Самый известный профессор Московской Духовной Академии, человек чье слово одним открывает Бога, других заставляет волноваться и полемизировать – удивительный Алексей Ильич Осипов. Лекции профессора а (Москва).
Профессор Алексей Осипов: «Современный человек будет бороться с чем и кем угодно, но не с собой»
Через 3 года, а именно в 1955, Осипов окончил среднюю школу, но поступать в ВУЗ, несмотря на уговоры родителей, отказался. Завтра исполняется 75 лет известному российскому ученому-богослову, педагогу и публицисту, доктору богословия honoris causa, профессору Московской духовной академии, академику РАЕН Алексею Ильичу Осипову. Профессор Осипов оправдывает врачей, совершающих аборты.
Алексей Осипов
26 апреля 2023 года свое 75-летие отмечает почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор философских наук Игорь Дмитриевич Осипов. Диакон Георгий Максимов заявлял, что христология Осипова осуждена на Константинопольском соборе 1368 года[уточнить], а также что профессор понимает противоречие своего учения православной вере. Алексей Ильич окончил в 1959 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия Профессор Алексей Осипов, встреча в Московской духовной академии. Осипов Алексей Ильич — русский православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия СКАЧАТЬ. ↑ Выступление профессора Осипова А. И. в Екатерининском зале Кремля 15 ноября 2017 года.
Осипов алексей ильич биография
Преподавание После окончания курса молодой человек получает приглашение поработать в академии и остается преподавать в ней основы богословия и новую на тот момент дисциплину экуменизм всехристианская сплоченность. Занимаясь преподавательской деятельностью, одновременно Алексей Ильич читает лекции по основам богословия, христианской веры и западным вероисповеданиям на 1-ом курсе в академии и на 5-ом в семинарии. Осипов почти всю свою жизнь вел преподавательскую деятельность В 1969 году молодой ученый становится доцентом, а в 1975 году получает звание профессора духовной академии. С 1990 года на протяжении трех лет работает при академии главным редактором печатного издания «Богословский вестник». Работа в РПЦ В 1964 году Алексей Осипов получает должность секретаря комиссии РПЦ, занимающейся подготовкой материалов для составления религиозно-этической энциклопедии, издательство которой планировалось осуществить в Афинах. С 1973 года и по сей день профессор является одним из наиболее активных сотрудников РПЦ. Алексей Ильич был членом: учебного комитета при Священном синоде до 1986 года; Юбилейного Поместного собора в 1988 году; координационного комитета по взаимодействию ВС РФ и РПЦ с 1994-го по 1995 год; постоянного Президиума Всемирных русских соборов нескольких созывов с 1995-го по 1997 год; Синодальной рабочей группы по созданию основ концепции РПЦ; а также участвовал в диалогах РПЦ с иными религиозными конфессиями. Осипов с удовольствием делится накопленными знаниями как с обычными людьми, так и со служителями церкви Однако стоит заметить, что в настоящее время отношение РПЦ к мировоззрению и лекционному материалу профессора Осипова разнится. В сфере апологетики основы богословия Алексей Ильич однозначно признан величайшим специалистом. Но касательно Догматического богословия его суждения подвергаются сомнениям. По вердикту Синодальной комиссии лекции Алексея Ильича выходят за рамки православного вероучения, базирующегося на откровении Божьем.
Общественно-политическая деятельность А. Осипов активно погружен в события общественности и политической жизни родной страны: С 1967 по1987 год и с 1995 по 2005-й профессор был членом редколлегии сборника «Богословские труды». С 1991 по 2016 год являлся сопредседателем от религии международной конфессии «Наука. Участвовал в ассамблеях Всемирного совета церквей, конференциях европейских церквей и в Христианской мирной конференции. Присутствовал как почетный гость на всемирных церковных и общественных конференциях и ассамблеях в России и заграницей. Выступал с лекциями на телевидении, на собраниях верующих, а также на встречах с учениками духовных семинарий и академий. Кроме того, профессора Осипова регулярно приглашают провести свои интереснейшие и поучительные лекции, задают множество вопросов, на которые он с удовольствием обстоятельно отвечает. Его выступления регулярно транслируются на православном телеканале «Союз».
Зато у нас свобода, и с верой все хорошо». А я перед тем, как идти на лекцию, из любопытства как раз заглянул в какой-то протестантский храм, и отвечаю: «Очень хорошо, прекрасный вопрос. Сегодня воскресный день, я зашел в храм, и там комфортно сидит всего несколько человек. А у нас в храме прихожане как сельди в бочке набитые, и стоят зимой несколько часов в шубах. Так скажите мне, пожалуйста: где же более живая Церковь? Вы в ванне с теплой водой, а мы под холодным душем». Им особенно понравилось про холодный душ, и они даже аплодировали. Сейчас такого давления на Церковь уже нет. Но это опасное дело. Мы начинаем хотеть всё больше и больше и расслабляться. Я считаю, что пока лучше. Мы ещё сохраняем некую инерцию веры в святоотеческое учение, которое говорит о необходимости борьбы с собой и своими страстями, о необходимости подвига, сохранения постов, длительных богослужений и т. Как Христос сказал: Сей род изгоняется постом и молитвою Мф. На Западе этого уже практически нет. Я однажды в католической семинарии в Братиславе спросил ректора: есть у них посты? Он немного замялся, но сказал: да, есть. В Пепельную среду у них Великий пост начинается в среду, а не в понедельник, как у нас, и этот день называется Пепельной средой и в Страстную пятницу студенты едят один раз в день и без мяса. Исаак Сирин пишет: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души». У нас ещё сохраняется этот тонус. На Западе его вообще уже нет. В советское время духовный уровень людей был выше — Раз мы заговорили про советское время, было бы очень интересно спросить вас, как вы относитесь к нему и русскому коммунизму? Вы считаете, это был полный провал в истории России, или в коммунизме были какие-то свои привлекательные стороны, как ни странно? В частности, обращу внимание на следующую мысль. Один высокопоставленный человек сказал однажды: «Я в полном недоумении, не знаю, чему отдать предпочтение: советскому атеизму с его довольно высоким уровнем моральных требований или демократической свободе, при которой всякая мораль утрачивается? Ведь неспроста все говорят: «Советские мультики, до чего же они хороши»! С другой стороны, конечно, если взять мировоззрение советского атеизма, то это было какое-то убожество, другого слова и не подберешь. Но в тоже время, помню, когда я начал преподавать «Основное богословие» в духовной академии, то стал выписывать журналы «Наука и религия», «Вопросы философии», «Вокруг света», «Наука и жизнь». И что поразительно: несмотря на господствовавший атеизм, там были интереснейшие статьи прямо христианского характера, и пища для размышлений. Итак, отвечая на ваш вопрос, скажу, что да, всё-таки в советское время, несмотря на атеизм, духовный уровень, как ни странно, был выше. Моральные устои жизни еще сохранялись. Кроме того, был счастливый «железный занавес», который препятствовал проникновению западной идеологии, тех католическо-протестантских и нигилистических моральных принципов жизни, которые господствуют на Западе. Кстати, игумен Никон Воробьев , на которого я иногда ссылаюсь, прямо говорил и даже писал в письмах: «Хорошо, что у нас граница закрыта. Это великая милость Божия к нашему народу. Нас бы завалили особенно Америка дьявольской, сатанинской и сектантской литературой, а русские люди очень падки на все заграничное». Верующие в Богоявленском соборе. Журнал Life — В своих выступлениях вы иногда довольно критично говорите про дореволюционную Церковь в Синодальный период, что она стала практически государственным департаментом и поэтому потеряла свою силу. А как вам видится нынешнее ее состояние? Однако дело в том, что свободу-то получили, а вот как воспользовались ей — уже вопрос другой. У нас очень большое внимание обращено на внешнюю сторону церковной деятельности, и гораздо меньше — на духовную. Обратите внимание, например, как проходит богослужение? Особенно когда они носят торжественный характер, когда их совершают архиереи. Фото- и телекорреспонденты со своей аппаратурой и юпитерами расхаживают по храму, расталкивая верующих, и даже по алтарю. При этом дьякон возглашает: «Оглашенные, изыдите! Или умилительное объявление в храме: «После Божественной литургии масленичные гуляния». В Церкви это подготовка к посту, почти пост. У народа, далёкого от христианства, это время весёлых развлечений. И куда же приглашаются верующие?! Помню, в советское время один католик откуда-то приехал в академию и в разговоре спросил: «Вот, мы стремимся привести людей к Церкви, а у вас как? Помню также, как в Америке один протестант мне говорил: «Мы все делаем для того, чтобы в наших храмах было не скучно, чтобы развлечь людей». Что значит «прийти в Церковь», а не «к Церкви»? Совестно даже говорить христианину, например, «не убий», «не укради». Христианство — это не просто нравственная жизнь, но духовная, которая заключается в решимости и умом, и сердцем а не только поведением жить по Евангелию и бороться со своими дурными мыслями, влечениями — всем тем, что противоречит духу правды, любви и целомудрия. Если говорить о церковной жизни. У нас непрерывно идут всевозможные мероприятия, конференции, форумы по самым различным темам, но попробуйте найти, например, на такие темы: «Основные проблемы духовной жизни сегодня» или «Специфика православной духовности». Мы говорим о пьянстве, алкоголизме, наркомании, экономике, спорте, экологии и т. И хотя это для Церкви небезразлично, но разве оно является главным для христианства? Что это, может быть, центральная вещь, благодаря которой возможно спасение? Или это упрощенное представление? Конечно, без видения своих грехов никакой духовной жизни быть не может. Ведь вся она состоит в постепенном исцелении от той дряни, которой в нас полно. А исцеление как возможно? Сам себя исцелить не могу. Заранее знаю, что сяду за стол и обязательно объемся. Что же остается? Но речь идёт об искреннем покаянии, а не о болтовне языком. И об этом говорю не от себя, а потому что об этом пишут все святые отцы. Однако при этом они самым решительным образом обращают внимание человека не просто на свои поступки, на нравственность, но на состояние души — на свои мысли, чувства, стремления, мечты, то есть на свое духовное состояние. Ибо можно быть нравственно и нормальным, а в то же время оставаться эгоистичным, самолюбивым, завистливым, тщеславным и т. О таких говорят: «Святой сатана». Действительно, никому зла не сотворил. Просто хороший человек, нормальный хороший человек. Христос говорит: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас Мф. Что-либо из этого сделал? А Писание ведь говорит: Уклонись от зла и сотвори благо Пс. Без правильной основы внешняя деятельность может обернуться против человека. Этой основой является смирение — Но вас могут спросить: разве не надо делать дела милосердия, вести социальную деятельность и помогать нуждающимся? Возьмут и скажут: мол, профессор Осипов считает, что не надо помогать нуждающимся. А вот как относиться человеку к своим добрым делам — вопрос в высшей степени важный. Можно делать внешнее добро и тщеславиться, гордиться этим. И тогда оно становится для вас злом. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен. Он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей: тщеславия, лицемерия, лукавства, гордыни, ненависти, зависти, самомнения». То есть основное внимание должно быть обращено на состояние души, ибо без правильной внутренней основы внешняя деятельность может потерять не только все свое значение, но и обернуться против человека. Этой основой является смирение. А без смирения, говорят святые отцы, нет добра. Без смирения нет настоящей любви, а без любви нет истины, нет справедливости, нет и добродетели, ничего нет. А настоящая любовь порождается только правильным внутренним — смиренным — состоянием души. Айфон есть, но я им не пользуюсь Алексей Ильич Осипов на лекции — Если позволите, еще пара личных вопросов. Ваше личное отношение к информационным технологиям — компьютер, мобильный телефон: пользуетесь ли ими, и как часто? Когда-то я писал все на бумаге, теперь я пишу все только на компьютере. Айфон есть, но я пользуюсь практически только кнопочным телефоном. Разве что иногда, когда ссылку пришлют. Он очень много времени отнимает. Одну Интернет-страницу откроешь — и поехало: одно за другим, увлекает. Тут и хватаешь себя: «Стоп! Иначе утонешь». Это бесспорно. Поскольку найти духовно опытного наставника сейчас чрезвычайно трудно, то, как советует святой Исаак Сирин и другие отцы, следует научение, поддержку, объяснение многих вопросов, связанных с духовной жизнью, искать у святых отцов. Сейчас они издаются — это великая милость Божия.
Неизвестно, при каких обстоятельствах произошло знакомство Алексея и игумена. Однако оно переросло в крепкую дружбу на долгие годы. Никон много рассказывал о Боге и религии, следил за школьной успеваемостью мальчика, его досугом. В душе Алексея, монах заложил зерно глубочайшей веры. На могиле своего учителя, монаха Никона Воробьёва В связи с этим, в школьные году Осипов наотрез отказался вступать в комсомол. В 1955 году юноша окончил школу, однако поступать куда-то учиться не захотел. Вместо этого, Алексей продолжил жить в семье родителей и несколько лет изучал основы религии под руководством своего наставника. В 1958 году юноша получил от монаха рекомендательное письмо, с которым отправился в столицу. Наставник принимал участие в жизни Алексея до самой смерти. Для Осипова монах всегда оставался духовным отцом и товарищем. За год до кончины, монах тяжело заболел, однако продолжал наставлять Алексея, давая ему важные напутствия. Там, юноша поступил в духовную семинарию Москвы. Алексея смог сразу сдать экзамены за несколько лет обучения, и был принять на последний курс. В 1959 году юноша окончил семинарию и продолжил получать знания в духовной академии Москвы.
Была проделана огромная работа, главным итогом которой стал Указ Президента Б. Ельцина 21 ноября 1991 года о воссоздании Российской Академии наук. На этом пути по сути была сохранена АН СССР, которую некоторые «реформаторы» называли «оплотом тоталитаризма» и требовали ее распустить. Осипов подавляющим числом голосов был избран президентом Академии. Затем его переизбирали на этот пост еще трижды 1996, 2001, 2008. И в эти долгие годы в кризисных обстоятельствах Ю. Осипов и его коллеги-единомышленники сохраняли дух, цели и статус Российской Академии наук. Работа на посту президента академии требовала постоянных контактов с государственными структурами. C 1997 года по 2013 год академик Ю. Осипов — член Совета безопасности РФ. Он участвует в заседаниях Правительства РФ на правах члена его Президиума 1996-2013. Был председателем Комиссии по Государственным премиям в области науки и техники при Президенте РФ 1993-2004. Возглавлял многие годы межведомственный Совет по космосу. Большое внимание уделял развитию научно-издательской деятельности.
Осипов Алексей Ильич: биография, личная жизнь и семья, образование, преподавательская карьера
В 1955 году Алексей Ильич наотрез отказался поступать в Высшее учебное заведение, на что родители никак не смогли повлиять. Молодой человек пошел совершенно иным путем, и в течение нескольких лет углубленно изучал богословие, став учеником игумена Никона. Три года спустя будущий профессор Алексей Осипов отправился получать духовное образование в Московскую семинарию. Рекомендательное письмо духовного наставника помогло ему поступить сразу в четвертый класс, что говорило о необыкновенных способностях юноши и его упорстве.
В 1959 г. Алексей уже стал студентом Московской духовной академии. Именно там он представил свой первый труд на тему древнегреческого языка.
Окончив учебное заведение, Осипов защитил кандидатскую по богословию и по распределению должен был отправиться служить в Смоленскую епархию. Однако, помимо этого, ему было предложено стать аспирантом духовной академии, на что он с благодарностью согласился. Карьера ученого Когда профессор богословия — Алексей Осипов — наконец получил высшую ученую степень, то остался в родном учебном заведении в качестве преподавателя.
На тот момент как раз появилась дисциплина «Экуменизм», по которой он и наставлял своих студентов. Прошло два года, и молодой профессор стал проводить лекции по Основному богословию, а чуть позже начал преподавать этот предмет и в духовной семинарии. По теме: Фильмы с трагическим концом: топ кинолент с душераздирающим финалом Но что же такое «экуменизм»?
Это слово переводится с латыни как «вселенная», так как эта методика несет в себе идею объединения всех христианских конвенций.
Духовных лиц Иерей Даниил Сысоев говорил об «осиповщине» как о проблеме современности [28]. Отец Даниил считал, что Осипов учит тому, что «Бог только любовь», что Бог не наказывает людей и что Осипов отрицает справедливость Бога. Отец Даниил квалифицировал это учение как «ересь Маркиона » и считал, что последователи Осипова не спасутся даже участвуя в таинствах [29]. Архимандрит Рафаил Карелин [30] называл некоторые высказывания Осипова «теологическими экспериментами, написанными под несомненным влиянием протестантизма », считая их еретическими [31] [32]. Мнение архимандрита Рафаила, в свою очередь, было подвергнуто критике со стороны преподавателя Московской духовной академии Алексея Зайцева, который назвал утверждения архимандрита Рафаила «псевдоцерковной риторикой », основанной на вольном пересказе и искажении мыслей Алексея Осипова [33]. В июне 2012 года два монаха Троице-Сергиевой Лавры публично сожгли две тысячи экземпляров книги профессора Осипова «Посмертная жизнь» «Из времени в вечность: посмертная жизнь души» , подаренных лавре Сретенским монастырём , так как в данном издании, по их мнению, есть фрагменты, не соответствующие православному учению [34]. Данная книга была одобрена к публикации Издательским советом Русской православной церкви.
Один из монахов был отправлен в скит на покаяние [35] [36]. Учёных 26 апреля 2012 года Алексей Осипов выступил в программе «Аcademia» телеканала « Культура » с лекцией «Происхождение человека» [38]. Основная часть выступления носила религиозно-философский характер [38] , где Осипов утверждал, что первую главу книги Бытия , рассказывающую о сотворении жизни и человека, нельзя понимать буквально. После завершения лекции Осипов ответил на вопрос студентки по поводу теории эволюции. В этом ответе, по мнению редакции портала «Антропогенез. Таким образом, по мнению авторов критической заметки, Осипов едва ли компетентен в затронутых в этом ответе вопросах [39]. Публикации Из основных работ Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания Кандидатская диссертация. Библиотека МДА.
Основное богословие. Курс лекций в Московской духовной семинарии. The Search for Truth on the Path of Reason. Путь разума в поисках истины. На польском языке: Droga rozumu w poszukiwaniu prawdy.
Будучи аспирантом, Алексей Ильич проводил лекционные занятия по Современным богословским проблемам, Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму. В академии, кроме своего основного предмета, еще преподавал Западные исповедания. В 1969 году он стал доцентом той же академии, через 6 лет — профессором, а через 9 — доктором богословия. На самом деле, он просто в какой-то момент понял, что его истинное направление — это не священнослужение, а педагогика.
По его мнению, принять сан в академии, это очень странный поступок. У священника должна быть паства. В академии ее главой является ректор, а дело священника лишь служить. Они могут вести преподавательскую деятельность, но только в сане. Жизнь вне академии За пределами академической жизни Алексей Осипов также много достиг. К примеру, в 1964 был назначен секретарём комиссии Русской православной церкви по подготовке материалов в религиозно-этническую энциклопедию Афин. С 1967 по 1987, а позднее и 1995-2005 гг. Примерно в этот же период 1973-1986 был членом учебного комитета при Священном синоде. Также в продолжительное время 1976-2004 состоял в комиссии Священного синода.
О нём часто пишут и снимают средства массовой информации. Имеет аккаунты в социальных сетях, активно общается с подписчиками, отвечая на их вопросы. Некоторые его высказывания не одобряются верующими и священнослужителями.
Заслуженный профессор Московской духовной академии. Видный православный катехизатор современности. Профессор Осипов неоднократно награждён церковными и светскими орденами, входил и входит во многие церковные структуры и органы.
Опубликовал большое количество книг, статей и докладов. Любовь, брак и семья Всем известно, какие проблемы возникают, когда два человека, он и она, вступают в совместную жизнь. Одна из них, нередко приобретающая острые формы, — это отношения супругов, касающиеся их прав и обязанностей.
И в древности, и даже в не столь отдалённые времена женщина в семье находилась на положении рабыни, в полном подчинении у отца или мужа и ни о каком равенстве, ни каком равноправии не было и речи. Само собой разумеющейся была традиция полного подчинения старшему мужчине в семье. Какие формы приобретало оно, зависело от главы семьи.
В последние два столетия, особенно в настоящее время, в связи с развитием идей демократии, эмансипации, равенства женщин и мужчин и их равноправия, всё сильней проявляет себя другая крайность: женщину нередко уже не удовлетворяет равенство и равноправие, и она, к сожалению, начинает борьбу за доминирующее положение в семье. А как правильнее, что лучше? Какая модель разумней с христианской точки зрения?
Наиболее взвешенный ответ: ни та, ни другая — обе нехороши, пока выступают с позиции силы. Православие предлагает третий вариант, и он действительно необычен: такого понимания этого вопроса прежде не было, да и не могло быть. Мы часто не придаём должного значения тем словам, которые встречаем в Новом Завете: в Евангелии, в апостольских посланиях.
А там содержится мысль, которая совершенно изменяет взгляд на брак и по сравнению с тем, что было, и по сравнению с тем, что стало. Лучше объяснить это на примере. Что представляет собой автомобиль?
В каком соотношении между собой находятся его детали? Их множество, из них он собирается — автомобиль есть не что иное, как только совокупность частей, правильно соединённых в одно целое. Поэтому его можно разобрать, разложить по полочкам, заменить любую деталь.
А человек — то же самое или что-то иное? Ведь он тоже, кажется, имеет множество «деталей» — членов и органов, так же закономерно, гармонично согласованных в его теле. Но, тем не менее, понимаем, что тело это не то, что можно составить из рук, ног, головы и так далее, оно образовано не путём соединения соответствующих органов и членов, а является единым и неделимым организмом, живущим одной жизнью.
Так вот, христианство утверждает, что брак — это не просто соединение двух «деталей» — мужчины и женщины, с тем, чтобы получился новый «автомобиль». Брак — это новое живое тело, такое взаимодействие мужа и жены, которое осущестляется в сознательной взаимозависимости и разумном взаимоподчинении. Он — не какая-то деспотия, в которой жена должна подчиниться мужу или муж стать рабом жены.
С другой стороны, брак — и не то равноправие, при котором не разберёшься, кто прав, а кто виноват, кто кого должен слушаться, когда каждый настаивает на своём — а что дальше? Ссоры, упрёки, разногласия, и всё это — долго ли, скоро ли — приводит часто к полной катастрофе: распаду семьи. И какими переживаниями, страданиями и бедами это сопровождается!
Да, супруги должны быть равны. Но равенство и равноправие — это совсем разные понятия, смешение которых грозит бедой не только семье, но и любому обществу. Так, генерал и солдат как граждане, конечно, равны перед законом, но они обладают разными правами.
В случае же их равноправия армия превратится в хаотическое сборище, ни к чему неспособное. А какое же равноправие возможно в семье, чтобы при полном равенстве супругов сохранялось её целостное единство? Православие предлагает следующий ответ на этот жизненно важный вопрос.
Отношения между членами семьи, и в первую очередь между супругами, должны строиться не по правовому принципу, но по принципу организма. Каждый член семьи — это не отдельная горошина среди других, но живая часть единого организма, в котором, естественно, должна быть гармония, но которая невозможна там, где нет порядка, где анархия и хаос. Хочется привести ещё один образ, помогающий раскрыть христианский взгляд на взаимоотношения супругов.
У человека есть ум и есть сердце. И как под умом подразумевается не мозг, а способность мыслить, решать, так и под сердцем разумеется не орган, который качает кровь, но способность чувствовать, переживать, оживотворять всё тело. Данный образ хорошо говорит об особенностях мужской и женской природах.
Мужчина действительно больше живёт головой. Напротив, женщина руководствуется больше сердцем, чувством. Но как ум и сердце гармонично и неразрывно связаны между собой и оба необходимы человеку для жизни, так и в семье для её полноценного и здорового существования совершенно необходимо, чтобы муж и жена не противостояли, а взаимно дополняли друг друга, являясь, по существу, умом и сердцем единого тела.
Оба «органа» равно необходимы для всего «организма» семьи и должны соотноситься между собой по принципу не подчинения, а взаимодополнения. В противном случае никакой нормальной семьи не будет. Как этот образ можно применить к реальной жизни семьи?
Вот, например, супруги спорят, покупать или нет какие-то вещи. Она: «Я хочу, чтобы они были! Обойдёмся без них!
Что дальше? Разделение между умом и сердцем? Может, взять да разодрать живое тело на две части и бросить их по разным сторонам?
Христос говорит, что мужчина и женщина в браке уже не двое, но одна плоть Мф. Апостол Павел очень наглядно объясняет, что означает это единство и целостность плоти: Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены 1Кор. Как мы относимся к собственному телу?
Апостол Павел пишет: Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее Еф. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что муж и жена подобны рукам и глазам. Когда руке больно, то плачут глаза.
Когда глаза плачут — руки утирают слёзы. Когда дело доходит до окончательного принятия решения, а обоюдного согласия нет, требуется, чтобы кто-то имел моральное, по совести, право последнего слова. И, естественно, это должен быть голос ума.
Эта заповедь оправдывается самой жизнью. Мы ведь прекрасно знаем, как иногда чего-то очень хочется, а ум говорит: «Это нельзя, это опасно, это вредно». И мы, если подчинимся разуму, принимаем это.
Так и сердце, говорит христианство, должно контролироваться умом. Понятно, о чём принципиально идёт речь — в конечном счёте, о приоритете голоса мужа. Но и ум без сердца — это ужасно.
Это великолепно показано в известном романе английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн». В нём главный герой, Франкенштейн, изображён существом очень умным, но не имеющим сердца — не органа тела, а органа чувств, способного любить, проявлять милосердие, сочувствие, великодушие и т. Франкенштейн — это не человек, а робот, бесчувственный, мёртвый камень.
Однако и сердце без контроля ума неминуемо превращает жизнь в хаос. Стоит только представить себе свободу бесконтрольных влечений, желаний, чувств… То есть единство мужа и жены должно осуществляться по образу взаимодействия ума и сердца в человеческом организме. Если ум здоров, он, как барометр, точно определяет направление наших влечений: в одних случаях одобряя, в других — отвергая, чтобы не погубить всё тело.
Так мы устроены. Таким образом, муж, олицетворяющий ум, должен упорядочивать жизнь семьи так в норме, а жизнь вносит свои коррективы, когда муж ведёт себя безумно. Но как при этом муж должен относиться к жене?
Христианство указывает на неизвестный до него принцип: жена — это его тело. А как относятся к своему телу? Собственное тело никто из нормальных людей не бьёт, не режет, не причиняет ему умышленно страданий.
Это естественный закон жизни, который называется любовью. Когда мы едим, пьём, одеваемся, лечимся, то по какой причине это делаем — конечно, по любви к своему телу. И это естественно, так только можно жить.
Столь же естественным должно быть и подобное отношение мужа к жене и жены к мужу. Да, так должно быть.
Сколько лет Осипову Алексею Ильичу — профессору Духовной академии?
Осипов Алексей Ильич – один из ведущих мировых специалистов в области богословия, катехизатор, профессор, на протяжении многих лет преподающий в Московской Духовной академии. Завтра исполняется 75 лет известному российскому ученому-богослову, педагогу и публицисту, доктору богословия honoris causa, профессору Московской духовной академии, академику РАЕН Алексею Ильичу Осипову. В 1964 году, в 26 лет Алексей Осипов после пройденного курса в академии завершает обучение в аспирантуре. Алексей Ильич Осипов — русский богослов, педагог и публицист, доктор богословия honoris causa, заслуженный профессор Московской Духовной Академии (2004). Алексей Осипов профессор в молодости.
Алексей Ильич Осипов — биография богослова
Заслуженный профессор МДА А. И. Осипов окончил МДС в 1959 г. В 1963 году окончил МДА, в этом же году ему была присуждена учёная степень кандидата богословия за диссертацию на тему. Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь». Заслуженный профессор МДА А. И. Осипов окончил МДС в 1959 г. В 1963 году окончил МДА, в этом же году ему была присуждена учёная степень кандидата богословия за диссертацию на. Лекции профессора а (Москва). На протяжении долгих лет профессор Осипов также активно занимался волонтерской деятельностью и работал социальным работником в духовных центрах и приютах. 31 марта Алексею Ильичу Осипову исполняется 80 лет!
Алексей Осипов биография личная жизнь семья жена дети фото
Из гордеца, самохвала, лентяя постепенно вырастает христианин не по имени, а по состоянию, который начинает видеть себя, свои духовные болезни, страсти и смиряется в себе, перед Богом — становится нормальным человеком. Без семьи труднее придти к этому состоянию, особенно, когда человек живёт один и никто не задевает его страстей. Ему очень легко увидеть себя вполне хорошим, приличным человеком, христианином. Семья, при правильном, христианском взгляде на себя, позволяет человеку увидеть, что он весь словно с обнажёнными нервами: с какой стороны ни прикоснись — боль. Семья ставит человеку точный диагноз. А дальше — лечиться или нет — он должен решить сам.
Ведь самое ужасное, когда больной не видит болезни или не хочет признавать, что он серьёзно болен. Семья вскрывает наши болезни. Мы все говорим: Христос пострадал за нас и тем самым спас каждого из нас, Он — наш Спаситель. А на деле мало кто чувствует это и чувствует нужду в спасении. В семье по мере того, как человек начинает видеть свои страсти, ему открывается, что, прежде всего, именно он нуждается в Спасителе, а не его родные или соседи.
Это и является началом решения самой важной в жизни задачи — приобретения истинной любви. Человек, видящий, как он постоянно оступается и падает, начинает понимать, что сам, без помощи Божьей исправить себя не может. Читайте также: Алексей Смирнов: биография, личная жизнь, семья, фильмы, дата и причина смерти Кажется, пытаюсь исправиться, хочу этого, уже и понимаю, что если не бороться со своими страстями, то во что же превратится жизнь! Но при всех попытках стать чище вижу, что каждая попытка заканчивается провалом. Тогда только начинаю по настоящему сознавать, что мне нужна помощь.
И, как верующий человек, обращаюсь к Христу. И по мере сознания своей слабости, по мере смирения и обращения к Богу с молитвой начинаю постепенно видеть, как Он действительно мне помогает. Осознавая это уже не в теории, а на практике, самой своей жизнью, начинаю познавать Христа, обращаться к Нему за помощью с ещё более искренней молитвой не о разных земных делах, но об исцелении души от страстей: «Господи, прости меня и помоги мне исцелиться, сам я исцелить себя не могу». Опыт не одного человека, не ста, не тысячи, а огромного множества христиан показал, что искреннее покаяние, сопряжённое с понуждением себя к исполнению заповедей Христовых, приводит к познанию себя, неспособности искоренения страстей и очиститься от постоянно возникающих грехов. Это осознание на языке православной аскетики называется смирением.
И лишь по мере смирения Господь помогает человеку освобождаться от страстей и приобретать то, что является действительной любовью ко всем, а не мимолётным чувством к какому-то отдельному человеку. Семья в этом отношении является благом для человека. В условиях семейной жизни большинству людей намного легче прийти к самопознанию, которое становится основанием для искреннего обращения к Христу-Спасителю. Обретя через самопознание и молитвенное обращение к Нему смирение, человек тем самым обретает в своей душе мир. Это мирное состояние души не может не распространяться и вовне.
Тогда и в семье может возникнуть прочный мир, которым семья будет жить. Только на этом пути семья становится малой церковью, становится лечебницей, подающей лекарства, которые в итоге приводят к высочайшему благу — и земному, и небесному: твёрдой, неискоренимой любви. Но, конечно, далеко не всегда это достигается. Часто семейная жизнь становится невыносимой, и для верующего человека возникает важный вопрос: при каком условии расторжение брака не станет грехом? По этому вопросу есть целый ряд церковных правил и документов.
Последний из них, принятый на Архиерейском Соборе в 2000 году под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», даёт перечень допустимых причин для развода. В «Основах социальной концепции» этот перечень дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. Однако все эти основания для развода нельзя рассматривать как необходимые требования. Они — только допущение, возможность для расторжения брака, окончательное же решение всегда остаётся за самим человеком. А какие возможности вступления в брак с человеком другой веры или вообще с неверующим?
В «Основах социальной концепции» такой брак, хотя и не рекомендуется, но и не запрещается безусловно. Такой брак является законным, поскольку заповедь о браке дана Богом изначала, с самого сотворения человека, и брак существовал и существует всегда и во всех народах, независимо от их религиозной принадлежности. Однако такой брак не может быть освящён Православной Церковью в таинстве Венчания. Чего лишается в таком случае нехристинин? И что даёт человеку церковный брак?
Можно привести самый простой пример. Вот две пары вступают в брак и получают квартиры. Но одним из них предлагается всяческая помощь в обустройстве, а другим говорят: «Извините, мы вам предлагали, но вы не поверили и отказались…». Поэтому, хотя любой брак, но, конечно, не так называемый гражданский брак, является законным, только верующим в таинстве Венчания подаётся благодатный дар помощи в совместной христианской жизни, воспитании детей, устройстве семьи как малой церкви. Профессор Осипов родился в семье служащих Осипов Алексей Ильич родился 31 марта 1938 года в городе Белёве Тульской области в семье служащих.
До 1952 года он проживал в городе Козельск Калужской области. Позже переехал в посёлок Оптино Козельского района. Потом жил в городе Гжатск Смоленской области. Теперь город носит имя Гагарин. В 1955 году Алексей Ильич окончил среднюю школу.
Несмотря на то, что дирекция школы настойчиво предлагала ему поступить в высшее учебное заведение, принял другое решение. Будущий профессор Московской духовной академии в течение трёх лет на дому занимался изучением начал богословия. Учил его игумен Никон Воробьёв. Игумен Никон Воробьёв. Игумен Никон обучал будущего профессора А.
Осипова началам богословия От него же Осипов получил в 1958 году письменную рекомендацию для поступления на четвёртый выпускной курс Московской духовной семинарии. Благословение на это дал архиепископ Смоленский и Доргобужский Михаил Чуб. При этом Алексей Ильич сдал экзамены сразу за три предыдущих класса. О глобальном Профессор Алексей Осипов справедливо заметил, что в наше время становится все более ясен тот факт, который говорит о том, что человечество скоро погибнет. Ведь даже мировая справедливость никак не влияет на то, что люди запрограммированы на самоуничтожение.
Чтобы выжить, нужно не только сохранить окружающую среду, но и восстановить всю целостность искалеченной нами природы. По его мнению, проблемы, связанные с экологией, носят в первую очередь духовный характер, а человек является центром всего. Московскую духовную академию профессор Осипов окончил со степенью кандидата богословия После окончания Московской духовной семинарии Осипов поступил в Московскую духовную академию. Её он окончил в 1959 году со степенью кандидата богословия. Защищал будущий профессор богословия свою диссертацию на кафедре древнегреческого языка на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».
Профессор Алексей Осипов, встреча в Московской духовной академии. Алексей Ильич окончил в 1959 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия После того, как Алексей Ильич закончил академию, он получил справку о своём направлении в Смоленскую епархию. Переезд не состоялся, так как осенью этого же года он получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. Здесь богослов успешно прослушал курс аспирантуры. По окончании ее, его оставили преподавателем по экуменизму.
Эту дисциплину только в то время ввели в академии. В 1959 году Алексей Ильич Осипов стал кандидатом богословия. В 1964 году Алексея Ильича Осипова назначили секретарем комиссии Русской Православной Церкви по подготовке материалов в Религиозно-этическую энциклопедию, издававшуюся в Афинах. В 1966 году он читал тот же самый предмет в семинарии. Далее Осипов читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму, современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия — по западным исповеданиям.
Почему он не стал настоятелем церкви? По мнению большинства людей, знакомых с трудами Алексея Ивановича, он давно должен был принять духовный сан и отойти от мирских дел, однако этого не произошло. Зачем же тогда он потратил лучшую часть жизни на изучение богословия? Ведь логичным завершением карьеры вполне мог стать монашеский постриг. Однако все дело в том, что профессор видит себя именно педагогом — в этом его истинное предназначение, а укрыться в стенах монастыря он всегда успеет.
Читайте также: Жена Ковальчука — горячая фитнес-модель. Раньше пела в «Мираже», а сейчас тренирует мужа на карантине Профессор Алексей Осипов справедливо полагает, что принимать сан, будучи преподавателем в Духовной академии, как минимум странно. Ведь у священнослужителя должен быть свой Приход и община — его дело направлять людей на путь истинный и молиться о душах детей божьих. Поэтому обладателям церковного сана не следует преподавать в академии, так как там главой является ректор, а студенты — паствой. Вот такое сравнение.
Профессор Осипов известен своей общественной деятельностью Кроме преподавательской, профессор Осипов также известен своей общественной деятельностью. Так с 1973 по 1986 год он входил в состав учебного комитета при Священном синоде от Московской духовной академии. С 1976 по 2004 год — член комиссии Священного синода по вопросам христианского единства, преобразованной в 1994 году в Синодальную богословскую комиссию. Делегация во главе с митр. Крайний слева — А.
Профессор Осипов активно работал и работает в различных комиссиях, чья деятельность посвящена достижению церковного единства В 1988 году участвовал в работе Юбилейного Поместного собора Русской православной церкви 1988 года в качестве члена.
Александр Осипов был избран в РАН 20 сентября среди 13 докторов теологии. Все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями.
До 1952-го года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске теперь Гагарин Смоленской области.
По окончании в 1955-м году средней школы, отказавшись от предложений дирекции школы поступать в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона Воробьева. В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила Чуба , был принят в четвертый выпускной класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса. В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: "Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания". По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем по совершенно новой тогда дисциплине «Экуменизм». В 1965 году был приглашен читать лекции по Основному богословию в академии, а затем в следующем году - тот же предмет и в семинарии. В последующие годы в аспирантуре читал лекции по Истории русской религиозно-философской мысли, Протестантизму, Современным богословским проблемам; в академии кроме Основного богословия - по Западным исповеданиям.
В 1969 г. Кроме преподавания в Московских духовных школах имел многие другие обязанности. В 1964 г. С 1973 по 1986 гг.
В сентябре 2008 года Осипов возглавил также координационный совет программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы, который должен был распределять финансирование фундаментальной науки между РАН и рядом других академий, получивших статус государственных [ 4 ]. В качестве основных заслуг Осипова на посту президента РАН обычно указываются сохранение относительной независимости академии от государства и улучшение ее финансирования [ 8 ]. Критики Осипова отмечали, что за время его президентской деятельности не были сформулированы приоритеты РАН, упал престиж науки - при том, что не проводилось полноценной борьбы с лженаучными течениями, а в академических учреждениях произошел возрастной кризис, сведший к минимуму количество сотрудников 30-50 лет [ 11 ]. В прессе Осипов характеризовался как лояльный власти администратор [ 59 ], [ 60 ], [ 35 ].
Во время выборов академиков в мае 2006 года, когда разразился скандал, связанный с тем, что среди кандидатов оказалось много политиков и чиновников большинство из которых в РАН, однако, не прошли , Осипов заявил, что против академии была "развернута грязная кампания, которая привела к недопониманию членов РАН" и в результате которой "в академию не пустили не только тех, кого и не следовало выбирать, но и многих сильных кандидатов" [ 43 ]; до этого президент РАН также говорил, что "не все, но большинство политических деятелей, подавших заявки, являются высококвалифицированными и достойными быть в науке людьми" [ 44 ]. Несмотря на лояльность по отношению к власти, в мае 2008 года Осипов указал на недопустимость предложенного академиком Владимиром Страховым изменения устава и исключения из рядов РАН опального олигарха Бориса Березовского , заявив, что "важно не создавать глупых прецедентов" [ 9 ], [ 10 ], [ 5 ]. Имя Осипова приводилось в списке членов правления и сопредседателей президиума независимой организации "Гражданское общество" и совета попечителей национального фонда "Общественное признание", а также членов президиума Национального гражданского комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами [ 78 ], [ 7 ], [ 80 ]; эти связанные между собой организации описывались как пользующиеся большой поддержкой в том числе финансовой государства [ 81 ]. В отличие от ряда академиков, Осипов благосклонно относился к взаимодействию научных и религиозных организаций и сам сотрудничал с церковью [ 6 ], [ 19 ]; в частности, в бытность Осипова главой РАН в 2000 году почетным профессором академии стал патриарх Алексий II [ 65 ], [ 66 ]. В 2001 году Алексий II вручил Осипову одну из учрежденных Московской патриархией и Славянским фондом России премий святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла за вклад в укрепление славянского братства, сотрудничества между славянскими народами и возрождение славянских традиций [ 62 ], [ 79 ], [ 7 ], в 2004 году - орден святителя Макария, митрополита Московского, II степени [ 51 ]. Осипов упоминался и в числе членов президиума международной общественной организации "Всемирный русский народный собор", главой которой являлся Алексий II, а после его смерти - патриарх Кирилл [ 77 ]. Известно также высказывание Осипова о "новом союзе науки и христианства", который мог бы помочь преодолеть экологический и нравственно-этнический кризис цивилизации [ 70 ], [ 3 ]. Осипов - автор более 170 опубликованных научных работ [ 60 ], [ 80 ].
Среди его учеников один член-корреспондент РАН, 10 докторов наук и свыше 30 кандидатов наук [ 80 ]. В РАН Осипов упоминался в качестве члена бюро отделения математических наук, председателя совета РАН по космосу, комитета по системному анализу, комиссии по вычислительной технике [ 79 ]. Сообщалось также об участии Осипова в редколлегиях множества журналов. В этой связи упоминались следующие должности Осипова: член редколлегий журналов "Доклады РАН", "Известия РАН", "Техническая кибернетика", "Автоматика и телемеханика", "Дифференциальные уравнения", "Наука в России", главный редактор "Журнала вычислительной математики и математической физики", председатель редколлегии ежегодника "Наука и человечество", почетный редактор международного журнала Nоnlinеаr Wоrld [ 7 ], [ 80 ], [ 79 ]. За свои труды по математике Осипов получил ряд наград. В 1976 году за работы в области математической теории управления за работы по математической теории управления в составе авторского коллектива во главе с Красовским Осипов получил Ленинскую премию [ 41 ], [ 60 ], [ 20 ], [ 79 ], [ 7 ]. В 1993 году за работы по прикладной тематике Осипову была присуждена государственная премия России в области науки и техники [ 79 ], [ 60 ], [ 20 ], [ 7 ]. В 1998 году он был награжден Золотой медалью 1997 года имени Леонарда Эйлера за создание теории управления многомерными системами в условиях неопределенных параметров [ 20 ], [ 69 ], [ 79 ]; отдельные источники говорят также о присуждении Осипову вручаемой ЮНЕСКО золотой медали имени Альберта Эйнштейна 1999 года [ 79 ].
В 2007 году за достижения в теории оптимального управления, развитии спектральной теории стабилизации движения нелинейных систем и их применении Осипов был награжден высшей наградой Национальной академии наук Украины - Золотой медалью имени В. Вернадского [ 22 ]. Кроме того, Осипов является кавалером ордена Белого Креста, вручаемого базирующейся в Австралии Всемирной конфедерацией рыцарей [ 79 ], [ 7 ], [ 20 ]. В феврале 2011 года президент Франции Николя Саркози присвоил Осипову звание командора ордена Почетного легиона [ 1 ]. С апреля 2004 года Осипов - почетный член Российской академии художеств [ 52 ], [ 7 ]. Еще с университета Осипов увлекался шахматами и футболом, любит стихи, постоянно читает "Дневники" Федора Достоевского [ 80 ], [ 40 ], из живописи предпочитает импрессионистов [ 2 ]. Осипов женат, у него есть дочь, которая по данным на 2006 год работала врачом в Екатеринбурге, и сын [ 40 ], [ 7 ]. День науки и искусства, или почему Юрий Осипов не любит модернистов.
Официальный сайт www. Биографическая справка. Осипов уложился в академический шанс. Ru, 30. Ру, 30. Юрий Осипов прошел через игольное ушко, 14.