СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты "Зонд" для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года. СССР был первым на Луне: открытие советских учёных в 60-х годах.
Человечество вечно будет лететь на Луну: СССР начал первым
Первые космические корабли на Луне — советская Луна-2. «Луна-25» могла стать первой в мировой истории станцией на южном полюсе Луны. Планировалось, что советский человек водрузит на Луне флаг уже в 1968 году. "Мы - первые люди на Луне".
Облет Луны
- Кто был первым на Луне и как надо летать в космос?
- Луна в качестве мишени
- Как СССР Хотел Высадить Первого Человека На Луне
- Облет Луны
- Читайте также:
- Арабский халифат и его распад
На Луну с Тверской. Как в 1927 году в Москве записывали на космический полет
Первоначально срок его осуществления был назначен Королёвым на 1967-1968 гг. В 1966 году Главный Конструктор неожиданно умирает во время неудачной операции. История руководства и научно-технического обеспечения советской космонавтики, роль в этом отдельных личностей — особая тема, её разбор увёл бы нас слишком далеко. Первый удачный запуск комплекса «Протон»—Л-1 был осуществлён с Байконура 10 марта 1967 года. На орбиту ИСЗ был выведен макет модуля, получивший официальное обозначение «Космос-146». К этому времени американцы уже почти год как провели первое испытание «Аполлона» в автоматическом режиме. Последующие две попытки запуска оказались неудачными из-за сбоев в работе двигателей РН. Только 15 сентября 1968 года на траекторию полёта к Луне был выведен Л-1 под названием «Зонд-5». Однако спуск состоялся в незапланированный район.
Системы спуска в атмосфере подвели и «Зонд-6» по его возвращении в ноябре 1968 года. Напомним, что уже в октябре 1968 года американцы перешли от автоматических к пилотируемым полётам по программе «Аполлон». А в декабре того же года первый триумфальный облёт Луны совершил «Аполлон-8». В январе 1969 года РН снова захандрила на старте. Только в августе 1969 года состоялся успешный беспилотный полёт «Зонда-7» с возвращением на Землю в заданный район. К этому времени американцы уже побывали на Луне… В октябре 1970 года состоялся рейс «Зонда-8». Практически все технические проблемы были решены. Следующие два аппарата этой серии были уже подготовлены к пилотируемым полётам, но… программу было приказано свернуть.
Проект Л-3, предназначенный для посадки на Луну, имел существенные отличия от американского. Принципиальная схема полёта была той же. Однако более мощный двигатель ЛК не требовал разделения кабины на посадочную и взлётную ступени. Другим отличием было то, что переход космонавта между ЛОК и ЛК должен был осуществляться через открытый космос. Это было связано с тем, что к тому моменту отечественная космонавтика ещё не решила технических проблем, связанных с герметичной стыковкой двух КК. Первый успешный опыт такого рода был проделан нашими только в 1971 году при запуске к орбитальной станции «Салют-1» КК «Союз-11». А американцы уже в марте 1969 года на «Аполлоне-9» выполнили первую в истории герметичную стыковку и расстыковку и переход из одного космического модуля в другой без выхода в открытый космос. Необходимость создания в советском ЛОК шлюзовой камеры и присутствия там пилота в скафандре резко ограничивала полезный объём и полезную нагрузку всего лунного комплекса.
Поэтому в экспедицию намечалось только два человека, а не три, как у американцев. Испытания отдельных элементов полёта на Луну проходили первоначально в рамках проектов «Союз» и «Космос». В январе 1969 года Владимир Шаталов на «Союзе-4», Борис Волынов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов на «Союзе-5» совершили первую стыковку пилотируемых аппаратов и переход из одного в другой через открытый космос. Отработка расстыковки, торможения, ускорения и стыковки ЛК на околоземной орбите продолжалась и после принятия решения об отмене пилотируемого полёта, в начале 1970-х. Главным препятствием на пути лунного проекта стали трудности с созданием РН Н-1. Её аванпроект был подписан Королёвым ещё в 1962 году, причём на эскизе Главный Конструктор сделал пометку: «Мы мечтали об этом ещё в 1956-57 гг. Конструкция РН Н-1 была пятиступенчатой! По проекту первые три ступени должны были выводить на траекторию полёта к Луне груз общим весом 96 тонн, включавший, кроме лунного корабля, две ступени для маневрирования у Луны, спуска на её поверхность, подъёма с неё и отлёта к Земле.
Вес собственно лунного корабля, состоявшего из орбитального отсека и лунной кабины, не превышал 16 тонн. Ракету Н-1, первое испытание которой состоялось в январе 1969 года уже после первого облёта Луны американцами , с начала и до конца преследовали фатальные неудачи, вызванные сбоем работы двигателей. Ни один запуск Н-1 не был успешным. После катастрофы при четвёртом старте в ноябре 1972 года дальнейшие работы над Н-1 были прекращены, хотя причины аварий были выявлены и вполне подлежали устранению. Ещё в 1966 году Челомей предложил альтернативный проект лунной экспедиции, базировавшийся на создании РН УР700 дальнейшее, так и не осуществлённое развитие УР500, то есть «Протона». Схема полёта по этой программе напоминала первоначальный проект американцев от которого те потом отказались. Она предусматривала одномодульный лунный корабль, без разделения на орбитальный и взлётно-посадочный отсеки, с двумя космонавтами на борту. Однако ОКБ-52 дали «добро» только на теоретическую разработку данного проекта.
Если бы не поспешное политическое решение советского руководства, можно утверждать, что, несмотря на все технические проблемы, наши космонавты вполне реально смогли бы осуществить первый облёт Луны в 1970-1971 гг. Но в это время, после успешных полётов американцев, вожди КПСС охладели к лунной программе. Это указывает на резкое изменение их менталитета. Можно ли представить, что, сумей США опередить нас в разработке первого ИСЗ или запуске первого космонавта, советская космическая программа была бы свёрнута ещё на начальном этапе? Конечно, нет! В конце 50-х — начале 60-х гг. Но в 70-е годы у лидеров КПСС были другие приоритеты. Необходимость уделить особое внимание военной составляющей служила только предлогом для свёртывания лунной программы тем более, что начало 70-х характеризуется разрядкой международной напряжённости.
Отныне престиж советской космонавтики базировался лишь на постоянно обновляемых рекордах длительности полёта. В 1974 году в результате корпоративных интриг Мишин был уволен с должности руководителя ОКБ-1. На его место пришёл Валентин Глушко, который не только прекратил все работы над Н-1, даже теоретические, но и приказал уничтожить готовые к испытаниям экземпляры этой РН. Вопрос, вынесенный в заголовок этого раздела, вполне уместно дополнить другим: почему наши космонавты не были на Марсе? Точнее, около Марса. Дело в том, что проект Н-1 рассчитывался как многоцелевой. Эта РН которая планировалась лишь как первая в семействе тяжёлых носителей разрабатывалась в перспективе не только под лунный корабль, но и под «тяжёлый межпланетный корабль» ТМК. Данный проект предусматривал вывод КК на гелиоцентрическую орбиту, позволявшую пролететь в нескольких тысячах км от Марса и возвратиться на Землю.
Отработка СЖО такого корабля проводилась на Земле. Испытатели-добровольцы Мановцев, Улыбышев и Божко в 1967-1968 гг. Аналогичные эксперименты значительно меньшей продолжительности начались в США лишь в 1970 году. В дальнейшем многомесячное пребывание ряда советских экипажей на «Салютах» формировало подозрения, что руководство СССР готовится к выполнению «марсианской программы». Увы, это были только домыслы. Такой программы в реальности не существовало. Работы над ТМК были прекращены одновременно с работами над Н-1. В принципе, выполнение пилотируемого полёта вокруг Марса с возвращением на Землю было бы вполне реально для СССР уже в начале — середине 1980-х годов.
Конечно, при условии, если бы все элементы лунной программы, пригодные для использования в полёте к Марсу, продолжали развиваться и работы по ним не прекратились в 70-е годы. Моральный эффект от такого полёта был бы сравним с высадкой американцев на Луне, если не больше. Увы, позднее советское руководство в очередной раз упустило исторический шанс для великой страны… 7. Есть ли будущее у лунных экспедиций? Для этого необходимо в первую очередь коренное изменение менталитета современной цивилизации. Несмотря на появляющиеся время от времени обещания лидеров США или руководителей нашей космонавтики организовать полёт человека на Марс, ясно, что они уже не воспринимаются обществом с таким энтузиазмом, как 40-50 лет назад обещания первых полётов в космос и на Луну. Джордж Буш-младший провозгласил задачу возвращения американцев на Луну до 2020 года и последующего полёта на Марс. К тому времени сменится уже несколько президентов, и с Буша, в случае неисполнения его «предначертаний», как говорится, взятки будут гладки.
В наше время космические исследования и покорение мировых пространств решительно сместились из приоритетов на периферию общественного интереса буквально во всех странах мира. Это хорошо видно и по удельному весу сообщений такого рода в общем медиа-потоке. Если в советское время почти каждый гражданин СССР знал, есть ли сейчас наши космонавты на орбите и кто именно, то сейчас лишь незначительное меньшинство твёрдо знает, находятся ли в данный момент космонавты на борту Международной космической станции. Впрочем, большинство, вероятно, даже не знает, что это такое. Между тем эффективность пилотируемых полётов для научных исследований была доказана теми же экспедициями «Аполлонов». За трое суток пребывания на Луне два астронавта успевали проделать объёмы научной работы, на порядки превышавшие те, которые провели оба наших лунохода за 15 месяцев! Программа «Аполлон» имела важное значение для научно-технического прогресса. Многие её наработки были использованы затем в самых различных проектах.
Испытание новейшего оборудования в условиях дальних космических перелётов — это совершенно уникальная возможность, чреватая резким рывком вперёд во всех научно-технических сферах. Многомиллиардные затраты на программу «Аполлон» в конечном итоге полностью окупились и принесли прибыль благодаря внедрению новых технологий. Однако, несмотря на появляющиеся время от времени проекты долговременных обитаемых станций на Луне, правительства ведущих держав мира ни по отдельности, ни вместе, не спешат раскошеливаться на подобные программы. Дело тут не только в прижимистости, но и в отсутствии амбиций.
И Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Однако головой вперед космонавт не мог попасть в спускаемый аппарат в правильном положении. Из-за физической нагрузки температура тела поднялась до 38 градусов, пульс подскочил до 162, а частота дыхания — до 31 в минуту. Пот так заливал лицо, что Леонов открыл забрало гермошлема, едва попав в корабль, не дожидаясь закрытия внутреннего люка. Леонов сумел объяснить свои действия перед комиссией во время разбора полета: Ситуация случилась непредвиденная. У меня связь была открытая. Представляете, я бы сказал: «Не могу войти в корабль». Вы бы тут же начали собирать комиссию. Вы юридически обязаны избрать председателя. Вы бы потом начали меня спрашивать, почему и как. Время идет. Пошли бы потом совещаться, что делать, а я бы уже умер. Любая искра в электросистеме могла привести к взрыву. На Земле запаниковали: воздуха для дыхания могло не хватить до посадки, которую на территории СССР можно было провести только после 16-го витка по орбите. И вновь космонавтам повезло: через 7 часов подача избыточного кислорода внезапно прекратилась, и все вошло в норму. Следующая неполадка в ходе этого полета была связана с отказом системы ориентации. После отстрела шлюзовой камеры корабль начал вращаться, возникло много пыли и обломков. Автоматика не выстроила ориентацию, необходимую для включения тормозной установки. С Земли вынуждены были разрешить впервые в истории космонавтики совершить посадку в ручном режиме. Из-за строения корабля «прицеливаться», сидя в кресле, было невозможно. Беляев вынужден был отстегнуться и, удерживаемый Леоновым, выстроил предпосадочную ориентацию. Беляеву удалось добраться до своего места за 22 секунды, но эта задержка послужила причиной перелета в 165 км. В результате спускаемый аппарат совершил посадку в в тайге в 75 км от г. Березники в Пермской области. Королев, Келдыш и я сидели и ждали. Честно говоря, мы считали, что экипаж погиб. А когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы, Сергей Павлович заплакал. Корабль приземлился 19 марта в 12 часов 02 мин 17 с. Первая попытка открыть люк не удалась из-за близких стволов деревьев и глубокого снега. Связи не было. Космонавты развели костер.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 24 сентября 2020, 08:30 Статья Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы В подборке — документы правительства, протоколы совещаний конструкторов, отчеты о проделанной работе и анализе лунного грунта. Материалы можно посмотреть на сайте госкорпорации "Роскосмос" в разделе "Луна на ладони" Автоматические межпланетные станции "Луна-13" и "Луна-10" на предприятии "НПО им. В подборке размещены документы правительства, протоколы совещаний конструкторов, описания систем и агрегатов ракетно-космического комплекса, а также отчеты о проделанной работе и анализе лунного реголита. О том, чем похожи советская и российская лунные программы, а также о планах СССР по освоению естественного спутника Земли и реализованных миссиях читайте в материале ТАСС. В то время как Соединенные Штаты развивали программу "Аполлон" по высадке человека на Луну, Советский Союз воплощал собственную программу по освоению спутника. Согласно предварительному отчету, первостепенной задачей СССР был облет естественного спутника человеком и возвращение на Землю, исследование физических свойств Луны и съемка ее поверхности. Второй этап подразумевал экспедицию космического комплекса "Л-3" на Луну и высадку на поверхность одного космонавта в 1969—1970 годах. В задачи "Л-3" входило "осуществление посадки на поверхность Луны лунного аппарата с космонавтом, проведение комплекса работ на поверхности Луны по исследованию свойств поверхности, фотографированию района посадки, научным наблюдениям и сбору пород лунного грунта", говорится в документе. Для поддержки миссии на поверхности должен был работать автоматический аппарат Е8. После выполнения необходимых задач космонавт должен был вернуться на Землю. Полное время экспедиции — 12 суток. Всего комплекс "Л-3" вмещал двух космонавтов, но только один из них должен был оказаться на поверхности, в то время как американская миссия предусматривала вывод на орбиту комплекса с тремя астронавтами и высадку на поверхность двух из них. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете.
Позже для этого дела привлекли работников Машиностроительного завода им. Лавочкина ныне НПО им. Лавочкина под управлением главного конструктора Георгия Бабакина. Власти СССР поставили перед советскими учеными и инженерами задачу достичь поверхности спутника Земли и получить сведения об особенностях его ландшафта. Сборка автоматической лунной станции на Машиностроительном заводе имени С. Источник: Роскосмос 11 испытательных пусков закончились неудачей. Станции «Луна-5», «Луна-7» и «Луна-8» добрались до поверхности ночного светила, но посадка была отнюдь не мягкой. Итог — быстрая гибель. После изучения ошибок наступил черед запуска «Луны-9». Технические характеристики «Луны-9» Автоматическая станция состояла из двигательной установки для коррекции полета и торможения во время посадки, сферического блока баков, герметичного отсека системы управления, двух сбрасываемых навесных отсеков системы астроориентации «Юпитер» и радиовысотомера больших высот. Главной полезной нагрузкой стала сама лунная станция, которая представляла собой герметичный контейнер сферической формы. Внутри находилась радиосистема, программно-временное устройство, аккумулятор, система терморегулирования и различные научные приборы.
Тайны «Мечты». Как Советский Союз целился в Луну
Космонавты СССР на Луне, пропавшие космонавты СССР, первый советский космонавт в плену у Пекина и другие любопытные версии. Макет советской станции "Луна-9" в павильоне "Космос" ВДНХ СССР. /. НК: Как была воспринята советскими космонавтами высадка американцев первыми на Луну? Сложно поверить, что освоение космоса для СССР прошло столь успешно: первая попытка с участием человека — и сразу удача!
Как СССР Хотел Высадить Первого Человека На Луне
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС | Первые космические корабли на Луне — советская Луна-2. |
3 апреля 1966 года мир облетела новость – СССР вывел на орбиту Луны первый искусственный спутник. | НК: Как была воспринята советскими космонавтами высадка американцев первыми на Луну? |
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции - Российская газета | Первой серьезной акцией главных конкурентов СССР становится первая высадка человека на Луну в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11», доставившей на Землю и первые пробы лунного грунта, однако так ли это на самом деле, читайте на нашем. |
Одна из самых важных телетрансляций в истории, которую пропустило ТВ СССР | Макет советской станции "Луна-9" в павильоне "Космос" ВДНХ СССР. /. |
Как СССР Хотел Высадить Первого Человека На Луне | Но первым человеком, ступившим на поверхность Луны, в 1969-м был Нил Армстронг (США) — этим ознаменовался успех космической программы «Аполлон». |
Советская Луна
А технической трансляцией репортаж о высадке на Луне был назван в СССР потому, что для масс советских телезрителей начальством в СССР не предназначался. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне (правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать). Первый визит Армстронга в СССР. Валентина Терешкова дарит ему значок о посещении Звёздного городка, июнь 1970 г. Фото: РИА Новости/ Рудольф Кучеров. Одновременно проводились исследования Луны советскими АМС "Луна". Первый советский зонд «Луна-15» разбился при посадке, последующие попытки провалились из-за проблем с ракетоносителями. То, что первыми людьми на Луне оказались американцы, было для советского руководства, крайне неприятным фактом.
Кто был первым на Луне и как надо летать в космос?
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы | Первым советским космическим кораблем, который приблизился к Луне, была «Луна-1». |
Как прошла первая посадка на Луну? | Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года. |
Кто был первым на Луне и как надо летать в космос? | Она вывела в космос станцию «Луна-2», которая впервые в мире совершила посадку на Луну. |
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос // Статьи НТВ | Планировалось, что советский человек водрузит на Луне флаг уже в 1968 году. |
Сломанные судьбы «покорителей» Луны: один стал отшельником, другой - алкоголиком | | Согласно открывшимся сведениям при рассекречивании архивных данных отечественных спецслужб, первым человеком, высадившимся на Луну, был представитель СССР. |
«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР
Космонавт Бондаренко погиб в марте 1961 года при исполнении В начале 1990-х, когда появилась возможность работать с прежде засекреченными архивами, начали изучать советскую космическую тему, отбрасывая слухи. По итогам исследования А. Железнякова и А. Первушина лишь один космонавт погиб до полета Гагарина. Бондаренко, советский космонавт, погибший 23 марта 1961. На самом деле старший лейтенант Бондаренко погиб на Земле, в Институте авиационной медицины. Это произошло во время эксперимента, имитирующего космические условия. Атмосфера в барокамере содержала чрезвычайно большую долю кислорода, а также поддерживалось высокое давление. Эти характеристики способствовали быстрому распространению огня, когда космонавт по ошибке бросил вату, смоченную в спирте, на горячую электроплитку.
Этой ватой он протирал кожу, снимая медицинские датчики. Горело не только все содержимое барокамеры, но даже шерстяной костюм испытателя. Помочь Валентину быстро не удалось, так как открытие дверей требовало времени из-за перепада давления. Недоступность информации об этом происшествии стала косвенной причиной подобной трагедии для американских астронавтов в 1967 году. Когда готовили миссию «Аполлон» в космическом комплексе им. Кеннеди во время испытаний, случился сильный пожар, унесший 3 жизни. Объем инструкции по безопасности готовили очень подробно, она содержала более 200 страниц. Но риск возникновения пожара не учли, этот пробел стал фатальным.
Фото из открытых источников «Луна -10» была сконструирована на базе своей предшественницы — «Луны-9», которая до этого уже благополучно совершила посадку на поверхности Луны. Нам всем кажется, что Луна не так уж далеко, но при такой скорости путь до естественного спутника Земли составил примерно трое с половиной суток. Для понимания: это примерно 40 тысяч километров в час, то есть за час «Луна-10» проходила практически весь экватор Земли. Чтобы станция осталась на орбите, при подлете к Луне её нужно было затормозить. Иначе она бы упала на поверхность или попросту улетела в космос. Для этих целей был предусмотрен реактивный тормозной двигатель. На финальном отрезке полета станция была сориентирована нужным образом, и она вышла на устойчивый полет к орбите Луны.
Герметичный контейнер весом 245 килограммов — для науки был на вес золота.
Иначе она бы упала на поверхность или попросту улетела в космос. Для этих целей был предусмотрен реактивный тормозной двигатель. На финальном отрезке полета станция была сориентирована нужным образом, и она вышла на устойчивый полет к орбите Луны. Герметичный контейнер весом 245 килограммов — для науки был на вес золота. Именно он собирал все необходимую и неизвестную доселе информацию о Луне: на корпусе были расположены магнитометр, «ловушки» метеорных частиц, блок тепловых датчиков и другие приспособления. Проанализировав все данные со спутника, ученые пришли к выводу, что поле тяготения Луны несимметрично, а сам спутник имеет не шарообразную, а скорее грушевидную форму. Это открытие вызвало большой интерес ученых по всему свету. Кроме того, в результате исследования было окончательно определено соотношение масс Луны и Земли: оно составило 1 к 81,3.
Еще один научный инструмент, гамма-спектрометр СГС-2, был отключен до запуска из-за поломки. Два надувных амортизатора-баллона, закрывающие станцию со всех сторон, уменьшали удар при посадке. Вырезки из советских журналов с изображением станции «Луна-9». Достижения станции «Луна-9» села на поверхность спутника в 21:45:30 по московскому времени. Посадка была успешной, она произошла в области под названием Океан Бурь, к западу от кратеров Рейнер и Марий. Станция выполняла активные действия по изучению спутника около 75 часов. За это время было проведено больше пяти сеансов связи с Землей, в рамках которых аппарат передавал советским ученым изображения и научные данные. Контрольные отпечатки с негативов, отснятых оптико-механической системой станции «Луна-9». Она доказала, что космический аппарат, созданный людьми, может мягко «прилуниться». Помимо этого, станция впервые сделала несколько круговых панорам поверхности спутника и отправила их на Землю. Фотографии публиковали в советских и зарубежных газетах, их обсуждали во всем мире. Снимки из периодических изданий по поводу посадки «Луны-9».
Горящий сортир и французское шампанское. Как СССР изучал Луну
Мы собрали сообщения советских СМИ о полёте на Луну. Согласно графику советской лунной программы, Алексей Леонов в сентябре 1968 года мог стать первым человеком на Луне. Первая доставила на поверхность спутника Земли вымпел с изображением советского герба, а вторая — впервые в истории сфотографировала невидимую сторону Луны. Планов высадки на Луне людей в СССР не существовало, и поэтому никакого соревнования с США не было. Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны. Первые космические корабли на Луне — советская Луна-2.