Речь идет о достижении договоренностей по таким важнейшим компонентам, как разблокирование транспортных коммуникаций и экономических связей между Арменией и Азербайджаном, о делимитации границы с ее последующей демаркацией, о подписании.
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
Томас де Ваал заявил, что Азербайджан набрался смелости начать свое наступление во время ухудшения отношений между Россией и Арменией и потери "лучших командиров" российских миротворческих сил в результате вторжения в Украину. Международные отношения Вооруженные конфликты Армения Азербайджан Никол Пашинян. Новости Армении, Арцаха, Армянской Диаспоры, Южного Кавказа и мира: Арменпресс- твой источник достоверной информации. Правительство Армении обвинило Азербайджан в попытке захвата своей территории, сославшись на инциденты, когда азербайджанские военные продвинулись на несколько километров вглубь Армении. Между Арменией и Азербайджаном в 2023 году снова возник конфликт из-за Нагорного Карабаха.
5 апреля Пашинян, Блинкен и фон дер Ляйен обсудят условия евроатлантической ориентации Еревана
- Основная навигация
- Ситуация между Арменией и Азербайджаном становится все горячее
- На острие ножа
- Конфликт в Нагорном Карабахе: история и причины
«Карабахский цуцванг»: Руслан Пухов объяснил логику действий Пашиняна в Армении
Это осложнение называют второй карабахской войной. Она продлилась с 27 сентября по 10 ноября 2020 года. Баку заявлял , что Армения потеряла в конфликте как минимум семь-восемь тысяч человек, а Азербайджан — около трех тысяч. По оценкам Еревана, погибли более 3,8 тысячи граждан. Стороны конфликта договорились полностью прекратить огонь и обменяться пленными, а также телами погибших.
Было решено, что Армения возвращает Азербайджану Агдамский, Кельбаджарский, Лачинский районы, а также часть Газахского района. Ереван по договору вывел свои войска из Нагорного Карабаха. Также было обговорено, что Лачинский транспортный коридор будет связывать Армению со столицей Карабаха — городом Степанакертом. В Карабахе в течение пяти лет должны находиться российские миротворцы.
Этот срок автоматически продлится еще на пять лет, если ни одна из сторон конфликта не будет против.
В частности, Алиев привел мнение председателя Евросовета Шарля Мишеля, разделяющего оптимизм по этому поводу. Кстати в 2021-м на встрече с президентом Турции Эрдоганом в Нахичевани Алиев обратил внимание всего мира , что в дополнение к уже проложенным транзитным путям через Грузию «Зангезурский коридор» призван стать ещё одним «связующим звеном с Европой». И это далеко не лишенное смысла заявление. Помимо азербайджано-турецкого проекта с «Зангезурским коридором», имеется и армянский проект «Перекресток мира», представленный Пашиняном в конце 2023 года на международном форуме в Тбилиси. Через восстановленный что пока в будущем Мегринский железнодорожный участок планируется запустить систему перекрёстного транспортного сообщения между несколькими сопредельными государствами, среди которых — сама Армения, Азербайджан, Грузия, Турция, Иран. Более того, «Перекрёсток мира» связал бы сразу несколько акваторий — Каспийское, Средиземное, Чёрное моря и Персидский залив. Важным условием реализации идеи её авторам видится сохранение суверенитета стран и их юрисдикции в отношении всех инфраструктур, которые проходят по их территории. В свою очередь, бакинские насмешливые скептики указывают на неблагоприятные природно-географические и климатические условия, препятствующие устойчивой связи Армении с внешним миром, прежде всего с Грузией, снижающие «и без того низкую привлекательность Армении в качестве транзитной страны», недоумевая, как можно превратить страну в «мирный перекрёсток» «без установления прочного мира с Азербайджаном и нормализации с Турцией».
Возможное обострение ситуации в Тавушской области, обусловленное ясным намерением Еревана передать соседям 4 полуанклавных, а затем и 4 анклавных села, как и некоторые другие обстоятельства, не способствует гипотетическому подписанию мирного договора. Так, согласно мартовскому опросу International Republican Institute, далеко не всё армянское общество стремится и даже едва ли морально готово подписывать что-либо с Азербайджаном. Между тем общественное мнение в нашем случае игнорировать никак нельзя. В преамбуле действующей редакции Конституции Армении покамест формально пусть и косвенно закреплена её позиция относительно принадлежности Нагорного Карабаха или Арцаха. Таким образом, для подписания мирного договора с Баку Пашиняну придётся ни много ни мало принять новую конституцию, а также пересмотреть целый ряд уточняющих нормативно-правовых актов, на чём категорически настаивают в Баку.
Сейчас только небольшая часть границы, примерно 10-12 км, является делимитированной. Общая протяженность составляет более 1 тысячи км. Передача четырех сел — это лишь начало процесса, пишет РИА Новости. В Министерстве иностранных дел Армении заявили, что описание границ будет составлено на основе геодезических измерений на местности и оформлено в отдельном протоколе, который должен быть подписан до 15 мая. Планируется также утвердить проект положения о совместной деятельности комиссий до 1 июля, в котором будет определен принцип следования Алма-Атинской декларации. До завершения процесса указанные в протоколе участки границы считаются делимитированными, и охрана будет передана пограничным войскам.
Как оказалось, данный конфликт может перерасти в самую настоящую войну. У стран всегда было недопонимание и споры, однако сейчас положение раскалилось и требует урегулирования. Однако в Киргизии утверждают, что именно таджики незаконным путем начали организовывать опорный пункт в нейтральной зоне. Изначально использовалось исключительно стрелковое оружие, однако стороны начали использовать минометы и даже танки. В результате образовавшихся боевых действий происходит эвакуации населенных пунктов. Буквально весной 2021 года ситуация достигала данной точки. Пока что дипломатия не помогает решить конфликт мирным путем. Виной всему 70 спорных участков границы. На текущий момент на границе объявлена тишина.
Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами?
Потери Армии обороны НКР составили как минимум 220 человек. Также погибли 11 мирных жителей, включая пятерых детей, свыше 40 были ранены. В ходе боевых действий погибли 6 российских миротворцев, еще один получил ранение. Не получив помощи из Армении, страдая от голода, нехватки топлива и медикаментов, НКР приняла решение сдаться. В частности, власти самопровозглашенной республики заявили, что с 1 января 2024 года она официально прекратит свое существование. Ее армию распустили, вооружение и оставшиеся боеприпасы передали Азербайджану. Параллельно с этим из Нагорного Карабаха начался исход карабахских армян. Примерно за полторы недели свыше 100 тыс. Беженцы утверждали, что боялись геноцида со стороны азербайджанской армии. В свою очередь, власти Азербайджана утверждают, что никому ничего не угрожало.
В настоящее время режим Алиева активно готовится к реализации этого плана, стягивая всё больше сил и техники к границам Армении. Движение эшелонов ВС Азербайджана отмечено на нескольких направлениях, начиная от Джермука и заканчивая Сюникской областью. А встречи турецких и азербайджанских первых лиц становятся все чаще. О планировании военного решения, на которое намекнул Д. Байрамов, свидетельствует и его недвусмысленное заявление «армяне будут оторваны от проекта». Подобное возможно в случае занятия не только Карабаха, но и, как минимум, южной части Сюникской области, через которую собираются проложить т. Ситуацией начинают все активнее пользоваться внешние игроки. Национальная гвардия Канзаса проводит в Армении очередные учения, вызвавшие вкупе с некоторыми другими недружественными шагами Еревана резкое недовольство Москве. Синхронно с этим американцы спешно проанонсировали «антикоррупционную программу», подготовленную Госдепартаментом для Армении. Сама программа представлена как государственный грант, за который предусмотрена жёсткая отчётность перед заокеанскими чиновниками. Её задача, по сути, сводится к тотальному контролю за деятельностью местных политиков. В рамках программы американцы отберут свыше очередных 100 активистов, которые пройдут обучение по «борьбе с коррупцией» и всему тому. По мнению экспертов, такого рода методы — стандартная практика для Белого дома. Это элемент политики мягкой силы, через которую США и Запад постепенно насаждают свои нарративы. И если ранее они действовали завуалированно, постепенно форматируя общественное сознание, то сейчас они уже не скрывают истинные мотивы и активизируют свою «пятую колонну», сформированную в республике структурами вроде Фонда Сороса. Одна из целей — выдавить Россию из Закавказья и создать точку напряжения на южных рубежах.
По его словам, задача НАТО — это «выдавить из региона русских». Этот вопрос противоречит логике. Турция — это условный "смотрящий" от НАТО в регионе. Задача альянса — выдавить из региона русских и иранцев, и для них не важно, связано ли это с существованием Армении», - сказал Абовян. По словам главы государства, это было не решение России, а решение армянских властей. При этом он отметил, что находится в контакте с Пашиняном, проблем в общении нет. А если так, говорят нам, то вы теперь все вопросы, если вы хотите чем-то заниматься по Карабаху, должны с нами решать на двусторонней основе. А что нам сказать здесь? Здесь и сказать нечего», — сказал Путин. Ранее, в апреле, пограничники Азербайджана установили контрольно-пропускной пункт КПП в Лачинском коридоре на границе с Арменией.
Как и когда была создана самопровозглашенная республика? В 1987 году недовольство армянского населения региона социально-экономической политикой Азербайджана резко возросло. Меры, предпринятые руководством Азербайджанской ССР, на ситуацию не повлияли. Начались массовые забастовки студентов, а в крупном городе — Степанакерте — прошли многотысячные националистические митинги. Многие азербайджанцы, оценив ситуацию, приняли решение уехать из региона. Одновременно в Азербайджане начались армянские погромы, в результате которых появилось большое количество беженцев. В 1988 году между армянами и азербайджанцами начался вооруженный конфликт. Территория вышла из-под контроля Азербайджана, однако решение по ее статусу было отложено на неопределенное время. В 1991 году в районе начались военные действия с многочисленными потерями с обеих сторон. Договоренности о полном прекращении огня и урегулировании ситуации удалось достичь только в 1994 году при помощи России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в Бишкеке. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров. Все материалы по теме читайте здесь Когда произошло обострение конфликта? В XXI веке конфликт в Нагорном Карабахе напомнил о себе в августе 2014 года, когда в регионе был сбит армянский вертолет. Тогда стычки на армяно-азербайджанской границе произошли между военными двух стран. С обеих сторон погибло более 20 человек. Следующий виток многолетнего конфликта произошел в начале апреля 2016 года. Минобороны Азербайджана заявило об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении с применением минометов и крупнокалиберных пулеметов.
Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября
Реакция экспертов Некоторые эксперты считают, что Армения и Азербайджан находятся под влиянием Запада, который заинтересован в ослаблении российского влияния в регионе. Аналитики отмечают, что пока стороны остаются «ослепленными европейской морковкой», они будут продолжать терять территории и двигаться к «народному суициду». Даже в сообщениях из популярных источников, включая канал Юрия Подоляка, могут содержаться неподтвержденные или требующие уточнения данные.
Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам».
Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным.
До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия.
Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь.
Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей.
Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении.
Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий.
В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира.
Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана». Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана.
Цель провокаций заключалась в создании нового очага напряженности в регионе, переносе на второй план вопроса оккупации Арменией азербайджанских территорий, вовлечении в конфликт третьих государств и нанесении ущерба стратегической инфраструктуре Азербайджана. В результате одно гражданское лицо и группа азербайджанских военнослужащих, включая высокопоставленных офицеров, стали шехидами. Азербайджанская армия дала врагу достойный отпор, нанеся ему сокрушительный удар.
Обратившись за поддержкой к Организации Договора о коллективной безопасности, Армения признала свое поражение. В августе 2020 года Армения, прибегнув к очередной военной провокации, заслала в Азербайджан диверсионную группу с целью совершения террористических актов. Однако 23 августа 2020 года эта группа была обезврежена, ее главарь задержан, таким образом, очередной террористический план провалился.
Принятие Арменией военной доктрины и стратегии национальной безопасности агрессивного и наступательного характера, создание в Армении состоящих из гражданских лиц вооруженных добровольческих отрядов для участия в военных операциях против Азербайджана, призыв министра обороны Армении к «новой войне за новые территории», угрозы официальных лиц этой страны о нанесении удара по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре Азербайджана, привлечение Арменией наемников и террористов из различных стран, приобретение большого количества оружия и пр. Новый военный план Армении 21 сентября 2020 года Президент Азербайджана, председатель Движения неприсоединения Ильхам Алиев в своем выступлении на заседании высокого уровня в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном 75-летию ООН, заявил, что агрессивная риторика и провокации свидетельствуют о подготовке Арменией новой агрессии против Азербайджана: «Мы призываем ООН и международное сообщество сдерживать Армению от очередной военной агрессии. Ответственность за провокации и эскалацию напряженности ложится на военно-политическое руководство Армении.
Армяно-азербайджанский конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана и на основе резолюций Совета Безопасности ООН». Но, к сожалению, мировое сообщество не предприняло никаких практических шагов для предотвращения последовательных провокаций и новых военных планов Армении. Еще больше воодушевленная этим Армения 27 сентября 2020 года со всех направлений перешла в наступление на позиции азербайджанской армии, применив тяжелую артиллерию, подвергла шквальному обстрелу населенные пункты.
Тем самым армяно-азербайджанскому конфликту был положен конец, Азербайджан восстановил свою территориальную целостность. Азербайджан в одиночку разрешил данный конфликт, как на поле боя, так и впоследствии за столом переговоров. Победа, одержанная на поле боя, вынудила врага поднять белый флаг и сдаться, подписать акт о капитуляции.
Таким образом, на основании данного документа Агдамский, Кяльбаджарский и Лачинский районы были освобождены без единого выстрела. Создание Зангезурского коридора стало исторической необходимостью. Полное восстановление суверенитета После Отечественной войны Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев выступил с инициативой разработки мирного соглашения с Арменией на базе 5 основных принципов, включающих взаимное признание территориальной целостности и суверенитета друг друга.
На состоявшейся 6 октября 2022 года в Праге в рамках Саммита «Европейского политического сообщества» четырехсторонней встрече Армения заявила о признании территориальной целостности и суверенитета Азербайджана. В знак протеста против незаконной эксплуатации Арменией природных ресурсов на территориях Азербайджанской Республики, где временно размещен российский миротворческий контингент, 12 декабря 2022 года на участке дороги Лачин-Ханкенди, проходящем через территорию города Шуша, началась мирная акция протеста представителей неправительственных организаций и экоактивистов, которая продолжалась 138 дней. Тем самым завершился процесс полного восстановления территориальной целостности Азербайджана.
Был положен конец злоупотреблению Арменией Лачинской дорогой, переброске ею оружия и боеприпасов и другим незаконным действиям.
И это далеко не лишенное смысла заявление. Помимо азербайджано-турецкого проекта с «Зангезурским коридором», имеется и армянский проект «Перекресток мира», представленный Пашиняном в конце 2023 года на международном форуме в Тбилиси. Через восстановленный что пока в будущем Мегринский железнодорожный участок планируется запустить систему перекрёстного транспортного сообщения между несколькими сопредельными государствами, среди которых — сама Армения, Азербайджан, Грузия, Турция, Иран. Более того, «Перекрёсток мира» связал бы сразу несколько акваторий — Каспийское, Средиземное, Чёрное моря и Персидский залив. Важным условием реализации идеи её авторам видится сохранение суверенитета стран и их юрисдикции в отношении всех инфраструктур, которые проходят по их территории.
В свою очередь, бакинские насмешливые скептики указывают на неблагоприятные природно-географические и климатические условия, препятствующие устойчивой связи Армении с внешним миром, прежде всего с Грузией, снижающие «и без того низкую привлекательность Армении в качестве транзитной страны», недоумевая, как можно превратить страну в «мирный перекрёсток» «без установления прочного мира с Азербайджаном и нормализации с Турцией». Возможное обострение ситуации в Тавушской области, обусловленное ясным намерением Еревана передать соседям 4 полуанклавных, а затем и 4 анклавных села, как и некоторые другие обстоятельства, не способствует гипотетическому подписанию мирного договора. Так, согласно мартовскому опросу International Republican Institute, далеко не всё армянское общество стремится и даже едва ли морально готово подписывать что-либо с Азербайджаном. Между тем общественное мнение в нашем случае игнорировать никак нельзя. В преамбуле действующей редакции Конституции Армении покамест формально пусть и косвенно закреплена её позиция относительно принадлежности Нагорного Карабаха или Арцаха. Таким образом, для подписания мирного договора с Баку Пашиняну придётся ни много ни мало принять новую конституцию, а также пересмотреть целый ряд уточняющих нормативно-правовых актов, на чём категорически настаивают в Баку.
Но как принять новую конституцию при том общественном мнении и настрое к Азербайджану и Турции, которое есть сегодня у значительной части армянского общества? Удастся ли Пашиняну убедить соотечественников принять новый Основной закон на референдуме в столь сжатые сроки?
Вашингтона осознаёт, что Армения станет сговорчивее под гром канонады и легче пойдёт на все условия, продиктованные «Белым домом». Война в регионе не выгодна России и Ирану. Первая сейчас уходит в сторону от процессов, происходящих в Закавказье, второй — пытается посредничать в переговорах между Баку и Ереваном, чтобы не допустить вспышки военного противостояния между ними. В этом деле Тегерану мощно противодействует Израиль, для которого Иран является экзистенциальным врагом. Иерусалим использует азербайджанские авиационные площадки для действий своих самолётов и дронов в небе Ирана для решения военных задач. Триггером для начала новой войны может стать попытка со стороны Турции и Азербайджана открыть Зангезурский коридор, для транспортного сообщения между основной территорией Азербайджана и Нахичеванью, который будет контролироваться со стороны Баку и практически отрежет Армению от Ирана. Однако и Баку, и Анкара жестко настаивают на реализации плана открытия данного коридора.
Возможно, что достижение этой цели — только начало других более масштабных действий сто стороны Турции и Азербайджана, связанных с полной ликвидацией Армении, как независимого государства. Иллюстрация "Весник Кавказа".
Ереван забурлил. Ситуация в Нагорном Карабахе резко обострилась
Президент России Владимир Путин после этого акцентировал внимание на том, что руководство Армении, по сути, признало суверенитет Азербайджана над Карабахом, отмечает РИА Новости. Это значит, что пограничники Армении и Азербайджана в состоянии обеспечивать ее охрану Никол Пашинян премьер-министр Армении. По словам азербайджанских властей, военные действия начала Армения, обстреляв позиции дислоцирующихся в районе границы военных, и ВС Азербайджана вынуждены были отреагировать на исходящую от противника угрозу.
В армяно-азербайджанском конфликте появляется всё больше внешних игроков
Минобороны Азербайджана заявило об обстрелах со стороны вооруженных сил Армении с применением минометов и крупнокалиберных пулеметов. В свою очередь армянское военное ведомство заявило, что азербайджанская сторона предприняла в ночь на 2 апреля «активные наступательные действия» с использованием танков, артиллерии и авиации. Урегулировать конфликт 2016 года удалось лишь к концу июня при активном участии российских дипломатов и президента РФ Владимира Путина. В 2020 году впервые ситуация на армяно-азербайджанской границе обострилась 12 июля. В Азербайджане заявили, что вооруженные силы Армении атаковали позиции армии республики с использованием артиллерии. В свою очередь в Ереване сообщали о попытке прорыва со стороны Азербайджана. Обе стороны сообщали о потерях среди военнослужащих. Спустя несколько дней после серии переговоров конфликт удалось погасить. События осени 2020 года 27 сентября 2020 года в Баку заявили об интенсивном обстреле позиций азербайджанской армии со стороны Армении. В свою очередь в Ереване сообщили о наступлении вооруженных сил Азербайджана в направлении Нагорного Карабаха и обстреле населенных пунктов непризнанной республики, включая ее административный центр Степанакерт. Обе стороны сообщали об убитых и раненых, в том числе среди гражданского населения, обвиняя друг друга в провокациях.
Обе страны ввели военное положение и объявили о мобилизации резервистов. Как утверждали в Ереване, Армении удалось отбить ранее потерянные боевые позиции. В Азербайджане тоже рапортовали о взятии новых высот. МИД РФ обеспокоен применением тяжелого вооружения в Нагорном Карабахе Мировое сообщество и Владимир Путин призвали стороны предпринять все усилия, чтобы прекратить военные действия и не допустить дальнейшей эскалации. В парламентской ассамблее ОБСЕ попросили обе страны вернуться за стол переговоров под эгидой минской группы этой международной организации. Открыто Азербайджан в конфликте с Арменией поддерживает лишь Турция.
В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий.
Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования.
Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа.
Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах.
Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов.
Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта.
Блокирование Лачинского коридора — средство для отрезания Нагорного Карабаха от Армении. Читайте также Зеленский гонит пехоту ВСУ в атаку, не считаясь с потерей танков и пушек Янки указали самостийным генерал-атаманам на риски, связанных с зимней кампанией «СП»: — Как Москве на все это реагировать?
Можем ли мы удержать ситуацию под контролем, особенно на фоне событий на Украине? Армения должна определиться со своим геополитическим вектором и перестать играть в двойную игру. Нельзя делать антироссийские заявления и тут же взывать к Москве о помощи. Соответственно, за «экологистами», которые перекрыли дороги стоит не только Баку, но и сама логика экспансии Азербайджана на территорию, которая не способна организовать отпор. Как далеко они готовы зайти? Однако премьер Армении Пашинян тоже хочет убрать из региона российских миротворцев и заменить их на «миротворцев» НАТО. Он тоже кому-то глаза мозолит? Поэтому для Баку эта задача остаётся актуальной. Если читать эти официальные сводки, выходит, между Баку и Москвой все очень конструктивно, а на практике нет? Или Баку что-то у себя не контролирует?
Когда этого нет — ты попросту вынужден терпеть. А это и для нас урок. Времена рыцарства прошли, если когда-то вообще были. Проиграем войну за свой Арцах — съедят и не поморщатся. Рыбарь Вчера после полудня в азербайджанских официальных ресурсах заявили о нарушении режима прекращения огня армянской стороной в Зангиланском районе на границе с Сюникской областью Армении. В пресс-службе военной полиции Армении заявили, что по произошедшему начато расследование. В случае установления неправомерности действий армянских военнослужащих виновные будут привлечены к ответственности. Фактически армянские власти расписались в причастности к инциденту и пообещали наказать своих солдат.
Ну а на следующий день азербайджанцы уже пафосно заявили о начале операции «Возмездие», обстреляв село Неркин Анд. В результате четыре армянских военнослужащих погибли, еще 8 ранены. На это в армянском МИД ответили осуждением азербайджанских коллег и призвали их вернуться к мирным переговорам. Чуть позднее в минобороны Азербайджана и вовсе заявили об обстреле Чинарлы, однако информация какого-то продолжения не получила. Отсутствие какой-либо адекватной реакции армянского руководства совершенно неудивительно. Позиция администрации Пашиняна и состоит в пресмыкании перед Азербайджаном в угоду так называемого «мира». Более смешным стало то, что даже в такой ситуации армянские русофобы обвинили российских военнослужащих в происходящем, которые якобы не пустили «справедливых» наблюдателей ЕС. Кажется, в Армении забыли, как отреагировали в Евросоюзе на аналогичный инцидент в августе?
И пока армяне заняты поиском виновных которые находятся перед глазами , в Азербайджане совместно с турками идёт разведоперация у границ Армении. В воздухе на направлениях Вардениса, Иджевана, Еревана и Сюника действуют по несколько «Байрактаров», патрулирующих приграничье.
Финал схватки за Карабах доказал правоту трёх законов развития конфликтов
Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку. В советское время там и так проходила железная дорога и строилась автомобильная дорога», — заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в начале этого года. Кроме того, он в категорической форме потребовал, чтобы транзит по территории Армении осуществлялся без каких-либо проверок. Если маршрут не будет открыт, мы не откроем границу с Арменией», — пообещал Алиев.
Но по всей видимости, Пашинян лишь тянул время, надеясь перевооружить свою армию с помощью Франции. Поставки французских вооружений в Армению начались летом 2023 года, и, по словам министра обороны Франции Себастьена Лекорню, уже поставлены бронемашины «Бастион» и готовятся к отправке системы ПВО и радаров GM200, позволяющие обнаруживать самолеты на расстоянии до 250 км. Ранее газета Le Figaro сообщала о соглашении, заключенном Парижем и Ереваном, об обучении армянских военных и поставках французского стрелкового оружия в Армению.
Вряд ли Азербайджан, пока еще имеющий огромное военное превосходство над Арменией, будет спокойно наблюдать за тем, как его соперник становится с каждым днем сильнее.
Но сейчас они каким-то удивительным образом ложатся на события в Карабахе: Нам вернуться сюда больше не суждено Сколько нас полегло в этом долгом походе И дела не доделаны полностью, но Мы уходим, уходим, уходим, уходим. Кадры с российскими бронетранспортерами, которые едут с развевающимися флагами по дорогам Азербайджана появились еще вечером во вторник, но именно в среду, 17 апреля это стало общепризнанным фактом. Миротворцы действительно «не доделали», а по правде сказать, и вовсе не сделали того, чего от них ожидали — ни в Москве, ни в Ереване, ни в Баку.
Впрочем, аналогия с песней 35-летней давности имеет свои ограничения — там говорится о «враге», которого «не добили». У миротворцев врагов официально и не было, а вот потери — к сожалению, были. Процесс уже начался. Министерства обороны Азербайджана и России принимают соответствующие меры по исполнению данного решения», — заявил помощник президента Азербайджана Хикмет Гаджиев.
Его слова подтвердил и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. До этого и в Москве, и в Баку говорили о верности трехстороннему заявлению от 10 ноября 2020 года, и признавали, что миротворцы «формально» должны оставаться в регионе до 2025 года. Но, видимо, эта формальность стала обременением. Применения для российских миротворцев в Карабахе после сентября 2023 года объективно не нашлось, хотя его искали.
Например, всего лишь 5 апреля сообщалось, что миротворцев привлекут к разминированию местности. До этого в Москве, по всей видимости, надеялись, что в Карабах вернутся хотя бы несколько сотен армян, и таким образом, присутствие российских миротворцев будет оправдано. И наличие миротворцев станет для этих людей дополнительным фактором спокойствия», — говорил замглавы МИД Михаил Галузин в интервью РБК 9 октября 2023 года. Но уже тогда этот вопрос, по словам дипломата, был исключительной прерогативой Баку и Москвы, без какого-либо участия Еревана.
В подтверждение своих слов, манифестанты опубликовали видео с людьми в военной форме. Представители ведомства сообщают, что принимают необходимые меры и предупреждают возможных участников об ответственности. В знак протеста в Армении митингующие перекрывают дороги в Грузию и Иран, требуя остановить процесс передачи Азербайджану приграничных территорий. Автор: Игорь Зур Редактор интернет-ресурса Новости по теме:.
И как можно быстрее нужно это сделать», — сказал российский президент. Глава государства подчеркнул, что в России проживает около 2 миллионов азербайджанцев и свыше 2 миллионов армян. Это, по мнению президента, обуславливает связь России с кавказскими республиками. Кроме того, президент отметил, что Армения — член ОДКБ, что накладывает на Россию определенные обязательства в рамках договора.
АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОНФЛИКТ
Конфликт между Арменией и Азербайджаном возник из-за территориальной принадлежности Нагорного Карабаха. Fishki — об истоках конфликта в Нагорном Карабахе и напряженных отношений между Арменией и Азербайджаном – Самые лучшие и интересные новости по теме: Армения, Нагорный Карабах, азербайджан на развлекательном портале Лилит Макунц и конгрессмен США обсудили перспективы мирного процесса между Арменией и Азербайджаном.