Спектакль художественного руководителя Нового театра Эдуарда Боякова "Лавр" по роману Евгения Водолазкина возвращается на московскую сцену. В Театре на Литейном поставили спектакль по роману «Лавр» Евгения Водолазкина (режиссер Борис Павлович). Лавр — спектакль о каждом из нас. Постановочная группа. Спектакль «Лавр» на сцене МХАТ им. Горького по одноименному роману Евгения Водолазкина /
Автор отзыва:
- Историю святого поставили в мультимедийных декорациях
- Актеры «Лавр»
- Актеры «Лавр»
- Спектакль "Лавр". Рекомендую! — Елена Пушкина на
- Лавр | Магнитогорский драматический театр имени А.С. Пушкина
- Спектакль Лавр– смотреть подробную информацию о спектакле.
«Лавр» сделал свое дело
Александр Кошкидько хромает и поводит плечом во всех ипостасях — будь то Арсений или исцеляемый Арсением конь. Евгений Тележкин пребывает в брутально—шумном замешательстве в ролях вора, юродивого, мальчика Сильвестра и ленинградского археолога Строева. И только один артист — Александр Безруков — буквально находит себя. Его явление в пышном итальянском ренессансном одеянии посреди русской бедности которая, по мысли художника—постановщика Ольги Павлович, одинакова что в XVI веке, что в XX знаменует не только конец первого акта, но и новый поворот в устройстве спектакля: отныне на сцене читать почти не будут.
Будут играть. Автор: Сергей Рыбежский Диалоги Арсения и итальянского ученого—мечтателя Амброджо в неподражаемом исполнении Александра Безрукова вошли в инсценировку чуть не дословно: рассуждения о том, что времени не существует, драгоценны и для автора романа, и для постановочной команды. Как средневековый Псков, мерцая, проявляется в обшарпанном антураже псковской Комсомольской площади 1970—х, так и современный новояз "Лавра" уходит корнями в глубокое, но едва ли осознанное и понятое прошлое.
Я в последние 17 месяцев, с тех пор как началась СВО, много езжу по разным местам, в основном по госпиталям, где выступаю. И я вижу, насколько важна поддержка штатских не только бойцам, но и врачам. Врачи, которые остаются на своем месте. Они устают душевно, физически. Вот они — настоящие современные герои. Мы знаем, что происходит с верой.
Как известно, в окопах атеистов нет. Военные батюшки - истинные герои, многие из них погибли. Фильмы о них пока не сняты. И это понятно: нужен этап осмысления. Даже советский великий кинематограф осмыслил события Великой Отечественной войны через 15-20 лет. Так вот в "Лавре" мы говорим о православном русском святом.
Который — врач и молебельник. Исцеление невозможно без молитвы. Все чудеса — по воле Божьей. Сейчас во время СВО, в театре Армии мы рассказываем о человеке который был и молебельником, и целителем. Это и есть современный герой. Который воплощает наш русский дух.
Участников беседы взволновала тема русской идеи, русского культурного кода. Эдуард Бояков прокомментировал вопросы и реплики дискутирующих, подчеркнув, что сегодня мы столкнулись с беспрецедентной проблемой — противостояния глобалистской модели культуры и национальной, русской. Он преположи, что отрыв от русски корней произошел не 30 лет назад, а гораздо раньше, мотивируя это тем, что любой персонаж европейской литературы — Данте, Мольера, Шекспира — нам понятнее и ближе, чем русский человек Средневековья. И роман Евгения Водолазкина — именно об этом. Выступление Леонида Якубовича ожидали с нетерпением — его появление в спектакле в роли старца Никандра в своем время вызвало огромную волну восторженных откликов: Якубович показал себя глубоким мастером, замечательным артистом. Леонид Якубович, народный артист России, исполнитель роли старца Никандра: Я всю жизнь интересовался историей — историей театра, историей искусств, историей авиации, кулинарии.
У меня большая библиотека на самые разные темы. В том числе и по истории религии. Я говорил с представителями разных конфессий в разных местах и всегда удивлялся тому, что некоторые люди отрицают мир и уходят в старчество, монашество. Не мог их понять. Но потом пришел новый опыт. Я бывал в самых разных ситуациях, очень сложных и тяжелых.
Я видел разрушенный город, в котором от церкви остался лишь один угол с небольшим количеством икон — остальное было снесено. Стояли несколько человек, среди них один священник, второй был убит. Люди молились. И для них эти руины оставались храмом… В этих людях — абсолютно непоколебимая вера. Она есть у представителей разных религий. И я стал завидовать.
Леонид Якубович играет священника в нем гениально! Билеты лучше покупать сейчас, потом не будет. Второй раз. Сегодня сидела так, что видно было весь зал. Ликование появляется от каждого встающего для аплодисментов. Повторно смотреть спектакль - наблюдать за изменяющимся: в этот раз роды Устины были сыграны так, что женщины впереди замерли бездыханно, а мужчина не мог найти себе место и принял совершенно не естественную позу для театрального зала, закинув руки за голову.
Музыкальное сопровождение спектакля Варвара Котова, П. Главатских , русские орнаменты, хореография создают магическое воздействие на восприятие.
Спектакль то ли немного растерял, то ли не набрал заново энергии, так что даже замечательный Михаил Кабанов в роли псковского юродивого Фомы, в прошлый раз одним своим присутствием, как ключиком, заводивший зал, на этот раз оказался почти на общем уровне. Зато Дмитрий Певцов в роли постаревшего Лавра представил куда более совершенную художественную графику своей роли. Чья тут больше заслуга - актера или режиссера, не ясно, но образ стал куда выразительнее. Новая версия, безусловно, удалась по точности и глубине драматического прочтения романа Евгения Водолазкина. Режиссер ни в чем не спорит с автором, наоборот, как тонкий учитель-новатор, умеющий рассказать ученикам о "Войне и мире" так, что они захлебываются от неожиданности и потрясения, он "прочитывает" текст романа с такими смысловыми звучаниями и оттенками, что в него нельзя не влюбиться. Наверное, знатоки театра могут задаться вопросом о главных художественных, собственно театральных решениях постановщика, которые, конечно, не складываются арифметически из интересных декораций, старательной психологичности актерской игры, стильных музыки и танцев. Тут нужна не арифметика, а алгебра, и поэтому главные образные решения спектакля не до конца внятны, но его сила все-таки в другом.
Мы и сами ничего не понимаем. "Лавр" Бориса Павловича в театре "На Литейном"
Никогда не задумывался о возрасте. Каким-то стариком я буду, но сейчас этот вопрос меня не интересует. Что точно знаю, так это то, что умру, как и все, когда-нибудь. Вы не баловались? У меня не было такого желания. Это уже не классический МХАТ, а некий новый театр с масштабными и даже опасными на первый взгляд декорациями. Используется комплекс средств и приемов, которые давно уже известны в театре: видео; музыканты, исполняющие аутентичную музыку; сложные декорации.
Самое же главное новшество состоит в том, что создателям спектакля удалось найти особый театральный язык. С его помощью серьезное произведение Евгения Водолазкина стало зрелищным. Очень много текста пришлось выучить. Было трудно? Худрук «Современника» Виктор Рыжаков — о влиянии коронавируса на стоимость билетов, чистках в театре и нескончаемой боли Цоя — Самое трудное было овладеть этим объемом. У меня как у рассказчика он огромный, пришлось вникнуть.
Текст Водолазкина великолепен, и постановщики отнеслись к нему бережно. Сохранили даже старославянский, которого в романе не так много. Мне показалось, что это даже не до конца актерская работа, скорее больше дикторская. Передо мной стояла задача научиться управляться с текстом и уловить нужное состояние героя. Роман великого писателя должен доходить до каждого смотрящего спектакль. А декорации меня не пугали.
Когда я попал в репетиционный зал, вместо многоэтажной металлической конструкции там стояли простые строительные леса. И с большой радостью я воспринял участие в спектакле блистательных музыкантов.
Дата премьеры 12 Ноября 2021 года Спектакль вошёл в лонг-лист «Золотой Маски» то есть в список самых заметных спектаклей театрального сезона 2021-2022 г. Мне все больше, кажется, что времени нет. Все на свете существует вневременно, иначе как мог бы я знать небывшее будущее?
Автор романа — Евгений Водолазкин определяет жанр своего произведения, как роман-житие, «неисторический роман».
Культура имеет огромное значение для нации. Что может быть прекраснее, чем прийти в воскресный вечер в театр и обновить свою душу, заглянуть внутрь себя. Я действительно часто хожу в театр и в филармонию, а у вас здесь есть еще потрясающая консерватория. Эти учреждения не зря сегодня переполнены зрителями — потребность духовного роста есть в каждом из нас. Режиссер неисторического жития «Лавр» Алексей Вотяков заметил, что за полгода, прошедшие со дня премьеры спектакля, он, действительно «подрос» и иногда удивляет постановщика: — Центральные персонажи находятся в развитии, потихоньку взрослеют. Во вчерашнем спектакле была такая подвижка, и я был очень рад, — рассказал Алексей Васильевич.
Евгений Водолазкин, писатель: Я теряю дар речи, потому что потрясен.
Я сидел в зале и у меня текли слезы. Это совершенно удивительно: высшее искусство, когда актеры не играют, а живут на сцене. В спектакле была взята абсолютно точная тональность: современная музыка и машинерия мощнейшего театра, древнерусский и современный русский язык. Театр воздействует на все человеческие чувства: на зрение, слух, обоняние — в зале даже пахло ладаном, но еще и на шестое чувство. То чувство, которое называется душой. Моя благодарность Эдуарду Боякову и его команде. Грандиозная постановка. Сценография, которую создал Александр Цветной, воплощает принцип "жития в клеймах": декорация представляет собой "иконостас", где попеременно "оживают" ячейки.
Вызов постановки еще и в том, что такого сложного спектакля МХАТ еще не ставил: задействована вся машинерия сцены, готовятся сложнейшие мультимедийные решения, свет построен на современной проекционной технологии. Художник по костюмам Алиса Меликова экс-арт-директор Vogue и AD придумала для героев спектакля яркие образы, в которых средневековый облик сживается с современными дизайнерскими деталями одежды. Спектакль наполнен музыкой. В музыкальной канве русские аутентичные напевы соединяются с электронным звучанием, с паттернами рока и хип-хоп. На сцене - известнейшая исполнительница старинной музыки и фольклора Варвара Котова с гуслями и колесной лирой, перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских и один из лучших бас-гитаристов России Сергей Калачёв Гребстель. Дмитрий Певцов, народный артист России, исполнитель роли Лавра: Поучаствовать в сценической постановке романа я посчитал для себя обязательным, у меня просто не было других вариантов - великий роман, потрясающий современный писатель. Я думаю, этот спектакль поспособствует тому, что молодежь заинтересуется русским средневековьем, о котором почти ничего не написано в нашей литературе, а это часть нашего бытия, нашей истории. И спасибо всем, кто смотрел в театре на меня добрыми глазами.
Я не ожидал, что здесь будет такая профессиональная и теплая встреча. Это говорит о здоровье коллектива, низкий вам всем поклон МХАТу.
Спектакль - житие
- Форма поиска
- Спектакль "Лавр" Эдуарда Боякова вернется на московскую сцену
- "Лавр" - возвращение к духовным истокам | МосКультУРА
- Спектакль "Лавр" Эдуарда Боякова вернется на московскую сцену
- Купить билеты на Лавр
Отзывы к мероприятию «Лавр»
Спектакль "Лавр" Нового театра, поставленный по одноимённому роману Евгения Водолазкина, возвращает зрителей к духовным истокам. «Лавр» это фэнтази, не имеющее ничего общего с высокодуховностью и православием (Пишу исключительно относительно спектакля в постановке Боякова, книгу Водолазкина, как первоисточник, не читала, посему судить не могу. Перевести на язык сцены «юродский» титулованный роман Евгения Водолазкина, сделав спектакль самостоятельным художественным произведением, – такую титанически амбициозную задачу поставили перед собой режиссеры Эдуард Бояков и Сергей Глазков. Перед началом репетиций спектакля «Лавр» я оказался в Пскове по рабочим делам.
«Лавр» — новая театральная легенда
«Совесть ушла, а свобода осталась» | Статьи | Известия | На сцене Театра на Литейном в Петербурге поставили спектакль «Лавр» по роману Евгения Водолазкина. |
Историю святого поставили в мультимедийных декорациях | В Театре на Литейном поставили спектакль по роману «Лавр» Евгения Водолазкина (режиссер Борис Павлович). |
Спектакль «Лавр» в постановке «Нового Театра» 16+ | Посмотреть онлайн афишу и расписание спектакля Лавр. |
«Лавр» — новая театральная легенда - Экспресс газета | Премьера «Лавра» по роману Евгения Водолазкина состоялась в ноябре 2021 года. |
«Лавр» Евгения Водолазкина – новая жизнь в новом театре
МХАТ обычно не разочаровывает. Спектакль "Лавр" по бестселлеру Евгения Водолазкина. Такой масштабной постановки в Московском художественном театре ещё не было. Накануне премьеры Лавра в МХАТ им. Горького писатель Водолазкин был на шоу Урганта, а за пару дней до московских гастролей петербургской инсценировки сидел в студии Познера, и буквально в день показа питерского спектакля попал с виртуальным интервью в Новости. 3 отзыва на спектакль «Лавр» в ЦАТРА.
"Лавр" уходит в небо. Премьеру по роману Водолазкина представили на сцене МХАТа имени М. Горького
Спектакль «Лавр», поставленный Эдуардом Бояковым по выдающемуся роману Евгения Водолазкина (роман – лауреат премии «Большая книга», по версии газеты «The Guardian» вошёл в топ-10 лучших книг. Спектакль "Лавр" Нового театра, поставленный по одноимённому роману Евгения Водолазкина, возвращает зрителей к духовным истокам. Лавр купить билеты в Москве от организатора мероприятия без наценок на сайте Moscow Show. В спектакле МХАТа Арсения-Устина-Амвросия до превращения в Лавра играет Евгений Кананыхин — играет милого, простодушного человека, никаким тайнам и смыслам слишком очевидно непричастного. Возвращение спектакля ставит его на новый уровень – «Лавр» 2023 года впитает в себя новую энергию и новые приемы – как постановочных средств, так и режиссерских решений.
«Лавр» — новая театральная легенда
Фестиваль театров малых городов России — одно из главных направлений деятельности Театра Наций и важнейшее культурное событие в жизни регионов. Организованный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, этот авторитетный театральный форум стал неотъемлемой частью театральной карты страны.
В музыкальной канве русские аутентичные напевы соединяются с электронным звучанием, с паттернами рока и хип-хоп. На сцене - известнейшая исполнительница старинной музыки и фольклора Варвара Котова с гуслями и колесной лирой, перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских и один из лучших бас-гитаристов России Сергей Калачёв Гребстель. Дмитрий Певцов, народный артист России, исполнитель роли Лавра: Поучаствовать в сценической постановке романа я посчитал для себя обязательным, у меня просто не было других вариантов - великий роман, потрясающий современный писатель. Я думаю, этот спектакль поспособствует тому, что молодежь заинтересуется русским средневековьем, о котором почти ничего не написано в нашей литературе, а это часть нашего бытия, нашей истории. И спасибо всем, кто смотрел в театре на меня добрыми глазами. Я не ожидал, что здесь будет такая профессиональная и теплая встреча. Это говорит о здоровье коллектива, низкий вам всем поклон МХАТу. Леонид Якубович, народный артист России, исполнитель роли старца Никандра: Быть здесь, и в зрительном зале, и за кулисами, и на сцене — для меня важное событие.
Какие люди на сцене стояли! Какой режиссер! Какой автор! Я не знаю, почему режиссер пошел на такой риск и пригласил меня в эту постановку, это был этюд на преодоление. Но то, что сегодня произошло на сцене — это именно то, по чему я безмерно скучал. Сегодня вновь рождается русский театр, которого в мире нет. И тихое человеческое счастье — быть вместе с вами. Горького, исполнитель роли Христофора: Для нашего театра, который сейчас стремительно обновляется, спектакль "Лавр" случился вовремя. Это очень важный день для МХАТ.
Уверен, что в его новейшей истории это событие останется надолго. И что "Лавру" уготована счастливая судьба.
Именно «на будущей Комсомольской площади» находилось кладбище, где одно время жил главный герой, Арсений. На Комсомольской площади не оказалось ожидаемых памятников, фонтана, клумб с цветами или хотя бы одной скамеечки.
Это был самый унылый пустырь на свете, с одной стороны которого заводская проходная, с другой — вросший в землю храм Иоанна Предтечи XII века постройки. Это соседство стало для меня зримым воплощением знаменитых анахронизмов Евгения Водолазкина. Главный герой романа — время. Все мировые события происходят одновременно, вернее — они уже есть, даны нам.
Человек сам сплетает узор жизни, отбирая и увязывая одно с другим. Именно это нам с артистами было интересно на репетициях: как рождаются связи между, на первый взгляд, случайными вещами.
О конце света — личном и всеобщем. Театр на Литейном и режиссёр Борис Павлович стали первыми, кто решился поставить это произведение на профессиональной сцене. Герои и рассказчики В театральной программке перечислены актёры, занятые в спектакле, но не указано, кому какая роль досталась. Потому что все 12 человек играют и главного героя, и его возлюбленную Устинью, и всех остальных персонажей.
Актёр, пять минут назад произносивший монолог лекаря Арсения, вдруг «превращается» в лошадь или осла. В этом спектакле каждый актёр рассказывает о себе — и историю другого.
МХАТ показал премьеру спектакля «Лавр» — фоторепортаж
Не секрет, что в драмтеатре звучит, как правило, музыка прикладная, фоновая, иногда вставные песни. Но если герои поют, то это уже или мюзикл, или музыкальный спектакль. А в «Лавре» герои не поют, это именно драма, причем очень серьезная, религиозная, созданная на основе романа-жития о святом Лавре, жившем в XV веке, — по словам автора популярной книги Евгения Водолазкина, «положительно прекрасном человеке, способном на жертву». Однако музыка в спектакле звучит почти постоянно — она задает тон и ритм, погружает действие в какое-то особое пространство и время а на самом деле делает и то и другое безграничным, эпическим, космическим , наполняет каким-то не выраженным словесно, но от этого не менее значительным смыслом. И если уж совсем честно, буквально гипнотизирует, завораживает, околдовывает. Ее прямо на наших глазах, «вживую» создают три талантливых музыканта: певица и исполнительница на гуслях и колесной лире Варвара Котова, бас-гитарист, «легенда worldmusic» Сергей «Гребстель» Калачев и перкуссионист, мультиинструменталист Петр Главатских его основной инструмент тут маримба. Они — действующие лица, важные участники и комментаторы событий, их роль сходна, пожалуй, с ролью хора в баховских «Страстях». Музыканты все время на сцене — мы видим их в одной из ячеек многоэтажной декорации на поворотном круге.
Снимаю шляпу перед создателями спектакля — режиссером Эдуардом Бояковым и музыкальными руководителями Кузьмой Бодровым и Василием Поспеловым, которым пришла в голову идея соединить этих артистов. Хотя до этого музыканты вместе не выступали, ансамбль получился на редкость органичный, цельный.
Выглядел он в это время скорее удивленным, и было чему удивиться при просмотре этого театрального действа. На открытой сцене в одном углу - обшарпанные стены запущенного нежилого пространства, в другом - бетонный забор. Как пояснил режиссер постановки, лауреат премии «Золотая маска» Борис Павлович, перед сдачей макета будущего спектакля он побывал в Пскове, на той самой Комсомольской площади, где с одной стороны проходная завода, а с другой - стена бывшего монастыря, где по сюжету романа обретался святой Арсений. Начинается спектакль с выхода из разных дверей зрительного зала актеров, которые в полном молчании поднимаются на сцену, потом спускаются с нее, и так перемещаются в немоте довольно длительное время. Вообще в этом спектакле немало пауз, статичных поз актеров, которые сами по себе довольно красноречивы.
А вот герои… По сути их двое — Арсений, травник-целитель, святой, мучающийся чувством вины за умершую во время родов его невенчанную жену и их мертворожденного сына, и сама Устина, которая сначала в зримом образе, а затем незримой тенью присутствует на сцене весь спектакль. Но в данном сценическом воплощении романа нет четкого распределения ролей. Фактически житие святого Арсения составлено из кусочков: практически каждый участник спектакля произносит его слова, даже женщины.
Продолжая работать с исполнителями главных ролей Дмитрием Певцовым, Леонидо м Якубовичем, Вал ен тином Клементьевым, м ы включаем в актерский ансамбль новых артистов на роли важнейших персонажей. Они встречаются с главным героем на его маршруте, который, как стрела, пронизывает не только пространство от Кирилло-Белозерского монастыря до Иерусалима, но и время от средневековья до наших дней. Эти встречи — важнейших вехи на пути обожения, то есть, приобщения человека к божественной жизни. Невероятны е условия со здает уникальная сцена Центрального театра Российской Армии, самая большая драматическая сцена Европы.
Оснащенная двумя поворотными кругами разных диаметров, она дает колоссальные возможности для создания разных картин и перемен декораций. Все становится масштабнее, в том числе и реквизит: например, кульминационная сцена в Иерусалиме, приобретает 60 дополнительных лампад, опускающихся из-под колосников. Мы усиливаем принцип парадоксальности сосуществования реалий разных эпох. В романе герои в XV веке идут по лесу, натыкаясь на пластиковые бутылки. В переводе на язык театра это может быть сочетание архаичных, «старомодных» атрибутов типа пучков настоящей соломы или обычного веника с самыми высокотехнологичным световыми и сценографическими эффектами, придуманными художником по свету Алексеем Наумовым и сценографо м Александром Цве тным, в творческом багаже которого оформление шоу «Алые паруса». Сегодня духовное послание «Лавра» приобретает особую внятность: еще больше испытаний, еще больше драматизма и боли выпало современному человеку. Еще острее звучит тема искупления роковых ошибок, преодоления фатума, поиска выхода.
И вот на сцене МХАТ — настоящий спектакль-житие. Эта постановка просто не могла не быть для МХАТ самой масштабной за последние десятилетия, если не за всю историю существования театра. Сам роман «Лавр» — это событие в русской литературе: долгожданное и триумфальное. Это песнь русскому духу, православному миропониманию, это вполне легитимная попытка проникнуть в русское Средневековье. Но самое главное, «Лавр» — это рассказ о том, что такое праведный земной путь, кто такие мы — потомки тысячелетней православной традиции.
Воспитанный своим дедом в Белозерской глуши Арсений остается один на один с миром, но его спасает появление юной девушки, которая становится смыслом его жизни. Грех, совершенный Арсением, не просто ломает его жизнь, но и направляет на путь искупления, служения людям, поиска смысла. Он меняет имена, занимается лекарством, повседневно творит чудеса, путешествует и отрекается от своего тела, и в результате читатель или зритель понимают, что перед нами рассказ о появлении на Земле еще одного русского святого. Для того, чтобы ставить такие спектакли и инсценировать такие книги, нужно самому совершить особенное духовное восхождение.