Выдающийся основатель «Новой советской волны» и поэтического кинематографа режиссер Сергей Параджанов стал знаменит на весь мир после фильмов «Тени забытых предков». После смерти учителя в 1950 году Параджанов и другие ученики Савченко приняли участие в доработке последней картины украинского режиссера — фильма "Тарас Шевченко". Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны Софико Чиаурели, 1968 год. Да, Параджанова явно подставили, команда «Посадить!» была спущена сверху, но нестандартный секс режиссер культивировал, ничего не поделаешь. По традиции, коллектив Музея Параджанова, вместе с друзьями музея и Маэстро посетили Пантеон им. Комитаса и отдали дань памяти режиссеру.
Сергей Параджанов: биография, личная жизнь, фильмы
Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. А единственный, кто официально утверждал, что имел секс с режиссером, был некий член КПСС Воробьев, выступавший главным свидетелем обвинения по делу Параджанова. Пелешян был дружен также с корифеем армянского абстрактного кинематографа Сергеем Параджановым, от которого даже получил предсмертное письмо. Параджанов обвинялся в совершении актов мужеложства с Владимиром Кондратьевым, Иваном Писковым и Феликсом Десятником, что подпадало под ч.1 ст. 122 УССР. Актёр Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у Параджанова / РИА Новости.
ВШИВЫЙ МАРКС
- Новости по теме
- Сергей ПАРАДЖАНОВ
- Факультет экранных искусств
- «Сумасшедший на свободе». 5 случаев из жизни Сергея Параджанова
Сергей Параджанов – режиссёр свободы
Впрочем, в отличие от Панахи и Расулофа, Сенцов в своем творчестве никогда не обращался к политической проблематике, поэтому и судебное преследование, и последовавшая за ним голодовка с требованием освободить украинских политзаключенных в России связаны с гражданской позицией режиссера, а не с его художественными замыслами. До крымских событий Сенцов успел снять всего один фильм — дебют «Гамер» 2011 о юном симферопольском геймере, отправляющемся на международный турнир по компьютерным играм, картина была представлен на фестивале в Роттердаме. Второй фильм — «Носорог» 2013 — остался незавершенным. Приписываемая Ленину фраза: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» — иллюстрирует просветительско-пропагандистский потенциал кинематографа. Это обстоятельство создавало хорошие условия для его технического развития, но при этом режиссерам предлагалось следовать определенным политическим инструкциям. Жизнь и карьера Сергея Эйзенштейна оказались под угрозой, когда в 1937 году Иосиф Сталин приказал уничтожить пленки с фильмом «Бежин луг», где история Павлика Морозова рассказывается как история предателя. Режиссеру тогда чудом удалось избежать ареста как считает Наум Клейман, такая милость связана с тем, что Сталин надеялся сделать Эйзенштейна своим личным биографом. Реабилитировал его вышедший в 1938 году «Александр Невский». В 1939-м был арестован, а позже расстрелян по обвинению в контрреволюционной деятельности наставник Эйзенштейна, театральный режиссер и теоретик Всеволод Мейерхольд, поставивший также несколько фильмов. Со слов Винер-Лациса, одного из выпускников студии Мейерхольда, причиной ареста режиссера является его излишняя прогрессивность — он строил революционный театр, свободную культуру, которую большевики принять не могли. Выступая в 1940 году с речью против фильма «Закон жизни» режиссеры А.
Столпер и Б. Иванов, сценарий А. Авдеенко , Сталин изобразил рукой вращение пленки в киноаппарате и сказал : «А что они? Они только крутили то, что он написал». Были, конечно, и нехудожественные причины — Александра Каплера, сценариста «Полосатого рейса» 1961 , этапировали в Воркуту в 1942 году из-за романа с дочерью вождя.
Правда, аромат у такого подарка был совсем не цветочный. Кстати, именно Брик и ее связи во Франции во многом помогли Параджанову выйти на волю. В той же тюрьме из крышек от молочных бутылок режиссер чеканил "талеры Параджанова". Для этого он придумал свой способ гравировки фольги гвоздем и наносил на них изображения Пушкина, Гоголя и Петра I.
Эти поделки даже отправляли на психиатрическую экспертизу, но ответ был короткий: "Просто талантливый". Один из таких "талеров" попался Федерико Феллини. Гениальный итальянец оценил изобретательность Параджанова и отлил из медальона серебряную медаль, которой награждал победителей фестиваля в Римини. На свободу Параджанов вышел в результате международной кампании протеста. Завидовал талантливым — и стал гениальным". Последним фильмом, над которым Параджанов начал работать, уже будучи смертельно больным, стала автобиографическая картина "Исповедь". По воспоминаниям современников, к этой ленте он шел всю жизнь, и она должна была стать прощанием маэстро. Незадолго до смерти Параджанов отснял одну из сцен фильма — похороны девочки-соседки. Готовясь к съемке этой сцены, реквизиторы сами выбирали гроб, но замысла Параджанова они не знали, поэтому попросили доставить на съемочную площадку сразу два гроба — белый и черный.
Катаняном , В. Шкловским [16] , В. Высоцким , Ю. Григоровичем , Г. Хачатурян которая считала его своим учителем [17] и др. Дзюба , В. Черновол и В. Стус выступили на премьере фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре « Украина » с протестом против прошедшей накануне волны арестов представителей украинской национальной интеллигенции « шестидесятников ».
Эта акция стала одним из первых публичных антисоветских выступлений в Киеве. Их поддержали многие присутствующие, в том числе М. Поддержку арестованным открыто высказывал и Параджанов [18]. Данное выступление обернулось новой волной репрессий. Многие представители украинской интеллигенции были уволены с работы. Параджанова не выпустили за границу на мировые премьеры фильма, а прокат самого фильма в СССР был ограничен [7] [19]. После успеха фильма «Тени забытых предков» Сергей Параджанов замыслил снять кино совершенно иного формата. Сюрреалистичный проект картины « Киевские фрески », которая должна была рассказать о современной режиссёру украинской столице, предполагал аскетизм во всем: отказ от динамичности, от экспериментирования с техникой, от живописности кадра, даже от диалогов актёров.
Съёмки были начаты 1 июня 1965 года, однако уже 1 ноября картина была закрыта. Руководство обвинило Параджанова в «мистически-субъективном отношении к современной действительности». Но Параджанов не отказался от своей задумки. По совету своего друга В. Шкловского он решил перенести действие нового фильма-«фрески» из современности в прошлое, а конкретно — снять историю жизни армянского поэта Саят-Новы. Параджанов написал предложение на киностудию в Ереван , где оно было принято [7]. В сценарии к нему он реализовал свои предыдущие задумки: лаконичность, скупость средств выражения, практически полное отсутствие речи. При этом одновременно фильм наполнился этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями.
Режиссёр, как и прежде, поднял глубинные философские вопросы: жизнь и смерть, любовь, плотское и духовное, путь поэта [7]. В этом же году неоднозначный сценарий получил одобрение Госкино СССР, что некоторые киноведы связывают с ещё бытовавшими тогда либеральными порядками хрущёвской оттепели. В 1967 году фильм «Саят-Нова» был запущен в производство на киностудии « Арменфильм ». В ходе подготовки к съёмкам весной были созданы две короткометражки: «Страсти по Саят-Нове» и «Акоп Овнатанян» об армянском художнике. В августе после многих производственных проблем начались съёмки фильма «Саят-Нова» [7]. В это же время Параджанов выступил в поддержку Тарковского в связи с цензурой его фильма « Андрей Рублёв ». Весной 1968 года он присоединился к обращению « Письма-протеста 139 », в котором представители интеллигенции, обращаясь к руководству страны, выступили против происходивших на Украине политических судебных процессов. При этом Параджанов настоял, чтобы его фамилия шла первой в списке подписантов [7].
Премьера цензорам совпала с периодом реакции на ввод советских войск в Чехословакию для подавления « Пражской весны ». Параджанов подвергся жёсткой критике, его обвинили в порнографии и мистицизме. В картину были внесены многочисленные цензурные правки. Чиновники обвинили Параджанова в грубом искажении образа Саят-Новы и потребовали убрать его имя, в результате чего фильм обрёл новое название «Цвет граната». После этого картина была формально допущена к прокату, но только на территории Армении. Во всесоюзный прокат фильм вышел позднее в монтажной версии С. Юткевича , которая была негативно оценена автором [7]. Возвращение в Киев[ править править код ] В 1969 году Сергей Параджанов вернулся в Киев, однако снимать кино ему не давали.
Начался «сценарный период» его творчества. В это время Параджанов написал сценарии для автобиографии «Исповедь», «Ара Прекрасный» о легендарном армянском царе и ассирийской правительнице Семирамиде , страстно в него влюбившейся , «Давид Сасунский» на основе армянского эпоса о богатырях , «Дремлющий дворец» по мотивам пушкинского « Бахчисарайского фонтана » , «Демон» по одноименной лермонтовской поэме , «Икар», «Золотой обрез» и другие [7]. В 1970 году Параджанов снова обратился к творчеству М. Он написал сценарий «Интермеццо» по одноименной автобиографической новелле украинского классика. Режиссёр хотел создать не историю — жизнеописание писателя, а раскрыть его внутренний мир, как в фильме «Саят-Нова». Картина вначале была принята к производству, однако вскоре сценарий подвергся серьёзной критике со стороны как литераторов, так и украинского партийного руководства, обвинивших Параджанова в «искажении образа классика», отсутствии освещения революции и увлечении «антикварными аксессуарами». Щербицкий , который, по ряду свидетельств, лично недолюбливал режиссёра. Об этом демарше было доложено председателю КГБ Ю.
Андропову , а тем, в свою очередь, ЦК КПСС , и в феврале 1972 года подготовка к съёмкам фильма «Интермеццо» была остановлена, а сам режиссёр попал в опалу [7] [21]. В 1973 году Сергей Параджанов, опять по совету В. Шкловского , создал проект новогоднего фильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена. Друзья-сценаристы решили воспользоваться конкуренцией Госкино СССР и Гостелерадио СССР и под прикрытием соавторства пролоббировать съёмку фильма для телевидения, остро нуждавшегося в заполнении эфира. Эта затея практически удалась, и в декабре 1973 года сценарий «Чуда в Оденсе» по заказу творческого объединения «Экран» был запущен на киностудии « Арменфильм » киностудии прибалтийских республик отказались от сотрудничества с «проблемным» режиссёром. Однако работа прервалась из-за внезапного ареста Параджанова [7]. Уголовное преследование[ править править код ] 5 февраля 1973 года председатель украинского КГБ В. Щербицкому «информационное сообщение», в котором указал, что Параджанов пытался заступиться за диссидента И.
В более поздних записках говорилось, что режиссёр открыто критиковал советскую власть, призывал «вырыть могилу соцреализму» и «выгнать красных комиссаров из кино», «клеветал о притеснениях свободы творчества». Дзюбой , Е. Сверстюком , И. Светличным , Н. Холодным и другими, а также то, что режиссёр пытался организовать массовые протесты против развёрнутых в 1972—1973 годах политических судебных процессов над ними [22] [23]. В декабре в Москве на похоронах художника Я. Ривоша Параджанов произнес очередную «крамольную» речь [24]. Фотография арестанта В результате Параджанов не успел уехать на съёмки своего нового фильма в Армении — 17 декабря 1973 года во время визита к больному брюшным тифом сыну в Киев он был арестован и помещён в Лукьяновскую тюрьму.
Параджанову были предъявлены обвинения в «совращении мужчин» и «организации притона разврата» [7] [24] [23].
Картина и вправду вышла шедевром. Мастеру удалось соблюсти баланс между так любимым им формализмом и доступностью. А потом формализм таки разорвал его. Следующие работы Параджанова мог выдержать только подготовленный любитель со склонностью к мазохизму. Впрочем, мода была такая.
Все его работы после «Теней» были не столько игровыми лентами, сколько предметами изобразительного и прикладного искусств. Он романтизировал жизнь народов СССР. Помимо фильмов, Параджанов создал множество изобразительных произведений: рисунки, коллажи, скульптуры. Это и было настоящим его призванием. Теперь его называют одним из основателей «поэтического кинематографа».
Сергей ПАРАДЖАНОВ
В результате, в 1974 г. режиссёр Параджанов по политическим мотивам уже повторно был осуждён по обвинению в однополых отношениях. В Киеве в возрасте 63 лет скончался сын всемирно известного армянского кинорежиссера Сергея Параджанова – режиссер Сурен Параджанов. Афиша Plus - 12 марта 2024 - Новости. Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны Софико Чиаурели, 1968 год. К великому мастеру советского кинематографа Сергею Параджанову это относится в первую очередь.
Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая
Хроника диалога», — сказал фотохудожник Юрий Мечитов, который снимал мастера 12 лет. Обычно мне встречались несвободные, зажатые люди. Параджанов же чувствовал себя свободным даже в тюрьме, в которой ему пришлось сидеть. Свобода была дарована ему свыше. Кроме того, Параджанов был человеком мультикультурным. И он верил только в одного бога — красоту.
Если человек не понимал красоту, то казался Параджанову плохим человеком.
Этакий «человек мира» получается. Правда, жить в мире «человеку мира» приходилось редко.
Параджанов был режиссером, работающим в жанре поэтического, возвышенного, «фэнтазийного» кинематографа, и именно на этой почве имел свои основные трения с киношным руководством. Его фильмами восторгался только узкий слой интеллектуалов, а в широком прокате они стабильно проваливались. Однако власть продолжала субсидировать его проекты, находя деньги на них в доходах от «кассовых» картин.
Сегодня Параджанов, скорее всего, мог бы снимать только на свои средства, поскольку наверняка бы не нашел такого мецената, каким было советское государство. Какой сегодняшний продюсер стал бы выкладывать сотни тысяч долларов за тот же «Цвет граната», прекрасно зная, что фильм хорош, красив, изящен, но никогда не окупится? А в то время — почти каждый год новый фильм режиссера Параджанова или, по крайней мере, сценарий к чьему-нибудь фильму.
Странен и неприкаян он был и в личной жизни. Ни одна из его жен не выдержала совместной с ним жизни, убегая прочь и эти побеги сам Параджанов воспринимал, как должное. Хотя и здесь случались «супермоменты», вроде того, как после развода с первой из жен — молдавской татаркой, к нему приехали обиженные «братаны» с требованием выкупа за поруганную честь сестры.
Параджанов скромно пояснил, что денег у него нет и не предвидется, практически погасив конфликт, а потом в свойственной ему манере добавил — а если бы были, все равно не дал. Тогда еле «разрулили» ситуацию. Братья долго и упорно требовлаи отмщения...
Крутые повороты судьбы К «нежданчикам» в своей судьбе Параджанов привык, но то, что когда-то за ним «придут», ожидал вряд ли. Ведь он известен и знаком со многими «оттуда» здесь обычно поднимают вверх указательный палец! Но пришли.
Каковы причины? А за что сажали в то время деятелей науки и культуры? За диссидентский образ жизни.
В 1965—1968 годах Параджанов вместе с другими известными деятелями той самой науки и культуры, протестуя против массовых политических арестов, обращался в высшие партийные и государственные органы с требованием разъяснить причины преследований интеллектуалов и выступал за проведение открытых судебных процессов, которое должно было бы обеспечить справедливость рассмотрения дел. В 1968 г. Остальные скромно следовали ниже.
Так же он неоднократно высказывался за соблюдение мало тогда кому понятной свободы слова. Вроде бы всё ясно: сегодня — сажают, завтра — реабилитируют, послезавтра — выпускает автобиографию о том, как боролся с советской системой… Потом памятник поставят или улицу именем назовут… Однако существует и вполне обоснованно, вторая версия привлечения Параджанова к уголовной ответственности. Режиссер был великим острословом, любителем экспромта, шуток, причем, шуток резки, не всегда безобидных и далеко не всем понятных.
Победителем в основной номинации "Игровое кино" стала картина украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого "Племя", посвященная теме выживания в специализированном интернате для слабослышащих и снятая при участии непрофессиональных глухонемых актеров без диалогов и субтитров. Кинофестиваль, ставший уже традиционным, будет и в этом году состоять из множества оригинальных мероприятий. Главной его темой на этот … Армения разругалась с Украиной из-за "Цвета граната" 15:17, 13 мая 2014 Армянские кинематографисты выступили с протестом против представления фильма Сергея Параджанова "Цвет граната" на Каннском кинофестивале как украинской киноленты.
Вечный ребенок На самом деле Сергей Параджанов даже в зрелости не утратил немного детского отношения к режиссуре как к веселой игре с любыми подручными материалами: «Вынимать из сундуков перья и превращаться в петуха или в какую-то жар-птицу — это всё меня преследует с детства, и мне казалось, это и есть режиссура». Как дети с их необузданной фантазией готовы играть с любыми предметами, совершенно не предназначенными для детских забав, так и Параджанов, кажется, был способен использовать для выражения своих мыслей любые вещи и материалы, до которых мог дотянуться. Ведущий актер Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у кинорежиссера и сценариста Сергея Иосифовича Параджанова в центре. Юрченко Народный артист России Александр Галибин — о жизненных ценностях, семейном кино и актерских секретах Однако, будучи обладателем врожденного художественного вкуса, он, конечно, предпочитал вещи красивые — это в заключении, где он шил мешки, для поделок могла сгодиться и мешковина, а фильмы его наполнены отборным, изысканным антиквариатом, окружавшим маленького Саркиса Овсеповича впоследствии превратившегося в Сергея Иосифовича и вызывавшим у него не потребительское отношение, а душевный трепет и эстетический восторг: «В наш дом приходили прелестные вещи. Приходили и потом... Столы и кресла, комоды в стиле рококо, античные камеи, вазы, восхитительные восточные ковры. В дом приходили и уходили разные эпохи и стили.
Ауэзов, Параджанов и Судьба
А.К.: На самом деле Параджанов стал самим собой задолго до двух своих вершин середины шестидесятых. Национальная комиссия по реабилитации в Украине спустя 50 лет реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова, осужденного в СССР по статье о «мужеложстве». Читайте последние новости дня по теме Сергей Параджанов: Не было ни бумаги, ни карандаша, но было желание: как Параджанов создавал шедевры в тюрьме, Злодей или гений. А.К.: На самом деле Параджанов стал самим собой задолго до двух своих вершин середины шестидесятых. Член Союза кинематографистов России, актер и режиссер Георгий Параджанов сломал ногу и выстоял двухчасовую службу в храме в Москве, сообщил Life. 15 марта РОСФОТО представит проект «Рядом с Параджановым», подготовленный к 100-летию выдающегося режиссера мирового кино (18+).
В "Росфото" впервые показали фотографии Параджанова из личного архива Мечитова
параджанов - Последние новости : | В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала советского кинорежиссера Сергея Параджанова, осуждённого в СССР по. |
Вечер памяти кинорежиссера Сергея Параджанова | Во вторник, 9 января, исполнилось сто лет со дня рождения режиссера Сергея Параджанова. |
9 января - Сергей Параджанов - 100 лет со дня рождения | РИА Новости Медиабанк | Уже на вернисаже в Петербурге режиссер Дмитрий Месхиев назвал Параджанова гениальным интерпретатором — он превращал в искусство все, чем занимался. |
Сергей Параджанов: сказка о раздавленной любви
Дабы не вызвать недовольства Москвы, режиссером картины был назван Додо Абашидзе, официально Параджанов значился в качестве помощника. Используя славу кинорежиссера, Параджанов склонял к совершению актов мужеложства многих мужчин. режиссер фильма параджанов билет вечность своем герое украины.
Ауэзов, Параджанов и Судьба
Софико Чиаурели. Одному из самых загадочных и безумно талантливых кинорежиссеров XX века Сергею Параджанову сегодня исполнилось бы 100 лет. Сергей Параджанов – знаменитый во всём мире советский режиссёр-авангардист, прославившийся своим уникальным изобразительным языком. 9 января 2024 года исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Параджанова — режиссера, который внес огромный вклад в развитие мирового кинематографа фильмами «Тени забытых. Известный кинорежиссер Георгий Параджанов получил травму утром 7 февраля во дворе дома на севере столицы.