Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Из-за такой интерпретации люди, прочитавшие пост, вряд ли пойдут за помощью к гештальтисту, к которым при помощи таких постов формируется предвзятое мнение. Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. В психологии и психотерапии гештальтами называют целостные картины (образы, ситуации и т. д.), объем и характеристики которых будут зависеть от особенностей восприятия конкретной персоны, нюансов работы его сознания. Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Экологичное ведение групп в гештальт-подходе 3 двухдневки – Online.
Когнитивно-поведенческая терапия vs гештальт: выбираем правильный подход
Ректор Института Гештальт-терапии и практической психологии, психолог, гештальт-терапевт, супервизор, ведущий авторских обучающих программ, интенсивов, тренингов, опыт работы с 2004 года. Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844. Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков.
Что такое гештальт-терапия и какие вопросы она помогает решить
Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. В “Гештальт-терапии” Перлз, Хефферлин и Гудмен создали исчерпывающее ее представление в терминах, которые были приспособлены для времени их написания, и составившие сборник терминов и концепций исходящих из современной психологии и философии. Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Гештальт-подход к работе с самоповреждающим поведением у подростков.
Главная теория гештальт-терапии
- Определение гештальта
- Гештальт-терапия. В чем суть метода?
- Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
- Основы гештальтпсихологии | Блог 4brain
- Гештальт-терапия: что за метод, принципы работы психологов
- «Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
Как закрыть гештальт
- Гештальт в психологии: что это простыми словами
- Что означает термин «гештальт»?
- «Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
- Содержание
Стратегия, тактика и фокусировка в работе гештальт-терапевта
Очень осторожно такой комплекс переживаний можно определить как обнаружение потребности. Строго говоря, «нужда» и «потребность» — разные понятия. Организм нуждается не в еде как таковой; для продолжения жизнедеятельности ему необходима энергия. Следующий вопрос — каким образом эта энергия добывается? Растения, например, в процессе фотосинтеза преобразуют энергию солнечных лучей.
Для животных характерно получение энергии в процессе переработки питательных веществ. То есть потребность в пище рождается не «внутри организма», а на границе между организмом и средой. Иначе говоря, «нужда» у растений и животных, по сути, одна и та же, а «потребности» разные. Следующая фаза — контактирование.
Нужда стала явной, осознаваемой я чувствую дефицит энергии; я нуждаюсь в пище; я хочу есть , и теперь от внутреннего круга внимания мы переходим к среднему кругу. На этой фазе человеку необходимо ответить на вопросы: что? Мы обращаемся к собственному опыту приема пищи, мы фантазируем о том, что именно нам хотелось бы съесть, исследуем актуальные возможности, которые предлагает текущая ситуация. То есть — выбираем способ удовлетворения собственной потребности.
Третья фаза — собственно контакт его иногда еще называют полным, или финальным контактом. Мы выделяем фигуру во внешнем круге внимания. Наконец наступает четвертая фаза цикла контакта — постконтакт, этап интеграции, переваривания того, что мы получили в контакте человек вновь обращается к внутреннему кругу внимания , этап признания НОВОЙ идентичности, которая возникла в контакте, и формирования НОВЫХ отношений с окружающим миром. Это принципиальное утверждение.
В рамках гештальт-подхода мы предполагаем, что любые изменения происходят в результате полного прохождения цикла контакта. И наоборот: полное прохождение цикла контакта неизбежно ведет к изменениям — разной длительности и на разных уровнях. Приведу простые примеры. Согласитесь, сытый человек иначе выстраивает свои взаимоотношения с миром, нежели человек голодный.
С другой стороны, всякий прием пищи обогащает наш опыт, который мы способны использовать в последующем. Мы теперь знаем, допустим, что такое переедание или недоедание. Если мы решились на эксперимент и попробовали новые блюда, мы знаем, какой у них вкус и послевкусие, подходят они нам или нет. Однако и в том случае, когда мы употребляли в пищу только то, к чему привыкли, это все равно для нас новый опыт, подтверждающий уточняющий, опровергающий и т.
В целом, на фазе постконтакта происходит не меньшая работа, нежели на предыдущих фазах. Человек усваивает только что полученный опыт, осознает произошедшие в нем изменения, расстается со старыми моделями поведения, оценивает применимость новых, разрушает и утверждает связи с объектами и субъектами, тем самым реорганизуя структуру мира, частью которой он является, готовится к вступлению в следующий цикл контакта, выделяя фигуры, которые раньше оставались в фоне. Именно поэтому в гештальттерапии такое значение придается завершению незавершенных действий и ситуаций. То есть, в сущности, — завершению контактных процессов.
Для полноты картины стоит оговориться: четырехфазная модель — это, конечно же, упрощение. Современные исследователи описывают до восьми этапов контактного процесса, по-разному их называя и расставляя разные акценты. То же самое можно сказать и о кругах внимания. В каждой фазе оно внимание словно бы совершает «челночное движение», выделяя фигуры на самых разных «уровнях» непосредственных переживаний и опыта.
И человек по ходу процесса делает множество выборов. Если переживания, связанные, к примеру, с фазой контактирования, перевести в драматический монолог, получится нечто следующее: «Вот почему я такой раздражительный — я просто голоден! Надо поесть. Но до обеденного перерыва — еще полчаса.
Почему у нас такой жесткий график? Может, подключить профсоюз и поменять условия труда? Или съесть припрятанное яблоко? А хватит мне яблока?
Насколько я голоден? Да, кажется, слона бы съел! Тогда придется подождать. Эх, мне бы стейк!
В соседнем ресторане подают такие замечательные стейки! Но там дорого, а у меня мало денег. Пришлось отдавать долги. Схожу в столовую.
Но все мои коллеги ходят в ресторан. Что делать, если они позовут с собой? Соврать, что жена приготовила мне обед и упаковала в контейнеры? Тогда можно будет остаться в офисе.
Но у меня только яблоко и два бутерброда. Этого точно не хватит. Тем более, я сегодня не завтракал. Господи, как же я хочу есть — аж в животе урчит!
По сути, совершая любой выбор, мы задействуем весь свой жизненный опыт и учитываем все обстоятельства, которые только можем себе представить. Другое дело, что мы не всегда все это осознаем. Поэтому терапевтичным зачастую оказывается «разворачивание» ситуации, когда клиент начинает осознавать собственные нужды потребности , собственные мотивы, эмоции, возможные мотивы и действия людей, включенных в ситуацию, другие внешние и внутренние обстоятельства в случае с пищевым поведением может оказаться, что у человека язва желудка, или что кафе, где вкусно кормят, находится слишком далеко от места работы. И все же мы не отказываемся полностью от представлений о трех кругах внимания и четырех фазах контакта.
Главным образом потому, что, в первом приближении, это процесс, который интуитивно понятен и знаком каждому, кто хоть раз давал себе время и место для самонаблюдения. Мы имеем дело с «естественной» динамикой смены эпизодов на пути к приобретению нового опыта. Фриц Перлз и Пол Гудмен, конечно же, его не открыли, а только описали и по-своему назвали этапы. Возможно, на Перлза тут оказали влияние законы драматургии, поскольку в молодости он занимался театром.
В театроведении, киноведении и литературоведении стадии контакта обозначаются иначе: завязка, развитие, кульминация и развязка. Такая терминология хороша тем, что указывает на некий пик, через который я прохожу, чтобы завершить начатое. Подобный порядок организации сюжета воспринимается нами как нечто абсолютно «жизненное», само собой разумеющееся. И даже в современных произведениях, когда автор, например, предлагает читателю «открытый» неопределенный финал или в начале фильма показывает то, что реально произойдет в конце истории, он автор все-таки рассчитывает, что зритель самостоятельно, задним числом в фазе постконтакта восстановит весь цикл в естественной последовательности.
Автор предполагает, что у зрителя уже есть знание о том, как именно все должно происходить — хоть в жизни, хоть в литературе, театре или кино. А теперь представьте, что в детективном романе Шерлок Холмс мается-мается в ожидании хорошего дела, да так ни за что и не принимается. Или принимается, но убийцу не находит. Или находит профессора Мориарти и в течение большей части романа борется с ним у Рейхенбахского водопада.
Или борьба закончилась, но мы так и не понимаем, кто же из персонажей победил. Что мы при этом чувствуем? Определенно — фрустрацию. Наш контакт с художественным текстом, с его главным героем был каким-то образом прерван.
Собственно, это чувство неудовлетворенности, незавершенности цикла настолько разозлило читателей включая, между прочим, королеву Викторию , что они прямо-таки вынудили Артура Конан Дойла «оживить» полюбившегося публике сыщика и написать «Возвращение Шерлока Холмса». И это еще одна очень важная для Гештальта тема — тема прерывания контакта. Прерывание контакта Описанные выше ситуации называются в гештальттерапии незавершенными отчасти мы уже говорили об этом выше. То есть вроде бы что-то случилось, но человек продолжает об этом думать, продолжает чувствовать, снова и снова прокручивает ситуацию в голове, злится на Другого, осуждает себя вспомните эффект Зейгарник … Если рассуждать в терминах пищевого поведения — словно бы человек поел, но не насытился, словно бы он остановился в какой-то момент не потому, что ему уже достаточно, он сыт, а по каким-то другим причинам, не имеющим непосредственного отношения к ситуации здесь и сейчас.
Тут надо понимать, что само по себе прерывание не является чем-то плохим или хорошим. Это просто ситуативная данность. Предположим, я осознаю, что хочу есть, но не могу уйти с работы, поскольку еще не настал обеденный перерыв. И я себя останавливаю, я прерываю откладываю начавшийся процесс контактирования.
Или я вижу, как к остановке подъезжает автобус. Чтобы на него успеть, мне нужно всего лишь перейти дорогу. И тут загорается красный свет! Я прерываю начатое действие.
Автобус уходит. Я могу погрустить по поводу того, что на него не успел и теперь опоздаю на встречу. Это нормально. Это часть опыта.
В результате я, допустим, сделаю вывод: надо выходить из дома на пять минут раньше или пользоваться такси. Однако клиент, который приходит к нам и рассказывает подобную историю, скорее всего, будет жаловаться на что-то другое. Он, например, скажет: «Вот всегда со мной так! Даже автобус уходит у меня из-под носа.
Наверное, я какой-то неправильный! Из того, что я опоздал на автобус, невозможно напрямую сделать вывод, что я — неправильный человек. Такого типа прерывания в Гештальте называются невротическими. От «естественных», «здоровых» прерываний их будут отличать два неизменных свойства: Во-первых, мы всегда будем замечать, что между внешним воздействием и откликом на это воздействие как будто бы существует некая пропущенная мысль.
Или скажем так: в цепочке ощущений, порождающих отклик, явно присутствует дополнительное звено, которое самим человеком не осознается. Но именно это пропущенное звено ведет к прерыванию контакта, когда человек из ситуации «здесь и сейчас» «я не успел на автобус» буквально «выскакивает» в ситуацию «там и тогда» «мама говорила, что дисциплинированные люди всегда выходят пораньше» или в ситуацию «всегда» «вот вечно со мной нечто подобное происходит». Второе свойство невротического прерывания — его повторяемость. Клиент говорит: «Я много раз знакомился с девушками, и всегда это кончалось очень быстрым разрывом».
Обстоятельства вроде бы меняются и человек часто подчеркивает, что обстоятельства были разными , а результат один и тот же. И опять мы можем предположить, что в цикл контакта привносится нечто неосознаваемое, нечто, не позволяющее пройти весь путь от возбуждения до удовлетворения. А значит — препятствующее свободной активности и вступлению в новый контакт. Перлз и Гудмен выделили четыре способа прерывания контакта: интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние конфлюэнция.
В теории Гештальта они до сих пор рассматриваются как основные. Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам. К примеру, в литературе можно встретить такие понятия как «дефлексия» избегание контакта за счет сброса энергии возбуждения и «эготизм» выстраивание жестких границ, как у чеховского «человека в футляре» , которые объединяются общим понятием «ретрофлексия».
Благодаря ее установкам он должен стать тем, кто он есть, а не тем, кем старается быть, но не является. Как считают психологи, пусть хоть помидоры выращивает или метит в министры, лишь бы жил своею жизнью и полюбил её. Гештальт-терапия и ее основатель Фредерик Перлз В середине XX века немецкий врач-психиатр Фредерик или Фриц Перлз написал основополагающий труд «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности». В нем он предложил один из методов: поставить перед клиентом пустой стул, на котором, как он воображает, сидит важный для него человек. Либо он сам.
Он начинает разговаривать с ним или с собой вслух. Психологу разрешается вмешиваться в эту «беседу», акцентируя внимание на моментах, задавая вопросы, направляя. Современный гештальт успешно используется не только при психологическом консультировании и психотерапии, но и в педагогике, бизнес-менеджменте, управлении социальными процессами. В России метод интенсивно развивается с конца 1980-х, есть четыре базовых института с международными стандартами обучения: Московский институт гештальта и психодрамы, Московский гештальт институт, Московский институт гештальт-терапии и консультирования и Санкт-Петербургский институт гештальта. Все они объединены в Ассоциацию русскоязычных гештальт институтов, признанную в Европейском гештальт-сообществе. Причем интересуют не все эти характеристики, а только те, что не приводят к удовлетворению значимых потребностей и окружающих его людей. Поэтому ведущие понятия гештальт-терапии — это целостность и полнота жизни. Так что же такое гештальт-терапия простыми словами?
Это учение в психологии, которое помогает осознать и проработать непрожитые чувства, потребности, незаконченные ситуации. Даже название происходит от немецкого слова Gestalt, обозначающее буквально что-то незаконченное. Действительно, смысл терапии в том, что целое собирается из частей, поэтому нельзя недооценивать значение любых событий в жизни человека. В первую очередь не спрашивает «почему», а интересуется «как» чувствует и проживает моменты пациент.
Прерванная задача может создавать навязчивые мысли, направленные на то, чтобы снова взяться за неё и доделать. Человек может раз за разом возвращаться к тому, чтобы закрыть гештальт. Называют такое эффектом Овсянкиной по имени описавшей его психолога Марии Овсянкиной. Принципы гештальт-терапии «Здесь и сейчас» или «здесь и теперь». Специалист пытается сосредоточить человека на текущем моменте, помочь ему осознать и прожить то, что происходит не в прошедшем или будущем, а в настоящем. Принцип осознания. Гештальт-терапевты часто задают вопросы «Что ты сейчас чувствуешь? Перлз, например, предлагал своим клиентам стать своими же глазами, горлом или чем-то ещё и вести диалог с этой частью себя. Терапевт направляет человека к диалогу с другими людьми, даже если физически их рядом нет. Таким образом говорящий получает возможность высказаться искренне, прямо и недвусмысленно, не подбирая слова. То есть, если человек говорит: «Меня бесит мой коллега», — гештальтист предлагает представить его рядом и высказать напрямую, на что именно человек злится. Часто люди говорят о себе как бы со стороны, например: «Это мешает моей карьере». В гештальт-подходе предлагается изменить форму высказываний на более прямую: «Я не могу решить этот вопрос». Таким образом пациента сталкивают с его проблемами. Это может помочь человеку начать воспринимать себя субъект, а не как объект, и перестать избегать ответственности за собственные решения. Гештальт-терапевт, согласно изобретённому Перлзом подходу, не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает развить самосознание. Психолог играет роль не пассивного наблюдателя, а активного участника беседы, взаимодействует с пациентом как личность с личностью. Гештальт-терапия тесно связана с феноменологическим подходом — это когда главным является не внешнее поведение человека, а то, как он внутренне переживает ситуацию и видит её в своём сознании. Субъективное важнее объективного: люди со стороны могут считать, что у человека счастливая жизнь и «дом — полная чаша», но какой в этом толк, если сам он внутри себя несчастлив? Основная задача гештальт-терапевта — помочь человеку осознать прожитый опыт, «соединиться» с не переваренными когда-то до конца эмоциями, выплеснуть их и отпустить это и значит закрыть гештальт. Как закрыть гештальт Проще всего — удовлетворить потребность, довести ситуацию до логического завершения. Но часто это недоступно.
Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация. Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок. Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный. Об этом отдельно потом расскажу. Специализация Работает по аналогии с ВУЗом — вот у тебя база, а куда ты более глубоко копать станешь? Г — Гибкость! Интенсивы 2 или 3 раза по 3 дня нон-стоп идёт психологический движ: лекции, групповая и личная терапия, супервизии, интервизии. Мозг и психика с трудом выдерживают, но это точно бустит как обучение, так и практические навыки. Например, после прошлогоднего интенсива, где я была в качестве терапевта, я вживую убедилась, что могу работать с клиентом с тяжёлой пост-травматикой, и даже могу помочь, пусть и за столь короткий срок прогресс всегда можно измерить, выше писала об этом. И на каждую сессию ещё и супервизию получала так положено , где снова убедилась, что зря сомневалась в своих умениях синдром самозванца, куда без него. Про качественное общение с коллегами и совместную работу тоже очень важно сказать. Не видела такого вне гештальта в таких масштабах и в таком количестве форматов. Это не только прокачивает и даёт чувство сопричастности, но и помогает держаться реальности, сверяясь с другими. В общем, не знаю других примеров системного обучения в России, построенных по похожему принципу. Какие-то элементы может и встречаются, но здесь всё же есть система, где каждый модуль ведёт к какому-то результату, и можно к базе самому достраивать, куда развиваться. Например, вторая ступень посвящена выращиванию из студента полноценного психотерапевта, и все активности внутри неё, теоретические и практические, направлены на это. Третья ступень уже про то, чтобы стать супервизором, и там всё про это. У каждой движухи — чёткие цели и задачи. Противоречия есть, но я приведу отклики отучившихся, для наглядности «вам шашечки или ехать? Так просто дипломы не раздают. И взяток не берут. Вымученный годами учёбы сертификат можно подтвердить в Европе, опять же плюс. Все ли гештальтисты одинаково полезны? Конечно, нет. Как и специалисты любой другой профессии. Все ли хирурги одинаково круты? А учителя? А парикмахеры? Да даже грузчики бывают бережными и вежливыми, а бывают и полупьяными придурками, которые расхерачат половину мебели при переезде и сами в процессе поубиваются. Так же и с гештальтистами. Подход к обучению и уровень ответственности у каждого свой. И база тоже может сильно отличаться. А ещё они — люди, прежде всего. И, как и все люди — разные. В нашей учебной группе, например, есть и психологи с двадцати- и более -летней практикой в разных подходах, и психиатр, и клиницист, и юристы с экономистами, и даже таролог. И всем нам даётся одинаковая база по гештальту, и мы выполняем одинаковые упражнения, проходим практики и супервизии, отрабатываем потом это всё в тройках. Естественно, и результаты у всех выходят неодинаковые, и практический процесс идёт по-разному. Но, на мой взгляд, в этом и кайф. Это помогает собрать более полную картинку, более объёмную. Посмотреть, как один и тот же процесс может развернуться на разной базе. Кто-то больше погружается в теорию, у кого-то лучше получается практика, а уж с контактом, на границе которого и происходит основная работа, у всех вообще всё очень по-разному. Всё сильно зависит от уже имеющихся навыков и знаний, на которые это всё ложится. И на личностные качества. У кого-то лучше получается оставаться в терапевтической или мета- позиции, у кого-то — хуже. Выбрать подходящую интервенцию, предложить эксперимент, который сработает. Всё это — навыки, опирающиеся на личностные особенности терапевта. Кого-то может унести в личное, кто-то может встать в позицию доминирующего партнёра, а кто-то вообще в истерику впадёт. Понятно, что это — непрофессионально, и так не должно быть и это повод для смены терапевта , но в этом и выражается человеческий фактор в профессии. Примеры факапов и недопониманий про гештальт «Да задолбала она спрашивать, что я чувствую! Ничего я не чувствую!
Что такое гештальт и как его закрыть. Простыми словами
Гештальт-терапия, что это простым языком и кому подойдет? | Гештальт-терапия была разработана в 1940-х и 1950-х годах Фрицем Перлзом, психиатром и психоаналитиком, и его тогдашней женой, психотерапевтом Лаурой Перлз, как альтернатива традиционному вербально-ориентированному психоанализу. |
Основы гельштат-психологии: гештальт-терапия и гештальт-подход | Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, педагог-психолог в АНОО «Областная гимназия имени Е. М. Примакова». |
Что такое гештальт и зачем его закрывать? Основы гештальтпсихологии | Гештальтпсихология – это немецкая научная школа психологии. |
Please wait while your request is being verified...
Гештальттерапия: что это, как работает, какие проблемы решает | Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. |
Что такое гештальт и в чем суть данного подхода? | Гештальт-терапия (далее – ГТ) возникла в середине 20 века в диалоге с психоанализом, в опоре на гештальт психологию, экзистенциальную философию и, позднее — на восточные практики. |
Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
Попробую расшифровать, что значит. Основным инструментом гештальт-терапии является постановка психологического эксперимента и фиксация феноменов ответной реакции пациента. Эксперимент может иметь самые различные формы, например, рассказ о каком-то событии в жизни пациента или о его проблемах, разговор на любую тематику, предложение рассмотреть какую-либо гипотетическую ситуацию. Довольно популярен метод «пустого стула», так называемой монодрамы, когда гештальт-терапевт предлагает пациенту представить, что на пустом месте рядом сидит он сам или важная для него особа. При этом пациент должен вслух начать разговор с самим собой или воображаемым человеком и одновременно фиксировать возникающие у него различные феномены. Феномены могут проявляться в виде различных эмоций, изменений тональности голоса, его дрожания, речевых запинок, мимических реакций, жестикуляции, изменений позы и ощущений «мурашки» по коже, жар в теле, похолодание конечностей, мышечная напряженность и др. Небольшой нюанс — важны только те феномены, которые возникают здесь и сейчас, то есть в ходе эксперимента, даже если он касается событий из прошлого. Чувства и мысли, которые пациент испытывал тогда, не имеют значения, так как воспоминания о них могут изменяться с течением времени в процессе неоднократного проигрывания в сознании. Психотерапевт внимательно наблюдает за пациентом и также фиксирует заметные для него проявления, не всегда принимаемые во внимание самим человеком. Сравнивая и анализируя выявленные феномены, врач учит пациента выявлять их в себе, обращать на них внимание и таким образом развивать самосознание.
Без приобретения этого умения, успех терапии невозможен, так как от него зависит определение важности реальных событий для данного человека в дальнейшем. А это связано с правильной расстановкой приоритетов и жизненным выбором. После окончания эксперимента гештальт психолог или психотерапевт проводит с пациентом обсуждение не только возникающих феноменов, но и темы его ожиданий и насколько они соответствуют реальному положению дел. Вместе они пытаются выяснить, чего ожидают от клиента окружающие его люди и как это соотносится с его потребностями. В ходе общения гештальт-терапевт может ссылаться на личный опыт и определенные ситуации в своей жизни, проявлять себя как личность, ни в коем случае не допуская менторского тона. Уважение к мнению пациента, общение на равных, доверие к суждениям человека — эти личностные качества врача в гештальт-терапии намного важнее, чем в таких направлениях психотерапии как психоанализ и поведенческая психотерапия. Анализ и понимание происходящего, контроль своих ответных реакций — то, чему должен научиться человек в конечном итоге. Отношение к себе как цельной личности, уважающей и свои, и чужие желания, а также умеющей брать на себя ответственность за свои поступки. Только независимая и думающая личность способна добиться жизненного успеха, самореализоваться и при этом не нажить множество врагов.
При этом человек должен научиться не скрывать своих эмоций, не подавлять свои чувства и не стараться быть сильным. Просто нужно уметь сказать «нет» в ответственный момент в мягкой, но убедительной форме. Каковы основные принципы гештальт-терапии? Одним из первых принципов является уже ранее упоминавшийся и неукоснительно соблюдающийся принцип «здесь и сейчас» с концентрацией внимания на текущем моменте. Когда пациент высказывается по поводу других людей, часто это происходит не совсем искренне, завуалированно и с избеганием прямых оценок. А это говорит о неуверенности человека в собственных суждениях и личной недооценке, а также стремлении избегать коммуникации или придерживаться поверхностных контактов. Преодолеть боязнь контактов помогают занятия в парах или тройках, когда психотерапевт мягко стимулирует общение между участниками эксперимента, провоцируя ситуации, требующие конкретных и прямых высказыванием по отношению друг к другу. Чаще всего люди относятся к этому отстраненно, как бы наблюдая со стороны. При этом они говорят, что что-то мешает их карьерному росту, или как «они» требуют от него слишком многого.
Врач обычно просит перефразировать такие утверждения. Например, «Я сам не прилагаю достаточно усилий», «Мне трудно соответствовать требованиям».
Что такое гештальт Гештальт в переводе с немецкого языка Gestalt означает «целостный образ».
Наверное, каждому знакомы картинки в интернете, где нужно отыскать некий образ, который едва выделяется на общем фоне. Мозг с этим без труда справляется, потому что человеческое восприятие очень целостное. Настолько, что иногда его ставит в тупик отсутствие финала или развязки в жизненных ситуациях.
Например, если сильно хотеть пить и уронить стакан с газировкой за секунду до того, как утолить жажду, человек испытает, разочарование, злость, обиду. Можно налить себе воды снова, но эта мелкая неприятность надолго испортит настроение, ведь логичного удовлетворения своего желания получить с первого раза не удалось. Ситуации, в которых мы не преуспели, преследуют нас и лишают энергии.
И, если пример с водой и стаканом забудется через пару часов, есть ситуации которые отравляют жизнь многие годы. Обиды на родителей Обиды — самый распространенный вариант незакрытого гештальта. Особенно если дело касается детской обиды на родителей.
Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых. Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1. Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства.
Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями». Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве. Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом.
Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем.
Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций.
Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения? Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную.
Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга. Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции.
Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире. Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей. Этот особенный эффект русский литературовед Виктор Шкловский называл эффектом остранения от слов «странность» и «отстранение» , и благодаря ему я оказываюсь способен заметить в себе переживания, которые из-за стресса могут быть пропущены мною в собственном человеческом опыте ежедневного бытия.
Обратите внимание, мы опять говорим не о содержании действия, не о том, что происходит, а о том, как это происходит. Я получаю удовольствие от факта соприсутствия, от формы, от композиции, от того, как организован процесс, от вовлеченности в сюжет. Это некоторые «дополнительные» эмоции, которых не возникает, когда я — участник события и сложное по чувствам действие происходит в реальности. Восприятие искусства предоставляет нам дополнительное «место и время» для переживания. Мы говорим: «Ух, как он это сделал! И не просто заметить, но и запомнить, как вообще могут развиваться эмоциональные процессы, как люди вступают в отношения, действуют в отношениях и выходят из отношений.
Это помогает нам распознать и осознать самих себя в сложной динамической системе личностных, социальных и культурных взаимосвязей. Тут мы уже совсем близко подходим к пониманию гештальт-методологии. Потому что базисным основанием терапии является для нас осознанность awareness. Мы предполагаем, что решение психологической проблемы возможно в результате повышения осознанности динамических проявлений человека в ситуации. А метод нашей работы основан на организации эксперимента в реальном времени и реальном пространстве. Это может быть эксперимент в непосредственных отношениях между терапевтом и клиентом или между участниками терапевтической группы.
Или эксперимент в фантазийном, игровом мире, который, однако, тоже локализован в реальном времени терапевтической сессии. Гештальттерапевты часто используют игровые, фантазийные эксперименты, потому что такое экспериментирование, в определенном смысле, оказывается даже более эффективным и, понятно, менее рискованным для человека и тех, кто его окружает , нежели экспериментирование в реальной жизни. Наш клиент на сессии способен не просто проиграть некую ситуацию, но и запомнить сам механизм ее проигрывания. Соединение и интеграция в процессе осознанного экспериментирования двух сигнальных систем вспомним учение Ивана Павлова создает уникальную возможность для создания новой формы самоорганизации личности в ее психической и физической реальности. С некоторой долей оптимизма мы можем даже утверждать, что процесс осознавания ведет к перестройке самой психофизиологии в моменте организации процесса контакта. Иначе говоря, — к тому, что в реальном физиологическом поле организуются новые нейронные связи, и за счет этого переформируется сама система функционирования эмоционального и когнитивного опыта.
Процесс и осознавание происходящего здесь и сейчас Надо заметить, что английское «awareness» слово, которое активно используется в Гештальте переведено на русский язык не очень удачно. Мы говорим об «осознании» или «осознавании», и эти термины отсылают нас к тематике сознательного и бессознательного. Дальше, соответственно, начинаются рассуждения про интеграцию бессознательного в сознание и проч. В действительности же, в Гештальте имеется в виду нечто другое. Речь скорее идет об осведомленности, информированности, компетентности, о способности отдавать себе отчет в том, что сейчас во мне и вокруг меня происходит. Если использовать разговорный оборот речи, можно сказать: «Я в курсе происходящего ».
Именно в этом смысле мы говорим, что клиент начинает осознавать процесс и получать определенное удовольствие от того, что осознает процесс , собственные мотивы, эмоции, телесные переживания. В результате во время терапевтической сессии он подмечает то, что обычно пропускает в реальной жизни. Клиент осознает, как он сам себя прерывает, когда контактирует с другими людьми. И тут мы снова можем опереться на теорию академика Павлова. Допустим, у человека не было опыта позитивного слияния с матерью — не ласкала она его, не кормила грудью. Но есть же еще фантазийный мир!
Есть мечты о слиянии, насыщенные множеством деталей… Не ставить же штамп в паспорте «Не годен» всем тем, кого не кормили грудью, не качали в колыбели, кому игрушку нужного цвета не повесили над кроваткой, у кого папа с мамой разошлись! В этом смысле, Гештальт — очень оптимистический метод. Он сфокусирован не на том, почему у меня возникают проблемы, а на том, как они проявляются. Что такое я делаю? Как так происходит, что я, взрослый человек, повторяю цикл отклика, который сформировался в детстве и тогда, как творческое приспособление к реальности, помогал мне справиться с ситуациями, но сейчас уже мешает? Что я пропускаю, что я не осознаю?
Как я прерываю процесс контакта? В этом месте, кстати, гештальт-подход в плане методологии расходится с аналитическими процедурами. Предположим, клиент заявляет, что мать не кормила его грудью. Психоаналитик в таком случае, скорее всего, будет предполагать, что долгое обсуждение взаимоотношений с матерью, попытка проживания детских впечатлений и эмоций как-то изменит мышление и восприятие клиента. Гештальттерапевт будет склонен воспринимать историю клиента как «параллельную» тому, что случается в жизни человека сегодня. И спросит клиента: «А как ты сейчас себя чувствуешь, когда рассказываешь мне об этом?
Как ты сейчас организуешь свой опыт контакта с окружением? То есть клиент действует в данный момент времени, и потребности у него уже другие вряд ли взрослый так уж хочет по-настоящему присосаться к груди! Если говорить по-простому, мы реагируем на происходящее привычным образом, не задумываясь о том, как мы это делаем. Так вот, гештальттерапевт предложит клиенту не мучить душу тем, как когда-то было плохо, а попытаться понять, как ему справиться с ситуацией здесь и сейчас. То есть мы признаем, что невозможно изменить прошлое, но предлагаем человеку попробовать как-то иначе чуть более спонтанно, вариативно откликаться на настоящее. При этом опору мы, как правило, ищем в поле.
Не в самой ситуации, а в том, что ее окружает. Фигура и фон Гештальт-психологи первой половины XX века сформулировали понятия фигуры и фона. Фигура есть то, на чем сфокусировано сейчас наше внимание. Фон — то, что окружает фигуру. Все мы прекрасно знаем этот эффект. Когда мы смотрим в окно, мы видим либо пейзаж, либо стекло на фоне пейзажа.
Мы не в состоянии одновременно видеть и стекло, и то, что за ним. Это понятно нам из опыта. Открытие гештальт-психологов состояло в том, что фон не просто дополняет или мешает восприятию фигуры, фон оформляет фигуру, придает ей форму, превращает ее в гештальт. В зависимости от того, насколько прозрачно стекло, мы будем по-разному видеть пейзаж. В зависимости от того, день на дворе или ночь, солнечно или пасмурно, мы будем по-разному видеть оконное стекло, замечая или не замечая степень его прозрачности, пятна, пузырьки и т. Мы говорим: на этом фоне такое не видно; на другом фоне оно становится заметно.
Ту же тему по-своему развивали русские искусствоведы-формалисты 1920-х годов, философ Бертран Рассел и семиологи 1960-х. Они рассуждали о том, что форма высказывания есть «высказывание о высказывании», метауровень коммуникации. И опять-таки мы все это прекрасно знаем из личного опыта. Молодой человек, скорчив кислую гримасу, говорит девушке: «Какая ты красавица! Ясно же, что, произнося здесь и сейчас вполне понятные слова, молодой человек имеет в виду нечто другое. Зачастую даже не осознавая, что собственно он имеет в виду.
Гештальттерапевты часто подчеркивают, что энергия скрыта в фоне. И действительно, слова часто говорят меньше, чем сопровождающий их жест, поза, движение. Как в приведенном выше примере, когда выражение лица молодого человека гораздо более эмоционально и энергетически заряжено, нежели произносимая фраза. Полный смысл высказывания удается определить, если мы уделяем внимание всей ситуации акта коммуникации, включающей как словесные, так и невербальные компоненты. Если посмотреть шире, мы обнаружим, что и на уровне поступков в больших сценах жизни действуют те же закономерности. К примеру, прояснение сюжетных длительных отношений между людьми позволяет лучше понять мотивы и смысл чувств и поступков конкретного человека в конкретной ситуации.
Открывая для себя, делая осознаваемым фон, мы существенно меняем фигуру. Причем, изменения эти могут оказаться парадоксальными, поскольку изначально парадоксальным было сочетание мотива и самого высказывания. Человек говорит, например: «Я тебя не люблю! Цикл контакта и три круга внимания Мы подошли к очень важному концепту, который был сформулирован родоначальниками гештальттерапии Фредериком Перлзом и Полом Гудменом. Суть его в том, что процесс контакта с Другим может быть рассмотрен как цикл. Возьмем для примера пищевое поведение.
Ребенок хочет есть; он что-то делает например, плачет , дабы получить еду; он обнаруживает маму; он ест и, наконец, «отваливается» от мамы и переваривает пищу. Взрослый человек испытывает голод, ищет пищу, потребляет ее и потом переваривает. Самый обыкновенный, всем прекрасно известный процесс. В гештальт-методе, однако, нам предлагается заметить, что он процесс происходит не «монотонно», что он проживается человеком как минимум четыре фазы организации опыта — от возникновения дефицита энергии в организме до переваривания пищи. Точно так же в любой ситуации мы способны обнаружить фазу предконтакта, когда человек ощущает беспокойство, волнение, обнаруживает нужду, порожденную некоторым дефицитом. Этот этап переживается человеком по преимуществу телесно.
Мы сосредоточены на том, что Перлз называл внутренним кругом внимания. Очень осторожно такой комплекс переживаний можно определить как обнаружение потребности. Строго говоря, «нужда» и «потребность» — разные понятия. Организм нуждается не в еде как таковой; для продолжения жизнедеятельности ему необходима энергия. Следующий вопрос — каким образом эта энергия добывается? Растения, например, в процессе фотосинтеза преобразуют энергию солнечных лучей.
Получить результат в виде умения жить счастливо здесь и сейчас? Делает он это двумя базовыми методами. Беседа в гештальт-терапии — это не разговор в кафе или где-то ещё. Это разговор, для которого: выделяют определённое уединенное, безопасное пространство; нужна серьезная подготовка со стороны психотерапевта. Терапевт в гештальт-терапии — это не отстраненный слушатель, эксперт, который знает ответы на все вопросы и относится к клиенту, как к объекту.
Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем
Кандидат психологических наук, гештальт-терапевт, педагог-психолог в АНОО «Областная гимназия имени Е. М. Примакова». Рассказываем, что такое гештальт, откуда он берется и что собой представляет гештальт-терапия. Здоровье в гештальт-терапии — это гармоничное и целостное функционирование жизненных систем человека, способность к саморегуляции как в физическом, так и психологическом аспектах.
Please wait while your request is being verified...
И еще один принцип — принцип актуальности. Это про «здесь и сейчас». Когда ты осознаешь себя и то, что происходит вокруг, в моменте, когда имеешь дело с реальностью, с фактом, тогда ты избавлен от иллюзий, не фантазируешь и можешь называть вещи своими именами. Первый — то, насколько изначально клиент «собран». Если мы представим картинку из пазлов, то у одного человека может отсутствовать 1-3 пазла, а у другого в силу каких-то обстоятельств половина. В первом случае может быть достаточно несколько сессий. У меня был опыт, когда проблема клиента разрешалась за 1-2 сессии. Во втором — могут понадобиться месяцы и годы. Мой самый длительный опыт терапии — четыре с половиной года. Многое зависит и от самого клиента: что он хочет изменить и насколько сильно.
Приведу замечательный пример из своей практики публикуется с согласия клиента. Ко мне пришла молодая женщина, чуть старше двадцати лет, но уже с богатым жизненным опытом: замужество, ребенок, переезд в другую страну. Изначальным ее запросом были отношения, но по ходу нашей работы появлялись и другие темы. И если в начале терапии в ней преобладала безысходность, ощущение, что ничего нельзя изменить, то вскоре после завершения терапии она купила дом, нашла мужчину, с которым ей хорошо и которому она смогла доверять, сделала устойчивую карьеру. Да, конечно, ее жизнь не лишена проблем, но теперь у нее есть инструменты для их решения. Часто бывает и такое: чем моложе клиент, который приходит в терапию, тем меньше встреч с психологом нужно, но опять же, если нет сильно травматического опыта. Какими качествами он обладает? Это личность, которая за пределами кабинета ведет себя примерно так же, как и на сессии с клиентом. Конечно, есть какие-то нюансы, но гештальт-терапия — это терапия контактом, поэтому здесь самое важное — встреча.
И для того, чтобы эта встреча состоялась, терапевт сохраняет естественность. Он живой и честный. Если у него возникают какие-то чувства в ходе работы, он вполне свободен их разместить и проявить, но только в том случае, если это будет полезно клиенту. Не будет выносить быстрых суждений, рассказывать клиенту про то, какой он, будет много наблюдать, слушать и давать человеку столько пространства, сколько нужно. Вы наверняка замечали: часто на первой встрече с малознакомым человеком возникает много напряжения. Люди порой не справляются с этим: кто-то начинает шутить, кто-то скатывается в грубости, в зависимости от контекста. Так вот одна из профессиональных компетенций гештальт-терапевта — это умение выдерживать это напряжение и оставаться в контакте с человеком, несмотря ни на что. Зачастую первые несколько встреч человек много и быстро говорит. Такое ощущение, будто он заполняет собой все пространство.
Это один из признаков напряжения. Новая ситуация, он в растерянности, не очень понимает, что от него требуется… В таком состоянии встретиться по-настоящему практически невозможно. Терапевт терпеливо ждёт. Но спустя время темп замедляется, и появляется возможность для контакта. Задача терапевта — не закидывать клиента вопросами, оставаться с ним рядом, дождаться этой возможности. Практически все гештальт-терапевты, которых я знаю, хорошо владеют этим навыком. Стиль работы гештальт-терапевта я бы назвала словами одного моего учителя, Владимира Филлипенко: доброжелательное безразличие. Это про безоценочность. Я не оцениваю клиента, не сравниваю его с собой или с кем-то еще, а рассматриваю его как уникального, ни на кого не похожего и интересного для меня человека.
И именно через это становится возможной терапия. Вот почему важно найти того терапевта, с которым вам приятно и безопасно. И к ней можно приблизиться в ходе обучения. На кого прежде всего рассчитана программа «Гештальт-подход в психологическом консультировании»? Эта программа точно даст понять, интересен ли тебе гештальт, хочешь ли ты дальше совершенствоваться в этом подходе либо пойти куда-то в другое направление. И при этом та база инструментов, техник, экспериментов, которые студенты получат в ходе обучения, останутся в профессиональной копилке, которую всегда можно брать с собой на консультацию и использовать. Основная идея в том, чтобы уже как минимум к середине программы ее участники могли начинать практиковать. Мы также рассматриваем вариант контакта с руководителями некоторых агрегаторов, с которыми можно договориться о практике для студентов в качестве начинающих терапевтов. С этим опытом они смогут приходить в супервизорскую группу на программе и отрабатывать навыки.
Во-первых, каждому такому студенту в начале обучения предоставляется бесплатный доступ к Вводному модулю, на котором можно получить необходимые базовые знания по психологии. Во-вторых, в программе есть дисциплина «Основы психологического консультирования», которая даст представление о том, из чего состоит и как выглядит такое консультирование. Все преподаватели на программе — профессионалы с большим опытом практической работы. Студенты точно про себя очень многое поймут. Ведь помимо условно теоретической части, которая дает понимание, что такое гештальт-терапия, как она работает, есть еще терапевтическая группа — место, в котором человек, знакомясь и взаимодействуя с членами группы, проживает и узнает себя через призму других людей. Эта программа поможет психологическому росту. Но в том случае, если у человека есть мотивация расти. Если другие лекционные и практические занятия можно посмотреть в записи, то терапевтическая группа проходит без записи для сохранения конфиденциальности происходящего в ней. Если человек много пропускает, если у него много сопротивления и он никак не хочет его преодолевать, тогда эффективность обучения будет ниже, чем для других.
Потому что гештальт-терапия — терапия, которая делает человека свободным и ответственным одновременно.
В том, что работа с внутренней феноменологией зачастую относится к разделу «творческих методов», а работа на границе контакта — к методологии практики. Попробую описать то, что, как я думаю, стало модой, поветрием и выхолащивает суть гештальт-терапии. Это — несвоевременное использование «выхода на границу-контакт». Очевидно, что в нашей жизни у всего есть начало и конец. У терапевтической сессии — тоже. Первый этап гештальт-сессии — ориентировка.
По сути, на этой фазе терапевт работает с феноменами клиента — с его представлениями, его картиной происходящего, его чувствами и переживаниями, ожиданиями по поводу терапии. Пока терапевт не прояснил, куда двигаться, он внимательно наблюдает, слушает, чувствует, расспрашивает. Иногда эта фаза длится несколько встреч, иногда — буквально минуты. Но она — начало работы, тот краеугольный камень, который кладется в основание храма… Без прохождения этой фазы гештальт-терапевт рискует оказаться в плену своих проекций, идей и фантазий безотносительно к потребностям и чувствам клиента, а также собственно к процессу взаимодействия между ними. Второй этап гештальт-сессии — гештальт-эксперимент. Используя запрос клиента, собственные реакции, знания, навыки, терапевт сопровождает клиента на пути, где может встретиться что-то новое — забытая история, неожиданное осознавание, необычная идея… На этом этапе клиент может убедиться в чем-то важном для него, понять, отпустить, принять, захотеть… Более подробно опыт гештальт-экспериментов в группе описаны мною ранее. И последний, третий этап — ассимиляция, освоение нового, переход к использованию этого опыта в жизни.
Так вот: сессии, клиенты и контакт бывают очень разными. Иногда клиент настолько погружен в себя, настолько озабочен произошедшим, настолько встревожен, что не способен заметить Другого. И тогда интервенции типа: замечаешь ли ты, что я… кому ты все это рассказываешь… ты мне кажешься… и т. В этот момент терапевт встречается с феноменами, предъявляемыми клиентом — его чувственным опытом, его болью и тревогой, его окружением, отношениями, идеями… Прежде чем чинить машину, хорошо бы понять как она устроена — именно поэтому важна феноменологическая диагностика. Она может быть как реалистичной и построенной на прямых и ясных вопросах, так и метафорической, образной, чувственной.
Таким образом, Фриц Перлз вывел своё понимание слова «гештальт», в которое вложил следующий смысл: целостный, полноценный образ мира, здоровое мироощущение. Из этого следует, что гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку достигнуть гармонии с самим собой, простить себе незавершённые дела и начать смотреть на жизнь объективно, без гнёта незавершённых дел и психологических травм. Как возникает незакрытый гештальт?
Существует много социальных явлений, которые приводят к возникновению незавершённых гештальтов. Большинство из них связано с устаревшими традициями, нормами и религиозными догмами. Выше уже был описан пример того, как влияние родителей может привести к серьёзным проблемам во взрослой жизни человека. Но это только одна из распространённых ситуаций возникновения незакрытого гештальта. В целом механизм нарушения восприятия мира выглядит следующим образом. Человек узнаёт какую-то информацию, которую боится оспорить или считает единственно верной. Например, окружающие ему говорят о том, что заговаривать с незнакомыми людьми невежливо и даже опасно. Эта информация остаётся в его подсознании, мешая выстраивать социальные связи.
С годами проблема усугубляется, всё больше усложняя жизнь человека. Чтобы неверная информация, ведущая к нарушению объективного восприятия мира, была своевременно опровергнута, нужно анализировать свои поступки и причины поведения. Но не всегда это получается сделать самостоятельно. В этом случае нужно обратиться к гештальт терапевту. Кто такой гештальт терапевт? Итак, гештальт терапевт — кто это? Психолог, психоаналитик , психотерапевт или специалист принципиально другой сферы? Так как гештальт-терапия является одним из направлений психотерапии, то практикующий её гештальт терапевт — это специалист, который занимается изучением и лечением психологических проблем.
Роль, которую выполняет гештальт терапевт, принципиально отличается от работы обычного психоаналитика. Задача гештальт терапевта состоит не в том, чтобы дать пациенту «волшебную таблетку», а помочь разобраться в себе и самостоятельно прийти к решению своих проблем. Преимущество такого подхода в том, что человек учится самостоятельно справляться со всеми трудностями без посторонней помощи. Поэтому эту методику работы с пациентами можно назвать одной из наиболее эффективных.
Например, ребенок мечтает заниматься хоккеем, а родители отдают его в шахматную секцию, потому что это безопаснее и полезнее для интеллектуального развития. Вероятных исхода во взрослом возрасте два: человек обесценивает свои достижения и редко чувствует удовольствие от жизни; он навязывает свои мечты детям, и история повторяется в следующем поколении. Собственные ошибки Считается, что «время лечит»: обиды забываются, невысказанные слова благодарности или извинения теряют смысл. Подсознание же так не считает. Оно заставляет чувствовать вину и терзаться невозможностью исправить ошибку, если источника страданий уже нет в живых или связь с ним полностью потеряна. Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию. Как закрыть гештальт Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой. Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого. Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность. Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно. Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях. Кричать и плакать — нормально, эмоции должны быть прожиты.
Что такое гештальт в психологии
Кроме того, осознанность помогает жить настоящим, а не зацикливаться на прошлом и ярче чувствовать положительные эмоции в моменте. Недостатки гештальттерапии Скудная доказательная база. Данных об эффективности гештальттерапии мало. В специализированной литературе по гештальттерапии основное внимание уделяется ее теоретическим аспектам. В качестве подтверждения эффективности метода часто описывают различные клинические случаи, но этого недостаточно, чтобы делать далекоидущие выводы.
Подходит не всем. Гештальттерапия — метод без четкой структуры: нет универсального алгоритма, по которому работает психотерапевт. В его взаимодействии с клиентом много спонтанности.
Чувство обиды и несправедливости будет преследовать и заставлять наступать на одни и те же грабли. Например, ребенок мечтает заниматься хоккеем, а родители отдают его в шахматную секцию, потому что это безопаснее и полезнее для интеллектуального развития.
Вероятных исхода во взрослом возрасте два: человек обесценивает свои достижения и редко чувствует удовольствие от жизни; он навязывает свои мечты детям, и история повторяется в следующем поколении. Собственные ошибки Считается, что «время лечит»: обиды забываются, невысказанные слова благодарности или извинения теряют смысл. Подсознание же так не считает. Оно заставляет чувствовать вину и терзаться невозможностью исправить ошибку, если источника страданий уже нет в живых или связь с ним полностью потеряна. Дети, которые не успели сказать родителям о своей любви, супруги, не поблагодарившие друг друга за совместно прожитые годы, — эти гештальты настолько мучительны, что способны вызывать тяжелую депрессию.
Как закрыть гештальт Для завершения гештальта отношения приходится выяснять не с родителями, партнерами и окружением, а с самим собой. Закрыть гештальт — это значит проработать собственные чувства, травмы и обиды, вернувшись к их истокам и прочувствовав боль сполна. Для этого существуют следующие техники. Письмо себе Писать нужно ручкой на бумаге — гаджеты не подойдут. Для начала стоит рассказать о своих чувствах и погрузиться в образ из прошлого.
Нельзя останавливаться — эмоции должны проявиться до конца, даже если придется идти по второму и третьему кругу. Важно говорить о себе, не обвиняя других людей и не возлагая на них ответственность. Следующий шаг — максимально искренне сформулировать благодарность человеку или ситуации, забыть которые не получается. Описать, чему удалось научиться, благодаря им, какой опыт извлечь. Что делать с письмом дальше — сжечь, оставить на память, смастерить кораблик и пустить его по воде — уже неважно.
Это шанс рассказать человеку все, что «за душой», не переживая о последствиях.
Что вообще прекрасного в этой философии? А что в ней опасного? Помогла ли «эта философия» тому человеку, как вы думаете? Поможет ли она вам? Подходит ли эта установка-философия лично для вас? Современна ли она в целом или её место в Музее? А теперь вытащите спонтанно 1 карту из колоды " 1000 Жизней ".
Вот так вы выглядите, потому что думаете, как в предыдущей позиции карта " 1000 Дорог ". Если в предыдущей позиции речь шла о мыслях, то во второй позиции речь идёт сугубо о внешнем виде, облике, имидже, аксессуарах, манерах, привычках, типичной диете, вашей роли в межполовых Отношениях, причёске и даже деталях гардероба — узнаваемых и архетипичных. Имейте в виду, что в данном раскладе карта "1000 Жизней" должна по условиям игры показать нам образ немодный, смешной, раздражающий, затрудняющий нам общение с живой реальностью. Проанализируйте подсказку карты и ответьте на важные вопросы гештальт психологии: На какие мои конкретные аксессуары и привычки указывает карта? Почему это мне скорее вредит, чем меня украшает? Можете ли вы вспомнить других, тоже похожих на этот образ, людей? Чем вы на этих людей похожи и чем всё-таки не похожи? Если вы затрудняетесь анализировать себя таким образом, попросите друга проанализировать вместе с вами эту карту.
Она подскажет вам способы и идеи, как можно жить по-другому, более современно, успешно, гармонично и максимально по-вашему а не по-тётиному... Вторая Часть Расклада. Снимите с себя «ваше прошлое десятилетие» Здесь пойдёт речь конкретно о времени вашей Юности. Как вы помните, мы застреваем в эпохе наших 16-25 лет потому что: что-то тогда не сделали, кому-то кое-что не доказали... Мы всё ждём «событие Что-то» или «человека Кого-то», поэтому бессознательно не меняем ни свою причёску ни стиль, чтобы всё осталось «как тогда», чтобы нас узнали. Мы думаем, что Счастье и Победу нужно встречать с теми же песнями в наушниках, в той же рубашке и с тем же «хвостиком»... Эта карта согласно гиштальт психологии — состояние нашей души, которое «пробивается» и наружу. Ответьте на вопросы: на что абсолютно «немодное» и устаревшее из относительно недавнего моего прошлого намекает мне именно эта карта?
Чем это всё похоже на мою юность и её идеалы? Почему это сегодня «не работает»? Есть ли у меня знакомые, несущие в своём сердце ту же карту? Плюсы и минусы моего общения с этими людьми. Чего я добилась, находясь в их обществе? Чего добились мы вместе? Стоит ли продолжать это общение в кружке «прошло-любов»? Незакрытый гештальт, который отвечает на вопрос «что?
Что я не получил а от прошлого? Спонтанно, 1 карта "1000 Дорог". Новый способ получить желаемое в новом мире Спонтанно, 1 карта "1000 Идей". Незакрытый гештальт, который отвечает на вопрос «кто? Новый способ встретить и пережить эти отношения в новом современном мире Спонтанно, 1 карта "1000 Идей".
Коммуникация и презентации: Принципы гештальта используются для создания эффективных коммуникационных материалов и презентаций.
Они помогают организовать информацию в логические блоки, сделать ее более удобной для понимания и помогают поддерживать внимание аудитории. Это лишь некоторые примеры сфер, где гештальт-подход находит свое применение. Однако, в целом, гештальт-подход может быть полезным в любой области, где восприятие, организация информации и визуальное воздействие играют важную роль. Понятие «гештатьт» Гештальт — это термин, который описывает основные принципы организации и восприятия информации в человеческом мозге. Слово «гештальт» происходит из немецкого языка и означает «форму» или «структуру». Основная идея заключается в том, что наше восприятие мира основано не только на отдельных элементах, но и на их взаимосвязи и организации в целостные образы или формы.
Например, если у нас есть несколько точек на белом листе бумаги, наше восприятие склонно видеть их как группу или фигуру, а не просто отдельные точки. Это происходит потому, что наш мозг стремится видеть целостные образы и восстанавливать их из фрагментов. Главные принципы гештальта включают законы близости элементы, близко расположенные друг к другу, воспринимаются как связанные , сходства элементы, имеющие общие характеристики, воспринимаются как группа и замыкания мы склонны заполнять пробелы и видеть неполные фигуры как законченные. Эти принципы влияют на то, как мы воспринимаем мир вокруг нас и как организуем информацию. Возьмем, к примеру, картину. Вместо того чтобы просто видеть отдельные краски и линии на холсте, мы воспринимаем их как целостный образ, который имеет свойство вызывать эмоции, передавать настроение или передавать информацию.
Гештальт-подход помогает объяснить, каким образом наш мозг способен продолжать распознавать и организовывать такие образы.
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены[1]. Статья автора «ИСТиК» в Дзене: Александр Рязанцев — основатель ИСТиК и онлайн-школы «Феномен», психолог с 30-летним опытом поделился своим профессиональным видением гештальт-подхода в психологии. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке. Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. Все подходы и техники гештальт-терапии можно разделить на три группы. Гештальт терапию часто считают произошедшей из Гештальт психологии.
Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется?
Смысл здесь такой: элементы могут быть объединены, если имеются хоть какие-то схожие признаки, например близость или симметрия. Закон прегнантности: существует тенденция к восприятию самой простой и стабильной фигуры из всех возможных перцептивных альтернатив. Закон константности: все стремится к постоянству. Закон близости: тенденция к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.
Нам всем, как мы знаем легче всего объединить схожие предметы. Закон замыкания заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре : когда мы наблюдаем что-то нам совсем непонятное, наш мозг пытается изо всех сил трансформировать, перевести увиденное в доступное для нас понимание. Порой это даже несет опасность, ведь мы начинает видеть то, чего нет в действительности.
Принципы гештальта Все вышеназванные свойства восприятия, будь то фигура, фон или же константы, непременно взаимодействуют между собой, неся тем самым новые свойства. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия, упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам: Близость все, что рядом, воспринимается вместе ; Схожесть все, что схоже по размеру, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе ; Целостность восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности ; Замкнутость приобретение фигурой формы ; Смежность близость стимулов во времени и пространстве.
Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое ; Общая зона принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Гештальт — качество Термин «гештальт—качество» нем. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания.
Качество «транспозитивности»: образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, и примеры тому: разные тональности одной и той же мелодии, картины Пикассо например, рисунок Пикассо «Кот». Константы восприятия Константность размера: воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Константность формы: воспринимаемая форма объекта постоянна, даже при изменении формы на сетчатке.
Достаточно посмотреть на читаемую вами страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным. Константность яркости: яркость объекта постоянна, даже при изменяющихся условиях освещения.
Естественно, при условии одинакового освещения объекта и фона. Фигура и фон Простейшее восприятие формируется путем разделения зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Клетки головного мозга, получив визуальную информацию взглянув на фигуру дают более активную реакцию, нежели при взгляде на фон.
Происходит это по той причине, что фигура всегда выдвинута вперед, а фон, напротив, отодвинут назад, также фигура богаче и ярче фона по содержанию. Гештальт—терапия Гештальт-терапия — направление психотерапии, которое сформировалось в середине прошлого века. Термин «гештальт» — это целостный образ определенной ситуации.
Смысл терапии: человек и все окружающее его — единое целое. Основатель гештальт — терапии — психолог Фридрих Перлз. Контакт и граница — это два основных понятия данного направления.
Контакт — процесс взаимодействия потребностей человека с возможностями окружающей его среды. А значит, потребности человека будут удовлетворены, только в случае его контакта с окружающим миром. Например: для утоления чувства голода — нам нужна пища.
Жизнь абсолютно любого человека — это бесконечные гештальты, будь то маленькие или большие события. Ссора с дорогим и близким человеком, взаимоотношения с папой и мамой, детьми, родственниками, дружба, влюбленность, разговор с коллегами по работе — все это гештальты. Гештальт может возникнуть внезапно, в любое время, хотим мы этого или нет, а возникает он вследствие появления потребности, которая требует немедленного удовлетворения.
Гештальту свойственно иметь начало и конец. Завершается он в момент достижения удовлетворения. Техника гештальт-терапии Техники, используемые в гештальт-терапии, являются принципами и играми.
Наибольшую известность получили три ниже представленные игры на осмысление себя и окружающих людей.
Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1. Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями». Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве. Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем. Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке.
Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию. Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями. Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс». Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов. В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода. Как только появляется более тесная связь, человек разрывает союз и уходит. Несбывшиеся мечты Неважно, какая потребность оказалась неудовлетворенной — материальная или эмоциональная. Чувство обиды и несправедливости будет преследовать и заставлять наступать на одни и те же грабли. Например, ребенок мечтает заниматься хоккеем, а родители отдают его в шахматную секцию, потому что это безопаснее и полезнее для интеллектуального развития.
Вероятных исхода во взрослом возрасте два: человек обесценивает свои достижения и редко чувствует удовольствие от жизни; он навязывает свои мечты детям, и история повторяется в следующем поколении.
Это отражается на здоровье и на эффективности его жизни. Не страдать, а удачно жить — возможно? Работа с гештальтами дает свои положительные результаты. Главный источник проблем человека с позиции гештальтпсихологии Гештальтпсихология — это немецкая научная школа психологии. За основу в гештальт-направлении принято понятие «гештальт», то есть организованное целое, свойства которого не получаются из свойств его частей. Точного перевода с немецкого языка не существует. Организация частей в единое целое — так объясняют гештальт.
Человек рассматривается в данной концепции как целостность, неделимая на части. Гештальтпсихология исследует в гештальтах следующие вопросы: По каким законам они работают? Какие процессы их формируют? По каким закономерностям развиваются процессы?
Творческий подход. Гештальттерапевт использует необычные эксперименты. И это как минимум гораздо более интересно, чем, например, ведение дневника эмоций. Настоящий разговор с внутренним критиком — такой опыт точно невозможно забыть. Кроме того, творческие методы позволяют человеку исследовать свои эмоции, поведение и отношения с другими людьми так, как не получилось бы с помощью более формальных. Ориентация на здесь и сейчас. Во время психотерапии человек учится обращать внимание на то, что происходит с ним прямо сейчас: мысли, эмоции, физические ощущения. Благодаря этому он лучше понимает проблемы и потребности, особенности своей личности.