Постановление Правительства РФ от 07.02.2024 N 132 об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне — Редакция от 07.02.2024 — с последними изменениями скачать на сайте ив. Степени секретности сведений: как классифицируют секретную информацию в России по уровням важности. Кто устанавливает уровень секретности, перечень сведений, входящих в категорию государственной тайны? В правительстве России утвердили новую редакцию правил, связанных со сведениями, которые составляют государственную тайну. Гостайна: уровни секретности и формы допуска в России-2024.
Уровни секретности шреддеров
Правительство в свою очередь получит право определять порядок оформления допуска должностных лиц к гостайне и принимать решения по вопросам, «связанным с выездом из РФ граждан, допущенных или ранее допускавшихся к гостайне». Вопрос о допуске к гостайне заместителей руководителей министерств и ведомств федерального уровня, заместителей глав госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» должен решаться Межведомственной комиссией по защите государственной тайны премьер-министр и министры являются секретоносителями по должности. Один из авторов законопроекта, глава Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев «ЕР» , привел такую статистику: в группе риска более 16 тысяч имеющих допуск к гостайне и одновременно близких родственников, недвижимость или счета в банках за рубежом россиян, ежегодно фиксируется не менее 2000 нарушений порядка выезда за рубеж секретоносителей и около 200 фактов умышленной «несдачи» ими загранпаспортов при наличии решения о временном ограничении права выезда за границу. Возможность оспаривания и обжалования в суде решений об отказе в допуске к гостайне и снятии с должности на этом основании предусмотрена. Г-н Выборный заверил, что «полностью разделяет» беспокойство по этому поводу, и выразил надежду, что впредь «наверное, мы больше такого не увидим»… Законопроект также уточняет в действующем законе «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» условия передачи россиянами на хранение загранпаспортов при ограничении права на выезд в связи с доступом к гостайне, а заодно и по другим основаниям.
В этом случае ущербом безопасности России будет считаться ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в перечисленных выше областях.
Кроме того, исключен пункт об участии руководителей "Росатома" и "Роскосмоса" в разработке перечня секретных данных, а также об их персональной ответственности за соответствующие решения.
Однако если сотрудник по каким-либо причинам откажется предоставлять свое согласие, а без ознакомления с секретной информацией его дальнейшая деятельность на текущем месте работы или службы невозможна, то он будет переведен на другую должность, а если это невозможно — уволен. Такая практика абсолютно законна. Кто не может быть ознакомлен с государственной тайной? Действующим законодательством РФ предусмотрен специальный порядок ознакомления с государственной тайной.
Им не может являться: несовершеннолетний гражданин; гражданин, не работающий в государственном учреждении или не проходящий службу в армии кроме ситуаций, когда необходимость хранения секретной информации сохраняется уже после увольнения или выхода на пенсионное обеспечение ; гражданин, имеющий судимость включая погашенные. Одним из этапов оформления допуска является прохождение медицинского осмотра. Гражданину будет отказано в ознакомлении с секретной информацией, если он страдает: психическими расстройствами шизофрения, альцгеймер и т.
АСТ-ГОЗ изначально создавалась для проведения закрытых конкурентных закупок в рамках гособоронзаказа. Соответственно, большинство заказчиков и поставщиков в рамках ГОЗ имеют необходимые лицензии, и проведение таких закупок затруднений не вызывало. По решению правительства они перестали публично раскрывать информацию о своих закупках и размещать ее в Единой информационной системе ЕИС в сфере закупок. Такие компании теперь проводят свои закупки либо неконкурентными способами, либо закрытыми конкурентными способами в электронной форме на той же АСТ-ГОЗ.
Степени секретности сведений
При этом президент получил право определять порядок обеспечения режима секретности в своей администрации. Правительство утвердило новую редакцию правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. Президент РФ сможет определять полномочия должностных лиц по обеспечению защиты гостайны и порядок обеспечения режима секретности в администрации президента. устанавливает порядок обеспечения режима секретности в Российской Федерации; (Абзац дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ). Степени секретности, по российскому законодательству, имеют три уровня. реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.
Грифы секретности сведений составляющих государственную тайну
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
К совершенно секретным сведениям власти относят информацию из перечисленных в предыдущем пункте областей, но распространение которой может нанести ущерб не всей Российской Федерации, а интересам государственного органа или отрасли экономики. Наконец к секретным сведениям правительство отнесло все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну.
В последнем пункте ущербом безопасности страны будет считаться ущерб, «нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-разыскной области деятельности». Читайте также.
После истечения срока хранения сведения тайного характера могут быть опубликованы обнародованы либо уничтожены. Для присвоения информации той или иной степени секретности учитывают, в первую очередь, степень ущерба, который возникнет при разглашении сведений.
В РФ принято использовать три степени секретности сведений для оценки важности и ценности конфиденциальной информации: Особой важности. Объединяет такие категории информации как военные, внешнеполитические, разведывательные, научные сведения, раскрытие которых чревато ущербом интересам России в одной или нескольких областях деятельности. Например, это могут быть данные о запасе стратегических ресурсов в стране. Совершенно секретные.
Объединяет такие категории информации как военные, внешнеполитические, разведывательные, научные сведения, раскрытие которых приведет к ущербу интересам государственных министерств, отдельным отраслям экономики РФ. Например, это могут быть планы госзакупок для министерств. Объединяет такие категории информации как военные, внешнеполитические, разведывательные, научные сведения, раскрытие которых чревато ущербом интересов конкретных предприятий, учреждений в описанных выше сферах деятельности. Например, это могут быть разработки и чертежи новой военной техники.
Как определяют уровень секретности информации?
В документе уточняется, что «степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений». В связи с этим выделяются три степени секретности. К сведениям особой важности относится информация о военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из указанных областей.
К совершенно секретным сведениям власти относят информацию из перечисленных в предыдущем пункте областей, но распространение которой может нанести ущерб не всей Российской Федерации, а интересам государственного органа или отрасли экономики.
Степени секретности сведений
Не менее важно признать, что это определение выходит за рамки политической принадлежности. Это самый низкий уровень классификации. Секретно: Уровень классификации применяется к информации, несанкционированное раскрытие которой, как можно разумно ожидать, нанесет серьезный ущерб национальной безопасности, который можно идентифицировать или описать в соответствии с исходной классификацией. Совершенно секретно: Уровень секретности применяется к информации, несанкционированное раскрытие которой, как можно разумно ожидать, нанесет исключительно серьезный ущерб национальной безопасности, который первоначальный классификационный орган может идентифицировать или описать.
Гражданину будет отказано в ознакомлении с секретной информацией, если он страдает: психическими расстройствами шизофрения, альцгеймер и т. Привилегии и ограничения Граждане, являющиеся хранителям секретной информации, получают привилегию в виде надбавки к заработной плате. Также отдельная надбавка полагается гражданам, работающим и служащим в структурных подразделениях, деятельность которых направлена на обеспечение защиту государственных тайн. На Заметку: Проценты к доходу, начисляемые за хранение государственной тайны и за защиту секретной информации могут складываться. В тоже время на граждан, допущенных к гостайне, распространяются ограничения все они носят временный характер, продолжительность которого зависит от типа секретной информации : невозможность выезда за пределы территории РФ, включая краткосрочные туристические поездки только при одобрении вышестоящего руководства ; невозможность отказа от гражданства РФ; невозможность трудоустройства в иностранные организации, ведущие деятельность на территории РФ. Похожие статьи.
Постановление вступает в силу со следующего года. Также правила касаются сведений, связанных с различными степенями секретности. Документ подписан премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным.
Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности подразделяются на сведения особой важности, совершенно секретные и секретные. К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства ведомства или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей. К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.
Если допуск по третьей форме, то и за границу можно без особых ограничений и в случае разглашения максимум 4 мес. А вот если по первой - то за границу не пустят и в случае разглашения лет 7 отмерят и то если по неосторожности , а если умышленно - то это будет государственная измена - тогда двадцатку намеряют. Уголовный кодекс РФ: Статья 283.
Три уровня секретности: кабмин утвердил новые правила о гостайне
Форма допуска к государственной тайне устанавливается в соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну. устанавливает порядок обеспечения режима секретности в Российской Федерации. В правилах оговаривается, что "степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений". Такая деятельность предприятием может осуществляться только при условии получения лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Это высший уровень секретности, при котором контролируется не только выезд за границу, но нередко и поведение человека в определенных обстоятельствах.
Правила получения допуска к гостайне в 2023 году
Под уровнями секретности документов следует определять градацию бумаг по степени их разглашения. Законопроектом уточняется сфера действия Закона Российской Федерации «О государственной тайне», вводится понятие «режим секретности», уточняется понятие «допуск к государственной тайне», устанавливается процедура его оформления. Согласно статье 8 закона «О государственной тайне»[1], уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений. Правительство РФ обновило «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», сильно сократив документ. секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен. С учетом степени секретности сведений, которыми будет пользоваться сотрудник в своей деятельности, ему может быть установлена одна из трех форм допуска.
О секретных документах. Россия
Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы службы. Если по характеру выполняемых должностных специальных, функциональных обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме пункт 6 Инструкция - 63.
Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием. Статья 10. Ограничение прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан Российской Федерации на информацию в связи с ее засекречиванием Должностные лица, наделенные в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Закона, полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан далее - собственник информации , если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти. Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению.
При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством. Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством. Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена разработана ими без нарушения законодательства Российской Федерации. Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей Основанием для засекречивания сведений, полученных разработанных в результате управленческой, производственной, научной и иных видов деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, является их соответствие действующим в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности. При невозможности идентификации полученных разработанных сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных разработанных сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению изменению. Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению изменению действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
Статья 12. Реквизиты носителей сведений, составляющих государственную тайну На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты, включающие следующие данные: о степени секретности содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующего в данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данных учреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию; об органе государственной власти, о предприятии, об учреждении, организации, осуществивших засекречивание носителя; о регистрационном номере; о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены. При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель сведений, составляющих государственную тайну, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений. Помимо перечисленных в настоящей статье реквизитов на носителе и или в сопроводительной документации к нему могут проставляться дополнительные отметки, определяющие полномочия должностных лиц по ознакомлению с содержащимися в этом носителе сведениями. Вид и порядок проставления дополнительных отметок и других реквизитов определяются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Раздел IV. Порядок рассекречивания сведений Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.
Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения. Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены. В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.
Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд.
При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке. Раздел V. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся эти сведения. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений.
Лица, преднамеренно собирающие такие данные для зарубежных заказчиков, могут быть признаны иностранными агентами. Только важное и интересное — у нас в Facebook.
Большой объем и сопутствующая информация повышают риски раскрытия тайны Необходимость проверки и пересмотра уровня секретности данных.
Информации присуща ценность на определенный момент времени. По истечении времени, а также при изменении ситуации и смене событий некоторые данные обесцениваются, а это влечет понижение степени их секретности, разглашение или уничтожение. Секретные сведения, относящиеся к государственной тайне Военные сведения. Например, общая численность российской армии, новейшее вооружение, которое поставлено армии, место дислокации стратегически важных объектов, последние данные разведки Экономические сведения. Информация, иллюстрирующая актуальную ситуацию в сферах науки, экономики, народного хозяйства. Сюда относится информация о запасах продовольствия в регионах на случай ЧС или военных конфликтов, состоянии транспортной инфраструктуры страны, численности и подготовленности сил гражданской обороны Внешнеполитические данные. Содержат информацию о состоянии дел РФ на международной арене. Например, договоренности с другими государствами на саммитах, принятие международных доктрин, размеры выплат по внешнему долгу страны Разведданные и оперативно-розыскные сведения.
Объединяют информацию, касающуюся проведения антитеррористической, разведывательной деятельности уполномоченными органами и структурами РФ, данные о секретных каналах связи, шифрования, способах защиты КИИ. Степени секретности сведений присущи в большей степени информации из разряда государственной тайны.