Точное количество наблюдателей на каждых выборах определяется организаторами и зависит от нескольких факторов, включая величину выборочной группы и доступность для наблюдателей избирательных участков. Таким образом, целесообразно расположить наблюдателей на расстоянии не более 2–2,5 метров от места сортировки избирательных бюл-летеней. Как проголосовать на избирательном участке.
Наблюдатели на выборах: кто они и зачем нужны?
Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Положения ст. ФЗ от 31. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии и территориальные избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования досрочного голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, назначившие наблюдателей в окружные избирательные комиссии не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования досрочного голосования представляют список назначенных наблюдателей в окружную избирательную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
Федеральных законов от 04. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования досрочного голосования , либо непосредственно в день голосования досрочного голосования.
Однако, существуют определенные ограничения и правила, которые регулируют деятельность наблюдателей. Регистрация кандидата в качестве наблюдателя. Для того чтобы иметь право на наблюдение, кандидат должен зарегистрироваться в установленные сроки и предоставить все необходимые документы.
Не зарегистрированные наблюдатели не имеют права находиться в помещении комиссии и принимать участие в процессе голосования. Число наблюдателей на одну комиссию. Общее число наблюдателей, которые могут находиться одновременно в одной комиссии, ограничено. Такое ограничение устанавливается для того, чтобы не допустить случаи перегруженности комиссии и возникновения конфликтов между наблюдателями и членами комиссии. Количество наблюдателей, разрешенное для каждой комиссии, определяется заранее и указывается в соответствующих документах.
Правила поведения наблюдателя. Наблюдатели должны соблюдать определенные правила поведения, чтобы не нарушать порядок и не вмешиваться в ход голосования. Они не имеют права публично высказывать свое мнение о процессе голосования, оказывать влияние на избирателей или членов комиссии, а также фотографировать или записывать видео в помещении комиссии без согласия всех участников. Наблюдатели также не имеют права публиковать конфиденциальную информацию или распространять фейковые новости о выборах. Ограничение доступа к определенным зонам комиссии.
Наблюдателям может быть запрещен доступ к определенным зонам помещения комиссии, например, к месту, где проходит подсчет голосов. Такие ограничения устанавливаются с целью обеспечения безопасности и неприкосновенности избирательного процесса. Право на жалобу. Если наблюдатель считает, что его права были нарушены или он был несправедливо ограничен в своей деятельности, он имеет право подать жалобу на соответствующие инстанции или органы, ответственные за проведение выборов. Жалобы должны быть рассмотрены и приняты к рассмотрению в соответствии с установленной процедурой.
В целом, ограничения в праве на наблюдение устанавливаются с целью обеспечения безопасности и прозрачности процесса выборов, а также для предотвращения возможных нарушений избирательной кампании. Соблюдение этих ограничений позволяет гарантировать законность и демократичность проведения выборов. Права зарегистрированного кандидата и их ограничения Зарегистрированный кандидат имеет определенные права при наблюдении за ходом выборов. Однако эти права также подвержены ограничениям, которые регламентируются законодательством.
Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении: временного удостоверения личности гражданина Российской Федерации, выдаваемого на период оформления паспорта нет верного ответа военного билета для лиц, которые проходят военную службу паспорта гражданина Российской Федерации 14. Список избирателей не уточняется на основании поступивших в участковую избирательную комиссию: заявления избирателя о включении его в список избирателей сообщения избирателя об изменениях в сведениях о нем официальных документов уполномоченных органов и должностных лиц сообщений из средств массовой информации 15. Заявление о включении в список избирателей по месту своего нахождения можно подать: через сайт избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в УИК в уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг МФЦ в ТИК через Единый портал государственных и муниципальных услуг функций ЕПГУ 16. При проведении подсчета голосов избирателей вправе присутствовать: наблюдатели, иностранные международные наблюдатели члены вышестоящих комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов избиратели 17. Какой геометрической формы используется печать для проставления на лицевой стороне бюллетеня в случае использования КОИБ: прямоугольная 18. В день, предшествующий дню первому дню голосования, список избирателей: подписывается председателем и секретарем УИК, заверяется печатью комиссии подписывается секретарем УИК и двумя членами УИК подписывается только секретарем УИК и заверяется печатью комиссии только заверяется печатью комиссии 19.
Председатель участковой комиссии также предъявляет указанным лицам опечатанные опломбированные переносные ящики для голосования с бюллетенями, заполненными в соответствии с частями 2 - 9 статьи 73 настоящего Федерального конституционного закона проголосовавшими досрочно участниками референдума, если таковые имеются. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой комиссии бюллетени для выдачи участникам референдума и расписываются в их получении. После этого председатель участковой комиссии приглашает участников референдума приступить к голосованию. Бюллетени выдаются участникам референдума, включенным в список участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения. Каждый участник референдума имеет право получить равное количество бюллетеней. Перед выдачей бюллетеня член участковой комиссии обязан удостовериться в том, что участнику референдума не было выдано открепительное удостоверение, он не проголосовал досрочно, письменное заявление устное обращение участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в части 2 статьи 75 настоящего Федерального конституционного закона, и к нему не направлены члены участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования. При получении бюллетеня бюллетеней участник референдума проставляет в списке участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия участника референдума либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. При наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список участников референдума с использованием ГАС "Выборы" при составлении указанного списка. В этом случае член участковой комиссии с правом решающего голоса, выдающий бюллетень бюллетени участнику референдума, сверяет указанные сведения с соответствующими записями в предъявляемом участником референдума документе. Участник референдума проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении бюллетеня каждого бюллетеня. Член участковой комиссии, выдавший участнику референдума бюллетень бюллетени , также расписывается в соответствующей графе списка участников референдума. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке участников референдума делаются соответствующие дополнительные отметки. Голосование проводится путем внесения участником референдума в бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к позиции, в пользу которой сделан выбор. Каждый участник референдума голосует лично. Голосование за других участников референдума не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи. Бюллетень заполняется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи. Участник референдума, который не может самостоятельно расписаться в получении бюллетеня бюллетеней или заполнить бюллетень бюллетени , вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума, членом инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, наблюдателем, иностранным международным наблюдателем. Такой участник референдума устно извещает участковую комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе соответствующих графах списка участников референдума указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь участнику референдума. Если участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии с правом решающего голоса, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает участнику референдума новый бюллетень, делает соответствующую отметку в списке участников референдума против фамилии данного участника референдума и расписывается. Испорченный бюллетень, на котором член участковой комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, незамедлительно погашается. Заполненный бюллетень участник референдума опускает в опечатанный опломбированный стационарный ящик для голосования. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею. При проведении голосования, подсчете голосов участников референдума и составлении протокола участковой комиссии об итогах голосования в помещении для голосования, в помещении участковой комиссии вправе находиться лица, указанные в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона. Список лиц, осуществлявших наблюдение за ходом голосования и подсчетом голосов участников референдума, составляется участковой комиссией на основании представленных данными лицами документов. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о референдуме. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой комиссией или вышестоящей комиссией референдума. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению члена участковой комиссии, отстраненного от участия в работе данной комиссии, а также удаленных из помещения для голосования наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Членам инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, уполномоченным представителям по финансовым вопросам указанных инициативных групп, политическим партиям, а также организациям, учредителями участниками , собственниками, владельцами и или членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или поручению указанных лиц и организаций, запрещается совершать любые действия, направленные на обеспечение доставки участников референдума для участия в голосовании. Статья 75. Порядок голосования вне помещения для голосования 1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список участников референдума на данном участке референдума, но не могут по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности и другим причинам самостоятельно прибыть в помещение для голосования. Голосование вне помещения для голосования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 73 настоящего Федерального конституционного закона, проводится только в день голосования на основании письменного заявления устного обращения участника референдума в том числе переданного при содействии других лиц о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Указанное заявление обращение может быть подано сделано участником референдума в любое время после сформирования участковой комиссии. Участковая комиссия регистрирует все заявления обращения в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком участников референдума. При регистрации устного обращения участника референдума в реестре в соответствии с частью 2 настоящей статьи указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя и отчество участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также ставится подпись члена участковой комиссии, который принял обращение телефонограмму, сообщение и тому подобное. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя и отчество этого лица и адрес его места жительства. По прибытии членов участковой комиссии к участнику референдума обращение участника референдума подтверждается письменным заявлением. В письменном заявлении устном обращении участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть изложена причина, по которой участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться те же данные об участнике референдума, что и в списке участников референдума. Участковая комиссия на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой участник референдума не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать данному участнику референдума в проведении голосования вне помещения для голосования. Заявление обращение , указанное в части 2 настоящей статьи, может быть подано сделано в участковую комиссию не позднее чем за четыре часа до окончания времени голосования. Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда выхода для проведения такого голосования.
Коротко о выборах
Количество наблюдателей, которые могут находиться на избирательном участке, регулируется законодательством и ограничено определенными правилами. (по вопросу ограничения общего количества наблюдателей на избирательном участке в период прохождения голосования). Наблюдатель может находиться на избирательном участке с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования. члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования. на избирательных участках, если количество зарегистрированных кандидатов в одномандатных и многомандатных избирательных округах, а также избирательных объединений влечет превышение длины избирательного бюллетеня, установленной. Глава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ Элла Памфилова сообщила, что на сентябрьских выборах работают около 219 тыс. наблюдателей.
В интересах простых избирателей будут работать на участках независимые общественные наблюдатели
Находиться на избирательном участке с открытия до завершения подсчета голосов. Общественный наблюдатель может находиться на избирательном участке в дни голосования, знакомиться со списком избирателей, с реестром заявлений о голосовании вне помещения для голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, за подсчетом. Количество наблюдателей, которые могут находиться на избирательном участке, регулируется законодательством и ограничено определенными правилами. 9. Помещение участковой избирательной комиссии для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы в поле зрения членов комиссии и наблюдателей одновременно находились. члены участковой избирательной комиссии и наблюдатели, находящиеся в этот момент в помещении для голосования. Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избира-тельной комиссии (далее – УИК) в день голосования, а также в дни досрочного голосования (если досрочное голосование проводится) и до получения сообщения.
Путин подписал указ, ограничивающий количество наблюдателей на избирательных участках
Выборы Президента России — 2024 / Проекты / Сайт Москвы | В избирательном процессе Российский Федерации наблюдателю отводится важная роль: с помощью законных способов и методов общественного контроля подтвердить легитимность выборов. |
Гласность в деятельности УИК | В связи с этим наблюдатель вправе ознакомиться с данными подсчета, внесенными в лист (листы) списка избирателей, с данными, расположенными на последнем листе списка избирателей, визуально ознакомиться с рассортированными избирательны-ми бюллетенями. |
ОП разрешили назначить по два наблюдателя на участок в каждый день голосования | Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. |
Памятка наблюдателям на избирательном участке - Село Хоботец-Васильевское | — Наблюдатели получат возможность пройти этот тест, так же как и члены избирательных комиссий, сообщили в Центризбиркоме. |
Сколько получают наблюдатели на выборах 2024?
Вопросы и ответы на итоговый тест 2023 – Знайка | Находиться на избирательном участке с открытия до завершения подсчета голосов. |
Наблюдаем на участке | Наблюдатель вправе: находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования. |
Выборы под наблюдением | Порядок наблюдения на избирательном участке описан выше, в предыдущей главе. |
ОП разрешили назначить по два наблюдателя на участок в каждый день голосования | На самом избирательном участке и на расстоянии 50 метров от него не должны размещаться агитационные материалы. |
Права и обязанности общественного наблюдателя
Наблюдатель вправе: находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования. Я узнала, кто может находиться на избирательном участке на совершенно законном основании, узнала о функциях наблюдателя, как проходит подсчет голосов. Наблюдатели на избирательном участке имеют право делать фото и видео в помещениях для голосования.
Ограничения и правила
- Защита документов
- Коротко о выборах
- 1. Протокол УИК об итогах голосования заполняется:
- Ответы на вопросы Викторины
- Мы - партия «Новые люди»
Кто такой наблюдатель на выборах и как он фиксирует нарушения. Объясняем простыми словами
RU - Центризбирком разрешил Общественной палате России и региональным палатам назначать до двух наблюдателей на каждый день голосования на выборах в сентябре. В результате каждая палата сможет отправить наблюдать за выборами до шести своих представителей на каждый участок, разъяснили в комиссии. Принято постановление ЦИК, которое разъясняет порядок назначения наблюдателей от общественных палат.
Помимо пребывания на самом избирательном участке, они имеют право ходить с членами участковой избирательной комиссии УИК на надомное голосование. Считается, что присутствие наблюдателей на выборах снижает число фальсификаций или исключает их совсем. Совершать незаконные действия под пристальным надзором «народных контролеров» сложно как технически, так и психологически.
Полномочия наблюдателей Законом закреплен исчерпывающий список прав наблюдателей. Они могут: - знакомиться со списком избирателей, в том числе голосующих на дому, и сведениями о них; - находиться в помещении избирательного участка с момента его открытия и до завершения подсчета голосов; - присутствовать при голосовании на дому; - наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней и подсчетом числа избирателей; - наблюдать за составлением протокола об итогах голосования и получить его заверенную копию. Это важно в случае подмены комиссией версий протоколов; - обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к Председателю участковой избирательной комиссии; - обжаловать решения и действия бездействие избирательной комиссии в вышестоящую комиссию. Вместе с тем наблюдатели не имеют права нарушать тайну голосования и препятствовать работе избирательной комиссии. Они не могут выдавать бюллетени избирателям и заполнять их за кого-либо даже по его прямой просьбе.
Наблюдателям нельзя заниматься агитацией, считать бюллетени трогать их , а также участвовать в принятии решений избирательной комиссии. По сути, наблюдатели могут лишь следить за процессом выборов и контролировать голосование. Но и этого вполне достаточно.
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы.
Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В. С чего начинается общественное наблюдение в день голосования? В день голосования необходимо явиться на соответствующий избирательный участок заблаговременно.
Следует иметь в виду, что голосование осуществляется, как правило, в течение 12 часов время начала и окончания голосования устанавливается законом. При этом в некоторых случаях решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации начало голосования на отдельных участках может быть перенесено не более чем на два часа то есть может начаться в 6. До начала голосования председатель участковой избирательной комиссии начинает процедуру открытия с предъявления присутствующим пустых ящиков для голосования, опечатывает их, объявляет количество избирательных бюллетеней, полученных от территориальной избирательной комиссии, количество полученных и выданных открепительных удостоверений. Эти данные необходимо зафиксировать для осуществления последующего контроля. После этого председатель выдает членам комиссии с правом решающего голоса избирательные бюллетени под подпись и приглашает избирателей приступить к голосованию.
В течение всего дня голосования и на последующем подсчете следует иметь ввиду, что любую работу с бюллетенями выдача, сортировка, подсчет , равно как и с открепительными удостоверениями и списками, вправе осуществлять только члены комиссий с правом решающего голоса. На что следует обратить внимание в процессе голосования? Обратите внимание на то, что на каждом избирательном участке должна быть размещена информация о кандидатах и избирательных объединениях, а также увеличенная копия протокола голосования в УИК, в которой с утра должны быть следующие данные: номер, адрес избирательного участка, фамилии, имена и отчества кандидатов в том же порядке, что и в избирательном бюллетене. Требовать от избирательных комиссий внесения каких-либо еще данных например, количество открепительных удостоверений или избирательных бюллетеней неправомерно, так как в течение дня голосования эти данные могут меняться. На самом избирательном участке и на расстоянии 50 метров от него не должны размещаться агитационные материалы.
Агитация в день голосования запрещена. В течение всего времени голосования необходимо следить за тем, чтобы каждому избирателю выдавался только установленное число бюллетеней с учетом специфики каждых выборов. Например, выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе так называемой «смешанной» избирательной системы, поэтому каждому избирателю должны быть выданы по два избирательных бюллетеня — для раздельного голосования за кандидата и за избирательное объединение. На выборах депутатов Самарской Губернской Думы, проводимых в тот же единый день голосования 18 сентября 2016 года, также применяется смешанная избирательная системы, поэтому каждому избирателю, включенному в списки избирателей в Самарской области, будут выданы еще два бюллетеня для участия в региональных выборах. При этом любые разъяснения по порядку заполнения бюллетеня вправе давать только члены комиссии с правом решающего голоса.
Важно обращать внимание на то, чтобы избиратели входили в кабину голосования по одному. В то же время, по просьбе избирателя к ним в кабину для заполнения избирательного бюллетеня может войти избиратель, не являющийся членом комиссии или наблюдателем. Обращайте внимание на количество проголосовавших избирателей, это позволит исключить приписки числа проголосовавших при подсчете голосов.
Избиратель, не способный самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов УИК, наблюдателей, уполномоченных представителей, доверенных лиц кандидатов и кандидатов. В соответствующую графу СИ вносится фамилия имя, отчество и паспортные данные лица, оказавшего помощь, и его подпись, если избиратель сам не в состоянии расписаться за получение бюллетеней [65, 8П]. Открепительное удостоверение ОУ считается действительным, если на нем имеются две печати территориальной или участковой ИК и две подписи члена ИК, выдавшей ОУ, при этом одна подпись и одна печать должны стоять на отрывном талоне ОТ [64, 6П]. Желательно вести учет количества проголосовавших на заранее подготовленном бланке протокола. Используй метод записи и счета «конверт». Демонстративный подсчет значительно умеряет желание манипулировать численностью проголосовавших. Голосование вне помещения УИК производится по заявлению избирателей, имеющих на это уважительные причины, например состояние здоровья. Если заявление было устным, оно должно быть подтверждено избирателем письменно по прибытии к нему членов УИК с переносным ИЯ. Оно должно содержать те же данные об избирателе, которые внесены в СИ, уважительную причину, отметку о получении бюллетеней и подпись избирателя. За 30 минут до выезда объявляют о голосовании вне помещения УИК [67, 5П]. Члены УИК, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число избирателей в реестре голосовавших вне помещения УИК должно соответствовать числу письменных заявлений избирателей. Эти данные, число использованных и возвращенных бюллетеней, данные о лицах, присутствовавших при голосовании вне помещения УИК, отмечаются в отдельном акте, составляемом после окончания голосования вне помещения УИК. Переносной ИЯ не вскрывается до общего подсчета бюллетеней [69, 14П]. Наблюдатель вправе участвовать при проведении голосования вне помещения УИК. Однако, если ты на участке один, то достаточно проверить соответствие количества переносных ИЯ решению окружной ИК, числа полученных и возвращенных комплектов бюллетеней числу предварительных заявок, письменных заявлений избирателей и их соответствию упомянутым отдельным актам, а также соответствие содержания заявлений требованию закона. Добросовестное выполнение требований закона членами УИК технически не позволит в сколько-нибудь значительной степени исказить результаты выборов. Если на территории участка есть больница или другое учреждение с большим количеством граждан, которые не могут прийти в общее помещение для голосования самостоятельно, то необходим отдельный наблюдатель, который будет сопровождать переносной ИЯ. Наиболее частые нарушения избирательного законодательства: - «вбрасывание» бюллетеней в избирательный ящик на участке; - выдача бюллетеней без предъявления документа; - выдача одному гражданину нескольких комплектов бюллетеней; - неоднократная выдача бюллетеней одному и тому же лицу; - оказание помощи избирателю лицами, которым это закон запрещает; - агитация на участке в день голосования; - невнесение в списки избирателей граждан, находящихся на территории избирательного участка в больницах, вузах и т. Подсчет голосов. По истечении времени голосования в 20. По окончании голосования члены УИК подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени отрезая левый нижний угол. Число погашенных избирательных бюллетеней ИБ оглашают и заносят в протоколы об итогах голосования, а также в их увеличенные демонстрационные формы УФ. После этого оглашают и заносят в указанные протоколы число неиспользованных открепительных удостоверений. Открепительные талоны ОТ или открепительные удостоверения ОУ во втором туре , погашенные при получении избирателями ИБ, подсчитываются, их число оглашают и заносят в протоколы и их увеличенные формы. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей на каждую страницу СИ вносят суммарные данные по этой странице: а число избирателей, включенных в СИ без учета избирателей, которым выданы ОУ ; б число выданных ИБ в день голосования; в число ИБ, выданных вне помещения для голосования; г число избирателей, проголосовавших досрочно; д число ОУ, выданных УИК; е число избирателей, проголосовавших на участке по ОУ. После этого с СИ вправе ознакомиться наблюдатель [69, 4, 5П]. Далее оглашают и заносят в протоколы и УФ следующие данные в указанном ниже порядке вносят в поименованные строки : 1. Число избирателей, включенных в СИ на момент окончания. Число избирателей, проголосовавших по ОУ. Число ИБ, выданных на избирательном участке. Число ИБ, выданных вне помещения для голосования. Число ИБ, выданных проголосовавшим досрочно. После чего председателем или секретарем ИК обеспечивается хранение СИ, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов до проверки контрольных соотношений [69,6-9П]. При непосредственном подсчете голосов наблюдатель находится на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержания ИБ [21, 11дП]. Порядок подсчета голосов: сначала - из переносных ИЯ - число проголосовавших досрочно, затем - из переносных ИЯ - проголосовавших вне помещения для голосования. Вскрытию каждого переносного ИЯ предшествуют объявление числа избирателей, проголосовавших с использованием данного ИЯ, проверка неповрежденности печатей пломб [69,14П]. Этот факт с указанием фамилий членов УИК, обеспечивающих голосование с помощью переносного ИЯ, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования [69,14П]. Стационарные ИЯ вскрывают после проверки печатей пломб. Сортировка ИБ начинается с раскладывания ИБ по голосам за каждого кандидата с одновременным отделением ИБ неустановленной формы то есть не изготовленных официально либо не заверенных ИК и недействительных ИБ. Недействительными считаются ИБ, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности, такие, в которых любой знак знаки проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения УИК разрешает вопрос голосованием. На оборотной стороне такого ИБ запись о причинах недействительности заверяется не менее чем тремя членами УИК. Недействительные ИБ упаковываются отдельно от других ИБ.