Под ноги Христу верующие бросали пальмовые листья, символизирующие победу.
Христос воскресе! Александр Дрозденко в Пасхальную ночь пожелал всем веры в победу света над тьмой
Даты католической и православной Пасхи не совпадают, поскольку западная церковь живет по григорианскому календарю, а большинство православных — по юлианскому. В этом году католики уже отметили свою Пасху 31 марта. Иногда все исчисления Пасхи — иудейской, католической и православной совпадают. Так было, например, в 2005 году на Светлое Христово Воскресение 1 мая. Но это крайне редкое явление. Что такое Благодатный Огонь? С православной Пасхой связано чудо схождения Благодатного Огня. Ежегодно это происходит в Храме Воскресения Христова в полдень Великой Субботы, накануне Пасхи по юлианскому календарю. Христиане верят: если Благодатный Огонь однажды не загорится, это будет знаком конца света, а на земле наступит царство Антихриста. Поэтому с волнением и трепетом ожидают схождения небесного огня.
Вячеслав Татарковский Сошествию огня предшествует молитва Патриарха Иерусалимского. Затем от Благодатного Огня зажигают свечи, которые раздают ожидающим выхода патриарха богомольцам. В первые несколько минут пламя не обжигает, им можно водить по лицу, "умываться", брать в руки, поэтому христиане считают, что огонь имеет божественную природу. Великий пост: семинедельная подготовка к Пасхе Готовятся к Пасхе верующие в течение всего Великого поста, чтобы встретить этот день как воскресение именно своей души. Читайте также Вербное воскресенье в 2024 году: история, суть и традиции праздника За неделю до Пасхи празднуют один из самых любимых и торжественных праздников — Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресение. Прихожане приходят на службу с ветками вербы — они символизируют пальмовые ветви, которыми иудеи как царя приветствовали входящего в Иерусалим Спасителя, где всего через несколько дней его предадут на казнь. После службы веточки вербы освещают и забирают домой, многие хранят их рядом с иконами до следующего года. Про освященную вербу существует множество народных поверий. Например, обметать дом этими ветками, чтобы освятить его или закопать в огороде, чтобы все хорошо росло.
Освещенные ветки не выбрасывают в мусор — их следует закопать или сжечь. Последняя неделя перед Пасхой — Страстная седмица, каждый ее день называется Великим. Верующие стараются посещать все богослужения этой недели, где церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя. Так, в Великую Среду в Евангельских чтениях вспоминают предательство Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников, а в Великий Четверг — события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки. Читайте также Чистый четверг: история, традиции, что можно и нельзя делать В народе Великий Четверг называют также "чистым четвергом", верующие обязательно в этот день стараются причаститься в память о последней трапезе Христа со своими апостолами. Затем прихожане готовят свои дома к празднику, делают уборку, пекут куличи и красят яйца. Страстная Пятница — самый скорбный день, именно в пятницу был распят Иисус Христос.
К великому изумлению то, что не понимали апостолы, уразумел разбойник на Голгофе. Он увидел в распятом и уничиженном Христе Царя вечного и несокрушимого Царства Божия. Мы теперь также знаем, что Господь придет в Иерусалим еще раз, но уже не на осле. Он явится на облаках небесных под звуки величественной ангельской "осанны". Будем готовы к встрече с Господом, скажем Ему сегодня в радости и ликовании наших сердец: "Ей, гряди, Господи Иисусе! Иерусалимская горница Лк. Впервые Пасха была совершена в стране фараонов, где ветхозаветный народ провел в тяжелом рабстве четыреста тридцать долгих лет. Наконец наступило время, назначенное Богом для его освобождения, однако фараон и слышать не хотел об этом. Девять судов Господних прошли над Египтом, но фараон и после этих судов не хотел отпустить иудеев. Оставался еще один суд: смерть всего первородного. Чтобы спасти от смерти первородное в Своем народе, Господь указал ему путь спасения через кровь пасхального агнца. Первая Пасха совершалась следующим образом: израильтяне, по повелению Господню, должны были помазать кровью закланного агнца косяки и перекладины дверей своих домов. Агнца же надлежало испечь на огне и съесть целиком с пресным хлебом и горькими травами - Исх. Первая Пасха совершалась с великой поспешностью, народ находился в полной готовности выйти из страны долголетнего рабства: с препоясанными чреслами, с обувью на ногах и посохом в руках - Исх. Когда народ Божий достиг Ханаанской земли, Господь повелел ему в память освобождения из египетского рабства ежегодно праздновать Пасху. Причем Господь дал дополнительное указание для празднования ветхозаветной Пасхи, которого не было в день первой Пасхи. В Книге Второзакония 16, 5 - 7 читаем: "Не можешь ты закалять Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закалай Пасху вечером, при захождении солнца... И испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои". Теперь нам понятна озабоченность апостолов Христа: где собраться для празднования Пасхи? Где приготовить пасхальную трапезу? Дом Марии, Марфы и Лазаря в Вифании мог быть наиболее подходящим местом для вкушения пасхальной вечери. Но в дни Христа пасхального агнца должно было вкушать только в Иерусалиме, поскольку в этом городе находился храм Господень, в котором полагалось заколать агнцев. Где найти комнату для совершения Пасхи в этом большом городе? Этот вопрос, без сомнения, беспокоил апостолов, тем более что уже настал день опресноков. Сам же Христос оставался совершенно спокоен. Он знал человека в Иерусалиме, который приготовил комнату в своем доме - "горницу большую, устланную" - для Него и Его учеников. И Христос послал Петра и Иоанна к этому незнакомому для них человеку, который и показал им эту теперь известную во всем христианском мире горницу. Апостолы пошли и приготовили Пасху. Если бы мы могли войти в эту горницу, то увидели такую картину. На столе лежат испеченный на огне закланный пасхальный агнец, пресный хлеб и горькие травы. Все так, как было во время совершения первой Пасхи в дни Моисея. Только на косяках и перекладине дверей не было видно уже крови агнца. Спокойно, без всякой поспешности, а наоборот, возлежа вокруг стола, вкушают пасхального агнца Христос и апостолы. Солнце уже зашло, и горница освещена светильниками. Находясь со Христом и Его апостолами в этой горнице, мы могли бы о многом узнать, что совершилось там в тот вечно памятный вечер. Мы могли бы увидеть Иисуса Христа, препоясанного полотенцем и умывающего ноги Своих апостолов; Иоанна, возлежавшего у груди Христа, и другого апостола, мрачного и думавшего, как бы найти предлог покинуть эту горницу и предать Христа. Мы могли бы также услышать прощальную беседу Христа, особенно Его обетование о Духе Святом. Все это принесло бы нам много драгоценных наставлений. Но главное, что мы должны понять в этой горнице - это то, что пришел конец принесению в жертву бесчисленных агнцев Ветхого Завета, которые заколались в дни пасхальных праздников и увидеть Христа как истинного и единственного Агнца Божьего, заколаемого за нас - 1 Кор. Вкусив последний раз пасхального агнца, Христос открыл Себя как Агнца Божия, Кровь Которого очищает от всякого греха и спасает от вечного ада. Христос взял хлеб и чашу с вином и дал их как прообраз Своего Тела и Своей Крови. Принимая хлеб и чашу, каждое чадо Божие вспоминает смерть Христа, Его истерзанное тело и драгоценные капли Крови, которой скреплен наш новый и вечный завет с Ним. Итак, самое драгоценное, что мы всегда должны видеть в иерусалимской горнице на Тайной вечери - это Христа как истинного Агнца Божия, закланного для нашего вечного спасения. Смерть Христа Ин. Распятые мучились на своих крестах по три и четыре дня. Христос умер через шесть часов после пригвождения его ко кресту. Разбойники, распятые по обе стороны Христа, были еще живы, когда Он испустил Свой дух. И если бы Христос не умер раньше их, то воины, перебившие голени у разбойников, перебили бы голени и Христу, и тем самым было бы нарушено пророчество Библии, относящееся к Голгофе: "Кость Его да не сокрушится" - Ин. Христос умер торжественной, величественной смертью. Слова умирающего Христа говорят об этом: "Совершилось! В руки Твои предаю дух Мой" - Лк. Слово "Совершилось! Этим словом Христос торжественно провозгласил, что исполнились все пророчества Библии, относящиеся к Его жертве, совершилось искупление вины всех грешников мира. Совершилась победа над смертью и адом! Какое торжество слышится на Голгофе в этом коротком слове "Совершилось! В руки Твои предаю дух Мой"? Торжественность этих слов связана с величественной картиной водворения духа Христа у Отца. На торжественность этих слов Христа указывает и то, как они были произнесены - "громким голосом" - Лк. За этими словами последовала смерть Христа, как мы читаем об этом: "И сие сказав, испустил дух". И после Его смерти "один из воинов копьем пронзил Ему ребро" - Ин. Чтобы не оказаться виновными в оставлении Христа живым, воины решили пронзить Его грудь. И это пронзение Христа было в плане Божием. Эта рана в сердце Христа имеет особое значение. Воскресший Христос показал ее сомневавшемуся апостолу Фоме, сказав: "Подай руку твою и вложи в ребра Мои" - Ин.
Вместо этого верующие стараются сохранить спокойствие и сосредоточенность, отложив все дела, в ожидании Воскресения Христа. Что можно есть на Пасху? В день Пасхи снимаются строгие ограничения в еде, которые соблюдались во время Великого поста. На праздничном пасхальном столе могут быть не только традиционные куличи, яйца и творожнаяпасха, но и другие блюда, включая мясные, рыбные и сладкие. Разрешено также употребление алкоголя, например, красного вина, которое символизирует кровь Христа. Однако все должно быть в меру. Что нельзя делать? Рекомендуется использовать продукты для приготовления других блюд. Куличи могут стать гренками, а вареные яйца — начинкой для пирожков или блинчиков.
Служба проходит без прихожан. Его Святейшество уже обратился ко всем православным верующим России. Чтобы не были подорваны общественные связи, соединяющие наш народ, и прочие человеческие узы, которые формируют сильное и солидарное общество. С праздником святой Пасхи. Христос воскресе! Патриарх еще на неделе попросил прихожан провести эти дни в домах и квартирах. Сейчас совсем не обязательно посещать церкви и храмы.
Праздник Светлой Пасхи: история, обычаи и символы
При встрече важно произнести фразу «Христос воскрес». Считается общепризнанным, что христианская Пасха появилась как праздником воскресения Иисуса Христа после жестокой казни на кресте. Также иногда изображается воскресший Христос в сиянии, ангел, благовествующий Женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с Воскресением. В Пасху у христиан принято поздравлять друг друга, приветствуя возгласом "Христос воскресе!" и отвечая на приветствие "Воистину воскресе!". Считается общепризнанным, что христианская Пасха появилась как праздником воскресения Иисуса Христа после жестокой казни на кресте.
Пасха Христова: история и традиции праздника
Ипполита Римского есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. В современном богослужебном уставе сохранились следы этих древних праздников [20]. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени [20]. Также на уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения. В скором времени стало заметным различие традиций поместных церквей. Возник « пасхальный спор » между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные « четыренадесятниками » или «квартодециманами» от 14-го числа месяца нисана , опираясь на авторитет Иоанна Богослова , строго держались обычая празднования Пасхи 14-го нисана независимо от дня недели. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось [21].
Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп , епископ Смирны , посетил римского епископа Аникета , чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190—192 годах, римский епископ Виктор на соборах в Палестине , Понте , Галлии , Александрии , Коринфе , настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Ириней Лионский , выступил против отлучения малоазийцев и убедил его, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви [2] [22]. Первый Вселенский собор[ править править код ] Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее , впоследствии названном Первым Вселенским [23]. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия [24] : Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… Как сообщает историк, епископ и участник Первого Вселенского собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались под тем, чтобы праздновать Пасху всем в одно и то же время [25] : Единогласное определение Собора касательно Веры и празднования Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших.
Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвящённое празднество Богу. Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения [26] : Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.
Слава: Просвещается божественными лучами и живоносными воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание.
И ныне: Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: отонудуже воскресшаго Тя зрящи Мати, радовашеся. Песнь 6 Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба. Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райские двери. Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба. Слава: Возведеся древле держимое смертию и тлением, воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, к нетленней и присносущней жизни, Богородице Дево.
И ныне: Сниде в преисподняя земли, в ложесна Твоя, Чистая, сшедый, и вселивыйся и воплотивыйся паче ума, и воздвиже с Собою Адама, воскрес от гроба. Кондак, глас 8-й Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Икос Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: О другини! Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим и возопиим: О Владыко, востани, падшим подаяй воскресение. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру.
Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Трижды Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. Трижды Песнь 7 Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен. Жены с миры богомудрыя вслед Тебе течаху: Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша. Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго Благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.
Яко воистинну священная, и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия. Слава: Умертвив Сын Твой смерть, Всенепорочная, днесь всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, един благословенный отцев Бог и препрославленный. И ныне: Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас яко всесилен. Песнь 8 Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки. Приидите новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.
Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки. Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе. Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во ипостасех естество, пресущественне и пребожественне, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки. Слава: Прииде Тобою в мир Господь, Дево Богородице, и чрево адово расторг, смертным нам воскресение дарова: Темже благословим Его во веки. И ныне: Всю низложив смерти державу Сын Твой, Дево, Своим воскресением, яко Бог крепкий совознесе нас и обожи: темже воспеваем Его во веки.
Песнь 9 Припев: Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца. Ирмос: Светися, светися новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рождества Твоего.
Припев: Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира. О божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа!
Пасхальный крестный ход.
Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова.
Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, которые по утру пошли гробу, обходят во круг церкви с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжженными свечами, выражая этим духовную радость Светоносного Праздника. Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христва. И здесь, по обычном возгласе, священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется священнослужителями и хором.
Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества святого царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его…», а все люди хор в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…» Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма, они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом всех светильников и лампад, и оглашает ее песнью: «Христос воскресе из мертвых! Песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых! Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшесвиии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фемиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе», на что верующие радостно отвечают: «Воистину воскресе! Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по воскресении.
Пасха в 2024 году: дата, история и традиции праздника
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! На протяжении двух тысячелетий именно этими словами Святая Церковь торжествующе возвещает людям благую весть о дарованном Богом спасении. В них — огонь нашей веры, сила любви, основание надежды, краеугольный камень Церкви, средоточие новозаветного послания миру, немеркнущий свет просвещения и источник вдохновения, сердцевина христианской жизни и вся наша будущность. Что бы ни происходило в изменчивом, порой мятущемся и раздираемом противоречиями мире, какие бы трудности и испытания ни выпадали на нашу долю, мы знаем, веруем и проповедуем: пасхальная радость о Воскресшем Спасителе остается неизменной и всепобеждающей. Каков же смысл этого главного христианского праздника? Во имя чего и зачем Сын Божий сошел на землю, принял образ раба Флп. И что надлежит делать нам, людям XXI века, чтобы действительно стать причастниками и наследниками победы, одержанной Христом над смертью?
Церковь дает нам ответы на эти вопросы.
Впереди Светлая седмица и сорок дней попразднства Пасхи Христовой. В это время все православные христиане встречают друг друга приветствием "Христос Воскресе!
В 155 году Поликарп , епископ Смирны , посетил римского епископа Аникета , чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было.
Позднее, в 190—192 годах, римский епископ Виктор на соборах в Палестине , Понте , Галлии , Александрии , Коринфе , настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Ириней Лионский , выступил против отлучения малоазийцев и убедил его, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви [2] [22]. Первый Вселенский собор[ править править код ] Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее , впоследствии названном Первым Вселенским [23]. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия [24] : Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев… Как сообщает историк, епископ и участник Первого Вселенского собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались под тем, чтобы праздновать Пасху всем в одно и то же время [25] : Единогласное определение Собора касательно Веры и празднования Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших.
Окончив эти дела, василевс Константин Великий сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвящённое празднество Богу. Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения [26] : Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся. Собор вынес постановление, текст которого не сохранился.
Профессор Болотов В. Однако священник Лебедев Д. Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни.
В Александрии были созданы пасхальные таблицы — пасхальный календарь , позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В 520-е годы эта пасхалия была принята Римской церковью [29].
Кто бы мог подумать, что уже через несколько дней эти же люди будут кричать «Распни Его! Икона праздника: В центре иконы — Сам Христос.
Он боком сидит на ослике и движением правой руки благословляет вышедших Ему навстречу людей. Слева изображены апостолы, они смущенно переговариваются, не понимая, для чего их Учителю понадобилось так торжественно въезжать в столицу. Справа на иконе — жители Иерусалима и гости, которые прибыли на праздник Пасхи. В руках они держат пальмовые ветви — символ торжества, которыми евреи встречали триумфаторов. В нижней части иконы изображены дети, которые постилают под ноги ослика свои одежды — так евреи встречали помазанников на царство, а Богочеловек, согласно христианскому богословию, является Помазанником на Царство Божие.
Елеонская гора Здесь Христос беседует с учениками за несколько дней до ареста Мф 24 , а позднее — вознесется на Небо Деян 1. Гора на иконе символизирует духовное восхождение апостолов. Кроме того, по отношению к Самому Спасителю гора, как возвышенное место, указывает на Его Божественное схождение на землю ради принесения искупительной жертвы, то есть принятия крестной смерти.
Пасха у православных христиан
Христос Воскрес! И потому Христос Спаситель, видя эту толпу, не радовался, не ликовал, хотя воспринимал царские почести, но плакал и проливал слезы. Как распяли Христа и почему на Пасху говорят "Христос воскрес" Фото. — Главный смысл Пасхи — Христос воскрес. Как воскрес Иисус Христос. В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа? Как воскрес Иисус Христос. В каких источниках описаны события связанные с Воскресением Иисуса Христа?
Светлая Пасха! Как отмечали Великий праздник в старину и как сегодня?
В полночь наступает светлый праздник Пасхи – день, когда воскрес Иисус Христос. В воскресенье все верующие при встрече друг с другом произносят «Христос Воскрес» – «Воистину Воскрес» (христосование) и троекратно целуются. Традиции гласят, что на Пасху и до праздника Вознесения христиане приветствуют друг друга словами «Христос воскрес!». В этот день Христос воскрес!
Христос воскресе! Александр Дрозденко в Пасхальную ночь пожелал всем веры в победу света над тьмой
Люди от мала до велика встретили наступление главного православного праздника — Пасхи. Пасхальная служба — самое радостное событие в жизни верующего человека, она полна ликованием о Воскресшем Христе. Вслушиваясь в ее слова, проникая в ее смыслы, верующие наполняются великой радостью.
Пасха: традиция освящения куличей и лучшие рецептыВоскресение Иисуса Христа - основа веры. Это первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. От христианского праздника Пасхи происходит и современное название дня недели — воскресенье. Каждое воскресенье недели на протяжении всего года христиане особенно отмечают молитвой и торжественной службой в храме. Воскресенье еще именуют "малой Пасхой".
Традиции на ПасхуПразднование Пасхи начинается поздно вечером в субботу. Еще с древних времен принято бодрствовать в священную и предпраздничную ночь. Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к плащанице и, совершив каждение окрест ее, относят ее в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи. Пасхальную утреню начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи.
Совершается крестный ход - шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Затем церковнослужители и приход входят в храм, как жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа. Во время праздничной службы священнослужители облачены в белые одежды. С наступлением Пасхи они одеваются в праздничные красные. На Пасху принято христосоваться - поздравлять друг друга с великим праздником словами "Христос Воскресе! Пасху следует отмечать с размахом и весельем. В праздник Пасхи начинается разговление после длительного 40-дневного Великого поста.
Неотъемлемой частью Пасхи является праздничная утренняя трапеза. Первое, что принято есть в Светлое Воскресенье, это освященные крашеные яйца. А после утренней церковной службы - пасхальный кулич и пасху сладкое творожное блюдо с изюмом, курагой и цукатами. Яйца - символ пролитой крови Иисуса Христа, кулич - символ тела Господнего, пасха - символ гроба Господнего, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Перед тем, как приступить к трапезе, верующие играют в битки: два игрока держат в руках по куриному яйцу и бьют их друг о друга, намереваясь разбить чужое, не разбив при этом свое. Почему на Пасху принято красить яйцаВ день Пасхи и еще месяц после нее верующие приветствуют друг друга словами: "Христос воскресе! Традиция красить яйца на Пасху восходит к глубокой древности.
Библейская легенда связывает эту традицию с равноапостольной Марией Магдалиной, которая отправилась в Рим после воскрешения Иисуса Христа и преподнесла императору Тиверию яйцо, возгласив: "Христос воскрес! Император в ответ возмутился, сказав, что невозможно воскреснуть из мертвых, как и яйцу вдруг покраснеть. В тот же миг на глазах в у всех куриное яйцо стало красным. С тех пор верующие преподносят друг другу крашеные яйца. Яйцо — это символ жизни. Как из-под твердой мертвой скорлупы рождается жизнь, так и из гроба воскрес Иисус Христос, а некогда в будущем восстанут и все мертвые. Изначально яйца красили только в красный цвет.
Красное яйцо символизирует кровь Христа, пролитую за всех людей. Кроме того, это символ радости и торжества. Теперь яйца красят во все цвета, кроме траурных и мрачных. Страстная неделя перед Пасхой 2023Неделя до этого - от Вербного воскресенья 9 апреля до Пасхи - называется Страстной.
Церковный обряд был совершён во время праздничного вечернего богослужения после чтения Евангелия. В храме собрались сотни людей. Ветви вербы, которые принесли с собой прихожане, с совершением молитвы окропили святой водой. В пресс-службе столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры сообщили, что в Вербное воскресенье в Москве запустят бесплатные маршруты наземного транспорта, которые будут следовать от более чем 20 станций метро и МЦД до 15 кладбищ. Быстрые, безопасные и удобные поездки будут совершаться на 700 автобусах. Сотрудники Центра обеспечения мобильности будут дежурить на станциях метро и подсказывать, как добраться до кладбищ и обратно», — приводит пресс-служба слова заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы, руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максима Ликсутова. Традиции и обычаи Лазаревой субботы Накануне Вербного воскресенья верующие отмечают Лазареву субботу. Этот праздник посвящён одному из чудес Иисуса Христа — воскрешению праведного Лазаря. В 2024 году этот праздник выпадает на 27 апреля. Во время торжественных богослужений в этот день священнослужители надевают белые одежды. На вечерней службе в храмах они освящают вербу. Считается, что нужно несильно хлестнуть родных и близких вербными веточками, чтобы они оставались здоровыми и счастливыми весь год.
Пасхальный крестный ход.
Вербное воскресенье: традиции и обычаи праздника
И потому Христос Спаситель, видя эту толпу, не радовался, не ликовал, хотя воспринимал царские почести, но плакал и проливал слезы. Глубокая связь мифа о Христе с древнеегипетским мифом об Осирисе появляется во многих обрядах церковных таинств, особенно в таком значительном, как весенний праздник воскресения Христова пасха. Глубокая связь мифа о Христе с древнеегипетским мифом об Осирисе появляется во многих обрядах церковных таинств, особенно в таком значительном, как весенний праздник воскресения Христова пасха. В полночь состоялся крестный ход, по его завершении перед закрытыми вратами храма прозвучало Пасхальное приветствие "Христос Воскресе!
Что можно, а что нельзя делать на Пасху? Традиции и приметы Светлого праздника
Пасхальный крестный ход.
Но Он может подарить нам сие блаженство только если мы этого очень захотим. И не только захотим, но и в меру сил потрудимся для этого. В общем: «имеющий уши, да слышит»… А Пасха Христова есть независимо от того, празднуют её люди или нет, она уже совершилась и пребывает в вечности. Она даже не зависит от наших календарей. Нам нужно всего лишь попытаться к ней прислониться и немного отогреться в нашей многотрудной и суетной жизни! Христос воистину воскресе!!! Другие новости.
После службы православные люди соберутся за праздничным столом, чтобы отметить воскресение Иисуса Христа и поделиться радостью праздника. Католическая Пасха Пасху празднуют не только православные, но и представители других ветвей христианства, ориентируясь на свой календарь. Смысл праздника остается неизменным, различаются только даты и некоторые традиции. У католиков Христов день в 2024 году выпадает на 31 марта. Католические общины проведут мессы, поделятся традиционными угощениями. Дети отправятся на поиск крашеных яиц, которые, как они верят, приносит пасхальный кролик. История и суть праздника Согласно евангельским рассказам Иисус умер на кресте в пятницу днем в канун еврейской Пасхи. Под покровом темноты Иосиф и Никодим члены Синедриона — верховного органа власти евреев и тайные последователи Христа забрали тело Спасителя и похоронили в пещере сада, который располагался вблизи Голгофы. Вход в гробницу они загородили огромным камнем. В субботу гонители Христа приложили к камню печать и поставили стражу из опасений, что сбудется Его предсказание: «После трех дней воскресну». На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых и покинул пещеру, не тронув камень и не повредив печать. Принято считать, что произошло это около полуночи. Ранним утром последовательницы Спасителя пришли отдать последнюю дань умершему — помазать Его душистыми маслами. Эти святые женщины известны истории как мироносицы. Мария Магдалина, оказавшись первой у гроба, увидела, что тот пуст. Тут появились и другие женщины. Тогда Ангел объявил им, что Христос воскрес, и повелел рассказать об этом всем ученикам. Не поверив вестнику Небес, жены-мироносицы испугались и убежали прочь. Позднее Мария Магдалина вернулась к опустевшей гробнице. У входа ей явился Сам воскресший Спаситель. Рассказ Марии Магдалины об этом событии убедил остальных женщин в произошедшем чуде. Таким образом, именно жены-мироносицы донесли благую весть до апостолов, чтобы те далее распространили ее по всему миру. Пасха — самое важное событие в церковном календаре. Она восходит к еврейскому празднику Песах. Связь между ними прослеживается как в названии и времени проведения, так и в заложенных смыслах. При этом Песах остается общинным праздником, который знаменует физическое освобождение народа из египетского рабства, а христианская Пасха символизирует духовное спасение и вечную жизнь через веру в воскресение Господа. Источник: Don24. Одни восходят к древним весенним празднествам в честь восхода солнца — например, посещать церковную службу на утренней заре. Другие взяты у ранних христиан — надевать новую одежду как символ новой жизни. Из средних веков тянутся корни привычных нам пасхальных шествий, когда люди ходили по сельской округе и останавливались в пути помолиться. Благодаря же церковному преданию мы знаем о чудесном происшествии с Марией Магдалиной: она подарила римскому императору вареное яйцо со словами «Христос воскрес! Так возник обычай дарить в праздник Пасхи крашеные яйца. Пасхальная служба в церкви Богослужение в Пасху наполнено особым величием и проникнуто чувством радости о воскресшем Господе. Прихожане всех возрастов заранее собираются в храмах на празднование Светлого Христова воскресенья. Обычай бодрствовать в эту священную ночь тянется с древних апостольских времен. Незадолго до полуночи служится полунощница, в основной части которой священник читает канон Великой субботы. Богослужение перемежается едва слышным пением хора. В полночь скорбные песнопения, которые повествуют о погребении Христа, останавливаются и начинается особый, торжественный колокольный звон. Следующая часть службы — пасхальная заутреня. Все священнослужители в полном облачении становятся по чину у престола и вместе с молящимися возжигают свечи. Трижды поется стихира: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…», во время которой открываются Царские врата. Начинается крестный ход. Все выходят из храма, неся с собой крест, иконы, кадило и свечи. Шествие вокруг церкви под льющийся колокольный звон символизирует путь мироносиц, которые ранним утром отправились к месту погребения Иисуса Христа навстречу чуду воскресения.
Затем читаются хвалитные псалмы и поются стихеры на хвалитех. К ним присоединяются стихеры Пасхи с припевом: «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его». После этого, при пении тропаря «Христос воскресе», верующие дают друг другу братское лобзание, то есть «христосуются», с радостным приветствием: «Христос воскресе» — «Воистину воскресе». После пения пасхальных стихер бывает чтение слова св. Иоанна Златоустого: «Аще кто благочестив и боголюбив». Затем произносятся ектении и следует отпуст утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: «Христос воскресе». Далее поются пасхальные часы, которые состоят из пасхальных песнопений. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная литургия. Вместо Трисвятого на пасхальной литургии поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Апостол читается из Деяний св. В некоторых приходах староверов-поповцев есть интересный обычай — на пасхальной Литургии читать Евангелие одновременно несколькими священнослужителями и даже на нескольких языках повторяя каждый стих Евангелия несколько раз. Так, в некоторых липованских приходах читают на церковно-славянском и румынском, в России — на церковно-славянском и греческом. Некоторые прихожане Покровского собора на Рогожском вспоминают, что владыка Геронтий Лакомкин на Пасху читал Евангелие по-гречески. Отличительная особенность пасхальной службы: она вся поется. Храмы в это время ярко освещены свечами, которые молящиеся держат в руках и ставят перед иконами. Благословением после литургии «брашен», то есть сыра, мяса и яиц, дается верующим разрешение от поста. Вечером совершается пасхальная вечерня. Особенность ее следующая. Настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает на престоле Евангелие, повествующее о явлении Господа Исуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых Ин. XX, 19-23. Богослужение первого дня св. Пасхи повторяется в течение всей пасхальной недели, за исключением чтения Евангелия на вечерни. В течение 40 дней, до праздника Вознесения Господня , поются за богослужением пасхальные тропари, стихеры и каноны. Молитва Св. Духу: «Царю Небесный» не читается и не поется до праздника Св. Перевод: Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, женам-мироносицам сказав: «Радуйтесь». Перевод: Осветись, осветись paдостью новый Иерусалим; ибо слава Господня возсияла над тобою; торжествуй ныне и веселись Сион: и Ты, Богородица, радуйся о воскресении Рожденного Тобою. К сожалению, сегодня не всякий человек может попасть в старообрядческий храм на Пасхальную службу. Во многих регионах нет старообрядческих храмов, в других они настолько удалены, что добраться до них чрезвычайно сложно. Поэтому в разделе Библиотека размещено последование Пасхального Богослужения по двум Уставам. Пасхальное Богослужение по сокращенному Уставу включает в себя последовательно Светлую Утреню, Канон Пасхи, Пасхальные часы, Обедницу гражданским шрифтом. Также предлагаем подробное последование службы на Святую Пасху мирским чином на церковнославянском языке в формате pdf , которое широко используется в безпоповских общинах за отсутствием священства. Библиотека Русской веры Читать онлайн Традиции празднования Пасхи у старообрядцев У старообрядцев всех согласий — и поповцев, и безпоповцев традиции празднования Светлого Христова Воскресения во многом общие. Разговение на Святую Пасху староверы начинают за трапезой в кругу семьи после храмового богослужения. Во многих общинах есть и общая церковная трапеза, за которой собирается много верующих. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, творожную пасху, крашеные яйца. Кроме особенных пасхальных блюд готовят множество традиционных лакомств русской кухни. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, затем уже все остальные блюда. Пасхальные праздничные блюда, которые готовят раз в году На Пасху принято христосоваться — поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. Подробнее о пасхальном целовании можно прочитать в комментарии о. Ивана Курбацкого « Как правильно христосоваться: целовать нужно друг друга один раз или трижды? Яйцо красного цвета знаменует для людей возрождение кровью Христовой. Пасхальный кулич и яйца. Пасхальные яйца красного цвета как символ возрождения Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, — это нововведение, которое во многих безпоповских общинах не приветствуется, как и термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями. Вся эта «полиграфия» обычно широко представлена на прилавках магазинов в предпасхальные недели, однако мало кто задумывается о дальнейшей судьбе такой термонаклейки — после того, как ее счистят с пасхального яйца, она вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро. Термонаклейки на пасхальные яйца с изображением Христа, Богородицы. Такие наклейки у православных христиан НЕ приветствуются, потому как после того, как их счистят с пасхальных яиц, они вместе с изображением Исуса Христа или Богородицы отправляется прямиком в мусорное ведро, что недопустимо Внутри безпоповских согласий существует ряд отличий празднования Пасхи. Так, в некоторых безпоповских общинах Сибири куличи вообще не пекут и, соответственно, не освящают, считая это еврейским обычаем. В других общинах нет переодевания, смены темных одежд и платков на светлые, прихожане остаются в той же христианской одежде, что и пришли на богослужение. Общим в пасхальных традициях староверов всех согласий является, безусловно, отношение к работе во время Светлой седмицы. В канун праздника или воскресения христиане работают только до половины дня, предшествующего празднику, а во всю Пасхальную седмицу работать для староверов большой грех. Это время духовной радости, время торжественной молитвы и прославления воскресшего Христа. В отличие от старообрядцев-поповцев, в некоторых безпоповских согласиях нет обычая обхода наставником домов прихожан с Христославлением, однако каждый прихожанин, по желанию, безусловно, может пригласить наставника для пения пасхальных стихер и праздничной трапезы. Праздник Светлой Пасхи — самый любимый Праздник еще с детства, он всегда радостный, особенно теплый и торжественный! Особенно много радости он приносит детям, а каждый верующий старается подать пасхальное яйцо, кулич или сладости, в первую очередь именно ребенку. Катание яиц — древнерусская пасхальная забава для малышей На Светлой неделе в некоторых безпоповских общинах до сих пор сохранилась древняя забава для малышей, к которой с нескрываемой радостью присоединяются и взрослые — катание крашеных неосвященных яиц. Суть игры такова: каждый игрок катит своё яйцо по специальной деревянной дорожке — желобу, и если укатившееся яйцо попадет в чье-то другое яйцо, то игрок забирает его себе как приз. Недалеко от желоба обычно раскладывают еще и подарки-сувениры. В старину такие соревнования могли длиться по несколько часов!
Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! На Пасху принято приветствие — обмен тремя поцелуями с фразой «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!». «Во истину воскрес».
Что такое Пасха и когда ее празднуют
- Меню учётной записи пользователя
- Пасха: что можно и нельзя делать 5 мая 2024 года
- ПАСХА. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ
- Пасха 16 апреля 2023: история и традиции праздника
- Праздник Светлой Пасхи: история, обычаи и символы
- Пасхальная неделя в 2024 году