Названия дней масленичной недели («Встреча», «Лакомка» и др.) говорят сами за себя. В этом году этом праздник будут отмечать как всегда широко. Название дней масленичной недели. Название дней Масленичной недели по дням.
Масленичная неделя. Традиции каждого из дней
С этого дня начинаются гуляния. Традиционными развлечениями являются кулачные бои, катания на лошадях и в повозках, хороводы, игра в снежки. Пятница Тещины вечорки Зятья принимают в гостях матерей своих жен. Прием должен быть теплым и радушным, теща обязана похвастаться перед всеми присутствующими за какого хорошего парня она выдала замуж дочку. Суббота Заловкины посиделки Невестки приглашают в гости сестер и родственниц мужа, накрывают богатый стол. Всем, кто пришел, следует подарить подарки, тогда счастье в жизни получится найти. Воскресение Проводы, Прощенное воскресение, 2 марта Принято просить прощения у родных, друзей и знакомых. Следует помянуть усопших, посетить их могилы.
Днем надо помыться в бане. Вечером сжигают чучело Масленицы. К конечностям куклы привязывают веревки и нитки, символизирующие беды и несчастья. Так они сгорят в огне вместе с чучелом Масленицы. Существует поверье, что если собрать пепел, оставшийся после сожжения Масленицы, и рассыпать его в поле, то получится собрать хороший урожай. Участвовать в массовых гуляниях на Масленицу должен каждый.
В этот день теща должна пригласить к себе в дом зятя, а молодой человек при желании мог взять с собой всех своих родных и близких, теща же не могла отказать гостям и потчевала их пирогами и яствами. В качестве основных блюд на столе были различные пироги, ароматные блины, а также домашнее пиво. Кроме этого, в среду начинают разбивать больше шатры, в них продавцы продавали пряники и орехи, горячий сбитень пользовался особенной популярностью, а чай подавали из настоящего блестящего русского самовара. Разгул, приходится на четверг Этот праздничный день не просто так получил название "разгул", ведь он был настоящим переломных днем в праздновании масленицы. В вечернее время мужчины собирались толпой и начинали сражение "стенка на стенку". Разгоряченные мужчины могли поучаствовать в кулачных боях между собой, а по правилам боя нельзя было наносить удары в область затылка и бить соперника ниже пояса. Если же соперник упал, то он обязательно получал пощаду, выигравшего угощали пирогами и блинами, на такие гулянья собирались и взрослые, и дети.
Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет. В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий».
В играх принимали участие как взрослые, так и дети. В заключение праздника все угощались блинами, под веселую музыку пели частушки и плясали. Было очень весело, интересно как младшему поколению, так и взрослым. Масленичные задоринки «Масленицу встречаем, зиму провожаем» состоялись 3 марта в Паршиновской сельской библиотеке. С шутками, песнями, играми, плясками вспомнили школьники названия дней недели. В понедельник-"встречу" нарисовали мелком чучело "боярыни Масленицы", во вторник- "заигрыши" - в играх притопывали и прихлопывали под песню, в среду-"лакомку" разгадывали загадки, читали скороговорки, рассказывали докучные сказки, а в "разгульный" четверг - состязались в соревнованиях. Интересно было узнать, почему воскресенье называют "прощеным днем". С удовольствием послушали рассказы М.
Масленица-2023: даты, значение ритуалов, что можно и нельзя делать в праздничную неделю
Мясопустная неделя - от слова мясопуст, которое означает, что мы "отпускаем" мясо и больше его уже не едим. У каждого дня праздничной недели, есть своё значение, и свои ритуалы которые люди соблюдают и сегодня. свое значение, которое раскрывает всю суть праздника. Согласно народной традиции, и в 2024 году каждый день масленичной недели называется по-своему. Каждый из семи дней Масленицы имеет свое название и сопровождается особыми традициями. Развлечения - 11 марта 2024 - Новости Новосибирска -
История праздника Масленицы для детей. Название дней масленичной недели
Масляная неделя по дням. Новости Новости события города. Согласно народной традиции, и в 2024 году каждый день масленичной недели называется по-своему. Календарь питания по дням: что можно и нельзя есть в дни Великого Поста и какие традиции нужно соблюдать.
На пороге Масленица: как провести праздничную неделю по дням, традиции, приметы, гадания
По обычаю, в этот день зятья шли к «теще на блины». Четверг - разгул. Начиная с этого дня, празднование принимало всеобщий характер. Народ гулял во всю: катались на санках и качелях, устраивали карнавалы, кулачные бои — стенка на стенку, устраивали настоящие пиры. Пятница - тёщины вечерки. Наставал черед зятьям приглашать своих тещ на блины. Суббота - золовкины посиделки. Теперь уже невестки звали к себе в гости золовок.
А молодая невестка обязана была преподнести золовке подарок. Воскресенье - прощёное воскресенье. В этот день православные христиане, просили друг у друга прощения, и в ответ получали традиционное - «Бог простит». К концу дня сжигали чучело Масленицы. Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.
Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Дети утром делали куклу из соломы — Масленицу — и наряжали её. В этот день утром дети в деревнях собирались вместе и шли от дома к дому с песнями.
По традиции первый блин всегда отдавали неимущим - поминуть умерших. Вторник - заигрыши. С самого утра молодежь отправлялась кататься с гор, ходили в гости, отведать блинов. Приглашали друзей и родственников: «У нас горы готовы, и блины испечены — добро пожаловать». Среда - день лакомки. По обычаю, в этот день зятья шли к «теще на блины». Четверг - разгул. Начиная с этого дня, празднование принимало всеобщий характер. Народ гулял во всю: катались на санках и качелях, устраивали карнавалы, кулачные бои — стенка на стенку, устраивали настоящие пиры. Пятница - тёщины вечерки.
Наставал черед зятьям приглашать своих тещ на блины. Суббота - золовкины посиделки. Теперь уже невестки звали к себе в гости золовок. А молодая невестка обязана была преподнести золовке подарок. Воскресенье - прощёное воскресенье. В этот день православные христиане, просили друг у друга прощения, и в ответ получали традиционное - «Бог простит». К концу дня сжигали чучело Масленицы. Это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.
Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.
Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий». Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров.
Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста. Какие отличительные особенности имеет утреня? Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари — только из Минеи и Триоди трипеснец. Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию. По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха По 9-й песни поются великопостные светильны гласа. Трисвятое по «Отче наш…». Возглас священника «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами.
И сразу 1-й час. Чем великопостные часы отличаются от обычных вседневных часов? Достаточно запомнить 6 основных отличий: Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. Поется великопостный тропарь часа с поклонами исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа в Часослове или Следованной Псалтири на ряду. Однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день вместо тропарей Часослова читается кондак праздника, а на седмице Крестопоклонной, в четверг 5-й седмицы и в дни Страстной седмицы читается кондак Триоди. Перед молитвой часа совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю на 9-м часе — с тремя поклонами. На 6-м часе после Богородична читаются тропарь пророчества, прокимен, паремия и второй прокимен.
Что можно сказать об изобразительных в седмичные дни поста? Изобразительны начинаются с пения «Блаженн», в конце которых совершается 3 поклона. Далее тексты Часослова на ряду. По «Отче наш…» — кондаки по Уставу, переход на поклоны. После 16-ти поклонов два варианта: А если далее идет вечерня, то сразу вечерня без возгласа; Б если литургия Преждеосвященных Даров, то на изобразительных совершается отпуст. Какие особенности имеет вечерня, совершаемая без литургии после изобразительных в понедельник, вторник и четверг? Начинается без возгласа «Благословен Бог наш…» сразу после поклонов на изобразительных; После «Свете тихий…» читается два прокимена и две паремии из Триоди из книг Бытия и Притчей. По «Ныне отпущаеши…» — тропари «Богородице Дево, радуйся…», «Слава»: «Крестителю Христов…», «И ныне»: «Молите за ны…» с поклонами; Вместо сугубой ектении — «Господи, помилуй» 40 раз; В конце вечерни после 16-ти поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина и конечного Трисвятого — молитва «Всесвятая Троице…», «Буди имя Господне…», 33 псалом. Что такое «конечное Трисвятое» и когда оно читается?
Конечное Трисвятое бывает, во-первых, только после 16-ти поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина, во-вторых, только в окончании заключительного богослужения той или иной группы служб другими словами, только на той службе, «которой оканчивается богослужебное собрание». Вот важнейшие случаи чтения «конечного Трисвятого»: 1 на 1-м часе; 2 в конце одной из служб дневной группы на практике совершаемых в первой половине дня : а на изобразительных в тех только случаях, когда они совершаются с отпустом и далее следует литургия Преждеосвященных Даров; если же после изобразительных следует только вечерня, то конечное Трисвятое не читается; б на вечерне, совершаемой в седмичные дни без соединения с литургией; 3 на великом повечерии в 3-й части или на малом повечерии в Неделю вечером. Таким образом, на практике «конечное Трисвятое» читается три раза в сутки: на 1-м часе, на изобразительных или вечерне только на одном из этих богослужений , и на повечерии.
Улицы старинных поселений заполнялись веселящимся людом: звучали песни, смех и перезвон колокольцев, сопровождавший санные повозки. Скоморохи устраивали потехи для публики. Парни тешились в кулачных боях и проказах. Пятница — Тещины вечерки В пятницу наступала очередь зятьев ублажать тещ праздничными блинами. Причем зять был обязан самолично пригласить родственницу в гости. За столом с угощением собиралась, как правило, вся родня.
Суббота — Золовкины посиделки Расписание Масленичной недели обязывает и невесток-молодух проявить свое кулинарное мастерство, созвав всех родственников. Особый почет полагалось воздать золовке. Воскресенье — Проводы Воскресенье — апогей Масленицы. К вечеру разводили костер и сжигали соломенную куклу «Масленицу». На возвышенности укреплялся длинный шест с колесом наверху.
Масленичная неделя «Мы Масленицу встречали, в библиотеку зазывали»
Как трактуют Масленицу в наши дни Масленица не является каноническим христианским православным праздником. Тем не менее, в народе многие считают это время — периодом очищения души перед самым важным православным праздником — Пасхой. В эти дни принято приглашать гостей, от души угощать их вкусными блюдами. Мяса не должно быть вообще или может быть минимум его, а главные блюда в эти дни: вкусные разнообразные каши, ватрушки, пироги, рыба и самое главное — знаменитые блины. Круглые блины, символизирующие Солнце, пекут в течение всей Масленичной недели. Каждый, сидящий у стола, должен съесть хотя бы по одному блину.
Дни Масличной недели: названия и значение Неделя Масленицы делится условно на Узкую Масленицу — от понедельника до среды, Широкую — от четверга — до воскресенья. Именно в этот день мастерят чучело, начинают печь блины, посещают родителей. Одаривают нищих только спеченными блинами, просят их помянуть в молитвах близких. Дети строят из снега горки и катаются на них. Начинаются народные гуляния.
Главное содержание этого дня — сватовство: неженатые парни и незамужние девушки высматривают себе пару. Парни делают предложения любимым сочетаться браком. День начала активных гуляний, прекращение работы.
Гостей нужно было вкусно и сытно накормить. Кроме этого, в понедельник принято строить снежные дома, сооружать качели и горки. В этот день жарили и первые блины, которые отдавали бедным. Вторник: заигрывания Во второй день масленичной недели люди зазывали весну: «Идет матушка-весна, отворяйте ворота». Также устраивали смотрины — знакомили парней с девушками. Свадьбы праздновать во время Великого поста нельзя, делали это сразу же после — на Красную горку. В это время накрывали богатый стол и приглашали гостей. Чем больше было вкусной еды, тем сильнее хвалили хозяина дома. Читайте также: Приметы про блины: традиции, суеверия и старинные гадания Среда: тещин день В среду зять должен был прийти в гости к теще и отведать ее блинов. Женщины относились к мужьям своих дочерей вежливо. На Руси говорили — чем теща лучше воспринимает зятя, тем крепче будет брак. Кроме зятя блины должны поесть и друзья мужчины. Они сидели за столом и оценивали, как их приятелю повезло с родственниками.
Новотроицк Новости Новости общества Масленица-2023: даты, значение ритуалов, что можно и нельзя делать в праздничную неделю Масленица-2023: даты, значение ритуалов, что можно и нельзя делать в праздничную неделю 4930 Фото: Pixabay В 2023 году Масленичная неделя начнётся 20 февраля и продлится по 26 февраля. Рассказываем о самых важных традициях Масленичной недели, вспоминаем истинное значение праздничных ритуалов, которые пришли к нам из древних времен. Делимся секретом приготовления блинчиков. История и традиции Вся масленичная неделя делится на два периода — Узкая Масленица с понедельника по среду и Широкая Масленица с четверга по воскресенье. Отличие в том, что в период Узкой Масленицы можно заниматься уборкой и другими домашними делами, а во время Широкой — уже нет. В этот период прекращались все работы, и начиналось массовое веселье. Несмотря на то, что сегодня Масленица входит в православный церковный календарь как «Сырная седмица», этот праздник имеет языческие корни. В древние времена он носил название Комоедица и был приурочен к весеннему равноденствию — одному из четырёх главных праздников, связанных с Солнцем. Блины считались земным отражением Солнца-Ярилы, почитавшегося как божество. А маслом их мазали, чтобы умилостивить высшие силы. Не забывали наши прародители и про «скотьего бога» Велеса, символом которого считался медведь, просыпающийся от зимней спячки. Древние славяне пытались заручиться его покровительством, оставляя на лесных пеньках блины во время праздника. Кстати, с этой традицией связана и известная поговорка: «Первый блин комам» а не «комом», как многие думают. Ведь «комами» на Руси называли медведей. Обряд сжигания чучела на костре тоже восходит к языческим временам. Наши предки сооружали большую соломенную куклу, символизирующую Марену Морану, Мару — богиню смерти и зимы, которая властвовала в холодное время года — сажали её на сани и везли на самую большую площадь города. Затем начинались гуляния, танцы и песни, во время которых народ прощался с Мареной, ругая её за морозы и голод, но также благодаря её за весёлые зимние забавы. И, наконец, под вечер чучело сжигали. После принятия христианства Церковь пыталась искоренить этот языческий праздник, однако вскоре стало очевидно, что лучше пойти с народом на компромисс. Так Масленичная неделя наполнилась новыми идеями и стала последним этапом подготовки к Великому посту.
И с наступлением первых весенних деньков радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами. Названия дней маслиничной недели Понедельник — встреча Как гласит название Масленицы по дням, в самом начале Сырной недели следует встречать гостей и угощать их блинами с самыми разнообразными начинками. Также в этот день люди делали чучело из соломы, которое устанавливали в самом центре села или города до окончания Масленицы. Вторник — заигрыши Во вторник неженатые парни и незамужние девушки устраивали смотрины с целью найти себе пару. Затем молодежь собиралась вместе и отправлялась кататься на санях с ледовой горки, которую готовили сами, заливая водой в мороз. Среда — лакомка Третий день Масленицы знаменит тещиными блинами. В этот день хозяйки приглашают в гости своих зятьев, потчуют их блинами, пирогами и другими угощениями. Это хороший повод для зятя, чтобы похвалить тещу и наладить с ней самые дружественные отношения.
Названия дней масленицы по дням недели
Также в этот день Масленичной недели следует помянуть усопших, посетить кладбища. Каждый день имеет свое название и свои обычаи, которым в давние времена следовали неукоснительно. В этот день тещи угощают блинами своих зятей, а также проводятся кулачные бои.
Масленица: названия и традиции по дням недели
Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием.
Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45].
Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47].
По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь.
В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела. Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48].
Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50]. В Великом княжестве Московском[ править править код ] Первые описания русских традиций Масленицы были оставлены западными путешественниками, посещавшими Великое княжество Московское с XVI века. Также он упоминает Масленицу нем.
Faschang в числе праздников, когда простонародью разрешены хмельные напитки [51]. Butterweek , и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла.
Славяне, провожая зиму, устраивали шумные гулянья. Они катались с ледяных гор, на лошадях и качелях, проводили кулачные бои , строили и с боем брали зимнюю крепость.
Всю неделю звучали песни, частушки, колядки. Некоторые историки считают, что празднование Масленицы в дохристианскую эпоху проводилось в дни весеннего равноденствия. Однако оппоненты утверждают, что зимние забавы не всегда были возможны в конце марта, поэтому праздник отмечали 24 февраля, в день Власия. Сохранились и старые поговорки: «На Власия бери ковшом масло», «У Власия и борода в масле».
Многие обряды Масленицы были направлены на повышение плодородия, потому что от этого зависел достаток каждый семьи. Снежные городки разбивали, чтобы быстрее освободить землю от ледяного покрова. Катания с ледяных горок пробуждали почву, дремавшую под снегом. Главными героями праздника были молодожены.
Холостые же присматривали себе пару. В последний день масленичной недели сжигали чучело Масленицы, которое изготавливали в понедельник и все семь дней носили по селу на шесте. Пепел развеивали по округе, чтобы он удобрил и задобрил землю. Древние славяне Масленицу считали праздником в честь языческой богини, Марены.
Богиня Марена, или Мара — сложный образ, потому что она олицетворяет процесс смерти и возрождения. Наши предки её боялись и просили о милости. У Мары два лица. Зимой, когда природа спит — это равнодушная холодная колдунья.
А вот весной и летом — полная сил девица-красавица. Олицетворением Марены является чучело Масленицы. Сжигая его, народ уничтожал только зимнюю ипостась Мары и просил воротиться в новом образе и принести достаток, радость и урожай! Традиции и обряды масленичной недели Понедельник — встреча.
Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Масленичные гулянья повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песнию Пятница - тещины вечерки В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя.
Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким. Суббота - золовкины посиделки Молодые невестки к себе в гости приглашали золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню.
Новобрачная должна была подарить золовкам какие-нибудь подарки. Русская церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов. Воскресенье - проводы, целовальник, Прощенный день В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды.
Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками.
Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы — уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как « целовник », смотры молодожёнов «столбы» [38] , их гостевания [39] , катания с гор [40] и на упряжках [41] , шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста [42]. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота [43].
Со стимуляцией плодородия В. Пропп связывает поминальную сторону Масленицы. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны кулачные бои , скачки и т.
Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов [К 1]. Пропп отмечает, что блины были обрядовой едой на поминках , и именно в этом качестве, по его мнению, использовались на Масленицу и в рождественский Сочельник [44] [45]. Причиной поминального использования блинов он считает особую архаичность этого блюда [46]. Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы [47]. Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном, писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи yпиваются вином и вместе с народом своевольствуют» [47].
По мнению современного фольклориста А. Мороза , нет оснований утверждать, что Масленица — это праздник языческого происхождения. Масленичная обрядность переосмысляет то, что предлагает церковь. В частности, пост понимается традиционной культурой как пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Главная черта, в которой обычно усматривается «языческая» суть Масленицы — это изготовление и сожжение чучела.
Но в действительности это чучело никогда не считалось подобием идола, а сам обряд по всей видимости имеет игровые корни [48]. Западные исследователи разделяют аналогичное мнение об истоках карнавала [49] [50].
На пороге Масленица: как провести праздничную неделю по дням, традиции, приметы, гадания
Пусть над вашим домом всегда будет стоять ясная погода, солнышко пусть светит, а на полях урожай хороший спеет. Пусть счастье, достаток и удача будут вашими постоянными гостями, а любовь настоящая никогда не покидает ваши сердца. Пусть блины ваши всегда будут с маслом свежим и начинкой вкусной.
Первый блин оставляли на окне или отдавали нищим. Сжигание чучела, олицетворяющего зиму, тоже должно было обеспечить хороший урожай. Масленица — один из самых долгих праздников.
По народной традиции каждый день масленичной недели сопровождался собственным ритуалом. Например, в среду зятья приходят к тещам на блины, а в пятницу наоборот.
Вторник - заигрыши. В этот день устраивали сватовство и смотрины. При этом в Великий Пост свадьбы играть нельзя, а вот после Пасхи, на Красную горку - традиционное время для свадеб.
Среда - лакомка. В этот день тёща должна печь блины и угощать ими зятя. При этом чем богаче стол, тем больше теща уважает мужа дочери. Четверг - разгул. В этот день начинаются игры, хороводы, катания с горки, кулачные бои.
Пятница - тещины вечёрки. В этот день тёща сама приходит в дом к зятю, и он должен накормить её блинами.
В понедельник принято мастерить чучело и ходить в гости к родителям Масленица — 1 марта, но предваряет её Масленичная неделя, которая начинается 24 февраля. Каждый день этой недели в народе считается наделённым определённым смыслом. Традиции Масленицы Известно, что в далёкие времена при праздновании Масленицы сжигали чучело. Создавалось оно из соломы, кусков ткани и старой одежды. Обычно чучело делалось так, чтобы оно напоминало женщину.
Сжигание чучела на костре символизировало конец зимы и приход весны, тепла, начало работ в огороде, поле. Языческие поверья состояли в том, что несчастье и смерть не приходят туда, где сожгли чучело. Костры разжигали большие: чем выше костёр, тем больший урожай даст следующий год. А кроме того угольки от костра подбирали незамужние девушки, желая побыстрее найти себе пару. Как трактуют Масленицу в наши дни Масленица не является каноническим христианским православным праздником. Тем не менее, в народе многие считают это время — периодом очищения души перед самым важным православным праздником — Пасхой. В эти дни принято приглашать гостей, от души угощать их вкусными блюдами.
Мяса не должно быть вообще или может быть минимум его, а главные блюда в эти дни: вкусные разнообразные каши, ватрушки, пироги, рыба и самое главное — знаменитые блины. Круглые блины, символизирующие Солнце, пекут в течение всей Масленичной недели.