Главная → Номера → №16 (865) → Протоиерей Андрей Канев: Как выглядит душа? Митрополит Кашинский и Тверской Амфросий объяснил верующим понятие души. Главная» Новости» Протоиерей дмитрий кувырталов последние новости. Отец Рустик признаётся: только в старинных храмах по-настоящему чувствуется единение с Богом, и «душа ввысь устремляется». Отец Ипполит и отец Иоанн Крестьянкин.
Священник Снегирев объяснил, где у человека душа
«Мытарства: что ожидает душу после смерти?» Священник Александр Сатомский | беседы с батюшкой дмитрием смирновым. |
Священник РПЦ Николай рассказал, куда уходит душа после 40-го дня | Батюшка, здравствуйте. |
О здоровье души, духа и тела. Разговор с батюшкой - Милосердие-ДВ | Отец Николай и матушка Анна Шушкановы восстанавливают Благовещенскую церковь в Лузском районе. |
Со священником душа не под конвоем | Отец Ипполит и отец Иоанн Крестьянкин. |
«Когда поверишь – захочешь измениться». Игумен монастыря в Башкирии о чуде
Это ЕДИНСТВЕННЫЙ сайт о молитве по соглашению, про которую говорит отец Владимир и которая десятилетиями складывалась, промыслом Божиим, в городе Болгар. У нас в гостях был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский. Отец Рустик признаётся: только в старинных храмах по-настоящему чувствуется единение с Богом, и «душа ввысь устремляется». У нас в гостях протоиерей Геннадий Никитин, настоятель храма Иверской иконы Божьей матери Невского района Санкт-Петербурга. – Тема передачи: «Душа семьи. Батюшка Иван Снегирев рассказал, где располагается душа, если речь идет о человеческом теле. Отец Рустик признаётся: только в старинных храмах по-настоящему чувствуется единение с Богом, и «душа ввысь устремляется».
Беседы с батюшкой. Воспитание души. Протоиерей Вадим Буренин. 21 октября 2022
Издание богато иллюстрировано фотографиями и документами, хранящимися в личном архиве автора. Верстку осуществила дизайнер Татьяна Быстрякова. Книга отпечатана тиражом две тысячи экземпляров в типографии «Ридо».
Вот откуда все возможности, сила, большие нужные люди, монастырь, стройки и прочее». Дело его не пропадет. Всё, что он начал и не закончил, как, например, храм на привокзальной площади в Иванове, будет продолжаться, насколько нам даст сил Господь. Мы обязательно закончим, достроим всё в память об отце Амвросии, как памятник ему. Он же всегда говорил: «Не я, а Господь заботится о вас. И сама Матерь Божия, игуменья нашего монастыря, тоже.
Не бойтесь, всё будет хорошо». Если он имеет дерзновение быть сейчас пред Богом, то он монастырь свой не оставит. Всё как было, всё так и останется, и батюшка тоже. Ведь у монахов, особенно между духовным чадом и духовным отцом, есть непрерывная связь, которую невозможно прервать никаким событием или смертью. А наш монастырь состоит весь из духовных его чад. Поэтому у нас у всех есть эта связь с ним. Он всех нас слышит, молится за нас, а сейчас особенно. Поэтому для нас ничего не изменилось.
Батюшка по-прежнему с нами, не телом теперь, но душой точно. Мы в это верим. Задать вопрос.
За то далее с еще больше развивается тема предельного страдания из-за нынешних событий. Но там, где мы бессильны, действует Бог». И далее он снова говорит: «Чувство собственного бессилья смиряет человека… Мы слабы, но Бог — всесилен» … Боже мой, какой текст, какие чувства, какие тонкие душевные терзания. Только у меня все равно один и тот же назойливый докучливый вопрос всем тем авторам, что ныне распинаю себя за Украину: где вы все такие ранимые и сердечные так тонко чувствующие и так глубоко переживающие были всё то время, пока бессилие переживал Донбасс?
Я знаю, что наши христианнейшие собратья, как их с печальной иронией называет прекрасный отец Савва, страсть как не любят этот вопрос. Он их просто раздражает, они от него отмахиваются, как от пустоты. Ну хорошо, вы не любите, когда вам задают этот вопрос, но вы сами себе способны его задать: где вы были не просто год или два, а целых 8 страшных лет? Это 2920 дней. За 2920 дней можно было хотя бы раз пискнуть про «бессилие» в защиту русских людей на Украине? Или что, ваша исстрадавшаяся душа болезнует только по чётным, а по нечетным она стоически себя сдерживает? Сами себе задайте этот вопрос.
На самом деле, я примерно предполагаю, каким будет ответ. Он начнется с фразы: «это совсем другое дело». Начнут говорить о тонкостях геополитики, о гибридной войне, о том, «а зачем русские полезли на Донбасс» и прочее, прочее, прочее. И можно даже оставить в стороне тему о том, а что там за 10 тыс. И почему Россия должна была индифферентно относится к тому, что происходит под самым ее носом? Сейчас не об этом речь. Но зачем наши «христианнейшие» голуби с порванными сердцами и сломленными душами симулируют свою прото-евангельскую простоту в данном вопросе мне совершенно понятно.
Это свидетельствует только о том, что такой человек всем своим сердцем, всем своим умом и аргументами не на стороне российского государства, не на стороне большинства русского народа. Потому что если мы «тут пишем, тут не пишем, а тут рыбу заворачиваем», то это все позерство и лицемерие. Надо либо одинаково и равнозначно давать оценку всему сюжету, с учетом тончайших законов геополитической игры, либо перестать связывать руки одним и развязывать другим, цитируя Библию. Ваше миролюбие вовсе не всеобщее и не всеобъемлющее, оно весьма относительное, выборочное, и находится на противоположной от России стороне. Церковь в любой стране мира всегда и везде взгревает теплое чувство патриотизма у своей паствы.
Вы тут: Главная Общество Митрополит Амвросий ответил, что такое душа, и почему она болит Митрополит Амвросий ответил, что такое душа, и почему она болит 26. Мне кажется, что в рассуждениях о понятии «души» нет чего-то специфического, или религиозного», — сказал священник. По мнению Амвросия, душа болит из-за того, что она является частью человека и чувствует его эмоции.
Митрополит Амвросий ответил, что такое душа, и почему она болит
Братия и сестры, помолитесь за отца протоиерея Дмитрия Кувырталова. Дзен Батюшка-Душа статистика. Батюшка-Душа. Дата создания: 9 апреля 2020 г. Священник провел духовную беседу, в ходе которой ответил на волнующие подследственных отец Димитрий раздал задержанным нательные кресты. По сообщению сотрудника информационного отдела Хабаровской епархии Юлии Шутовой, батюшка, не взирая на страшные ранения. Многие тогда переживали за батюшку — как он будет вдали от ставшего родным храма, от города; как сложится его жизнь в лесной глуши с семерыми детьми, которых он растил один?
Священник Снегирев объяснил, где у человека душа
«Отец Анатолий ушел героем»: в Татарстане простились с погибшим в зоне СВО священником | Наши коллеги из побывали в обители батюшки, встретились с ним и узнали его историю. |
Неупокоенная душа батюшки-самоубийцы до сих пор живет в храме, - волжанка | Протоиерей Димитрий Ходов Протоиерей Димитрий Ходов. Отец Димитрий преставился в 2021-м, на 81-м году жизни, прослужив в монастыре почти всю свою священническую жизнь. |
Вечность в рязанских лесах: многодетный священник Сергий Чушкин в одиночку возрождает сельский храм | Полтора года назад он уехал из страны, а на прошлой неделе появилась новость, что он и протоиерей Георгий Рой перешли из Московского во Вселенский патриархат. |
Российский священник Снегирев назвал местонахождение души в теле
Митрополит Амвросий объяснил верующим понятие души и причины ее боли » Актуальные новости | Новости организаций. |
«Когда поверишь – захочешь измениться». Игумен монастыря в Башкирии о чуде | Священник, который благословляет воинов словами из Евангелия "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя", не имеет права сам не погибать за солдат. |
Со священником душа не под конвоем | Батюшка Иван Снегирев рассказал, где располагается душа, если речь идет о человеческом теле. |
Полковой священник с позывным Черномор рассказал, почему его ждут в зоне СВО
В дневнике он называл возлюбленную разными именами — Евдокией, Евданией, Яной. Но всегда отмечал, что она «подросток». В апреле мужчина расстроился, поскольку его отвергла возлюбленная, и начал высказывать мысли об убийстве. Он плакал после смерти котенка «Газета.
Ru» обратилась за комментариями к знакомым предполагаемого убийцы священника. Его охарактеризовали как доброго и миролюбивого человека, однако склонного к депрессивным состояниям. Другая собеседница рассказала, что Рассоха - очень чувствительный мужчина, который «даже курицу не давал отцу рубить и очень плакал после смерти котенка».
Архимандрит Амвросий, помимо своей основной деятельности, был писателем и одним из создателей организации «Радонеж». Вел программы на одноименной радиостанции, возглавлял редакцию газеты «Слово утешения». Без преувеличения личность масштабная и неординарная. Его духовные чада исчисляются сотнями: от монахинь созданного им 30 лет назад женского монастыря до высокопоставленных влиятельных чиновников и очень состоятельных людей. Артисты, врачи, военные…Чтобы просто поговорить, послушать проповедь, получить совет и благословение, к отцу Амвросию в Иваново ехали со всей страны. Я лично знаю несколько монахинь, которые отказались от своей прежней жизни и приехали сюда только ради него: из Одессы, Западной Украины, Москвы. Если кто-то принимал его сердцем, то сразу глубоко и навсегда. О своем духовном отце рассказал «Рабочему краю» один из его ближайших помощников, который был рядом с ним до самого конца, — отец Елиозар. Он с большой любовью относился ко всем, не выделяя никого. Принимал и исповедовал каждого так, как будто это его близкий.
Он был очень простой и разговаривал с новым человеком так, как будто знал его тысячу лет. Свет его любви и притягивал людей. Это была любовь не земная, а духовная. Плод долгих его трудов, молитвы и поста. Он сам много терпел скорбей в жизни, потрудившись ради Христа. Много перенес клеветы, сплетен и наговоров, но Господь дал ему дар любви к ближнему и ко врагам. Хотя батюшка вообще был уверен, что у него врагов нет.
Ну, да, лузгает он семечки у себя на завалинке или сидя перед этим своим ноутбуком, погрузившись в те же пустые беседы в социальных сетях. Но собственно, что вы хотите, чтобы я изменил этот мир? Мы же и пытаемся как-то вырвать людей, когда проповедуем, и всё это готовим тоже, в тех же социальных сетях выкладываем, в том же интернет-пространстве, то есть мы пытаемся как бы заполнить это.
А вот уже люди как там — как они сами. Тут ничего не могу… Отче, а вот еще по поводу прошлого. У вас есть фраза такая в одной из статей: «Хочешь узнать меру испытаний своего времени — сравни с испытанием времен предыдущих». Я тоже очень часто пользуюсь этим приемом, когда говорю… Ну вот не знаю, у меня родители, дай Бог им здоровья, они пережили войну, они пережили голод — детьми еще, но настоящий голод. И поэтому смешно сравнивать. Но с другой стороны, мне кажется иногда, что вот в этом подходе, когда мы говорим, то, что вы прекрасно так резюмировали, это можно использовать только как педагогический прием. Потому что с точки зрения какой-то сутевой, есть те испытания, которые есть. И я, конечно, могу настроиться, думая о родителях моих и о войне… или там я помню, как мы жили, даже в бытовом плане. Но решить мою бытовую ситуацию сегодня мне это никак не помогает, это воспоминание. Оно меня может немножко эмоционально завести, но проблема… решается проблема сегодняшнего дня.
Вот что вы думаете по этому поводу? Ну, думаю, что именно так и получается. Как моя мама вспоминает, что еще при керосиновой лампе занимались. В деревню приехали они — крыши были еще соломенные, потом уже там какая-то пошла цивилизация. Или вот тоже не так давно автобиографию Андерсена, он написал про себя… Он же там в этой каморке родился, бедность была страшнейшая — там комнатка какая-то, выход на чердак, ящик с горохом проросшим. А ему мама говорит, что ты живешь как настоящий граф. А вот мы-то… Потому что ее вообще родители выгоняли на улицу просить милостыню. И она стеснялась просить, просиживала под мостом, и, в общем, в таком вот ритме жила. Ну, выросла трудолюбивой. И вот Андерсен — он какой-то урок вынес.
Но когда мы про это рассказываем, то что наш современник. Он скажет: ну, да, это было, мы их уважаем, любим, но наша жизнь от этого никак не меняется. Тут, видимо, нужны какие-то другие уже уроки, что-то вот такое другое. Если современный человек — он будет думать, что вот человечество — это, действительно, всегда как ты живешь в этом комфорте. И если ты не будешь знать прошлого, то ты можешь оказаться не готовым перед будущим. Потому что очень запросто может всё это прекратиться. Очень запросто. Это сейчас. А в 90-е годы, если вспомнить? За 20 лет, как 2000-е годы пошли, подзабыли уже, что было в начале 90-х годов.
При этом мы же это уже не рассказываем, мы это сами помним, да? А наивно думать, что это не повторится. И ресурсы заканчиваются, нефть, газ, не надо думать, что они бесконечные. И всякие вот экологические проблемы. То есть если ты сейчас привык к комфорту, то в определенный момент ты окажешься не готов к экстренной ситуации, просто не готов. И это так и получается, что где-то что-то там происходит, или кто-то в кого-то стрелять начинает, и все просто не знают, как себя вести, просто в панике разбегаются. Ну да, мы недавно все обсуждали эту ужасную ситуацию в школе… То есть люди оказываются не готовы к ситуации, потому что привыкли просто вот к таком комфортному течению. Ну, я скажу, на самом деле есть много положительного и сейчас, когда… Ну вот сын мой, когда … да и сейчас он ездит, вот эти военно-патриотические сборы, где они постоянно там выезжают в леса, и какие-то у них там соревнования, и они по этой грязи ползают там, и осенью в том числе, решают какие-то задачи. То есть в принципе находятся такие люди, которые работают с молодежью и приучают их к более жестким условиям жизни. Отче, у меня есть любимый вопрос в этой теме, и на него все время по-разному отвечают.
Терпение и смирение как соотносятся друг с другом? На мой взгляд, это напрямую взаимосвязано. Если нет терпения — какое же тут смирение? Хотя кто-то, вот, он не стерпел — ну вот и смирись, признай свою нетерпеливость. То есть тут по-всякому можно. Но все-таки это напрямую взаимосвязано. Если приходится что-то терпеть, то это тебя ведет к смирению. А если ты не научился терпеть… Вот, семья, я вам скажу, это просто вот что-то. Это школа терпения. Поначалу даже никто и не догадывается.
Ну вот мое глубокое убеждение, что, если ты не являешься вот именно христианином, который старается жить по духовной жизни, даже по каким-то строго аскетическим правилам, уж простите за такие… что пугаю, этих слов, строгой аскезы, вот если ты так не живешь, ты просто семью не сможешь сохранить. Потому что, как только рождается ребенок, вот я помню этот момент — всё, всё другое. Уже забыли про самих себя, уже забыли там уделять друг другу внимание. Ну, а семьи-то молодые, им хочется там вместе провести время, порадоваться как-то, поласкать друг друга. А тут вдруг всё, ребенок — и… И привет, и времени нет. И он все время кричит, его надо все время там успокаивать, носить на руках, менять пеленки, кормить. И это такая школа терпения! А из этого и родится смирение. Вот если не произойдет так, если вот только я, вот только для себя, если вот семья для того, чтобы себе угодить, — то нет, всё порушится. Мне еще один поворот здесь кажется очень важным.
Николай Николаевич Лисовой, Царствие ему Небесное, он мне как-то сказал, ну, собственно, в программе, что смирение ведь через «ять» писалось до революции, и это было однокоренное слово со словом «мера». То есть смирение — это знание своей меры. Ну, я понимаю, что это такой вопрос, может быть, лобовой, на который сложно ответить положительно, но все-таки вот насколько вы свою меру знаете? Ее приходится узнавать. Приходится узнавать. Потому что, конечно, когда вот человек еще юный, он учится, то у него такой максимализм и, соответственно, планы, максимальные планы. Вот то там сделать, это сделать. А потом ты проходишь… Но как правило, после 40 лет уже происходит это. И ты… Смиряешься поневоле, или что? Уже поневоле должен понять, что ты уже не сможешь стать, ну, допустим, ученым.
Ну вот, скажем, защитил я кандидатскую диссертацию, а когда взялся за докторскую, то уже сил не хватило просто-напросто. А тяжело вы расставались с этой идеей, допустим, защиты докторской? Вы как-то переживали по этому поводу? Ну как… Нет, для меня это не было основной целью. То есть я писал очень много на другие темы, и больше вырисовалось как бы направление такое вот литературное, ну, духовной направленности, конечно, то есть не сугубо научное, где вот ты сидишь с такими чрезвычайно учеными книгами, изыскания всякие делаешь. Но и здесь ты прекрасно понимаешь уже, что… вот, ты видишь, допустим, Достоевского, ты видишь даже современных каких-то авторов, которые пишут лучше… Вот так смотришь, да? И начинаешь понимать, что вот Господь тебе дал свою меру, и не нужно здесь перепрыгивать через себя. Ну, раньше-то, конечно, из-за этого и гробил свое здоровье, что сидел там и в ночь, специально. Ну, допустим, если знал, что завтра у меня там ряд каких-то дел, которые — туда поехать, туда поехать… То есть специально перед этим работаешь в ночь, чтобы максимально как бы за два дня литературно поработать, что-то написать, что-то там проштудировать, а потом уже с мутной головой следующий день ездишь, решаешь какие-то вот там хозяйственные дела, то сейчас уже начинаешь понимать, что, вот, какую-то Господь дал тебе меру — и не нужно перепрыгивать, иначе просто всё переломаешь. То есть, эта мера — она познается, и приходится ее познавать.
ПРОЩЕНИЕ Ваше отношение к исповеди — не как человека, который исповедуется, а как человека, который исповедует, — оно сильно поменялось после опыта болезни? Я скажу так, что, конечно, болезнь — она приоткрывает… Но вы, наверное, ждете от меня, что я скажу, что стал я там мягче… Нет, у меня нет ожиданий. Понимаете, как раз, может быть, в чем-то даже наоборот. Неожиданный ответ. Очень интересно, да. Почему так? Потому что я-то как бы и раньше особо там старался людей не… как-то жестко не относиться. А потом вот, когда болезнь, то, вот… Понимаете, болезнь — это такой целый период, в котором ты многое переосмысливаешь, и внутри вот всё как-то перерождается, перегорает прежнее, что-то новое появляется. И потом вдруг видишь, что вот здесь я, конечно, был неправ, то, что люди, допустим, приходили, спрашивали на что-то позволение. То есть как раз вот болезнь — она привела к тому, что я понял, что кое-где нужна строгость.
Болезнь — она как бы обнажает голос совести. И совесть — она вот своей болью говорит, что вот здесь надо было так, чтобы люди не впадали потом в грехи из-за твоего попустительства. А получается, ты, как священник, попустил, они впали в грехи — и ты тоже к этому причастен. С такими вещами нельзя, конечно, играть. И ты вот в этой каше заварен и понимаешь, что где-то надо было просто больше строгости проявлять. Отче, а вот, вы говорили в интервью, что, когда вы оказались в Израиле, когда вам один священник сказал, что вот, вы человек хороший, но у вас есть грехи. И вот, если я правильно это услышал, там вот есть такая связка «грех — болезнь», да? Если мы принимаем логику, что болезни посылаются за грехи, вот, кармически, во-первых, мне кажется, мы, действительно, движемся в сторону кармы и судьбы, а не христианского отношения. А во-вторых, мы в этой логике никогда не объясним, почему негодяи не болеют. То есть понятно, можно это списать на то, что Мои пути не ваши пути, говорит Господь.
Но если Его пути не наши пути — мы не имеем права сделать этот вывод. Вот мне, скорее, опять же, что я у вас прочитал, тоже у вас, кажется намного более здесь мне близким и важным: болезнь как возможность увидеть грехи конкретному человеку. Но вот принять позицию «любая болезнь есть следствие грехов» — мне кажется, мы от Евангелия куда-то здесь уходим, нет? Ну, конечно, да, конечно. Ведь помните же, сказано, что не он согрешил и не родители его, что он таким родился, даже родители его не согрешили. Но чтобы дела Божии явились на нем, то есть, особый Божий промысел. Но скажу так, что… и вообще жизнь вся — она, понимаете, не подчиняется логически формальным законам, во многом. Потому что Господь Бог — это вот не электрический ток, который, когда там к оголенным проводам прикоснулся — и он тебя бьет. Неважно, хороший или плохой ты человек. Прикоснулся — он тебя бьет, потому что такой закон.
А Господь — Он есть Бог живой. И поэтому здесь все-таки совсем другие отношения. Бывает, что человек согрешит, а не заболеет, потому что Господь, вот, Он по-другому ведет такого человека. А бывает, он и не грешит, а наоборот, заболеет. Может быть, или уберегает его, или еще чего. То есть ни в коем случае нельзя бросаться фразами, тем более ставить по медицинским диагнозам такой духовный диагноз, что… ну, как, знаете, некоторые говорят, что вот, если кто обижается, значит, заболеет раком, если кто гневается, то у него или с печенью, желчь, значит, с желчными протоками что-то не то, и так далее. Ну, там с блудными страстями — я уж там не знаю. Что-то ужасное должно наступить, да. То есть нельзя — почему? Потому что ты выступаешь тогда как такой судья, и очень примитивный судья.
Очень примитивный судья, который вообще даже не соображает, что на самом деле и как. Но есть вот, действительно, что Господь, путем каких-то болезней кому-то дает некие вот подсказки. А я даже вопрос-то не задавал, а просто во мне жила такая вот мысль, именно вот внутри, что я умру. До этого позвонил вдруг один наш выпускник, священник, отец Александр, фамилию не буду говорить. И он вдруг говорит: «Отец Валерий, а с вами ничего не случилось? Вот, мне неожиданно сон был такой. Я вообще, — говорит, — в сны не верю, как вы понимаете, что мы, священники…» Обычное начало в таких случаях, да. Ну, священники, все-таки, к снам очень критично. Но, говорит, очень необычный, что я приезжаю в нашу семинарию, захожу в аудиторию — и вижу вас, подхожу поздороваться, и вдруг чувствую, что рука мертвенно холодная, и как вот такой запах смерти пошел, вот этого тления, когда уже почивший. Ну, вот, я говорю, я заболел, то и то, диагноз.
И… ну, он говорит: мы, конечно, молиться будем. И я вот с этой мыслью, что как бы смерть, приезжаю туда и там попадаю в один из монастырей. Он не священник, он монах, хотя игумен. То есть там такое бывает. Понимаю, да. И он неожиданно вдруг говорит… И я его не спрашиваю, вообще, в принципе не спрашиваю, просто вот ему там сказали, что я вот болею. А он говорит, что нет, не умрешь. Сейчас вот не умрешь. Ну, еще кое-чего говорил, не буду передавать. Но говорит, так скажу, что вы, конечно, человек добрый, по-доброму к людям относитесь, но у вас есть грехи.
И вот болезнь дана за грехи. И он так сказал, что эта болезнь — она поможет увидеть грехи и освобождаться от них. То есть вот здесь как бы ключевое. Ну, да, «потому что у вас есть грехи» — не ахти себе какой вывод, как будто бы вы не знали, что у вас есть грехи, да? Я знал, что они есть, но я не все их видел. А как раз в период всего вот этого испытания жизненного они стали проявляться как бы вот в картинах, в новом таком осмыслении, и пошло вот отторжение от них, вот в чем дело. Вот это было ключевым в данный период жизни. То есть пошло полное внутреннее отторжение и исповедь уже в новом таком ключе, чтобы освободиться от них, уже вообще не прикасаться к этому. Вопрос такой: а значит, есть и мнимая любовь? Ох, да.
А вот, мнимая любовь, это что такое? Да мнимая любовь — это вот то, во что мы все время вляпываемся по нашей жизни, когда мы думаем, что это вот любовь. Или кто-то вот там влюбился, и вот у него эмоции вспыхивают, и думает, что это любовь. И вроде бы он… мы же говорим: любовь — это жертвенность, собой там пожертвовать. А влюбленный тоже готов пожертвовать собой там ради любимого, пойти на смерть. Но дело все в том, что эта влюбленность — она не испытывается вот именно буднями. А любовь подлинная… Вот все-таки не буду давать определение словесное, пусть каждый вот сам нащупывает в своей жизни. Потому что наша жизнь — это есть путь к постижению любви, какая же она, чтобы изнутри ты понял, что же такое любовь. И вот с годами, если ты стараешься, то, может быть, и поймешь. А может, и нет.
То есть да, вот дети, допустим, они там где-то вот и ссорятся, и что-то там и против… А ты вот уже… не обида, ничего, а уже по-другому. Все равно они мои родные. Все равно люблю. Все равно вот для них, понимаете. То есть они, даже если что-то они и вспыльчиво ответят — нет, все равно. То есть любовь — это когда все-таки о себе забываешь — и о другом. И до конца.
Из самой церковной жизни мы узнаем о посмертной участи тела, когда видим как усопшие, согласно церковной традиции, провожаются в путь сея земли. Человек — это духовно-телесное существо, и важно понять, что происходит с его душой после того, как тело погребено. Игнатий Брянчанинов отвечает на этот вопрос в одном из разделов «Слова о смерти». На сегодняшнем уроке мы подробно познакомимся с ним, чтобы достоверно узнать об участи души по смерти. Напомним: на прошлом уроке мы узнали о том, что души людей подобны ангелам. Святитель Игнатий пишет: «Они по естеству своему составляют один разряд существ. Души тех христиан, что жили благочестиво и очистили себя от грехов покаянием, наследуют вечное блаженство вместе со светлыми ангелами, а не верующие во Христа и нераскаявшиеся грешники наследуют вечные мучения вместе с падшими ангелами». И, подтвердив это многочисленными ссылками на Священное Писание и Святых отцов, святитель Игнатий делает вывод: «Поскольку для душ человеческих предназначено одно место жительства, одинаковое наслаждение или одинаковая казнь с ангелами — это служит указанием на то, что души есть существа посему подобные ангелам». Екатеринбург , кандидат философских наук: — Давайте поговорим о том, как выглядит душа. Святитель Игнатий много говорит об этом вопросе. В наше время эта тема не потеряла актуальности, потому что много людей приходит в Церковь, имея оккультный опыт за спиной. Оккультизм, магия и разные формы язычества дают много ложной информации о невидимом мире, в отличие от христианства, которое очень целомудренно относится к этой теме: что Господь открыл в Священном Писании и что проверено в святоотеческом опыте, одобренном Церковью, то мы и знаем.
Отец Виталий обсудил со студентами университета правосудия духовно-нравственные ценности
В трех метрах от него разорвался снаряд, выпущенный ВСУ. Он был настоящим пастырем, священником и солдатом по жизни. Без малого 20 лет духовно окормлял бойцов ВДВ, а потом и военнослужащих Ракетных войск стратегического назначения. Отец Михаил прошел все «горячие точки», под огнем крестил и исповедовал, спасал раненых. О батюшке, которого уважали за крепкую волю и стойкость, рассказали «МК» его соратники и друзья. Фото: Пресс-служба ВДВ — С отцом Михаилом нас связывали давние отношения, мы вместе с ним служили, напутствовали военнослужащих, вместе бывали в командировках, — говорит настоятель Свято-Троицкого храма Челябинска, руководитель отдела по делам молодежи Челябинской епархии, протоиерей отец Игорь Шестков. На взводном опорном пункте просто не было больше. Вертолет приземлялся совсем ненадолго и снова поднимался в небо. Я в свое время тоже, ставя на эрдешку РД-54 — рюкзак десантника резервуар с водой, крестил десантников третьей бригады. В тех условиях это было нормально. Как говорил наш командир, вышел в поле — живи в поле.
Помню, как-то причащали бойцов, ветер был такой сильный, что опрокидывал наш временный престол. Отец Михаил читал молитву, а я руками держал священные сосуды, чтобы их не сдуло с дисков. Протоиерей Игорь Шестков говорит, что отец Михаил был очень прямым и простым человеком. Однажды у нас случилась серьезная размолвка по одному поводу. Мы от души наговорили друг другу колкостей. Он — непреклонный правдоруб, с кавалерийским наскоком, а я привык действовать не спеша, анализировать ситуацию. Потом оба признали, что были неправы. Мы примирились, обнялись, все было хорошо. Когда узнал, что во время прыжка с парашютом он неудачно приземлился и получил компрессионный перелом позвоночника, тут же позвонил ему и был так рад услышать его голос.
Душа болит, так как становится частью тела. Если человек испытывает страдания, она это ощущает. Ранее священнослужитель Сергей Четвериков о возрасте души после смерти. Автор: Диана Блинова.
Книга повествует о священнических династиях Порфирьевых, Никольских, Виноградовых, Вейсовых и других. Многие из них в годы советской власти прошли тюрьмы и лагеря. Издание богато иллюстрировано фотографиями и документами, хранящимися в личном архиве автора.
Некоторые верующие ассоциируют её с церковью. Сторонники такой точки зрения стараются наполнять душу молитвами. Для некоторых прихожан она является необъяснимым и вечным. Тело же придаёт ей границы и является временным пристанищем для неё. По словам Снегирева, для одних душа находится в солнечном сплетении, для других — в сердце, для третьих — в голове.
Российский священник Снегирев назвал местонахождение души в теле
По его словам, это очень сложный вопрос, на который трудно дать однозначный ответ. Священник разъяснил, что человеческая душа отождествляется с собственным Я, при этом являясь лишь большей составляющей его. Когда человек обижается, злится, горюет и испытывает другие негативно окрашенные эмоции, у него и болит душа.
Происшествия 18 сентября 2022 16:00 «Отец Анатолий ушел героем»: в Татарстане простились с погибшим в зоне СВО священником Сегодня в селе Исаково Зеленодольского района простились с погибшим на Украине отцом Анатолием. Что говорили сегодня, прощаясь с отцом Анатолием, — в репортаже «Татар-информа». С раннего утра в храме и на близлежащих улицах собрались сотни прихожан, жители села, военнослужащие и даже те, кто едва был знаком с ним лично. Люди пришли, чтобы сказать батюшке большое человеческое «спасибо» и помолиться за упокой его души.
Но это не про отца Анатолия. Это большая потеря для нас. Он был не только батюшкой для нас, он стал другом для каждого из нас. Он оказался там, где он был нужен больше всего. Он был настоящим воином», — вспоминали об отце Анатолии те, кто пришел с ним проститься. Священник уехал в зону специальное военной операции на Украину для окормления военнослужащих.
Он погиб, попав под артобстрел. С самого начала спецоперации отец Анатолий сразу решил для себя, что он там нужен и летом вместе с дургими добровольцами он отправился на Украину. Весть о его гибели пришла спустя два месяца и повергла в шок его родных, близких, прихожан и многих татарстанцев. Наши воины — это добрые, вежливые люди. Именно они дают уверенность в завтрашнем дне. Если наши солдаты делают добро, то в первую очередь для защиты людей, стариков и детей.
Хочу сказать, ведь не все бывали в местах боевых действий несколько раз.
Я вспоминаю военное время. Незабываем случай, когда Господь ниспослал Свое спасение на нас 200 или 300 человек было , собравшихся в подвале завода. Была страшная немецкая бомбежка. Но какая была молитва, вы бы слышали эту молитву, этот вопль!
Иконы держали вверху, над головами. Постились, даже воды не пили, в том числе малые дети. Давали обеты: женщины обещали не ходить на высоких каблуках и на танцы, не краситься. А после войны все это забыли… Но тогда, видно, спасла нас молитва детей. Вот что значит любовь Господня к падшему человеку!
А ведь на войне погибли 27 миллионов — и это их любовь спасла нас. Как Господь говорит, «нет больше той любви, когда человек полагает душу за други своя». Не только на фронте погибали — деревни были сожжены, люди рассеяны. Но они несли веру. Они тоже были мучениками.
Александр: — Да даже не в этом смысле, а в том плане, что, видимо, в человеческих языках не вполне хватает описательных возможностей к тому, чтобы проговорить что-то, что было открыто ему в рамках этой реальности. Так вот, текст «Апокалипсиса Павла» по всей видимости испытал очень серьезное влияние — опять же мы предполагаем — египетской «книги мертвых», текста нормативного для языческой египетской культуры религиозной. И вот там, о чудо, если мы откроем эти тексты, мы увидим божество, которое взвешивает душу всякого египтянина на суде Осириса, мы увидим божество, которое пожирает душу, если она весит недолжное, и, собственно, видим сам суд, и весы, и детально прописанную процедуру, и даже тексты, которые должен говорить проходящий на лодке в сторону мира мертвых, каждой группе привратников, которые могут на следующий этап его не пропустить. Условно: «я никогда не отнимал молока от уст младенцев», «я всегда был милосерден», «я делал одно, другое и третье», «я чист, я чист, я чист», это ритуальная формула. А дальше мы можем предположить ту сложную судьбу, которую он претерпевал внутри соответствующего рода общин, живя, трансформируясь, оказывая формующее влияние, перерождаясь в новых текстах, чтобы в конечном итоге мы получили интересный двухтомник «Мытарств Феодоры» и «Видения Григория».
Ананьев: — То есть, получается, это как годовщина Великой Октябрьской революции со временем трансформировалась в День Народного Единства, так и вот эти вот древнеегипетские представления о загробной жизни трансформировались в псевдохристианское учение о мытарствах? Александр: — Ну, понимаете, мне не хватит религиоведческой компетенции, чтобы утверждать это как факт, то есть я могу только предположить. Ананьев: — Но это многое объясняет, по крайней мере. Александр: — Но даже если мы обратимся к статье, например, в «Православной энциклопедии», которая выходит по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и насчитывает уже очень много томов, очень детальных, качественных, прекрасных исследований, то там, в статье, которая посвящена как раз житию Василия Нового, мы увидим черными по белому буквами написанную фразу о том, что «перед нами текст, который внутрь житийного элемента добавляет два апокрифических текста, посвященного малой и большой эсхатологии, ну то есть частному и общему судам», вот фраза, практически добуквенно мною из официального нашего церковного издания цитируемая. Ананьев: — Наверное, последний вопрос за сегодняшнюю беседу с мытарствами, насколько это возможно вообще разобраться за час с такой постановкой вопроса, думаю, что мы получили ответы.
Вопрос, который пока остался без ответа, это — что делать нам, живущим с теми, кто вот сейчас уходит, умирает, покидает нас? Нам говорится, что вот их душам сейчас нужна наша помощь, наша молитвенная помощь, потому что они проходят там какие-то испытания, и вот именно на протяжении какого-то короткого времени после смерти необходимо молиться за умерших. Действительно ли есть какой-то, ну там — день, три дня, семь дней, сорок дней, есть же вот эти вот, можно написать записки и сорок дней вот после смерти человека будут, за человека будут молиться. Есть ли какие-то этапы после смерти, известные нам более или менее точно, в которые, а — человеческая душа проходит испытание, б — мы еще и можем помочь ей в этих испытаниях, в чем я лично сомневаюсь? Александр: — Здесь какой момент: мне кажется, что тема молитвы о мертвых, которая присутствует внутри церковной действительности всегда, то есть она ни на каком этапе вот так вот вдруг не возникает, а совершенно органично, и мы можем видеть это банально на материале литургических текстов, то есть того, как Церковь молится, от самых древних времен.
Так вот, мне кажется, эта тема, во-первых, на самом деле важна и обнулять ее нельзя, во-вторых, она является деятельным утверждением веры Церкви в свое абсолютное единство, то есть Церкви как тела Христова, представленного вот в этом мироздании, которое не делится ни временно, ни географически, то есть мы осуществляем это единство со всяким верным во Христе, который живет по территории всего мира, и имеем его со всяким верным, жившим когда бы то ни было, и даже — о ужас! Ананьев: — Позвольте, я сразу уточню: а человек, не попавший в рай, а попавший в ад после смерти, в силу совокупности сотворенного им при жизни, он тоже является частью тела Церкви или нет? Александр: — Безусловно. Более того, апостол говорит, «страдает ли один член, страдают все члены», то есть ввиду этого Церковь и не может прекратить своей молитвы ни об умерших, ни, например, об отпавших, которые сейчас живы и здравствуют, а внутри церковного общения уже не находятся. Ананьев: — Но разве ад — это не просто даже место или состояние, лишенное Бога?
Потому что там, где Бог, там не может быть ада, ибо Господь победил ад. Александр: — Ну, тут, знаете, такая штука, которая нас возвращает к сирийским отцам, которые говорят, что ад — это, во-первых, состояние, то есть Бог будет все и во всем, это абсолютная надежда и абсолютное утверждение Нового Завета, не будет никаких мест, где Бога нет. А вопрос в том, что как это присутствие Божие будет восприниматься конкретными людьми, то есть теми, кто, скажем так, здоров и может счастливо смотреть на солнце и теми, чьи глаза больны, и которым солнечный свет доставляет тяготы и неудобства, вот это как бы другого уровня вопрос. Но сам факт того, что Христос, конечно, побеждает разделение между Отцом Небесным и нами — это базовое утверждение Нового Завета. И, соответственно, никакого отчуждения именно как пустоты и утраты мы точно не ожидаем.
Вопрос: как внутри этой полноты бытия Божия мы будем себя ощущать, и, соответственно, что возможно, какие действия Божии могут изменить эту ситуацию? Здесь мы остаёмся, конечно, в пространстве надежды, мы знаем, что бы нам точно нужно делать, чтобы избежать подобного рода ситуации, ну и, соответственно, нам и надо прикладывать к этому усилия. Ананьев: — И уж совсем последний вопрос, если позволите: подходит к вам вдова, потерявшая мужа вот буквально вчера, и спрашивает вас со слезами на глазах: «Отец Александр, скажите, где он и как он вот сейчас, на следующий день после смерти? Как бы вы ответили на этот вопрос, чтобы это и максимально соответствовало принятым догматам церковным и, понятно нам, простым людям?
Российский священник Снегирев назвал местонахождение души в теле
Альбом группы БАТЮШКА выйдет в России по лицензии. До того, как стать священником батюшка отслужил в армии во внутренних войсках, работал милиционером в ОМОНе. И батюшка сказал так: "Он горел пламенной любовью ко Господу, от которой некоторые и опалялись. По сообщению сотрудника информационного отдела Хабаровской епархии Юлии Шутовой, батюшка, не взирая на страшные ранения.
Указ № У-02/121 от 15 августа 2023 года // иерею Иоанну Ковалю
- Всё по-простому, без пафоса
- В Домодедове мужчина поджег кабинет и зарезал священнослужителя в церкви
- Полковой священник с позывным Черномор рассказал, почему его ждут в зоне СВО
- Батюшка-Душа 2024 | ВКонтакте
- Отец Амвросий: «Всё это пройдет, и всё станет хорошо»
- О поминовении самоубийц. - Балашовская Епархия
«В больницу иду как на эшафот — ремиссия или снова рак?» Священник Валерий Духанин
При создании души человеческой Бог творил ее по образу Духа, вложив в нее образы и законы добродетели: рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и другие добродетели. Душа — это дом Духа Божия в нас В душе человека заложен образ Божий, который проявляется в ее бессмертии и духовности, в ее способностях и силах, в ее памяти, разуме и воле. Это духовная сила нашей жизни. Это творение Божие.
А все сотворенное Богом прекрасно. Уже по своему творению она является особо тонкой, возвышенной, разумной, исполненной необычайной красоты и предназначена для пребывания в ней Бога. Это дом Духа Божия в нас!
Очищение души Всякий из нас по мере сил и возможностей старается в обыденной жизни соблюдать чистоту в жилище и опрятность в одежде. А есть некоторые особенно чистоплотные люди, которые ревностно поддерживают чистоту и порядок. И как озабочен такой человек, если по каким-либо обстоятельствам эти порядок и чистота нарушаются.
Также и человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния.
Ранее священник Владислав Береговой назвал вещи , которых не должно быть в доме православного. Последние новости.
Но должен сказать, что Тонечка, вопреки этим сомнениям, не только никогда от Церкви не отходила, но и, в утешение особенно тем, кто предрекал ей монашество, рано ушла в монастырь и впоследствии приняла монашеский постриг. Отец Димитрий, надо заметить, с первых же дней своего служения в обители вошёл в ритм монастырской жизни, как в свою стихию, да и монастырь принял отца Димитрия, как человека монашеского духа и устроения, а значит, как своего. По моим наблюдениям, с отцом Димитрием в монастыре было легко всем: игуменье Варваре и старшему священнику обители отцу Гермогену Муртазову он подчинялся, как говорится, «не за страх, а за совесть», ни над кем не возвышался, выдающимся проповедником себя не выставлял и великого духовника из себя не изображал. Даже и придирчивым монастырским регентам без труда угождал своим умением безукоризненно попадать в нужную тональность. Впрочем, каким бы безупречным в монастыре вы ни были, а уж хоть один смиряющий вас да найдётся.
Так и отцу Димитрию, во всяком случае на первых порах, пришлось смиряться, например, перед старшей алтарницей, чему я был свидетелем. Однажды эта придирчивая монахиня напустилась на отца Димитрия, когда ей показалось, что тот появился в алтаре перед самым возгласом на полунощницу, а должен был, по её представлениям, прийти гораздо раньше. Другой бы священник вполне мог сказать алтарнице, что указывать священникам, когда им приходить, не входит в её обязанности, и был бы прав, но отец Димитрий, склонив голову, молча выслушал укоризну, да ещё и попросил прощения у ворчливой алтарницы. Позднее я узнал, что в том деревенском приходе, где отец Димитрий начинал служить, он прошёл хорошую школу смирения: его невзлюбила церковная староста — пожилая женщина с тяжёлым характером. Она не упускала и малейшего повода, чтобы прилюдно отругать молодого настоятеля, который всякий раз выслушивал её, склонив голову и не говоря ни слова в своё оправдание.
Все-таки митра — это не священнический, а архиерейский, епископский головной убор. Митра у белого не монашеского духовенства не характерна скажем для Иерусалимской, Антиохийской, Болгарской, Греческой Православной Церкви. Но на Руси еще в царские времена было принято решение награждать ношением митры особо отличившихся священников. Естественно, не я один награжден митрой. Многие достойные православные священники имеют ее. В том числе и у нас в Вознесенском кафедральном соборе. Ношение сей части богослужебной одежды является патриаршей наградой. Например, за усердные труды во славу Русской Православной Церкви. К награде представляет правящий архиерей. Ему виднее, за какие заслуги. В большинстве православных храмов Божественная Литургия проходит с закрытыми царскими вратами. А в соборе Александра Невского, где вы являетесь настоятелем, царские врата отворены. Александро-Невский собор много лет решением правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего митрополита Тихона является миссионерским отделом Новосибирской епархии. И Святейший Патриарх благословил с миссионерской целью служить Божественную Литургию с отверстыми царскими вратами, чтобы все молящиеся в храме видели, что происходит в алтаре. Само священнодействие, которое могут видеть молящиеся, тоже является проповедью и миссией просвещения. Но отверстые царские врата в храме являются также и формой награды в нашей Церкви. Священник, который получил такую награду, может служить с отверстыми царскими вратами не только в своем храме, но и везде, где он возглавляет богослужение. В этом году, по представлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, Патриарх Кирилл наградил меня правом служения Божественной Литургии с отверстыми вратами до Херувимской песни. На то, что эти «бабульки» делают им постоянно какие-то замечания. Жалуются на их некорректность. Однако в вашем храме такого поведения у них не встретить. Вы проводите с ними какие-то разъяснительные беседы? Это же задача настоятеля и духовенства воспитывать не только прихожан, но заниматься воспитанием и сотрудников прихода! Когда я стал настоятелем, то сразу собрал всех сотрудников и сказал, что наша задача — это служение Церкви, а не самим себе. Не мы здесь хозяева, мы здесь слуги. И одна из наших задач — не становиться препятствием для человека, приходящего в храм. Не вставать между Иисусом Христом и человеком! Сотрудников я предупредил, что первое замечание станет последним. При втором инциденте, когда люди пожалуются на то, что им что-то сотрудник прихода грубо сказал, помешал молиться, мы расстаемся с такими людьми в качестве работодателя и работника. То есть в храм они могут ходить, но работать здесь уже не будут. Собственно, так у нас постепенно и поменялся состав техничек. И некоторых сотрудников, не желающих или не могущих меняться, пришлось освободить от их обязанностей. Все зависит от нас самих. И, если вы обратили внимание, в последней моей киноработе «Рядом с нами» я привожу такой пример. Это моя форма покаяния перед людьми, которые столкнулись с грубостью в храме. Я показал, что это есть, и высказал свое сожаление по этому поводу. К сожалению, такое случается. Не только бабушки, но и нехорошее, некорректное, грубое поведение священнослужителей ведет к тому, что мы отталкиваем людей от Церкви. Есть немало волков в овечьей шкуре, которые, улыбаясь, готовы подхватить человека под руки и не отпускать его. То есть, обходясь с людьми грубо, мы работаем на руку тем, кто пытается, как хищник, завлечь к себе людей. Я имею в виду различные секты, псевдорелигиозные объединения, оккультистов и так далее. Наша вина, безусловно, в этом есть. И об этом нужно говорить открыто и чем чаще и громче мы будем об этом говорить, тем правильнее. И еще об одном. Недавно я написал статью «Храм или балаган? Для меня было шоком увидеть в интернете видеоролики о том, что в некоторых храмах появляются песнопения с плясками в совершенно вульгарном виде. Частушки поются на какие-то праздники. Полуголые девицы скачут, поют сомнительного содержания песни. В статье я говорю о нашей ответственности за то, что этим самым мы смущаем людей. Поэтому об ответственности настоятеля, священника, церковнослужителя, или просто сотрудника храма, от шофера до сторожа, надо говорить как можно чаще. Все мы ответственны за это и будем отвечать перед Богом. Расскажите, кто же такой настоятель? Чем он отличается от обычного батюшки? Что входит в его обязанности? В том числе и хозяйственными. Нужно решать вопросы, как достать кирпич, раствор, где достать, к кому обратиться. Благоукрашение храма, содержание его в нужном виде. Благолепие богослужения, дисциплинарные вопросы. Административные вопросы — принятие на работу, увольнение. То есть все. Можно сравнить с обычным руководителем.