжких недугов души.

По промыслу Божьему недуги иногда посылаются праведным людям для их духовного усовершенствования. Тем не менее для большинства людей телесные болезни являются следствием разрушительного действия греха. И, если, заболев, человек всю надежду на исцеление возлагает на врачей, а не на Бога, то помощь медицины может оказаться недейственной. Поскольку и болезнь, и врачевание — все в руках Божиих. Господь благ, и только Он знает, кому подать исцеление, а для кого спасительнее путь болезней. Однако, в любом случае, все, кто с верой приступают к Таинству Елеосвящения, непременно получают духовную пользу. В нашем храме Соборование совершается в Великий и Рождественский посты. Для участия в Таинстве необходимо заранее записаться в церковной лавке, внести пожертвование и купить свечу.

Это символизирует очищение человека - его мыслей, слов, чувств и дел от грехов. После прочтения последнего отрывка из Священного Писания священник возлагает раскрытое Евангелие на головы соборуемых и молится о прощении их грехов. Таинство Соборования обычно совершают раз в год - Великим постом, во время приготовления к главному празднику, Воскресению Христову. Поэтому, по традиции, в нем приняли участие и студенты Академии, дабы с прощением забытых и неосознанных грехов принять в нем Дары Святого Духа в помощь к деланию заповедей любви и прохождению очистительного периода поста.

Оно называется также соборованием, поскольку обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. К сожалению, до сих пор с этим таинством связаны некоторые предрассудки и заблуждения: считается, что соборовать нужно только безнадежно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется... Что же на самом деле понимает Церковь под этим таинством, в чем его суть? Таинство Елеосвящения, без сомнения, установлено Самим Иисусом Христом см. Апостолы, проповедуя учение Иисуса Христа по всей вселенной, встречали людей, одержимых всякими телесными и душевными недугами. Помолившись Богу на виду других, а иногда призвав Его на помощь в своей душе, они именем Божиим исцеляли всех больных, кто только из них имел веру в силу Божию. Исцеление подавалось и по вере родственников, а также и знакомых больного, которые ходатайствовали за него перед апостолами. Преемниками себе апостолы оставили пастырей Церкви — епископов и пресвитеров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий