Новости почему масленица празднуется в разное время

Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки.

Масленица: почему сегодня в России её празднуют неправильно

Масленица была занесена в церковный календарь, однако содержание праздника так и осталось языческим. Интересные масленичные традиции в разных регионах страны. Хотя существовали общероссийские традиции, в каждом регионе было принято отмечать Масленицу по-своему. Масленичная неделя — время гуляний, веселья и дружного времяпровождения, поэтому особых ограничений в этот период нет.

Как Масленицу раньше отмечали и почему традиции так поменялись

Почему не «Блинница»?Масленица — народное название православной Сырной недели, которая готовит верующих к Пасхе. Почему не «Блинница»?Масленица — народное название православной Сырной недели, которая готовит верующих к Пасхе. Масленицу празднуют каждый год в разные числа потому, что этот праздник всегда предшествует пасхальному посту. Отмечается Масленица в Весеннее Равноденствие, когда день равен ночи. Дни масленичной недели. Почему масленица носит такое название?

История праздника Масленицы

  • Почему раньше масленица праздновалась с 19-25 февраля, в другие года.... — Спрашивалка
  • Была ли Масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
  • Праздники в разных странах, похожие на Масленицу
  • Почему каждый год Масленица празднуется в разное время
  • Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ - Узнай Россию

Смысл и традиции Масленицы

Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики — такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной — человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные — такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья — те, кто ест блины с варёными яйцами.

Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может. Среду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей , пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов — и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть силён ли, может ли жену прокормить , и накормить его перед кулачными боями в четверг.

За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу. В четверг — разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы». В пятницу — зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения.

Все соберутся, я и веселю их, они и усталости не чувствуют. Ведь дурное что говорить ли, делать ли нехорошо и в храме Божием не подобает, а сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех перед лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был, — вовсе не грешно, матушка…» Впоследствии традицию «мягкого» вхождения в Великий Пост переняли миряне, хорошо понимавшие, что переход к строгости воздержания должен быть не резким. Так возникла подготовительная к Четыредесятнице седмица. Как относится к празднику Церковь Ап. Павел говорил, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах…» Рим. Церковь, отвергая язычество, никогда не отвергала людей, тех, кто, по мере сил своих, ищет Бога, пусть ошибается, как человек. Оттого она не столько уничтожала обычаи, сколько «переплавляла» их, давая новое, христианское содержание. Касалось это и Масленицы — собственно языческого действа «встречи весны», в котором, однако: проявлялось характерное для славян, как народа земледельческого, острое ощущение связи человека с природой, радость о ее пробуждении после зимы; здесь вполне применимы слова Апостола, сказавшего, что для язычников Бог, «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» Рим. Таковы основания возникновения «сплава» христианской веры с некоторыми языческими традициями. Что, конечно, не означает, что православие приняло языческую Масленицу, но — лишь то, что оно не отвергает в ней то, что «по природе законно», соответствует Божиим установлением, но совершенно не приемлет суеверия, языческие обряды магического характера, и конечно, «веселие», переходящее разумные границы, становящееся разгулом. Народные традиции и обычаи празднования на Руси Языческое содержание обычаев недели постепенно уходило с христианизацией Руси , оставляя лишь «веселость», соответствующую древней традиции подготовки к Великому Посту. Впрочем, отход от язычества происходил не сам собой, это — результат большой работы пастырей Церкви, неустанно убеждавших людей в пагубности языческих суеверий. Например, после нескольких проповедей свт. Старые обычаи, правда, возобновились по уходе владыки с кафедры. Символ Масленицы Им обычно считается чучело из соломы, как правило, женское. Его изготавливали в первый день недели. Впрочем, обычаи разных местностей отличались: например, в Белоруссии это было чучело «деда», которое даже клали в гроб, чтобы в конце недели сжечь. Это символизировало уход зимнего времени, приход весны. Масленичная неделя Крестьянская традиция требовала проводить каждый из ее дней особым образом: понедельник считался «встречей» Масленицы: начинали печь блины, причем первый отдавался нищим ради поминовения усопших; вторник именовался «заигрыши»: это были «смотрины» невест; молодых парней приглашали покататься с гор, поесть блинов: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Стоит сказать, что церковная подготовка к Посту все это время шла своим чередом: например, среда и пятница были днями, когда не совершалась литургия, а за утренней службой впервые читалась великопостная молитва св. Ефрема, Сирийского подвижника IV в. Однако прихожан в эти дни в храмах бывало совсем мало — как, впрочем, сейчас. Последний день русской Масленицы Наконец, воскресный день был одновременно кульминацией Масленицы — и заговеньем на Великий Пост. Это, пожалуй, самое противоречивое сочетание двух традиций: с одной стороны, все домашние «прощались», то есть испрашивали прощения за причиненные обиды, вольные или невольные обычай восходит к такой же монашеской традиции ; особый Чин прощения совершался также в храмах; кроме того, тщательно мыли, скребли посуду, дабы там не осталось скоромной пищи; с другой стороны, кульминацией Масленицы было сожжение соломенного чучела, пепел от которого разбрасывали по полям ради плодородия; понятно что этот обряд был чисто языческим.

Возможно, сыграло роль и то, что Масленицу хоронили и, следовательно, нужно было помянуть её [5]. В Моравском Словацке был обычай жарить особые «колобки для кротов». Их относили в поле в конце масленицы, «чтобы поле не разрывал крот». Некоторые исследователи видят в этом пережиток жертвоприношения умершим [6]. Масленичная неделя Василий Суриков. Взятие снежного городка. Для всего русского населения предстоящие семь дней были самым веселым и любимым временем в году. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название и свой строгий, хотя и различающийся в деталях в разных местностях, обрядовый регламент [7]. Понедельник — «встреча».

Она чрезвычайно популярна у славянских неоязычников, почитающих Морену как богиню смерти. Не лишним будет сказать, что в России обрядность, связанная со сжиганием чучела вовсе не обязательно ассоциированное с Мореной на Масленицу, довольно разнообразна и разнится в зависимости от местности. Вплоть до того, что местами чучело отсутствует совершенно, а вместо него жгут костры. Так происходило, например, в Новгородской губернии в конце 19 — начале 20 века, где костры были основной формой проводов Масленицы, чучело же использовали эпизодически. При этом в соседних Ярославской и Тверской губерниях доминировала форма сжигания чучела. В Воронежской же губернии жгли и костры и чучела. В целом разжигание огня на Масленицу и сжигание в нем чего-либо — повсеместно распространенный обычай. Могли сжигать наряженное в ветхие одежды чучело или просто бросать в костер старые вещи. Подобные ритуальные костры разжигали и тюрки-язычники на праздник Новруз — день весеннего равноденствия. Эта традиция сохранилась у тюркских народов до сих пор, а Новруз, как и Масленица превратился из религиозного в народный праздник. Другим, не менее популярным, масленичным обрядом является выпекание блинов. С подачи Александра Афанасьева в конце 19 века утвердился взгляд, что традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Афанасьев полагал, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый новый год. Эта версия выглядит не слишком убедительной, поскольку традиционные русские блины в большинстве областей несколько отличались от тех блинов, что есть сейчас. Блины пекли не из пшеничной муки, поэтому они были темными и размером были меньше, приблизительно как оладьи. Размер был обусловлен тем, что пекли блины в печи, а не жарили на сковороде, как это делают сейчас. Маленькие и темные блины вряд ли можно назвать достойным олицетворением Ярилы. А те блины, что мы знаем, появились в России гораздо позже, вероятно в петровскую эпоху или позже, и именовались блинами на немецкий манер. Есть другая версия появления блинов на масленичном столе, которая выглядит более достоверной. Одной из обрядовых сторон Масленицы было почитание духов предков и поминовение умерших. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. В Масленице наблюдается определенный пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои, скачки и т. Считалось, что поедание большого количества поминальных яств приносит определенную помощь умершим в потустороннем мире. Пятая часть всех блюд на столе посвящалась умершим, а первый испеченный на праздник блин клали на чердачное слуховое окошко — «угостить покойников». Но блины были не повсеместной традицией. Где-то их не было вовсе, а где-то они были основным блюдом на столе. Интересно, что и сейчас блины считаются одним из главных поминальных блюд в некоторых областях России, а кое-где блином даже закрывают лицо усопшего. По мнению некоторых исследователей, язычники на Масленицу заключали помолвки, а в более древнюю эпоху — браки. Это также относят к культу плодородия, который таким образом распространялся не только на землю и животных, но и на людей. С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования 21 марта выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и объедение никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу — последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Неделю была разделена на узкую с понедельника по среду и широкую с четверга по воскресенье Масленицу, что, предположительно, является отголосками двухнедельного празднования. Масленица христианская. Христианская версия происхождения Масленицы не рассматривает ее как христианизированный языческий праздник, и определяет Масленицу как чисто христианскую традицию подготовки к Великому посту. Масленица отождествляется с Сырной седмицей мясопустом — последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба. Следует особо рассмотреть саму традицию подготовки к Великому посту. Для этого необходимо проследить историю развития самого Великого поста. Первоначально Пасхальный пост длился всего один или два дня, был установлен апостолами по заповеди Христа о посте в тот день, когда отнимется Жених Мф. О таком посте писал священномученик Ириней Лионский: «По мнению одних, следует поститься один день, по мнению других — два дня, по мнению третьих — даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи». В конце III века на Востоке возникает новая традиция, увеличивающая количество дней Пасхального поста, прибавляя к обозначенному времени еще семь дней. В дальнейшем длительность поста еще более увеличивалась, это обусловливалось стремлением к более достойному приготовлению к Пасхе. Таким образом, в Древней Церкви Великий пост мог длиться три, шесть, семь или даже восемь недель. В итоге закрепился 40-дневный пост. Однако, в Древних Восточных Церквях, в частности, у еретиков-монофизитов, где наиболее авторитетным стал восьминедельный пост, появилась практика предварительных малых постов перед началом Великого поста. Яковитская монофизитская Церковь совершала трехдневный Ниневийский пост, а Армянская — пятидневный Арцивур. Православным ответом было установление сплошной седмицы после Недели о мытаре и фарисее, а позже — Сырной седмицы. Существует версия, что Сырная седмица или мясопуст была установлена императором Ираклием в Сирии — после успешного возвращения из персидского похода при посещении Иерусалима в 629 году — как особое дополнительное покаянное время. Об этом повествует Никифор Каллист Ксанфопул XIV век в Синаксаре Субботы сырной, который помещён в Постной Триоди: византийский император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царём Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой богослужебный устав. В начале X века Патриарх Николай Мистик в сочинении «О монашеской жизни» писал о том, что веком ранее его предшественник святой Никифор Константинопольский ввел Сырную седмицу в противовес яковитам, которые всю эту неделю вкушали только хлеб и воду. Следовательно, Сырная седмица появилась при святителе Никифоре Константинопольском в начале IX века как противовес ересям. Таким образом, установление Сырной седмицы было не просто желанием исключить мясную пищу из рациона накануне поста, но, в первую очередь, было рациональным ответом на еретические практики. К тому же и богослужения Сырной седмицы получили свои особенности, свойственные постному уставу. Так, в среду и пятницу не совершается Божественная литургия, в эти дни на богослужении произносится молитва прп. Ефрема Сирина с коленопреклонением. Последняя подготовительная неделя перед началом поста заканчивается воспоминанием изгнания Адама из рая, что было следствием его грехопадения. Об этом поется и читается на вечерни и утрени воскресного дня. В песнопениях говорится, что греховное состояние человечества подобно состоянию изгнанного из Рая Адама. Перед началом Великого поста, подготавливая к нему, Православная церковь призывает плакать и сокрушаться о своих грехах, как это делал изгнанный Адам. Также этот день именуется Прощенным воскресением. В храмах совершается особый Чин прощения. По древней традиции в этот день православные христиане просят друг у друга прощения за все приключившиеся грехи и обиды, чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в последний день перед постом в храме для совместной молитвы.

Масленица по дням недели

Масленица в дохристианское время очень сильно была связана с идеей цикличности – одно заканчивается, начинается другое, и так по кругу. Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки. Праздник Масленица имеет и другое название — сырная неделя.

Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки

Масленица это изначально языческий праздник проводов зимы и встречи весны, который отмечают целую неделю. По мнению других учёных, Масленица берёт начало от праздника в честь Волоса (или Велеса) — «скотьего бога», которому в жертву приносили масло. Масленица была занесена в церковный календарь, однако содержание праздника так и осталось языческим. По сложившейся традиции Масленица празднуется на неделе, предваряющей начало Великого поста. Многие задаются вопросом: почему Масленица случается в разное время каждый год.

Масленица: история, обряды и обычаи

В этот день пора прекращать хозяйственные работы и начинать гуляние. Люди всех возрастов выходят на улицу, чтобы покататься на санях, понаблюдать за кулачными боями, битвами за снежные города, или стать их участниками, поколядовать. В этот день жгут ритуальные костры и прыгают через них. За праздничным столом мама жены и её делегация рассказывает о семейном счастье и даёт добрые советы по поводу семейной жизни. Однако все угощения на стол готовит жена. День золовки, сестры мужа, приходится на субботу. В этот день женщина должна звать родственников мужа к себе, главная из которых — сестра. Если она незамужняя, то полагается пригласить в дом и незамужних подруг, если же венчана в церкви, рядом с ней должны находиться люди семейные. Всех гостей угощают блинами, а золовке вручают приятный подарок. В воскресенье — «Прощёное воскресенье» принято провожать Масленицу.

Дата празднования Масленицы каждый год меняется. По сложившейся традиции Масленица празднуется на неделе, предваряющей начало Великого поста. В календаре Русской православной церкви, масленичная неделя называется Сырной седмицей. За неделю до начала поста верующие отказываются от мясной пищи. Важно отметить, что масленичные традиции и гуляния не имеют ничего общего с традициями Русской православной церкви. Славянский праздник Масленица имеет языческую основу, которая уходит корнями в дохристианскую эпоху. Праздник символизирует собой наступление весны.

До принятия христианства его праздновали в марте — в день весеннего равноденствия. По одной из версий, Масленица на Руси стала наследницей более древнего славянского праздника — Комоедицы. Это праздник был связан с культом просыпающегося весной медведя. В Комоедицу люди употребляли в пищу печеные комы из гороховой муки. Фото pixababy. Узкая Масленица длится с понедельника по четверг, а Широкая с четверга по понедельник. Первые три дня Масленицы можно было заниматься хозяйственными работами.

С четверга все работы по дому уже прекращались. Каждый день Масленицы имел в народе свое название и традиции. Понедельник — «Встреча» В этот день начинали печь блины. По традиции, первый испеченный блин отдавали малоимущим для поминания усопших. На улицах умельцы завершали строительство качелей и снежных горок. Из соломы и подручных материалов сооружали чучело. Его возили по улицам на санях.

В этот день свекры отправляли невестку домой к родителям, а к ним в гости приходили сваты — тесть и теща. Вторник — «Заигрыши» Во второй день масленичной недели все обряды сводились к сватовству. Проводились смотрины. Молодые люди шли вместе кататься с горок и есть блины.

И речь сейчас пойдет не о блинах. Один из главных символов Масленицы — чучело, которое торжественно сжигают на костре. Фото Виктории Перевязко, «Кубань 24» Как уже ранее говорилось, многие масленичные обычаи являются отголоском языческого прошлого. В представлении восточных славян соломенное чучело отождествлялось с древней богиней зимы — Мораной. Поэтому обряд сжигания чучела — это в некотором смысле похороны зимы.

По традиции, чучело перед сожжением носили по всем улицам города или села, чтобы его могли увидеть все жители. При этом, при проносе соломенной куклы по улицам пародировалась похоронная процессия. Конечно же, никто не плакал. Напротив, все окружающие пели веселые песни и громко смеялись. На чучело надевали старую одежду. На голове куклы повязывали яркие ленточки. Считалось, что чем больше на нем будет тряпок, тем лучше и ярче оно будет гореть. В костер с горящим чучелом также кидали различную пищу — яйца, блины и т. Оставшийся пепел рассыпали по полям для обеспечения хорошего урожая.

Масленичный «бойцовский клуб» Еще одной широко известной масленичной традицией были кулачные бои. Уберите от экранов женщин, детей и людей с неустойчивой психикой. Сейчас мы расскажем о настоящих боях на кулаках, которые были популярны у наших предков. Одним из первых свидетельств о кулачных боях является «Повесть временных лет». Как и сжигание чучела, эта традиция имеет языческие корни. По некоторым данным, до принятия христианства славяне устраивали кулачные бои в честь громовержца Перуна. Со временем они стали частью масленичной традиции. Представители церкви неоднократно пытались бороться с этим «языческим обрядом». В 1274 году митрополит Кирилл издал указ, согласно которому участников кулачных боев поручалось отлучать от церкви, а убитых в потасовках запрещалось отпевать.

К сожалению, нередко кулачные бои на Масленицу заканчивались смертями. Однако ни запреты со стороны церкви, ни регулярные летальные исходы не могли заставить славян отказаться от полюбившихся боев на кулаках.

У нас традиционно сжигают чучело Масленицы, а в Чехии закапывают в землю, "хоронят" контрабас, символически прощаясь с предыдущим годом и открывая как бы новую страницу", — сказал культуролог Вячеслав Павлов.

Традиции Масленицы на Руси Проводы зимы у восточных славян: первые блины медведям и покойникам Изначально Масленица была языческим праздником, никак не связанным с христианством. У восточных славян он символизировал проводы зимы. Некоторые культурологи считают прообразом Масленицы народный праздник — комоедицу.

Его проводили в честь пробуждения медведя, или, как этого зверя называли славяне — кома. Считается, что именно поэтому на Руси первые масленичные блины было принято уносить в лес, чтобы задобрить его хозяина. Собственно, "первый блин комам", поэтому есть поговорка, точнее, одна из версий того, что она относится именно к этому", — объяснил историк Александр Дементьев.

Его клали на слуховое окно, чтобы… угостить покойников. Точнее, птиц, которых славяне отождествляли с душами предков. В дохристианские времена на Масленицу поминали умерших.

Славяне верили, что их предки, похороненные в земле, могут влиять на ее плодородие. Души усопших старались всячески задобрить. Блины и поминки С языческими погребальными обрядами тесно связано и главное масленичное угощение.

У славянских народов блины были основным блюдом на поминках. Их не жарили, а выпекали в печи, причем — из ржаной муки. Масленица и православие Изначально Масленицу отмечали в день весеннего равноденствия , который в разные годы выпадает на промежуток с 19 по 21 марта.

Однако после крещения Руси народные гулянья совпали с Великим постом. Поэтому проводы зимы перенесли на более ранние даты. Так Масленица из языческого праздника превратилась в народный.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий