На йеменских хуситов не произвела впечатления новость о создании Соединенными Штатами альянса для обеспечения безопасности в Красном море. Хуситы сегодня — В ООН заявили об отказе хуситов от вакцин на фоне распространения холеры в Йемене. США потратили $1 млрд на операцию по борьбе с хуситами. Здесь их поддержат, я думаю, и официально признанное правительство Йемена, и Саудовская Аравия», — считает востоковед Владимир Сажин.
Наши проекты
- Военный переворот в Йемене
- Кто такие хуситы? Движение «Ансар Аллах» в Йемене
- Йеменские хуситы предлагают себя в качестве союзника России
- Газета.Ru: США уничтожили морской беспилотник и воздушный дрон хуситов в Йемене
- «Иран испарится»: Сатановский оценил шансы хуситов при войне с Западом
Газета.Ru: США уничтожили морской беспилотник и воздушный дрон хуситов в Йемене
Хуситы дали понять, что недавние бомбардировки Йемена силами западной коалиции во главе с США их не остановят — и нанесли удар по американскому танкеру Chem Ranger, который шел под флагом Маршалловых островов, в Аденском заливе. Хуситы контролируют самые густонаселенные районы Йемена, включая столицу Сану – после англо-американских бомбардировок численность их войск может только увеличиться. «Очевидная цель» таких докладов — отделить обсуждения в совете нападений хуситов в Красном море от политических событий в Йемене, которые тоже беспокоят ООН, говорится в соответствующем докладе Совбеза. Хуситы дали понять, что недавние бомбардировки Йемена силами западной коалиции во главе с США их не остановят — и нанесли удар по американскому танкеру Chem Ranger, который шел под флагом Маршалловых островов, в Аденском заливе.
Йеменские хуситы дали американцам и британцам месяц, чтобы покинуть страну
Хуситы не являются иранскими прокси, это союзники и партнеры Ирана Кирилл Семеновполитолог, эксперт РСМД Военный переворот в Йемене В 2004 году хуситы фактически подняли восстание против правительства Йемена. Война продолжилась шесть лет и превратила северные провинции Йемена с шиитским населением в зону гуманитарной катастрофы. Правительству так и не удалось победить хуситов, боевые действия закончились, когда было подписано соглашение о прекращении огня. Правда, уже в следующем году Йемен захватили события «Арабской весны». Хуситы воспользовались волнениями, чтобы расширить свое влияние и возобновить вооруженную борьбу против правительственных войск и конкурирующих группировок. К 2014 году в стране возобновилась полномасштабная гражданская война. Поддержку группировке «Ансар Алла» начал оказывать Иран. Внешнее влияние и поддержка Атаки коалиции арабских государств На приход к власти хуситов очень остро отреагировали в Саудовской Аравии. Монархии не нужен был очаг нестабильности у своих границ, да и идеологически она с хуситами расходилась довольно серьезно: те не принимали ваххабитский ислам и считали предателями все мусульманские правительства, пошедшие на союз с США. Ее целью объявили «точечную» борьбу с хуситским движением.
Авиаудары по военным базам и позициям хуситов продолжились , а на города и провинции сбрасывались листовки, призывающие местных жителей присоединяться к борьбе с мятежниками. Интервенция взбодрила антихуситскую оппозицию в самом Йемене. Бывший президент страны Абд-Раббу Мансур Хади, свергнутый хуситами, вернулся в страну и объявил о начале вооруженной борьбы против них. Страна вновь погрузилась в хаос гражданской войны, продолжались и бомбардировки арабской коалицией Гуманитарная катастрофа В Йемене вновь началась гуманитарная катастрофа, которая на этот раз затронула всю страну. В конфликт вмешалась ООН , которая предложила дорожную карту по выходу из кризиса. Она предполагала отмену хуситской конституции и создание переходного правительства, однако из-за непреодолимых разногласий между сторонами конфликта к ее реализации так и не приступили. Со временем интенсивность боевых действий в Йемене снизилась, но полностью боевые действия не прекратились. Силы коалиции бомбили позиции хуситов, те отвечали терактами против сторонников старого правительства.
В ответ на этот ощутимый удар Соединенные Штаты направили в регион свои морские боевые соединения. США и Англия, а также Австралия, Бахрейн, Канада, Дания, Германия, Нидерланды, Новая Зеландия и Южная Корея, заявляют, что удар по военным объектам хуситов в Йемене был нанесен в соответствии с правом государств на индивидуальную и коллективную самооборону.
Согласно заявлению, удары были нанесены высокоточным оружием по средствам хуситов, при помощи которых они «угрожали мировой торговле и жизням иностранных моряков на одном из важнейших морских путей». Позиция Йемена Хуситов удары коалиции не испугали. Руководство группировки заявило, что они не прекратят топить и захватывать суда, связанные с Израилем. Йемен сейчас преподает Британии и Америке урок на море», — заявил член военного руководства хуситов генерал-майор Джахаф Абдулсалам. Позже хуситы заявили, что нанесли ответные удары по кораблям противников в Красном море. Последние тоже не молчат и заявляют, что в ответ в воздухе были уничтожены все крылатые и баллистические ракеты со стороны Йемена. Демонстранты призывали прекратить бомбадировку арабской страны. Митингующие вышли на Таймс-сквер с флагами Палестины. Такая же демонстрация состоялась и у Белого дома в Вашингтоне. Демонстранты выкрикивали лозунги, призывающие правительство прекратить поддержку Израиля в военной операции против сектора Газа.
Есть недовольство и в правящих кругах США. Дело в том, что президент Джо Байден отдал приказ об атаке, не уведомив при этом конгресс страны, нарушив при этом первую статью Конституции Соединенных Штатов Америки.
От египтян деньги потекли южноафриканцам и их соседям. Порты в странах, оказавшиеся на обходном пути — от Маврикия до Намибии, — получают свою выгоду от роста трафика: теперь суда гораздо чаще, чем раньше, останавливаются у них для дозаправки. А еще в выигрыше авиаперевозчики, которые получат дополнительные доходы от роста заказов. Таким образом, 4 из 5 крупнейших контейнерных компаний отказались отправлять свои суда через Суэц. В итоге за месяц с середины декабря количество транзитных контейнеровозов в Красном море сократилось в 4 раза. И если для клиентов перевозчиков это удар по бизнесу, то для них самих — хорошая возможность заработать на росте цен. Так, Bank of America вдвое повысил прогноз прибыли Maersk на 2024 год. Контейнеровозы крупнейших в мире перевозчиков больше не ходят Суэцким каналом.
Красное море теперь обходят стороной британская BP , норвежская Equinor , британско-нидерландская Shell и катарская QatarEnergy. В результате количество нефтяных и газовых танкеров, идущих Красным морем, сократилось на четверть в первые недели января. Решения о смене маршрутов компании принимают как системно, так и в оперативном режиме, когда суда уже находятся в пути. Надо понимать, что крупные грузовые корабли идут по морю медленно — около 40 километров в час — и потому их путь занимает недели. Иногда за это время обстановка по маршруту успевает кардинально поменяться и капитанам приходится на ходу прокладывать новые, срывая сроки и неся дополнительные издержки. То, в какой ситуации оказались сейчас морские перевозчики и их клиенты, нагляднее всего можно показать на примере. Обычно корабли в этом случае идут через Панамский канал и Тихий океан. Но, как говорится, беда не приходит одна: в этом году засуха привела к падению уровня воды в канале, что значительно увеличило время ожидания кораблей. Путь через Панаму в обычное время занимает 20 дней, но в этот раз очередь перед каналом могла надолго задержать танкер, поэтому капитан принял решение идти альтернативным маршрутом — через Атлантику и Суэцкий канал, а это плюс 10 дней пути. Уже на пятый день, 19 декабря, на фоне тревожных новостей об атаках хуситов капитан снова изменил маршрут и направил судно в обход Африки, что сделало путь еще на 15 дней длиннее.
Источник: Vesselfinder В итоге Pacific Weihai, который должен был достичь берегов Китая еще в первых числах января, прибудет в пункт назначения только к концу месяца. А расходы на это почти кругосветное путешествие оказались на 1,8 млн долларов больше, чем изначально рассчитывала компания. Такие случаи неминуемо сказываются на стоимости перевозимых морем товаров, а в некоторых случаях — и на их доступности. Что подорожает и на сколько вырастут цены В начале 2024 года морской импорт в Европу сократился до рекордно низких показателей — даже во время пандемии коронавируса он был выше. Это уже приводит к росту цен — в первую очередь в продовольствии. Удорожание продуктов. Конфликт у берегов Йемена остановит замедление глобальной продовольственной инфляции — это прогноз аналитиков Bloomberg , который уже начал сбываться. Британский продуктовый гигант Tesco предупредил , что перебои в доставке могут привести к росту цен на некоторые товары, прежде всего азиатского происхождения. Так, одним из первых на кризис отреагировал китайский имбирь: на европейских рынках он подорожал с декабря уже на треть. Продовольствие под ударом еще и потому, что зачастую это скоропортящийся товар, для которого удлинение сроков доставки критично.
Итальянские производители яблок, киви и цитрусовых опасаются, что их продукция теперь не сможет доехать до Азии свежей. Аналогичные страхи у индийских аграриев, которые в высокий сезон обеспечивают треть европейского рынка столового винограда. Некоторые продукты могут совсем исчезнуть из магазинов. Например, возить из Вьетнама кофе робуста европейцам теперь невыгодно и от него стали отказываться в пользу производителей из Бразилии. В целом, по оценкам Bloomberg, под угрозой находится почти 70 млрд евро импорта и экспорта агропродовольственной продукции ЕС, включая фрукты, мясо, специи, чай, сыры и вина. Источник: Bloomberg Перебои в промышленности.
Повстанцы-хуситы, считающиеся мощной военной силой в Йемене, рискуют втянуть себя и свою и без того разоренную междоусобицей страну в очередную петлю эскалации, которая приведет к возобновлению с новой силой боевых действий на йеменской земле. Хотя хуситы обладают ракетами и боевыми беспилотными летательными аппаратами, которые могут долететь до Израиля, сомнительно, что хоть один из их снарядов уклониться от израильской противовоздушной обороны. Вполне вероятно, что хуситы ответят на любые авиаудары дальнейшей эскалацией запусков ракет и беспилотников, которые вполне могут быть нацелены на Саудовскую Аравию и ОАЭ.
Хуситы ранее успешно наносили удары по объектам в глубине территории обеих арабских стран, включая жизненно важную энергетическую инфраструктуру. Напомним, что и Саудовская Аравия, и ОАЭ оказались вовлечены в гражданскую войну в Йемене, сыграв главную роль в вооруженной интервенции в эту страну на юге Аравийского полуострова. Хуситы, шиитская группировка зейдитов, находятся в союзе с Ираном и, как считается, получают материальную и техническую поддержку от Тегерана. Однако в отличие от ливанской «Хезболлы», Иран имеет меньший контроль над принятием решений хуситами.
Хуситы Штатов не боятся: военно-морская коалиция в Красном море ничего не изменит
Эсминец с управляемыми ракетами класса Arleigh Burke USS Carney сбил 14 беспилотников, сказал американский военный чиновник. Оба эсминца находились в постоянной связи и уничтожили беспилотники во время 45-минутной атаки в районе Баб-эль-Мандебского пролива, заявил журналу чиновник. Отмечалось, что до того хуситы подожгли два грузовых судна в Красном море и угрожали третьему. Две крупнейшие в мире судоходные компании, Maersk и Hapag-Lloyd, сообщили The War Zone, что временно приостанавливают движение в Красном море из-за атак хуситов.
Состав и численность На сегодняшней день из примерно 31 миллиона человек, проживающих в Йемене, хуситы составляют около трети. На начало конфликта с правительством они мобилизовали около 100 тысяч повстанцев, противостоявших правительственным войскам Йемена 66 тысяч военнослужащих и саудовским войскам 100 тысяч военнослужащих. Руководит движением брат его основателя Абдул-Малик аль-Хуси. Хуситы сегодня Если кто-то полагает, что йеменские повстанцы представляют собой толпу нищих оборванцев в сандалиях на босу ногу, вооружённых кривыми йеменскими кинжалами джамбо, то он глубоко заблуждается. В настоящее время это хорошо организованная, обученная и располагающая современным вооружением сила. В первую очередь речь идёт о ракетном вооружении. Хуситы имеют противокорабельные ракеты "Нур" с дальностью поражения 120 километров и "Кадер" "Гадер" дальностью 200 километров, квазибаллистические "Халидж Фарс" с дальностью 300 километров, а также противокорабельные "Аль-Бар аль-Ахмар" и "Фаджр-4CL". Есть данные, что армия хуситов "Ансар Аллах" располагает некоторым количеством советских ЗРК 9K31 "Стрела-1", а также тактическими ракетными комплексами "Точка" SS 21 Scarab и баллистическими ракетам Р-17 Scud-B , захваченными у регулярных сил Йемена в 2014—2015 годах. После уничтожения большинства зенитных установок хуситов Саудовской Аравией в 2018 году повстанцы с помощью Ирана начали устанавливать зенитные управляемые ракеты на грузовиках. Также, по некоторым данным, Иран осуществляет поставку "Ансар Аллах" и противокорабельных ракет китайского производства C 801, которые размещаются на немногочисленных катерах и автомобильных пусковых установках. Также хуситы утверждают, что они самостоятельно производят крылатую ракету "Кудс-1" наземного базирования с системой навигации и турбореактивным двигателем TJ-100, максимальная дальность которой неизвестна. Армия хуситов "Ансар Аллах" показала эту ракету в 2018 году. В 2019 году хуситы анонсировали выпуск ракеты класса "земля — земля" "Бадр" Badr-F , особенностью которой является подрыв осколочно-фугасной боевой части на высоте 20 метров. Ракета имеет дальность 160 километров и по сути представляет из себя реактивный управляемый снаряд. Хуситы ракетами атаковали американский эсминец в Красном море Противостояние хуситов и властей Йемена В 2004 году власти попытались арестовать самопровозглашённого духовного лидера "Ансар Аллах", что привело к вооружённым столкновениям армии и хуситов, которые переросли в гражданскую войну. В ходе вооружённого противостояния с правительственными войсками Хусейн аль-Хуси погиб, и движение возглавил его брат Абдул Малик аль-Хуси. Восстание, начавшееся в 2004 году, удалось подавить только через шесть лет и лишь благодаря вмешательству Саудовской Аравии, которая поддержала йеменское правительство. В феврале 2010 года власти Йемена и хуситы заключили перемирие. Уличная фреска с изображением лидера движения хуситов "Ансар Аллах" Абдул-Малика аль-Хуси после того, как он принял участие в организованной акции протеста в знак солидарности с палестинцами и против недавно созданной морской коалиции во главе с США, 22 декабря 2023 года, Сана, Йемен.
Решения о смене маршрутов компании принимают как системно, так и в оперативном режиме, когда суда уже находятся в пути. Надо понимать, что крупные грузовые корабли идут по морю медленно — около 40 километров в час — и потому их путь занимает недели. Иногда за это время обстановка по маршруту успевает кардинально поменяться и капитанам приходится на ходу прокладывать новые, срывая сроки и неся дополнительные издержки. То, в какой ситуации оказались сейчас морские перевозчики и их клиенты, нагляднее всего можно показать на примере. Обычно корабли в этом случае идут через Панамский канал и Тихий океан. Но, как говорится, беда не приходит одна: в этом году засуха привела к падению уровня воды в канале, что значительно увеличило время ожидания кораблей. Путь через Панаму в обычное время занимает 20 дней, но в этот раз очередь перед каналом могла надолго задержать танкер, поэтому капитан принял решение идти альтернативным маршрутом — через Атлантику и Суэцкий канал, а это плюс 10 дней пути. Уже на пятый день, 19 декабря, на фоне тревожных новостей об атаках хуситов капитан снова изменил маршрут и направил судно в обход Африки, что сделало путь еще на 15 дней длиннее. Источник: Vesselfinder В итоге Pacific Weihai, который должен был достичь берегов Китая еще в первых числах января, прибудет в пункт назначения только к концу месяца. А расходы на это почти кругосветное путешествие оказались на 1,8 млн долларов больше, чем изначально рассчитывала компания. Такие случаи неминуемо сказываются на стоимости перевозимых морем товаров, а в некоторых случаях — и на их доступности. Что подорожает и на сколько вырастут цены В начале 2024 года морской импорт в Европу сократился до рекордно низких показателей — даже во время пандемии коронавируса он был выше. Это уже приводит к росту цен — в первую очередь в продовольствии. Удорожание продуктов. Конфликт у берегов Йемена остановит замедление глобальной продовольственной инфляции — это прогноз аналитиков Bloomberg , который уже начал сбываться. Британский продуктовый гигант Tesco предупредил , что перебои в доставке могут привести к росту цен на некоторые товары, прежде всего азиатского происхождения. Так, одним из первых на кризис отреагировал китайский имбирь: на европейских рынках он подорожал с декабря уже на треть. Продовольствие под ударом еще и потому, что зачастую это скоропортящийся товар, для которого удлинение сроков доставки критично. Итальянские производители яблок, киви и цитрусовых опасаются, что их продукция теперь не сможет доехать до Азии свежей. Аналогичные страхи у индийских аграриев, которые в высокий сезон обеспечивают треть европейского рынка столового винограда. Некоторые продукты могут совсем исчезнуть из магазинов. Например, возить из Вьетнама кофе робуста европейцам теперь невыгодно и от него стали отказываться в пользу производителей из Бразилии. В целом, по оценкам Bloomberg, под угрозой находится почти 70 млрд евро импорта и экспорта агропродовольственной продукции ЕС, включая фрукты, мясо, специи, чай, сыры и вина. Источник: Bloomberg Перебои в промышленности. В январе компании Tesla и Volvo заявили , что приостановят выпуск машин на своих европейских заводах. Из-за ситуации в Красном море они столкнулись с разрывами в логистических цепочках: поставки комплектующих для автомобилей задерживаются из-за удлинившихся маршрутов. В Morgan Stanley считают , что в зоне риска оказалась вся европейская автоиндустрия. А инвесторы уже сокращают вложения в этот бизнес , ожидая падения прибылей. У европейских производителей одежды, которые сильно зависят от морских поставок, схожие проблемы. В числе первых о рисках сокращения выпуска и продаж предупредила британская Next, у которой большинство фабрик находятся в Азии. Перебои в поставках могут ударить также по Nike и Adidas. А вот испанская Zara должна пострадать меньше, потому что производит значительную часть продукции в близлежащих странах. В Oxford Economics подсчитали , что на горизонте года удорожание судоходства добавит 0,6 процентного пункта к инфляции в еврозоне. Но эти оценки могут быстро терять актуальность по мере обострения конфликта.
Таким образом, борьба с хуситами в Красном море для Бахрейна становится и некой возможностью еще раз продемонстрировать оппозиционно настроенным слоям населения королевства решимость в борьбе с повстанческими группировками шиитского толка. Саудовская Аравия и ОАЭ просчитывают каждый шаг При этом Саудовская Аравия и ОАЭ, которые до недавнего времени вели полномасштабную войну против хуситов и фактически пострадали от них больше всего, решили открыто не объявлять им войну. Во-первых, это связано с тем, что Саудовская Аравия, которая после долгих усилий начала процесс нормализации отношений с Ираном, просто не хочет возвращаться на точку старта. Во-вторых, Эр-Рияду в данный момент было бы невыгодно начинать новую конфронтацию с Тегераном, который поддерживает хуситов. Ведь именно благодаря действиям и посредничеству Ирана йеменские повстанцы перестали бомбить нефтяную инфраструктуру и города королевства. В то же время Саудовская Аравия находится в шаге от подписания мирного соглашения с хуситами, что прекратит многолетний и дорогостоящий конфликт на юге Аравийского полуострова. На данном этапе саудиты, скорее всего, ограничатся только перехватом ракет, выпущенных с территории Йемена по Израилю, и отказом пропустить хуситов сухопутным маршрутом в еврейское государство. Уже что-то! ОАЭ также не станут вступать в открытую войну с йеменской группировкой на море — достаточно того, что Абу-Даби предложил Израилю сухопутный маршрут поставок товаров в обход Красного моря.
Как атаки хуситов в Красном море влияют на мировую торговлю
Власти севера Йемена, где правит шиитское движение "Ансар Алла" (хуситы), проводят всеобщую народную мобилизацию, чтобы подготовить бойцов для участия в военных действиях на стороне палестинского сопротивления в секторе Газа, рассказал РИА Новости член. Так, в ближневосточных пабликах сообщается о сильном давлении на соседнюю с Израилем Иорданию и ее короля Абдаллу II. В частности хуситы в Йемене добились от Саудовской Аравии разрешения пропустить/не заметить порядка 30 тысяч добровольцев. Президент США Джо Байден и премьер-министр Великобритании Риши Сунак подтвердили, что военные нанесли серию ударов по повстанцам-хуситам в Йемене. В результате операции, проведенной Центральным командованием Вооруженных сил США (CENTCOM), были уничтожены надводное судно и воздушный дрон движения «Ансар Алла» на севере Йемена.
Как атаки хуситов в Красном море влияют на мировую торговлю
Более того, им уже идут фактически на уступки: некоторые компании успели заявить, что прекращают связи с Израилем. Также во времена сомалийского кризиса не было даже близко перенаправления торговых потоков в таком масштабе, особенно нефтяных танкеров. При этом путь вокруг Африки на четверть длиннее, чем через Суэцкий канал, что работает на повышение цен. Пока все, что удалось сделать созданной США коалиции, — это потопить несколько катеров хуситов и сбить несколько десятков дронов и ракет. Проблемы это никак не решает. Встает вопрос о нанесении ударов по позициям хуситов, ряды которых насчитывают десятки тысяч бойцов в самом Йемене. Вашингтон пока что максимум может решиться на нанесение ударов с воздуха, что будет лишь немногим эффективнее, чем из пушек по воробьям.
Еще меньше взволнует хуситов причисление их движения к террористическим группировкам. При этом по сравнению с любой сколько-нибудь масштабной наземной операцией в Йемене не очень успешная для Америки война в Афганистане покажется средней сложности военными учениями. Это помимо того, что само по себе прямое военное вмешательство США может разжечь большую войну на всем Ближнем Востоке, которая вряд ли нужна Америке в год президентских выборов. Вариант с конвоированием торговых судов тоже не выглядит надежным: одновременно в Красном море в зоне действия хуситов могут находиться в среднем около 250 судов, на всех натовских конвоев не хватит.
Скопировать ссылку Прочту позже Власти севера Йемена, где правит шиитское движение «Ансар Алла» хуситы , проводят всеобщую народную мобилизацию, чтобы подготовить бойцов для участия в военных действиях на стороне палестинского сопротивления в секторе Газа, рассказал «РИА Новости» член политбюро «Ансар Алла» Хузам аль-Асад. Он уточнил, что армия будет призвана для поддержки «нашего народа в Газе, который подвергается геноциду со стороны израильской оккупационной армии при поддержке США». По его словам, эскалация атак хуситов из Йемена «угрожает свободному потоку торговли, подвергает опасности невинных моряков и нарушает международное право».
Саудовская Аравия при поддержке ОА Э и Бахрейна по шла на военную интервенцию, пытаясь вернуть к власти в стране прежнее правительство. Насколько сильны хуситы Сейчас официальное правительство страны базируется в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. При этом основная часть населения Йемена живет в районах, подконтрольных хуситам. Хуситы собирают налоги и печатают деньги. Также хуситы контролируют значительную часть побережья Красного моря. На вооружении армии хуситов есть противокорабельные ракеты «Нур» с дальностью до 120 километров и «Кадер» с дальностью 200 километров, баллистические ракеты Р-17 и другое вооружение. С тех пор продолжаются серии их атак с использованием ракет и беспилотников.
Его участниками являются зейдиты — представители одного из течений в шиитской ветви ислама, проживающие на в северо-западной части Йемена. Их издавна отличала независимость и воинственность. Британская империя, захватившая в девятнадцатом веке йеменское побережье, так и не покорила зейдитские племена, которые успешно отбивались от захватчиков в труднодоступных горах, под руководством своих имамов. В 1918 году зейдиты создали Йеменское Мутаваккилийское королевство, которое превратилось после революции в Йеменскую Арабскую республику. В то время как на юге, на территории бывших британских протекторатов, со временем образовалась Народная Демократическая Республика Йемен. Причем обе части Йемена в той или иной степени придерживались панарабской и просоветской ориентации. В 1990 году они формально объединились в единое государство. Однако по факту оно с самого начала находилось в режиме гражданской войны, где шииты воевали с суннитами, а различные племенные союзы оспаривали друг у друга первенство в правительственных структурах. Ситуация усугублялась приватизацией и ползучими рыночными реформами, которые проходили в Йемене после крушения СССР. Они разорили множество йеменцев. И в девяностые годы эта страна по праву считалась одной из беднейших во всем мире. В 2004 году зейдиты подняли восстание против центрального правительства, заявляя, что в нем засели продавшиеся США коррупционеры. Во главе революции встал популярный проповедник Хусейн Бадруддин из влиятельной семьи аль-Хуси.
История противостояния хуситов с коалицией арабских и западных стран
Официальную власть поддерживает коалиция арабских государств и США, а хуситов — Иран. Официальную власть поддерживает коалиция арабских государств и США, а хуситов — Иран. Хуситы дали понять, что недавние бомбардировки Йемена силами западной коалиции во главе с США их не остановят — и нанесли удар по американскому танкеру Chem Ranger, который шел под флагом Маршалловых островов, в Аденском заливе. На йеменских хуситов не произвела впечатления новость о создании Соединенными Штатами альянса для обеспечения безопасности в Красном море. Правительство Йемена обвиняет хуситов в том, что они пользуются поддержкой Ирана. Хуситы заявляют, что защищают шиизм от влияния суннизма, который исповедует большинство населения страны. Главный вопрос в противостоянии хуситов и Вашингтона: решится ли администрация президента Джо Байдена на силовые меры против повстанцев — и как на это отреагирует Иран, поддерживающий движение.
Кто такие хуситы в Йемене и против кого они воюют
Военный представитель хуситов Яхья Сариа заявил, что беспилотник был сбит их силами противовоздушной обороны. Хуситы, контролирующие часть территории Йемена, на которой проживает большая часть населения, неплохо вооружены относительно той же «Хезболлы», не говоря уже о ХАМАС, имея не только беспилотники, но и баллистические ракеты. Противостояние хуситов с властями Йемена. В 2014 году хуситы вступили в конфликт с правительством Йемена, поводом к которому стал проект конституции, по которому хуситы лишались стратегически важного для них портового города Ходейда.
Новый конфликт на Ближнем Востоке: кто такие хуситы и почему США и Англия напали на них
Агентство « Голос России » сообщило, что председатель палаты депутатов Йемена призвал провести экстренное заседание для рассмотрения прошения президента страны Абд Раббу Мансура Хади об отставке и голосования по нему 24 января , но заседание так и не состоялось [8]. Члены правительства Йемена также направили президенту страны прошение о своей отставке [9]. В переговорах участвовали девять партий и группировок, среди которых Социалистическая партия , южное сепаратистское движение «Хирак». Возможность присоединения к соглашению рассматривает партия « аль-Ислах ». Кроме того, продолжаются консультации со свергнутым президентом Хади [11].
Инцидент произошел после заявления в Telegram-канале представителя группировки хуситов Яхьи Сареа, сообщившего об их намерении атаковать суда, принадлежащие и управляемые израильскими компаниями или несущие израильский флаг [29]. По словам владельца судна, затем судно было переведено в йеменский порт Ходейда [30].
Сареа также призвал страны исключить своих граждан из экипажей таких кораблей. Ранее лидер хуситов Абдул-Малик аль-Хуси пригрозил дальнейшими атаками против израильских интересов, включая потенциальные цели в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе. В его речи подчёркивалась способность группировки отслеживать израильские корабли в этих регионах и нападать на них [31]. На борту судна находился полный груз фосфорной кислоты, а экипаж из 22 человек состоял из граждан России, Вьетнама, Болгарии, Индии, Грузии и Филиппин [33]. USS Mason способствовал освобождению танкера и захватил судно угонщиков после их попытки побега. На следующий день «баллистические ракеты» были выпущены по кораблю с территории хуситов в Йемене и упали в Аденском заливе.
Экипаж корабля не пострадал. Согласно более позднему сообщению представителя Пентагона, угонщиками были сомалийцы [34]. Официальные лица хуситов опровергли это сообщение, заявив, что вместо этого был нанесен удар по автозаправочной станции. Член политического бюро хуситов Хезам аль-Асад заявил, что взрыв был вызван остатками бомбы, оставшейся со времен гражданской войны в Йемене [35].
При этом, несмотря на зейдитскую и — шире — шиитскую основу, движение способно выстраивать вполне конструктивные отношения и с суннитами, и с немусульманами. Пожалуй, такой здоровый прагматизм и позволяет хуситам уверенно держаться на плаву в противостоянии с намного превосходящей их по силам вражеской коалицией.
Помимо стрелкового оружия и даже танков, захваченных у йеменской армии, хуситы хорошо известны своими беспилотниками и ракетами, благодаря которым они наносят удары не только по Саудовской Аравии, но даже по Израилю любопытный факт: сбитие 31 октября 2023 года израильскими противоракетами Arrow 3 хуситских баллистических ракет считают первым боестолкновением в космосе в истории человечества. Движение производит собственную ракету класса «земля-земля» под названием «Кахер-1», которая является переработкой советской ракеты комплекса С-75 «Двина». По сообщению Пентагона , с начала обострения палестино-израильского конфликта хуситы осуществили в Красном море более 100 нападений на суда чем и вызвано намерение Штатов начать военную операцию, уже получившую очередное звучное название «Страж процветания» — правда, коалицию для ее проведения только предстоит сформировать. Сами хуситы заявили , что по Йемену было нанесено 73 удара, в результате которых погибли пять бойцов движения. Кроме того, хуситы считают , что «агрессии США и Великобритании нет никакого оправдания», потому что движение не угрожало международному судоходству, а атаковало только «израильские суда, направляющиеся в порты оккупированной Палестины». Хуситы также объявили, что продолжат свои атаки на израильские суда.
С осуждением англо-американских атак выступили Россия, Турция, Иран и Оман, а Саудовская Аравия призвала к «сдержанности и предотвращению эскалации».
Это угрожает морскому подходу к Джибути, торговым воротам для 120-миллионного населения Эфиопии, и усложняет задачу, стоящую перед военными планировщиками США и их союзников. Через три месяца после начала войны в секторе Газа морская опасная зона простирается на сотни миль от своего первоначального местоположения на Красном море, сказал Ами Дэниел, генеральный директор Windward, морской разведывательной компании, базирующейся в Лондоне. Военно-морские силы, защищающие мировую торговлю, сейчас опасно истощены. Он ожидает, что Суэцкий канал, через который проходит от 10 до 15 процентов мировой торговли нефтью, в результате будет фактически закрыт для международного судоходства. Отправка корабля через Суэцкий канал теперь будет стоить от 3 до 5 миллионов долларов, включая более высокие страховые сборы, оплату за безопасность и оплату опасности для экипажа.
По его словам, обход мыса Доброй Надежды на юге Африки, что добавляет семь-девять дней к путешествию из Азии, может стоить всего 2 миллиона долларов для корабля того же типа. Из-за недавних атак боевиков-хуситов в Красном море корабли, которые обычно используют Суэцкий канал, на данный момент перенаправляются вокруг южной оконечности Африки. По словам Ами Даниэл , нападение на «Гибралтарский орел» 15 января «сделало Суэцкий канал неактуальным». Если нападения на Красное море продолжатся, некоторые грузоотправители Восточного побережья США могут предпочесть ввозить свои товары через порты Западного побережья, прежде чем загружать их на грузовые поезда для направления на восток, говорят аналитики. Хуситы начали атаковать корабли в Красном море после начала войны между Израилем и террористической группировкой ХАМАС в начале октября 2023 года. По данным Министерства здравоохранения Газы, которым управляет ХАМАС, хуситы заявляют, что эти удары являются ответом на военное наступление Израиля в секторе Газа, в результате которого погибло почти 24 000 мирных жителей. Хуситы заявляют, что они нацелены на суда, связанные с Израилем или его союзниками из США и Великобритании.
Азиатские грузоотправители, направляющиеся в местные порты, доставляют свои грузы беспрепятственно. В декабре 2023 года BP заявила, что приостановит перевозки нефти танкерами по спорному водному пути. Генеральный директор Shell Бернард Ваэль, выступая 16 января на Всемирном экономическом форуме в Давосе, подтвердил, что его компания приостановила поставки по Красному морю. Нефтяные рынки восприняли эту новость спокойно. Согласно индексу Freightos, с момента начала боевых действий на Ближнем Востоке стоимость доставки стандартного контейнера из Китая в Европу выросла с менее чем 1000 долларов до более чем 4700 долларов. Это значительный рост, но он не достигает пика эпохи пандемии, составлявшего около 15 000 долларов два года назад. Стоимость доставки больше не выросла, поскольку в отрасли имеется достаточно свободных мощностей.
В ответ на проблемы в цепочке поставок во время пандемии грузовые перевозчики, такие как Maersk и Hapag-Lloyd, заказали десятки новых контейнеровозов. Эти дополнительные мощности позволяют отрасли справиться с нынешними потрясениями за счет перевода судов на более длинные морские маршруты вокруг мыса Доброй Надежды. Хотя растущие тарифы на перевозку являются плохой новостью для компаний, перевозящих товары из Азии в Европу или Соединенные Штаты, они являются хорошей новостью для грузовых перевозчиков, которые ощущают финансовые трудности из-за больших инвестиционных расходов на фоне вялого спроса. Квартальная выручка упала почти вдвое. Maersk заявила, что в 2023 году сократила свою рабочую силу на 7000 человек и запланировала еще 3500 сокращений в этом году. Когда Maersk и другие компании, занимающиеся контейнерными перевозками, отчитаются о своих следующих финансовых результатах через пару недель, цифры должны выглядеть намного лучше, сказал Дженсен. Благодаря высокому спросу они смогли поднять ставки выше любого увеличения собственных затрат на страхование и топливо.
На данный момент считается, что боевые действия в Красном море вряд ли окажут немедленное влияние на экономику США. Более высокие затраты на доставку, вероятно, отразятся на более высоких ценах, особенно в Европе.
Кто такие хуситы в Йемене и против кого они воюют
Саудовская Аравия, граничащая с Йеменом, поддерживает более взвешенный и дипломатический подход к повстанцам, поскольку опасается, что она станет объектом новой агрессии со стороны хуситов. Хуситы дали понять, что недавние бомбардировки Йемена силами западной коалиции во главе с США их не остановят — и нанесли удар по американскому танкеру Chem Ranger, который шел под флагом Маршалловых островов, в Аденском заливе. Новости. И они произошли в начале декабря, когда поддерживаемые Ираном повстанцы-хуситы в Йемене атаковали коммерческие суда в Красном море в результате инцидента.