На «Технопром-2023» эксперты обсудили приоритеты научно-технологического развития РФ. реализация приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и решение задач Десятилетия науки и технологий. Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития нашей страны, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации. Президент России Владимир Путин утвердил новую стратегию научно-технологического развития страны. Статья Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, Общие положения, Роль науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире, Стратегические ориентиры и возможности.
Эволюция приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации
24 ноября 2022 года на площадке ИНМИ ФИЦ Биотехнологии РАН состоялось очередное заседание Совета по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому. Приоритеты научно-технического развития Российской Федерации: шаг к реализации. «Постановляю: утвердить прилагаемую стратегию научно-технологического развития Российской Федерации. С учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации в рамках Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на 2019–2027 годы. На сайте размещен список приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации. ›››.
Комментарии:
- Список использованных источников
- Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации
- Науке скорректировали цели до 2035 года
- Защита документов
Стратегия научно-технологического развития РФ: курс на фундаментальность и независимость
В настоящее время основными инструментами государственной поддержки научных исследований являются: Гранты. Выделение грантов в виде финансирования научных проектов, реализуется в отношении отдельных научных направлений деятельности. При этом, финансирование реализуется на конкурсной основе. Проекты финансируются полноценно. Но для получения гранта требуется интересное представление своей идеи, своей разработки и обоснование ее научно-технической значимости и практического применения. Правительство РФ формирует мотивацию научных специалистов к реализации разного рода научным проектам. По результатам реализации проектов, поддержанных через гранты, растет доля молодых ученых в составе научных коллективов, количество публикаций в высокоцитируемых изданиях, и интерес ведущих иностранных ученых к ведению своей научной деятельности в России.
Указом Президента Российской Федерации от 28.
Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, основные направления государственной политики в этой области и меры по ее реализации, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период.
В Стратегию добавлено в том числе: создание и развитие на территории РФ сети уникальных научных установок в том числе класса «мегасайенс» , центров коллективного пользования научно-технологическим оборудованием, центров экспериментального производства и т. Установлен порядок взаимодействия органов государственной власти РФ и организаций при реализации государственной политики в области научно-технологического развития. В свою очередь, Правительство РФ и Комиссия по научно-технологическому развитию РФ осуществляет меры по реализации государственной политики в области научно-технологическому развитию, осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и организаций, и т.
Приоритет «возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» изменен на «возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений». Судя по всему, речь в новом пункте идет о междисциплинарных гуманитарных исследованиях. По словам Никиты Марченкова, Стратегия 2016 года признавала важность гуманитарных наук, особенно в контексте сохранения культурной идентичности. Но многие представители этих направлений были недовольны тем, что их области обозначены недостаточно явно. В описании нового приоритета им уделено дополнительное внимание. Однако направление, связанное с природой, тоже не исчезло совсем — наоборот, ему выделили новый приоритет: «переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот». Эти технологии в последние годы находятся в центре внимания. В 2023 их развитие было прописано в президентском указе, а головной организацией стал Курчатовский институт с его центром НБИКС-природоподобных технологий. Кроме того, подробнее прописав климат и экологию в больших вызовах, нельзя было не выделить для этого направления и приоритет. Называется он «объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям». Это актуально в том числе и потому, что Россия уже несколько лет строит карбоновые полигоны и карбоновые фермы для расчета углеродного следа различных ландшафтов надеясь в перспективе получать деньги за углеродные квоты. Патриотическое воспитание и новое финансирование В Стратегии 2016 года было шесть основных принципов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации: свобода научного и технического творчества; системность поддержки; концентрация ресурсов в направлениях, которые отвечают на большие вызовы; баланс между приоритетами СНТР и фундаментальной наукой; открытость во взаимодействиях ученых и исследовательских организаций как друг с другом, так и с бизнесом и международными партнерами ; адресность поддержки и справедливая конкуренция. В 2024 году на смену свободе творчества приходит «неразрывная взаимосвязь между научно-образовательным, научно-технологическим и промышленным потенциалом страны». В список пунктов также добавляется «патриотическое воспитание российских ученых, повышение ответственности ученых и исследовательских коллективов за достижение результатов…». При этом ученые все еще могут выбирать направления, которыми могут заниматься, формы взаимодействия и методы решения своих задач. По мнению Никиты Марченкова, патриотическое воспитание ученых могло бы быть «направлено как на тех, кто еще не пришел в науку например, школьники и студенты , так и на тех, кто уже работает в ней». Он считает, что под этим, в первую очередь, подразумевается повышение престижа научных специальностей, продвижение образа ученого. В этой профессии можно проявить свои лучшие качества», — рассказал Марченков. Возможно, это пункт возьмет на вооружение РАН — в уставе Академии давно закреплена ее экспертная роль. Поддержка в новой Стратегии становится государственной и общественной, а системность, рациональный баланс, адресность и справедливая конкуренция больше не упоминаются. Изменения по части финансирования науки связаны и с другим принятым в тот же день документом — Стратегией развития Российского научного фонда на период до 2030 года. Три основных цели его работы на будущее — увеличить число грантов, не снижая качества исследований и проектов, выявить и поддержать прорывные исследования и сформировать передовые исследовательские коллективы в разных областях науки и программ и проектов полного научно-технологического цикла для внедрения в отечественную экономику наукоемких технологий. Из этого документа можно заключить, что РНФ будет поддерживать и прикладные исследования и разработки. Это первое.
Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития РФ
эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной деятельности. 21. В ближайшее десятилетие приоритетами научно-технологического развития следует считать направления, позволяющие получить значимые научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии и обеспечивающие. Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы.
Научно-технические приоритеты Российской Федерации
В силу предельной многофакторности проблемы, данная методология, безусловно, должна иметь композитный характер, в качестве базиса для осмысления актуальных задач и перспектив науки и сектора high-tech с учетом текущих реалий предлагается рассматривать гипотезу о хроническом характере сокращения темпов роста российской и мировой экономик и о необходимости синхронизации научно-технологического целеполагания с последствиями наблюдаемых сдвигов в глобальной социоэкономической динамике. Вероятное наступление продолжительной фазы нулевого роста мировой экономики потребует новой концептуальной дешифровки самой логики научно-технического прогресса и инновационного развития. Эпоха постмодерна ознаменовалась не только стремительным хотя и крайне неравномерным с секторальной точки зрения, сосредоточенным, в первую очередь, в ИТ-сфере технологическим ростом, но и проникновением высоких технологий на практически все структурные уровни антропосферы, от «большой экономики» до пространства повседневных поведенческих практик. При этом на рынке инноватики действуют как флагманы индустриальной и постиндустриальной эпох, так и непрерывно обновляющая свой состав пестрая «лига» многочисленных некрупных компаний. В результате усилий большого числа относительно небольших, свободных от корпоративной инерции и лишенных возможности полагаться на освоенность существующих рыночных ниш игроков инновационного рынка фронт научно-технического прогресса стремительно расширяется и нередко обретает непредсказуемые конфигурации. Одним из преимуществ данной морфологии инновационного процесса, по меткому замечанию исследователя, оказывается присущий ей технологический плюрализм, возможность на макроуровне «не допустить, чтобы будущее мира технологий зависело от инвестиционных решений нескольких компаний-гигантов». На фоне усложняющейся технологической динамики постмодерна сформировалась новая, более адекватная экономике знаний модальность технологического целеполагания. Локализованные в индустриальную эпоху в правительственных агентствах, академических сообществах и крупных корпорациях научно-техническое прогнозирование и соответствующая приоритизация ныне оказались в значительной степени перенесенными на публичные площадки и приобрели беспрецедентно открытую архитектуру. Несомненным достоинством такого формата является восприимчивость научно-технологического прогнозирования к системе релевантностей общества в целом, благодаря чему в оптику инновационного дискурса попадает широкий спектр технологических, экономических, социальных, экологических и прочих факторов. Вместе с тем, сфере научно-технического прогнозирования и приоритизации в ее постмодернистском издании присущ своего рода методологический аграмматизм, обусловленный, прежде всего, предельной полифонией форсайт-сообществ. Один из наиболее распространенных подходов, например, состоит в применении разветвленной алгоритмики для анализа big data технологической направленности с целью выявления труднообнаружимых корреляций, которые, по мнению сторонников данного метода, должны сами по себе указывать на наиболее перспективные направления технологического развития.
Во многих случаях каталог заслуживающих наибольшего внимания технологий или комбинаций технологий составляется путем распределенного экспертного анализа фактически по признаку динамики их распространения.
Работу над ними к 30 апреля должны завершить отобранные 20 «пилотных» регионов. В дальнейшем этот механизм будет масштабирован на все субъекты, где работают руководители по научно-технологическому развитию. Стратегическая сессия проходит на базе Центра подготовки руководителей и команд научно-технологического развития, созданного по поручению Правительства РФ. С инициативой и готовностью включится в работу вышли коллеги и из других субъектов. Мы это обсуждали на площадке прошедшего форума «Технопром», в результате количество пилотных регионов увеличено до 20. При разработке госпрограмм считаю важным особое внимание уделить системе управления научно-технологическим развитием в регионах», — отметил председатель комиссии Госсовета РФ по направлению «Наука», губернатор Новосибирской области Андрей Травников. По словам председателя Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Лилии Гумеровой, сегодня именно регионы играют важнейшую роль в развитии научного потенциала страны.
Во всех министерствах и ведомствах уже сформированы «научные спецназы». Теперь надо перенести эту практику на места.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Стратегия научно-технологического развития России на период до 2035 года должна быть утверждена до 1 сентября 2016 года. Рабочие группы по подготовке Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года В Минэнерго России обсудили проект Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года 19 июля 2016 г. Рабочие группы по подготовке Стратегии научно-технологического развития России до 2035 года.
Для достижения цели и выполнения задач научно-технологического развития в федеральных органах исполнительной власти определяются заместители руководителей, а на уровне субъектов Российской Федерации - заместители высших должностных лиц, ответственные за научно-технологическое развитие. Ожидаемые результаты и этапы реализации настоящей Стратегии 43.
Выполнение предусмотренных настоящей Стратегией основных направлений государственной политики в области научно-технологического развития и мер по ее реализации позволит обеспечить национальную безопасность и устойчивый экономический рост страны, повысить качество жизни населения, сформировать необходимую для этого научную, научно-техническую и инновационную инфраструктуру и за счет повышения степени понимания политических, экономических, культурных, информационных и иных происходящих в современном обществе процессов и воздействующих на них природных и социальных факторов обеспечить готовность страны к большим вызовам. В результате реализации настоящей Стратегии научно-технологическая сфера будет функционировать как единая система, интегрированная с социально-экономической системой страны и обеспечивающая основу ее устойчивого развития и технологического суверенитета. Этапы реализации настоящей Стратегии скоординированы с циклами значимых изменений политического и социально-экономического характера, оказывающих существенное влияние на состояние научно-технологического комплекса Российской Федерации. Инструменты реализации настоящей Стратегии 48. При формировании и реализации федеральных проектов мероприятия, направленные на развитие науки и создание наукоемких технологий, подлежат включению в государственную программу в области научно-технологического развития, а мероприятия, направленные на внедрение таких технологий в производство, могут быть включены как в названную программу, так и в иные государственные программы. Субъекты Российской Федерации в целях научно-технологического обеспечения социально-экономического развития могут утверждать региональные программы научно-технологического развития. Принципы, основные направления государственной политики в области научно-технологического развития и меры по ее реализации, определенные настоящей Стратегией, в обязательном порядке учитываются Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации при формировании и реализации инициатив в области научно-технологического развития, в том числе путем: а совершенствования и преимущественного использования различных комбинаций имеющихся финансовых и организационных инструментов поддержки научных исследований и разработок; б внедрения действенного механизма проведения независимой научной научно-технической экспертизы на всех стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов - от формирования инициативы, проведения научных исследований до создания конкретных технологий. Методологическое и методическое обеспечение проведения научной научно-технической экспертизы на различных стадиях подготовки и реализации научных, научно-технических программ и проектов осуществляется Правительством Российской Федерации при участии Российской академии наук с учетом установленных законодательством Российской Федерации особенностей проведения такой экспертизы на разных уровнях готовности технологий.
Важнейшие инновационные проекты государственного значения и федеральные научно-технические программы утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Консультативная группа по научно-технологическому развитию Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию осуществляет экспертное и аналитическое обеспечение разработки концепций важнейших инновационных проектов государственного значения, а также оценку предложений о разработке федеральных научно-технических программ. Реализация стратегических инициатив Президента Российской Федерации, предусматривающих получение научных и научно-технических результатов и создание отечественных наукоемких технологий, с учетом решения Комиссии осуществляется Правительством Российской Федерации в приоритетном порядке. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии 55. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников посредством поэтапного увеличения общих затрат на научные исследования и разработки и доведения их до уровня не менее 2 процентов валового внутреннего продукта, включая пропорциональный рост частных инвестиций, уровень которых к 2035 году должен быть не ниже государственных. Условиями для поэтапного увеличения указанных затрат являются результативность российских организаций, проводящих научные исследования и разработки, а также обеспечение финансирования в связи с достижением конечных результатов научных исследований и разработок. Источниками финансового обеспечения реализации настоящей Стратегии являются: а бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию мероприятий в области научно-технологического развития в рамках государственных программ Российской Федерации; б бюджетные ассигнования, предусмотренные в бюджетах субъектов Российской Федерации на развитие науки, технологий и технологического предпринимательства; в средства государственных корпораций компаний , публично-правовых компаний и иных организаций, в том числе созданных на основании федеральных законов; г средства Российского научного фонда и иных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности; д иные внебюджетные источники финансирования, в том числе предусмотренные в рамках государственно-частного партнерства. Механизмы финансового обеспечения мер и инструментов поддержки научных исследований и разработок, проводимых в рамках реализации настоящей Стратегии, определяются Правительством Российской Федерации при участии Комиссии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Мониторинг реализации настоящей Стратегии 58. Мониторинг реализации настоящей Стратегии осуществляется Комиссией на плановой основе и предусматривает проведение: а объективного анализа ситуации, складывающейся в области научно-технологического развития, а также социальных, экономических и иных условий научно-технологического развития; б оценки эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития; в анализа вызовов, угроз и возможностей, которые определяют основные направления совершенствования государственной политики в области научно-технологического развития и необходимость разработки новых механизмов и инструментов в данной области. Оценка эффективности мер и инструментов государственной политики в области научно-технологического развития должна проводиться Комиссией с учетом конечных результатов, характеризующих создание и использование важнейших наукоемких технологий, в том числе по следующим показателям: а доля молодых ученых исследователей в общей численности ученых; б объем налоговых поступлений в бюджет от реализации продукции, произведенной с использованием отечественных наукоемких технологий; в соотношение объема реализации отечественной наукоемкой продукции и объема закупок аналогичной иностранной продукции, в первую очередь происходящей из недружественных иностранных государств в том числе без согласия правообладателей ; г доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте; д прирост объема внутренних затрат на научные исследования и разработки и увеличение доли внебюджетного финансирования в таких затратах.
Стратегия научно-технологического развития РФ: курс на фундаментальность и независимость
Развитие научной и научно-производственной кооперации. (согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ №642 от 1 декабря 2016 г.). В концепцию технологического развития России до 2030 года вошли 18 направлений, среди которых развитие ИИ, квантовых коммуникаций, водородной энергетики и перспективных материалов и веществ. Приоритетные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР). Новая стратегия научно-технологического развития берет курс на реализацию российской повестки с опорой на национальную технологическую базу, обещает перезагрузку всех инструментов политики НТР, но рискует увязнуть в бюрократии. (согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ №642 от 1 декабря 2016 г.).
Поделиться
- Возможно, вас заинтересует
- Возможно, вас заинтересует
- ВЗГЛЯД / На «Технопром-2023» обсудили приоритеты научно-технологического развития :: Новости дня
- «Недели науки–2024» на кафедре «Правовое обеспечение государственного управления и экономики»
- Наши проекты
Опубликована обновлённая версия госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ»
Уточняется, что система мониторинга трудоустройства выпускников вузов, учитывающая удовлетворённость работодателей качеством подготовки выпускников, будет внедрена к 2022 году. В прежней редакции программы была обозначена цель по формированию и устойчивому функционированию сети из не менее чем тридцати университетов-лидеров, входящих в глобальные рейтинги и реализующих прорывные научно-исследовательские, а также опытно-конструкторские работы и образовательные программы, востребованные на глобальном рынке. В новой версии этого нет, но появилась цель сформировать группу из не менее чем ста университетов — национальных лидеров для формирования научного, технологического и кадрового обеспечения экономики и социальной сферы, повышения глобальной конкурентоспособности системы высшего образования и содействия региональному развитию. Некоторые планы к 2030 году в новой версии стали скромнее, чем первоначальные.
Цели Конференции: привлечение студентов к научной и научно-технической деятельности в области транспорта; развитие единого научно-образовательного пространства, установление контактов между будущими коллегами, создание условий для обмена опытом, знаниями и идеями; реализация приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации и решение задач Десятилетия науки и технологий. В рамках секции Конференции «Транспортное право как основа устойчивого развития отрасли», организованной Юридическим институтом РУТ МИИТ , на кафедре «Правовое обеспечение государственного управления и экономики» успешно состоялись круглые столы и заседания подсекций. В качестве приглашенного эксперта выступил к. Семичева А. ЮЮЦ-411 «Понятие и виды особых экономических зон по законодательству» 16 апреля 2024 г.
Шатская И. ЮПБ-242 «Регулирование международных налоговых соглашений в современных условиях дружественные и недружественные страны » Кондратова В. ЮПБ-241 «Оптимизация налогообложения.
При этом подчеркну — важная роль отведена регионам. Ключевая задача — обеспечить интеграцию науки и региональных программ развития. Новые технологии и разработки обязательно должны быть востребованы отраслевой промышленностью и бизнесом. Совокупность всех мер в конечном итоге должна привести к росту уровня социально-экономического развития регионов», — подчеркнул Андрей Омельчук. Обучением региональных команд, ответственных за научно-технологическое развитие, занимается Президентская академия. Разработку мы планируем завершить к концу мая, чтобы пройти обучение могли уже не только пилотные регионы, но и все желающие команды НТР», — подчеркнул ректор Президентской академии Алексей Комиссаров. Для подготовки программ участники стратсессии определяют заделы и инструменты работы в своих регионах, потенциал научных и образовательных организаций.
Также проводят анализ существующих образовательных программ, чтобы по итогу работы соизмерить человеческий капитал с потребностями субъекта. Соорганизатором стратегической сессии выступил Российский центр научной информации.
В число ключевых задач Десятилетия входят: привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок; содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны; повышение доступности информации о достижениях и перспективах российской науки для россиян. Инициатива рассчитана на широкую аудиторию внутреннего туризма всех возрастов. Инициатива «Наука как искусство» - популяризация современного научного знания и технологических достижений через художественные формы и средства креативных индустрий Инициатива «Инфраструктура для популяризации науки, создание контента» - масштабирование производства научно-популярного контента и расширение аудитории Юбилейные мероприятия - важнейшие даты и события в научной сфере Открытие центров, лабораторий, запуск исследовательской инфраструктуры В распоряжении правительства отмечается, что АНО «Национальные приоритеты» будет выполнять функции по организационному, информационному и экспертному обеспечению реализации плана проведения Десятилетия науки и технологий.
Ранее о структуре и основных мероприятиях плана проведения Десятилетия науки и технологий на оперативном совещании председателю правительства РФ Михаилу Мишустину рассказал вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Он отметил, что инициативы и проекты Десятилетия направлены на создание уникальных отечественных разработок и вовлечение в мероприятия самой широкой аудитории — от детей школьного возраста и семей с детьми до представителей промышленности и бизнеса.
Путин определил приоритеты России в науке и технологиях на 10 лет
Вы можете отправить ссылку на эту статью – "Президент России Владимир Путин утвердил новую Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации" – на любой email. Соответственно целью научно-технологического развития государства — обозначено обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижения национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания. а) научно-технологическое развитие Российской Федерации — трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы. Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации, важнейшие направления научно-технологического развития государства, в рамках. На «Технопром-2023» эксперты обсудили приоритеты научно-технологического развития РФ. трансформация науки и технологий в ключевой фактор развития России и обеспечения способности страны эффективно отвечать на большие вызовы.