Такая письменность в кириллической форме существует в Абхазской республике по сей день. Алфавит абхазского языка, основанный на русской графике, состоит из 64 букв, обозначающих 62 звука. Первый абхазский кириллический алфавит, состоящий из 37 букв, разработал русский языковед барон Петр Услар. Абхазский алфавит с русской транскрипцией. Алфавит в Абхазии удивительно большой: в нем 54 буквы.
Сколько букв в абхазском алфавите гласных и согласных?
Абхазский язык относится к северо-западной группе кавказских языков и является родственным к абазинскому, адыгскому, кабардино-черкесскому и убыхскому языкам. В абхазском алфавите содержится 6 гласных букв: а, е, и, о, ә, ы. Они используются для передачи различных звуков абхазского языка и обладают своими особенностями. Сколько букв в абхазском алфавите. Абхазский алфавит буквы. Абхазский язык алфавит и произношение. Абхазский алфавит с переводом на русский. Абхазский алфавит с транскрипцией. Азбука абхазского языка. Абхазский язык письменность. Вероятно, многие задаются вопросом: сколько же букв в абхазском алфавите? И будет удивительной новостью, что абхазский язык содержит в себе целых 64 буквы.
Сколько букв в абхазском языке — алфавит насчитывает целых 64 символа!
[3]. Сегодняшний абхазо-кириллический алфавит содержит множество букв, которые существуют только на абхазском языке. Согласные буквы в абхазском алфавите Абхазский алфавит, также известный как абхазо-адыгейский алфавит, состоит из 62 букв. В абхазском алфавите содержится 6 гласных букв: а, е, и, о, ә, ы. Они используются для передачи различных звуков абхазского языка и обладают своими особенностями.
Знаете ли вы, что абхазский алфавит содержит 54 буквы?
Это был период 1928-1936 гг. Единый алфавит позволил наладить регулярные контакты с братскими народами, печатать научную и методическую литературу — начиная от букварей, заканчивая пособиями по высадке садов и борьбе с малярией, художественная литература обогащалась новыми произведениями и переводами. Более того, в Абхазском госиздательстве в Сухуме издавались книги, газеты и журналы на лазском языке — и тоже на основе нового алфавита. Удины — народ лезгинской группы, проживающий в Азербайджане, также применили для своего языка письменность на основе этого алфавита. Потомки кавказских албанцев, обладавших своей самобытной письменностью полторы тысячи лет назад, вновь обрели письменность в 1930-х годах, и книги на удинском языке также издавались в Сухуме. Творческий, научный и организационный потенциал абхазских интеллектуальных элит того времени впервые сумел шагнуть за пределы территории Абхазии, потенциал абхазских интеллектуалов нашел достойное применение в созидательном, благородном деле просвещения народов. Сюжет четвертый — сталинизация В 1931 г. Абхазская ССР была преобразована в автономию в составе Грузии. Руководство Абхазии не сумело оказаться в стороне от внутрипартийных дрязг общесоюзного масштаба, в результате которого большевики Сталин и Троцкий схватились насмерть в борьбе за лидерство.
Победу в этой схватке одержал Сталин и, закрепляя свой успех, он принялся расчищать политическое поле от всех, кто прямо или косвенно мог поддержать его оппонентов. Это вылилось в Большой Террор 1937 года, но годом раньше в Тбилиси был злодейски отравлен Нестор Лакоба, а вскоре по обвинению в троцкизме сталинской машиной репрессий были уничтожены практически все руководство и интеллигенция Абхазии. На общесоюзном уровне произошел переход от идеологии мировой революции к построению социализма в отдельно взятой стране. Латинизация алфавитов языков народов СССР была свернута, все ранее латинизированные письменности подлежали переводу на русскую кириллическую основу. Практически все, кроме абхазского и осетинского уникальная ситуация: в Северной Осетии алфавит с латиницы перевели на кириллицу, а в Южной Осетии — на грузинскую графическую основу, при этом и там, и там речь шла об одном и том же осетинском языке! Период революции и национального подъема плавно стал сменяться контрреволюцией и упадком. Абхазский алфавит на основе грузинскогоЕще до перевода на грузинскую графику были видны первые признаки грядущих перемен — в книгах середины 1930-х годов все чаще появляются бодрая пропаганда с опорой на цитаты из Сталина. В итоге в 1937 году на Абхазской областной конференции компартии Грузии было принято решение о переводе абхазской письменности на грузинскую графическую основу.
Были рассмотрены два основных проекта: проект Д. Гулиа, С. Джанашиа и А. Шанидзе, в котором предлагалось отображать специфические абхазские звуки с помощью служебных значков, а также проект М. Хашба и А. Чочуа, в котором предлагалось использовать особые начертания букв для каждого звука. В итоге был принят алфавит, основанный на проекте Гулиа, Джанашиа и Шанидзе. Этот алфавит едва не поставил крест на всей системе обучения абхазскому языку — ни учителя, ни учащиеся после десятилетия обучения письму на основе латиницы так и не сумели до конца освоить абхазский алфавит на грузинской основе.
Грузинские исследователи по сей день приводят аргументы П. Услара, считавшего грузинский алфавит более подходящим для письменностей кавказских языков, чем русский или латинский, в качестве обоснования полезности перевода абхазской письменности на основу грузинской графики. Приводятся и другие аргументы. Например, для всех 64 звуков литературного абхазского языка применялись 33 буквы грузинского алфавита и 6 дополнительных знака, четыре из которых обозначали мягкость, твердость и огубление сочетавшихся с ними букв. Но обилие двухбуквенных сочетаний, стремление привязать произношение букв к нормам грузинского языка сделали процесс внедрения данного алфавита чрезмерно малоэффективным и во многом формальным. Этим алфавитом пользовались преимущественно молодые литераторы и выжившая после массовых репрессий часть абхазской интеллигенции. Сюжет пятый — настоящее время. Вызовы Алфавит Специальной КомиссииСмерть Сталина положила конец попыткам внедрить грузинский алфавит для абхазской письменности.
После смерти застрельщика тотальной грузинизации Абхазии, в деле абхазской письменности наметился процесс отката. Но не к алфавиту на основе латиницы 1928-1938 гг. Процесс перевода письменностей народов СССР на основу кириллицы запоздало завершился абхазской письменностью. В Южной Осетии было проще — они просто-напросто перешли на североосетинский вариант, благо язык один и тот же. Но с абхазским алфавитом пришлось повозиться. Во-первых, не получилось собрать столь же стройной системы, которая сложилась, начиная от П. Услара, заканчивая А. Начертания некоторых букв были изменены, причем для одних модификаторов применялись острые «хвостики», как у буквы Ц, для других — округлые, использовавшиеся в дореволюционных алфавитах.
Недостающие буквы заменили двухбуквенными сочетаниями — диграфами. Их получилось всего на две штуки меньше, чем в грузинской версии алфавита. В ряде случаев стерлись различия в написании полусогласных, не было стройности в передачи огубленных согласных. Бгажба в своей монографии об истории абхазской письменности прямо указал на все эти недочеты, рекомендуя внести ряд полезных изменений, которые могли бы привести к лучшему восприятию усложненного, по сравнению с дореволюционным, алфавита. Часть его рекомендаций удалось воплотить уже в независимой Абхазии — в 1997 г. Г Ардзинба были внесены небольшие изменения в правила написания огубленных согласных. Однако, изрядная часть носителей языка, особенно из числа интеллигенции, так и не приняла нововведений, и по сегодняшний день предпочитает использовать правила дореформенного написания. По всей видимости, сумбурный ХХ век со всеми его потрясениями, революциями, террором и диктатом, войнами и потерями, со всеми пятью действовавшими на протяжении столетия совершенно разнообразными алфавитами, выработал стойкую идиосинкразию на реформы алфавита.
На сегодняшний день в начертания отдельных букв внесены незначительные изменения, все модификаторы букв — унифицированы, появились электронные средства массовых коммуникаций, поддерживающих шрифты с буквами абхазского алфавита. К сожалению, абхазский народ, как и во времена Мустафы Бутба, разделенный народ, большая часть которого проживает за пределами исторического ареала. Для абхазов, проживающих в Турции, странах Ближнего Востока и других регионах Земли, нынешний алфавит на основе кириллицы вызывает такие же сложности в восприятии, как грузинский или армянский алфавит — у любого незнакомого с этими системами письма человека. Попытки преодолеть письменный барьер удаются далеко не всем зарубежным абхазам. По всей видимости, назрела необходимость переосмыслить наследие Мустафы Бутба, Николая Марра, Самсона Чанба и выработать некий механизм, который мог бы позволить зарубежным абхазам не ощущать себя в отрыве от письменного ареала родного языка. Во время работы над созданием абхазского алфавита, П. Услар для записи не встречающихся в русском языке абхазских звуков использовал буквы и решения из сербского алфавита на основе кириллицы. Сербскохорватский язык интересен нам не только этим.
Для этого языка существуют две различные письменные системы — на основе кириллицы и на основе латиницы. Сербы используют обе, хорваты — только на основе латиницы, в Черногории применяется алфавит на основе кириллицы, и никто из них не испытывает при этом никаких проблем в восприятии письменного языка. Разделенный абхазский народ имеет возможность создать единый ареал письменного языка. Разорвать порочный круг бесконечных реформ можно, не отвергая существующего абхазского алфавита и не отрицая потребности нуждающихся в понятном алфавите соотечественников. Возможно, сербскохорватское решение «алфавитной проблемы» — тот путь, который поможет нашему народу воссоединиться, если не на пространстве родной земли, то хотя бы в пространстве письменной речи. В целом положение абхазского языка в Абхазии сегодня таково: Среди абхазов довольно широко распространен разговорный язык, который, однако, все более и более отходит от литературных стандартов, усваивая из русского недопустимое количество заимствований. Знакомство же основной массы абхазов с родной грамотой и литературой поверхностно. Нередки и случаи полной безграмотности на абхазском языке.
Что касается не абхазов, то можно сказать, что среди них абхазский язык практически никакого распространения не получил. Надо отдать должное национальной интеллигенции, которая в таких условиях не перестает заниматься творческой деятельностью, издавая художественные произведения, словари и научные труды. Однако все их старания оказывают слабое влияние на жизнедеятельность общества. Несколько лет тому назад в абхазскую письменность было введено одно изменение, направленное на упрощение изучения абхазского языка и уточнение чтения слов. Но вместо этого реформа лишь снизила число читающих и пишущих на родном языке. На наш взгляд главной причиной низкой популярности абхазского языка является сама сущность образовательной системы в Абхазии. Кроме того, в силу объективных и субъективных причин абхазский язык не стал языком делопроизводства в республике и практически не применяется в бюрократических органах. По нашему мнению, сегодня необходимо точно определить каким мы хотим видеть будущее абхазского языка, ибо время работает против нас.
Абхазское государство созданное отчасти ради сохранения и развития абхазского этноса, вероятно, рассчитывает осуществлять развитие абхазского языка по двум основным направлениям. Первое связано с повышением общей грамотности на абхазском языке, а второе касается расширения области применения, куда входит овладение языком большинством жителей Абхазии и использование его во всех сферах общественной и политической жизни. Движение в данном русле должно позволить не только сохранить язык, но дать толчок для его дальнейшего развития. Таким образом, абхазскому языку предстоит преодолеть свою известную «провинциальность» и перестать быть лишь бытовым языком. Абхазский язык также должен стать и общим языком для всех абхазов, проживающих в диаспоре. Надо сказать, что наиболее трудноосуществимым, но и одним из важнейших условий для успешного воплощения планов по развитию и сохранению языка является вовлечение в этот процесс неабхазского населения Абхазии. Нельзя упускать из виду и тот факт, что большинство из них свободно владеет русским языком и не испытывает потребности в другом средстве межнационального общения. Что конкретно надо сделать для возрождения абхазского языка?
Откуда следует начинать? Вот главнейшие вопросы, на которые предстоит дать ответ государству немедля. Известно, что социализация как процесс усвоения человеком определенной системы знаний, начинается с самого раннего возраста. Государству желающему влиять на воспитание своих граждан необходимо воздействовать в первую очередь на агентов социализации. Таковыми являются родители, сверстники индивида, школа и т. И если демократическое государство не может принуждать людей воспитывать своих детей определенным образом, то оно вполне способно устанавливать образовательный стандарт, составлять школьную программу и определять требования при приеме на государственную службу. Эффективно используя эти рычаги легче всего, будет практически решить проблему абхазского языка в Абхазии. Заручившись поддержкой интеллигенции и всего общества, государство будет в состоянии приступить к реформам во всех вышеперечисленных сферах.
Самая важная работа по расширению сферы применения абхазского языка коснется школьной системы, как основного агента социализации на раннем этапе развития индивида. Тем более, школьное образование является фактически обязательным для всего населения Абхазии. По нашему мнению, в абхазской школе необходимо постепенно переводить все классы на абхазский язык, сохранив по понятным причинам усиленное изучение русского языка. Для поэтапного осуществления подобного плана необходимо привлечение филологов и других специалистов, которые первоначально, смогли бы перевести нужные учебники на абхазский язык.
В первом абхазском алфавите было 55 знаков Абхазский алфавит на основе грузинского имеет 33 буквы грузинского алфавита. В 1954 году вместо алфавита на основе грузинской графики был вновь введён кириллический алфавит.
Э — эа, 23. Ю — юа, 24. Я — яа, 25. Ф — фа, 26. Хь — хьа, 27. Ць — цьа, 28. Чь — чьа, 29. Шь — шьа, 30. Щь — щьа, 31. Ъь — ъьа, 32. Ыь — ыьа, 33. Ьь — ььа, 34. Эь — эьа, 35. Юь — юьа, 36.
Слова, связанные с похоронным обрядом также заставляют нас вспомнить об их исламском происхождении. Так, существующее в нынешнем значении в Абхазии слово аджанаазы от арабского джаназа и означающее крытое место для временного пребывания умершего во дворе дома, на самом деле обозначает похоронный обряд у мусульман. Даже уже при советском режиме, по приводимым описаниям Г. Смыр, 1972 , именуемый аджанаазы обряд выполнялся в абхазских селениях. И хотя из-за естественного ухода поколения знавших религию ахуаджа обряд аджанаазы перестал совершаться, его название приобрело другое значение, хоть и связанное с первоначальным. Акяфын от арабского кафан — кусок ткани, в который заворачивают покойного, саван и атоубыт от арабского табут, «деревянный ящик» — открытый гроб, используемый для похорон, перемещения, абхазами-мусульманами также слова арабского исламского происхождения. В настоящее время в Абхазии не часто услышишь многие слова, связанные с исламской обрядностью, например такие как аламаз от фарси намаз — молитва — пятикратная молитва по-арабски салят , выполняемая мусульманином; аптес от турецкого абдест — омовение водой, из фарси «аб» - вода, «даст» - рука — ритуальное малое омовение перед молитвой; акыблы от арабского кибла — направление для совершение молитвы в сторону Каабы. Но несмотря на все это и сейчас иногда можно услышать например от абхаза, просто собирающегося искупаться в море фразу «аптес аасхуап», то есть «возьму абдест». Понятие ашахат от арабского шахид , в широком смысле означающее свидетеля, среди мусульман используется в отношении человека засвидетельствовавшего свою веру, погибшего во имя религии Всевышнего Аллаха и возвышения Его слов. Борьба за свободу и веру сохранилась в абхазских песнях и преданиях в виде слова казаут от тюркского газават из арабского газва — военный поход, сражение. По сей день в Абхазии употребляется термин амаалыкь от арабского маляк — ангел, нередко в значении новорожденного, младенца, то есть буквально «подобного ангелу» другое слово означающее младенца — асаби, также арабского происхождения саби. Одно из самых показательных и по сей день в абхазском языке слов, связанных с Исламом, это ахалал от арабского халяль — разрешенное мусульманам в нынешнем значении означает доброе, хорошее. В противоположность ему ставится ахарам от арабского харам — запретное запретное, греховное, жадность. Производным от него словом является амцхарам буквально ложь-грех. Термин агунаха, обозначающий грех, происходит от фарси гунах с тем же значением. Понятие судьба, то, что суждено Всевышним, отражается в слове насып от арабского насиб. С существованием человека в этом мире связаны такие термины, как аразкъы от арабского ризк — пропитание, которое дает Всевышнийматериальное благо однокоренное с именем Аллаха ар-Раззак, то есть «дающий пропитание» , амал от арабского маль имущество, материальная собственность. Часто употребляемым в Абхазии словом амхаджырра от арабского мухаджир — совершивший переселение называют вынужденное переселение-хиджру абхазов в Турцию и арабские страны в XIX в. Оно так названо по аналогии с хиджрой пророка Мухаммада да благословит его Всевышний Бог и сподвижников мухаджиров из Мекки в Медину, спасавшихся от преследования за свою веру со стороны соплеменников-язычников. Ко временам раннего Ислама относит нас и термин ахабар от арабского хабар — весть, послание , который является синонимом хадиса, то есть предание, переданное от пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний Бог. Совсем недавно, еще в памяти сегодняшних стариков, порицаемым термином в абхазском языке являлся гьаур иманцыз от турецкого гяур из арабского кяфир, неверный; от тюркского имансыз, буквально «без веры» , означающий не неверующего. Словом азлымдырра от арабского зульм — тирания, несправедливость, преследование, в т. Аджныш от арабского джин в Абхазии обозначает джиннов, духов, которые как люди имеют право на выбор между добром и злом, но большинство из них вредит людям, их предводитель — шаитан от арабского шайтан — сатана , цель которого увести человека от всего благого. В абхазском языке имеется большое количество арабских, фарси и тюркских по происхождению слов, связанных с обычной жизнью и бытом. Многие из них например, аджика воспринимаются как чисто абхазские, об их происхождении мало кто задумывается. Однокоренное с предыдущим словом «туджар». Русское слово «сафьян» также происходит от этого. Абхазская письменность — сюжеты развития Алфавит УслараСюжет первый — становление Полуторавековая история абхазской письменности включает в себя множество сюжетов, в которых с определенной периодичностью прослеживаются как колониально-миссионерские, так и национально-просветительские мотивы. Так, в самом фундаменте абхазской письменности содержится синтез из колониально-миссионерских мотивов: офицер колониальной администрации осуществил гигантскую работу по созданию абхазского алфавита, а затем результаты этой работы применялись для перевода религиозных книг. Однако параллельно этому шел процесс обучения в приходских и горских школах абхазских детей. К началу ХХ в. Именно им было суждено применять письменный абхазский язык на практике. Сначала — в робких попытках литературного и поэтического творчества, затем — в прессе и переводах светской литературы, и уже после революции — впервые в деле государственного строительства. Абхазский букварь Революция в России на какой-то момент отпустила все процессы на самотек — в различных уголках бывшей империи бушевали войны и передел территории, находившейся в перманентном хаосе. Абхазия, несмотря на попытки местной элиты взять курс на самоопределение, оказалась оккупированной войсками Грузии. Вынужденная считаться с этим фактором, Грузия не могла препятствовать развитию национального-культурного самоопределения. Именно в этот период, в 1919 г. Издание газеты стало возможно благодаря усилиям группы абхазской интеллигенции, членов Народного Совета Абхазии: С. Чанба, М. Цагурия, Д. Алания, И. Н Маргания, которые официально требовали от меньшевистского правительства периодического печатного органа на абхазском языке. Азбука ЧочуаГазета издавалась абхазским алфавитом на основе кириллицы, последнюю на тот момент модификацию которой осуществил А. Одновременно, в том же 1919 г. В Стамбуле вышел в свет букварь авторства Мустафы Бутба, годом ранее совершившего путешествие в Абхазию. Сохранилась часть его дневников, в которых он описывает эту поездку, перемежая путевые впечатления мыслями о состоянии народа Абхазии и абхазского языка. В Турции, стоявшей в шаге от революции, на тот момент использовался османский язык в качестве государственного, и письменность на основе арабской вязи в качестве алфавита. Однако М. Бутба предпочел не игнорировать исторический и культурный региональный контекст, и использовал в качестве базы для своего проекта по созданию абхазского алфавита латинский алфавит, подчеркивая тем самым необходимость модернизации абхазской культуры и ее интеграции в естественный средиземноморско-европейский ареал. К сожалению, алфавит этот не получил практического применения в Турции. Волею судеб сложилось так, что большая часть абхазской элиты в Турции оказалась не в числе сторонников революции и Кемаля Ататюрка, который после своей победы отнюдь не задавался целью развивать языки этнических общин новообразованной Турецкой Республики. Абхазская община Турции стала объектом государственной политики ассимиляции, о письменном абхазском языке в Турецкой Республике не могло идти речи. Однако сам Ататюрк прекрасно понимал всю мощь модернизационных возможностей латинского алфавита — 1 ноября 1928 года письменность для турецкого языка была переведена на латинскую графическую основу. То, что не удалось сделать Мустафе Бутба для абхазского языка в Турции, удалось сделать Ататюрку — но для турецкого языка. Турция встала на путь модернизации. Сюжет второй — революционный эксперимент Революция в Абхазию по-настоящему пришла весной 1921 года — вместе с отрядами «Кьараз» под руководством Нестора Лакоба. Грузинскую администрацию выбили из Абхазии, после чего была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. По-настоящему оценить масштабность произошедшего можно сейчас, когда спустя почти семьдесят лет пребывания в качестве советской субколонии Абхазия вновь стала на путь восстановления государственности. Построение государственности немыслимо без государственного же языка — и абхазский язык впервые в новейшей истории стал употребляться в этом качестве. Следует отметить, что П. Услар, создавая абхазскую письменность, а вслед за ней и письменность для многих кавказских языков, включая сванский, отмечал, что предпочел бы использовать для этих целей грузинский алфавит. Однако, в качестве основы для создаваемых письменностей им было избрано употребление русской кириллицы — в первую и главную очередь для скорейшего усвоения соответствующими народами русской письменности и языка. Сегодня, полтора века спустя, в Абхазии употребляются преимущественно абхазский и русский языки — что самым наглядным образом демонстрирует действенность выбора алфавитной основы колониальной администрацией. Об этом прекрасно знали пришедшие в 1921 г. Мальчик из села Лыхны по имени Нестор Лакоба, обучаясь в церковно-приходской школе при Новоафонском монастыре, именно таким образом изучил русский язык. Позднее, оказавшись у руля государственной власти, он предпочел напрочь избавиться от колониального наследия в абхазской письменности. Непосредственно самим процессом занялся Самсон Чанба, тоже выпускник Драндской монастырской школы, соратник Нестора Лакобы. Этот эрудированный, образованный человек отличался многими талантами — в историю Абхазии он вошел, как основатель абхазского национального театра. Руководители Советской Абхазии внимательно отслеживали глобальные тенденции, намечавшиеся в послевоенном обустройстве мира. Советизация бывшей Российской Империи, курс на модернизацию, наметившийся как среди советских республик, так и в регионе в целом не оставил без изменений и вопросы обеспечения грамотности населения. В связи с тем, что социалистическая революция ее творцами мыслилась как всемирная и культурная одновременно, был избран курс на применение латинской графики для создаваемых и реформируемых письменных систем народов советских республик. В первую очередь это касалось народов тюркской группы — азербайджанцев, татар и т. То же самое касалось и кавказских народов — так, для адыгского языка с 1855 года использовалось письмо на арабской графической основе. Советская унификация стремилась сгладить эти барьеры, составив единый латинизированный алфавит для всех народов кстати, существовал даже проект перевода русского алфавита на латиницу. Эти обстоятельства побудили руководителей Абхазии обратиться к научному сообществу. В то время самым известным лингвистом, вплотную занимавшимся вопросами абхазского языка, был Николай Яковлевич Марр. Это был ученый, чьи невероятные лингвистические способности и научное чутье перемежались откровенно лженаучными заблуждениями, для фиксации абхазского языка в научных текстах изобрел собственный фонетический алфавит, базис которого состоял из латинского алфавита, дополненного буквами из греческого и русского алфавитов. Именно этот специализированный фонетический алфавит он назывался Абхазский Аналитический Алфавит , практически без изменений был им предложен для проведения реформы письменности абхазского языка. Эксперимент по внедрению абхазского аналитического алфавита для практических целей оказался провальным — буквы, чья огласовка подчас не совпадала со сложившейся международной традицией, были дополнены всевозможными диакритическими знаками: снизу, сверху и сбоку от буквы; точки, черточки и кружочки; галочки и прочерки над и под буквами создавали невероятно сумбурное, сложное и несовершенное подобие алфавита. Попытки внедрить его в обучение и делопроизводство в 1926 г. Сюжет третий — новый абхазский алфавит В конце 1920-х годов началась всесоюзная кампания латинизации алфавитов в тюркоязычных республиках и автономных республиках СССР. Для реализации этого проекта был создан Всесоюзный Центральный Комитет Нового Тюркского Алфавита иногда просто — Нового Алфавита , были выделены значительные полномочия, финансовая и научная поддержка. Абхазия приняла самое активное участие в этом мероприятии — так, после неудачи с аналитическим алфавитом, Самсон Чанба и Мушни Хашба направили Николаю Яковлеву — одному из научных кураторов процесса латинизации, предложения по созданию нового абхазского алфавита и внедрению в работу ВЦК НТА. Параллельно шел процесс унификации алфавитов среди языков родственных языковых групп — тюркских, дагестанских, народов Севера и Дальнего Востока и т. Встал вопрос об унификации алфавитов народов абхазо-адыгской языковой группы. Судя по крупицам документальных фактов, сохранившихся с того времени, процесс этот не проходил гладко: сначала были споры между кабардинскими и адыгейскими реформаторами — каждый старался заложить в основу будущего унифицированного алфавита свой вариант. Было непонятно, что делать с абазинским языком. Было совершенно непонятно, как совмещать абхазскую и северокавказскую версии нового латинского алфавита. После нескольких заседаний в Майкопе, одно из которых после тщетных попыток договориться даже покинула абхазская делегация, консенсус был найден. Был создан суммарный алфавит из 79 знаков из которых 52 применялись для абхазского алфавита , подавляющая часть букв из которого одинаково читалась на всех языках абхазо-адыгской группы. Новый абхазский алфавитБыл создан алфавит для абазинского языка — лишь в некоторых деталях отличавшийся от абхазской версии алфавита. Были разосланы предложения по унификации черкесским общинам в Турции и Иордании, создавших свои версии алфавитов на основе латиницы. Разумеется, для внедрения нового алфавита были предоставлены соответствующие ресурсы.
Абхазская письменность
В первом абхазском алфавите было 55 знаков (в издании все они приведены только в рукописной форме). Из них все буквы русского алфавита, за исключением ё, й, щ, ю, я, э, ъ, входят в абхазский алфавит. В нем было 76 букв, и он назывался "абхазский аналитический алфавит". Сегодня абхазские буквы имеют основу из видоизмененного кириллического алфавита. Для этого наречия характерно маленькое количество гласных и большое число согласных звуков: из 64 букв только 6 гласных. гласных букв 6) один из самых сложнейших языков по произношению в мире) неологизмы, введенные в русский язык, в основном звучат на абхазском так же плюс в начале прибавляется буква "а".например, "Авикипедиа".на эту тему есть много приколов среди местных. В современном абхазском алфавите 64 буквы.
Знаете ли вы, что абхазский алфавит содержит 54 буквы?
В алфавите – 62 буквы, он включает в себя 56 согласных и всего 6 гласных и содержит несколько разновидностей букв «К», «Г», «Х» и других. Абхазский алфавит состоит из 64 букв. Ахра Смыр: Были послереволюционные эксперименты, когда для латинизации абхазского алфавита. 7. Абхазский алфавит состоит из 54 букв. В современном абхазском алфавите 64 буквы.
Абхазский язык | как говорят абхазы
Абхазский алфавит состоит из 64 букв. Сколько гласных букв в абхазском алфавите: подробное описание Абхазский алфавит включает в себя 58 букв. Такая письменность в кириллической форме существует в Абхазской республике по сей день. Алфавит абхазского языка состоит из 64 букв: 56 согласных, 6.
Сколько букв в абхазском алфавите?
Его алфавит, состоящий из букв гласных и согласных звуков, имеет свою собственную уникальность и красоту. Всего в абхазском алфавите содержится 62 буквы — 28 гласных и 34 согласных. Интересно, что абхазский алфавит основан на глаголице — древнем славянском письменном языке.
Комитет по государственной языковой политике курирует политику в этой сфере и занимается изданием методической литературы, детской художественной литературы, словарей, аудио- и видеопродукции для дошкольных и школьных учреждений.
Абхазский язык — государственный язык Республики Абхазия. Он родной для половины населения республики, то есть для 122 тысяч этнических абхазов, проживающих в республике по состоянию на 2011 год. В России, по данным переписи населения 2010 года, абхазским языком владеет 6786 человек.
В Турции, по переписи 1965 года, 4563 человека назвали родным абхазский язык или абазинский, поскольку в Турции они считаются одним языком под названием абаза и еще 7836 человек назвали его вторым своим языком. Абхазский язык распространен на территории всей современной Абхазии. Абазинский язык распространен на Северном Кавказе: на большей части территории современной Карачаево-Черкесии, в Мостовском районе Краснодарского края и в районе Кисловодска.
В XIX веке значительная часть абхазов была вынуждена покинуть родину и переселиться в Османскую империю. Вследствие чего абхазский язык получил распространение и в Турции, где на нем говорят в местах массового проживания абхазов, в провинциях Дюздже, Болу, Сакарья, Кайсери, Самсун, Сивас, Бурса и другие. Сколько диалектов в абхазском?
В настоящее время в Абхазии остались носители только трех диалектов абхазского языка. На абжуйском диалекте говорят в Очамчырском районе республики, бзыбский диалект распространен в Гудаутском районе, немногочисленные носители самурзаканского остались в селах Агубедиа и Река Очамчырского района и части села Чхуартал Галского района. Носители всех других диалектов абхазского языка были вынуждены переселиться в Османскую империю в XIX веке вследствие агрессивной политики царской России на Кавказе.
Вплоть до 1860-х годов на западе исторической Абхазии, на территории между реками Сочи и Жоэквара было распространено садзское наречие, которое включало в себя приморский и горный диалекты. Садзы покинули историческую Родину в период Кавказской войны, после чего исчезли с исторической арены. На юге страны вдоль побережья были распространены бзыбский, гумский, абжуйский и самурзаканский.
В горах Абхазии еще полтора века назад говорили на псхувском наречии, а также на цебельдинско-дальском. В данном случае в литературном языке используется слово «анаша» «огурец» на бзыпском диалекте , а не акьантыр «огурец» на абжуйском. Абхазский — один из сложнейших языков мира.
В абхазском всего два коренных гласных звука а, ы и сложная система согласных в абжуйском диалекте - 58, в бзыбском диалекте - 65. При том много шипящих, свистящих, а также гортанных звуков. Кроме того, в языке существуют разновидности придыхания, с которым произносится звук.
Однако фонетика — не единственная сложность. К примеру, личных местоимений в единственном числе пять, во множественном числе три. А глагол в абхазском языке обладает таким большим количеством разнообразных грамматических форм, что играет исключительную роль в образовании предложения.
Одним глаголом можно обозначить категорию лица, класс, наклонение, время, переходность, а также вопросительную или отрицательную форму. Вот примеры.
Абхазский алфавит играет важную роль в сохранении и развитии абхазского языка. Он позволяет абхазам редактировать и представлять свою культуру и наследие через письменность. Сколько гласных звуков в абхазском языке и их роль в произношении слов В абхазском алфавите есть 6 гласных букв, которые обозначают следующие звуки: А — произносится как открытый гласный звук [a], например, в слове «абхаз». И — произносится как полузакрытый гласный звук [i], например, в слове «ийе». О — произносится как закрытый гласный звук [o], например, в слове «ошара». Гласные звуки в абхазском языке играют важную роль в произношении слов.
Они помогают передать смысл и эмоции, добавляют мелодичность и выразительность. Кроме того, в абхазском языке есть дополнительные знаки над гласными буквами, которые меняют их произношение. Также в абхазском языке есть дифтонги — сочетания двух гласных звуков. Количество согласных звуков в абхазском языке и их влияние на написание и произношение слов Согласные звуки в абхазском языке составляют основу его звукового инвентаря.
Помимо того, что абхазский является одним из самых древних языков, он также признан одним из самых сложных. Причём сложность составляет и фонетический пласт языка, и грамматика. Считается даже, что абхазский язык невозможно выучить не носителю. По сути, это действительно так.
Редкие исключения составляют лишь те люди, которые погружались в языковую среду целиком — переезжали на всю жизнь или на значительную часть жизни в Абхазию. Связывают тяжёлое обучение языка с тем, что языку присущи звуки, которые не характерны для других языков, например, ряд гортанных и шипящих звуков. Кроме того, в абхазском языке существуют разные виды придыхания. Личных местоимений единственного числа в абхазском насчитывается пять, во множественном три.