Новости опг низы казань

В 1990-е произошла еще одна трансформация: на этот раз группировки превратились во взрослые бандитские ОПГ, ОПС и ОПФ, а массовые драки сменили заказные убийства. «Жилка» — организованная преступная группировка (ОПГ), действовавшая с конца 1970-х до середины 2000-х годов на территории Казани (республика Татарстан). Новости Республики Коми | Комиинформ. В итоге состоялся сход казанских ОПГ, где было принято решение изгнать табор из Казани. Вскоре эти же группировки стали питательной средой для ОПГ нового типа — которые уже «крышевали» местных торговцев и даже «заходили» в промышленные предприятия. Группировка "Низы" образовалась в Казани в конце 1980-х годов.

Смертельная эйфория: жизнь и смерть ОПГ «Высотка»

Вскоре эти же группировки стали питательной средой для ОПГ нового типа — которые уже «крышевали» местных торговцев и даже «заходили» в промышленные предприятия. История казанских группировок действительно восходит к 70-м, но предшественники грозных ОПГ в виде дворовых подростковых команд начали появляться даже раньше. вора, вышедшего из ОПГ «Восьмовские».

Закат «казанского феномена». История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана

Жизнь и смерть "казанского феномена" : Лидеры оргпреступности Казани получили пожизненный срок. Несмотря на то, что соседи из ОПГ «Низы» отобрали исконно «кинопленковский» Московский рынок и территорию разъезда Восстания, ничего не мешало группировщикам крышевать кооператоров и получать с этого хорошие деньги.
Решал конфликты ОПГ и держал общак: «положенец» по Татарстану Нейдер получил 9,5 лет «строгача» – Главная» Новости» Новости опг казань.
Лидер ОПГ «Низы» получил пожизненный срок Группировка «Низы» была одной из самых устойчивых в Казани.

Как казанские мафиози делили Московский рынок

При этом Строка, до седьмого класса носивший ту же фамилию, не забыл подчеркнуть, что ключи от его вишневой «девятки» в день стрельбы, конечно же, были у повесившегося Анвара Камалеева. Зачем отечественный автомобиль вдруг понадобился предпочитавшему BMW-525 красного цвета Тортику, осталось загадкой. Признания «невинных овец» изначально казались подозрительными и не соответствовали фактическим обстоятельствам преступления. Расследование дела было поручено «важняку» отдела по расследованию умышленных убийств и бандитизма прокуратуры Татарстана Павлу Николаеву. Тогда еще старший лейтенант Николаев не предполагал, что через 12 лет станет руководителем Следственного управления Следственного комитета России по Республике Татарстан и получит звание генерал-лейтенанта юстиции. В распоряжении молодого следователя уже имелись показания очевидцев, уверенно опознавших каждого из четверых стрелков. Результаты экспертиз, проведенных будущим заместителем председателя Верховного суда Республики Татарстан, а в то время заместителем начальника Центральной Средне-Волжской лаборатории судебной экспертизы, Романом Гафаровым, показали, что расстрел у ночного клуба «Эйфория» производился как минимум из пяти видов оружия: автомата АК-74, трех пистолетов Макарова и Токарева , карабина «Сайга-410». Стрелять одному из такого разнообразного арсенала в течение минуты, самому снимая с предохранителя и перезаряжая оружие в тесном салоне отечественной автомашины, было просто нереально. Оба задержанных, в противоположность несудимому Семенову, были густо покрыты синими татуировками, отличаясь от знаменитых гжельских самоваров лишь смыслом рисунков. Например, на правом плече Мочалова лежала ящерица, а на левом — эполет с цифрой семь на его пуговице.

Сквозь кожу левого бицепса Строки проглядывала голова девушки, половина лица которой была выполнена в виде черепа. На задней поверхности его правого предплечья скопирована картина известного художника Константина Васильева «Человек с филином», а на аналогичном месте другой руки — купола церкви и старец с Библией. Левая кисть Мочалова обвивалась виноградной лозой, а пальцы щедро унизаны синими перстнями с церковными куполами. Правый локтевой сгиб был помечен формулой группы крови, а на лобке имелась надпись «А ну-ка, девушки! Клоп не отставал от подельника: имел на спине наколотые купола церкви, к которой четверо мужчин в полосатых робах несли гроб с покойником с пророческой надписью «Последний этап». Там же красовались голова и кулак задумчивого мужчины; ангел с крестом. На правой руке Гайнутдинова уместились паук, скелет, девушка на фоне небоскребов, тысячедолларовая купюра и статуя Свободы, на левой — стоящая на книге Фемида с мечом и весами; ангел и другой ангел, приставивший меч к шее побежденного. В отличие от подчиненных по ОПГ, являющийся учредителем фирмы «Казаньнефтегазстрой» одетый в черный кожаный плащ Рашид Гайнутдинов всем своим видом выражал недоумение сложившейся ситуацией. Следователю он заявил, что даже не слышал, что в Казани есть группировки «Высотка» и «Перваки», конфликтующие друг с другом.

До стрельбы в «Эйфории» ранее неоднократно привлекавшийся к уголовной ответственности за побои и кражи, а также дважды судимый за грабежи, злостное нарушение правил административного надзора и тунеядство Клоп вообще передвигался по городу с карабином «Сайга» и неизвестно как полученным удостоверением лица, содействующего милиции, заверенным подписью и. Уверенный в безнаказанности любитель наркотиков и азартных игр Гайнутдинов признал лишь то, что видел раненого Гошу и с детства знает Строку, Семена, Тортика. В момент стрельбы сам Клоп якобы был у знакомого, с удовольствием подтвердившего версию лидера ОПГ. На вопрос следователя, где он пропадал столько времени, Клоп, не смущаясь, заявил, что выезжал в Москву по делам фирмы и бывал в Казани наездами, даже не подозревая о нахождении в федеральном розыске. Но как только Клоп выходил из кабинета следователя, с него сразу слетала овечья шкура и появлялся волчий оскал. Даже в изоляторе он не переставал руководить ОПГ «Высотка», члены которой должны были взять в заложники родственников одного из ключевых свидетелей. В день опознаний и очных ставок с участием данного гражданина, лицо которого было скрыто маской, у дверей прокуратуры на двух машинах дежурили родной брат Гайнутдинова — тот самый Колобок, а также его окружение. Оперативники УВД Казани, которым за создание комфортных условий для Клопа предлагались немалые деньги, вовремя блокировали все «резкие» инициативы «высотовских», стараясь не допустить развала резонансного дела. Но во время ознакомления с уголовным делом неожиданно заболел Гайнутдинов.

Дело в отношении него пришлось выделить в отдельное производство, а осиротевшие без пахана Строка и Семен пошли под суд вдвоем. Вступивший в законную силу с 1 января 1997 года Уголовный кодекс РФ был заметно строже старого. Если раньше «высотовским» было гарантировано наказание не более 15 лет, то теперь верхняя планка сдвинулась до 25 или пожизненного лишения свободы. Услышав, что приговором, вынесенным 10 июня 1998 года уже по новому кодексу, им назначено 18 лет и 21 год соответственно, считающие себя «беспредельно заключенными» Мочалов и Семенов заметно приуныли. Первую пятилетку оба должны были отбывать в тюрьме, а затем ехать с обдуваемой северным ветром «крытки» в исправительные колонии особого и строгого режимов. Пенитенциарная система России крепко сжала «высотовских» в своих стальных объятиях, лениво перекатывая этапами в холодных автозаках и «столыпинских» вагонах от Ульяновской области до Удмуртии через знаменитый владимирский централ. На этом «эйфория правосудия» не закончилась. Ровно через два месяца тот же председательствующий на основании аналогичных доказательств, которые на этот раз счел «предположительными и не бесспорными», неожиданно вынес оправдательный приговор Рашиду Гайнутдинову, отпустив его из зала судебного заседания на все четыре стороны. Уже через 10 дней Клоп скрылся из России в неизвестном направлении.

Пока его менее обеспеченные подельники Строка и Семен отбывали щедро отсыпанные им Фемидой годы в неуютных тюремных казематах, разжиревший Клоп расслаблялся в жарких странах. На морях он все так же задыхался, но уже не от туберкулеза, а в объятиях не менее горячих, чем местный климат, туземок. Возможно, получившему свободу Гайнутдинову и хотелось покончить с криминальным прошлым, но впереди его ждало не менее уголовное будущее. Облегченно упав в респектабельный кожаный салон «шестисотого» мерседеса с престижным госномером Т 818 ТТ, а также с оборудованным для запрещенных веществ и оружия тайником, учредитель фирмы «Казаньнефтегазстрой» Рашид Гайнутдинов умчался отмечать свою очередную победу над правосудием и здравым смыслом. Однако жизнь человека регулируется не только официальными законами государства. Вскоре непотопляемый лидер ОПГ «Высотка» неожиданно пропал без вести. Вдруг к группе беседовавших мужчин подлетела похожая на милицейский автомобиль УАЗ-«буханка», из которой выскочили трое неизвестных в камуфляже и масках. Три крепких «мушкетера» из фургона направили на братву «стволы» и бесцеремонно уложили на землю, избивая их по различным частям тела. С собой «ангелы ада» забрали только Рашида Гайнутдинова, предварительно заковав его в наручники.

Оставшиеся лежать соратники Клопа успели запомнить лишь цифры номера «буханки», скрывшейся в направлении улицы Роторная. Со слов сотрудников данного подразделения, «буханка» весь день возила следственно-оперативную группу и за пределы Зеленодольского района вообще не выезжала. Не доверять четверым отдежурившим 24 часа усталым милиционерам не было оснований. Входящая в состав группы женщина-следователь представила пачку составленных ею протоколов осмотра мест происшествий с участием разных понятых, согласно которым был проверен весь суточный маршрут зеленодольского УАЗа на обслуживаемой территории. Таким образом, выезд именно этой «буханки» в Казань был абсолютно исключен. Всего в Татарстане числилось 12 аналогичных автомобилей с той же комбинацией цифр, не считая те, что, возможно, использовали фальшивые номера. Несмотря на тщательную отработку всей интересующей «ульяновской дюжины», найти следов их причастности к выведению Клопа с криминальной карты Казани не удалось. Подобная схема «упаковки клиента в камуфляж» давным-давно освоена участниками группировок. Именно так похищали в далеком январе 1994 года «хадитакташевских» Андрея Борзихина Белый и Эдуарда Мухаметзянова Душман , а в октябре того же года «севастопольские» под видом сотрудников милиции выкрали «жилковских» Андрея Маврина и Константина Ширшова.

Все четверо похищенных в 1994 году, как и сам ушедший в последний этап Клоп, уже никогда не вернулись домой.

Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей. Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69]. По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68]. Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3]. В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1]. По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72]. Гараев сравнивал банды с символическими «государствами».

У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43]. Психолог Т. Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73]. По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74]. По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени. Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим». Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78].

Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6]. Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16]. За сбор общака отвечали «смотрящие» [60]. Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины. Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79]. При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь».

Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43]. Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81]. Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77]. С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82]. Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71].

Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26]. В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2]. Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65].

По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2]. Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3]. У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы.

Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие». На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91]. Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16].

Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92]. В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры. Иногда такую травму называли «доброе утро», а по аналогии с такими ударами в речи членов «контор» появилось выражение «добрый вечер», иллюстрацией которого могла быть ситуация, когда около 10 человек перебегали на другую сторону дороги и били врагов арматурой [53]. В драках могли использоваться бомбочки из баллончиков от сифонов, от которых чаще страдали не члены «контор», а посторонние люди [15]. Имели место драки «район на район» одна такая драка была на пляже реки Казанки с участием по 200 человек с каждой стороны [26] или «коробка на коробку» [93] , иногда банда могла приказать участвовать в драке тем «мотальщикам», которые боялись выходить из своего района [94]. Некоторых новичков «контор» избивали, надев им на голову оконную раму, что называлось «пропиской» подобные вещи проделывали и в колониях для малолетних преступников [43]. Главари группировок враждовали друг с другом настолько, что из принципа не шли на заключение мира, считая, что в таком случае исчезнет надобность в существовании «контор» [95]. В то же время некоторые лидеры «контор» считали организацию драк и вражды с районами единственным, на чём вообще могла держаться группировка — имели место случаи, когда дрались две банды, лидеры которых спокойно сидели вместе в кабаке [96].

Члены банд полагали, что у подростков с исчезновением структуры «контор» пропадёт стимул к развитию, но в качестве альтернативы «мира» между группировками предлагали райкомам комсомола учредить регулярные встречи представителей контор [97]. Драки могли иметь место на глазах у прохожих, которые иногда просто не реагировали [26]. В городе часто можно было встретить группы по 10-15 молодых парней, которые целенаправленно шли строем на какую-либо встречу [15]. По словам Анвара Маликова, двор мог собраться на драку по первому же крику о нападении: члены банды, как правило, бросались в бой, лишь на ходу узнавая, где и с кем их ждала драка. Все бои велись до первой крови, однако соблюдались ряд правил — не бить ногами, не избивать лежачих, никого не увечить и не убивать [13]. Для них были характерны полное безразличие ко всему, что выходило за интересы группы: воспитывалась своеобразная жёсткость к «чужакам» [99]. В некоторых письмах утверждалось, что в большинстве банд характерными видами деятельности были «драки, изнасилования и пьянки» [21] , а из развлечений — кино- и видеосеансы, тренировки и походы на танцплощадки не столько с целью развлечения, сколько с целью подраться и самоутвердиться [100]. Некоторых за отказ приходить на дискотеку подвергали наказанию группировка могла и «опустить» провинившегося, помочившись на него [85]. Лица с активно выраженным чувством достоинства или с увлечениями, отличными от интересов «конторы», не приживались в ней [73]. В то же время в некоторых бандах обязанностей участвовать в драках или «мотаться» иным образом не было, а сами они говорили, что спокойно могли заниматься спортом, ходить в кино или клуб [90].

Существовали банды, члены которых могли позволить себе купить мотоцикл «Ява» , чтобы спокойно на нём выезжать из района и возвращаться обратно [43]. Некоторым «конторам» запрещалось нападать на любого парня с девушкой, на детей в возрасте до 10—12 лет и на взрослых, хотя в 1990-е годы во время бандитских войн «мотальщики» чаще нападали на родителей или близких родственников жертвы. По воспоминаниям Романа Лебедева, состоявшего в группировке «Рабочий квартал», в 1980-е годы угрозы родителям или близким родственникам воспринимались городскими авторитетами крайне серьёзно, и в случае совершения подобной выходки всю группировку могли серьёзно наказать [68]. Члены банд, по словам Гараева, всегда следовали принципу «слова чести», сдерживая любые данные обещания этот принцип стал характерным для многих дворовых молодёжных группировок в России и в последующие годы [3] ; верность идее группировки, взаимная поддержка и обязательство отомстить за любого из друзей также составляли кредо многих банд [93]. Недопустимость предательства была главным правилом для каждой из группировки: также многим запрещалось просить у кого-то что-либо, «крысятничать», воровать у своих и иногда смотреть на жён своих друзей [43]. Защищая идею лидерства в бандах, некоторые члены «контор» говорили, что дворовый лидер всегда стоит выше других по уму и жизненному опыту и способен научить не только плохому: для выживания в банде якобы было достаточно соблюдать «законы социальной справедливости, принятые в мальчишеском мире», хотя такие законы были далеки от норм обычного общения [101]. По словам члена группировки «Юдино» Олега Николаева, члены банд наподобие «Грязи» запоминали все случаи нападения на своих людей и обязательно мстили нападавшим, прививая чувство страха своим противникам [1]. На танцплощадках и дискотеках группировщики появлялись в мохеровых шарфах и меховых шапках местного производства: по сложившейся традиции, они в такой одежде собирались в круг на весь зал и переминались с ноги на ногу, исполняя символический ритуальный танец и не подпуская в этот круг. Позже они стали строиться в колонну по четыре и танцевать «квадрат», делая шаг назад, шаг вперёд и ленивый выброс ноги вверх. Их походку называли «пингвиньей», а вскоре её переняли студенты и члены комсомольских дружин.

Члены группировок стали чаще появляться в кафе и ресторанах Казани [15] [13]. Выход из банды Выход из банды на жаргоне называли «отшиванием» [102]. Покинуть банду добровольно было психологически сложно: к покинувшим группировку домой приходили бывшие «соратники» и вымогали деньги, нередко избивая при посторонних и обвиняя в предательстве хотя сами «авторы» считали бессмысленным пребывание в уличной банде [103]. Те, кто стремился выйти из «конторы», старались получить в драках как можно более серьёзную травму — повреждение головы автоматически означало, что группировка больше не будет беспокоить [104]. Другие же откупались суммой в размере 250 рублей [105]. Из банды могли изгнать за ряд провинностей, включая кражу у своих «крысятничество» , беспричинные оскорбления, нападения без причины [106] , прогул сборов без уважительной причины [107] , нарушение данных ранее слов использовался термин «пропацанить» [68] , проявление трусости [52] , неумение держать удар о таких говорили, что он «сломился» [106] , а также употребление наркотических веществ за употребление алкоголя или курение не исключали, но сильно избивали [107]. Многих, кто пытался по собственной воле выйти из банды, постоянно избивали [108] или публично унижали — «гасили», оплёвывая и уничтожая его репутацию [16] [92] , или «опускали», совершая публичный акт мочеиспускания на пострадавшего и превращая его в изгоя. Имел место случай, когда группировка района Дербышки забила до смерти человека, которого было решено изгнать из банды [71]. Если человек выдерживал избиение всей бандой «пацанский» способ выхода из банды , то обретал свободу и возможность при необходимости перейти в другую группировку; оплёванный же «чушпанский» способ навсегда становился изгоем и не мог больше стать членом дворовой банды [92]. В 1980-е годы отслужившего в армии признавали автоматически «стариком» и давали ему право выйти из банды без последствий и остаться её почётным членом [60].

Страх перед главарём банды и нежелание прослыть трусом оказывались порой сильнее страха перед уголовным наказанием за драку или убийством: главным образом поэтому члены дворовых банд почти никогда не выдавали кого-нибудь из своих даже в суде [109]. В то же время имели место случаи, когда родители заступались за своих детей перед «мотальщиками», путём угроз заставляя последних оставить некоторых ребят в покое [110]. Мотивация По данным опроса И. Юсупова и Э. В 1990 году Ю. Фисин и С. Опрос показал, что каждый пятый член «конторы» совершал противоправные деяния под влиянием «группового эмоционального заражения». Некоторые из хулиганов говорили, что только в группе обретали уверенность в своих силах [91] ; многие также констатировали, что только в группировках они могут быть самими собой, поскольку у них отпадает необходимость врать и изворачиваться [95].

Еще один лидер группировки, Дмитрий Ларионов, сейчас находится в бегах. Казанский «крестный отец»По многочисленным детективам обыватель знает: во главе преступного мира города стоит лидер, так называемый «вор в законе». Но Казань не вписывается в стереотипы: как говорит старший следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ СКП по РТ Адель Фатхуллин, у нас слишком большое количество группировок, поэтому конкретного человека, который бы контролировал весь город, нет. Однако амбициям Хайдера не суждено было сбыться: его убили 26 августа 1996 года в Петербурге, в засаде на улице Руднева. Когда «Мерседес» "авторитета" остановился на перекрестке, охрану Хайдера отвлекли автоматной очередью. Затем два снайпера, притаившихся на крышах соседних домов, довершили расправу... Она контролировала часть Московского района ул. Восстания, Серова и Восход. В начале 90-х группировка разделилась на бригады, у каждой из которых была своя сфера влияния. Так называемая «Рыночная бригада» взяла под криминальный контроль Московский рынок Казани. Особый вес «рыночники» стали приобретать в конце 90-х. Это был классический образец казанской уличной банды, с жесткой иерархией и железной дисциплиной, основанной на криминальных понятиях. Особо отличившиеся переводились в состав «средних» и «старших». Те, в свою очередь, подчинялись руководителям бригады, формировали и распределяли общак который, по некоторым данным, составлял около 2 млн.

Как, например, покушение на убийство директора спортивного баскетбольного клуба «Уникс» в 1999 году. Только спустя 20 лет в колонии для пожизненно осужденных другой казанский криминальный авторитет Ринат Фархутдинов по прозвищу Ринтик рассказал, что за покушением на бизнесмена стояли члены банды «Тукаевские», которым предприниматель отказался платить дань. А вскоре начали давать показания и другие преступники, отбывающие наказание. Причем не все они теперь свидетели, некоторые даже признаны потерпевшими. Один из «Тукаевских» Ринат Рамджанов совершил убийство, но стал не только подсудимым, но и потерпевшим по делу ОПГ в которой состоял. Он задолжал крупную сумму членам своей группировки. Знал, что если не отдаст долг, последует расправа. Поэтому взял пистолет и попытался ограбить знакомого директора ломбарда, предполагая, что у того может быть при себе крупная сумма наличными.

«Не пойму, как живой остался»: казанцы вспомнили прототипы группировок из «Слово пацана»

В 1990-е произошла еще одна трансформация: на этот раз группировки превратились во взрослые бандитские ОПГ, ОПС и ОПФ, а массовые драки сменили заказные убийства. одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. В сети появился видеоролик, который рассказывает о реальных участниках ОПГ из Казани с их реальными фотографиями. Создателямим группировки «Низы» можно назвать Тагира Фахриева и Дмитрия Ларионова.

Как казанские мафиози делили Московский рынок

Для начала казанские опэгэшники проехались вдоль цыганских домов в поселке, стреляя по окнам. Цыгане ответили, стреляя на поражение. Тогда члены казанских ОПГ, предупредив местных поселковых жителей, уставших от цыганского беспредела, прошлись «огнем и мечом» по цыганской части населенного пункта. Пострадали, правда, обе стороны, но численный перевес и общественные симпатии оказались на стороне «своего» криминала. В итоге цыганский табор во главе с «бароном» снялся с места и покинул город в сопровождении бойцов казанского гарнизона милиции.

Попытка «договориться» со стороны цыган, чтобы остаться на обжитой территории на любых условиях, не возымела действия. Позже некоторые цыгане еще приезжали в Казань, но только чтобы продать по дешевке покинутые дома. Последние действительно имели связь с криминалом Рафис Кашапов в 1980-е годы был трижды судим , «крышевали» пару автостоянок в Набережных Челнах. Будучи общественно-политической организацией, отделение ВТОЦ, созданное в этом городе в 1989 году, состояло вначале преимущественно из татарской интеллигенции и служащих.

Однако в 1993 году его возглавил Зиннур Аглиуллин, считавший , что во главе организации должны быть не «мягкотелые интеллигенты», а «люди из низов народа», под которыми понимались и криминальные элементы. После ареста Аглиуллина 10 июня 1993 года он вынес смертный приговор первому президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву за «предательство интересов татарского народа» , отделение ВТОЦ возглавил журналист Дамир Шайхетдинов, в 1998 году уступивший пост руководителя Рафису Кашапову. Кашапов проявил себя клиническим русофобом и развил бурную деятельность.

Так, 5 октября 1998 года в подъезде своего дома на казанской улице Забайкальской был застрелен один из "низовских" - лидер бригады "Разъездовские" Данил Зарипов. Он контролировал небольшой базар на остановке общественного транспорта "Разъезд Восстания" и также стал претендовать на "московский" рынок. Зверенкова и Р. В ноябре 2004 г. Верховный суд Республики Татарстан приговорил Р. Гаджиева к 9 годам лишения свободы, а Р. Зверенкова - к пожизненному лишению свободы. В результате акции устрашения Фахриеву удалось замкнуть на себе все финансовые потоки, после чего его банде стали беспрекословно подчиняться большинство членов ОПГ "Низы".

Именно они дежурили на дискотеках, чтобы не допустить массовых драк. Они же, кстати, в своё время оказали огромную помощь в деле «Тяп-ляпа», когда потребовалось одномоментное задержание членов группировки. Надо сказать, что после дела «Тяп-ляпа» группировщики тоже усвоили определённый урок: есть предел, переступать который нельзя. Разборки при дележе территории теперь устраивали так, чтобы мирные граждане не страдали. Грабежи, разбойные нападения и изнасилования совершались с таким запугиванием потерпевших, что в милицию обращалась едва ли десятая часть. Поэтому наиболее заметными и резонансными оставались молодёжные драки, часто — со смертельным исходом. Именно в это время, в самый пик массовых молодёжных драк, я пришёл на работу в следственное отделение Советского РУВД, где прослужил с 1984 по 1987 год. Расследовал преступления, совершённые в микрорайоне «Танкодром», в основном как раз подростковые. Через кабинет, который мы делили с коллегами, прошли многие будущие лидеры ОПГ Советского района Казани. В обиход вошли слова «мотаться» и «мотальщики» — именно так называлось членство в группировках. Вычислить «мотальщика» в толпе было проще простого: все они носили спортивные костюмы или олимпийки летом и телогрейки зимой. Обязательный атрибут холодного времени года — спортивные трикотажные шапочки. Каждая группировка носила шапочки с определённым рисунком и расцветкой — чтобы узнавать своих и чужих издалека. С точки зрения группировщиков, молодёжь делилась на «пацанов» — тех, кто «мотается», и «чушпанов» — тех, кто не живёт по принципам группировок. Большей частью подростки, состоящие в группировках, не понимали настоящих целей своих лидеров, им просто нравилось быть сильными и внушать страх другим. Они с удовольствием эпатировали окружающих, гордясь своим нарочито люмпенским видом. Понятно, что группы хмурых парней, одетых в телогрейки и войлочную обувь типа «прощай, молодость», не могли не привлекать к себе внимание, в том числе и журналистов. Казанские «понятия» «Литературная газета», самый популярный печатный орган страны, в 1988 году опубликовала статью «Экстремальная модель» о молодёжной преступности. Именно в ней впервые прозвучал термин «казанский феномен». Вообще, молодёжные группировки в то время зрели по всей стране, но Казань даже на общем фоне оказалась уникальной. Во-первых, к середине 80-х годов здесь практически не осталось двора или улицы, которые не причисляли бы себя к какой-нибудь «конторе».

Их обвиняют сразу по нескольким статьям. Семь подсудимых из ОПГ «Тукаевские» вину не признают. Это они заявили на самом старте процесса. Главный фигурант Геннадий Кириллов убеждал, что он директор строительной фирмы и больше никто. Между тем, по версии следствия, все эти люди — своего рода ветераны криминального мира Казани. Преступления они совершали по больше части чужими руками. И долгие годы те оставались нераскрытыми. Как, например, покушение на убийство директора спортивного баскетбольного клуба «Уникс» в 1999 году.

Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х

По версии следствия, группировка «Низы» образовалась в Казани в конце 80-х годов, она называлась так, поскольку контролировала одну из территорий Московского района, находящуюся в низине. Вскоре эти же группировки стали питательной средой для ОПГ нового типа — которые уже «крышевали» местных торговцев и даже «заходили» в промышленные предприятия. ОПГ «Суконка» — одна из старейших преступных группировок Казани. Лидеры оргпреступности Казани получили пожизненный срок.

Казанские банда "Низы" заработала на Московском рынке и проститутках

В это время «тяп-ляповские» затеяли драку с другими, и милиция побежала туда. Во время избиения я отчетливо слышал слова Скрябина «Ты нам мешаешь делать деньги, на, получай». В больницу я не обращался потому, что не мог ходить, в милицию не обращался, потому что могло быть еще хуже, убить могли. Поскольку на следующий день ко мне домой приехал Антипов и сказал мне: не думай принимать меры, нас все равно больше, ничего не докажешь». Манты в долгу не остался. Спустя несколько месяцев, когда он сидел в ресторане Молодежного центра, «новотатарские» привезли к нему в кузове грузовика зверски избитого Скрябу. Авторитет «тепловских» встал на колени перед Манты и умолял, чтобы он простил его и не убивал… «Новотатарский» проявил великодушие: сказал Скрябе, что он трус, и ему противно с ним связываться. До поры до времени большинство преступлений сходило «Тяп-Ляпу» с рук. Но банда все же перешла ту грань, за которой милиция уже не могла закрывать глаза на ее бесчинства. Мотопогром в Ново-татарской слободе Чтобы окончательно переломить сопротивление непокорной Новотатарской слободы, главари «Тяп-Ляпа» решили устроить дикую акцию устрашения - напасть на казанскую улицу Меховщиков, которая была вотчиной «новотатарских». Этому нападению суждено было стать самым громким и самым последним преступлением банды.

Акцию устрашения было поручено организовать 23-летнему Завдату Хантимирову. Но в тот день микрорайон патрулировали многочисленные милицейские наряды. Бандитам пришлось перенести операцию на вечер 31 августа. Громить слободу собралось несколько десятков человек. Старшему из установленных следствием бандитов было 26 лет. Младшему - 17. Собравшись в районе 19 часов во дворе ПТУ, расположенного у остановки «Фабрика игрушек», три десятка «тяп-ляповцев», вооруженные несколькими обрезами, пистолетом «Парабеллум», гранатой Ф-1 и металлической арматурой, отправились в свой последний поход. Доехав до улицы Портовая, бандиты вышли из доставившего их на место фургона «ГАЗ-66» и, натянув на головы капроновые чулки, двинулись в сторону улицы Меховщиков. Хантимиров скомандовал разделиться на две группы: одной бежать по одной стороне улицы и расправляться со всеми, кто попадется на пути. Первого прохожего под крики «Давай, давай!

Следующей жертвой стал мотоциклист. Еще в одного мотоциклиста, ехавшего с пассажиром, Хантимиров выстрелил в упор из обреза. Но промахнулся и ранил своего же боевика. Следом за Джавдой остальные тоже стали палить из обрезов в проезжавшие мимо автомобили. В том числе в пассажирский автобус. Когда бандиты добежали до улицы Якуба, их стали преследовать трое милиционеров и сотрудник ДНД. По ним дали залп из обрезов. Один из мужчин был ранен в голову, другой в ногу. При этом Ильдар Каюмов убил из обреза 74-летнего Абдулбария Закирова, еще двое потерпевших получили ранения. В довершение один из лидеров «павлюхинского» филиала «Тяп-Ляпа» Тазетдинов бросил в людей гранату к счастью, оказавшуюся учебной.

Далее на платформе железнодорожной станции Вахитово участники банды избили еще двоих мужчин, после чего скрылись. Всего в результате набега был убит один и ранены 10 человек, в том числе двое сотрудников милиции… Ильдар Каюмов на допросе у следователя Приволжского РОВД Казани Мухаметшина «Работники Приволжского РОВД укрыли 28 преступлений «Тяп-Ляпа» В годы «развитого социализма» официальная пропаганда гласила, что в нашей стране с бандитизмом покончено раз и навсегда. В Татарии таких прецедентов было три: в пятидесятые годы - банда Кормакова, в 1971 году - дело Казакова и Сидорова ограбление и убийство инкассаторов , в 1978 году - «Тяп-Ляп». Неудивительно, что о расследовании последнего уголовного дела взахлеб рассказывал «Голос Америки». По итогам «рейда» в слободу строгие выговоры и предупреждения о неполном служебном соответствии получили десятки сотрудников милиции. Собственно, и было за что. Ведь даже те преступления, которые попадали в поле зрения органов МВД и прокуратуры, сходили бандитам с рук. Для разоблачения банды была создана уникальная опергруппа, в которую, между прочим, входил будущий глава МВД России Виктор Ерин. По банде «Тяп-Ляп» работало 20 следователей, но порой их число достигало и 25. Расследование длилось девять месяцев.

Было собрано 30 томов уголовного дела. Обвинительное заключение состояло из более чем 300 страниц. Запуганные потерпевшие в массовом порядке отказывались давать показания на бандитов. На признававших вину группировщиков давили сокамерники. Следователям предлагали неслыханные по тем временам взятки за одного из «тепловских» дружки готовы были выложить 1000 рублей! При этом поступала оперативная информация о том, что сидевшие в изоляторе бандиты планируют побег и физическое уничтожение следователей к последним в итоге была приставлена охрана. Джавда молчал до конца. Следователи прекрасно знали, что только через него они смогут выйти на истинных организаторов «Тяп-Ляпа». Однако парень не выдал ни одного из своих руководителей, пожертвовав ради них своей жизнью. Хотя лидеры группировки к этому времени уже находились под стражей по обвинению в других преступлениях, и чтобы «притянуть» их к основному делу, нужно было немного… По окончании расследования 28 «тепловским», большая часть которых представляла собой не более чем криминальное стадо баранов, были предъявлены обвинения в бандитизме, 36 грабежах, 4 убийствах и 15 покушениях.

И это не считая того, что из основного дела в отдельное производство были выделены десятки других. Впрочем, позже Масленцеву и Каюмову расстрел заменили на 15 лет лишения свободы. Узнав о помиловании, ждавший смерти Александр Масленцев чуть не сошел с ума и впал в истерический смех. Серьезные сроки получили и остальные бандиты. Больше всех повезло Марсу Ягудину - шоферу казанского Речного порта, который сидел за рулем автомобиля, на котором преступники приехали в Новотатарскую слободу. Он получил 1,5 года в колонии общего режима. К этому моменту главари «тяп-ляповцев» уже ничем не напоминали криминальных хозяев Казани. Джавда был полностью сломлен. В одном из писем родным он писал, что на воле легко мог отжаться от пола 200 раз. Находясь в тюремной камере в Горьком, он передвигался, держась за стены… С расстрелом Джавды оборвалась единственная нить, связывающая молодежь «Тяп-Ляпа» с его теневыми лидерами.

Ценой своего расстрела он спас им жизнь, как когда-то это делали средневековые пираты. В конце концов он и 70 его головорезов предстали перед судом и были приговорены к смертной казни. В последнем слове Штертебекер попросил суд об одолжении: после того как ему отрубят голову, он побежит вдоль ряда своих товарищей. И скольких сумеет обежать, столько и будут помилованы. Гамбургский бургомистр согласился… Палач отрубил Штертебекеру голову, после чего обезглавленный пират пошел вдоль ряда приговоренных к казни разбойников. Один из стражников подставил ему подножку, и его бездыханное тело упало на одиннадцатом пирате. Тем же вечером одиннадцать пиратов были отпущены на свободу, остальные казнены…. Да, лидеры «Тяп-Ляпа» не были расстреляны, хотя, без сомнения, они в первую очередь заслуживали «вышку». Впрочем, Антип и его ближайшее окружение свой срок все равно получили. Практически все они были осуждены за серию разбойных нападений, совершенных в 1976-1977 годах.

Скрябин, Степин и несколько их подельников, в числе прочего, были осуждены за вымогательство автомобиля. В 1979 году они поймали состоятельного казанца Девятова и, угрожая расправой, потребовали деньги за якобы разбитую им машину. Получив отказ, привезли на берег озера Кабан в районе завода «Теплоконтроль». Там потерпевшего избили, сняли золотой перстень, часы и отобрали деньги. Потом угрожали расправиться с его семьей. В конце-концов мужчину поставили на крышу автомобили и, накинув ему на шею петлю, заставили написать расписку, что он обязуется выплатить ее предъявителю 1500 рублей. А в случае неуплаты согласен на «совершение над ним насильственных циничных действий». Спустя год Скрябин, Зарахович и еще несколько человек получили срок за разбойное нападение на двух мужчин. Согласно материалам уголовного дела, летом 1979 года на центральной казанской улице Ленина они остановили двоих мужчин, которым Скрябин предъявил удостоверение сотрудника милиции и потребовал следовать за ними для производства следственных действий. Доведя мужчин до Ленинского садика, преступники их избили и раздели.

Всего с мужчин было снято ценностей почти на 500 рублей. В результате Скрябин был приговорен к 11, Зарахович - к 10 годам лишения свободы. Сам Антипов был осужден за целый «букет» преступлений: изнасилования, разбой, грабеж, хулиганство и подделку документов. Он получил максимальный для того времени срок - 15 лет. В своем бандитском кураже лидер «Тяп-Ляпа» не останавливался даже на суде, где кинул ботинком в прокурора. Освободившегося Антипа встречали уже не «тяп-ляповцы», а сотрудники правоохранительных органов, которые убедительно «попросили» бывшего лидера покинуть Казань в 24 часа. Уехав в Москву, он даже взял фамилию жены и больше никогда не имел серьезного влияния на казанский криминальный мир. Не все из десятков «тепловских», попавших за решетку, дожили до освобождения. Троих зарезали в колонии, другие скончались от болезней, кто-то сошел с ума. Большая часть освободившихся бандитов уже не нашла места в новом криминальном образовании, возникшем на месте разгромленной группировки.

К власти в криминале пришла молодежь, да и время было уже другое. Корни «Тяп-Ляпа» проросли по всей Казани и дали название печальному явлению массового бандитизма, вошедшего в историю под именем «казанский феномен». Интернет-газета «Реальное время» Бывший участник организованной преступной группировки «Низы» - одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. Роберт Гараев, ныне диджей, рассказал о том, что заставляло детей и подростков вступать в банды, заниматься рэкетом и биться с конкурирующими группировками стенка на стенку. С развалом СССР Гараев и его сверстники попали в кровавый водоворот, из которого немногим удалось вырваться. Корреспондент побывала на выступлении экс-бойца «Низов» и послушала его рассказы о кровавой летописи Казани 90-х, которые вошли в еще не опубликованную книгу. Тайна «казанского феномена» Лекция Роберта Гараева проходила в небольшом андеграундном баре в центре Москвы. Маленький зал, пара диванов, несколько кресел - сотрудникам бара пришлось принести дополнительные лавки для слушателей, которых оказалось довольно много. Там была и московская молодежь в рваных джинсах и со стаканами пива, и публика постарше - друзья Гараева, уроженцы Татарстана, заставшие так называемый «казанский феномен». Лекция началась с просмотра документального фильма с одноименным названием.

Собственно, сам «феномен» в том, что в 80-е - 90-е годы Казань, как и другие города региона, была поделена между несколькими группировками, контролировавшими отдельные районы. Среди них были очень серьезные, куда входили взрослые, но были и молодежные, костяк которых составляли подростки и даже дети, начиная с учеников младших классов. Каждая улица, каждый микрорайон имели своих хозяев. Уличные бойцы позиционировали себя либо как спортсмены, либо как люди с «правильными понятиями». В их среде строго-настрого запрещалось пить, курить и употреблять наркотики, они много тренировались и во всем слушались старших товарищей. В группировках существовала строгая иерархия: «шелуха» или «скорлупа» школьники от 9 до 13 лет , далее - «супера» подростки 14-16 лет , которые считались боевым ядром команды, ходили в набеги на вражеские территории и отбирали деньги у «чушпанов» тех, кто не входил в группировки. Затем шли «молодые» 17-19 лет - они имели право голоса при принятии решений с кем воевать, а с кем мириться. И, наконец, высшее звено - «авторитет», он же «дед» или «король». Как правило, это был мужчина за тридцать, с уголовным прошлым. Именно он распоряжался общаком - деньгами, которые собирали ребята для своей группировки.

Банды гопников постоянно конфликтовали между собой, их противостояния переходили в массовые драки с жестокими избиениями и убийствами. Самая массовая драка в истории казанских группировок произошла на льду озера Глубокое зимой 1983 года: там собрались около 400 подростков. Представители группировок «Жилка» и «Грязь» сошлись стенка на стенку, вооруженные кольями, цепями и монтировками. После таких драк многих увозили в больницы с тяжелыми травмами и увечьями, некоторые ребята становились инвалидами и даже умирали, не приходя в сознание. На кривую дорожку По статистике, львиную долю - почти половину молодежных группировок - составляли учащиеся ПТУ. Потом шли школьники, работающая молодежь и безработные, которых было не более пяти процентов. Все были из разных семей - бедных и состоятельных, рабочих и интеллигентных. Роберт Гараев был как раз из последних: его мама работала в НИИ, а отец был кооператором. Сам он прилежно учился, ходил в художественную школу, так что преступные сообщества до определенного времени его не интересовали. Искандер подошел к Гараеву и сказал, что теперь будет трясти с него деньги: «Принеси завтра три рубля, иначе изобью!

Сдавать обидчика милиции было не принято - это привело бы к бойкоту и всеобщему презрению. Выход нашелся сам собой: парни из параллельного класса, Макс и Дима, предложили Гараеву вступить в группировку «Низы». Новое положение в корне поменяет все, - рассуждал школьник. По уличному закону, за меня впишутся парни из «Низов», если участники других группировок имеют ко мне какие-то претензии... После недолгих раздумий Гараев принял предложение ровесников. Шел 1989 год. Свой среди своих Первый сбор «Низов», на который я попал, был окружен дворовой романтикой, - пишет в своих мемуарах Гараев. Человек десять моих сверстников должны были провести на этом месте полтора часа. Больше всего мне запомнились двое: Бисприк от слова «беспредельный» - маленький юркий и авантюрный добряк, обматывающий ноги пластинами свинца, чтобы «удар был», и Малыш - наш «крайний» что-то вроде старосты среди бойцов нашего возраста. Малыш был голубоглазым блондином с пухлыми губами, косой челкой и в моднейших «шмотках».

Его штаны-«широчи» были не меньше 35 сантиметров в ширину - тогдашний писк пацанской моды. Он носил импортную олимпийку, а главное - рамсовал общался не хуже взрослого уголовника. По словам Гараева, Малыш «был по-настоящему дик и опасен». Основных опасностей для молодых гопников было две: милиционеры, которые могли приехать и забрать в отделение тех, кто не успел убежать, и старшие, приходившие с проверками. Они проверяли количество пацанов и соблюдение правил. Если кого-то заставали за курением - избивали. В моей юной голове бушевали мысли по поводу того, что было написано в газетах и рассказано по поводу «казанского феномена» по телевизору, - вспоминает Гараев. И в этой статье были проломленные черепа, смертельные исходы и милицейские машины. А в том, что я увидел тем сентябрьским вечером, была романтика, мужская дружба и плечо к плечу. Забегая сильно вперед, надо сказать, что я жестоко ошибался...

Жизнь по понятиям Члены подростковых ОПГ Казани жили по своим понятиям, будто в отдельном государстве: у них была своя территория, своя улица, свой квартал. Гражданами в нем считались пацаны, и у них был свой социальный и экономический ресурс - их собственная сила. Силу они могли применять в отношении «чушпанов», членов других группировок и бизнесменов, отказавшихся платить дань. Понятий было много, но основные каждый должен был знать обязательно. Пацан не мог сдавать своих или чужих милиции и обязан быть предельно честным со своей группировкой. Слово пацана считалось чем-то вроде клятвы: «пацан сказал - пацан сделал». В случае нарушения правил старшие могли выгнать пацана из группировки. В лучшем случае - просто с побоями, в худшем - с побоями и вымогательством денег. Законы улиц По словам Гараева, членство в группировке чем-то напоминало работу. В обмен на новый статус ребята были обязаны трижды в неделю посещать сборы и вести здоровый образ жизни.

В случае нарушений их ждали санкции - побои. Получить можно было по нескольким поводам, - вспоминает Гараев. Считалось, что мы - боевая бригада физически крепкой молодежи. Даже когда мы писали на стенах название нашей «конторы», то пользовались аббревиатурой НСО - «Низовское спортивное общество». То есть идеальный член группировки - это непьющий и некурящий спортсмен, что на деле, конечно же, было не так. На сборах старшие определяли лимит минимального количества присутствующих - 15-20 человек. Если количество пацанов было меньше положенного, к отсутствующим отправлялись гонцы и всеми правдами и неправдами их притаскивали. В противном случае - «санкции». Экзекуция происходила следующим образом, - рассказывает бывший член «Низов». Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу.

Важным нюансом было то, что уворачиваться нельзя. Ты должен был принять эти удары в полную силу. Иногда старшие проверяли: размахиваясь, останавливали кулак перед самым твоим лицом. Если ты пытался увернуться - отшивали [выгоняли]. Однажды после такой экзекуции я очнулся в снегу, помня только искры в глазах, а дальше - черный экран. На половине моего лица был огромный синяк, губы не слушались, и ближайшие два дня сигарета постоянно выпадала изо рта. Когда ко мне на следующий день зашел одноклассник, чтобы поинтересоваться, почему я не пришел на уроки, он не узнал меня и спросил: «А Роберт дома? Когда провинившихся «суперов» били молодые, те потом приходили отрываться на младших, припоминая им все пропуски на сборах и выкуренные сигареты. Умирали молодыми Помимо Малыша за новичками «Низов» присматривал еще один «крайний» - Куян. Оба были невысокого роста и очень агрессивные.

В обязанности «крайних» входило общение со старшими и дисциплина среди пацанов. Внешность Малыша была обманчива: голубоглазый блондин с лицом ангелочка был неуравновешенным психопатом, злить которого было опасно для жизни, - вспоминает Гараев. Стоило появиться в модном, на его взгляд, прикиде на сборах, Малыш был тут как тут с фразой: «Дай заносить». Эта его фраза значила одно: больше ты этой вещи не увидишь. Куян был тоже по-своему стильным. В отличие от разговорчивого и компанейского Малыша, он был немногословен и строг. И били их наравне со всеми - в подворотнях, в подъездах домов. Расчлененное тело Куяна нашли возле озера Кабан после работы с какой-то дальней «конторой». А Малыш умер от остановки сердца после удара кого-то из своих во время популярной в пацанской среде игры «обмен ударами». Каждому из них было не больше 20 лет.

Пацанские войны Политика группировок была такова, что к преступной деятельности пацанов никто не принуждал. И все же, вступив в ту или иную банду, они могли пользоваться привилегиями - то есть собирать дань с районных бизнесменов, трясти деньги со школьников или отбирать у них модную одежду. Если какой-то «чушпан» выходил на улицу в новом спортивном костюме, высока была вероятность, что домой он вернется уже без него. Иногда пацаны обкрадывали дачи, в основном брали еду из холодильника: многие росли в бедных семьях, где есть было нечего. Внешняя политика группировок была довольно простой. Чаще всего воевали с ближайшими соседями - просто потому, что было нечего делать. С дальними заключались «абсолютно бесполезные союзы». Ареал обитания казанского подростка, вне зависимости от принадлежности к группировке, был весьма ограничен, - вспоминает Гараев. Но главными врагами «Низов» была соседняя «Грязь»: их территория была значительно больше нашей - соответственно, и боевых единиц там проживало больше, и были они брутальными и яростными. Конфликт, как правило, начинался из-за драки старших либо проникновения пацанов на чужую территорию.

После этого назначалась «стрелка», и если парни на ней не договаривались, объявлялась война. Во время войны у группировок были две обязанности: патрулировать свою территорию на предмет врагов и совершать набеги. На память приходит один драматический момент, когда во время «войны» к нам на сборы пришли «супера» и объявили, что мы сейчас побежим на «Грязь», потому что те готовят набег на нас, - вспоминает Гараев. Это были металлические прутья арматуры, украденные на стройке, и металлические шары. От одного сильного удара такой монтажкой по голове проламывался череп. И вот мы встали на позицию - и началось томительное ожидание. Ужас читался на лицах всех пятнадцатилетних бойцов. Он сопровождался звенящей тишиной. Почему-то не было никакой бравады, обычно сопутствующей предстоящей драке. Все, даже смотрящие на нас с сочувствием старшие, понимали бессмысленность предстоящего кровопролития.

В этом подвешенном состоянии мы простояли там минут 40, прислушиваясь к посторонним звукам. Бегущей толпы слышно не было, а в какой-то момент вернулись дозорные и сообщили, что «грязевские» ушли. Все вздохнули с облегчением и пошли по домам... Отступники Для борьбы с подростковыми группировками в регионе работал ОКОД - оперативный комсомольский отряд. По сути, такая же группировка, только под прикрытием местной милиции, работавшая в сговоре с сотрудниками. Со слов Гараева, в нее вступали либо «отшитые» из других бригад, либо «соискатели» с неподходящей, порой драматичной биографией. Как-то к нам пришился [присоединился] паренек, который за короткое время стал для всех своим, - вспоминает рассказчик. Где-то через месяц или два его отшили с жестокими побоями и опустили. Выяснилось, что в глубоком детстве, когда парню было лет семь, над ним надругался какой-то педофил. И то, что он утаил это от пацанов, было серьезным проступком.

Тот факт, что парнишка был тогда ребенком и не мог ответить педофилу, в расчет не брался. Дорога таким ребятам была только в презираемый нами ОКОД. В «окодовцы» шли и простые школьники, которых задевали дворовые гопники. Вступив в группу, боролись с обидчиками вместе с милицией. Выезжали на облавы во время сборов, ловили пацанов и забирали в отделение. В отделении милиции они вели себя нагло и по-хозяйски, один из их старших как-то запер меня в туалете и бил по почкам кирпичом, засунутым в валенок, - вспоминает Гараев. ОКОД был хитроумной выдумкой тогдашней неповоротливой милиции, он мог бы стать панацеей в борьбе с «казанским феноменом», но так и не смог решить проблему. Наши группировки брали массой и количеством. В новую жизнь Роберт вышел из «Низов» в 1991 году, проведя в них два года.

Его расстреляли в подъезде дома на улице Светлой, когда он вошел туда вместе со своей подругой. Однако спасти ее медикам не удалось. Заметая следы, киллеры расстреляли в упор и водителя бизнесмена, ожидавшего его у дома в машине. Как следует из материалов дела, к этим преступлениям причастны и Ларионов, и Фахриев. Однако непосредственными исполнителями убийств, по версии следствия, были двое бывших бойцов курского ОМОНа, имевшие правительственные награды за участие в боевых действиях в Чечне. Аресты участников ОПГ «Низы» начались в конце 2007 года. По официальной версии, на них вышли после того, как одна из работниц досугового агентства, контролируемого группировкой, написала заявление о ее похищении. В действительности разработка «Низов» продолжалась уже длительное время, опера лишь ждали удобного момента. В феврале 2009 года свои сроки получили девять молодых участников «Низов» — от условных до 6 лет заключения. В июне прошлого года вслед за молодыми отправились остальные 11 «низовских». Тагир Фахриев, также присутствовавший на скамье подсудимых, получил пожизненный срок.

Также существует распространённая теория, согласно которой к расцвету «казанского феномена» был причастен КГБ. Якобы советские спецслужбы проводили в Казани социальный эксперимент по управлению группами молодёжи, которых в дальнейшем хотели использовать в своих целях — например, для разгона неформалов или акций протеста, при котором задействовать силы милиции было нежелательно. По другой версии, КГБ могла быть выгодна активизация уличных банд. Таким образом ведомство якобы дискредитировало своего главного конкурента — МВД война двух силовых ведомств продолжалась всю брежневскую эпоху. Сотрудники КГБ действительно вербовали по меньшей мере отдельных участников группировок — так, лидер Тепловских Завдат Хантимиров Джавда в разговорах с приятелями не скрывал, что работает на «контору». Претензий у его подчинённых это не вызывало: «западло» было сотрудничать с милицией, но не с КГБ. Некоторые из них получили широкую известность и за пределами Казани. Одной из старейших и самых знаменитых была уже упомянутая банда из района завода «Теплоконтроль», известная как «Тяп-Ляп». Её участники называли себя Тепловскими. Группировка сформировалась во второй половине 60-х вокруг «качалки», куда молодые люди приходили заниматься спортом. Тогда она напоминала скорее дворовое сообщество, чем полноценную ОПГ. Первым лидером «Тяп-Ляп» был местный житель Сергей Антипов. Его личность сильно повлияла на все казанские банды — к примеру, именно с подачи Антипова среди посетителей «качалки» начал действовать запрет на курение и употребление алкоголя, который постепенно распространился на всё уличное движение. Однако самое знаковое событие в истории «Тяп-Ляп» — тот самый пробег 31 августа 1978 года — произошло уже после того, как Антипов утратил основные рычаги управления группировкой. На первый план вышел Завдат Хантимиров. При нём отношения с другими бандами сильно ухудшились. Одними из главных соперников Тепловских стали Новотатарские, получившие название по району Ново-Татарская слобода в центре Казани. Пробег по территории врага с избиением случайных прохожих тогда был привычным форматом выяснения отношений — в зависимости от времени суток такие акции устрашения называли «с добрым утром» и «с добрым вечером». На 31 августа был назначен особенно масштабный пробег по территории Новотатарских. В нём приняли участие несколько десятков человек, вооружённые арматурами, обрезами, пистолетами Люгера и даже гранатой Ф-1 которая, правда, не взорвалась — оказалось, что это был муляж. В ходе пробега пострадало множество людей, среди которых были как обычные жители района, так и сами Тепловские, раненные случайными выстрелами своих же подельников. Кроме того, огнём из обреза убили 74-летнего пенсионера. На такой беспредел в центре Казани правоохранительные органы уже не могли закрыть глаза. Вскоре после пробега 30 членов группировки задержали. В дальнейшем Каюмову и Масленцеву смягчили приговор, но двоих других преступников всё же казнили в 1982 году. После разгрома «Тяп-Ляп» могло показаться, что милиция всерьёз возьмётся за уличную преступность в Казани. Однако этого так и не произошло — в основном потому, что у правоохранительных органов не было инструментов для борьбы с бандами. До 1996 года в стране даже не существовало статьи, предусматривающей ответственность за создание и участие в организованных преступных сообществах ОПС : считалось, что в советском государстве не может быть никаких крупных банд. Кроме того, существовал и психологический фактор, из-за которого к малолетним преступникам не относились всерьёз. По его словам, существовала и круговая порука: даже своих врагов «сдавать» было не принято. Между тем уже в 80-е тяп-ляповцы превратились в живых легенд и открыли дорогу новым группировкам. Город фактически превратился в зону боевых действий. По примерной оценке Гараева, в то время в группировках состояло около четверти мужского населения Казани. Особенно высокой была концентрация юных бандитов в городских ПТУ. Порядки Чаще всего молодежь попадала в группировки по двум причинам. Первой было «призвание» — в таких случаях юноша следовал примеру старших товарищей, которые уже состояли в банде, и искренне разделял пацанские ценности. Часть подростков искала в уличных кланах защиты. Жизнь молодых людей в Казани была непростой: прямо на улице или заднем дворе школы подростка могли как просто избить, так и снять новую модную куртку или джинсы, а вдобавок ещё и отобрать деньги. Вступление в группировку снимало эти проблемы, давая новому участнику крышу в лице соратников. Чтобы стать частью банды «пришиться» , в некоторых случаях нужно было пройти ритуальную проверку — выстоять в спарринге с другим группировщиком или не испугаться драки с подосланными провокаторами. В среднем в ряды сообщества принимали в возрасте 13—14 лет. Тех же, кто не был в банде «с улицей» , называли «чушпанами» и чаще всего расценивали как лёгкую добычу.

Это уже выработалось как безусловный рефлекс. Я, наоборот, противился понятиям — у меня была панк-идеология. К примеру, меня не устраивало принятое в среде пацанов патриархальное отношение к сексу — запрет делать девушкам кунилингус. Ну это как вообще? Моя жена меня не поймет, если я такое заявлю. Вечеринка в ресторане «Акчарлак». Казань, 1993 год Последствия «казанского феномена» и романтизация ОПГ Как-то общался с подписчиком своей группы про творчество и сказал ему, что, похоже, в Казани эта ниша процветает, а он ответил: «Ну нет, у нас даже хипстеры все такие аккуратненькие и собранные». Имеется в виду, что в Москве и Питере они на расслабоне, а казанские, наоборот, подтянутые — внешний вид, стиль одежды и вообще, в целом. Даже во время моей лекции про ОПГ в Казани во время обсуждения кто-то из ребят сказал фразу «пояснить за шмот» — откуда у хипстеров в голове такие слова? Это, конечно, субкультурная вещь: панки, металлисты, хиппи и эмо тоже должны пояснять за шмот. Но все равно здесь, в столице Татарстана, есть осторожность, она чувствуется. Куда бы ты ни пошел — везде найдешь бывшего группировщика. Отголосок того времени ощущается в менталитете: к примеру, ездил по делам в такси, а водитель был такой борзоватый, говорил, что всегда прав не клиент, а тот, кто за рулем. Случай рассказывал, как он «наезжал» на девушек из-за непристегнутого ремня. Мне кажется, водитель такси в Москве или Питере не стал бы так себя вести. Но это то, что мне бросилось в глаза в первое время после приезда, нужно пристальнее вглядеться. А вот насчет футболок с названиями группировок имеется в виду бренд «Сухая река» дизайнера из Казани Анастасии Ярушкиной, — прим. Enter я не могу сложить однозначного мнения. Они мне очень нравятся визуально. Шрифты делала моя старая казанская приятельница и они выглядят идеально. Когда мои московские товарищи, которые не знают контекста этих слов, увидели футболки, то сказали, что названия классные. Я могу носить эту одежду в Москве, а вот надеть ее в Казани — совсем другое дело. В любом случае, я против романтизации тех лет. Подростки, увлеченные темой криминала, будут всегда. Государство существует нормально, если их процент таков, что они чувствую себя маргиналами. Опасно, когда они превращаются в основную силу: у тебя проблемы, а ты предпочитаешь идти не в полицию, а к авторитетам на улице. Как раз это происходило в Казани в 80-х. И к движению «АУЕ» я тоже не могу серьезно относиться — опасность существует, но не превышает норму. В конце концов, уличные пацаны всегда противостояли блатным. Модель Инна Переведенцева по прозвищу «Челюсть» в ресторане «Акчарлак» Радикальный ислам и государство в роли ОПГ Не думаю, что классические группировки вернутся в том виде, в каком существовали тогда. Если что-то подобное случится, то примет другую форму. Например, меня тревожит проникновение в Татарстан радикальных видов ислама. В Москве меня спрашивают, как обстоят дела с национализмом в Казани, я отвечаю, что когда уезжал, все было хорошо. А теперь задаю вопросы сестренке из республики, и она говорит, что татарский национализм и радикальный ислам немного поднимают голову, начинает появляться и в организованной преступности. Если раньше зоны делились на черные и красные, где в одних существовали по блатным законам, а в других верховодили администраторы, то сейчас появились тюрьмы, в которых исламисты «держат шишку». Это какая-то еще не изученная новая сила, к ней нужно присмотреться. Но мне по-прежнему нравится в Казани, есть ощущение безопасности, а не как в 80-90-х — идешь по улице нарядный и обязательно с кем-нибудь конфликт случается. Сейчас такого нет. В настоящее время у государства есть контролирующие силовые структуры. Если тебе нужна «крыша», то сейчас самая надежная — ментовская и ФСБ-шная. Сейчас гораздо опаснее быть активистом, и меня такая тенденция тревожит. Причем касается она не только Казани, а страны в целом. Вебер немецкий социолог, — прим. Enter писал, что государство предоставляет услугу «обеспечения безопасности граждан» в обмен на налоги. А что такое ОПГ и рэкет? Защита в обмен на ренту. Мы живем так на протяжении сотен веков и не знаем другого сценария: ты обязуешься выполнять закон, исправно платить, иначе государство применит силу. Скажем так, оно — легитимный монополист насилия. Почему разворачивается яростная борьба с группировками? Когда насилие начинается на низовом уровне, государство недовольно — только оно может принуждать, наказывать и сажать в тюрьмы, а другие не имеют права. Когда я это прочитал, у меня в голове что-то перевернулось.

Ильшату Гафурову провели очные ставки с лидерами ОПГ «29-й комплекс»

Бывший участник организованной преступной группировки «Низы» — одной из тех, что держали в страхе Казань в 90-е, выступил в Москве с публичной лекцией. На счету ОПГ «Низы» 6 убийств - 10 человеческих жизней, - сообщил «КП» старший помощник руководителя следственного управления СК при прокуратуре Татарстана Эдуард Абдуллин. «По версии следствия, в 1999 году в г. Казани подсудимый в составе банды «Калуга» соучаствовал в убийстве бывшего участника группировки. Верховный суд Татарстана во вторник огласил приговор в отношении 11 участников казанской преступной группировки "Низы", на счету которой 10 убийств и другие тяжкие преступления. Можно предположить, что прообразом группировки стала другая ОПГ. Главная» Новости» Тукаевские опг казань последние новости.

Казанские банда "Низы" заработала на Московском рынке и проститутках

Можно предположить, что прообразом группировки стала другая ОПГ. У «Низов» и до этого были конфликты с конкурентами, в конце концов уже после убийства Якимова рынок отошел им. Вторая версия — все тот же передел сфер влияния внутри ОПГ. ОПГ Низы являлось одним из самых устойчивых преступных формирований Казани. Создателямим группировки «Низы» можно назвать Тагира Фахриева и Дмитрия Ларионова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий