Движение неприсоединения объединяет 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках. Движение неприсоединения. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Голосование СБ ООН по проекту резолюции, рекомендующей принять. Узбекистан был избран председателем Движения неприсоединения после успешного завершения министерской встречи Координационного бюро в Баку.
Поделиться
- Путин поприветствовал участников заседания высокого уровня Движения неприсоединения
- Поделиться
- Путин выразил поддержку Движению неприсоединения в защите равенства всех стран
- РФ получила статус наблюдателя в Движении неприсоединения | Аргументы и Факты
В Баку началось заседание министров Координационного бюро Движения неприсоединения
Это позволило бы избежать втягивания в конфронтацию двух лагерей, заключил Грамер. Ранее в мае российский посол в Анголе Владимир Тараров обвинил страны Запада в том, что они оказывают чрезвычайное давление на государства Африки, требуя осудить действия России на Украине, пишет Лента ру. Тараров подчеркнул, что в своих требованиях Запад иногда доходит до угроз и шантажа, что аморально. Посол обратил внимание, что, когда голосовали за антироссийскую резолюцию на Генеральной Ассамблее ООН, практически все африканские страны проголосовали нейтрально, то есть воздержались. В начале апреля издание Bangkok Post писало, что многие страны Африки поддержали военную спецоперацию России на Украине.
Неприсоединившиеся страны убеждены, что реформу Совета Безопасности необходимо проводить параллельно и в «едином пакете» со всеми другими преобразования- ми в структуре и методах деятельности Организации Объединённых Наций, причём институт вето подлежит ликвидации как таковой или должны быть формализованы правила его преодоления. Некоторые позиции НС неоднозначны.
В требовании отмены права вето, например, скрывается беспокойство, как бы Совет Безопасности в руках ограниченного числа стран не превратился в «мирового жандарма», в своеобразный карательный орган по наказанию «провинившихся» членов международного сообщества. Движение неприсоединения ожидает понимания со стороны великих держав в отношении справедливости своих доводов и рассчитывает на встречное движение. Думается, что такой подход ДН к реформированию Организации Объединённых Наций заслуживает самого серьёзного внимания. Четвёртое направление и первостепенная задача в деятельности неприсоединившихся стран в рамках Движения неприсоединения - укрепление сложившегося организационно-идейного равновесия, совершенствование дипломатического механизма его функционирования. Движение - это аморфное объединение, внутри которого по-прежнему существуют глубокие противоречия и идеологическая несовместимость в силу участия в нём коммунистических режимов на Кубе и в Северной Корее, с одной стороны, и консервативных монархий типа Саудовской Аравии - с другой. Однако сегодня уже вряд ли кто-либо решится подвергать сомнению тот факт, что подавляющее большинство ДН твёрдо привержено принципам демократии и рыночной экономики.
Оно более не служит питательной средой, по- ощряющей радикализм и экстремизм. Определена иерархия всех органов Движения неприсоединения и регламентирующие их полномочия, критерии участия, порядок работы и принятия решений, методы координации деятельности в целях повышения роли Движения на международной арене. Отдельные радикальные режимы уже не могут диктовать свои позиции всему ДН, блокировать рекомендации институционального характера. Однако дальше дискуссий и признания необходимости создания секретариата дело пока не идёт, так как среди самих неприсоединившихся стран до сих пор не существует единства мнений относительно целесообразности такого шага. Существуют опасения, что секретариат приобретёт характер наднационального органа, вершащего дела от имени самого Движения. Утверждается, что в подобном органе будет трудно соблюсти принцип равенства и отдельные страны смогут использовать его в своих интересах.
Наконец, некоторые крупные и наиболее авторитетные в ДН государства, как, например, Индия, прямо возражают против создания технического аппарата, так как не хотят связывать себе руки в результате институализации Движения. Что тут сказать? Наверное, можно согласиться с тем, что принцип консенсуса, отсутствие привычных для международных организаций атрибутов программы, устава, бюджета, постоянной бюрократической структуры и т. Однако здесь приходится учитывать, что Движение является не организацией, а весьма своеобразным политическим объединением и его жёсткая институализация - превращение в нечто вроде «малой ООН», могла бы подорвать саму основу его существования - единства в многообразии, усилить элементы кон-фронтационности между его отдельными членами и группами го- сударств и тем самым снизить продуктивность деятельности Движения неприсоединения в целом. Тем не менее это серьёзная дилемма, решение которой потребует мудрости и гибкости самих неприсоединившихся стран. Очевидно одно: механизм подобного межгосударственного объединения не может работать в раз и навсегда заданных параметрах.
Резюмируя анализ современных процессов, которые происходят внутри и вокруг Движения неприсоединения, приходится констатировать, что реформаторские усилия Индонезии и Колумбии, предпринятые в ДН в 90-х годах ХХ в. Вектор их национальных и региональных интересов смещался в сферу международного экономического сотрудничества и мировой торговли, о чём свидетельствует, например, переход центра тяжести в обсуждении этих проблем с Г-8, Г-20 и ВТО от ДН к Г-77. Большинство неприсоединившихся стран, однако, не склонно соглашаться с утратой лидирующей роли ДН в политическом диалоге с Севером и переуступать её региональным «грандам» Юга. Они отдают себе отчёт в необходимости сохранения Движения как выразителя корпоративных интересов всех развивающихся стран. И не только сохранения, но и радикального реформирования в условиях глобализации и перед лицом новых вызовов и угроз. По мнению НС, разъезд по «региональным квартирам» не принесёт им дивидендов в мировой политике.
Их сила - в концентрации совместных усилий, проведении согласованного и единого курса на международной арене, о чём очень ясно заявил XVII саммит Движения неприсоединения в Венесуэле. Главная тема форума - «Мир, суверенитет и солидарность во имя развития» - в полной мере отразила повестку для саммита, акцент которой делался на обсуждении вопросов: - упрочения глобальной и региональной безопасности; - защиты суверенитета и демократии; - решительного неприятия внешнего диктата; - осуждения практики применения односторонних принудительных мер, идущих вразрез с Уставом ООН и принципами международного права; - борьбы с новыми вызовами и угрозами, в частности, экстремизмом и международным терроризмом в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Итоговый документ саммита 907 пунктов подтвердил, что безусловным приоритетом Движения неприсоединения является практическая реализация целей и задач, очерченных в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Второй документ, принятый форумом - Политическая декларация 21 пункт , констатировал, что «в условиях создания основ нового по-лицентричного мира должен быть заложен прочный фундамент будущего успешного функционирования объединения НС, повышен её вес на мировой арене» [9]. В целом на основе вышеизложенного можно констатировать, что форумы в «верхах», прошедшие в Гаване, Шарм-эль-Шейхе, Тегеране, Порламаре, нужны были странам -членам Движения неприсоединения как важная веха в их эволюции, как своеобразный этап переоценки ценностей, формирования нового видения роли и места неприсоединившихся стран в мироустройстве XXI в. И в этом смысле они оправдали их ожидания.
Объединяющие его участников мотивы превалируют и в обозримом будущем будут превалировать над тем, что их разъединяет. Движение неприсоединения - это объединение малых и средних развивающихся стран Юга. Именно в таком его качестве заложена одна из важнейших предпосылок долголетия и международного престижа ДН. Кстати, о престиже. Россия и Движение неприсоединения Саммит Движения неприсоединения в Порламаре недвусмысленно заявил о том, что: - Движение претендует на значительное повышение своей роли в мировых делах; - будет активно участвовать в формировании будущего многополярного мира в качестве самостоятельной политической силы. Поэтому по-прежнему остаётся актуальным вопрос совершенствования форм и параметров взаимодействия Российской Федерации с Движением неприсоединения.
Для России небезразлично, что в дальнейшем будет определять её отношения с неприсоединившимися странами: сотрудничество или что тоже возможно конфронтация в рамках противостояния Юга с Севером. Ведь требования, которые третий мир предъявляет к «богатому» Северу, частично распространяются и на Россию. Логично предположить, что этот контекст взаимоотношений имеет многовариантное развитие. И здесь многое будет зависеть не только от состояния экономики России, её взаимоотношений с Западом, но и от российской политики в отношении неприсоединившихся и других развивающихся стран. Думается, что приоритетное «западное» направление внешней политики Российской Федерации 90-х годов прошлого века, её стремление интегрироваться, прежде всего в ведущие структуры Севера, носили тактический, конъюнктурный характер. Россия в стратегическом плане «обречена» на одновременное сотрудничество с Югом и Севером, с Западом и Востоком, а длительный «дрейф» в какую-либо одну из сторон мог бы привести и к нежелательным последствиям.
Возвращение к развитию взаимодействия по всем азимутам - объективная реальность, так как для России как Евразии это вполне естественная стратегия. Она продолжает воплощать в себе и Запад, и Восток, и Север, и Юг со всей их спецификой. Россия в своих различных ипостасях одновременно является и великой державой, и развитой, и развивающейся страной, поэтому у неё есть общие проблемы и общие интересы с любой группой государств, существующих в современном мире. И есть, соответственно, возможность и потребность в сотрудничестве не с какой-то одной или несколькими, а с каждой из них. Справедливо это утверждение, на наш взгляд, и в отношении Движения неприсоединения, тем более что устранены все препятствия, которые в советские времена мешали полномасштабному и конструктивному развитию такого взаимодействия. Неслучайно в приветственном послании президента Российской Федерации В.
Путина участникам XIV Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран отмечается, что «для России Движение неприсоединения - это не только важнейший партнёр.
Кроме того, Путин обратил внимание на то, что Движение неприсоединения выступает за конструктивный многосторонний диалог в строгом соответствии с духом и буквой Устава ООН. Важно, что эта авторитетная и представительная структура активно занимается урегулированием кризисных ситуаций, вносит существенный вклад в коллективные усилия по построению более демократичного и стабильного миропорядка, по упрочению доверия и взаимопонимания между членами мирового сообщества», — сказал он. Глава государства подчеркнул, что Россия не так давно получила статус наблюдателя при организации, что открывает новые возможности для взаимодействия в решении актуальных вопросов региональной и глобальной повестки дня, а также в обеспечении безопасности и устойчивого развития во всем мире. Движение неприсоединения — это международная организация, объединяющая 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках.
Путина, в котором отмечается значительный авторитет ДН на глобальной арене, обусловленный важной ролью этой представительной структуры в процессах построения более справедливой, демократической и многополярной системы международных отношений. Акцентирован общий настрой участников объединения на продвижение конструктивного диалога между членами мирового сообщества, основанного на общепризнанных и обязательных для всех нормах международного права.
Кроме того, С.
Движение неприсоединения
Кроме того, Путин обратил внимание на то, что Движение неприсоединения выступает за конструктивный многосторонний диалог в строгом соответствии с духом и буквой Устава ООН. Важно, что эта авторитетная и представительная структура активно занимается урегулированием кризисных ситуаций, вносит существенный вклад в коллективные усилия по построению более демократичного и стабильного миропорядка, по упрочению доверия и взаимопонимания между членами мирового сообщества», — сказал он. Глава государства подчеркнул, что Россия не так давно получила статус наблюдателя при организации, что открывает новые возможности для взаимодействия в решении актуальных вопросов региональной и глобальной повестки дня, а также в обеспечении безопасности и устойчивого развития во всем мире. Движение неприсоединения — это международная организация, объединяющая 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках.
Поддержка России В начале апреля издание Bangkok Post сообщало , что многие страны Африки поддержали военную спецоперацию России на Украине. Авторы материала подчеркнули, что 16 африканских стран не поддержали отказались голосовать или проголосовали против официальное осуждение боевых действий на территории страны со стороны ООН. Издание заявило, что у такого положения дел есть две причины. В первую очередь, Россия в последние годы оказывала активную военную и экономическую помощь многим странам Африки. В издании напомнили, что Советский Союз активно помогал африканским странам бороться с империализмом государств Европы.
Да здравствует Африка! Об этом сообщает обозреватель Foreign Policy Робби Грамер. В статье указывается, что США и Европейский Союз хотят изолировать Москву и привлечь как можно больше государств к своей коалиции, однако в Африке такая политика сталкивается со стеной непонимания. По словам журналиста, такая западная риторика уже возродила дискуссии в африканских политических кругах о необходимости вернуть движение неприсоединения, которое существовало во времена холодной войны. Это позволило бы избежать втягивания в конфронтацию двух лагерей, заключил Грамер.
Странам становилось всё сложнее координировать свои действия, конференции приобретали всё более формальный характер. Реальный раскол неприсоединения пришёлся на 1979 год и был связан с советской интервенцией в Афганистан. Не все неприсоединившиеся страны осуждали Москву за вмешательство во внутренние дела Кабула, при том что Афганистан был одним из участников Движения. Просоветская позиция Кубы ударила по её репутации внутри организации и привела к передаче фактического лидерства Индии. Между тем авторитет Фиделя Кастро в неприсоединившихся странах был непререкаем, и даже югославская пресса, изрядно критиковавшая Гавану в этот период, признавала его неоценимый вклад в борьбу против колониализма. Сама Югославия в 80-е усиленно пыталась сохранить за собой статус одного из лидеров Движения, однако Белграду уже не хватало экономического и политического ресурса для поддержания столь ответственной роли внутри движения. Политический, экономический и национальный кризисы привели к падению авторитета страны на международной арене. Вместе с тем, развивающимся странам всё более привлекательной казалась Индия, которая была не только культурно им ближе, но и считалась более состоятельной. Страны Ближнего Востока, а также Африки, Азии и Южной Америки зачастую относились к Югославии как к чужеродному европейскому элементу, не способному разобраться в сути их противоречий. В итоге председательство в 1983 году перешло к Дели. Существенным недостатком организации стало то, что она не обладала достаточным авторитетом даже среди самих неприсоединившихся стран: в конце 70-х и на протяжении 80-х они неоднократно нарушали ее важнейшие принципы.
NON-ALIGNED MOVEMENT: HISTORY AND PRESENT
- Путин выразил поддержку Движению неприсоединения в защите равенства государств | ОТР
- СМИ: страны Африки могут возродить движение неприсоединения из-за антироссийских санкций
- Курсы валюты:
- Запад получил неожиданный удар: в мире появился новый лидер
Движение неприсоединения приняло специальную декларацию о деполитизации Олимпийских игр
последние новости по тегу: Движение неприсоединения. Начала работу Бакинская конференция Парламентской сети Движения неприсоединения Президент Азербайджана Ильхам Алиев принял участие в конференции. В статье просматривается историческая эволюция Движения неприсоединения с 1961 г. до наших дней.
Остальные серии фильма
- Ученые-международники оценили перспективы развития Движения неприсоединения
- Белорусско-российское сотрудничество
- Путин: РФ поддерживает Движение неприсоединения в защите равенства государств
- Путин выразил поддержку Движению неприсоединения в защите равенства всех стран
- Журнал Международная жизнь - Движение неприсоединения 2.0?
Клуб «Валдай»
Владимир Путин высоко оценил авторитет Движения неприсоединения на мировой арене и сообщил, что Россия будет углублять партнерские отношения с Движением. За последние пятьдесят лет Движение неприсоединения (ДН) прошло через непростые испытания. По словам российского лидера, Москва и страны Движения неприсоединения выступают в пользу конструктивного диалога между членами международного сообщества. Однако такая новость была озвучена лишь российской стороной. Политика Движения неприсоединения была направленна на желание отстраниться от конфронтации, возникающей между странами западного и восточного блоков. Подчёркнуто, что в процессе реформирования Организации Объединённых Наций члены Движения неприсоединения должны обрести постоянное место в Совете безопасности.
FP: Страны Африки могут возродить движение неприсоединения из-за давления Запада на Россию
Эту новость стоит отметить отдельно. Движение неприсоединения приняло специальную декларацию, поддерживающую участие спортсменов из всех 206 национальных олимпийских. Справочно: Движение неприсоединения – объединение государств мира, образованное в 1961 году на принципах неучастия в военных блоках. Если в эпоху «холодной войны» Движение неприсоединения лавировало между капиталистическим блоком НАТО и советскими странами.
Алейник: Движение неприсоединения может стать независимым мировым центром политической силы
Российские лидер подчеркнул, что Движение неприсоединения имеет большой авторитет в мире, и Россия поддерживает ее участников в стремлениях по защите равенства, суверенитета и законных интересов государств в строгом соответствии с Уставом ООН. Путин прокомментировал формулу мира Зеленского Президент добавил, что Россию и страны организации объединяет несогласие с неоколониалистскими амбициями, двойными стандартами, а также силовым давлением ради достижения внешнеполитических и внешнеэкономических целей. Глава РФ добавил, что сотрудничество Российского государства с Движением неприсоединения поможет решению многих актуальных вопросов региональной и глобальной повестки дня, упрочению безопасности и стабильности в мире.
Достаточно упомянуть о пожарах в прошлом году в Сибири и северной Канаде, наводнениях в Германии и Китае, климатическом голоде на Мадагаскаре, угрозах разрушения бассейна Амазонки, таянии арктических и антарктических ледяных щитов или Афинах, которые могут стать первым крупным городом, пережившим «тепловую смерть». Учитывая зависимость западных стран от США, Движение неприсоединения, представляющее сегодня большинство стран и населения планеты и обладающее гораздо большей экономической мощью, чем в то время, когда оно было впервые создано, имеет историческую возможность вмешаться в продолжающуюся специфическую мировую войну. Сделать это оно может, прежде всего, защищая и укрепляя суверенитет и независимость своих членов, которых Америка хочет завербовать в свой лагерь, используя любые доступные методы, включая шантаж. Движение неприсоединения должно стать выразителем общих интересов человечества. Неприсоединившиеся страны должны взять на себя инициативу по прекращению войны и продвижению компромиссного мирного решения кризиса, которое включало бы следующее: Прекращение боевых действий и начало переговоров для поиска мирного решения, признающего права и чаяния всех народов, населяющих Украину, защищающего право всех граждан жить, не подвергаясь террору со стороны неонацистских банд, встроившихся в нынешнее украинское государство, а также право России на безопасное существование, которому не угрожают окружающие её войска и вооружения НАТО; Прекращение поставок оружия на Украину; Немедленная отмена всех мер, принятых против России, включая меры против государств, не желающих вводить антироссийские санкции; Снятие санкций против всех стран, так как санкции доказали свою неэффективность и затрагивают в основном население стран-жертв, а не их режимы. Напомним тот очевидный факт, что никто не уполномочивал Соединённые Штаты на роль мирового жандарма и окончательного арбитра. Человечество, кстати, уже имело непосредственный и ужасный опыт использования США их «однополярного момента» в 1990—2015 годах.
Такую инициативу неприсоединения можно было бы развить в манифесте, который будет не ограничиваться только необходимостью остановить уже начавшуюся своеобразную мировую войну, но попытается сформулировать ориентиры программы глубокого преобразования нашего мира в сторону более равноправного, более демократического международного устройства с параллельным решением его важнейших экологических, социальных и международных проблем. Индонезия как одна из стран — основательниц Движения неприсоединения, а также председатель «Большой двадцатки» могла бы сыграть важную роль в этом направлении и донести до «Группы двадцати» голос и волю подавляющего большинства человечества. Это историческая возможность, которую нельзя упускать. Россия как колыбель ревизионизма Вячеслав Шупер Мы, образно говоря, воюем по чужим картам — пользуемся картиной мира, созданной Западом в своих интересах. Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Возвращение движения неприсоединения, по его мнению, позволило бы странам Африки не оказаться втянутыми в противостояние двух лагерей.
Алейник: Движение неприсоединения может стать независимым мировым центром политической силы Сергей Алейник. Движение неприсоединения может стать независимым мировым центром политической силы. Глава белорусского внешнеполитического ведомства выступил от имени Европейской группы Движения неприсоединения. Эти вызовы обусловлены конфликтами, затрагивающими международный мир и безопасность, кризисами системы международных отношений, игнорированием принципов многосторонности и взаимного уважения. Сегодня, как никогда, необходимы альтернативные союзы и платформы, которые ищут пути укрепления сотрудничества, обеспечения развития и движения вперед, а не противостояния друг другу", - подчеркнул министр.
Международный эксперт: «Россия становится лидером нового мирового Движения Неприсоединения»
По словам президента, как и Движение неприсоединения, Россия не терпит неоколониалистские амбиции, применение двойных стандартов, диктат и шантаж. В заключение Путин пожелал участникам мероприятия успешной работы и всего доброго. Движение неприсоединения официально создали в 1961 году, входящие в него 120 государств отказались от участия в военных блоках. У России статус наблюдателя.
Кроме того, министр Саидов провел продуктивную встречу со своим турецким коллегой Хаканом Фиданом, который недавно был назначен министром иностранных дел Турции. Министры выразили удовлетворение растущими двусторонними отношениями между Узбекистаном и Турцией, отметив, что повестка дня значительно расширилась. Они подтвердили свою приверженность дальнейшему развитию сотрудничества во многих областях. Поскольку Узбекистан принимает на себя функции председателя Движения неприсоединения, страна стремится продвигать многосторонность, укреплять региональную стабильность и решать глобальные вызовы коллективными усилиями.
На закрытии мероприятия выступил министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов. По его словам, «все участники министерского заседания Координационного бюро Движения неприсоединения в Баку отметили высокий уровень организации этой встречи». Считаю, что данная встреча стала успехом внешней политики Азербайджана. Принятая по итогам Бакинская декларация важна для Движения неприсоединения, это открытый документ, он останется в истории».
Байрамов подчеркнул, что «человечество сталкивается с большими вызовами, связанными с безопасностью, и Движение неприсоединения играет важную роль в преодолении этих вызовов».
Это, по мнению многих неприсоединившихся стран, подорвёт «концептуальную автономию» Движения, сузит его возможности маневрировать, а значит, оно будет вынуждено отступить от той роли, которую до сих пор играло в качестве группы международного давления, и странам-участницам останется только приспособиться к силе, подчиниться ей. В этой связи некоторые НС предлагали встать на путь радикального переустройства ДН в духе его депо-литизации, сделать сугубо экономическим сообществом, что в итоге привело бы к слиянию ДН и Группы 77. Были, правда, и оппоненты сторонников такого рода подходов, которые считали капитуляцию перед гипотетическим «суперсоюзом» Запада и Востока недопустимой и призывали противостоять ему, используя коллективный потенциал Движения неприсоединения, бороться с диктатом великих держав в ООН, добиваясь повышения значения Генассамблеи и спецучреждений ООН, демократизации и реформы Совета Безопасности. Подавляющее большинство НС высказывало уверенность, что возможная переориентация экономической помощи Запада из государств третьего мира на Восточную Европу и Россию, которая отягощена своими проблемами и закрывает глаза на «нужды и чаяния» неприсоединившихся стран, приведёт к дальнейшему политико-экономическому забвению беднейших государств. В целом модальность всех выступлений и точек зрения сводилась к следующему выводу: Движение -на грани выживания, реально замаячила угроза его исчезновения с мировой арены как реликта биполярного мира. Дискуссия по поводу жизнеспособности и перспектив Движения неприсоединения, его стратегии и тактики в случае политического выживания, методов достижения организационного единства достигла своего апогея к моменту созыва X форума ДН на высшем уровне в Джакарте сентябрь 1992 г. Он стал в определённом смысле историческим или по крайней мере этапным для Движения, полностью опровергнув «похоронный сценарий» его будущего, выписанный футурологами-скептиками. Руководство ДН взяла на себя одна из крупнейших неприсоединившихся стран Азии - Индонезия, лидер которой - Х. Сухарто, пользовался тогда широким международным авторитетом.
Именно и во многом благодаря его «пожарному» председательству 19921995 гг. Движение смогло выжить и доказать, что, хотя и зародилось в климате холодной войны, отнюдь не является продуктом конфронтации. В этот критический для ДН момент политические лидеры ведущих НС - Индии и Индонезии, Египта и Нигерии, Колумбии и Чили - осознали, что Движению неприсоединения необходимо освободиться от своего архаичного идеологического багажа и искать новые критерии и концепции, создавать современные механизмы взаимодействия, адекватные нарождающемуся по-слеблоковому мироустройству. В Картахене неприсоединившиеся страны пришли к выводу, что нельзя более замыкаться в себе или балансировать между интересами различных держав, необходимо корректировать и координировать свои подходы и выходить на широкое международное сотрудничество со всеми основными субъектами мировой политики. К тому же распад формулы противостояния Восток - Запад дал толчок процессам объединения Севера, что, по мнению НС, обусловило необходимость консолидации Юга. Политическая элита развивающегося мира осознала, что у них в распоряжении уже имеется гото- вый механизм, как нельзя более подходящий для выполнения этих задач - это Движение неприсоединения, которое при укреплении его институциональных основ позволило бы вести эффективный диалог с Севером. При этом преследовалась ещё одна важная цель - не раствориться в Группе 77. Каждое объединение должно было найти свою нишу в системе международных координат. Картахенский форум определился и в этом отношении: за ДН осталось формулирование стратегии, выработка политической поддержки переговорных усилий развивающихся стран в международных финансовых организациях и в ВТО, ведение переговоров с Г-8 [4]. Вся трёхлетняя деятельность Колумбии на посту председателя Движения неприсоединения была пронизана духом реформаторства и оправдала в этом смысле ожидания НС.
По существу, это программа вхождения развивающихся государств в XXI в. Таким образом, «саммит ДН в Дурбане завершил критический и крайне ответственный этап истории Движения, начавшийся в Джакарте в 1992 г. Documentos Вавке«. Движение неприсоединения не кануло в Лету, став одной из несущих конструкций находящегося в стадии формирования многополюсного мироустройства» [5]. Извечный гамлетовский вопрос «Выть или не быть? Однако стать по-настоящему действенным фактором влияния на международные дела Движению не удалось. Здесь следует отметить, что председательство Кубы в ДН 2006- 2009 гг. Кубинское руководство, используя мандат Гаваны, установило прямой диалог с Европейским союзом в формате «тройка ДН» - «тройка ЕС» в рамках работы 61-63-й сессий ГА ООН и предпринимало ряд шагов по налаживанию сотрудничества с Г-8 [7]. Египет, преемник Кубы на посту председателя Движения неприсоединения, взял энергичный старт на пути сохранения и приумножения дипломатических усилий Гаваны, однако события «арабской весны» 2011 г. Document on the Methodology of the Non-Aligned Movement.
XVII Конференция в «верхах» в Венесуэле дала высокую оценку деятельности Ирана на посту председателя Движения неприсоединения, характеризуя её как успешную, конструктивную и сбалансированную. Актуальные задачи и проблемы Приоритетный вопрос, который сегодня стоит на повестке дня Движения неприсоединения, - искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития стран третьего мира. Самое активное участие неприсоединившиеся страны также приняли в обсуждении и формулировании 17 целей устойчивого развития, изложенных в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. Пути преодоления отсталости развивающихся государств и взаимодействия с Севером в реструктуризации их долга индустриальным странам обсуждались на саммитах Юга Гавана, апрель 2000 г. Однако диалог Юг - Юг конструктивных результатов пока не дал: несмотря на предпринимавшиеся многочисленные попытки сформировать программу сотрудничества развивающихся стран и общую платформу Юга в отношении параметров компромисса с Севером в решении проблем протекционизма, задолженности, а также привлечения инвестиций в экономику развивающегося мира, по этим проблемам лидеры Юга так и не пришли к общему знаменателю. Разногласия эти носят не случайный и не конъюнктурный характер, а являются производными генезиса 8 16 th Summit of Heads of State or Government of the Non-Aligned Movement. Teheran, Islamic Republic of Iran. Final Document. К концу 90-х годов в Движении неприсоединения чётко обозначились по крайней мере три группы государств. Наиболее благополучные новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии, ведущие латиноамериканские страны, ЮАР, Египет и некоторые другие африканские и азиатские государства, прежде всего нефтедобывающие, уже сами заинтересованы в освоении новых рынков в третьем мире.
Наименее развитые страны - приблизительно 40 беднейших государств, прежде всего Африки. И расположенная между этими двумя группами основная масса около 60 малых и средних неприсоединившихся стран с относительно средним для стран Юга уровнем дохода на душу населения. Процессы расслоения объективного характера в сфере социально-экономического развития выливаются в диверсификацию интересов и целей государств, входящих в Движение, что может стимулировать у них потребность выхода за формальные рамки ДН. Прецедент уже состоялся с упоминавшейся ранее Группой 15. С конца 90-х годов прошлого столетия в некоторых ведущих НС последовательно изучалась возможность создания нового эффективного механизма возможно, с ротацией его участников , призванного укре- пить взаимодействие «грандов» третьего мира и стать ключевой структурой для сотрудничества по линии Север - Юг. ЮАР, например, предлагала учредить «восьмёрку» Юга, по функциям и задачам сходную с Г-8. Такая группа необязательно «восьмёрка» в составе наиболее развитых стран Юга могла бы, по мнению Претории, формализоваться на постоянной основе и активизировать обмен мнениями с «Большой восьмёркой» по проблемам, интересующим прежде всего Юг. В июне 2003 г. Все это свидетельствует о том, что «более южные» страны стремятся обособиться и стряхнуть с себя «тяжёлый груз» многих десятков «менее южных» государств, перед которыми стоят принципиально иные социально-экономические и политические проблемы, требующие, соответственно, абсолютно иных подходов и решений. Состав участников из числа развивающихся стран варьировался, но ЮАР, Бразилия, Мексика и Индия присутствовали во всех вышеназванных встречах.
Дело в том, что на рубеже веков практически завершилось формирование региональных держав Юга, которые выдвинулись в ряд влиятельных лидеров Движения неприсоединения, имеют международное признание и обладают авторитетом не только в своих регионах, но и мире. Индия, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Пакистан, Иран, Египет, Нигерия, ЮАР, Чили, Венесуэла, например, добились такого положения благодаря независимому и самостоятельному внешнеполитическому курсу или прагматичной внешнеэкономической политике, заложившей серьёзный фундамент промышленного развития.