«Штокман» вообще отложили, у «Дальневосточной» неопределенность, у «Новатэка» тоже сдвиг по срокам — «Арктик СПГ-2», который мы делали, тоже сдвигается, — говорит президент Национальной ассоциации СПГ Павел Сарафанников.
Запад рано хоронит новый российский СПГ-проект
Вчера, 26 апреля в 09:27, Мурманская область Европейским портам будет запрещено перепродавать его Европейский союз готовит очередной пакет санкций против России. На этот раз под удар попадет сфера сжиженного природного газа, пишет Bloomberg. Агентство сообщает, что санкции могут коснуться крупного проекта «Арктик СПГ-2».
Учитывая, что США в значительной степени контролируют финансовую систему и морскую торговлю, а компании из других юрисдикций боятся попасть под вторичные санкции, это очень серьезная проблема. Причем эти риски нужно было оценивать заранее, о них было известно, но их как-то проигнорировали. Думаю, что они живут по принципу «все средства хороши». Но в данном случае физическая атака, в отличие от «Северного потока», им не требуется.
А в честной конкуренции американский газ проигрывал в Европе из-за более высоких издержек. Газовозы высокого арктического класса штучный товар, их на рынке просто нет. И конечно нужно было добиваться локализации их строительства в России. И это придется делать, если мы собираемся осваивать Арктику дальше. Это даст результат? Договоренности тут возможны?
Вторая и третья линии должны были начать работу в 2024 и 2026 годах соответственно. Вторая производственная линия в настоящее время строится на заводе в Белокаменке Мурманская область. Однако вместо этого третья очередь может быть использована на Мурманском заводе СПГ, о котором «Новатэк» объявил в июне прошлого года.
Рассматривается вариант отправки второй гравитационной платформы для "Арктик СПГ-2" летом, а третью использовать для "Мурманск СПГ", - сказал источник, знакомый с планами. По прогнозам, первые две линии начнут производство к концу 2027 года, а последняя линия должна начать работу в 2029 году.
Кроме того, проблемой для развития этого проекта, по мнению экспертов, остается нехватка танкеров арктического класса Arc7. Но корейцы уже разорвали контракты с Совкомфлотом, а «Звезда» как минимум на один год задерживает сроки сдачи головного танкера Arc7.
В июле 2023 года Владимир Путин пристутствовал на церемонии отправки первой технологической линии по производству СПГ на территории Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений компании «Новатэк-Мурманск». Между тем, больше месяца назад, когда стало известно о планах американцев задушить этот проект и весь российский рынок СПГ, «Новые Известия» процитировали слова профильного вице-премьера правительства России Новака, который объявил, что до 2030 года производство сжиженного газа в стране должно вырасти в три раза. Оба были построены западными подрядчиками с использованием западных технологий. После ухода британцев завод принадлежит Газпрому и двум японским компаниям Mitsui и Mitsubishi.
«Новатэк» приступил к строительству третьей линии завода проекта «Арктик СПГ 2».
Ограничения, в том числе, коснутся проекта НОВАТЭКа — Арктик СПГ-2. После объявления новости о включении в список, котировки акций нефтегазового гиганта начали снижаться, в моменте теряя более 3%. Французская энергетическая компания TotalEnergies, которой принадлежит 10% «Арктик СПГ-2» — проекта компании НОВАТЭК по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа на Гыданском полуострове — сообщает, что вторая линия будет запущена, но. Ставьте лайк, если обзор понравился и хотите больше новых в комментариях, обзоры каких компаний вы ждёте. Наиболее популярные компании буду ра. Компания НОВАТЭК в три раза с начала 2024 года сократила добычу газа на ямальском заводе «Арктик СПГ-2».
"На нет и судов нет": у Совкомфлота проблемы с газовозами для "Арктик СПГ 2"
Проект «Арктик СПГ 2» предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 6,6 млн тонн в год. Проект «Арктик СПГ 2» предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 6,6 млн тонн в год. Арктик СПГ-2, руководство НОВАТЭКа, трейдеры и судоходные компании. Арктик СПГ 2. Москва. Вакансии. первой очереди крупнотоннажного завода СПГ «Арктик СПГ 2». Начинается подключение технологической линии к береговым объектам добычи газа для завершения пуско-наладки и запуска производства СПГ. Компания НОВАТЭК в три раза с начала 2024 года сократила добычу газа на ямальском заводе «Арктик СПГ-2».
Ъ: Иностранные акционеры заморозили участие в проекте "Арктик СПГ-2"
Но в данном случае физическая атака, в отличие от «Северного потока», им не требуется. А в честной конкуренции американский газ проигрывал в Европе из-за более высоких издержек. Газовозы высокого арктического класса штучный товар, их на рынке просто нет. И конечно нужно было добиваться локализации их строительства в России.
И это придется делать, если мы собираемся осваивать Арктику дальше. Это даст результат? Договоренности тут возможны?
Однако они ошиблись, американцы их интересы в расчет принимать не стали. Но, думаю, и дипломатическая работа с США продолжается, и параллельно пытаются построить альтернативную логистику для проекта, устойчивую к санкциям. Более того, они не дали результата, который можно было бы предъявить широкой общественности и не вызвать при этом неудобные вопросы.
Всё упало. И сейчас вот, по прошествии полутора лет, его только-только, правдами и неправдами оживили и начали вводить в эксплуатацию, — рассказали на форуме игроки отрасли. Лицензиары среднетоннажного завода по производству сжиженного природного газа «Криогаз-Высоцк СПГ» реализует «Новатэк» — французы. Мало того, что европейское оборудование очень дорогое, так еще и подпадает под критерий энергетического, на которое наложены самые высочайшие санкции. Что тянет за собой проблемы с монтажом, обслуживанием и модернизацией.
Это обстоятельство, на наш взгляд, позволяет считать вчерашнюю новость лишь умеренно негативной для акций компании: несмотря на то, что форс-мажор и последующее расторжение действующих offtake контрактов чреваты определенными пертурбациями с точки зрения рынков сбыта и законтрактованных объёмов, мы не исключаем возможность заключения новых соглашений с дружественными контрагентами по мере наращивания объёмов производства в 2025-2026 годах", - считают они. До того как США ввели санкции, начало коммерческих отгрузок с проекта намечалось на середину января 2024 года, а значит инвесторы получают несколько недель, чтобы оценить для себя приемлемость рисков переноса сроков проекта. С точки зрения фундаментальных факторов мы по-прежнему считаем акции "НОВАТЭКа" привлекательными, наш рейтинг по ним - "Покупать"", - говорится в обзоре.
Ранее под санкции также попало ООО "Арктическая перевалка", владеющее терминалами по перевалке сжиженного природного газа в Мурманске и на Камчатке, а также подрядчики проекта.
Запуск первой и второй линии планируется в 2024 году, а третьей — в 2026 году.
Арктик СПГ 2
По словам эксперта Фонда национальной энергетической безопасности РФ Игоря Юшкова, оба проекта имеют колоссальные налоговые льготы, как в федеральном бюджете, так и в региональном. Налог на прибыль, на имущество — все либо обнулено, либо имеет льготные режимы. Поэтому, они итак платили бы меньше в региональный бюджет, но сейчас либо будут платить еще меньше, либо пока и вовсе не будут выплачивать налоги. Для бюджета Ямала — это не сокращение доходов, это недополучение того, на что бюджет мог рассчитывать», — считает Игорь Юшков. Узнать подробнее Эксперт убежден, что пока речь идет про отсроченные выплаты, но никак не про сокращение дохода и дефицит бюджета ЯНАО. Независимый аналитик Дмитрий Адамидов, наоборот, считает, что поводы для беспокойств есть. Были сильные налоговые льготы. Поэтому будет тяжело быстро перестроиться из-за санкций и перебоев с флотом. Думаю, в будущем это все повлияет на бюджет Ямала.
Попадание оператора проекта под блокирующие санкции США повышает вероятность исхода из проекта иностранных инвесторов, но ушедших зарубежных партнёров сменят другие — из Индии или Китая, отмечали эксперты.
После установки первой технологической линии "Арктик СПГ-2" на Гыданском полуострове в середине августа сообщалось, что иностранные участники проекта не намереваются откладывать или прекращать финансирование. Всего проект предусматривает строительство трёх линий СПГ, первая линия начала производство на прошлой неделе. Коммерческие отгрузки были запланированы на начало 2024 года, а выход на полную мощность 19,6 млн тонн — к 2026 году.
Hanwha Ocean ещё в 2022-м отказалась делать суда для «Совкомфлота», но верфь продолжила исполнение заказа для Mitsui, поэтому в этом году акционеры рассчитывали иметь хотя бы три танкера от японской компании.
Какие варианты решения проблемы существуют? Учитывая высокий ледовый класс, его логично использовать как раз на Севморпути, поэтому не исключено, что он будет зафрахтован «Новатэком» вопреки санкциям. Второй вариант — это поиск покупателей на европейских рынках и использование обычных танкеров в западной части Севморпути, говорит директор по развитию инжиниринговой компании «Энергия Плюс» Павел Марышев. Маловероятно, что существует какое-то решение, которое бы в короткие сроки смогло обеспечить проект судами для перевозки СПГ, кроме, пожалуй, снятия с проекта санкций.
В частности, если отношения между США и Россией будут нормализованы, может быть, одной из составляющих договорённостей станет снятие санкций с крупных российских проектов и компаний. Таким образом, компанию «Новатэк» в ближайшее время, скорее всего, ждут непростые времена: предстоит искать новые источники финансирования, решать проблемы с отгрузками и рынками сбыта не исключено, что через серые схемы. Всё это делает проект менее маржинальным, сдвигает сроки его реализации и, возможно, ставит под угрозу строительство третьей линии сжижения.
Дело в том, что последние годы «Новатэк» выстраивал свою стратегию, ориентируясь только на крупные СПГ-проекты. Компания планировала создать на Ямале и Гыданском полуострове целый кластер заводов по производству сжиженного газа. Теперь же «Новатэку» нужно перестраиваться. На этой неделе стало известно, что Евросоюз разработал план по покупке газа из России.
Первую линию проекта "Арктик СПГ - 2" планируют запустить в декабре 2023 года
Le Monde рассказывает о том, как компания Technip Energies «ограничила свои финансовые потери, отложив уход со стройплощадки завода "Арктик СПГ 2" после. Экологические характеристики Арктик СПГ 2 обеспечат его длительную конкурентоспособность в условиях перехода к низкоуглеродной экономике и возрастающих требований к СПГ-проектам по сокращению эмиссии СО2. Ограничения, в том числе, коснутся проекта НОВАТЭКа — Арктик СПГ-2. После объявления новости о включении в список, котировки акций нефтегазового гиганта начали снижаться, в моменте теряя более 3%.
«НОВАТЭК» планирует запустить «Арктик СПГ 2» в декабре 2023 года — начале 2024 года
DSME объявила о расторжении контракта на три газовоза, не назвав заказчика. В апреле, Игорь Тонковидов подтвердил, что строительство этих газовозов в Южной Корее больше не планируется в рамках программы «Совкомфлота». Несмотря на задержку в сдаче судов от «Звезды», Михельсон подчеркнул, что к моменту ввода завода по производству СПГ «Арктик СПГ 2» в эксплуатацию, у проекта будет небольшой флот газовозов. Компания ожидает получения 2-3 СПГ-танкеров в 2023 году.
По данным СМИ, компании не хватает танкеров-газовозов для транспортировки. Причиной такого решения стали санкции и нехватка танкеров, пишет Reuters со ссылкой на два источника в отрасли. Компания закупала газовозы через другие предприятия. Японская компания MOL, которая является владельцем трех танкеров, не может оформить их передачу для проекта. Еще 15 танкеров компания заказывала у российской судоверфи «Звезда», но и она работала в тесном контакте с Южной Кореей и теперь, похоже, пытается договориться о сотрудничестве с Китаем. Судостроители пытаются найти способ избежать санкций и передать танкеры «Новатэку», отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков: Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Проблема с танкерами возникла в 2022 году, ни одного танкера нет.
Запуск первой и второй линии планируется в 2024 году, а третьей — в 2026 году.
То есть с вводом завода в эксплуатацию выпуск СПГ в России вырастет приблизительно до 50 млн тонн, из которых более половины могут направляться в Европу. У США есть экономический мотив препятствовать российским СПГ-проектам, которые весьма успешно конкурируют с американским газом в Европе До 2023 года в США считали, что обезопасили себя от новых российских СПГ проектов запретом на передачу нашим компаниям оборудования для крупнотоннажных предприятий по сжижению газа. В результате, США стали вводить санкции непосредственно против этого проекта, хотя при ближайшем рассмотрении они противоречат официальным целям санкционного давления. Арктические СПГ проекты освобождены от уплаты многих налогов или фискальная нагрузка на них снижена, поэтому в сравнении с нефтяной отраслью, их влияние на доходы бюджета России незначительно. А цель инициаторов санкций - снизить поступление средств в казну нашей страны из нефтегазовой отрасли. Но если санкции уже едва ли остановят проект, то это не означает, что они не создадут сложности для его работы. Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, сложности могут возникнуть с получением достаточного числа газовозов для проекта и, возможно, со сбытом СПГ.
"Новатэк": коммерческие отгрузки СПГ с "Арктик СПГ 2" начнутся с января
Компания НОВАТЭК в три раза с начала 2024 года сократила добычу газа на ямальском заводе «Арктик СПГ-2». Летим на вертолете, чтобы увидеть новый проект "Новатэка" "Арктик СПГ-2". По арктической пустыне, переплетаясь и скрываясь за горизонтом, тянутся свыше миллиона километров газовых труб. Помимо «Новатэка», акционерами проекта «Арктик СПГ 2» являются TotalEnergies, CNPC, CNOOC и консорциум Japan Arctic LNG, куда входят Mitsui и JOGMEC. "НОВАТЭК" направил некоторым клиентам уведомления о форс-мажорных обстоятельствах по поставкам сжиженного природного газа (СПГ) с проекта "Арктик СПГ-2", сообщает агентство Reuters. Арктик СПГ-2, руководство НОВАТЭКа, трейдеры и судоходные компании.