К довершению двухлетних побед, недоставало Русским только быть в Париже; до сей желанной минуты нельзя еще было насладиться плодами столь многих кровопролитных битв, завоеванных крепостей и ниспроверженных Царств. Очередная, 210-я годовщина вступления русской армии в Париж 31 марта 1814 года происходит в условиях беспрецедентной напряженность в российско-французских отношениях. 31 марта 1814 года в полдень в Париж торжественно вступили отборные части союзных войск во главе с императором Александром I и командующими союзными войсками.
РУССКИЕ В ПАРИЖЕ. ТАК БЫЛО
Русская весна 1814 года в Париже | К довершению двухлетних побед, недоставало Русским только быть в Париже; до сей желанной минуты нельзя еще было насладиться плодами столь многих кровопролитных битв, завоеванных крепостей и ниспроверженных Царств. |
31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж | Click to enlarge image 1. Vstuplenie Russkoj armii v Вступление Русской армии в Париж Вступление Русской армии в Париж. |
«Вежливые люди» 1814-го: русские в Париже
31 марта 1814 года русские войска в составе сил антифранцузской коалиции вступили в Париж. англичан, попутно защищая от уничтожения чахлые европейские монархии. Конференция, посвященная пребыванию русских во Франции в 1814 году, была организована Центром изучения славянской истории Университета Париж-I Пантеон-Сорбонна.
Русские взяли Париж, но французы не выучили урок 1814 года
Густые бороды, шаровары с лампасами, по началу они вызывали у парижан приступы первобытного страха. Именно так, по их представлениям, и выглядели настоящие варвары. Разграбление Москвы в 1812 году. Источник: cont. Они оказались добродушными и веселыми. Более того, у парижан благодаря им даже появилась мода на бороды «аля казак».
Даже тот факт, что бородачи превратили набережную Сены в пляжную зону, парижан не смущал. Они в этом видели «изюминку». А казаки, как и у себя на Дону, купались в Сене сами и купали коней. Парижане были уверены, что русские пришли мстить Их популярность была так высока, что даже Жорж Санд посвятила им свое произведение под названием «Казаки в Париже». Бородачи отвечали городу взаимностью.
Их восхищали изысканные парижанки и вкусное вино. А вот отношения парижан и представителей азиатских конных полков оставляли желать лучшего. Особенно сильно пугали французов калмыки и татары с верблюдами. Национальные кафтаны, шапки, лук и стрелы азиатов слабо ассоциировались у горожан с XIX веком. В общем, пребывание в городе не прошло бесследно ни для самих парижан, ни для русских.
Она оказалась прямо противоположной обещаниям императора французов и ожиданиям безгранично веривших ему вооружённых людей. Вот и стали обманутые срывать зло на всём, что под руку попадалось, на всех, кто оказывался на их пути. Отступающим это свойственно. Только нам известна и хроника движения Великой армии к Москве и пребывания её в древней столице. Сразу после перехода через Неман, ещё переполненные самомнением, сытые, не уставшие, прекрасно экипированные солдаты Наполеона отличились в грабежах и насилиях над обывателями западных губерний, особенно в Вильно. А ведь там преобладали католики, ждавшие восстановления Польши и приветствовавшие «освободителей» более того, Литва пополнила Великую армию 20-ю тысячами волонтёров. От французов и прочих «языков» в разбое не отставали поляки Домбровского, которые до того добывали свободу своему народу в составе французских армий, лишая её испанцев и других жертв ненасытного корсиканца.
За Минском, где повторились виленские события, «города и деревни подверглись неслыханному разорению, - вспоминала графиня Шуазель-Гуффье. Мародёрство приняло массовый характер, исчез страх перед наказанием. В июне под корм лошадям отдавали невызревший хлеб на полях. Трупы павших животных сбрасывали в реки, что вызвало эпизоотию, косившую, в основном, кавалерийских и ездовых лошадей наступающих. Грандиозным грабежом и повальным пьянством захватчиков отмечен первая ночь оккупации Москвы. Труайя, Александр I. Картина Великой армии ещё великой, 100-тысячной, боеспособной на выходе из города не менее пестра.
Ещё тепло, дороги раскисли; по ним движутся колонны пеших и конных, экипажи, телеги, гружённые добром. Солдаты тащат на себе награбленные пожитки. Офицеры в женских салопах и меховых шапках — маскарадные персонажи. Кажется, каждой твари по паре со всей Европы — смесь наречий подтверждает. Анри Труайя верно назвал этот сброд кочевниками с добычей, сплочёнными страхом, который гонит их в неизвестность. Так что превращение армии великого завоевателя в армию мародёров надо искать отнюдь не в настроениях толпы, вызванных бегством. Естественно было ожидать, что при переходе войск Коалиции через Рейн французов ждёт возмездие со стороны русских во всей полноте.
Оказалось, не меньшее чувство мщения испытывали «новообращённые союзники» русских. Хотя их страны и не подверглись такому опустошению, как полоса военных действий от Немана до Москвы, да в отличие от подданных царя, гордых изгнанием захватчиков, вчерашние невольники «узурпатора» в полной мере вкусили унижений от его тяжёлой руки. Те, кто вынужден пресмыкаться перед сильным на виду у всего мира, более мстительны, чем ограбленные и потерявшие близких, но не покорённые. Немецкий генерал Йорк с раздражением говорил: «Я думал, что имею честь командовать отрядом прусской армии, теперь вижу шайку разбойников». Однако король Пруссии оправдывал своих солдат. Перед штурмом столицы Франции Фридрих-Вильгельм проговорился «брату» Александру, опасавшемуся за жизнь и имущество парижан, что «никак не берётся воспретить такого удобного и долгожданного случая для прусских войск» - отмстить за все несчастья их родины. Предводитель «татарских полчищ», как нередко назывались русские полки в прессе врагов и «друзей», был шокирован.
Он не позволил себе из чувства мести расправиться с изменниками-поляками, когда перешёл Неман. Более того, ещё в Вильно Александр подписал акт амнистии тем полякам и литовцам, из своих подданных, которые прогулялись к Москве и обратно под наполеоновскими знамёнами, пользуясь при этом доходами с имений в Малороссии и Белоруссии. Теперь русский царь больше всего желал, чтобы Париж не постигла участь Москвы. В этом была его своеобразная месть. Он не упускал случая напомнить солдатам о их освободительной миссии, угодной Богу. Даже под стенами Лейпцига, где уже полегло в знаменитой Битве народов, около 20000 его соотечественников, царь объехал войска, призывая: «Будьте великодушны к побеждённому неприятелю и к несчастным жителям! В другом сражении рисковал жизнью, когда союзная конница рубила в куски наполеоновских новобранцев, которые, став в каре, отчаянно отбивались штыками.
Царь с эскортом каким-то чудом, не вынимая шпаги, въехал в середину каре и остановил истребление этих ещё мальчиков, храбрых, но безумно. Русские, как правило, таким речам своих командиров тем более, высшего из них внимали. Поступки, вроде описанного выше, производили на них благое впечатление. Но подданные Фридриха-Вильгельма, видимо, разделяли особое мнение» своего короля. У них уже накопился немалый опыт. В Ножане пруссаки терзали суконщика растягиванием за конечности, выпытывая, где он прячет деньги; в Провене бросили на угли младенца, когда его мать отказалась выдать тайник с драгоценостями. Самым ненавистным словом во Франции стало слово «прусак».
От них не отставали подданные кесаря Франца, который, «согласно правилам хорошего тона», отсиживался в Вене, так как австрийская армия теперь действовала против его зятя в 1810 году кесарь откупился от «корсиканского чудовища» своей дочерью Марией-Луизой. В одном только округе Вандевр, занятом австрийцами, насчитали 550 человек, умерших от ран и побоев. В ответ крестьяне, собираясь в группки фронтиеров, не менее зверски расправлялись с насильниками. Разбой прусских частей и подразделений австрийской армии выделялся на общем фоне оккупируемой территории, хотя у всех победителей было «рыльце в пушку». Ради истины, следует указать пальцем на казаков, которые на имущество побеждённых смотрели как на законные «трофеи», а кровь человеческую, в том числе свою собственную, считали подкрашенной водицей. Попробуй обуздать казака, если он вооружённый добытчик по глубинной своей природе. К удаче французов, казаки были малой величиной в рядах русской армии.
Ужас перед бородатыми кентаврами, мчащимися со свистом и гиканьем с пиками наперевес, сменялся вздохом облегчения, если в селение или в город входили регулярные русские части. Они резко и выгодно отличались от подразделений других воюющих на стороне коалиции государств, соблюдая строгую дисциплину даже в походе. Расквартированные же по окончании войны в Париже и пригородах, большую часть времени проводили в казармах как пленники побежденных, - замечает французский историк. Их плохо кормили, изнуряли работами и смотрами. Генерал Н. Муравьев с возмущением писал, что с согласия русского командования парижской национальной гвардии позволили брать наших солдат под арест, от чего начались драки и побеги. Один солдат был расстрелян за то, что стащил хлеб из булочной.
Отличительной чертой русских офицеров была самодисциплина. Знатные проводили свободное время в салонах; те, кто попроще, посещали театры, рестораны, музеи, литературные и политические кружки, из которых впоследствии некоторые последуют прямо на Сенатскую площадь в Петербурге. Было ли такое поведение следствием только строгих приказов, а для нижних чинов - палочного воспитания, страха крепостного перед офицером-барином? Или существовали еще какие-то побудительные причины жалеть ненавистного врага? Oтвет на эти вопросы можно найти в воспоминаниях современников и трудах историков, у романистов.
Сегодня, когда Франция в очередной раз хочет бросить свои войска на русскую землю, об этом особенно важно помнить. Французскому президенту Эмманюэлю Макрону не терпится примерить треуголку Наполеона, но он не должен забывать о его печальной судьбе.
В ходе обсуждения доклада Плюмозиль уточнила терминологию: с русскими солдатами и офицерами имели дело не только «официальные» проститутки, но модистки, белошвейки и прочие парижские простолюдинки. В начале доклада Губина продолжила тему, заданную Мари-Пьер Рей: одной из целей Александра при вступлении в Париж было «доказать, что мы [русские] не медведи! Франция отнюдь не была для русских офицеров — даже для тех, кто никогда не пересекал ее границы, — неведомой страной; как правило, они хорошо знали ее по книгам. Но именно эти знания стали причиной множества разочарований; сравнивая прочитанное с увиденным, русские военные убеждались в ложности многих стереотипов и, сначала в письмах к родным, а затем в мемуарах, упрекали французов за это несовпадение реальности с книжными представлениями впрочем, точно такие же разочарования пережили и многие французы, когда оказались в России. Поскольку о том, как русские военные воспринимали завоеванную Францию, мы можем судить прежде всего по их дневникам и воспоминаниям, докладчица в финале своего выступления остановилась на некоторых особенностях этих мемуарных текстов. Хотя военные были «путешественниками помимо воли», все же, оказавшись за границей, они ощущали потребность следовать определенному литературному канону и, во-первых, непременно вести путевые записки ибо это представлялось им одним из наилучших способов доказать свою «европейскость» , а во-вторых, вести их по модели главного русского сочинения в этом жанре — карамзинских «Писем русского путешественника». Тему разочарования русских военных, оказавшихся во Франции в 1814 году, продолжила Любовь Мельникова Институт российской истории РАН в докладе «Франция и французы глазами русских участников кампании 1814 года». Если судить по фрагментам воспоминаний, которые цитировала Мельникова, русские как будто мстили французам и за те восторги, какие эти образованные европейцы вызывали у них в довоенное время, и за те разрушения, какие французы произвели в 1812 году в России. Мемуаристы дружно спорят с представлениями о том, что Франция — это рай на земле, они охотно описывают бедные деревни, крестьянские хижины со скверными печками впрочем, хороших каминов русские мемуаристы не находят и в домах многих аристократов. Французам ставят в вину и то, что хороший обед можно получить только в Париже впрочем, наиболее объективные наблюдатели отмечают, что вино — и, прежде всего, шампанское — хорошо везде , и то, что многие французские предметы обихода на самом деле хуже русских, но имеют гораздо лучшую репутацию исключительно потому, что изготовлены во Франции например, по мнению Ф. Глинки, лапти гораздо удобнее, чем сабо, но в России все бы стали восхищаться этими деревянными башмаками — ведь они привезены из прекрасной Франции. Русские мемуаристы упрекают французов и в безбожии на месте одной церкви выстроен цирк, на месте другой — рынок , и в неумеренной любви к зрелищам впрочем, тот же Глинка отмечает и положительную черту — страсть французов к чтению. На основе приведенных примеров докладчица высказала предположение о необходимости пере-смотреть традиционные представления историков о том, что декабристское движение зародилось под влиянием впечатлений, вынесенных русскими офицерами из пребывания во Франции в 1814 году. По мнению Мельниковой, мемуары свидетельствуют: далеко не все из увиденного вызывало их одобрение. Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции. Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку. Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников». Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно. Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе. Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801. Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные. Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар. Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам. Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков. Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике. Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии. Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться. Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел. Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона. Николай Промыслов Институт всеобщей истории РАН сделал доклад на тему «Изображение русской армии во французской прессе с 1805 по 1814 год». Газеты в начале XIX века были главным источником информации; Наполеон это прекрасно понимал и потому уделял большое внимание контролю над прессой. Россия на страницах французских газет в исследуемый период упоминалась достаточно часто: реже Англии, но чаще Австрии и Пруссии. Французов особенно интересовала военная сторона дела, они постоянно пытались хотя бы приблизительно определить русскую военную мощь. Впрочем, парадоксальным образом, в 1812—1814 годах количество информации о передвижениях русской армии во французских газетах сильно уменьшилось, — то ли оттого, что французская цензура стала действовать еще строже, то ли оттого, что русские начали тщательнее охранять свои секреты.
Сколько русских солдат осталось в Париже в 1814 году из-за любви
10 апреля 1814 года, на площади Конкорд занятого русскими войсками Парижа,, на месте казни французского короля Людовика XVI, к изумлению парижан император Александр велел отслужить пасхальную литургию с большим православным хором, в присутствии русских войск. Вместе с российской гвардией 31 марта 1814 г. в столицу поверженной наполеоновской империи Париж вступил и не раз прославившийся кровопролитных сражениях Заграничных походов русской армии Гвардейский морской экипаж. На исходе марта 1814-го в результате решающего обманного манёвра русские в составе армии союзников войска проникли в тыл Наполеона и вошли в Париж. Триумфальная для русских войск весна 1814 года отражена во многих произведениях изобразительного искусства.
Русская весна 1814 года в Париже
Донские казаки в Париже в 1814 году | По старому стилю вхождение русских войск в покоренный Париж произошло 19 марта 1814 года. |
Памятная дата военной истории России: 31 марта 1814 года русские триумфально вступили в Париж | 31 марта 1814 года (по новому стилю) русские войска под командованием генерала Николая Раевского торжественно вступили в Париж. |
31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж | 10 апреля 1814 года, на площади Конкорд занятого русскими войсками Парижа,, на месте казни французского короля Людовика XVI, к изумлению парижан император Александр велел отслужить пасхальную литургию с большим православным хором, в присутствии русских войск. |
Донские казаки в Париже в 1814 году | Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация? |
Русские в Париже, или Конец Наполеона
Французы отчаянно оборонялись и переходили в контратаки, чтобы продержаться до подхода Наполеона или получить помощь от 700-тысячного Парижа. Однако численное преимущество русской армии и союзников давало о себе знать. К 11 часам 30 марта русские и прусские корпуса приблизились к высотам Монмарта. По свидетельству барона Мюффлинга, увидев превосходство вражеских сил, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт трусливо бежал с поля и защитники Парижа оказались без штаба.
Сражение за Париж стало в военной кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии. Союзники Россия, Пруссия, Австрия, Англия, Швеция и за один день 30 марта боёв с наполеоновской армией потеряли более 8 тысяч солдат, из них более 6 тысяч были русскими солдатами. Это было самое кровопролитное сражение Французской кампании 1814 года, определившее судьбу французской столицы и всей империи Наполеона.
После напряжённых боёв к полудню 30 марта русские артиллеристы заняли господствующие высоты на подступах к французской столице. На высотах стали разворачиваться артиллерийские батареи для обстрела кварталов Парижа. Французский маршал Огюст Фредерик Луи Мармон не питал иллюзий и предложил русским переговоры, но император Александр I, был непреклонен и требовал капитуляции, он сказал, что «прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица».
Маршал Огюст Фредерик Луи Мармон 1774—1852 , герцог Рагузский по итальянски Рагуза — название города Дубровник, ныне в составе Хорватии ,управлял до 1811 года Рагузской Дубровницкой республикой, а после её присоединения к Иллирии, управлял Иллирийскими провинциями. В 1813—1814 годах маршал Огюст Мармон командовал шестым корпусом французской армии, участник Саксонского похода. Наступление русской армии продолжилось, но к маршалу Мармону был направлен флигель-адъютант императора Александра, полковник Михаил Орлов, который сообщил, что русский император желает сохранить Париж и предлагает Франции капитулировать.
Именно с этих пор слово «Рагуза» raguser стало во Франции синонимом слова «предатель» фр.
Сегодня, когда Франция в очередной раз хочет бросить свои войска на русскую землю, об этом особенно важно помнить. Французскому президенту Эмманюэлю Макрону не терпится примерить треуголку Наполеона, но он не должен забывать о его печальной судьбе.
Никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать». Всем Парижем Больше всего парижане боялись мести русских. Ходили истории о том, что солдаты обожают насилие и забавляются варварскими играми. Например, гнать людей голыми на порку в мороз. Генерал-майор Михаил Федорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятому городу: «Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались».
Особенный энтузиазм высказывали парижские барышни, которые хватали за руки иностранных воинов и даже взбирались им на седла, чтобы лучше рассмотреть входивших в город завоевателей-освободителей. Русский император выполнил свое обещание перед городом, остановив малейшие преступления. Казаки в Париже Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев разве что по форме , то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами - такие же, как на картинках во французских газетах. Только реальные казаки были добрые. Восхищенные стайки детей бегали за русскими солдатами.
Воронцова, а русский корпус генерала А. Ланжерона начал наступление на Монмартр. Видя с Монмартра гигантские размеры наступающих войск, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт покинул поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа. В течение 18 30 марта все пригороды французской столицы были заняты союзниками.
Видя что падение города неизбежно и стараясь уменьшить потери, маршал Мармон отправил парламентера к русскому императору. Однако Александр I предъявил жесткий ультиматум о сдаче города под угрозой его уничтожения. В полдень русская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в столицу Франции.
Как русские Париж брали
В мае в Париж прибыл Людовик XVIII, и Временное правительство, назначенное российским императором, постепенно передало бразды правления новому французскому королю. 31 марта 1814 года русские войска вошли в Париж во главе с императором Александром I. После чего Наполеон окончательно отрекся от трона. Статья автора «Захар Прилепин» в Дзене: 30 марта 1814 года русские войска вошли в Париж.
31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж
31 марта 1814 года, союзная армия во главе с русским императором Александром I вошла в Париж. По старому стилю вхождение русских войск в покоренный Париж произошло 19 марта 1814 года. Сражение под Парижем стало одним из самых кровопролитных за всю кампанию 1814 года. В мае в Париж прибыл Людовик XVIII, и Временное правительство, назначенное российским императором, постепенно передало бразды правления новому французскому королю. Декабрист Николай Александрович Бестужев так описывает в своей хотя и художественной, но основанной на реальных событиях повести «Русский в Париже 1814 года» начало входа российских войск в Париж.
210 лет назад русские войска вошли в Париж
Тысяча вопросов: Где Российский Император? Смиренномудрие и привлекательная кротость были отличительными оттенками величества нашего Монарха. Все с жадностью устремляли глаза на Государя и пожирали взорами умиленность его взглядов; бросали вверх шляпы, шапки; преграждали улицы; хватались за Его коня, который, видимо, гордился столь священным бременем и, высокомерными шагами подавляя камни, озирался на все стороны, не причиняя окружающей тесноте ни малейшего вреда! Дома были наполнены, а кровли усеяны зрителями! Многие отважные Француженки с неотступностью выпрашивали себе лошадей, - взлетали на оных и мчались вслед за Государем! Сие неограниченное исступление едва ли свойственно великому народу. Давно ли Буонапарте, чтимый ими за Бога, подобными восклицаниями был встречаем во время наглого побега своего из России? Необдуманные переходы из одной чрезвычайности в другую означают ветреность характера.
Все были в изумлении, видя необыкновенную свежесть и совершенное устройство в нашем войске, которое, по уверению Наполеона, было все разбито, рассеяно, и одни остатки оного скитались по Франции! Чистота оружия, амуниции, одежды и порядок в рядах поражали всех до безумия. Никто не мог верить, чтобы сия самая чудесная армия из пределов Российских, сражаясь на каждом шагу, проходя по трупам дерзких врагов форсированными маршами, промчалась орлиным полетом чрез все пространство от Москвы до Парижа без всякого изнурения! Можно сказать, что природа сама была участницей в наших победах… На зачинающаго Бог! Не спасается Царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. С изумленными взорами все возглашали: «Храброе сие воинство подобно Ангелам, ниспосланным от Бога для освобождения нас от ига самовластного тирана! Кровавый кипарис превратился в смиренную Лилею!
Кумир Наполеона, воздвигнутый в честь алчного его славолюбия на обелиске вышиною в 133, а в поперечнике в 12 фунтов на площади Вандомской Place Vendome — был в одно мгновение ока опутан веревками! Белое знамя заступило место колоссального Гиганта! Музыка везде гремела! Вымышляемые увеселения по всем улицам взволновались! Всех желания обратились к дружественному союзу. Сам Бог осенял чистейшей радостью счастливые успехи всеобщего благоденствия! Примерное благочестие Православного нашего Царя нимало не поколебалось от блестящей Его славы.
Мечтательность одним безбожникам свойственна. Он повергает лучезарный венец, возлагаемый на Него всеми народами, пред подножием престола Божия; славу свою воздает Всевышнему и признает Всевидящее Око сопутником во всех Своих предприятиях, напечатлев богодухновенную сию мысль на груди сынов Отечества в память незабвенного 1812 года. Да постыдятся и посрамятся ищущи душу мою; да возвратятся вспять и постыдятся мыслящи ми злая!.. По окончании благодарственного с коленопреклонением молебствия, Государь Император отправился во Дворец, где знатнейшие вельможи имели счастье быть ему представлены. Французский гарнизон капитулировал с правом выхода из Парижа. Акт о капитуляции подписал маршал Огюст Фредерик Лу де Мармон. Сражение за Париж стало в кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии.
Союзники за один день боёв 30 марта потеряли более 8 тысяч солдат из них — более 6 тыс. Это было решительное сражение Французской кампании 1814 года. Наполеон хотел продолжить боевые действия, считая, что шансы на успех ещё есть. Однако под давлением собственных маршалов, учитывающих настроения населения и соотношение сил, был вынужден уступить. Регентом должна была стать его жена Мария-Луиза. Французская империя рухнула. Наполеон был отправлен в почётную ссылку на остров Эльба в Средиземном море.
Соотношение сил 24 марта союзное командование одобрило план наступления на Париж. Одновременно были уничтожены дивизии Национальной гвардии под началом генерала Пакто. Они двигались с северо-востока тремя колоннами: правую вел фельдмаршал Блюхер русско-прусские войска из состава Силезской армии ; центральную возглавлял русский генерал Барклай-де-Толли; левой колонной командовал кронпринц Вюртембергский, она наступала вдоль правого берега Сены. Общее командование в центре и на левом фланге союзников возлагалось на главнокомандующего русско-прусскими войсками в Главной армии Барклая де Толли. Главная армия должна была атаковать роменвильское плато, а Силезская — Монмартр. Вреде командовал австро-баварскими войсками, которые прикрывали основные силы с тыла. Наполеон в это время планировал зайти в тыл союзным армиям, угрожая перерезать их коммуникации.
Этим он надеялся отвлечь союзные войска от Парижа. Кроме того, хотел выйти к северо-восточным крепостям на границе Франции и, присоединив их гарнизоны, усилить свою армию. Французская столица была крупнейшим городом Западной Европы с население более 700 тыс. Большая часть города располагалась на правом берегу Сены. С трёх направлений город защищали излучины Сены и её правый приток Марна. На северо-восточном направлении от Сены до Марны проходила цепь возвышенностей из которых наиболее серьёзной был Монмартр. С северо-востока проходил канал Урк, который впадал в Сену в самом городе.
Оборонительная линия столицы проходила вдоль частично укреплённых высот: от Монмартра на левом фланге через селения Лашапель, Лавилет и Пантен в центре и до возвышенности Роменвиль на правом фланге. Расстояние от передовых укреплений до центра Парижа составляло около 5-10 км. На левом крыле от Сены до канала Урк включая Монмартр и Лавилет располагались войска под командованием маршалов Мортье и Монсея начальника штаба Национальной гвардии. Правый фланг от канала до Марны, включая Пантен и Роменвиль, защищали войска Мармона. Формально главнокомандующим считался Жозеф Бонапарт, наместник императора в Париже. По разным данным столицу обороняли 28-45 тыс. Французские войска имели около 150 орудий.
В целом настроения в Париже были мрачными. Среди министров фактически не было решительных и сильных людей, способных возглавить оборону города в отсутствии Наполеона. Талейран был на стороне противников Наполеона. Король Иосиф лично был храбрым человек, но не имел способностей, которые могли укрепить оборону Парижа в таких чрезвычайных обстоятельствах. Он уже давно отчаялся защитить столицу. Прибытие разбитых корпусов Мармона и Мортье ещё больше деморализовало командование. Город был укреплен плохо и не был готов к длительной осаде, только на заставах были палисады.
Не было ружей, чтобы вооружить десятки тысяч парижан. К тому же не было человека, который бы в отсутствии Наполеона взял на себя ответственность вооружить простой народ. Евгений Вюртембергский Битва Союзное командование хотело взять город до подхода армии Наполеона, что серьёзно бы осложнило ситуацию. Поэтому на штурм пошли до сосредоточения всех сил. В 6 часов утра 30 марта наступление на Париж началось. Генерал Раевский с 1-м пехотным корпусом пошёл на штурм высот Роменвиля. Одновременно русский император предложил французам капитулировать, чтобы «предупредить бедствия Парижа».
По словам Александра, «волею или неволею, на штыках или церемониальным маршем, на развалинах или в чертогах, но сегодня же Европа должна ночевать в Париже». Однако русских парламентеров атаковали, и они едва уцелели. Пантен несколько раз переходил из рук в руки, но в итоге был занят русскими войсками. В результате русские войска опередили выдвигавшиеся на позиции французские войска и заняли селения Пантен и Роменвиль. Если бы армия Блюхера также успела начать наступление раньше, чем французы займут передовые позиции, сражение сразу же могло принять для французов катастрофический сценарий. Мармон построив войска, начал контратаку. Войска под командованием кронпринца Вюртембергского будущего короля Вюртемберга не успевали к началу сражения, что позволило Мармону сосредоточить все силы против корпусов принца Евгения и Раевского.
Русские войска атаковала дивизия генерала Компана, поддержанная дивизиями Ледрю и Лагранжа всего около 5 тыс. Жестокий бой продолжался около двух часов и стоил русским войскам до 1,5 тыс. Евгений Вюртембергский, который командовал русским 2-м пехотным корпусом, запросил подкреплений у Барклая де Толли. Русский главнокомандующий направил две дивизии 3-го гренадерского корпуса. Одновременно он направил к Пантену прусско-баденскую гвардейскую бригаду, а русскую гвардию приблизил к месту сражения, она встала у Нуази-ле-Сек. Во время боя войск корпуса Вюртембергского с французами, 5-я дивизия Мезенцева направилась к Баньоле, а бригада Властова усилила 2-й корпус с левого фланга. Легкая кавалерия Палена направилась к селению Монтрёль и левее него, в обход французских позиций.
Одновременно русский император приказал Ланжерону атаковать Монмартр. Бой был жестоким. Французы смогли создать локальное превосходство в силах — Мармон бросил в бой более 12 тыс. Мармон пытался выбить русских из леса у Роменваля и взять это селение. Французы смогли занять лес. Но затем подверглись атаке с фронта и тыла. Около 11 часов утра 4-й и 34-й егерские полки под началом полковника Степанова и подполковника Русинова, обошли противника с левого фланга и ударили по французскому флангу.
Одновременно батальон Волынского полка около 400 солдат ударил в тыл французам. Волынцы полегли практически все. Потери сторон были очень значительными, выбывали одна цепь за другой. Степанов и Русинов пали смертью храбрых впереди своих солдат. Однако задача была решена. Французская дивизия Ледрю понесла большие потери и очистила роменвильский лес. Упорный бой кипел и канала Урк, у селения Пантен.
Юридические документы — один из источников, позволяющих судить о том, как именно происходила эта встреча. Разумеется, юридические документы представляют ситуацию не вполне объективно, потому что в них отражены только конфликтные ситуации. Однако они дают возможность уравновесить описания французских мемуаристов, согласно которым русские вели себя в Париже исключительно дружественно, любезно и вдобавок более дисциплинированно, чем представители всех остальных наций. Юридические документы существенно корректируют эту картину. Из них явствует, что русские во Франции не чуждались воровства и грабежа причем воровали не только вишни во французских имениях, но и вещи куда более значительные. Впрочем, не лучше вели себя и французы одно из рассмотренных докладчицей дел было заведено по поводу убийства французами русского солдата. А бывали и такие случаи, когда француз использовал оккупантов для сведения старых счетов с соотечественниками и занимался грабежом совместно с русскими «партнерами».
Имели место и взаимные оскорбления «на почве личной неприязни»: так, например, в марте 1815 года француз увидел на улице русского, который шел с саблей наголо и с таким наглым видом, что француз, по его собственному признанию, не мог этого вынести и высказался весьма нелицеприятно, русский ответил тем же, затем собеседники перешли от слов к делу, русский взялся за саблю, а француз обезоружил его ударом трости. Порой русские доходили до того, что оскорбляли парижанок в присутствии их мужей и в их собственных домах. Правда, случаев изнасилований в юридических документах зафиксировано довольно мало. Тем не менее бесспорно, что изученные докладчицей документы демонстрируют изнанку той радужной картины оккупации, которую вдохновенно рисуют многие мемуаристы. Более того, докладчица оспорила расхожее мнение, гласящее, что столкновения французов с русскими оккупационными войсками начались только при второй оккупации то есть уже после Ста дней и сражения при Ватерлоо ; по мнению Дельфины Диаз, при первой оккупации дело обстояло точно так же, как и при второй. Если в одном из предыдущих докладов упоминался «военный туризм», то Плюмозиль говорила о «туризме» сексуальном. Казалось бы, при вступлении армии победителей в столицу побежденной страны логично ожидать многочисленных случаев насилия, однако изучение документов эти ожидания опровергло.
Докладчица поделила свое выступление на две части. Первая была призвана ответить на вопрос, что нового изучение проституции 1814 года вносит в наши представления о характере тогдашней оккупации, а вторая — что изменилось в 1814 году в характере самой проституции докладчица, написавшая диссертацию о проституции в Париже во время революции 1789—1794 годов, могла рассуждать об этих изменениях с фактами в руках. Ответ на первый вопрос докладчица дала преимущественно на основании весьма обильной иконографии этого периода. Плюмозиль выделила во взаимоотношениях русских офицеров с парижскими девицами три главные линии: почтение, соблазн и соучастие. Первая тема присутствует в эстампах, активно разрабатывающих тему «галантного казака». Что касается соблазна, он оказывается двунаправленным: если поначалу русские, и прежде всего их царь, «соблазняют» парижанок своим великодушием, то очень скоро ситуация переворачивается: покоренная Франция в лице своих прекрасных представительниц покоряет русских офицеров-победителей. Наконец, о соучастии свидетельствует почти полное отсутствие в полицейских документах жалоб на агрессию со стороны русских воинов: контакты их с девицами происходят по взаимной склонности и с соблюдением коммерческих интересов этих самых девиц.
Об изменениях в характере самой проституции докладчица сказала, что их можно назвать количественными, но не качественными. Венерических болезней стало больше, и многие солдаты возвращались домой с «суве-нирами» особого рода, однако рутинная работа полиции нравов по регистрации проституток и контролю за порядком в этой сфере продолжалась и при оккупации, то есть, по мнению докладчицы, администрация показала себя дееспособной даже в столь сложных обстоятельствах. В ходе обсуждения доклада Плюмозиль уточнила терминологию: с русскими солдатами и офицерами имели дело не только «официальные» проститутки, но модистки, белошвейки и прочие парижские простолюдинки. В начале доклада Губина продолжила тему, заданную Мари-Пьер Рей: одной из целей Александра при вступлении в Париж было «доказать, что мы [русские] не медведи! Франция отнюдь не была для русских офицеров — даже для тех, кто никогда не пересекал ее границы, — неведомой страной; как правило, они хорошо знали ее по книгам. Но именно эти знания стали причиной множества разочарований; сравнивая прочитанное с увиденным, русские военные убеждались в ложности многих стереотипов и, сначала в письмах к родным, а затем в мемуарах, упрекали французов за это несовпадение реальности с книжными представлениями впрочем, точно такие же разочарования пережили и многие французы, когда оказались в России. Поскольку о том, как русские военные воспринимали завоеванную Францию, мы можем судить прежде всего по их дневникам и воспоминаниям, докладчица в финале своего выступления остановилась на некоторых особенностях этих мемуарных текстов.
Хотя военные были «путешественниками помимо воли», все же, оказавшись за границей, они ощущали потребность следовать определенному литературному канону и, во-первых, непременно вести путевые записки ибо это представлялось им одним из наилучших способов доказать свою «европейскость» , а во-вторых, вести их по модели главного русского сочинения в этом жанре — карамзинских «Писем русского путешественника». Тему разочарования русских военных, оказавшихся во Франции в 1814 году, продолжила Любовь Мельникова Институт российской истории РАН в докладе «Франция и французы глазами русских участников кампании 1814 года». Если судить по фрагментам воспоминаний, которые цитировала Мельникова, русские как будто мстили французам и за те восторги, какие эти образованные европейцы вызывали у них в довоенное время, и за те разрушения, какие французы произвели в 1812 году в России. Мемуаристы дружно спорят с представлениями о том, что Франция — это рай на земле, они охотно описывают бедные деревни, крестьянские хижины со скверными печками впрочем, хороших каминов русские мемуаристы не находят и в домах многих аристократов. Французам ставят в вину и то, что хороший обед можно получить только в Париже впрочем, наиболее объективные наблюдатели отмечают, что вино — и, прежде всего, шампанское — хорошо везде , и то, что многие французские предметы обихода на самом деле хуже русских, но имеют гораздо лучшую репутацию исключительно потому, что изготовлены во Франции например, по мнению Ф. Глинки, лапти гораздо удобнее, чем сабо, но в России все бы стали восхищаться этими деревянными башмаками — ведь они привезены из прекрасной Франции. Русские мемуаристы упрекают французов и в безбожии на месте одной церкви выстроен цирк, на месте другой — рынок , и в неумеренной любви к зрелищам впрочем, тот же Глинка отмечает и положительную черту — страсть французов к чтению.
На основе приведенных примеров докладчица высказала предположение о необходимости пере-смотреть традиционные представления историков о том, что декабристское движение зародилось под влиянием впечатлений, вынесенных русскими офицерами из пребывания во Франции в 1814 году. По мнению Мельниковой, мемуары свидетельствуют: далеко не все из увиденного вызывало их одобрение. Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции. Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку. Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников».
Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно.
Верховным главнокомандующим был старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. По разным данным столицу обороняли 28-45 тысяч человек, включая около 6-12 тысяч ополченцев Национальной гвардии. Французские войска имели около 150 орудий. Наступление на Париж началось в 6 часов утра 30 марта с атаки селения Пантен 2-м пехотным корпусом принца Вюртембергского. Одновременно генерал Раевский с 1-м пехотным корпусом и кавалерией Палена пошёл на штурм высот Роменвиля. Гвардия осталась в резерве. Французы предприняли сильную контратаку на Пантен, так что Евгений Вюртембергский, потеряв только убитыми до 1500 солдат, запросил подкреплений. Барклай-де-Толли послал две дивизии 3-го гренадерского корпуса, которые помогли переломить ход боя.
Французы отступили от Пантена и Роменвиля к селению и возвышенности Бельвилю, где их прикрывали сильные артиллерийские батареи. Барклай-де-Толли приостановил продвижение, ожидая вступления в дело запоздавших Силезской армии Блюхера и войск кронпринца Вюртембергского. В 11 часов утра Блюхер смог атаковать левый фланг французской обороны. По воспоминаниям генерала Мюффлинга, Силезская армия запоздала из-за канала, который не был нанесён на карты — его с трудом удалось форсировать.
Войска прусского 4-го корпуса г-л Ф.
В тот же день утром прусская 2-я кавалерийская бригада 2-го армейского корпуса генерал-майора фон Пирха 1-го под командованием подполковника фон Зора 3-й Бранденбургский и 5-й Померанский гусарские полки — всего 8 эскадронов начала движение с целью перерезать коммуникационную линию Парижа с Орлеаном. В тот же день, но позднее, командир 2-го кавалерийского корпуса див. Экзельманс во главе 4, 5, 12, 13, 14, 15, 17 и 20-го драгунских, 1-го конно-егерского, 5-го и 6-го шеволежер-уланских полков, 1 батальона 44-го линейного полка бригады бригадного генерала Туссэна 14-й пех. Но по получении приказа об отступлении Экзельманс вернулся обратно к Парижу, а Версаль заняла прусская пехота. Здесь произошел 2-часовой бой, в процессе которого французы начали спешно отступать к Парижу.
Позднее Цитен захватил селение Мулино, которое французы под командованием дивизионного генерала Д. Вандамма пытались безуспешно отбить. Поздно вечером пруссаки Цитена захватили селение Исси. В 7 часам утра Даву приказал всем французским войскам и в 21 час представители французов, пруссаков и англичан подписали капитуляцию французских войск, действующую до заключения мирного договора. Она была ратифицирована в Париже в 6 часов утра 22 июня 4 июля.
Союзные войска вступили в столицу Франции 25 июня 7 июля , а на следующий день в нее въехал король Людовик 18-й. Иногда работы подписывал как Богемиус. Из семьи чиновника-финансиста. В 1789 году окончил академическую гимназию в Праге, недолго изучал юриспруденцию и занимался искусством. В 1793 году поступил изучать рисунок и живопись в Дрезденскую академию художеств, ученик Джованни Казанова.
В 1798 году отправился в Карлсбад, где писал портреты богатых отдыхающих. В 1800 году работал в Гамбурге и Бремене, в 1803 году — в Вене, изображая в своих работах в том числе сцены уличной жизни города. В 1805 году переселился в Лейпциг, где сосредоточился на портретной миниатюре. В 1814 году, считается, что посещал Париж после победы союзников над Наполеоном и создал по мотивам происходивших событий два масштабных офорта. В 1814—1815 годах работал в Гейдельберге, в Лейпциг вернулся в конце 1817 года и начал сотрудничать как гравёр с издательством Брокгауза: в частности, в 1819—1830 годах рисовал гравюры для издававшегося этой фирмой журнала «Урания» С 1820 года преподавал в Лейпцигской академии художеств; В 1820-х годах, как предполагается, совершал поездки в Россию и Османскую империю.
Писал виды возникшей в те годы Лейпцигской ярмарки. До 1807 года писал в основном портреты, а потом стал изображать жанровые сюжеты. Известен своими работами акварелью и гуашью, изображающими сцены парижской жизни в эпоху французской Первой империи и падения Наполеона I. Дерябин Примечание. Подлинные предметы военной формы, награды и регалии Наполеоновской армии периода битвы за Париж Вы можете посмотреть во время экскурсии в Музей Армии Дом Инвалидов в Париже.
Описание рисунков и комментарии. Уличная сценка. Казаки в компании парижанок — Les cosaques en compagnie de parisiennes. Русские офицеры оставили воспоминания о внешнем виде французских женщин того времени — грациозных, легкомысленных и веселых. Один штаб-офицер так описал их: «все француженки не показались мне красавицами; истинно хорошеньких не видно, но много приятных лиц, таких, которые чем-то нравятся, например; вас поражает быстрота их глаз, их ловкость в ухватах, в одежде, и особливо в обуви; последнее поневоле заметишь, смотря как она перепрыгивает с камня на камень через улицу».
Экскурсия казаков по музеям Парижа. Многие русские в том числе и казаки, попав в Париж, старались везде побывать и побольше увидеть. При чем, произведения изящных искусств, собранные во времена Наполеона из многих европейских стран как «военные трофеи», по настоянию императора Александра 1 остались во Франции. Артиллерийский офицер И. Жиркевич вспоминал: «Время препровождения моего заключалось по утрам в обзоре достопримечательных мест в Париже, начиная с Луврского музея и кончая китайскими банями bains Chinois , в которых китайского только и есть, что их названия».
Обратите внимание, русский казак держит за спиной бутылку вина. Художник запечатлел сцену с натуры. Офицер 1-го егерского полка М. Петров вспоминал: «Вообще стихия парижан — буря всех страстей. Там на каждом малом пространстве, особливо булеварного проспекта и Елисеевских полей, везде призывы сердец к наслаждениям.
Тут показывают выученных зверей, птиц, рыб и гадов, фокус-покусы, фантасмагории, панорамы и волшебные фонари, или танцы великолепных кадрилей на натянутых проволоках и веревках, или огнецветные китайские изделия, сгорающие при звуках приятнейшей гармоники, с особливо изумительною прелестью переливов и блесков». Донской казак с серебряной медалью 1812 года на груди держит в руках домашнюю колбасу, а второй русский отрезает от колбасы кусок ножом и пробует ее. Скорее всего и казак и крестьянин находились на службе при каком нибудь русском военачальнике и были посланы на рынок за продуктами. Большинство русских дворян во время военной службы имели при себе собственных крепостных в качестве слуг. Прогулка казаков по галерее с лавками и магазинами — Les cosaques aux galeries marchandes.
Обратите внимание на аж два пистолета у казака и вензель Императора Александра Первого на перевязи. Русский офицер И. Радожицкий вспоминал: «Восковые бюсты с париками, выставленные при некоторых лавках под стеклом, показались нам столько же белы и живы, как сами парикмахеры». Из толпы зрителей останавливались и смотрели на нас большей частью дамы, пригожие француженки…» 6. Игра в карты в казино — Partie de cartes dans un casino.
Игра в карты являлась любимым и обычным время провождением русского дворянства. В России самыми распространенными и упрощенными тогда карточными играми были «фараон» и «штосс». Вряд ли казаки составляли главный разряд русских игроков в Париже. Художник изобразил казака рядом с дамой. Казак спорит со старой парижанкой на углу улицы «De Grammont» — Un cosaque discute avec vieille parisienne au coin de la rue de Grammont.
Казак чем то не угодил старухе, может быть заплатил за товар меньшую цену. При общении русских с жителями Парижа часто возникали языковые трудности и недопонимание. Обратите внимание, ослик нагружен корзиной с вином, оружием и кухонной посудой. Казаки в саду Тюильри — Les cosaques au Jardin des Tuileries. Художник изобразил гуляющих в саду казаков, которые общаются с маленькими детьми, пришедшими в Тюильри с мамами и нянями.
Парижанки также полны доброжелательности и вместе с казаками любуются детьми. По воспоминаниям очевидцев, уже при входе в Париж во время прохождения торжественным маршем казаки брали на руки мальчишек, сажали на крупы своих лошадей и вместе с ними ехали по городу. Позднее у местного населения установились трогательные отношения с «лохматыми и добродушными казаками, разрешающими детям вскарабкиваться им на плечи. Сад Тюильри в Париже. Сейчас трудно себе представить, но когда то Сад Тюильри было местом далеко за городом Парижа.
В 1666 году архитектор Андре Ле Нотр построил за пределами городских ворот в предместье Парижа дворец Тюильри. Дворец был построен на месте черепичных мастерских. Замышлялся как продолжение и придаток Лувра, сделанный из дерева и отделяющий королевский Дворец Лувр от пригородов. В Тюильри располагались: Парижская опера, «Комеди Франсез». Здесь Моцарт написал свою «Парижскую» симфонию N31.
31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж
После трехмесячного пребывания русских войск в Париже город совсем не пострадал от иностранного присутствия, и это неоднократно подтверждалось французскими историками и писателями. В Париже русские ходили по дворцам и музеям, но ни один экспонат от их рук не пострадал и не был вывезен. По старому стилю вхождение русских войск в покоренный Париж произошло 19 марта 1814 года.
30 марта — день казачьей славы
Что высмеивали обычные парижане в русских офицерах в 1814 году | | 31 марта 1814 года русские войска во главе с императором Александром I вступили в капитулировавшую перед ними столицу Франции. |
Александр I совершил роковую ошибку, войдя в Париж | Ровно 210 лет назад, 31 марта 1814 года, завершился освободительный зарубежный поход русской армии. |
Наказание без мести. Взяв Париж, Россия предложила обойтись без репараций | 31 марта 1814 года в полдень в Париж торжественно вступили отборные части союзных войск во главе с императором Александром I и командующими союзными войсками. |
«Вежливые люди» 1814-го: русские в Париже - МК Саратов | Бестужев Николай Александрович Русский в Париже 1814 года. |
От Березины до Парижа: зарубежный поход русской армии - 31.03.2024 Украина.ру | Click to enlarge image 1. Vstuplenie Russkoj armii v Вступление Русской армии в Париж Вступление Русской армии в Париж. |
Русская весна 1814 года в Париже
Городу явно угрожала возможность пожара от артиллерийского обстрела. Командующий левым флангом французской обороны маршал Мортье также согласился на сдачу Парижа. Маршал Мармон вручает ключи от Парижа российскому императору Александру I Капитуляция Парижа была подписана в 2 часа утра 31 марта в селении Лавилет на условиях, которые составил полковник Михаил Орлов [5] , оставленный заложником у французов на время перемирия. Глава русской делегации Карл Нессельроде следовал инструкции императора Александра, предполагавшей сдачу столицы со всем гарнизоном , однако маршалы Мармон и Мортье, найдя такие условия неприемлемыми, выговорили право отвести армию на северо-запад [6]. К 7 часам утра, по условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень 19 31 марта 1814 года эскадроны кавалерии во главе с императором Александром I [7] триумфально вступили в столицу Франции. В последний раз вражеские английские войска вступали в Париж в XV веке во время Столетней войны. В предместьях народ встречал войска союзников подавленно, однако с продвижением к церкви Мадлен настроение менялось: в аристократических кварталах союзникам уже бросали цветы, и кое-где появились белые кокарды роялистов.
Колонны наши с барабанным боем, музыкою и распущенными знаменами вошли в ворота Сен-Мартен … Любопытное зрелище представилось глазам нашим, когда мы… очутились у Итальянского бульвара: за многочисленным народом не было видно ни улиц, ни домов, ни крыш; всё это было усеяно головами, какой-то вместе с тем торжественный гул раздавался в воздухе. Это был народный ропот, который заглушал и звук музыки и бой барабанов. По обеим сторонам стояла национальная гвардия… От десяти часов утра войска шли церемониальным маршем до трех часов. На этой площади поставлен монумент большой армии. Славная Траянова колонна! Я ее увидел в первый раз, и в какую минуту? Народ, окружив ее со всех сторон, кричал беспрестанно: «A bas le tyran!
Один смельчак взлез наверх и надел веревку на ноги Наполеона, которого бронзовая статуя венчает столб. Теперь тяните вниз: мы его вдребезги разобьем, а барельефы останутся. Мы кровью их купили, кровью гренадер наших. Пусть ими любуются потомки наши». Но в первый день не могли сломать медного Наполеона, мы поставили часового у колонны. На доске внизу я прочитал: Napolio, Imp. Суета сует!
Суета, мой друг! Из рук его выпали и меч, и победа! И та самая чернь, которая приветствовала победителя на сей площади, та же самая чернь и ветреная, и неблагодарная, часто неблагодарная! Низложите тирана! Что нам в победах? Вступление русских войск в Париж Участник кампании и историк Михайловский-Данилевский в своем труде о заграничном походе 1814 года сообщил такие потери союзных войск под Парижем: 7 100 русских, 1 840 пруссаков и 153 вюртембержца , всего свыше 9 тысяч солдат. На 57-й стене галереи воинской славы храма Христа Спасителя указано более 6 тысяч русских воинов, выбывших из строя при взятии Парижа, что соответствует данным историка М.
Богдановича более 8 тысяч союзников, из них 6 100 русских [10]. Французские потери оцениваются историками в более чем 4 тысячи солдат. Союзники захватили 86 орудий на поле боя и ещё 72 орудия достались им после капитуляции города, [11] М.
Ходили истории о том, что солдаты обожают насилие и забавляются варварскими играми. Например, гнать людей голыми на порку в мороз. Генерал-майор Михаил Федорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятому городу: «Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались». Когда на улицах домов появилась прокламация русского царя, обещавшая жителям особое покровительство и защиту, многие горожане бросились к северо-восточным границам города, чтобы хоть одним глазком взглянуть на русского императора. Особенный энтузиазм высказывали парижские барышни, которые хватали за руки иностранных воинов и даже взбирались им на седла, чтобы лучше рассмотреть входивших в город завоевателей-освободителей. Русский император выполнил свое обещание перед городом, остановив малейшие преступления. Казаки в Париже Если русских солдат и офицеров нельзя было отличить от пруссаков и австрийцев разве что по форме , то казаки были бородатые, в шароварах с лампасами - такие же, как на картинках во французских газетах. Только реальные казаки были добрые. Восхищенные стайки детей бегали за русскими солдатами. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков. Во время своего пребывания во французской столице казаки превратили берега Сены в пляжную зону: купались сами и купали своих коней.
Одновременно генерал Раевский с 1-м пехотным корпусом и кавалерией Палена 1-го пошёл на штурм высот Роменвиля. Гвардия оставалась в резерве. Французы предприняли настолько сильную контратаку на Пантен, что Евгений Вюртембергский , потеряв только убитыми до 1500 солдат, запросил подкреплений. Барклай-де-Толли послал две дивизии 3-го гренадерского корпуса, которые помогли переломить ход боя. Французы отступили от Пантена и Роменвиля к селению и возвышенности Бельвилю, где могли рассчитывать на прикрытие своих сильных артиллерийских батарей. Барклай-де-Толли приостановил продвижение, ожидая вступления в дело запоздавших Силезской армии Блюхера и войск кронпринца Вюртембергского. В 11 часов утра Блюхер атаковал левый фланг французской обороны. По воспоминаниям генерала Мюффлинга , силезская армия запоздала с началом штурма из-за канала Урк , который не был нанесён на карты и который пришлось с трудом форсировать. К укреплённому селению Лавилет приблизились прусские корпуса Йорка и Клейста с корпусом Воронцова. Русский корпус Ланжерона пошёл на Монмартр, господствующую возвышенность над Парижем. Увидев с Монмартра превосходство вражеских сил, формальный командующий французской обороной Жозеф Бонапарт решил покинуть поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа ради спасения города. Сражение при Париже в 1814 г. Виллевальде 1834 В час дня колонна кронпринца Вюртембергского перешла Марну и атаковала крайний правый фланг французской обороны с востока, пройдя через Венсенский лес и захватив селение Шарантон. Барклай возобновил наступление в центре, и вскоре Бельвиль пал. Пруссаки Блюхера выбили французов из Лавилета. На всех направлениях союзники выходили непосредственно к кварталам Парижа. На высотах они устанавливали орудия, стволы которых смотрели на столицу Франции. С высоты Монтреля я увидел Париж, покрытый густым туманом, бесконечный ряд зданий, над которыми господствует Notre-Dame с высокими башнями. Признаюсь, сердце затрепетало от радости! Сколько воспоминаний! Здесь ворота Трона, влево Венсен, там высоты Монмартра, куда устремлено движение наших войск. Но ружейная пальба час от часу становилась сильнее и сильнее. Мы подвигались вперед с большим уроном через Баньолет к Бельвилю, предместию Парижа. Все высоты заняты артиллериею; еще минута, и Париж засыпан ядрами. Желать ли сего? Раненые русские офицеры проходили мимо нас и поздравляли с победою. Мы увидели Париж с шпагою в руках! Батюшков , письмо Н. Гнедичу Желая спасти многотысячный город от бомбардировки и уличных боёв, командующий правым флангом французской обороны маршал Мармон к пяти часам дня отправил парламентёра к русскому императору. Александр I дал такой ответ: «Он Александр прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица» [3]. Прежде чем условия капитуляции были согласованы, Ланжерон штурмом овладел Монмартром, за что Александр I вручил ему орден Андрея Первозванного. С этой высоты можно было полностью просматривать и простреливать Париж.
Поэтому было решено немедленно, не считаясь с потерями идти на штурм Парижа. Общее наступление было назначено на 6 часов 30 марта. Сражение началось атакой русских частей под командованием принца Евгения Вюртембергского на селение Пантен и корпуса Николая Раевского на высоты Роменвиля, располагавшиеся в центре французской обороны. Несмотря на общее превосходство атакующих в людях и орудиях, битва сразу же приняла ожесточенный характер. Защитники французской столицы неоднократно предпринимали отчаянные контратаки, после которых принц Вюртембергский, потеряв полторы тысячи солдат убитыми, срочно запросил подкрепления, чтобы удержаться в захваченном Пантене. Атаки прусских и русских частей на левом и правом фланге были более успешными, но потери всё возрастали. Лишь к часу дня, спустя семь часов после начала сражения, линия обороны была прорвана на всех направлениях, и союзники вышли к жилым кварталам Парижа, установив на близлежащих высотах орудийные батареи. Маршал Огюст де Мармон и генерал Эдуард Адольф Мортье, командовавшие французскими войсками, отправил к Александру I парламентёра с предложением остановить сражение, на что российский император ответил, что отдаст соответствующий приказ только при условии сдачи Парижа, «иначе к вечеру не узнают места, где была столица». Мармон вынужден был согласиться, чтобы предотвратить бомбардировку Парижа и массовую гибель мирного населения. В ночь на 31 марта в деревне Лавилет был подписан акт о капитуляции французской столицы. Оставшиеся французские части должны были немедленно покинуть город. Сражение под Парижем стало одним из самых кровопролитных за всю кампанию 1814 года. Союзники потеряли убитыми и ранеными более восьми тысяч солдат и офицеров, шесть тысяч из которых были русскими. Потери французов составили более четырёх тысяч человек. Так что ни о какой «мирной» сдаче Парижа говорить не приходится. Триумф Ровно в полдень 31 марта союзные войска под предводительством императора Александра I и короля Пруссии Фридриха Вильгельма через ворота Сен-Мартен вошли в Париж. Парижане, боясь мести русских, затаились. Генерал-майор Михаил Фёдорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятой столице: «Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались». Битва за Париж стала одним из самых кровопролитных сражений кампании 1814 года Правда, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии полковник Александр Краснокутский описывает события совершенно иначе. Якобы все улицы и даже крыши домов вдоль следования победоносной армии были заполнены ликующими парижанами, будто не было кровавой битвы под стенами столицы, завершившейся лишь сутки назад.