Новости нато история создания

К настоящему времени со дня создания в 1949 году НАТО расширялось уже семь раз. Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на военно-политические группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком. НАТО путём проведения учений около границ России пытается втянуть Москву в гонку вооружений и сковать боевой потенциал.

Зачем создали НАТО и почему у этой организации всегда плохие отношения с Россией

Достаточно сложно выделить основной критерий периодизации истории НАТО. По словам генерального секретаря НАТО (2009–2014) Андерса Фог Расмуссена, организация была создана для защиты Европы от советского ав весной 1948 года Брюссельский договор, западноевропейские страны – Бельгия, Великобритания, Люксембу. Таким образом, НАТО было создано как агрессивный инструмент политики хозяев Запада. 4 апреля 2024 года исполняется 75 лет со дня создания Организации Североатлантического договора. Некоторые эксперты говорят, что НАТО создавали как ответ на планы Иосифа Сталина — предполагалось, что после Победы он считал, что СССР как страна-победитель имеет больше прав решать, каким будет мир дальше.

Что такое НАТО

  • Что означает НАТО
  • «Карающая дубина» западной демократии: 75 лет назад началась история НАТО
  • Цели и органы управления
  • Когда и почему появилась НАТО
  • Исторические предпосылки создания НАТО
  • Историческая справка

Тема 3.2. Нато - военно-политическая организация Североатлантического договора.

Однако кампания Москвы за европейскую коллективную безопасность протянулась до Женевской конференции западных министров в октябре-ноябре 1955 года. Договор подразумевал, что страны-участницы будут оказывать друг другу помощь в случае нападения, вести консультации в кризисных обстоятельствах и создадут Объединенное командование вооруженными силами. В феврале 1990 года на фоне распада СССР стран-участницы Организации Варшавского договора упразднили ее военные структуры. Страны заявили о желании присоединиться к альянсу на фоне украинского кризиса. После того, как Турция согласилась поддержать их решение, процесс был запущен сначала Анкара была против и обвиняла страны в поддержке терроризма. Страны подписали меморандум, в котором Хельсинки и Стокгольм обязались учитывать интересы Анкары.

Официальные языки - английский и французский. Деятельность С 1990-х годов НАТО проводит военные операции по реагированию на кризисы вне зоны своей ответственности. В числе угроз, которым необходимо противодействовать, альянс называет распространение баллистических ракет, ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения; терроризм; конфликты за пределами НАТО; кибератаки.

Впервые силы НАТО приняли участие в боевых действиях в 1992-1995 годах в Боснии и Герцеговине, где шла межэтническая война на фоне распада Югославии. Тогда альянс осуществлял воздушное и морское патрулирование, а также обеспечивал режим бесполетной зоны. В 1999 году под предлогом "предотвращения геноцида албанского населения Косова" была проведена операция "Союзническая сила" Allied Force против Югославии. После террористических атак в США 11 сентября 2001 года ВМС стран НАТО задействованы в операциях в Средиземном море, целью которых является предотвращение контрабанды оружия, которое может использовано террористами в 2001-2016 годах Active Endeavour, затем Sea Guardian. В 2003-2014 годах альянс руководил Международными силами безопасности в Афганистане. В 2009-2016 годах силы блока участвовали в операции по противодействию пиратству у берегов Африканского Рога "Океанский щит" Ocean Shield. В 2011 году силы НАТО провели операцию "Объединенный защитник" Unified Protector в Ливии, объявив ее целями соблюдение режима эмбарго ООН на поставки оружия в эту страну в условиях гражданской войны, обеспечение бесполетной зоны и защиту гражданского населения. Это одна из крупнейших операций блока, наряду с "Союзнической силой" в Югославии в 1999 году.

Повышенное внимание альянс уделяет вопросам безопасности на восточном фланге. В рамках сил быстрого реагирования в 2014 году была создана Объединенная оперативная группа повышенной готовности Very High Readiness Joint Task Force, VJTF , способная к размещению в течение 48 часов. Изначально она состояла из многонациональной сухопутной бригады численностью около 5 тыс. Для обеспечения быстрого развертывания этого контингента были учреждены штабы в шести восточноевропейских странах. На начало 2023 года VJTF насчитывает 11,5 тыс.

К началу 1950-х годов «Геленорг» насчитывал более 4000 офицеров и размещался в Мюнхене под вывеской «Организация индустриального развития Южной Германии». Агентурная сеть Гелена охватывала территорию практически всей Евразии, а также Египта и государств Латинской Америки. С 1956 по 1968 год Гелен руководил Федеральной разведывательной службой Западной Германии, за основу которой был взят «Геленорг». Уйдя в отставку в 1968 году, Гелен передал свой пост своему прежнему заместителю ещё в нацистском аппарате — Герхарду Весселю, дослужившемуся к тому моменту до генерала.

Стоит отметить, что пример Герхарда Весселя — протеже Гелена — далеко не единственный. На протяжении всех лет своей «новой службы» Гелен поддерживал тесные контакты с Алленом Даллесом, являвшимся с 1947 по 1953 год вторым человеком в ЦРУ, а с 1953 по 1961 год — возглавлявшим эту ключевую разведывательную структуру США. Бывший нацистский генерал, искушённый в «русском вопросе» и очень пригодившийся Америке и её союзникам на начальном этапе «холодной войны», сыграл важную роль в назначении высокопоставленных служащих НАТО. Многие из тех, кого он подобрал для формирования не только разведывательной службы ФРГ, но и высшего европейского командования НАТО, были убеждёнными нацистами. Своего рода «индульгенцией» нацистского прошлого этого генерала послужил факт его участия в антигитлеровском заговоре 1944 года. В 1955 году активно участвовал в работе по формированию бундесвера и был назначен начальником управления вооружённых сил министерства обороны ФРГ, в 1957 году произведён в генеральский чин. Эту должность он занимал до 1963 года. В период войны, оказавшись в американском плену 19 июля 1943 года, бывший подводник дважды предпринимал попытки побега. В 1946 году его перевели в лагерь в Нью-Йорке, а затем вывезли в британскую зону оккупации Германии.

В августе 1946 года он был освобождён. После окончания Военно-морского колледжа в Ньюпорте США он, по рекомендации Гелена, в течение четырёх лет занимал пост заместителя начальника штаба командования Объединёнными силами НАТО в Северной Европе, в 1968 году получил звание контр-адмирала и вышел в отставку лишь в 1972 году. Генерал Адольф Хойзингер когда-то прямой начальник Гелена в гитлеровском ОКВ — Верховном командовании вермахта , пожалуй, наиболее красочный персонаж в натовской иерархии, поскольку он стал… председателем Военного комитета НАТО в Вашингтоне! Впрочем, с профессиональной точки зрения это в понимании наших идеологических противников и неудивительно: в годы Второй мировой войны Хойзингер был начальником оперативного отдела генштаба вермахта, являясь третьим по иерархии человеком, участвовавшим в разработке плана «Барбаросса» — после Гальдера и Паулюса. Вплоть до 1944 года занимал высокие посты в штабе и занимался планированием операций. После антигитлеровского заговора был заподозрен в участии и отправлен в резерв — доказательств против него не нашлось. В 1948-м—1950-м годах Хойзингер сотрудничал с «Геленоргом», в 1950-м работал советником по военным вопросам первого федерального канцлера ФРГ Аденауэра. Как только в июне 1955 года были организованы вооружённые силы ФРГ бундесвер , Хойзингер вернулся на службу и в 1957 году сменил вышеупомянутого генерала Ханса Шпайделя на посту начальника управления вооружённых сил. В том же 1957 году Хойзингер получил звание полного генерала и был назначен первым генеральным инспектором бундесвера.

Многие другие люди Гелена оказались также в командных структурах НАТО, определяя в дальнейшем её военно-политический курс.

Решения совета принимаются единогласно. Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в состав которого входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии , не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания.

Кто создал НАТО и для чего?

Генеральный секретарь также является председателем Североатлантического совета, Совета Евроатлантического партнерства, Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования. Новообразованный совет работает под председателем генсека НАТО, а его заседания на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов проводятся от одного до нескольких раз в год. Редактировать История расширения НАТО За 74 года своего существования блок НАТО неоднократно расширялся, пополняясь в первую очередь странами, входившими в так называемый социалистический лагерь и суверенными государствами, образованными на территориях бывших советских республик. Всего насчитывается 9 волн расширения НАТО: Первое расширение состоялось 18 февраля 1952 года, когда в состав блока вошла Греция. Второе расширение - 9 мая 1955 года к участникам организации присоединилась Западная Германия. Третье расширение - 30 мая 1982 года в состав блока вошла Испания. Четвертое расширение - 12 марта 1999 года в состав НАТО вошли три бывших страны социалистического лагеря, входивших в Варшавский договор — Венгрия, Польша и Чехия. Пятое расширение - 29 марта 2004 года в состав организации вошли сразу семь стран — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, и Эстония. Шестое расширение - 1 апреля 2009 года к блоку присоединились Албания и Хорватия.

За это время альянс успел разрастись и сменить курс с политики сдерживания на откровенную экспансию. Неизменным остался главный враг — Россия. О том, для чего создавали военно-политический блок и чем он стал для мира сегодня, — в материале «360». История основания Североатлантический альянс празднует день рождения: 4 апреля 1949 года было объявлено о создании НАТО. В 1952-м к этому списку присоединились Греция и Турция. Викимедиа Два года спустя Советский Союз также подал заявку на вступление, однако ее отклонили — ведь именно борьба с расширением влияния СССР была одной из целей альянса. Зато ФРГ в 1955-м приняли без вопросов. Сегодня в НАТО входят 30 стран. Последней к военно-политическому блоку присоединилась Северная Македония — в 2020 году.

На более высоком командном уровне немецкое представительство не предусматривалось. Помимо этого в состав «евроармии» должен был быть включен весь западногерманский контингент. В то же время остальные участники этого проекта ограничивались лишь частью своих вооруженных сил. Именно поэтому Соединенные Штаты не сразу поддержали план Пле-вена, а сделали это лишь в июле 1951 г. Однако Вашингтон не оставил своих попыток добиться для ФРГ более важной роли. В сочетании со страхом перед воссозданием германской военной машины, который существовал в Европе, это привело к краху ЕОС. В конечном итоге французские законодатели отказались поддержать этот план в 1954 г. И катализатором этого процесса явилась начавшаяся война на Корейском полуострове. Этот конфликт оказал большое психологическое воздействие на блоковую политику Запада, впервые подтвердив вероятность прямого военного столкновения между двумя сверхдержавами. Именно «благодаря» ему западные державы получили возможность использовать советский идеологический жупел для оправдания широкомасштабного военного строительства на основе НАТО.

После победы революции в Китае в 1949 г. В июне 1950 г. Трумэн, опираясь на решение Организации Объединенных Наций, отдал распоряжение американским вооруженным силам оказать поддержку южнокорейской армии. США потеряли в этой войне около 142 тыс. Его союзники — северокорейские войска и китайские подразделения — от 2 до 4 млн. Отметим, что ни Советский Союз, ни Соединенные Штаты не считали себя побежденными. Окончание войны в 1953 г. Вместе с тем следует отметить, что хотя война в Корее стимулировала развитие военно-политической интеграции на Западе, она отвлекала его финансовые ресурсы от этой задачи. В самих Соединенных Штатах результаты конфликта были восприняты как успех в «сдерживании» коммунизма. В теоретическом плане этот конфликт стал предвестником концепции «ограниченной войны» и доктрины «гибкого реагирования».

Вашингтон вступил также на путь ускоренной милитаризации, удвоив в начале 50-х гг. При этом главным инструментом европейской политики США сделался Североатлантический альянс, ядром вооруженных сил которого все чаще стала рассматриваться западногерманская армия. С конца 1950 г. Особую озабоченность вызывала ремилитаризация ФРГ и проект создания европейской армии. Действительно, в это время ударными темпами развивается структура западного альянса. Предусматривается создание трех основных органов и пяти региональных групп планирования. В частности, создается Комитет обороны, объединивший глав военных ведомств стран НАТО и отвечавший непосредственно перед Советом за обеспечение безопасности в зоне ответственности альянса. Главными задачами Военного комитета, состоявшего из начальников генеральных штабов и их представителей, являлись консультирование Комитета обороны и других структурных подразделений НАТО и предоставление ему рекомендаций о мерах, необходимых для обороны североатлантической зоны. Она стала играть важнейшую, если не ключевую, роль 18 См. Новое прочтение.

Необходимо подчеркнуть, что такая сложная и разветвленная структура, основанная на системе «сдержек и противовесов», позволяла Соединенным Штатам сохранять свое лидерство в НАТО они занимали ключевые позиции во всех звеньях этой конструкции. Вместе с тем создавалось впечатление, что все участники блока имеют в той или иной мере возможность влиять на формирование его общей политики. Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен. С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать. И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств. Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов. В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность.

Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См. Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20. Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955. Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г. На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21. В связи с решением о присоединении ФРГ к НАТО и Брюссельскому договору Бонн сделал официальное заявление о том, что он не будет применять военную силу для объединения Германии или изменения внешних границ западногерманского государства, а также станет мирным путем решать любые споры между ним и другими странами22. В свою очередь США, Великобритания и Франция подчеркнули, что рассматривают правительство ФРГ как единственное германское правительство и как представителя всего германского народа в международных делах23. Таким образом, после провала планов создания ЕОС западные державы сумели найти ему замену, оказавшуюся достаточно эффективной. После лондонских решений в этом направлении последовал вполне логичный второй шаг. Согласно проекту ЗЕС 20 Там же.

В Западноевропейском союзе не было наднациональных органов а в Европейском оборонительном сообществе они являлись неотъемлемой частью всей конструкции. Некоторые элементы наднациональности все же существовали и в ЗЕС в ряде случаев при голосовании в Совете решение принималось большинством голосов. Вместе с тем трудно спорить с утверждением, что политическое руководство стран-участниц этого интеграционного объединения сохраняло большую самостоятельность. В его рамках не предполагалось и создание европейской армии. Вместо этого предусматривался так называемый «максимальный вклад в оборону», который мог быть изменен по решению либо ЗЕС, либо Совета НАТО решение должно было приниматься единогласно. Для Великобритании этот вклад составлял 4 дивизии при этом Лондон оговаривал особые условия участия , для Франции — 14, для Западной Германии и Италии — по 12, для Бельгии, Нидерландов и Люксембурга— 524. Парижские соглашения октября 1954 г. В мае 1955 г. Западный блок был отмобилизован и консолидирован. Настала очередь оппонентов сформировать аналогичную структуру.

Итак, во второй половине 40-х— начале 50-х гг. Столкнувшись с неуступчивостью СССР по целому ряду вопросов, Запад предпочел создать геополитическую конструкцию, которая могла бы служить инструментом давления на Москву и одновременно оказывать западным державам помощь в достижении политических, экономических и военных целей.

В частности, Лондон видел в создаваемом объединении прежде всего прообраз будущего широкого альянса и необходимую ступень для расширения военно-политической интеграции в Западной Европе.

Такие взгляды разделялись и Соединенными Штатами. После согласования всех спорных вопросов Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали 17 марта 1948 г. Четвертая статья договора предполагала оказание помощи в случае вооруженного нападения в Европе на какую-либо из договаривающихся сторон8.

Для урегулирования всех политических и военных вопросов в отношениях между участниками предусматривалось создание постоянно действующего консультативного совета. Начав работу, Совет сразу же принял решение о создании штаба Западного союза, объединенного командования его сухопутными, морскими и воздушными силами9. С лета 1948 г.

В качестве первого рубежа обороны предлагалось использовать линию Бремен — Баден. Соединенные Штаты в целом положительно оценивали процесс западноевропейской военно-политической интеграции, однако полагали, что сделанного недостаточно. По мнению Вашингтона, Западный союз все же не отвечал задачам сдерживания СССР и поэтому требовалось создание более широкого объединения.

Они послужили основой для проведения англо-американо-канадских переговоров с 22 марта по 1 апреля 1948 г. На них определялась общая линия развития блоковой 7 Там же. В результате стороны пришли к согласию, что отвечать их интересам может только многостороннее военно-политическое объединение.

Однако весной 1948 г. Вашингтон еще не принял окончательного решения о необходимости связать себя военным союзом с Западной Европой. Отчасти причиной этого были укоренившиеся традиции изоляционизма.

Препятствие было преодолено 11 июня 1948 г. Резолюция санкционировала кардинальные изменения во внешней политике США. Летом 1948 г.

Он в значительной степени ускорил формирование Организации Североатлантического договора. В ответ на проведение 20 июня 1948 г. Призыв его участников провести мероприятия по демилитаризации последней, созданию временного демократического общегерманского правительства и в соответствии с Потсдамским соглашением заключить с ней мирный договор не встретил поддержки западных держав11.

В июле 1948 г. Предметом переговоров было заключение Атлантического союза. Руководствуясь интересами национальной безопасности, Вашингтон стремился включить в сферу действия будущего объединения в том числе и государства, обладающие стратегическими плацдармами для размещения американских баз — Норвегию Шпицберген , Данию Гренландия , Португалию Азорские острова , Исландию.

В свою очередь в неспокойной международной обстановке конца 40-х гг. Поэтому дальнейшее ускоренное развитие процесса западноевропейской военно-политической интеграции с участием североамериканского элемента было вполне логичным. В сентябре 1948 г.

Его председателем был избран фельдмаршал Б. К ноябрю правительства ведущих западных государств в принципе одобрили проект создания американо-западноевропейского альянса как основного направления военно-политической интеграции Запада. Впрочем, переговоры по этому поводу продолжались вплоть до конца 1948 г.

Обсуждались в основном два вопроса — об обязательствах по будущему договору и зоне его действия. Наконец, 4 апреля 1949 г. Характеризуя направленность этого союза, американский обозреватель У.

Липпманн писал: «В действительности Атлантический пакт и военная помощь преследуют тройную цель: во-первых, увеличить вооруженные силы в Западной Европе до такой степени, чтобы было ясно, что ни одно правительство не может быть свергнуто пятой колонной; во-вторых, заложить основы для договоренностей, в соответствии с которыми Соединенные Штаты сохранят вооруженные силы в Европе после того как мирный договор с Германией будет согласован; в-третьих, создать уверенность в том, что блицкригу можно будет оказать сопротивление так, чтобы у нас было время послать подкрепление»12. В выработке своей блоковой стратегии США уделяли большое внимание достижению идеологического единства со своими союзниками. Атлантический блок виделся в Вашингтоне как всемирный антикоммунистический альянс с определенной идеологической концепцией.

Суть ее состояла в том, что так называемые «атлантические государства» страны Западной Европы и Северной Америки представляют собой особый тип цивилизации, что делает их отдельным культурным и политическим сообществом. В качестве примера теоретических изысканий в этом направлении можно привести опубликованную еще в 1940 г. Стрейта13, в которой предлагалось создать союз демократий на основе федеративной модели, 12 Цит.

Union Now. Считается, что именно Стрейт ввел в оборот понятие «Североатлантический союз». В 1944 г.

Липпман, предложивший создать военно-политический блок западных держав под названием «Атлантическое сообщество наций». К числу участников такого объединения он относил 42 государства14. При этом культурная общность атлантических стран обосновывалась им следующим образом: «Национальные различия внутри атлантического района являются вариациями одной и той же культурной традиции.

Ибо атлантическое сообщество есть распространение западного или латинского христианства из Западного Средиземноморья на весь бассейн Атлантического океана. Его границы... За атлантическим сообществом находится мир, который еще остается наследником Византии, а дальше лежат мусульманское, индийское и китайское сообщества»15.

Окончание Второй мировой войны и последующее разделение мира на два лагеря дало новый толчок атлантическим изысканиям, особенно в связи с созданием Организации Североатлантического договора. Так, по мнению американского исследователя Г. Коэна, НАТО следует считать «стратегической ассоциацией с общими интересами, а также союзом наций, верящих в свободные гражданские права и представительную парламентскую демократию», которые объединены «общностью цивилизации»16.

Впрочем, было не вполне понятно, каким образом западный военно-политический союз, основанный на общих ценностях, будет реализован на практике. Соглашение о создании НАТО вскоре было дополнено разработкой проекта Договора об учреждении Европейского оборонительного сообщества по «плану Плевена»17. Она была начата в феврале 1951 г.

War Aims. Boston, 1944. На основе ЕОС французское правительство предлагало включить ФРГ в западноевропейскую военную систему не посредством Североатлантического альянса, а через формирование европейской армии.

Согласно концепции создания ЕОС, его немецкий контингент должен был состоять из отдельных батальонов. На более высоком командном уровне немецкое представительство не предусматривалось. Помимо этого в состав «евроармии» должен был быть включен весь западногерманский контингент.

В то же время остальные участники этого проекта ограничивались лишь частью своих вооруженных сил.

Цель создания НАТО

  • Самые известные военные операции НАТО
  • Welcome to nginx!
  • НАТО исполняется 74 года: главным врагом альянса всегда выступает Россия | 360°
  • Тема 3.2. Нато - военно-политическая организация Североатлантического договора.
  • Какие западные страны не входят в НАТО 2024?

Страны НАТО (31 государство на 2023г): расшифровка названия альянса, состав, история, на карте

В этом контексте НАТО впервые в своей истории фактически вступила в боевые действия в 1994 году. Обычно историю НАТО можно рассматривать в те моменты, когда к альянсу присоединяются новые члены. Но, в общем, ее можно разделить на два существенных хронологических периода: от момента создания в 1949 году до финала холодной войны и развала СССР. Некоторые эксперты говорят, что НАТО создавали как ответ на планы Иосифа Сталина — предполагалось, что после Победы он считал, что СССР как страна-победитель имеет больше прав решать, каким будет мир дальше. 4 апреля 1949 года была создана самая разрушительная и убийственная организация современности — НАТО. История создания НАТО. Вначале НАТО создавалось как союз между Францией, Великобританией, Нидерландами, Бельгией и Люксембургом.

Руководящие органы в политической структуре НАТО

  • Варшавский договор и угроза российской безопасности
  • Кто и когда создал блок НАТО – история, структура и организация вооруженных сил
  • Содержание
  • Смотрите также

Нацистские корни НАТО

Генеральный секретарь имеет заместителя и помощников по различным вопросам деятельности НАТО. Брюссель, Бельгия. Исмей 1952—1957 , П. Спаак 1957—1961 , Д. Стиккер 1961—1964 , М.

Брозио 1964—1971 , Й. Лунс 1971—1984 , П. Каррингтон 1984—1988 , М. Вёрнер 1988—1994 , С.

Баланцино и. Клас 1994—1995 , Х. Солана 1995—1999 , Дж. Робертсон 1999—2004 , Я.

Расмуссен 2009—2014 , Й. Столтенберг с 2014. Франция представлена в ВК военной миссией, Исландия — наблюдателем. В период между заседаниями контроль за выполнением принятых ВК решений и координацию деятельности высших военных командований осуществляет Постоянный военный комитет в составе национальных военных представителей государств — участников военной организации блока.

Центр круглосуточно отслеживает военно-политическую обстановку во всех регионах мира и оперативно доводит её до руководства альянса. Создание НАТО в условиях начавшейся «холодной войны» способствовало расколу Европы на военно-политические группировки, усилению гонки вооружений и обострению конфронтации между Западом и Востоком. Политические и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Североатлантического договора. Их детализация и военно-теоретические положения по применению вооружённых сил альянса отражались в стратегических концепциях НАТО, директивах, руководящих указаниях и других концептуальных документах, содержание которых менялось по мере расширения альянса и эволюции взглядов военно-политического руководства на способы ведения войны.

В период «холодной войны» были приняты 4 стратегические концепции 1950, 1952, 1957, 1968 , последняя из них в вопросах применения вооружённых сил блока имела универсальный характер и действовала до конца 1980-х гг. С распадом международной системы стран социалистического содружества и ОВД руководство НАТО приступило к пересмотру военно-политических целей, провозгласив, что политика альянса в области безопасности базируется на трёх элементах: диалоге, сотрудничестве и обеспечении потенциала коллективной обороны. В Стратегической концепции 1991 г. Так, было заявлено, что потенциальная угроза для стран — членов НАТО исходит не от спланированной агрессии, а от нестабильности на Европейском континенте, вызванной социально-экономическими и политическим проблемами, этническими разногласиями и территориальными спорами.

Кроме того, в документе подчёркивалось, что, хотя сложившееся положение в Европе в ближайшей перспективе делает крупномасштабное нападение на союзников маловероятным, всё же такая возможность не может исключаться. Таким образом, НАТО пошло по пути расширения списка возможных угроз для обоснования проецирования силы за традиционную зону ответственности, открывая возможности для вмешательства во внутренние дела других государств.

В 2024 году альянс может расшириться за счет принятия Швеции. Какие страны вышли из НАТО? В июле 1966 года Париж покинул альянс, оставаясь при этом его участником на политическом уровне. Кто во главе НАТО? Что такое НАТО? НАТО — военно-политическая организация ряда европейских и американских государств. Цель альянса — гарантия безопасности своих членов через политические и военные средства. Для чего было создано НАТО?

Начиная с момента своего появления, альянс ориентировался на противодействие СССР и членам образовавшейся в 1955 году Организации Варшавского договора. Цель — защита Европы от "красной угрозы".

Лучше сделали? Потом еще раз зашли. Тунис, Ливия, Сирия. Потом дошли до Ирана, посмотрели — не по зубам, не влезли.

Афганистан, 20 лет. И результат? Они не просто расшевелили, расшатали Ближний и Средний Восток, они уничтожили государственность — ту, которая была. В действительности таких людей может быть 60 миллионов, что превосходит последствия, например, Второй мировой войны.

НАТО — международная политическая и военная организация, которая расширялась десять раз. Декларируемой целью организации является «обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе». Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность.

Расширение НАТО: этапы и предпосылки

Создавая НАТО, США преследовали две основные цели: не допустить создания в Европе независимого союза западных держав и укрепить свое влияние в этом регионе. Текст научной работы на тему «У истоков «Холодной войны»: создание НАТО и его последствия (1947−1955)». Прочный альянс: история НАТО и послевоенного глобального порядка (Cornell University Press, 2019) онлайн-обзор.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий