ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц.
Тамбовские епархиальные ведомости: Еженедельное издание. №2 — 3624836
Ранее: 1866-1917 Воронежские епархиальные ведомости. Андреев 83. Перечень Всех новостей. Тамбовские епархиальные ведомости. В бумажной обложке зеленого цвета. Регистрационный номер: 3624836. Место производства: Тамбов: Электро-Типография Губернского Правления.
Форма поиска
- Епархиальные ведомости - Советы по изучению генеалогии - Полезная информация - Генеалогия - личный
- Тамбовские губернские ведомости. Тамбов, 1838-1917 | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
- Материалы коллекции
- История Тамбовской Епархии. Курс лекций
- Тамбовские епархиальные ведомости - фото сборник
История Тамбовской Епархии. Курс лекций
Ведомости 1866 | Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Тамбовские Епархиальные ведомости № 24 (15 декабря). Период создания: 1866 г. |
Тамбовские епархиальные ведомости | Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ): Электронное научное издание "Периодика". |
Тамбовские епархиальные ведомости - фото сборник | Художественная литература [2]. Саратовские епархиальные ведомости [48]. Страницы о перемещениях, назначениях, наградах и т.д. священнослужителей Саратовской епархии за 1865-1918 г.г. |
Вышел в свет очередной номер журнала "Тамбовские епархиальные ведомости". | Узнайте значение словаТамбовские епархиальные ведомости в различных словарях, в том числе и вЭнциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. |
Вышел в свет пятый номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2022 год
Налитова, заведующая Информационно-издательским отделом Тамбовской епархии. Редакция: главный редактор — митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, заместитель главного редактора — О. Редактор, корректор: Е. Верстка: священник Виктор Поздняков.
Авторами статей являются заведующие и сотрудники отделов епархии, сотрудники, духовенство, ведущие научные сотрудники музеев, исторических отделов, студенты вузов и семинарии, а также прихожане храмов епархии. Тематика издания определяется его духовно-просветительской направленностью.
Значительное место отводилось истории края — публиковались труды И. Дубасова , находили отражение также социальные борьба с пьянством , философские и политические проблемы. Немало места на страницах журнала уделялось духовно-нравственным темам, экзегетике , агиографии , богословию. Подробно с 1912 освещалась работа Тамбовского церковно-археологического комитета , созданного с «целью охраны памятников церковной старины», благотворительная деятельность, состояние некрополей и прочее.
Репрессивная машина продолжала ра-ботать. ГУЛАГ поглощал «врагов народа». Последний процесс над монахинями Ма-монтовской общины состоялся в 1940 году. Ксению Копылову и Анну Виденину арестовали 13 октября, в день, когда отошла ко Господу игуменья Алексеевской общины матушка Агния. Им даже не позволили по-хоронить свою начальницу. Допросы в Ми-чуринской тюрьме длились по 8-10 часов в день, в вину вменялось - неучастие в Все-союзной переписи населения и в выборах в Верховный Совет СССР. Приговором выездной сессии Там-бовского областного суда от 30 ноября 1940 года матушки были осуждены по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР к десяти годам ли-шения свободы с поражением в правах пос-ле отбытия наказания сроком на пять лет.
В конце 1950-х годов Ксения и Анна вер-нулись в поруганную Мамонтовскую оби-тель, поселились в маленьком бревенчатом домике-келье. Местные жители уважали их за стойкость веры, доброту и благочестие. Ксения, последняя монахиня Алексеевской общины с. Мамонтово, имела удивитель-ный дар вразумительной и утешительной беседы. Она закончила свой земной путь на 102 году жизни 20 марта 2002 года и была погребена по монашескому чину на Мамонтовском кладбище. Ушел в прошлое XX век — огромный пласт нашей трагической истории, жизни и памя-ти. Мы никогда не узнаем, сколько было их, претерпевших за веру гонения, страдания и смерть.
Но, по словам Святейшего Патри-арха Московского и всея Руси Алексия II, «их жизнь и смерть были убедительнейшей проповедью истинности и нерушимости Христова дела. Мученики и исповедники совершили нетленный подвиг, страдания перенесли со славою, были превознесены Богом и сделались похвалой Церкви». Восшедший на Патриаршество незадолго до смерти Алексея Михайловича, в 1674 г. По крайней мере, Патриарх дважды активно вмешивается в поли-тику, что непосредственно отразилось на судьбах российского государства. Первый раз он поспо-собствовал исполнению завещания Алексея Ми-хайловича, в соответствии с которым престол передавался Феодору Алексеевичу, второй раз он станет на сторону младшего сына Алексея Ми-хайловича — Петра в его борьбе с царевной Со-фьей. В церковной политике Патриарх Иоаким был консерватором и боролся с различными про-явлениями западной культуры. С другой стороны, мы знаем Патриарха Иоакима как ревностного борца со старообрядческим расколом.
Поместный собор и образование Тамбовской епархии Поместный собор Русской Православной Цер-кви, решения которого привели к образованию Тамбовской епархии в 1682 г. Дело в том, что Феодор Алексеевич был человеком очень слабого здоровья и в этом смыс-ле меньше всего подходил для управления госу-дарством в столь неспокойное время. Его отец, Алексей Михайлович, сам умер еще довольно молодым человеком, оставив после себя незакон-ченными много дел. А Россия в это время стояла перед большими переменами. Московское царс-тво уходило в прошлое, и рождалась Российская империя. При этом уже довольно четко обозна-чилась основная тенденция развития российс-кого государства, охарактеризованная великим русским историком Сергеем Михайловичем Со-ловьевым следующим образом: «Русский народ после осьмивекового движения на восток круто начал поворачивать на запад». Сам Феодор Алек-сеевич был воспитан своим учителем, Симеоном Полоцким, в западном духе, неплохо говорил по-польски, знал латынь.
Склонность к западной культуре имели и его фавориты, игравшие, ви- на фоне важнейших событий церковно-государственной жизни России Крепость Тамбов Page 33 вращения к старому обряду. По поводу старооб-рядчества в вопросах, подготовленных организа-торами собора, в частности, говорилось: «Многие монахи и монахини, не хотя быть у наставников своих под послушанием, отходят из монастырей и селятся в лесах, мало-помалу прибирают к себе таких же непослушников и устрояют часовни, служат молебны, а потом бьют челом архиереям о грамотах на построение церквей на тех местах, которые называют пустынями, и в пустынях этих церковное пение отправляют не по исправным книгам, вследствие чего приходят к ним многие люди, селятся вблизи и считают их страдальцами: от этого возрастает на св. Собор на это отвечал челобитьем, чтоб великий государь своих грамот о строении вновь пустынь отпускать не указал; они, архиереи, переведут эти пустыни в монастыри, а на их местах устроят приходские церкви. Мы видим, что здесь жела-ние упорядочить монашескую жизнь соединя-ется со стремлением к ограничению социальной базы для раскольников. Кстати, не исключено, что именно раскольничьи настроения среди час-ти населения Тамбовского края стали важней-шей побудительной причиной учреждения Там-бовской епархии. Итак, собирается Поместный собор Русской Православной Церкви. Этот собор принял ряд важных решений.
Правительство серьезно по-дошло к организации собора. Членами прави-тельства подготовлен ряд «предложений» или вопросов, на которые участники собора должны были дать ответ. Многие из этих вопросов касались устроения монашества. Так, в соответствии с решениями собора были упразднены маленькие пустыни и монастыри, а их насельники переведены в боль-шие общежительные монастыри. При этом огра-ничивалась свобода монашеских пострижений вне стен монастыря. Миряне, поселившиеся в монастыре, оттуда выселялись, а их место долж-ны были занять монахи, проживавшие в миру. Еще раз собор своими актами подчеркнул не-обходимость введения во всех обителях Русской Православной Церкви общежительного устава.
Ряд вопросов, предложенных участникам собо-ра, касался старообрядчества. Иначе, наверное, и быть не могло. Мы знаем, что старообрядцам со-чувствовала значительная часть российского на-селения, а 1682 г. Здесь столкнулись рефор-маторы и консерваторы. Реформаторы считали возможным увеличение количества епархий по греческому образцу с характерной для православ-ного Востока системой митрополичьих округов. Первоначально предполагалось такое увеличение епархий до 72-х с 11 митрополиями. Позиция реформаторов явно мотивировалась логикой еще никоновской реформы церковного обряда, имев-шей главной своей целью введение в устроение Русской Церкви греческого стандарта.
Вернемся на несколько лет назад — к Боль-шому московскому собору 1666-67 гг.
Значительный вклад в издание Е. Суворов «Вологодские ЕВ» в 1865-1896 , Н. Корсунский и М. Троицкий «Ярославские ЕВ» в 1871-1898 и 1903-1915 , прот.
Летницкий «Астраханские епархиальные ведомости» в 1896-1918 , Н. Малицкий «Владимирские ЕВ» в 1903-1919. Бюджет Е. Злободневные полемические заметки, др. Для мн.
Подписка на издание была обязательной для всех приходов епархии, в зависимости от их числа тираж Е. Если в епархии еще не было своих Е. Если в издающей Е. С революционными потрясениями 1905-1907 гг. Так появились «Саратовский духовный вестник» сент.
В 1915 г. Новгороде 1915-1917 , «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» 1915-1917 , а также «Литовские ЕВ» 1916 - в Москве, «Минские епархиальные ведомости» - в Рязани 1915-1917. После Февральской революции 1917 г. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» март-авг. В 1917 г.
В 1920-1922 гг. Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели «Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897 или указатели к одной из частей к неофиц. Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг.
Издания 1917-1922 гг. В 1922-1928 гг. Нек-рые из них имели традиц. На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» Одесса, 1922 , «Друг православного народа» Саратов, 1922 , «Голос живой веры» Тамбов, 1922-1923 , «Живая Церковь» Пенза, 1922; Киев, 1922-1923 , «Обновление Церкви» Царицын, 1922; Челябинск, 1923 , «Церковная заря» Вологда, 1922-1923 , «Церковное обновление» Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926. В кон.
В рус. Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» Париж, 1927-1940, 1946-1959 , «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» Париж, 1947-1989 , неск.
Тамбовские епархиальные ведомости, № 10, 2009
Епархиальные ведомости - Советы по изучению генеалогии - Полезная информация - Генеалогия - личный | Также в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появляются отдельные статьи по истории тамбовских храмов, в частности, по истории главного кафедрального собора Тамбова – Спасо-Преображенского[12]. |
Тамбовские епархиальные ведомости | В галере выдающихся он — первый. Тамбовские вузы, тамбовские новости, тамбовские волки, тамбовские епархиальные ведомости архив. |
Тамбовские епархиальные вести, № 5, 2008 | Например, активно поддержал ведение нового немецкого качества Б Мендельсон. Тамбовские знатоки, тамбовские фасады, тамбовские епархиальные ведомости 1861-1917, тамбовские группировки. |
Значение ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона | Тамбовские епархиальные ведомости. |
Епархии журнал
Тамбовские епархиальные ведомости. «Столовое. Это село расположено в 25 верстах от города Тамбова на большой Тамбово-Спасской дороге. Тамбовские епархиальные ведомости — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. В бумажной обложке зеленого цвета. Регистрационный номер: 3624836. Место производства: Тамбов: Электро-Типография Губернского Правления. Журнал «Тамбовские епархиальные ведомости» был основан святителем Феофаном Затворником в 1861 году и просуществовал до 1918 года (в этот год вышел только один номер). Епархиальный журнал «Тамбовские епархиальные ведомости» является главным печатным органом Тамбовской епархии. Он выходит с периодичностью один раз в месяц.
Каталог файлов
Епархии журнал | Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. |
1. Обзор источников и литературы по истории Тамбовской епархии (републикация) | Художественная литература [2]. Саратовские епархиальные ведомости [48]. Страницы о перемещениях, назначениях, наградах и т.д. священнослужителей Саратовской епархии за 1865-1918 г.г. |
Human Verification | 4886-1917/ Екатеринославские епархиальные ведомости. |
Курские епархиальные ведомости | Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ): Электронное научное издание "Периодика". |
JavaScript is disabled | православных святынь Тамбовской епархии Заупокойное богослужение в день рождения великого русского полководца Александра Суворова Мероприятия в день рождения генералиссимуса А.В. Суворова Делегация Тамбовского регионального отделения ВРНС во. |
Каталог файлов
К прежним предметам добавились и новые, такие как: история литературы, исто-рия проповедничества, история раскола. Следует сказать, что история раскола в Тамбовской семинарии препода- валась и раньше, но в среднем отделении. Теперь на этот предмет отводился всего один час в последнем классе. Количество часов, отводившихся на тот или иной предмет, показывает, что принцип разделения общего и богословского образования сохранился: в первых пяти классах изучались общеобразовательные науки, а в по-следнем, шестом, - богословские, но во всех классах пре-подавалось Священное Писание и значительное время уделялось греческому и латинскому языкам. Немецкого, французского и еврейского языков в сетке основных предметов вообще нет. По поводу этих языков ректор семинарии архимандрит Димитрий еще в 1873 году приводил следующую статистику: «В 1872-1873 гг. В 1874 году изучающих новые языки в высшем отделении оказалось всего 13 человек. В 1873 году было принято решение, что во всех клас-сах семинарии будет отводиться один час в неделю на церковное пение. Ранее пение было только в начальных классах семинарии. В 1880 году церковное пение в рас-писании называлось нотным пением. Причиной этого стало повсеместное распространение партесного пения, для которого необходимо было знание правил гармонии и нот.
С целью усовершенствования церковного пения весь богослужебный круг был положен Придворной Ка-пеллой на четыре голоса. Составленные Капеллой обихо-ды были напечатаны, и Святейший Синод своим указом предписал преподавать пение именно по ним, однако из-за высокой стоимости в большинство духовно-учебных заведений они так и не поступили. Сложилась пара-доксальная ситуация, когда, несмотря на то, что пение вошло в курс духовных училищ и семинарий, препода-вать его приходилось по старинке, и урок проходил так: преподаватель сам пел различные песнопения, а за ним начинали подпевать семинаристы. Естественно, что та-кое преподавание было малоэффективным. В 1882 году преподаватель церковного пения Иван Любомудров внес в Правление семинарии следующие предложения: 1. Просить у епископа Тамбовского, чтобы он исхода-тайствовал у директора Капеллы разрешения перепе-чатать из обихода необходимые песнопения с текстом. Мелодии этих молитвословий основательно изучать в духовных училищах. Всех семинаристов разделить по голосам, составить из них хор; в младших классах изу-чать теорию музыки и сольфеджио. В старших классах изучать гармонию, правила составления хоров и обуче-ния их. Особое внимание в семинарии уделялось изучению Священного Писания, языков и церковной истории.
Но каких-то решительных изме-нений в методике и самом характере преподавания не происходило вплоть до начала 1870 годов, когда во главе семинарии встал архимандрит Димитрий Самбикин и в нее пришли молодые активные преподаватели. В целях совершенствования уровня знаний учащих-ся в сентябре 1872 года по воскресным и праздничным дням было заведено чтение и объяснение дневного Еван-гелия или изложение истории праздника. До июля 1873 года этим занимался сам отец ректор. Одной из причин таких чтений стала скудость сведений об отцах Церкви в учебнике по церковной истории. В преподавании церковной истории долгое время использовался учебник архимандрита Иннокентия 1834 года издания , который абсолютно не соответ-ствовал требованиям новой программы. В 1872 году преподавание началось по учебнику Смирнова, одна-ко и у него были существенные недостатки, и прежде всего слабый патрологический отдел отсюда и воз-никла необходимость организовать специальные со-беседования и почти полное отсутствие необходимых карт. Чтобы как-то восполнить пробелы учебника, сам преподаватель церковной истории составлял записки, которые распространялись среди учеников. Впослед- ствии подобные записки были составлены по целому ряду других предметов, и в частности по истории ли-тературы и обзору философских учений. Для препо-давания богословских предметов педагоги пользова-лись учебниками, рекомендованными для духовных семинарий. По догматическому богословию это был известный труд митрополита Макария Булгакова.
В августе 1873 года архимандрит Димитрий, указывая на то, что «письмен-ные сочинения воспитанников одни из важных средств обучения»,8 предложил представлять ректору темы со-чинений воспитанников за неделю. Помощники ин-спектора ежемесячно должны были интересоваться в классах, даны ли темы сочинений. Отсрочка времени сдачи сочинений не допускалась, и о всех не сдавших во-время докладывалось Правлению. После рассмотрения сочинений они на один месяц возвращались воспитан-никам для изучения допущенных ошибок и сделанных преподавателем замечаний, а затем сдавались в архив. Предложение ректора было принято Правлением. В дальнейшем, в ходе обсуждения процедуры проверки сочинений, со стороны ректора последовал ряд замеча-ний педагогам, что, в свою очередь, вызвало недовольство некоторых преподавателей. В числе погрешностей поставлено на вид, что некоторые из них дозволяли себе делать на полях со-чинений заметки оскорбительные для учеников. Вполне согласен с тою мыслью, что не следует оскорблять учени-ков, я для пополнения замечания отца ректора, считаю нужным добавить несколько своих замечаний. Бывают случаи, когда нужен и резкий тон учителя в том случае, когда ученик мало того, что не осознал свои недостатки, а даже услаждается своими мнимыми достоинствами. Пример: цитата из сочинения: «Жизнь человека — не-нормальное явление в мире - так что мне - плакать о по-тере ее?
Говорю, - жизнь человека ненормальное явле-ние в мире, потому что она не может войти в гармонию с другими явлениями мироздания». Замечание учителя на полях: «Зачем так надуваться и притворяться фило-софом». Это замечание выставлено оскорбительным, но там же на полях замечание отца ректора: «Что за чепуха? Принадлежащая отцу ректору заметка также оскорбительна. Отцу ректору нужно было выставить на вид Педагогическому собранию и свою погрешность. К этому я долгом своим считаю присовокупить, что не со-всем педагогично поступают следящие за деятельностью наставников, когда на ученических сочинениях делают надписи: «Не выправлено, как следует». Это видно не только из того, как сочинения обсуждались на заседаниях Педагогического собрания, но и из увели-чения количества тем сочинений. Если раньше их было три-четыре, то теперь по каждому предмету не менее пяти-шести. Приведем некоторые темы сочинений, ко-торые давались ученикам в 1881-1882 учебном году. По Священному Писанию им предлагалось ответить: «Как понять и чем объяснить идолослужение Соломона, ко-торое представляется совершенно несообразным с его необычной мудростью?
По догматическому богословию преподаватель хотел знать мнение учеников на такие темы: «Рассужде-ние о характере действий Божиего Промысла вообще и о попущении в особенности», «Для чего Бог допускает деятельность злых духов и не стесняет свободы челове-ческого действия? По нравственному богос-ловию ученики должны были разобраться в следующем: «Выяснить понятие формальной и реальной свободы на основе исторического повествования Моисея о проис-хождении и падении первых людей и указать примеры идеальной доброй и злой свободы», «Справедливо ли утверждение: будто бы христианская религия требует любви к Богу и развивает нелюбовь к миру, тормозит прогресс и цивилизацию? По обзору философских учений надо было знать: «Несостоятельность учения Дарвина о происхождении видов», «Можно ли согласиться с мнением тех, которые отрицают прогресс в философии» и т. Они не были абстрактными, далекими от реальности, а, напротив, приближенными к насущным потребностям и запросам общества. Семинаристам предлагалось най-ти православный ответ на поставленные вопросы, руко-водствуясь Священным Писанием, трудами святых от-цов и ученых-богословов. Еще одно нововведение данного времени - состав-ление преподавателями семинарии отзывов на новые учебники и пособия. В особенности это касалось посо-бий, издававшихся для изучения классических языков. Эти предметы чаще всего требовали от учителя творче-ской работы и умения правильно и грамотно распреде-лять учебный материал. Такая работа обычно поручалась лучшим преподавателям, и они подходили к ней с боль-шой ответственностью. Вот, например, какой отзыв дал В.
Богоявленский в декабре 1875 года на хрестоматию по греческому языку, составленную Носовым: «Многие переводы статей повторяются; необходимо, по моему мнению, познакомить учеников и с произведениями Арриана и Геродота, писавших на разных диалектах … Можно сократить отдел образцов церковно-греческого языка, если во втором полугодии 4 класса будут уделять 2-3 урока в неделю на перевод экспромтом Евангелия от Луки и Деяния». В первой половине ХIX века в семинарии существовала несовершенная трехбалльная система. Ее сменила еще более неудобная, когда в ат-тестатах выпускников появлялись такие оценки, как: «весьма посредственно», «очень хорошо» и прочие. Ака-демическое правление не раз указывало Семинарско-му правлению, что в аттестате оценки должны выгля-деть определенно, но ситуация не менялась. Наконец в 1875 году была введена пятибалльная система отметок и приняты правила о том, каких критериев должны придерживаться педагоги при выставлении оценок за ответ. Они состояли в следующем: «5 - за полный, по-следовательный, отчетливый и вполне сознательный при основном знании всего пройденного. В это же время были составлены четкие правила проведения годичных экзаменов: «1. Комиссии, производящие испытания, избираются Правлением в педагогическом собрании и утверждаются епископом. Комиссия должна состоять минимум из трех человек.
Это Тот, Кто сказал: «Следуй за мной» своим Апостолам. То же говорит Он и сегодня, и участниками этого приглашения являемся и мы, мона-хи, которых, невзирая на наши немощи, на наши грехи, призвал Он к монашескому житию. Потому что мона-шество — это продолжение апостольской жизни, про-должение первой киновии общежития , руководителем которой был Христос. И в других беседах, которые были у меня на Русской земле, я говорил: надежда и упование всего мира и всей Церкви — это православное монаше-ство. Поэтому ответственность наша велика, мы, мона-хи, призваны для того, чтобы показать, что благодать о себе и сегодня свидетельствует. И сегодня можно опыт-но переживать Христа. И поэтому присутствие монахов означает присутствие полноты благодати в этом мире, и потому монах, который отрекается, уходит от мира, со-вершает своим уходом молчаливую, но существенную революцию. Он отвергается мирского духа, мирского об-раза мыслей — выбрасывает это в мусор. И так же в му-сор бросает всю честь этого мира. Как говорит Апостол: «Я все посчитал за уметы, чтобы приобрести Христа». Наш дедушка Иосиф Исихаст говорил: «Первую благо-дать, которую получаешь, — это для того, чтобы мы ушли из мира». Но это не значит, что все этим заканчивается, здесь сейчас все начинается. Потому, уходя из мира, мы должны здесь довершить свою миссию. Поэтому духов-ному отцу, к которому нас привела благодать, мы долж-ны предаться всецело, ему всецело подчиниться. Монах, который приходит в монастырь со своими условиями, уже начал плохо — это то, что особо подчеркивал старец Иосиф в своем учении. Старец Иосиф говорил: «В нашем духовном преуспеянии особую роль играет духовный отец. И то, что не чувствуем себя в безопасности в мо- настыре и у нас много помыслов, — часто причина в том, что у нас нет доверия к своему духовному отцу». Место духовного отца очень существенно, и поэтому для мона-ха такое послушание предписано. Нерассуждающее по-слушание создает непрестанное вдохновение, ему дается стремление к Богу, это рождает любовь к Богу, рождает в монахе жажду по Боге и духовную ненасытимость, как говорит пророк, «они будут есть, но не будут насыщать-ся», «будут пить и будут еще больше жаждать». Поэто-му позиция монаха должна быть таковой, что даже во сне не должно оставаться без божественного влечения, и эта любовь и влечение к Богу та, которая приводит в действие благодать внутреннюю. И поэтому, когда нас паломники спрашивают: «Не чувствуете рутину в мона-стыре? Мы видим, что каждый день вы делаете одно и тоже», мы отвечаем: единственно чего не представляет монашество — это рутину. Потому что каждый день — новые чувства, новые переживания, новое присутствие благодати, которое так услаждает душу и дает полноту, а эта полнота дает постоянную радость. Чем рождается «богатство внутренней жизни»? На самом деле, ведь есть опасность для монаха, он может войти в эту «рутину». Недавно мне один брат говорил, что «я живу какой-то растительной жизнью: ем, сплю, работаю, снова сплю, снова ем …». Мы должны особое внимание обращать на нашу совесть, на точное хранение заповедей. Этим при-водится в действие благодать внутри нас, если монах не точно хранит заповеди, у него нет чувства благодати, и поэтому он эту благодать не чувствует. Когда душа чув-ствует благодать, то все остальное отвергает и чувствует внутри себя постоянный престольный праздник. Поэто-му всегда используйте для вашего духовного преуспеяния послушание и делайте его с благородством. Мы слуша-емся не потому, что мы неполноценные дети, не потому, что у нас нет воли, и не потому, что у нас психические болезни — мы оказываем послушание, чтобы подражать Христу. Это первое, что должен хорошо понять монах, — это и есть монашество. Один послушник, который недавно пришел в монастырь, мне сказал: «Я пришел в монастырь, чтобы молиться и читать», я ему сказал: «Ты начинаешь уже ошибкой, монастырь не центр исследо-вания святоотеческих творений, а центр, где изучишь, как избавиться от страстей, победить страсти, поэтому я пришел в монастырь, чтобы оказывать послушание, чтобы меня все использовали, все на меня наступали попирали ». Если общежительного монаха все не ис-пользуют — он неудачник. Как его используют? Потому что у него такое расположение, что все его будут просить помочь. И тогда этот человек правильно, с уверенностью начинает обретать нахождение благодати и будет чув-ствовать духовный пламень внутри себя, и этот пламень будет проявляться, как невыразимое влечение к Богу. Но вот в реальности так бывает, что мно-го у нас послушаний, много у нас служений, много рабо-ты. Поэтому работы у всех много. И многие бра-тия устают. А если тем более он старается действовать по вашему слову: всем быть слугой, и все его могут ис-пользовать — то так получается, что к вечеру у него уже сил нету никаких. И если молится, то молится уже не-внимательно, зевает и думает, как ему уже быстрее лечь. Это трудолюбие — ради Христа, оно все по-крывает. То есть можно предпочитать труды по-слушания даже молитве? Монах даже когда работает, его ум не остав-ляет молитву. И поэтому труд, даже если потом нет вре-мени молиться в келии, все покрывает. Когда послуша-ние у вас крадет время молитвы келейной — никогда об этом не печальтесь! Я четыре года был на скиту поваром, и сейчас я исповедуюсь вам: у повара никогда нет выход-ного. В воскресенье все садились под деревья и читали, я однажды пошел к старцу и говорю: «Все читают, а я не читаю? И как отвечала она цитатами из Писания отцу Зосиме? Благодать дает духовное просвещение. И если монах не подвержен унынию и не-радению, и у него не из-за этого нет времени для молит-вы в келии — этот монах мученик. Когда у меня скорби, что я должен делать, чтобы сохранить молитву без помыслов? Когда у человека скорби, у него всегда есть и помыслы. Но должен обращать внимание на то, чтобы не держать это в себе. Когда у него какая-то скорбь вну-три — пусть пойдет и исповедуется, и это даст ему боль-шое облегчение. Можно ли называть плачем боль в сердце, если при этом нет слез? И если это случается во время Божественной литургии? Есть слеза внешняя, есть слеза внутренняя — то есть боль сердца. И есть люди, которые по природе нелегко плачут и для них внутренняя боль сердца заме- няет внешние слезы и воздыхания. Чем подогревать этот плач сердца? Любовью и влечением к Богу, любовию ко Христу. И, насколько это возможно, чтобы быть у ног Христа. И очень помогает, чтобы монах в духовном со-зерцании уходил к распятию Христа, в то время когда Его били, когда плевали на Него. И я благодарю Бога, что не жил во времена Христа, потому что я тогда бы тоже на Него плевал. Перед тем как начать молитву как настроит-ся на благоговейное отношение к имени Божию? Когда у человека постоянно на уме, как со-хранить заповеди, могу сказать, что благодать как бы автоматически приготовляет человека к этой любви, к благоговению к Богу. И поэтому дедушка Иосиф гово-рил: «Послушание принесет молитву, а не молитва по-слушание», и об этом говорится в Священном Писании: «Послушание выше жертвы». И еще: духовный отец здесь или нет, монах всегда должен спрашивать себя: «Я сейчас в духе моего старца? И это послушание мы делаем по любви к Богу, и потому законодательные орга-ны благодати Христос отождествляет с самим Собой, го-воря: «Кто вас послушает — Меня послушает, кто вас не слушает — Меня не слушает».
Редакция: главный редактор — митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, заместитель главного редактора — О. Выпускающий редактор: Е. Технический редактор: священник Виктор Поздняков. Фотограф: иеродиакон Зосима Клинков.
Редакция: главный редактор — митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, заместитель главного редактора — О. Выпускающий редактор: Е. Технический редактор: священник Виктор Поздняков. Фотограф: иеродиакон Зосима Клинков.
Электронная библиотека
Пофамильный список людей, упоминающихся в Тамбовских епархиальных ведомостях. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ): Электронное научное издание "Периодика". Журнал «Тамбовские епархиальные ведомости» был основан святителем Феофаном Затворником в 1861 году и просуществовал до 1918 года (в этот год вышел только один номер). Подробнее о издании и его редакторах см.: Кавецкая О. «Новгородские епархиальные ведомости» (1875–1920).