Другие новости.
Католики Гродно прошли крестным ходом по центральным улицам
У врат Покровского кафедрального собора участники крестного хода встретили Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина. Затем в соборе была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Вениамин. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний, архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Пинский и Лунинецкий Георгий , секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, секретарь Гродненской епархии протоиерей Николай Лабынько, настоятель прихода храма в честь благоверного великого князя Александра Невского города Минска протоиерей Николай Коржич, настоятель прихода храма в честь святителя Николая Чудотворца поселка Привольный Минского района протоиерей Анатолий Иващук, настоятель Петропавловского кафедрального собора города Волковыска архимандрит Василий Коржич , настоятель Покровского кафедрального собора города Гродно протоиерей Григорий Беляцкий, благочинный Гродненского городского церковного округа протоиерей Александр Велисейчик и духовенство Гродненской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Покровского кафедрального собора под управлением Юлии Шепелевой. В храме молились: настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного митрополичьего женского монастыря города Гродно игумения Гавриила Глухова , исполняющий обязанности генерального консула Российской Федерации в городе Гродно П. Морозов, председатель Гродненского областного совета депутатов Е. Пасюта, председатель Гродненского районного исполнительного комитета В. Хелский, начальник главного управления здравоохранения Гродненского областного исполнительного комитета Л.
Organization: Internet Archive These crawls are part of an effort to archive pages as they are created and archive the pages that they refer to. That way, as the pages that are referenced are changed or taken from the web, a link to the version that was live when the page was written will be preserved.
Мы требуем от районных исполнительных комитетов соблюдения всех социальных гарантий. Важно, чтобы молодым специалистам была предоставлена интересная работа, имелась возможность творческого роста. В качестве примера хотел бы отметить Кореличский, Новогрудский, Дятловский районы, где предоставляется арендное жилье. В Гродно, Лиде этого жилья значительно больше, поэтому молодые специалисты обеспечены практически всем, — добавил Виктор Пранюк. В прошлом году сфера культуры республики сработала весьма продуктивно и результативно. Гродненская область внесла немалый вклад в эту копилку, отметила начальник управления культуры и народного творчества Министерства культуры Ирина Карпович. Так, например, 13-й фестиваль национальных культур получил специальную премию Президента. Также на форуме регионов Беларуси и России культура была представлена весьма широко и выглядела достойно. Впервые в Свислочском районе прошел фестиваль «Бацькава булка».
Так же, гостями были посещены следующие локации: Свято-Афанасьевский мужской монастырь, Свято-Рождество-Богородичный женский монастырь, Брестская крепость-Герой, главные достопримечательности Бреста. После познавательной прогулки, на базе воскресной школы Никольской братской церкви состоялась встреча Гродненской и Брестской молодёжи, в ходе которой ребята поделились своими проектами, их реализацией на приходах и внутри молодёжных братств. На этом мероприятии присутствовали представители молодёжного братства прихода Тихвинской иконы Божией матери; молодёжное братство святого мученика Иоанна Воина при гарнизонном храма Святителя Николая Чудотворца в Брестской крепости; молодёжное братство прихода собора Воскресения Христова; молодёжное братство прихода Николаевской братской церкви; молодёжное братство прихода Серафима Саровского; молодёжное братство прихода Рождества Христова.
Православная молодежь г. Гродно посетила приходы Брестской епархии .
Сегодня этот праздник напоминает о борьбе и победе над несправедливостью, о том, что равенство между людьми является основой развития и прогресса общества.
Не стало архиепископа Артемия, который время от времени служил в одном из самых красивых гродненских храмов, Соборе Всех Белорусских Святых, и новая «власть» расправилась с тем, кто этот храм построил, с тем, кто долгие годы был правой рукой владыки Артемия, протоиереем Анатолием Ненартовичем. Архиепископ Антоний бессовестно и вероломно поступил со всеми, кто так или иначе находился пусть в «духовной», но оппозиции к действующему режиму и сопротивлялся идеям «русского мира».
Подобно нашествию варваров эти пришлые люди, которые «не сеяли и не жали» на этой земле ничего, за два года разрушили и разворовали все, к чему не приложили никакого усилия. Отец Анатолий — добрый и мудрый священник, который, конечно же, знал, что этот день наступит. Чего ожидать от архиепископа, посланного сюда «уничтожать»?
Да и Антоний, помимо безграничных амбиций, свойственных ограниченным людям, не просто так забирает себе один из самых богатых приходов города. Власть, деньги и невероятное пресмыкательство перед властью — вот новая реальность некогда цветущей и замечательной епархии.
The idea is to bring a reliability to Wikipedia outlinks so that if the pages referenced by Wikipedia articles are changed, or go away, a reader can permanently find what was originally referred to.
Вероятно, она проиграла суд гродненскому порталу 26 апреля 2024 Источник: Белорусская ассоциация журналистов Экономический суд Гродненской области рассмотрел иск о защите деловой репутации владельца портала Grodno. После этого на канале пропагандистки появился странный пост, а старый с упоминанием Grodno. Ольга Бондарева. Однако о его результатах можно косвенно судить по обновлениям в телеграм-канале провластной активистки.
После обеда 25 апреля в канале появился пост , в котором Бондарева заявляет, что сайт Grodno.
Актуальная аналитика
- Поиск по сайту
- 3я неделя адвента. Grodno Katedra 11.12.2022 - смотреть бесплатно
- Пасху в Беларуси 31 марта отмечают более 1,5 млн верующих
- Архивы новости - ГУК «Гродненский районный культурно-информационный центр»
NewGrodno.By
Minska in the play I. Strauss "The Gypsy Baron", and the musical F. During2015 2009 was awarded with the badge of the Ministry of Culture "For contribution to the development of culture of Belarus". During2020 was awarded the Francysk Skaryna medal. During2021 yearfor many years of fruitful creative activity, personal contribution to the revival and popularization of the Belarusian choreographic and musical culture was awarded the prize of the Grodno city executive committee "Man of the Year of the city of Grodno". Sound man, aranzhirovshtik, composer Pukhov Oleg Vasilievich works at the State Cultural Institution "Musical Theater "Rada" as an artist-soloist-vocalist of the highest category. During his work he created many arrangements. As part of the troupe of the Musical Theater Rada, he is actively touring.
Мероприятие собрало учащихся, преподавателей и гостей колледжа, желающих проверить свои знания и отпраздновать важное событие в истории страны. КВИЗ был организован в формате командной игры, где участники были разделены на 18 команд. Вопросы КВИЗа касались истории профсоюзного движения в Беларуси, его значимых событий и личностей, а также современной роли профсоюзов в обществе. Участники соревновались в знаниях о профсоюзах, их деятельности и значимости для трудящихся.
Впереди праздничного шествия прихожане и священники несли хоругви, иконы и кресты. Участвовали в нем и взрослые, и дети. Периодически колонна замедляла ход, кто-то из верующих вставал на колени. В течение всего движения исполнялись песнопения, читались молитвы, играл оркестр. После хода в Фарном костеле началось утреннее праздничное богослужение, вел его епископ Гродненской епархии Александр Кашкевич.
Людмила Кеда, начальника главного управления здравоохранения облисполкома: - Проведение выборов — важнейшее событие как для нашей страны, так и для каждого из нас.
Определяясь, кому отдать свой голос, надо исходить из оценки стремления кандидата в депутаты трудиться на благо людей, всемерно поддерживать миролюбивую политику нашего государства, подходить к решению каждого вопроса взвешенно и продуманно, опираясь на мнение своих избирателей. Единый день голосования послужит консолидации общества, позволит каждому избирателю комплексно увидеть и понять, как выстраивается политическая и общественно-гражданская вертикаль, оценить взаимосвязь и слаженную работу всех ветвей власти. Другие новости:.
КАЛЕНДАРЬ КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ
После обеда 25 апреля в канале появился пост , в котором Бондарева заявляет, что сайт Grodno. Как следует из сообщения, конфликт спровоцировал пост Бондаревой от 12 января 2024 года, в котором она раскритиковала выставку «бчб-художника Владимира Соколовского» и «экстремистский» ресурс, рекламировавший это мероприятие. В качестве иллюстрации использован скриншот с новостью из Grodno. Сейчас этот пост исправлен — Бондарева оставила тот же текст, но заменила фото с Grodno. Редакция Reform.
После обеда 25 апреля в канале появился пост , в котором Бондарева заявляет, что сайт Grodno. Как следует из сообщения, конфликт спровоцировал пост Бондаревой от 12 января 2024 года, в котором она раскритиковала выставку «бчб-художника Владимира Соколовского» и «экстремистский» ресурс, рекламировавший это мероприятие. В качестве иллюстрации использован скриншот с новостью из Grodno. Сейчас этот пост исправлен — Бондарева оставила тот же текст, но заменила фото с Grodno. Редакция Reform.
Вероятно, она проиграла суд гродненскому порталу Пропагандистка Бондарева исправила свой пост о медиа Grodno. Вероятно, она проиграла суд гродненскому порталу 26 апреля 2024 Источник: Белорусская ассоциация журналистов Экономический суд Гродненской области рассмотрел иск о защите деловой репутации владельца портала Grodno. После этого на канале пропагандистки появился странный пост, а старый с упоминанием Grodno. Ольга Бондарева. Однако о его результатах можно косвенно судить по обновлениям в телеграм-канале провластной активистки.
История костела в Гродно История фарного костела связана с деятельностью ордена иезуитов, которые наряду с миссионерами активно проводили просветительскую деятельность среди населения. Идея постройки подобного храма появилась у польского правителя Стефана Баторий еще в XVI веке, он пожертвовал на возведение комплекса десять тысяч золотых монет. Но по ряду причин строительство началось только в 1622 году, уже после смерти Стефана Баторий. Члены ордена иезуитов построили костел Святых апостолов Петра и Павла из дерева, в который 3 августа 1664 года торжественно внесли и установили икону Матери Божьей Конгрегатской. В 1700 году деревянное здание храма было передано под школьное учреждение. Именно в этот день был заложен первый камень в постройку каменного костела в честь французского миссионера Франсуа Ксаверия, который занимался просветлением африканского народа. Здание храма возводилось более четверти века, несколько раз приостанавливалось из-за военных действий. Лишь 30 мая 1700 года в храме была проведена первая Святая Месса. Окончательно построен и освящен каменный храм был в 1705 году епископом Теодором Патоцким. На церемонии освящения присутствовал русский царь Петр I и польский король Август Сильный. Событие имело большое политическое значение, было поводом встречи двух великих правителей. Костел Ксаверия входил в состав огромного комплекса монастыря иезуитов, занимал по площади целый квартал в центральной части города. В состав комплекса входил коллегиум, аптека первая в Белоруссии, которая работает до настоящего времени , библиотека и огромное количество подсобных строений. В 1782 году после пожара в храме Святой Девы Марии богослужения для прихожан были перенесены в костел Франциска Ксаверия. Именно с этого периода костел стал приходским, получил титул «фарный», это означало, что собор является главным католическим храмом города Гродно. В период СССР храм лишился священника, верующим удалось защитить костел, не допустить уничтожения культового собора. По воскресеньям, в католические праздники прихожане собирались в костеле, богослужения проходили без священника. Только в 1987 году началась работа храма, но Святые Мессы разрешили проводить только 5 раз в год. А с 1988 года благодаря стараниям Тадеуша Кондрусевича в храме началась полноценная религиозная жизнь. Архитектура и внутреннее убранство костела Святого Ксаверия Собор Святого Франциска Ксаверия — один из самых значимых архитектурных памятников в Белоруссии, самая популярная туристическая достопримечательность города Гродно. Высота башен костела достигает 65 метров, а ширина 33 метра в трансепте, он возвышается посреди города, заметен отовсюду, как Эйфелева башня в Париже. На одной из башен располагаются самые старинные в Европе часы-куранты, их возраст более 600 лет, речь о них пойдет чуть позже. Архитектура фарного костела выполнена в стиле барокко.
Please wait while your request is being verified...
Текст информации новости с коротким описанием. В День Независимости в Гродно ксёндз пытается похитить телефон посетительницы. Оперативные новости города Гродно, Гродненской области, Беларуси и мира. Мы следим за событиями в режиме реального времени и показываем своим посетителям. В Гродно, Лиде этого жилья значительно больше, поэтому молодые специалисты обеспечены практически всем, – добавил Виктор Пранюк. Чем заняться и куда сходить в Гродно 30 октября-3 ноября 2023: аrtist-talk, рок-опера, концерт, мастер-класс по лепке из глины. Чем заняться и куда сходить в Гродно 30 октября-3 ноября 2023: аrtist-talk, рок-опера, концерт, мастер-класс по лепке из глины.
Выбор редакции
- Гродненский диоцез — Энциклопедия
- Учреждение Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь
- Правила посещения театра
- Меню раздела
В Гродно католики отметили праздник Божьего тела — как это было
Вечером 8 июня в Гродно пройдет традиционный крестный ход верующих католической конфессии. Grodno Visa Free. 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь. Расследование уголовного дела о геноциде. Старший сын Олег появился на свет в Гродно, когда его мама-студентка минского вуза проходила здесь практику. Новости Гродно и Гродненского региона на канале Беларусь 4 Гродно.
В Гродно строят «вторую Коложу»
Пашенды храма Франциска Ксаверия. Освящение храма Франциска Ксаверия в 1705 году. Подробный рассказ о, собственно, самом иезуитском храме Франциска Ксаверия, стоит начать с одной цитаты, описывающей костёл, авторства которой принадлежит популярному в ЖЖ белорусскому блогеру Anonimusi. Иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Я много читала о нем, а летом 2014 года нам с мужем посчастливилось лично в нем побывать. Все слова, все ранее прочитанное не шло ни в какое сравнение с тем, что мы увидели. Скажу честно, от изумления не могли не только разговаривать, но и двигаться. Так и стояли у порога, широко открыв глаза и рты». Можно себе представить какое впечатление производил этот выдающийся храм на прихожан прошлого.
Освящение иезуитского костёла Франциска Ксаверия провёл бискуп Теадор Потоцкий. Как уже было сказано выше, церемония состоялась в 1705 году. По сообщению некоторых источников, царь неплохо провёл время в Гродно: молился на коленях в костёле, а потом смотрел представление иезуитского театра, и даже требовал выпустить на сцену чертей. В то время костёл имел вид отличный от известного горожанам XXI века. У храма изначально был более скромный фасад, в духе так называемого сарматского барокко, а башни имели на ярус меньше. Иезуиты занимались украшением своей святыни большую часть XVIII столетия: заказывали великолепные алтари, создавали пышные барочные купола на башнях храма, делали роспись интерьера. Так продолжалось, пока их орден не был упразднён. Есть основания предполагать, что монахи так и не успели завершить декорирование огромной гродненской святыни, поэтому, к примеру, купол, так и остался без росписи… Впрочем, католическая церковь продолжает украшать костёл и во втором тысячелетии.
Теперь можно перейти к подробному анализу иезуитского костёла, как произведения искусства, обладающего исключительной, по меркам Беларуси, художественной выразительностью. По мнению автора: храм является одним из величайших памятников церковного барокко в регионе, превосходящим, по совокупности своих художественных достоинств, любой другой барочный храм Речи Посполитой. Это одна из самых больших по площади барочных базилик в Восточной Европе. Длинна храма 60 метров, ширина в трансепте 33. Главный фасад костёла достаточно сдержанно, но в то же время не без искусности, украшен рядами пилястр с лепными капителями. Под центральным треугольным фронтоном расположена украшенная рокайльной лепниной ниша, со скульптурой святого покровителя костёла, Франциска Ксаверия. На фронтоне находятся две небольшие скульптуры святых. С двух сторон от главного входа, в нишах, расположены крупные деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла.
Главный купол имеет диаметр 13 метров. Небольшими куполами накрыты две часовни у апсиды костёла. Интерьер храма иезуитов в начале XX века. Как и положено великому храму гродненский иезуитский костёл имеет копию. Гродненский объект был взят за образец для постройки костёла доминиканцев в Ружаностоке. Интерьер костёла буквально переполнен произведениями искусства. Прежде всего стоит отметить главный алтарь — шедевр барокко. Это один из самых высоких деревянных барочных алтарей Европы, его высота 21 метр.
Фундаторами такого выдающегося произведения сакрального искусства называют Самуэля и Констанцию Лозовых. Его автором является скульптор Ян Кристиан Шмидт. Этот мастер был представителем целой династии искусных резчиков по дереву. Сохранилось некоторое количество образцов его искусства, отличающихся вполне характерным почерком, но всё же главный алтарь гродненского иезуитского костёла стал наиболее сложным и выдающимся произведением скульптора, безусловной вершиной его творчества. Не раз и не два некоторые из тех, кто стоял перед алтарём иезуитской Фары, пытались пересчитать сколько скульптур украшают эту жемчужину барокко. Да, задача не так проста. Итак, сколько же на самом деле скульптурных изображений на этом алтаре? Попробуем посчитать.
Это можно делать по-разному, так как некоторые изображения объединены в скульптурные группы и их можно считать либо как одну скульптуру, либо по отдельности. Кроме того, в данном случае будут учитываться только антропные, антропоморфные и анималистические, то есть подобные людям и животным, скульптуры. Сначала рассмотрим так называемую алтарную стенку или ретабло retabulum , которая и привлекает к себе особое внимание. На её первом ярусе находится 20 скульптурных изображений, считая двух львов на гербе Заремба и пять рельефов пьедестала, на котором стоит статуя Франциска Ксаверия. Во втором ярусе 15 скульптур, вместе с классическими атрибутами четырёх евангелистов. В третьем ярусе 14 скульптурных изображений, вместе с атрибутами женщин, аллегорически представляющих континенты. Эти великолепные скульптуры имеют свои собственные оригинальные «игрушки». Две из четырёх «континентальных» дам обладают особенно интересными предметами: Африка — своеобразным слоновьим шлемом и львом, Америка — существом, напоминающим крокодила и отрезанной индейской головой.
Кроме того, окошко апсиды, в котором находится витраж, обрамляют 14 ангельских ликов. Этот концепт соответствует оформлению главного алтаря Собора Святого Петра в Риме, а изображающий голубя Святой Дух витраж гродненского костёла, очень похож на аналогичный в главном католическом храме Рима и всего мира. Таким образом, алтарную стенку украшают 63 достаточно крупных антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображения! И это без распятий, и без учёта скульптур, представляющих объекты не подобные людям и животным, к примеру, без учёта сложных барочных ваз, венчающих алтарь. Кроме алтарной стенки в структуре алтаря есть ещё и так называемый ящик для реликвий или табернакулум tabernakulum. В гродненском фарном костёле он имеет украшения в виде великолепной рокайльной резьбы и нескольких скульптур. Кроме этого, золочённой резьбой с изображениями ангелов украшен и собственно сам алтарь, то есть своеобразный ящик-стол для ритуалов. С учётом распятий, все элементы структуры главного алтаря гродненского иезуитского костёла, украшает более 70-ти антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображений!
Отцы иезуиты активно влияли на проект алтаря, в частности указывая какие именно скульптуры должны быть изготовлены. С алтарём связана и небольшая геральдическая загадка. По краям этого грандиозного сооружения размещены фигуры, которые должны представлять меценатов, оплативших создание алтаря. С правой стороны находится фигура Св. Самуэля, которая обозначает вклад мстиславского каштеляна Самуэля Лозового, а с левой стороны статуя Св. Констанции, посвящённая Констации Лозовой. Правда, Юзеф Иодковский считал, что Констанцию Лозовую изображает аллегорическая статуя Европы, на верхнем ярусе алтаря. Случаи отражения внешности реальных людей, в созданных художниками образах святых действительно хорошо известны.
Интересно, что традиция приписывает скульптуре Марии Магдалины, в виленском костёле Петра и Павла, внешность жены Пьетро Перти, которого считают автором этого великолепного изображения. Гродненская скульптура Св. Самуэля, которая будто бы заимствует внешность фундатора Лозового, держит в руке герб. Логично предположить, что это герб именно мстиславского каштеляна. Однако Лозовым приписывают герб Любеч, имеющий в щите подкову, а на щите герба в руке алтарной скульптуры изображён лев. Уместно думать, что это вариация герба Заремба. В дополненном издании гербовника крупнейшего польского геральдиста Каспара Несецкого за мстиславским каштеляном числится некий собственный герб, видимо, речь как раз об изменённом гербе Заремба, который украшает гродненский алтарь. Главный алтарь иезуитского костёла.
Остальные алтари этого храма также весьма интересны. Всего их 12 вместе с главным 13. Алтари, расположенные в трансепте, выше и богаче украшены по сравнению с размещёнными ближе ко входу в храм. Вся художественная «массивность» алтарей храма нарастает по линии движения от входа к апсиде. Кроме того, алтари трансепта: левый — Св. Станислава Костки и правый — Св. Казимира, образуют своего рода «политическое пространство». Святые являются небесными покровителями Польши Св.
Станислав и ВКЛ Св. Казимир и таким образом символизируют две составные части Речи Посполитой. В алтаре Св. Станислава помещён рельеф изображающий битву с турками, над которой «парят» картуши с государственными гербами, Орлом и Погоней. Казимира находится образ этого святого, который Юзеф Иодковский приписывает кисти знаменитого Валентия Ваньковича. Картина представляет Св. Казимира молящимся ночью на ступеньках храма. Согласно легенде, королевич устраивал подобные моления и в Гродно, у входа главного католического собора города, позднее известного как Фара Витовта, но на полотне королевич определённо показан в Вильне, которую выдаёт Гора Трёх Крестов.
Полотно кисти В. Над большим полотном со Св. Казимиром помещено ещё одно изображение королевича, иллюстрирующее битву под Полоцком 1518 года, когда святой явился войскам Короны и Княжества и помог одолеть московских воинов. В той успешной военной операции, к слову сказать, участвовал и один из лучших полководцев ВКЛ, «стараста городенъски» Юрий Радзивилл, по прозвищу «Геркулес». Военная тематика, присутствующая в оформлении обоих алтарей, только ещё больше подчёркивает определённую идейную связь этих произведений искусства с политическими и военными актами Речи Посполитой. Подобная концепция была реализована и в гродненском бернардинском костёле, где центральный неф украшают крупные изображения гербов шляхты, фундовавшей храм, а ближе к главному алтарю размещаются государственные гербы — Погоня и Орёл Пястов. Объясняются такие художественные решения тем, что костёлы служили для собраний шляхты на сеймиках и, соответственно, были местом политической жизни региона, а во время общегосударственных сеймов — всей страны. Своды пресбитерия костёла иезуитов отделаны стукковым растительным орнаментом и путти.
Центральное место в композиции занимает рельеф Богоматери с младенцем. Скульптурная отделка выполнена на высоком уровне, и её стилистические особенности позволяют предполагать авторство выдающегося итальянского скульптора Пьетро Перти. Этот мастер работал при дворе Казимира Яна Сапеги, как раз тогда, когда магнат помогал в строительстве гродненским иезуитам. Ниже обращают на себя внимания великолепные балюстрады хоров пресбитерия. Между небольшими витыми колонками, с коринфскими капителями, помещены сложные растительные мотивы, из которых как будто вырастают человеческие фигурки. Данная балюстрада отсылает к искусству эпохи маньеризма. Высококлассная лепнина на своде пресбитерия. Предположительно, работа Пьетро Перти.
Балюстрада хоров пресбитерия.
Опять похолодание! Что прогнозируют синоптики на неделю? Три гектара нового леса появилось в Новогрудском районе 2. Выставка для детей и взрослых «Легоу» открылась в Triniti 3.
Возле деревни Путришки прошёл областной этап Кубка Беларуси по ракетомодельному спорту 4. В Гродно прошёл астрофизический турнир «Ключ на старт» 3. В юбилейный для прокуратуры Гродненской области год в Гродно появилась аллея "Связь поколений" 2. Два интернет-магазина по распространению наркотиков ликвидировала милиция в Гродненской области 1. Слесарь одного из сельхозпредприятий в Берестовицком районе украл 840 килограммов комбикорм 0.
С наступлением тепла правоохранители региона отмечают рост краж велосипедов 3. В Гродно презентовали коллективную монографию под названием "Боль памяти" 6. Новый канал обратной связи запустили в Лидском районе 1. В Следственном комитете сообщили подробности гибели мужчины на предприятии в Волковысском районе 1. На пожаре в Зельвенском районе погиб местный житель 0.
Памятная аллея по случаю 30-летия Комитета государственного контроля Беларуси появилась в Гродно 2. Открытые республиканские соревнования по спортивной гимнастике памяти Р. Кныша проходят в Гродно 2. Специалисты "Белводпуть" проводят мероприятия по подготовке Немана к безопасному судоходству 1. Гродненцы готовятся к празднованию 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков 3.
В Гродно наградили руководителей избиркомов за проведение электоральной кампании 1. В стране продолжается расследование дела о геноциде белорусского народа в годы ВОВ 2. В библиотеке имени Карского прошла профилактическая акция "Время быть здоровым" 2. В Гродно прошла премьера нового иллюзионного шоу Ильи Кахновича "Цирк иллюзий: величайший волшебник" 4. В текущем году в Гродненской области не зарегистрировано фактов торговли людьми 2.
В Лиде реализуют проекты по реконструкции объездной дороги и строительство путепровода 5. Гродненские пляжи к новому купальному сезону будут подготовлены к 1 мая 2. Сморгонские пограничники изъяли дрон возле границы с Литвой 1. Резонансная авария с участием маршрутки зафиксирована в Мостовском районе 2. Выясняются причины смерти двух жителей Гродненской области 1.
В Гродненской католической епархии — новый епископ- помощник. Им стал ксендз Владимир Гуляй из Лиды. После ухода епископа Александра Кашкевича он должен возглавить самую большую епархию в Беларуси — и уже совсем скоро. Решение Папы Римского Франциска о назначении Владимира Гуляя епископом-каодъютором Гродненской епархии опубликовали в Ватикане 5 апреля 2024 года, пишет Katolik. Редкая должность Должность, на которую Папа назначил Гуляя, редкая не только для Беларуси, но в мире. Епископ-коадъютор — это помощник главы епархии ординария , который обладает правом замещать его в случае отсутствия.
После отставки или смерти ординария коадъютор автоматически становится новым главой епархии.
Все это позволяет с определённой уверенностью утверждать, что в 1650 году в Гродно ещё не было иезуитского костёла. Но уже в 1654 году один из иезуитов был упомянут под названием praefectus fabricae templi, что можно перевести как «глава храмовой фабрики», то есть начальник строительства. Вот к этому периоду и можно отнести начало строительства иезуитов в Гродно. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола. Однако московские рати уже приближалась к городу. Вскоре они захватили Гродно, помешав планам отцов-иезуитов. Кровавая война Московского государства и Речи Посполитой повлияла на город самым негативным образом.
Гродно был очень сильно разрушен. После окончания главной фазы боевых действий, в начале 60-х годов XVII века, иезуиты смогли вернуться к строительству в Гродно. В 1664 году, в храм была принесена чудотворная икона Божией Матери Снежной, которая и теперь украшает иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Значит, к этому году храм уже должен был быть построен. В 1666—1667 годах к костёлу пристроили каменный пресбитерий. В завещании Юрия Михаила Бяницкого, сделанном в 1663 году, есть просьба похоронить его в иезуитской церкви в Гродно. В документах епископа Гродненского Варфоломея Вышамерского указывается, что костёл действовал в 1663 году. Таким образом, можно утверждать, что храм иезуитов действительно был построен в период с 1663 если взять шире, то 1662 до 1667 года.
Можно предположить, что в документах ошибочно указана не дата постройки — 1663 год, а только имя Франтишка Исаковского, который к тому времени уже умер. Само указание на возведение храма в 1663 году представляется достоверным, поскольку существование храма в 60-х годах XVII века подтверждается другими документами. Правдивой выглядит и информация, данная в визитации храма 1820 года, о строительстве в 1663 году именно каменного костёла. Существование деревянной иезуитской церкви в первой половине XVII века ставится под сомнение польским исследователем Пшемыславом Боровиком. В 1673 году сейм, собравшейся в Варшаве, утверждает решение о проведении сеймов в Гродно, таким образом превращая город во вторую политическую столицу страны. Иезуиты, стремившиеся иметь наиболее превосходные храмы в главных городах Речи Посполитой, решают построить в Гродно более значительный храм. В 70-х годах XVII века 1678 году, согласно Ежи Пашенде началось строительство нового храма, неподалёку от уже построенного костёла. Новый храм иезуитов, это существующий сейчас костёл Св.
Франциска Ксаверия, который был освящён в 1705 году. Итак, вот предполагаемая хронология строительства иезуитских храмов в Гродно: 1. Другая половина XVI века 1579—1586 Е. Квитницкая, 1584—1587 Е. Пашенда — строительство Стефаном Баторием иезуитского храма, позже известного как Фара Витовта. Иезуиты не приняли храм. Первая половина XVII века 1622 г. Строительство в 60-х годах XVII века в период с 1662 до 1667 года каменного храма, так называемого костёла Петра и Павла.
Предположительно, храм сохранился в качестве одного из корпусов коллегиума. Пашенды храма Франциска Ксаверия. Освящение храма Франциска Ксаверия в 1705 году. Подробный рассказ о, собственно, самом иезуитском храме Франциска Ксаверия, стоит начать с одной цитаты, описывающей костёл, авторства которой принадлежит популярному в ЖЖ белорусскому блогеру Anonimusi. Иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Я много читала о нем, а летом 2014 года нам с мужем посчастливилось лично в нем побывать. Все слова, все ранее прочитанное не шло ни в какое сравнение с тем, что мы увидели. Скажу честно, от изумления не могли не только разговаривать, но и двигаться.
Так и стояли у порога, широко открыв глаза и рты». Можно себе представить какое впечатление производил этот выдающийся храм на прихожан прошлого. Освящение иезуитского костёла Франциска Ксаверия провёл бискуп Теадор Потоцкий. Как уже было сказано выше, церемония состоялась в 1705 году. По сообщению некоторых источников, царь неплохо провёл время в Гродно: молился на коленях в костёле, а потом смотрел представление иезуитского театра, и даже требовал выпустить на сцену чертей. В то время костёл имел вид отличный от известного горожанам XXI века. У храма изначально был более скромный фасад, в духе так называемого сарматского барокко, а башни имели на ярус меньше. Иезуиты занимались украшением своей святыни большую часть XVIII столетия: заказывали великолепные алтари, создавали пышные барочные купола на башнях храма, делали роспись интерьера.
Так продолжалось, пока их орден не был упразднён. Есть основания предполагать, что монахи так и не успели завершить декорирование огромной гродненской святыни, поэтому, к примеру, купол, так и остался без росписи… Впрочем, католическая церковь продолжает украшать костёл и во втором тысячелетии. Теперь можно перейти к подробному анализу иезуитского костёла, как произведения искусства, обладающего исключительной, по меркам Беларуси, художественной выразительностью. По мнению автора: храм является одним из величайших памятников церковного барокко в регионе, превосходящим, по совокупности своих художественных достоинств, любой другой барочный храм Речи Посполитой. Это одна из самых больших по площади барочных базилик в Восточной Европе. Длинна храма 60 метров, ширина в трансепте 33. Главный фасад костёла достаточно сдержанно, но в то же время не без искусности, украшен рядами пилястр с лепными капителями. Под центральным треугольным фронтоном расположена украшенная рокайльной лепниной ниша, со скульптурой святого покровителя костёла, Франциска Ксаверия.
На фронтоне находятся две небольшие скульптуры святых. С двух сторон от главного входа, в нишах, расположены крупные деревянные скульптуры апостолов Петра и Павла. Главный купол имеет диаметр 13 метров. Небольшими куполами накрыты две часовни у апсиды костёла. Интерьер храма иезуитов в начале XX века. Как и положено великому храму гродненский иезуитский костёл имеет копию. Гродненский объект был взят за образец для постройки костёла доминиканцев в Ружаностоке. Интерьер костёла буквально переполнен произведениями искусства.
Прежде всего стоит отметить главный алтарь — шедевр барокко. Это один из самых высоких деревянных барочных алтарей Европы, его высота 21 метр. Фундаторами такого выдающегося произведения сакрального искусства называют Самуэля и Констанцию Лозовых. Его автором является скульптор Ян Кристиан Шмидт. Этот мастер был представителем целой династии искусных резчиков по дереву. Сохранилось некоторое количество образцов его искусства, отличающихся вполне характерным почерком, но всё же главный алтарь гродненского иезуитского костёла стал наиболее сложным и выдающимся произведением скульптора, безусловной вершиной его творчества. Не раз и не два некоторые из тех, кто стоял перед алтарём иезуитской Фары, пытались пересчитать сколько скульптур украшают эту жемчужину барокко. Да, задача не так проста.
Итак, сколько же на самом деле скульптурных изображений на этом алтаре? Попробуем посчитать. Это можно делать по-разному, так как некоторые изображения объединены в скульптурные группы и их можно считать либо как одну скульптуру, либо по отдельности. Кроме того, в данном случае будут учитываться только антропные, антропоморфные и анималистические, то есть подобные людям и животным, скульптуры. Сначала рассмотрим так называемую алтарную стенку или ретабло retabulum , которая и привлекает к себе особое внимание. На её первом ярусе находится 20 скульптурных изображений, считая двух львов на гербе Заремба и пять рельефов пьедестала, на котором стоит статуя Франциска Ксаверия. Во втором ярусе 15 скульптур, вместе с классическими атрибутами четырёх евангелистов. В третьем ярусе 14 скульптурных изображений, вместе с атрибутами женщин, аллегорически представляющих континенты.
Эти великолепные скульптуры имеют свои собственные оригинальные «игрушки». Две из четырёх «континентальных» дам обладают особенно интересными предметами: Африка — своеобразным слоновьим шлемом и львом, Америка — существом, напоминающим крокодила и отрезанной индейской головой. Кроме того, окошко апсиды, в котором находится витраж, обрамляют 14 ангельских ликов. Этот концепт соответствует оформлению главного алтаря Собора Святого Петра в Риме, а изображающий голубя Святой Дух витраж гродненского костёла, очень похож на аналогичный в главном католическом храме Рима и всего мира. Таким образом, алтарную стенку украшают 63 достаточно крупных антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображения! И это без распятий, и без учёта скульптур, представляющих объекты не подобные людям и животным, к примеру, без учёта сложных барочных ваз, венчающих алтарь. Кроме алтарной стенки в структуре алтаря есть ещё и так называемый ящик для реликвий или табернакулум tabernakulum. В гродненском фарном костёле он имеет украшения в виде великолепной рокайльной резьбы и нескольких скульптур.
Кроме этого, золочённой резьбой с изображениями ангелов украшен и собственно сам алтарь, то есть своеобразный ящик-стол для ритуалов. С учётом распятий, все элементы структуры главного алтаря гродненского иезуитского костёла, украшает более 70-ти антропных, антропоморфных и анималистических скульптурных изображений! Отцы иезуиты активно влияли на проект алтаря, в частности указывая какие именно скульптуры должны быть изготовлены. С алтарём связана и небольшая геральдическая загадка. По краям этого грандиозного сооружения размещены фигуры, которые должны представлять меценатов, оплативших создание алтаря. С правой стороны находится фигура Св. Самуэля, которая обозначает вклад мстиславского каштеляна Самуэля Лозового, а с левой стороны статуя Св. Констанции, посвящённая Констации Лозовой.
Правда, Юзеф Иодковский считал, что Констанцию Лозовую изображает аллегорическая статуя Европы, на верхнем ярусе алтаря. Случаи отражения внешности реальных людей, в созданных художниками образах святых действительно хорошо известны. Интересно, что традиция приписывает скульптуре Марии Магдалины, в виленском костёле Петра и Павла, внешность жены Пьетро Перти, которого считают автором этого великолепного изображения. Гродненская скульптура Св. Самуэля, которая будто бы заимствует внешность фундатора Лозового, держит в руке герб. Логично предположить, что это герб именно мстиславского каштеляна. Однако Лозовым приписывают герб Любеч, имеющий в щите подкову, а на щите герба в руке алтарной скульптуры изображён лев. Уместно думать, что это вариация герба Заремба.
В дополненном издании гербовника крупнейшего польского геральдиста Каспара Несецкого за мстиславским каштеляном числится некий собственный герб, видимо, речь как раз об изменённом гербе Заремба, который украшает гродненский алтарь. Главный алтарь иезуитского костёла. Остальные алтари этого храма также весьма интересны.
Рассказ про св. Франциска Ксаверия 20.11.2022 Гродно Катедра
YouTube. archived 31 Oct 2022 10:34:22 UTC. YouTube. государственной филармонии выступит с концертной программой в Новом замке в Гродно! Накануне в субботу, 30 марта, во всех католических храмах Гродно началось освящение пасхальной снеди. Получив Гродно в удельное владение от своего отца Кейстута, Витовт сделал его одной из главных своих резиденций. Вечером 8 июня в Гродно пройдет традиционный крестный ход верующих католической конфессии. YouTube. archived 31 Oct 2022 10:34:22 UTC.
Меню раздела
- За колючей проволокой
- Мы в соцсетях:
- В Гродно католики отметили праздник Божьего тела — как это было
- Рараты 2023