Валерий Чекалов с позывным Ровер в структуре ЧВК считался логистом, ему 47 лет. Апр 27, 2023 Новости 141 Самолет c освобожденными российскими военнослужащими прибыл на аэродром Чкаловский в Московской области в среду вечером.
Стало известно о гибели на Украине 27-летнего военного летчика из Челябинской области
Валерий Чкалов: биография, фото, личная жизнь, подвиг и гибель летчика | Воздушный первопроходец, рекордсмен, летчик-новатор, кумир миллионов, любимец Сталина и мировая знаменитость. |
"Храбрейший из храбрых": как Валерий Чкалов на американский военный аэродром слетал - Мнения ТАСС | Валерий Чекалов с позывным Ровер в структуре ЧВК считался логистом, ему 47 лет. |
Евгений Пригожин оборудовал самолет парашютами и уничтожил списки пассажиров | Воздушный первопроходец, рекордсмен, летчик-новатор, кумир миллионов, любимец Сталина и мировая знаменитость. |
Бизнесмен, боксёр и сестра прокурора: кто ещё разбился в самолёте Пригожина | Эту информацию изданию подтвердили в семье летчика. |
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова | В 2017 году Чекалов стал фигурантом расследования «Фонтанки» о компании ООО «Евро Полис», которая получила серьезный куш в Сирии, Чекалов был ее генеральным директором. |
Евгений Пригожин есть в списке погибших пассажиров, но его тело еще не опознано
Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. Позже по настоянию отца летчика казачьего полковника Кубанского войска Никифора Чекалова останки погибшего героя с воинскими почестями перезахоронили в станице Чепигинской. Убитые горем жены рассказали о последнем дне погибших пилотов под Тверью. Вместе с Евгением Пригожиным и Дмитрием Уткиным на борту разбившегося самолёта в Тверской области находился Валерий Чекалов — один из заместителей главы ЧВК "Вагнер". Новости Ставрополя и Ставропольского края. После крушения самолета Евгения Пригожина, стали известны имена пассажиров и членов экипажа бизнес-джета, среди них и Валерий Чекалов с позывным “Ровер”.
ПУТЬ ПРОМЕТЕЯ
По данным источников «МК», останки с места крушения самолета отвезут в морг Твери, там уже проведут ряд экспертиз и процедуры опознания. Криминалисты начали изучать обломки и приступили к осмотру тел, пишет тг-канал SHOT. Ранее место обследовали саперы в полной защите — на предмет возможной опасности. Телефон Евгения Пригожина был найден рядом с одним из тел на месте крушения его бизнес-джета Embraer Legacy, правда, тело самого Пригожина пока не идентифицировано, сообщает телеканал Al Jazeera со ссылкой на источник.
Один из фрагментов разбившегося самолета лежит на въезде в поселок Куженкино, это примерно в двух километрах от места падения, уточняет «РИА Новости». В 18:10 мск лайнер поднялся на 28 тыс. Затем самолет хаотично набирал высоту и вновь снижался.
Воздушное судно передавало данные до 18:20 мск, в тот момент оно находился на высоте 19,7 тыс.
В самолете, по данным «Досье», он оказался в качестве охранника Пригожина. Би-би-си с помощью сервиса распознавания лиц нашла другие фотографии этого человека, датированные 2018 годом, — на них предполагаемый Евгений обнимает двух девушек во время летнего городского праздника в Магнитогорске. Рустам — это моя любовь жизни, это мое сердце, моя душа. Я не знаю, как я с этим справлюсь. Никогда так не было тяжело, такое чувство, что я просто тело без эмоций, чувств, без желания какого-либо», — на следующий день после крушения самолета написала на своей странице во «ВКонтакте» жена второго пилота, 29-летнего Рустама Каримова. Судя по страницам Каримовых в соцсетях, они жили в Перми. Его отец рассказал изданию 59. В 2014 году Рустам окончил Сасовское летное училище в Рязанской области.
Би-би-си нашла фотографии с выпускного, на которых есть Каримов. Автор фотографий подтвердил, что Рустам — выпускник этого училища. О гибели Каримова написал также учившийся с ним летчик. Нам кого сказали везти, того и везем. Вот так получилось что на том рейсе в состав экипажа попал Рустам». Командиром самолета был Алексей Левшин из Воронежа. Вечером в среду его супруга подтвердила в соцсетях, что ее муж погиб, писали «Важные истории» издание признано в России «иноагентом» и нежелательной организацией. На следующий день дочь Левшина рассказала , что ее отец много лет работал с Пригожиным. В 2018 году Левшин был героем сюжета телеканала «Вести Новосибирск» про авиашоу с участием военных летчиков.
В сюжете его называют штурманом экипажа Су-34. Предположительная родственница Левшина на следующее утро после крушения самолета опубликовала на своей странице во «ВКонтакте» интервью с его сыном, в котором он рассказал, что отец часто был в командировках, но виделся с семьей почти каждый месяц.
В 2019 году на родовом подворье первого земляка-авиатора Александра Чекалова при въезде в Чепигинскую был установлен памятник военным авиаторам, в честь летчиков - уроженцев сельского поселения.
А раньше, в 2013 году здесь появился макет планера времен Первой мировой войны. Он был изготовлен по заказу администрации Брюховецкого района умельцем из ст. Переясловской Юрием Давыдовичем Кутузувым.
Так военные летчики, рожденные в станице Чепигинской и защищавшие Родину на фронтах Первой мировой и Великой Отечественной войн, были вписаны в историю России золотыми буквами. Именно от этого памятника и началась акция райсовета ветеранов «Память жива. Александр Чекалов — авиатор России» в рамках грантового Проекта, направленного на воспитание у молодежи чувства патриотизма и любви к Родине на примерах значимых исторических личностей Отечества, героев-земляков.
У военного планера, устремленного ввысь, собрались активисты ветеранской и молодежной организаций района, военно-патриотических клубов, учащиеся школ, спецшколы, студенты БМТ, волонтеры, казаки, жители станицы. А Демина Татьяна Кочина рассказала собравшимся о летчиках, уроженцах Чепигинского поселения. К памятнику возложили цветы.
Затем участники акции побывали на кладбище, где у могилы Александра Чекалова прошла заупокойная лития.
Фрагмент самолёта найден в нескольких километрах от места крушения. Известно, что воздушное судно направлялось из Москвы в Петербург. Лента новостей.
Биография Валерия Чкалова
Казачьему соколу не отказали, и с 1911 года подъесаул Александр Чекалов стал военным летчиком-испытателем 1-го Запорожского полка Кубанского казачьего войска. «» отдает дань уважения памяти легендарного летчика и заавершает онлайн-трансляцию. К счастью, история нашего лётчика завершилась удачно: он пережил нахождение в плену и вернулся домой. На борту бизнес-джета помимо Евгения Пригожина находился его заместитель Валерий Чекалов и командир ЧВК «Вагнер» Дмитрий Уткин. Валерий Чекалов – предприниматель, тесно связанный с бизнес-структурами Евгения Пригожина. Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936).
Биография Валерия Чкалова
Крушение самолёта Пригожина стало загадкой - Аргументы Недели | Новости СМИ2 Предположительно связанные с Евгением Пригожиным телеграм-каналы подвергли критике версию о том, что пассажиры подорвали себя гранатой, а также упоминание. |
Валерий Павлович Чкалов | Полярный летчик Валерий Чкалов не терпел монотонности и рутины, игнорировал приказы и ненавидел дисциплину. |
Что известно о людях из списка пассажиров бизнес-джета Пригожина
Родился он 16 марта 1882 года на Урале, окончил Оренбургский кадетский корпус, в 1904 году стал выпускником Николаевского кавалерийского училища. После переезда с семьей на Кубань, в Чепигинскую, он узнал, что создатель кубанской авиации Вячеслав Ткачев набирает казаков, желающих стать пилотами, и записался к нему в отряд. Казачьему соколу не отказали, и с 1911 года подъесаул Александр Чекалов стал военным летчиком-испытателем 1-го Запорожского полка Кубанского казачьего войска. Он был участником Первой мировой войны, начавшейся в 1914 году.
Но отважному летчику не суждено было долго пробыть на фронте. Он был тяжело ранен в небе под Севастополем и доставлен в госпиталь, где и умер. По настоянию отца прах авиатора был перевезен на малую родину, в станицу Чепигинскую, здесь он был захоронен со всеми воинскими почестями.
Проводить в последний путь Александра Чекалова, награжденного орденом Святого Станислава 3-й степени, и боевого товарища, прибыли атаман Кубанского казачьего войска Михаил Бабыч и основатель школы авиаторов, георгиевский кавалер Вячеслав Ткачев. Это было в ноябре 1915 года. Позже, в 1956 году, Вячеслав Матвеевич Ткачев еще раз побывал в станице Чепигинской и поклонился праху своего сокола.
Он попросил местных умельцев выковать железный крест и сам установил его на могиле Чекалова.
Перед полетом он позвонил маме и сказал, что летит этим рейсом», — сообщают российские СМИ со ссылкой на отца пилота Шукура Каримова. Также отец рассказал, что Рустам работал в авиакомпании S7 в Перми. В 2020 году, когда началась пандемия, пилот остался без работы. Затем снова устроился, однако после начала военных действий на Украине вновь лишился места.
Никаких особенных грузов Евгений Пригожин и его люди не возили. Чаще всего это была сменная одежда: в полет руководитель «Вагнера» отправлялся в джинсах и рубашке, а потом переодевался в камуфляж. Строго соблюдался порядок перевозки оружия напомним, на месте крушения Embraer 135BJ Legacy 600 нашли пистолеты, а также, по неподтвержденным данным, гранаты. Обычно патроны вынимались из огнестрельного оружия, укладывались в мешок, опечатывались и передавались командиру экипажа. После окончания полета оружие так же возвращалось владельцам.
Экипажам самолетов выделяли мобильные телефоны с закрытым каналом связи. Связано это было в том числе и с тем, что Пригожин периодически сам звонил летчикам. Он интересовался погодой в аэропорту прилета, спрашивал, будут ли обрабатывать самолет противообледенительной жидкостью и т. Пилоты запомнили Пригожина как простого, но требовательного пассажира, требующего к себе уважения. Один раз он отчитал командира экипажа за то, что на борту не была проведена уборка. В то же время он с уважением относился к летчикам, всегда благодарил их за полет и здоровался за руку.
Вагнеровец Александр Тотмин — 31-летний уроженец Алтайского края с позывным Тот.
Как пишет «Фонтанка», ранее Тотмин был судим за угон автомобиля и кражу бензопилы из бани. Николай Матусеев. Про этого человека в открытых источниках нет подробной информации. Источник RTVI утверждает , что Матусеев занимался съемками всех стендапов Евгения Пригожина, которые выпускались его пресс-службой «Московский комсомолец» пишет , что Николай Матусеев или Матусевич, как указывается в других источниках в составе «Вагнера» был участником военных действий в Сирии. Мог ли Пригожин захватить Москву? Отвечаем на главный вопрос о военном мятеже ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин Его персона наиболее крупная в медийном плане, как одна из числившихся на борту. Телеканал Al Jazeera со ссылкой на источник в ЧВК сообщил, что на месте катастрофы якобы нашли мобильный телефон бизнесмена.
Официально смерть Пригожина, как и остальных названных членов борта не подтверждена. При этом на утро после происшествия первые полосы крупнейших зарубежных СМИ заочно «похоронили» бизнесмена. Ранее Пригожина уже считали погибшим на борту воздушного судна. В октябре 2019 года в Конго разбился грузовой военный самолет Ан-72, где были восемь человек, среди которых — двое россиян. Тогда в прессе сочли, что среди пассажиров мог быть глава наемников. На следующий день после крушения Пригожин вышел на связь, объяснив свое отсутствие «личными делами».
Евгений Пригожин оборудовал самолет парашютами и уничтожил списки пассажиров
На борту бизнес-джета помимо Евгения Пригожина находился его заместитель Валерий Чекалов и командир ЧВК «Вагнер» Дмитрий Уткин. Лихой и самоотверженный пилот, ставший одним из первых героев Советского Союза, совершал уникальные по протяженности и сложности перелеты. Внучка лётчика Валерия Чкалова напомнила о подвиге своего деда, которого в Сети сравнили с идеологом нацизма Йозефом Геббельсом. Так, сын летчика, Игорь Валерьевич, неоднократно заявлял, что на отца в общей сложности было совершено восемь покушений и убили его преднамеренно. Среди членов экипажа: командир Алексей Левшин, второй пилот Рустам Каримов и бортпроводник Кристина Распопова. Летчик из Балашова погиб при крушении Ил-76 в Белгородской области.
Кто был в упавшем в Тверской области самолёте вместе с Пригожиным?
По факту же больше говорил сам, фантазируя на тему военной мощи Украины, её якобы «независимости» и причин конфликта. Посмотрите, до чего на полном серьёзе договорился этот персонаж: оказывается, нам не давал покоя успех этой «европейской» страны! В прямом смысле слова. Мы на вашем фоне стали сильно отличаться. У нас есть безвиз, свободное передвижение, чем пользуется очень много людей», похвастался украинский пропагандист Дмитрий Карпенко. К счастью, история нашего лётчика завершилась удачно: он пережил нахождение в плену и вернулся домой. С честью выдержав испытания, которые послала ему судьба.
Справка «Блокнота Тамбов»: частный самолёт Embraer Legacy потерпел крушение в районе населённого пункта Куженкино в Тверской области в среду, 23 августа, при вылете из Москвы в Санкт-Петербург. На борту находились десять человек, в том числе три члена экипажа. Выживших в трагедии нет. Сразу после трагедии Росавиация начала проверку для выяснения обстоятельств гибели воздушного судна, а ГСУ Следственного комитета России возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта» УК РФ. Одной из предварительных версий крушения самолёта называется теракт.
Как уточнили в ведомстве, воздушное судно выполняло полет «на основании разрешения на использование воздушного пространства, выданного в установленном порядке». Крушение бизнес-джета Embraer Legacy, в списке пассажиров которого был Евгений Пригожин. Как сообщает тг-канал «Осторожно, новости», ранее он написал заявление на Игоря Гиркина Стрелкова за 4 дня до его задержания. Белый дом ознакомился с данными о крушении самолета под Тверью, на борту которого, как сообщалось, находился Евгений Пригожин, и не удивится, если его гибель подтвердится. Ранее телеканал «Царьград» сообщал, что тела Евгения Пригожина и Дмитрия Уткина предварительно опознаны. Вскоре будет проведена генетическая экспертиза. Перед крушением очевидцы слышали два взрыва. У бизнес-джета отвалилось крыло и стабилизатор, они упали в нескольких километрах от фюзеляжа.
За несколько дней до авиакатастрофы он с супругой отпраздновал четвертую годовщину свадьбы. Рустам Каримов — выпускник Сасовского летного училища гражданской авиации в Рязанской области, которое он окончил в 2014 году. В авиакомпанию, с которой сотрудничает ЧВК, пермяк устроился три месяца назад, сообщил отец пилота Шукур Каримов. В этой компании он работал всего три месяца.
Потомки легендарного летчика Валерия Чкалова: бумеранг вернулся
Второй причиной, по которой последние 13 часов перед посадкой за штурвалом был не Чкалов, а Байдуков, стало кислородное голодание. Для экономии веса в трансконтинентальном перелете запасы кислорода на борту были ужаты до минимума. Кроме того, часто приходилось лететь выше запланированной высоты, и расход кислорода увеличивался. Экипаж страдал от гипоксии, больше всего досталось Чкалову, у которого шла носом кровь, поэтому на финише его подменил второй пилот Байдуков. Советский экипаж преодолел расстояние 9130 км из них 8504 по прямой за 63 часа 16 минут. Американцы восторженно встретили летчиков. Среди встречающих были советский посол в США А. Трояновский и генерал Дж. Маршалл, будущий министр обороны и госсекретарь США.
Американский президент Ф. Рузвельт принял советский экипаж в Овальном кабинете Белого дома. Воздушный мост дружбы Политические итоги полета были впечатляющими. Полет Чкалова и его команды содействовал сближению двух стран. Как сказал летчикам один из помощников Рузвельта на встрече: «Вы за 62 часа сделали больше, чем все ваши дипломаты за несколько лет». На родине летчиков встречали как героев, экипаж лично приветствовал Сталин, а Москва засыпала их машину цветами. И хотя рекорд поставить они не смогли, именно экипаж Чкалова стал первопроходцем авиапути через Северный полюс. Громова, А.
Юмашева и С. Данилина, учтя предыдущий опыт, полностью выполнил запланированный полет, долетев до Калифорнии.
Но очень скоро для него нашлась более привычная работа. В 2015-м году настало время сирийской кампании, где бойцы ЧВК «Вагнер» отличились при взятии Пальмиры. Там ЧВК в числе прочего отличилась в кровопролитных боях за Бахмут. А два месяца назад именно Уткин возглавил «марш справедливости» — стихийный поход «на Москву», который вскоре вылился в передислокацию на территорию Беларуси. Ближний круг Валерий Чекалов был ещё одним человеком, близким к Пригожину. Он отвечал в ЧВК за логистику и тыл. В частности, по данным СМИ, занимался снабжением боеприпасами. Как и Уткин, Чекалов принимал непосредственной участие в деятельности бизнес-империи Пригожина.
Ему принадлежала фирма «Евро полис», куда, по одной из версий, на гражданские должности официально трудоустраивали штурмовиков, артиллеристов и снайперов. Эта же компания заключала контракты в Сирии. В последние годы жил в Петербурге. Транзитом через спецназ попал в ЧВК. По словам друзей, попал «в охрану» Пригожина. Фото: Александр Тотмин слева , соцсети По другим данным, Тотмин также был оператором Пригожина, и именно он записывал знаменитые видеообращения бизнесмена. Отзывался на позывной Тот. До Украины воевал в Судане.
Фото: скриншот кадра видео телеграм-канала «Подслушано Кантемировка» На месте падения сбитого Ил-22 Правительство Ивановской области подтвердило гибель экипажа Ил-22, в котором располагался командный центр ВС РФ. Соболезнования родным и близким военнослужащих выразил губернатор Станислав Воскресенский и поручил оказать помощь их семьям», — сообщается на сайте регионального правительства 28 июня. По данным AviaPix , самолёт Ил-22 с бортовым номером 75917 базировался на территории ивановского аэродрома. Год постройки борта — 1967-й. В советское время самолёт сдавался в аренду Королевству Афганистан — до 1973 года обслуживал правителей, состоял на вооружении афганских ВВС, впоследствии возвращён СССР.
Последний раз она разговаривала с ним в день трагедии около 17:30. О крушении самолета в Тверской области стало известно ранее, 23 августа. Тогда же в распоряжении «Известий» появились кадры случившегося. Сейчас место крушения самолета оцеплено, там работают экстренные службы. Предположительно, хвост самолета оторвался первым и рухнул за 3 км от флюзеляжа судна. На этом месте также идет работа спецслужб. Позже «Известия» узнали, что самолет пропал с радаров через 26 минут после вылета.
Доверенные лица Пригожина. Что известно о пассажирах разбившегося в Тверской области самолета
«Именно Чекалов возглавлял АО “Нева” — учредителя ООО “Евро Полис”, на которое были завязаны все сирийские и африканские проекты», — указывает издание. Патроны лётчик заказывал лично, ему сделали их на заводе, но выяснилось, что они давали осечку, потому что выстреливали спустя несколько секунд. Как тренировочный бой Валерия Чкалова с Георгием Байдуковым едва не стал последним в жизни обоих лётчиков?
Что известно о людях из списка пассажиров бизнес-джета Пригожина
Названы имена погибших лётчиков сбитого мятежниками Ил-22 «Кандагар» | П о данным Центра «Досье»*, Чекалов был одним из наиболее приближенных к Пригожину людей. |
Потомки легендарного летчика Валерия Чкалова: бумеранг вернулся | Кроме того, Чекалов был заместителем Пригожина по ряду важных вопросов — в частности, он был одним из тех, кто отвечал за поставки боеприпасов. |
Бросок через Северный полюс: 10 малоизвестных фактов об уникальном перелете экипажа Валерия Чкалова | Валерий Чкалов – легендарный летчик, Герой Советского Союза, впервые совершивший в 1937 году беспосадочный перелет в США, за что был удостоен почетной награды. |
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова | Происшествия - 24 августа 2023 - Новости Самары - |
Стали известны биографии всех пассажиров разбившегося самолёта Пригожина
Так как подобный полет ставил бы вопрос престижа страны, Иосиф Сталин рассудил, что сначала необходимо осуществить сверхдальний перелет в пределах Советского Союза. Экипажу предстояло пройти по маршруту: из Москвы на север к Шпицбергену, затем направиться на восток вдоль северного побережья Земли Франца-Иосифа над архипелагом Северная Земля до Тикси, а оттуда — на юго-восток через Петропавловск-Камчатский до города Николаевск-на-Амуре. Подготовка к этому перелету продолжалась почти год. Через 56 часов 20 минут в условиях плохой погоды самолет был приземлен на песок и гальку острова Удд в устье Амура — установлен новый рекорд дальности — 9347 км, признанный Международной авиационной федерацией ФАИ. После этого Удд переименовали в остров Чкалова, на борт АНТ-25 нанесли надпись: "Сталинский маршрут", которая сохранилась и при перелете до иностранного государства. По возвращении в Щелково экипаж встречал лично вождь.
Всем троим присвоили звание Героя Советского Союза. Первый трансарктический Далее развернулась интенсивная подготовка к следующему перелету — через океан в Америку. Штаб, возглавляемый начальником одного из отделов ЦАГИ Василием Чекаловым, напоминал военный лагерь: непрерывно велись телефонные переговоры, отдавались указания многочисленным представителям заводов, фабрик, научно-исследовательских институтов. Однако прогнозы метеорологов не радовали, да и авария самолета едва не сорвала все планы. Трое русских над полюсом: как "разболтанный командир" Чкалов стал героем Вскоре после вылета 18 июня 1937 года у самолета Чкалова как ранее у Леваневского обнаруживается течь масла из мотора, но назад командир не поворачивает, вскоре утечку удается устранить.
В 4:15 утра полярники на станции "Северный полюс — 1" услышали звук мотора пролетающего самолета, о чем сообщили радиограммой в Москву. Когда самолет закончил пролет над самим Северным полюсом, Чкалов, отдыхавший в то время после четырехчасовой вахты, направился к штурману и, как позднее рассказывали члены команды, начал диктовать объемную и эмоциональную правительственную радиограмму. Однако Александр Беляков превратил это послание в лаконичный текст из 22 слов. Полюс позади. Идем над полюсом неприступности.
Полны желанием выполнить Ваше задание. Экипаж чувствует себя хорошо. Чкалов, Байдуков, Беляков". Испытания поджидали экипаж и на заключительном отрезке маршрута: при полете в густой облачности на высоте 2 тыс.
Уткин получил звание подполковника. А затем стал работать в компании Moran Security Group, специализирующейся на морских и сухопутных операциях в сфере безопасности. В 2014 году Дмитрий Уткин организовал базу подготовки бойцов под Ростовом-на-Дону, сообщил «Коммерсанта» , а также командовал своим подразделением. Кроме того, Уткин участвовал в операции по воссоединению Крыма с Россией, написал kp.
Уткин со своими бойцами также был замечен в боях в Луганской Народной Республике, за Дебальцево. По сведениям издания, в 2016 году Уткин в качестве кавалера орденов Мужества присутствовал на приеме в Кремле в честь Дня Героев России. А уже в 2017 году его включили в санкционный список США. В 2021 году на Украине завели в отношении Дмитрия Уткина уголовное дело по подозрению в посягательстве на территориальную целостность страны. В официальном журнале ЕС указывалось, что Уткин несет ответственность за «серьезные нарушения прав человека» и «причастен к пыткам сирийского дезертира до смерти». В конце 2017 года стало известно, что Уткина назначили гендиректором управляющей компании ресторанного холдинга Евгения Пригожина — «Конкорд менеджмент и консалтинг». С 2022 года Дмитрий Уткин участвовал в спецоперации России на Украине. Дмитрия Уткина называли правой рукой Пригожина.
Казачьему соколу не отказали, и с 1911 года подъесаул Александр Чекалов стал военным летчиком-испытателем 1-го Запорожского полка Кубанского казачьего войска. Он был участником Первой мировой войны, начавшейся в 1914 году. Но отважному летчику не суждено было долго пробыть на фронте. Он был тяжело ранен в небе под Севастополем и доставлен в госпиталь, где и умер. По настоянию отца прах авиатора был перевезен на малую родину, в станицу Чепигинскую, здесь он был захоронен со всеми воинскими почестями. Проводить в последний путь Александра Чекалова, награжденного орденом Святого Станислава 3-й степени, и боевого товарища, прибыли атаман Кубанского казачьего войска Михаил Бабыч и основатель школы авиаторов, георгиевский кавалер Вячеслав Ткачев. Это было в ноябре 1915 года. Позже, в 1956 году, Вячеслав Матвеевич Ткачев еще раз побывал в станице Чепигинской и поклонился праху своего сокола. Он попросил местных умельцев выковать железный крест и сам установил его на могиле Чекалова.
Этот кованый крест до сих пор сохранился на местном кладбище, на могиле героя. А 12 августа 2013 года здесь торжественно был открыт памятник легендарному земляку-авиатору в рамках акции «Времен связующая нить».
Чкалову, которая им рассказывала о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз… Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку. Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами?
Во-первых, историю с тремя "Паккардами", предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л. Берия от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря. Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н.
Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В. Беляйкин сгинули в лагерях. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П. Чкалова… Лазарева успели допросить всего один раз. Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности.
Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М. Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С. Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15. Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства.
Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью… "Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию" Истина может лежать где-то посредине. Приведенные версии гибели Валерия Чкалова нельзя назвать взаимоисключающими друг друга. Многие знали, что самолет сырой. Но многие знали и о том, что Чкалов, всегда нацеленный на то, чтобы выжать из самолета максимум возможного, наверняка наплюет на установленные полетным заданием ограничения. Его ведь в этом стремлении не пугали и не останавливали ни аресты, ни осуждения.
Кто-то ведь, хорошо знавший Чкалова, вполне мог использовать предоставленную возможность, надеясь, что Чкалов обязательно нарушит ограничения и в этом случае одна или несколько из более чем сорока недоделок должна "сработать". Весь вопрос в том, кто это мог быть? Вряд ли это был Сталин. А тем более Берия, которого только накануне назначили наркомом внутренних дел. Да, по некоторым данным Сталин действительно предлагал эту должность Чкалову. Поскольку от таких предложений нельзя было прямо отказываться, Чкалов попросил тогда время на обдумывание, мотивировав это сроком, необходимым для проведения испытаний нового истребителя.
Весьма вероятно и то, что Чкалов делился со Сталиным своими сомнениями в обоснованности осуждения "врагов народа", и ходатайствовал перед ним об освобождении некоторых людей, необоснованно, по его мнению, арестованных. Мог он и дверью хлопнуть, выходя из кабинета вождя. Но все это не повод для столь изощренной расправы над ним. Чкалова оперативные материалы о его причастности к контрреволюционной деятельности, которые докладывались вождю. В этом случае убрать Чкалова "обычным" для того времени путем, то есть "пропустив через суд военной коллегии" было нельзя. Чкалов ведь не Н.