Признаки высокого эмоционального интеллекта. Сегодня понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) звучит очень часто. Рассмотрим, что такое эмоциональный интеллект, почему он так важен для успеха человека, какие признаки свидетельствуют о его высоком и низком уровне. Человек с высоким эмоциональным интеллектом часто обладает высоким уровнем самосознания, поэтому он или она легко рефлексируют. — Люди, обладающие более высоким эмоциональным интеллектом, эффективнее справляются со стрессом как дома, так и на работе.
Зачем нужен эмоциональный интеллект и как его развить
Эмоциональный интеллект. Почему он важнее IQ. Поиск. 90% лучших сотрудников обладали высоким эмоциональным интеллектом и зарабатывали больше коллег с низким EQ. Признаки высокого эмоционального интеллекта. Цель вебинара: получение знаний о причинах возникновения конфликтов в медицинской организации, ознакомление с применением навыков эмоционального интеллекта в общении с пациентами и коллегами, применение навыков эмоционального интеллекта в. Люди с высоким эмоциональным интеллектом обладают способностью описывать оттенки и полутона переживаний. Высокий эмоциональный интеллект связан с более низким уровнем беспокойства и стресса, лучшими навыками общения, в том числе умением справляться с конфликтами, высокой эмпатией и способностью преодолевать трудности.
Популярное
- Как высокий эмоциональный интеллект помогает работать эффективнее
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- 9 признаков высокого эмоционального интеллекта
- 9 признаков высокого эмоционального интеллекта
Что такое эмоциональный интеллект и как его развить
Это врожденное. Вдобавок играет роль воспитание — девочек приучают больше выражать эмоции, чем мальчиков. Я думаю, что женщины должны управлять миром. Но родителям нужно быть более авторитетными, а не авторитарными. Нужно больше поддерживать ребенка, а не инструктировать его. Чаще использовать эмоционально окрашенные слова, объясняя, почему вы испытываете те или иные чувства. Нужно принимать эмоции ребенка, вместо того чтобы запрещать ему злиться.
Развитие эмоционального интеллекта у детей — это очень важно. Например, в США и Швейцарии программы развития эмоционального интеллекта внедрены в систему школьного и дошкольного образования. Правда, пока такие программы внедряются в частных образовательных учреждениях. Но надеюсь, что со временем они появятся и в государственных, как, например, в Швейцарии. Но, на мой взгляд, эмоциональный интеллект действительно зависит от ценностей в обществе, от того, что написано в газетах, беспокоимся ли мы о процветании и благополучии граждан. Например, у нас не принято улыбаться незнакомым людям.
Когда и как человек выражает свои эмоции, действительно полностью зависит от культуры. Недавно проводилось исследование в Японии. Оказалось, что в общественных местах японцы очень сдержанны, но дома или в компании близких друзей их эмоции так же выразительны, как и у граждан других стран.
Эта группа стремилась развить и дополнить работу Гордон Пенникук, оценив обнаружение фейковых новостей в выборке британских участников по ряду новостных тем, включая здоровье, преступность, иммиграцию, образование и изменение климата. Участникам был задан ряд различных вопросов о правдивости каждой новости. Их ответы дали общую оценку обнаружения фейковых новостей. Хотя отличить реальный новостной контент от фальшивого было непросто, в среднем участники с большей вероятностью приняли правильное решение, чем нет.
Анализируя результаты группы, исследователи хотели оценить, существует ли связь между людьми с более высоким уровнем эмоционального интеллекта — осведомленностью и способностью регулировать свои эмоции и понимать эмоции других — и теми, кто был в состоянии обнаруживать фальшивые новости. Они проверили эмоциональный интеллект участников с помощью анкеты. Конечно, люди с более высоким эмоциональным интеллектом лучше распознавали фейковые новости.
Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта.
В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта [8] [9]. Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо модель способностей [ править править код ] Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана см.
Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем, а также способность интерпретировать эмоции во взаимоотношениях, понимать сложные амбивалентные, неоднозначные чувства.
Управление эмоциями — способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей. Сюда также относится способность принимать эмоции во внимание при построении логических цепочек, решении различных задач, принятии решений и выборе своего поведения. Смешанная модель[ править править код ] Модель эмоционального интеллекта, созданная научным журналистом Дэниэлом Гоулманом, приобрела большую популярность благодаря его книге, разошедшейся рекордными тиражами. В то же время многие учёные указывают на недостаточную научность этой модели.
Актуальность для науки определяется тем, как тот или иной термин причастен к научной традиции. Есть теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, которая активно критикуется, но все же развивается. В ней помимо противопоставления эмоционального интеллекта академическому есть логико-математический, музыкальный, практический и другие. И в этом ключе, конечно, наука может развивать эту тему, не претендуя на то, что эмоциональный интеллект объясняет все, как это описано у Гоулмэна или у Трэвиса Бредберри в книге «Эмоциональный интеллект 2. И это известный в науке феномен, когда новое направление превращается в тренд и раздувается как мыльный пузырь. Будь то психоанализ или когнитивная психология. Ими пытаются объяснить все.
Поэтому ученые, которые занимаются эмоциональным интеллектом, стараются избежать этого и вводить все больше контекстов. Если мы обычно просто говорим о том, что эмоциональный интеллект повышает качество жизни, то ученый приводит данные конкретного эксперимента с точной выборкой. К сожалению, если открыть популярные книги про эмоциональный интеллект, то раз за разом встречаются ошибки за счет обобщения выводов из конкретной выборки на всю популяцию, из культуры в культуру, из статистического вывода к глобальным суждениям. Поэтому еще очень многое нужно сделать для того, чтобы это понятие крепко утвердилось в науке. Федор Михайлович Шаньков - практикующий психолог I категории Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудником лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО Фото: Николай Мохначев На мой взгляд, это хорошая тенденция, потому что академическая психология слишком оторвана порой от жизни. Человеку просто понятнее, когда он слышит фразу «эмоциональный интеллект». Он может подумать: почему бы не начать его развивать, раз есть научные данные о том, что это повышает качество жизни.
В этом, безусловно, ценность этого конструкта. Чем измеряют эмоциональный интеллект? Есть большая проблема с измерением, потому что мы говорим об эмоциональной сфере. В отличие от памяти, внимания и других теоретических конструктов, которые введены в психологии, эмоции мы испытываем непосредственно. Измерения всегда опосредованы: либо мы определяем их через физиологические реакции наличествует ли та или иная эмоция у человека , либо пользуемся самоотчетом. Ученые стараются все больше и больше смешивать эти методы, чтобы определить, владеет ли тем или иным навыком интеллекта человек. Наиболее часто применяется методика Майера, Сэловея и Карузо, которая была апробирована в диссертации И.
Плужникова и модифицирована Е. Сергиенко и соавторами для надежного тестирования на российской выборке. В науке популярен каждый из компонентов: эмпатия, алекситимия, психологическая разумность и т. Каждый из них измеряется отдельным инструментом, потому что шкалы эмоционального интеллекта собирают в себе многое, но их трудно присоединить к тем или иным психологическим механизмам. Это такой огромный конструкт, который измеряет практически все. Данные о том, как факторы согласуются между собой внутри эмоционального интеллекта противоречивы. В диссертации Плужникова показано, что связь не столь очевидна.
Эмоциональный интеллект — это, скорее всего, не одна большая способность, а множество навыков. Структура эмоционального интеллекта по П. Сэловею и Дж. Мейеру 1990 Источник: m. Официально признанными считаются апробированные, валидизированные на больших выборках тесты, которые показали хорошую психометрическую надежность, так что здесь пользуются, прежде всего, модификацией Е. Есть и другие подходы к эмоциональному интеллекту: кто-то дробит его на 4 способности, кто-то — на 12 навыков, кто-то — на личностные черты. Очень много методик и тестов, но здесь важно проговорить, что это применимо для больших выборок и научных исследований.
Научные исследования, психодиагностика, психокоррекция или интервью на работу — это разные истории. В научных исследованиях делается скидка на статистическую погрешность. То, что закономерно для огромной выборки, совсем не соотносится с тем, что закономерно для одного человека. Особенно если он уставший пришел на сотое собеседование, а работодатель просит заполнить тест на эмоциональный интеллект. В таком случае нельзя говорить о валидных данных, необходимо учитывать контекст и перепроверять другими методиками. Структура эмоционального интеллекта по Д. Гоулману 1995 Источник: m.
Возраст, социальный опыт, гендер имеют значение? Есть противоречивые исследования, но в целом, если говорить о гендере, женщинам более свойственно считывать эмоции других. В то время как у мужчин больше выражена регуляция эмоций. Здесь важно, что мы говорим про гендер, то есть то, что культурно присвоено, а не про какие-то биологически заданные механизмы. Как раз нейрофизиологические исследования отражают, что физиологически могут быть абсолютно одинаковые показатели, но при этом женщина говорит, что испытывает печаль, а мужчина — что испытывает гнев или вообще ничего не чувствует. Дело в том, что мальчикам с детства даются те игрушки, которые не развивают способность считывать и выражать эмоции, а больше управлять, руководить, разбираться в механизмах. Родители бессознательно покупают их для адаптации в нынешней культуре.
Девочкам соответственно дают кукол, которые общаются между собой и таким образом с самого детства у них идет развитие коммуникативных компонентов эмоционального интеллекта. Если отвечать на вопрос о возрасте, то нужно говорить о психологическом возрасте. Парадокс в том, что с помощью эмоционального интеллекта как раз могут замерять эмоциональную зрелость. Есть такой расхожий термин за рубежом — «кидалт», то есть «дитятя», «взрослый ребенок». Часто руководители или те, кто занимает высокую должность, вызывают смущение у подчиненных, потому что начинаются сложные процессы коммуникации, например, руководитель деспотично себя ведет. В американской культуре это означает, что человек не умеет управлять своими эмоциями в кризисных ситуациях, и его психологический возраст чрезвычайно мал. В данном контексте он не обладает высоким эмоциональным интеллектом.
С другой стороны, мы должны сказать, что с возрастом, приобретая опыт, человек лучше дифференцирует контексты, в которых возникают эмоции. Например, человек, который испытывает тревогу, с развитым эмоциональным интеллектом может различить: это тревога из-за того, что сейчас происходит что-то чрезвычайно важное или это предчувствие угрозы. В зависимости от этого человек строит свое дальнейшее поведение. Закадровое фото с интервью Закадровое фото с интервью Фото: Николай Мохначев Постепенно наш внутренний мир дифференцируется: человек с развитым эмоциональным интеллектом испытывает не только интенсивные эмоции, но и те, которые только зарождаются. Например, если у родителя хорошо развит эмоциональный интеллект, то при чувстве раздражения к ребенку он может определить, что именно является его источником переживания и эмоций: не то, что ребенок раздражает, а, например, что он не успел выпить воды, или не знает, как поступить.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
Заполните все обязательные поля, чтобы резюме стало доступно для работодателей","supernova. Допускаются компании от 100 сотрудников. Оплата только за успешный подбор кандидата. Изучить материалы, а также ","supernova. Сообщите работодателю, если ваши планы изменились","negotiation. Проверьте наличие квот заранее","vacancy. Услуга осталась на счёте. Она нарушает правила размещения или законодательство. Если не будете пользоваться сайтом на протяжении выбранного времени, профиль удалится. Пожалуйста, повторите попытку. В приложении Зарплата.
Попробуйте повторить попытку позднее","employerDocuments. Попробуйте повторить попытку позднее","vacancySearchResults. Попробуйте ещё раз. Текст слишком длинный","employer. Текст должен быть не менее 200 символов","employer.
Все сообщения подкреплялись лайками, комментариями и репостами они варьировалось случайным образом — как обычные посты на Facebook. Каждую из шести новостей испытуемых просили оценить критически, затем они отвечали на четыре вопроса «в какой степени вы согласны со следующим утверждением?
Ответы давали по пятибалльной психометрической шкале Лайкерта 1 — абсолютно согласен, 5 — категорически не согласен. Помимо этого, участникам предоставляли возможность объяснить свои ответы.
Поэтому одна из основных целей коррекционных программ Татьяны Гогуадзе — активизировать работу левого полушария мозга, многократно увеличив тем самым его ресурсы. Как показывает опыт работы Центра Татьяны Гогуадзе, когда активизируется работа левого полушария, то многие когнитивные и психоэмоциональные проблемы решаются естественным образом без таблеток, психологов и неврологов.
Поэтому, когда мы обеспечиваем доминацию левого полушария мозга, интеллектуальный ресурс человека только возрастает. Более того, левое полушарие включает контроль за эмоциями, что приводит к согласованности в работе полушарий мозга, и именно эта согласованность левого и правого полушария открывает доступ к творческой деятельности, созиданию и креативности в решении как жизненных, так и профессиональных задач. Поэтому с высокими показателями когерентности согласованности в работе мозга человек может смотреть на проблему не через призму эмоций, а созидательно, адекватно оценивая ситуацию и осознавать, что у любой проблемы, задачи есть несколько решений. А это и есть креативное мышление и творческий подход к жизни и в работе.
Человек сможет контролировать и управлять своими эмоциями и более адекватно воспринимать эмоции других. А вот если делать ставку на стимуляцию правого полушария мозга, то эмоции станут преобладать над логикой, поэтому принимать взвешенные и обдуманные решения человек вряд ли сможет».
Иными словами, это способность правильно интерпретировать своё и чужое эмоциональное состояние и пользоваться этими знаниями. EQ — вовсе не обязательно волшебная палочка для манипулирования людьми. В первую очередь, мне важно разобраться, как я сам устроен в эмоциональных реакциях, чтобы находить те же отблески человеческого в окружающих. Выражаясь языком Инстаграм-цитат, «selfcare is a preparation for community care». Морфология эмоций По определению из учебников, эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное отношение к существующим или мыслимым ситуациям и реальному миру.
Ультрабазовый, ядровый функционал, отточенный эволюцией и вшитый крепче некуда. Процесс, который начинается и заканчивается. Спрашивать некого: мы сами и есть сумма наших чувств и эмоций» В. Пелевин, «Непобедимое солнце» Эмоции возникают как ответная реакция, но сами по себе никуда не деваются, их нужно проживать. Эмоция — маленькое, но неизбежное путешествие, дорога, по которой каждый движется с разной скоростью. Именно поэтому тактика подавления не эффективна. Избегая эмоций, мы только удлиняем финальный путь. Некоторые источники выделяют 8 эмоций.
Где-то пишут, что есть 6 базовых эмоций, из которых в разных пропорциях складываются комплексные чувства и настроения. Методологи не делят эмоции на негативные и позитивные. Любой эмоциональный опыт важен для мозга и тела. Базовые эмоции Задаваясь вопросами о природе эмоций, мы можем отследить факторы, которые вызвали их. Нас интересуют эмоции как реакции, порождающие цепочки телесных и ментальных явлений. Первостепенная задача — научиться наблюдать. Анализируя входящие параметры и исходящие реакции, мы можем выводить паттерны, прогнозировать своё поведение. Сперва это банальные вопросы для самоанализа в духе: «Почему я это чувствую?
Это кропотливая работа над собой. Или с самим собой. А понимание самого себя постепенно становится ключом к пониманию других. Таким образом, чтобы удержать необходимые компетенции и не спалить себя на костре профессиональных достижений, нужно вписывать в жизнь новые аспекты. И всё это на базе старых привычек, но в новом времени, которое так торопит жить, и его бешеной акселерации. На высокой скорости ещё сложнее отлавливать и анализировать свои поведенческие скрипты, выявлять триггеры тех или иных реакций. Но я иду дальше и хочу разобраться в том, где эти шаблоны лежат и откуда берутся. Где рождаются паттерны?
Паттерн — синоним привычки, шаблона поведения, который не нуждается в рефлексии. С этой точки зрения, базовые эмоциональные реакции — тоже паттерны. Неплохо бы понимать, какие у нас есть возможности, чтобы управлять всем этим, и какие есть риски просадки производительности. Разберёмся на примере такого софт-скилла как адаптивность. Вспомним, как мы пускаем изменения в жизнь? Я — с большим скрипом. Вот пара кейсов. Годами банк плотно работал с почтовым клиентом Lotus.
Эстетика его интерфейса — сугубо дело вкусовщины, его недолюбливали. Скажем прямо, многие коллеги с нетерпением ждали перехода на Outlook. Но не я. Я привыкла, освоилась, завела себе папочки, подписи и даже не следила особо за этим милым внутрикорпоративным холиваром. Но в одно прекрасное утро меня без обратного билета перевели в Outlook с радостным тезисом: «Поздравляем, вы в пилотной группе тестирования перехода». И всё, в Lotus письма больше не приходят, так и живи. И тут разрыв нарратива: новый UI, кнопочки новые, нет папочек, подписей. Ну, спасибо!
Другой пример.
Как развить эмоциональный интеллект — главный навык 21 века
Я привыкла, освоилась, завела себе папочки, подписи и даже не следила особо за этим милым внутрикорпоративным холиваром. Но в одно прекрасное утро меня без обратного билета перевели в Outlook с радостным тезисом: «Поздравляем, вы в пилотной группе тестирования перехода». И всё, в Lotus письма больше не приходят, так и живи. И тут разрыв нарратива: новый UI, кнопочки новые, нет папочек, подписей. Ну, спасибо! Другой пример. Я люблю комфортный и красивый тулинг.
У меня не было привычки работать с IDE, я с универа писала в Sublime Text, компилировала из консоли, всё классно. В Альфе я научилась работать с эклипсовской проприетарной IDE, знаю перспективы, где что ломается, как это чинить. Да, Eclipse, да, поговаривают, что даже тёмную тему можно как-то включить, но я привыкла, освоилась. Всего делов — взять и перенастроить ВЕСЬ свой рабочий сетап. Я добрых два квартала смотрела на это и думала: «Не сегодня». Опять переделывать, опять привыкать.
И так много с чем. Мы все проходили через трансформации: меняли рабочий мессенджер, меняли протоколы, меняли стандарты, меняли приоритеты, едва поспевая за директивами бизнес-заказчиков. Тенденция налицо: мой развитый эмоциональный интеллект сопровождает изменения. Система динамических критериев моего жизненного опыта соотносит усилия и результат, и решает: мы так хорошо поработали в прошлый раз, у нас есть изученный путь, зачем нам новый? А теперь представьте команду таких: «Зачем нам ретроспектива, у нас нет вопросов, зачем нам чат в Telegram, зачем переезжать на другой фреймворк, зачем новый X, весь прошлый год Y работал нормально»… Почему новое мы воспринимаем через недовольство и отрицание? Откуда берётся это раздражение?
Итак, знакомьтесь, мозг! Наука и кибернетика 1970-1990-ых годов рассматривала мозг как централизованный компьютер, телефонную станцию, универсальный диспетчер, распознающий инпут и генерирующий аутпут. В общественном сознании, нон-фикшн литературе и медиаполе надолго закрепился этот образ — утрированный и далёкий от реальности. Мозг — сложнейшая самосозидающая и самосознающая инстанция. С одной стороны, это наше произведение, мы за него отвечаем. С другой, мы — его субъект.
Почему же концепция мозга-компьютера не состоялась? Первое — мы интуитивно понимаем, что это что-то сложнее, чем просто обработка информации. Второе, хронологически мы упёрлись в кризис центричности. Это как Web 2. Описать архитектуру мозга нам поможет новое слово... Пластичность — свойство нервной системы изменять структуру и функции вследствие развития, полученного опыта или перенесённых травм.
Пластичность мозга имеет разные функциональные уровни. Нейронауки пристально изучают её, и именно пластичность помогает описать организацию мозга. Мы рассматриваем пластичность как способность обретать форму, придавать форму, а также уничтожать форму для приобретения и придания оной. О, мой мозг: синапсы и созидание Обратимся к нейронным связям. Мозг — это колоссальная сеть нейронов такой степени сложности, что задачи на графах кажутся детской головоломкой. Вот перед нами нейроны с их ветвистыми отростками — дендритами, и хвостики-аксоны.
Места соприкосновений дендритов и аксонов — синапсы. Синапс упрощённая схема Синапс — это ключевое место, где происходит нервная деятельность посредством передачи импульсов. Последовательность коммуникации между нейронами из электрической переходит в химическую, затем снова возвращается в электрическую. Электрические сигналы спускаются по аксонам, преобразуются на синапсе в химическое сообщение — коктейль ионов — который дальше инициирует электрический сигнал в соседней клетке. В некотором смысле можно сравнить синапс с интерфейсом передачи данных Интерфейсы детерминированы, у них есть спека, контракт взаимодействия. У синапса же — поэзия.
Крошечный зазор, пустота, через которую проходит нервная информация — поле непредсказуемости. Если синапс входит в часто используемую цепочку, он увеличивается в объёме, становится проницаемым. Это суперспособность типа кэширования, только у синапсов она называется потенциацией.
Еще одна важная составляющая ЭИ — управление эмоциями. Человек, плохо управляющий ими, может попытаться развеселить или успокоить вас, но совсем не преуспеть в этом: «Я слышал, у тебя кошка умерла, но не переживай, это всего лишь кошка». Но можно попробовать. Я своего президента больше наблюдаю по телевизору. Две вещи могу сказать: он постоянно пытается бросить курить и когда впервые выдвигался, то очень раздражался во время дебатов, когда ему задавали сложные вопросы.
Не думаю, что у него самый высокий уровень эмоционального интеллекта. Хиллари очень интересна. Мы ожидаем увидеть в ней стереотипные женские черты, но она жесткая, сильная и умеет принимать решения. Я много наблюдал за ней, и мне кажется, что она очень хорошо умеет справляться с эмоциями. Физикам-ядерщикам эта тема была очень интересна. Я бывал несколько раз в Сбербанке, проводил там обучающие программы. Могу сказать, что Герман Греф очень умный и трудолюбивый человек, он справляется с непредсказуемыми ситуациями. Высокой скоростью изменений, происходящих внутри компании, Сбербанк мне напоминает Google.
Мы проводим обучение для топ-менеджеров в офисах корпорации в Дублине, Лондоне, Нью-Йорке и Калифорнии. Они очень заразительны. Ученые называют это эмоциональным заражением.
Следовательно, если у человека эмоциональный интеллект недостаточно развит, это не означает, что у него обязательно будут возникать трудности и проблемы, уточнила врач. Чтобы определить уровень ЭИ, существуют тесты. Кочетова добавила, что также есть тест Мэйера — Саловея — Карузо, который считается самым серьёзным и точным, состоит из 144 вопросов. Анализировать его результаты следует не самостоятельно, а с психологом, рекомендует эксперт.
В чем же суть книги Гоулмана? Высокий эмоциональный интеллект связан с более низким уровнем беспокойства и стресса, лучшими навыками общения, в том числе умением справляться с конфликтами, высокой эмпатией и способностью преодолевать трудности. Различные исследования показывают, что высокий уровень эмоционального интеллекта в два раза точнее предсказывает будущий успех человека, нежели показатели уровня IQ. Так что же такое в эмоциональном интеллекте, что улучшает работу людей разных профессий? Вот несколько причин: 1. Эмоциональный интеллект позволяет вам быть спокойнее, а значит сохранять ясность ума и концентрацию. Высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет более четко воспринимать и интерпретировать наш внутренний опыт и внешние обстоятельства. Креативность увеличивается с ростом эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект: Почему он важнее, чем эрудиция и профессиональные навыки
Высокий эмоциональный интеллект связан с эффективным лидерством, профессиональным успехом и успеваемостью в обучении, а также с качественными социальными и интимными отношениями. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. Как развить эмоциональный интеллект и быть менее подверженным эмоциональному заражению или зависимости от настроения других. Почему эмоциональный интеллект значит больше, чем IQ?
Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь и карьеру: статистика и тренды 2023 года
Повышается продуктивность, любая деструктивность трансформируется в конструктивность. Конфликты воспринимаются как способ осознать ошибки и стать лучше. Как использовать EQ? Использовать его можно в самых разных жизненных ситуациях. Учиться принимать критику, чтобы не вступать в конфликты. Учиться справляться с допущенными ошибками и постоянно двигаться вперед. Уметь говорить «нет», когда этого требует ситуация. В повседневности и на работе. Корректно делиться с другими людьми своими эмоциями, ничего не придумывая и не обманывая других.
Знать, что именно вы делаете и для чего это делаете. То есть грамотно справляться с целеполаганием. Уметь корректно оценивать поступки других людей и не судить их избыточно. Как измеряется EQ? Обычно используется не общая метрика, а несколько разных, зависящих от конкретного компонента EQ. Есть тест для оценки коммуникативных умений от Ильина. Тест на проверку коммуникативных навыков от Михельсона. Тест для оценки уровня мотивации от Элерса.
Тест на степень мотивированности и страха перед неудачами от Рвана. Система оценки уровня эмпатии Мехрабиана. Тест эмпатических способностей человека от Бойко. У Ильина есть тест на степень конфликтности индивида и тест для проверки уровня личной агрессии. Как развивать эмоциональный интеллект? Нужна специальная литература. Читайте книги по повышению коммуникативных навыков, книги, рассказывающие об эмпатии и т. Чаще взаимодействуйте с людьми и отдавайте отчет своим действиям.
Есть несколько простых стратегий повышения EQ.
Поначалу будет сложно, но со временем новый путь войдёт в привычку. Для этого и нужна сильная мотивация — она помогает не свернуть с неизвестной дороги на привычный хайвей. Обратная связь После нескольких удачных попыток реагировать по-новому, важно получить обратную связь от кого-то со стороны. Потому что ваша оценка себя — субъективна. Вам может показаться, что вы — молодец, делаете большие успехи и теперь можно расслабиться. А на деле изменения могут быть не видны или даже оказаться негативными. Об обратной связи можно попросить коллегу, руководителя, коуча, психолога или просто близкого человека. Он будет наблюдать за вами и вашими реакциями и давать более или менее объективную оценку к которой, впрочем, нужно тоже отнестись критически, особенно если оценку дал заинтересованный в ваших изменениях человек. Схему, которую предлагает Елена, можно проходить «спринтами».
В IT спринтом называют отрезок времени, за который команда проекта делает какое-то конкретное улучшение продукта. Когда один спринт завершается, команда подводит итоги и начинает следующий. Так же и в тренировке эмоционального интеллекта можно провести определённую работу над собой, получить обратную связь, проанализировать все результаты и начать следующий этап своей трансформации. Эмоциональный интеллект: советы из книги Дэниела Гоулмана Термин «эмоциональный интеллект» получил широкую известность после публикации книги американского психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана « Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ ». В ней Гоулман выделяет несколько способов развития EQ. Внутренний диалог Представьте, что ваш близкий друг рассказывает о своих проблемах в браке всем, кроме вас. Если эта мысль тревожит, поговорите с собой. Задайте вопрос: «Почему меня это задевает? Определившись с причиной эмоций, ослабьте их.
Скажите себе: «Я могу чувствовать себя отвергнутым, но, может быть, мой друг просто не хотел отвлекать меня от моей работы и моих проблем». Так вы приучите себя анализировать свои эмоции и научитесь лучше себя понимать: что вас расстраивает, что радует, что обижает и так далее. Следующим этапом будет научиться говорить о своих эмоциях, не обижая при этом собеседника. Эмпатия Чтобы лучше понимать чужие эмоции, научитесь анализировать язык тела другого человека. Язык тела выражает эмоции и вызывает их. Например, если вы заметите, что другой человек принял напряжённую позу и сжался, подумайте, в каких обстоятельствах вы сами принимали такую позу. Это поможет вам понять, что чувствует ваш собеседник.
Как это проявляется? Нужно записать или даже зарисовать: какую позу преподаватель занимает за столом и у доски, как расположены брови, где именно заметны морщинки на лице, как звучит голос. За несколько недель тренировки удастся наметать глаз и расшифровывать сигналы даже незнакомых людей. Эти писатели умели не только проникнуть во внутренний мир героев, но и показать тончайшие оттенки чувств, представить ситуацию с разных точек зрения. Он помогал в создании сериала «Lie to me» в российском прокате «Обмани меня» или «Теория лжи» и выступал консультантом в сопровождающем блоге.
Таким образом, высокий эмоциональный интеллект EQ делает человека более успешным в личностном и профессиональном плане. Развитый интеллект в классическом понимании IQ не гарантирует этого. Наиболее популярная методика измерения EQ - это тест Холла. Он содержит 30 вопросов для самодиагностики и дает комплексную оценку эмоциональных способностей человека. Эмоциональный интеллект в работе руководителя Руководитель — главный в вопросе создания правильного эмоционального настроя команды. Люди привыкли смотреть на первого «в стае», ориентироваться на его восприятие и настроение. Именно руководитель способен увлечь людей идеей, зарядить нужной эмоцией и создать такую атмосферу, которая поможет всем работать эффективнее. Руководитель с высоким уровнем эмоционального интеллекта совсем не обязательно должен создавать вокруг себя атмосферу всеобщей любви и радости. Он может, например, торопить подчиненных, если видит, что проект рискует не завершиться в срок. При этом он использует разные инструменты — описывает возможные негативные последствия, воодушевляет крутыми результатами или раздувает злость на конкурентов. Разница между эмоционально компетентными и эмоционально некомпетентными руководителями в том, что первый использует свои эмоции осознанно. Он может поговорить серьезно, а может улыбнуться и похлопать по плечу — четко понимая, что он сейчас делает и зачем. Руководитель с высоким EQ, с одной стороны, внимателен к подчиненным, а, с другой стороны, к себе. Плюсы высокого EQ по отношению к команде Лидер с развитым эмоциональным интеллектом обеспечивает грамотное и компетентное руководство, он способен более эффективно воздействовать на персонал. Как следствие — сотрудники лучше работают, и компания достигает нужных результатов, в том числе, финансовых. Такой эффект достигается за счет того, что менеджер учитывает эмоциональное состояние своих подчиненных и корректирует стиль своего руководства в зависимости от ситуации. Например, он заметит, что коллега расстроен или разозлен, вовремя выяснит причину происходящего и оперативно устранит проблему. Или по выражению лица, нетипичному поведению, интонациям или фразам на совещании поймет истинные мотивы сотрудника и примет правильное решение. Руководители с высоким EQ хорошо проявляют себя во всех аспектах работы с людьми: Сплоченная команда.
Не только IQ: как эмоциональный интеллект ведет к успеху
Все люди жаждут признания и благодарности. Когда вы хвалите других, вы удовлетворяете эту потребность и вдохновляете их быть лучшей версией себя. Давать полезную обратную связь. Помогите коллеге понять, как выглядит более продуктивное и эффективное действие.
Помните, что главные признаки качественной обратной связи — конкретность, безоценочность и своевременность. Извиняться, признавать ошибки, прощать. Чтобы сказать, что вы сожалеете, нужны сила и мужество, все это знают и все это ценят.
Извинение не всегда означает, что вы не правы, но оно показывает, что отношения вы цените больше, чем факт своей правоты. Когда вы прощаете, вы получаете возможность двигаться вперед, а не оставаться в заложниках у своих эмоций. Выполнять свои обязательства.
Если вы возьмете за правило держать свое слово - в больших и малых делах - вы создадите себе прочную репутацию надежного и достойного доверия человека. Помогать другим.
А наблюдаю я сложность и диалектичность. Я люблю находить закономерности и совпадения, устанавливать причинно-следственные связи. Непредсказуемость и многозначность меня одновременно пугают и притягивают. Я работаю с огромной, довольно взрослой системой и, в моём случае, центральной банковской , плотно вписанной в другие сложноустроенные платформы. Раздолье для гонзо-разработчика, архитектора-археолога и аналитика-экстремала.
Но в статье не будет страшилок про старый банковский софт. Я расскажу, как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта EQ , не снижая ценности IQ. Вместо изоляции одного от другого попробую объединить и взаимно их усилить. Мой текст ориентирован на разных читателей, но определённый флёр профдеформации из ИТ будет присутствовать. Работая в эстетике жёстких стандартов и великого технического наследия, невозможно не задуматься, как люди мастерили это наследие до тебя. Интуитивно я понимаю, что деконструировать комплексную, искусственную систему может только ещё более высокоорганизованная система. Именно об этой «системе», о сложности человеческой природы я хочу поговорить, поразбираться с человеком-собой, побыть немного исследователем.
Мой тезис озвучил Лев Толстой ещё в 19-м веке: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» Надеюсь, что цитировать Льва Николаевича на Хабре в 2022 году — это не слишком пафосно? Относительно 19-го века, в современности, к «честным» внутренним поискам, добавился ключевой метатренд — ускорение всех сфер жизни. Продукты такого ускорения — рост нагрузки, смена приоритетов и привычек. Я ищу, как соотносить себя с ускорением, какими инфраструктурными и ресурсными возможностями мы для этого располагаем, и как ими пользоваться. Уверена, что сочетания «софт-скилз» и «эмоциональный интеллект» успели набить вам оскомину. Последние N лет на них паразитируют с разной степенью эффективности издательства корпоративной литературы: их пишут в вакансиях, заменив устаревшую «стрессоустойчивость»; печатают в брошюрах «Навыки будущего»; включают в программы дополнительного образования для подростков.
Уже не помню, когда услышала их впервые, но реши я сейчас системно заняться вопросом эмоционального интеллекта, я бы совершенно потерялась в ворохе материалов. Мы понимаем софт-скиллы как противоположность хардам — экспертизе. Эмоциональное противопоставляют интеллектуальному, и в эпоху гонки за профессиональной экспертизой прокачивать софты — это новый панк. Но так ли оправдана эта двойственность? Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта EQ , не снижая ценности IQ. Вместо изоляции одного от другого попробую объединить и взаимно усилить их. С этой темой я дважды выступила на внутренних митапах и обнаружила воодушевляющий отклик.
Да кто такой этот ваш EQ? Если коротко, эмоциональный интеллект emotional quotient — это совокупность коммуникационных способностей распознавать эмоции, понимать мотивацию, желания других людей и свои собственные. Иными словами, это способность правильно интерпретировать своё и чужое эмоциональное состояние и пользоваться этими знаниями. EQ — вовсе не обязательно волшебная палочка для манипулирования людьми. В первую очередь, мне важно разобраться, как я сам устроен в эмоциональных реакциях, чтобы находить те же отблески человеческого в окружающих. Выражаясь языком Инстаграм-цитат, «selfcare is a preparation for community care». Морфология эмоций По определению из учебников, эмоция — психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное отношение к существующим или мыслимым ситуациям и реальному миру.
Ультрабазовый, ядровый функционал, отточенный эволюцией и вшитый крепче некуда. Процесс, который начинается и заканчивается. Спрашивать некого: мы сами и есть сумма наших чувств и эмоций» В. Пелевин, «Непобедимое солнце» Эмоции возникают как ответная реакция, но сами по себе никуда не деваются, их нужно проживать. Эмоция — маленькое, но неизбежное путешествие, дорога, по которой каждый движется с разной скоростью. Именно поэтому тактика подавления не эффективна. Избегая эмоций, мы только удлиняем финальный путь.
Некоторые источники выделяют 8 эмоций. Где-то пишут, что есть 6 базовых эмоций, из которых в разных пропорциях складываются комплексные чувства и настроения. Методологи не делят эмоции на негативные и позитивные. Любой эмоциональный опыт важен для мозга и тела. Базовые эмоции Задаваясь вопросами о природе эмоций, мы можем отследить факторы, которые вызвали их. Нас интересуют эмоции как реакции, порождающие цепочки телесных и ментальных явлений.
Алена Горбун, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта, считает, что это «подразумевает умение человека выдерживать эмоции высокой интенсивности, то есть не лезть в драку, не швырять предметы у всех на виду. Эмоциональный интеллект — это когда вы можете прожить сильные эмоции, не вредя окружению и не разрушая отношения». В конце концов вы можете пошвырять предметы или поколотить подушку, выпустить пар, когда вас никто не видит, никто не будет напуган и не получит других отрицательных эмоций. В то же время важно не путать эмоциональный интеллект с подавлением, вытеснением и игнорированием своих эмоций.
Наверно, вы встречали таких людей. Они часто выглядят сдержанными, но в конечном итоге непрожитые эмоции «вылезают» в виде болезней, повышенной тревожности, хронической усталости или пассивной агрессии. По мнению Алены Горбун, эмоциональный интеллект необходим нам, чтобы находить общий язык с окружающими и в то же время понимать свою отдельность, уметь экологично конфликтовать, поддерживать свою внутреннюю мотивацию, принимать взвешенные решения даже в самых острых ситуациях. Важнейшая часть эмоционального интеллекта — эмпатия, способность к сопереживанию, умение поставить себя на место другого человека, оценить обстановку с его точки зрения. Анна Жюсталь, бизнес-коуч, уверена, что «человек понимающий свои эмоции и чувства, осознающий откуда они берутся, может также легко считывать эмоции других людей — по мимике, интонации, тембру голоса, языку тела, внутреннему сенсору, даже кожей можно ощущать». Ее можно развить. Самое простое упражнение — медитация, когда вы выключаете мозг и начинаете чувствовать свое тело, вибрации души, замечать движение и развитие чувств, осознавать их причины. Тогда в процессе общения вы сможете глубже ощущать настроения и мотивацию собеседника.
Признаки развитого эмоционального интеллекта Развитие эмоционального интеллекта считается одним из главных способов борьбы с буллингом, домогательствами и другими токсичными отношениями в различных группах. Например, буллинг становится кейсом общественного здравоохранения. От 10 до 52 процентов времени жертвы на работе считаются непродуктивными из-за количества времени, которое они тратят, защищая себя, ища поддержки, испытывая неудовлетворенность работой и более высокий уровень депрессии и тревоги, чем остальные. В 2018 году Совет по компенсациям работникам канадской провинции Саскачеван выплатил компенсацию женщине после того, как было доказано, что самоубийство ее мужа было связано с издевательствами на рабочем месте. Однако пока ученые, политики, компании и многие люди занимаются развитием эмоционального интеллекта, в Twitter приходит Илон Маск и демонстрирует жесткий стиль управления, ставящий во главу угла прибыль, вопреки современной гуманистической модели, ориентированной на человека. Как известно, за несколько дней он попрощался с топ-менеджерами половиной из 7500 сотрудников компании. Оставшиеся получили письмо с ультиматумом, в котором говорилось, что придется либо очень много работать, либо лучше сразу уйти. Почему плакать в общественном месте это признак силы, а не слабости? Одним из необычных показателей того, что у вас, скорее всего, достаточно высокий EQ, является способность плакать на людях и во время просмотра фильмов. По словам нейробиолога Роберта Фромке, недавние исследования показывают, что окситоцин усиливает эмоциональные реакции. Таким образом, плач в кино говорит о том, что вы достаточно хорошо пропускаете чужой опыт через себя, и в ответ на это у вас выделяется повышенная доза окситоцина. Такая реакция свидетельствует о высокой эмпатии, социальной чуткости и связанности с другими — важными свойствами эмоционального интеллекта. Более того, он помогает окружающим позволить себе испытать и прожить сложные эмоции. Как умение матери видеть счастье у других людей развивает EQ ее ребенка?
Почему это не работает: 5 мифов об эмоциональном интеллекте
Еще один аспект эмоционального интеллекта, который высоко ценится в профессиональной среде. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет. По результатам внутренних исследований компании L’Oreal, на 63% ниже текучка среди сотрудников с высоким эмоциональным интеллектом. Если говорить более точно, руководитель обладал высоким эмоциональным интеллектом в 74% случаев успеха, и лишь в 24% случаев неудачи. Эмоциональный интеллект является значимой компетенцией, которая помогает достичь успеха в любой сфере деятельности. Алена Горбун, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта, считает, что это «подразумевает умение человека выдерживать эмоции высокой интенсивности, то есть не лезть в драку, не швырять предметы у всех на виду.