Проблемы с бюджетом десятилетней Федеральной космической программы России начались задолго до полномасштабного вторжения России в Украину в феврале 2022 года. Решить данную проблему призвана помочь очередная лунная миссия НАСА в рамках программы «Artemis» («Артемида»), которая доставит на поверхность нашего спутника автономный луноход VIPER. Напомним, лунная миссия "Чандраян-3" с луноходом на борту запущена 14 июля. Индийское космическое агентство уточняло ранее, что вывело станцию на орбиту Луны, а 23 августа "Чандраян-3" мягко приземлился в районе малоизученного Южного полюса. Индийский луноход «Прагьян», ставший первым космическим аппаратом, совершившим посадку на южном полюсе Луны, завершил двухнедельную программу исследований и экспериментов, после чего был переведён в спящий режим. На фоне наполеоновских планов конкурентов, призванных в том числе вытеснить Россию из космоса, затерялась отечественная программа «Луна-25».
Другие новости
- Лунная программа: Сенсации приходят не только из Индии - у России есть хорошие новости
- Индийская лунная программа как удачное ответвление российской — Евгений Белкин на
- В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход — РТ на русском
- РОБОТЫ-СТРОИТЕЛИ
- Как выглядит аппарат «Луна–25»
Луноход НАСА через два года отправится на поиски воды на южном полюсе Луны
На фоне наполеоновских планов конкурентов, призванных в том числе вытеснить Россию из космоса, затерялась отечественная программа «Луна-25». "Луноход-1" навсегда остался для советских людей символом освоения космоса. межпланетной станции #Луна29, которой предстоит доставить на "соседку" Земли тяжелый #луноход, будет вестись в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по сверхтяжелой ракете, сообщил РИА Новости в пятницу источник в ракетно-космической отрасли. Индийский луноход «Прагьян», ставший первым космическим аппаратом, совершившим посадку на южном полюсе Луны, завершил двухнедельную программу исследований и экспериментов, после чего был переведён в спящий режим. НАСА намеревается использовать луноход, начиная с третьей миссии в рамках своей программы Artemis V, которая предварительно запланирована на 2029 год.
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы
Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
С Луной осечка,но замахиваемся на Марс. Коллектив ставки ставил,победила группа по результату происходящего Причин так считать избыточно,чтобы переломить ситуацию нужно прекратить оставание научно-технического прогресса государства. Ждём 23 августа,как индийский модуль прилунится,делаем ставки.
Он должен был провести химический анализ поверхности естественного спутника Земли и передать данные ученым. Составная часть индийского аппарата «Чандраян-3» успешно достигла поверхности Луны 23 августа. Для прилунения посадочного модуля с ровером на борту было выбрано место на Южном полюсе Луны. Это обратная сторона спутника. Интерес к ней высок, поскольку там планируют найти замороженную воду и редкие химические элементы.
В течение первого лунного дня проводилось изучение района посадки станции «Луна-17». Одновременно проходили испытания систем лунохода и приобретение опыта вождения экипажем. Три первых месяца помимо изучения лунной поверхности «Луноход-1» выполнял еще и прикладную программу: в рамках подготовки к готовящемуся пилотируемому полёту он отрабатывал поиск района посадки лунной кабины.
Анализ состояния и работы бортовых систем показал возможность продолжения активного функционирования автоматического аппарата на лунной поверхности. С этой целью была составлена дополнительная программа работы лунохода. Успешное функционирование космического аппарата продолжалось 10,5 месяцев.
За это время «Луноход-1» проехал 10 540 м, передал на Землю 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения. Он измерял магнитное поле различных участков лунной поверхности.
Лазерная локация с Земли установленного на луноходе французского отражателя позволила измерить расстояние от Земли до Луны с точностью до 3 м. Все попытки войти с ним в контакт были прекращены 4 октября 1971 года. Общее время активного функционирования лунохода 301 сутки 6 часов 57 минут более чем в 3 раза превысило заданное по техническому заданию.
По материалам сайта www.
Связи нет: что стало с легендарным индийским луноходом
В ноябре 2017 года между Роскосмосом и Китайским национальным космическим управлением была подписана программа сотрудничества в области космоса на 2018-2022 годы. «Луноход-1» представлял собой гибрид космического аппарата и транспортного средства высокой проходимости. Индийская организация космических исследований ISRO сообщила, что станция «Чандраян-3» успешно осуществила мягкую посадку на поверхность Луны.
Российский луноход отправится в космос в 2027 году
Лунная программа России на ближайшие годы: что планируется - Российская газета | Те же дешевые луноходы частников с дистанционным управлением могут не только заниматься геологическими исследованиями, но и «обслуживать» любознательных школьников в научных музеях. |
Роскосмос потерял лунную станцию, запущунную впервые за 47 лет, 21 августа 2023 года | В 2032-м планируется доставить на спутник Земли луномобиль (тяжелый луноход с возможностью передвижения космонавтов), а также вторую экспедицию, которая займется "апробированием средств передвижения по поверхности". |
Российский луноход отправится в космос в 2027 году
Особенно с учетом оргвыводов после аварии «Луны-25»? Что-то подсказывает, что теперь очень не скоро. А потому что так работает Система. Вспомните катастрофу предсерийного транспортника Ил-112В ровно два года назад, в августе 2021 года.
И что спустя два года слышно об этом самолете? Его разработка поставлена «на паузу», и не исключено что «на паузу» будет поставлена дальнейшая программа по станциям «Луна». Уже сейчас понятно, что, пока суть да дело, пока межведомственная комиссия со всем разберется, пока её выводы будут осмыслены и внесены коррективы, пройдут годы.
И это будет большой ошибкой. Потому что, если рассматривать отдельно взятую миссию «Луны-25», то она закончилась провалом. Но если рассматривать лунную программу в целом, то авария «Луны-25» — неприятный, но абсолютно не критичный эпизод.
Но не критичный только в том случае, если лунная программа будет продолжаться дальше, а не будет поставлена «на паузу» из-за этой аварии. Покорение космоса всегда было и будет сложным процессом, требующим времени, терпения и, конечно же, стабильного финансирования. Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло.
Не всё гладко шло и у американцев, да и любая другая страна, решившая покорять космос, должна быть готова к долгой и тяжелой работе, в которой будут как успехи, так и аварии с катастрофами. Это может прозвучать странно, но есть во всей этой истории и положительный момент. Прилуненение «Луны-25» хоть и окончилось аварией, но Роскосмос показал, что в состоянии создавать автоматические межпланетные станции после погромных девяностых годов, нашествия «эффективных менеджеров», утраты многих ценных кадров и, как следствие этого, — потери ряда компетенций.
Но потери эти, судя по всему, не катастрофические. И как бы не злорадствовали разного рода злопыхатели — в основном, нынешние «не братья», — Россия продолжает оставаться космической державой, хотя и откатилась на третье место по космическим запускам, значительно уступая США и Китаю. Когда писалась эта статья, стало известно, что индийская межпланетная автоматическая станция «Чандраян-3», на борту которой находится луноход, успешно прилунилась в районе Южного полюса, то есть там, где должна была сесть «Луна-25».
Максимальная скорость передвижения по Луне — 4 километра в час. К тому моменту, когда стало ясно, что с высадкой советского человека на Луну придётся повременить, уже были изготовлены несколько экземпляров «лунных тележек». Было решено всё же доставить их на Луну и использовать в автоматическом режиме. Впервые такую попытку предприняли 19 февраля 1969 года. Но неудача поджидала конструкторов уже в самом начале — подвела ракета «Протон», взорвавшаяся на участке выведения.
После первой неудачи полёты луноходов решили отложить — на первое место вышла доставка на Землю образцов лунного грунта. Идея о создании станций типа Е-8-5, а именно так аппарат обозначался в конструкторской документации, родилась у главного конструктора КБ имени С. Лавочкина Г. Бабакина задолго до того, как «лунная гонка» подошла к своему финалу. Он полагал, что аппараты подобного типа полетят не только на Луну, но и на другие планеты.
Но в конце 1960-х годов не было задачи важнее, чем опередить американцев, поэтому и делали станцию только в лунном варианте. За основу была взята посадочная ступень Е-8, которую разрабатывали для доставки лунохода. Вместо самоходного устройства на ней планировалось установить бур для взятия образцов, а доставку грунта на Землю обеспечить ракетой «Луна — Земля». Масса станции должна была составлять приблизительно пять тонн. С началом полётов по этой программе очень спешили.
Очень хотелось получить образцы лунного грунта ещё до того, как это сделают американцы. Но тем не менее первую станцию смогли подготовить к старту только летом 1969 года, когда до старта «Аполлона-11» оставалось совсем немного времени. Как это часто бывает, первый блин вышел комом. Первая попытка запустить станцию типа Е-8-5 была предпринята 14 июня 1969 года. Из-за ошибки в системе управления не произошёл запуск двигательной установки блока «Д».
Станция не вышла даже на околоземную орбиту. Вторая попытка была сделана 13 июля 1969 года, за три дня до старта «Аполлона-11». На этот раз первый этап полёта прошёл нормально, станция вышла сначала на околоземную орбиту, потом успешно стартовала в сторону Луны, а затем была выведена на селеноцентрическую орбиту. Она получила название «Луна-15». Всё шло хорошо до того момента, пока не пришла пора садиться на Луну.
Рельеф предполагаемого места посадки был неизвестен, там оказалась гора, в которую и врезалась станция. В 1969 году были предприняты ещё две попытки запуска станций типа Е-8-5. Но обе оказались неудачными — подвёл разгонный блок «Д», который не обеспечил перевод станций на траекторию полёта к Луне. И следующий год начался с неудачи — 6 февраля 1970 года во время запуска погиб очередной «космический геолог». И лишь станции «Луна-16» удалось выполнить то, к чему стремились конструкторы.
Она была запущена 12 сентября 1970 года, спустя восемь дней совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия, а ещё через сутки с образцами лунного грунта отправилась в обратный путь. На Землю были доставлены 101 грамм лунного грунта. С большими предосторожностями грунт извлекли из капсулы и отправили в лабораторию Академии наук СССР, где он подвергся тщательному исследованию. В последующие годы ещё несколько раз предпринимались попытки доставить лунный грунт на Землю. Точнее, таких попыток было пять.
Три из них были неудачными — один раз произошла авария носителя на участке выведения, в другой раз авария случилась при попытке посадки на Луну, а третьем случае, хотя станция и опустилась на лунную поверхность, было повреждено грунтозаборное устройство. А вот два полёта оказались успешными, и советские учёные получили образцы ещё из двух районов лунной поверхности. А теперь вновь о луноходах. К работе над ними возвратились в середине 1970 года. А в космос отправили только после того, как на Землю всё-таки удалось доставить «кусочек Луны».
Станция «Луна-16» Старт автоматической станции «Луна-17» с «Луноходом» состоялся 10 ноября 1970 года. Ровно через семь дней, 17 ноября, станция совершила мягкую посадку на Луне, в Море Дождей.
Лавочкина отвечал за разработку всего космического комплекса, в том числе и за создание лунохода, а ВНИИ-100 — за конструирование самоходного шасси с блоком автоматического управления движением и системой безопасности движения. Эскизный проект лунохода был утвержден осенью 1966 г.
К концу 1967 г. Он состоял из двух основных частей: восьмиколесного шасси и герметичного приборного контейнера. Каждое из 8 колес шасси было ведущим и имело электродвигатель, расположенный в ступице колеса. В приборном контейнере лунохода помимо служебных систем находилась научная аппаратура: прибор для анализа химического состава лунного грунта, прибор для исследования механических свойств грунта, радиометрическое оборудование, рентгеновский телескоп и лазерный уголковый отражатель французского производства для точечного измерения расстояний.
Контейнер имел форму усеченного конуса, причем верхнее основание конуса, служащее радиатором-охладителем для сброса тепла, имело больший диаметр, чем нижнее. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой. Внутренняя поверхность крышки была покрыта фотоэлементами солнечной батареи, что обеспечивало подзаряд аккумуляторной батареи в течение лунного дня. В рабочем положении панель солнечной батареи могла располагаться под разными углами в пределах 0-180 градусов, чтобы оптимально использовать энергию Солнца при различных его высотах над лунным горизонтом.
Солнечная батарея и работающие с ней в комплексе химические аккумуляторы использовались для питания электроэнергией многочисленных агрегатов и, научных приборов лунохода. Общая масса лунохода составляла 756 кг, его длина с открытой крышкой солнечной батареи 4,42 м, ширина 2,15 м, высота 1,92 м. Он был рассчитан на 3 месяца работы на поверхности Луны.
Но самое главное, держа в руках модель спутника Земли, гости стенда мечтают о путешествиях на далекие планеты, на которых, уверены взрослые и дети, они смогут найти жизнь. Например, изучить кратеры всякие. В них можно встретить например неземную жизнь, не похожую на нас», — поделилась мыслями жительница Рыбинска Мария Преснякова. Фото: телеканал «Санкт-Петербург».
Лунные робособаки, дом-луноход и устойчивые бактерии на МКС
В ходе выполнения программы работы за 116 сеансов движения «Луноход-1» прошел расстояние 10 540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80 000 м². межпланетной станции #Луна29, которой предстоит доставить на "соседку" Земли тяжелый #луноход, будет вестись в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по сверхтяжелой ракете, сообщил РИА Новости в пятницу источник в ракетно-космической отрасли. На фоне наполеоновских планов конкурентов, призванных в том числе вытеснить Россию из космоса, затерялась отечественная программа «Луна-25». Чтобы выполнить эту задачу, в 2023 году аэрокосмическое агентство NASA отправит на Луну свой первый за последние 50 лет луноход. При этом индийцы не сообщают, нашёл ли луноход признаки замёрзшей воды на лунной поверхности, которая может помочь будущим космическим миссиям. MAGGIE поможет решить загадку происхождения метана на Марсе [новости науки и космоса].
Легенда лунной программы: Какие задачи выполнили вездеходы на Луне и почему их запуск прекратили
На поверхности кратера есть как холодные области с температурой до —223 градусов Цельсия, так и относительно теплые места с нулевой температурой. Ученые надеются, что при одном из имеющихся условий на Луне может сохраниться большое количество воды. Кружащие вокруг земного спутника аппараты уже доказали факт наличия жидкости , но ученые знают ее точное местоположение и состав. Видео о миссии VIPER на кратере Нобиле Основная сложность миссии заключается в том, что луноход работает на солнечной энергии, а в кратере Нобиле ее очень мало.
По словам руководителя миссии VIPER Энтони Колапрета Anthony Colaprete , лунные полюса удивительны — особенно интересен южный полюс, на котором много высоких образований. Они бросают от себя тени, длина которых может составлять несколько километров. Но иногда аппарату придется погружаться в углубления, которые не видели солнечного света на протяжении миллиардов лет.
Это очень рискованно, но именно там могут находиться древние резервуары льда. Ожидается, что всего луноход преодолеет расстояние от 16 до 25 километров и посетит шесть точек с разными температурными диапазонами. Визуализация поверхности кратера Нобиле Читайте также: «Луноход-1» был запущен 50 лет назад.
Как он был устроен и для чего нужен?
С Луной осечка,но замахиваемся на Марс. Коллектив ставки ставил,победила группа по результату происходящего Причин так считать избыточно,чтобы переломить ситуацию нужно прекратить оставание научно-технического прогресса государства. Ждём 23 августа,как индийский модуль прилунится,делаем ставки.
И что за прошедшие 47 лет, и особенно за последние 32 года, прошедших с момента уничтожения СССР, советский опыт освоения Луны был практически полностью утрачен. Не стоит забывать, что за прошедшие десятилетия отечественная космонавтика лишилась многих ценных инженерно-конструкторских кадров, которые в силу возраста или других причин уже не могли передать свой опыт нынешним инженерам НПО Лавочкина, разрабатывавшем «Луну-25». Разумеется, некоторые советские наработки были использованы, но многое в российской лунной программе пришлось делать, фактически, с «чистого листа». Не будем забывать и о том, что в постсоветские годы многие облеченные властью государственный мужи просто не понимали, зачем России нужны космические программы. Как следствие этого, не было понимания, зачем нужно растить инженерные кадры и уж тем более, зачем им платить большие зарплаты. Не удивлюсь, если для многих чиновников, с 1991 года восседавших в высоких кабинетах, космонавтика вообще являлась чем-то вроде чемодана без ручки. Тащить чемодан надо, хотя бы ради престижа страны, но какой со всего это «выхлоп» — мало кто понимал. Более того, огромное количество чиновников, засевших на всех вертикалях и горизонталях власти, наверняка разделяли мнение незабвенного Егора Тимуровича, вопрошавшего — зачем нам ваши дерьмовые станки читай - ракеты и межпланетные станции? Не из-за такого ли подхода выполнение программы «Луна-25» заняло почти двадцать лет? Можно, конечно, списать все это на недостатки финансирования, но всем хорошо известно, что, например, на всякие помпезные мероприятия типа Чемпионата мира по футболу деньги находились, причем деньги колоссальные. И как результат, задолго до «Луны-25», ещё в 2011 году, прозвенел первый тревожный звонок, когда неудачей закончилась миссия станции «Фобос-Грунт». А ведь помимо этого были и другие, не менее тревожные звоночки. Ради интереса неплохо посмотреть, как идут дела у наших извечных соперников по космической гонке. Хотя говорить об этом в 2023 году уже бессмысленно, ибо ни США, ни Китай Россию соперником давно не считают. Американцы мало того, что успешно совершили мягкую посадку на поверхность — не Луны, а Марса — марсохода Perseverance в 2021 году, так ещё и запустили в полет над Красной планетой беспилотный вертолет Ingenuity. А чуть позже, в том же 2021 году, на Марсе успешно сел и китайский марсоход «Чжужун». И пока китайцы с американцами вовсю обрабатывали информацию, полученную со своих марсоходов, Роскосмос доводил до ума «Луну-25», но, как показали события 20 августа, довести так и не смог, и теперь «Луна-25», вернее, её дорогостоящие обломки, навсегда станут частью лунного пейзажа. В продолжении этой темы неплохо бы посмотреть на своеобразный рейтинг мировых космических достижений за 2023 год. То есть на количество космических запусков, говорящих о том, как интенсивно разные страны осваивают космическое пространство.
Индийская марсианская станция «Мангальян-1» была выведена на орбиту Марса в сентябре 2014 года. Индия тогда стала первым государством мира, которому удалось доставить аппарат на орбиту Марса с первой попытки, и первой страной Азии, которой это вообще удалось. За прошедшие годы станция отправила на землю тысячи фотографий планеты, а также сделала снимки спутников Марса — Фобоса и Деймоса. Чтобы подписаться на канал «Красной Линии» в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.
В российскую космическую программу включат тяжёлый луноход
Однако их зонд Beresheet разбился при попытке посадки на Луну в апреле 2019 г. Следующим частным проектом стала японская компания ispace, ей удалось привлечь инвестиции от государственных компаний и банков под амбициозный бизнес-план проведения рекламных кампаний на Луне. При этом компании удалось найти и коммерческого заказчика: Космический центр Мохаммеда бин Рашида из Объединенных Арабских Эмиратов оплатил доставку своего лунохода. Правда, Hakuto-R и луноходик Rashid ждала та же судьба, что и Beresheet, — удар о поверхность Луны на слишком высокой скорости. Лунная программа ОАЭ — это часть более широкой космической программы, куда включено также развитие околоземной космонавтики, наземных станций приема и обработки космических данных и исследование Марса. Для Эмиратов интерес к Луне и Марсу — это выражение стремления к диверсификации экономики за счет высокотехнологичного производства и услуг. Им же достались и государственные контракты на выполнение относительно простых задач в доставке государственной научной полезной нагрузки на Луну. В число таких компаний попали Moon Express, Astrobotic, FireFly, Masten Space и другие, пока ни одна из них не провела ни одного старта к Луне, но некоторые уже готовы и в ближайшие годы предпримут свои попытки лунных посадок. Для РФ «Луна-25» отражает стремление подчеркнуть статус космической державы и показать преемственность российской космонавтики и прежних советских успехов.
Заявленные научные задачи миссии — поиск и изучение воды на Луне — также вполне актуальны и должны подчеркнуть передовое положение российской космической науки наравне с другими мировыми лидерами. Научная программа индийского Chandrayaan 3 не такая целенаправленная и включает в себя кратковременное исследование. Этот аппарат стартовал к Луне 19 июля, посадка в районе Южного полюса намечена на 23-24 августа. Но «Чандраян-3» способен работать только в условиях лунного дня, около двух земных недель.
Затем по классике: корабль останется на орбите, модуль с людьми спустится вниз, и вернется. Ожидается, что на Луну приземлятся двое космонавтов сколько-то останутся на орбите; общее число участников миссии пока не названо. С ними будет автомобиль, который, видимо, оставят на Луне, чтобы на нем катались следующие космонавты. Несмотря на то, что роботы уже будут вовсю строить дом, первые космонавты лишь осмотрят конструкцию, но жить в ней не останутся, и вернутся на Землю. Только что китайцы выбрали название корабля и посадочного модуля. Выбирали всей страной, граждане и коллективы присылали свои варианты специальной комиссии.
В итоге корабль назовут Мэнчжоу, что означает «Лодка Мечты». Оно подчеркивает вековую мечту китайского народа о космосе, а также благозвучно. Спускаемый аппарат получил имя Ланьюэ, или Объятия Луны. Это — литературный образ из стихотворения Мао Цзедуна. Но это выглядит смешно, особенно в свете провальной попытки сесть на Луну несколько дней назад.
Также сообщается, что в качестве источника энергии он будет использовать солнечный свет. Что касается датчиков, луноход явно получит приборы для определения дальности объектов и их состава. Судя по изображению ниже, он будет оснащен маячком для освещения окружающего пространства.
Главной задачей аппарата, как и говорилось выше, будет поиск воды в жидкой или твердой форме. Для этого ему может потребоваться буровая установка, потому что не факт, что запасы находятся на поверхности. Также луноход построит подробную карту местности. Им станет кратер Нобиле не путать с Нобили , который расположен на южном полюсе видимой стороны Луны. Диаметр кратера равен 80 километрам, а глубина достигает 3,7 километров. Он находится на возвышенности, поэтому ученым будет легче держать связь с аппаратом. Также это место интересно разнообразием окружающих условий. На поверхности кратера есть как холодные области с температурой до —223 градусов Цельсия, так и относительно теплые места с нулевой температурой.
Ученые надеются, что при одном из имеющихся условий на Луне может сохраниться большое количество воды.
Представители Роскосмоса сообщали , что «все системы функционируют штатно, связь устойчивая». У станции нет посадочного модуля, поэтому она должна была сесть целиком. Планировалось, что устройство будет посылать к Луне радиосигналы и принимать отраженные от ее поверхности. Таким образом станция получала бы данные о своей высоте, чтобы успешно прилуниться.
На следующий день связь прервалась. Программа полета «Луны-25» Почему «Луна-25» разбилась Представители Роскосмоса рассказали, что «нештатная ситуация» произошла 19 августа. Станция выдала импульс для перехода на предпосадочную орбиту, но маневр с заданными параметрами выполнить не удалось.
Догнать и перегнать: за чем летит «Луна-25»?
В ночь на 11 августа Россия запустила межпланетную космическую станцию «Луна–25». Проект «Луна-25» — единственная на сегодняшний день возможность отстоять амбиции России как космической державы по этому направлению. Луноход-1 был первым из двух автоматических аппаратов, изучавших Луну в рамках советской программы «Луноход».
Как выглядит аппарат «Луна–25»
- Путь к "Луне-25": как развивалась лунная программа в СССР и России — 11.08.2023 — Статьи на РЕН ТВ
- Луноход «Прагъян» завершил научную программу
- Как прошел старт и последующие этапы программы
- Лунные робособаки, дом-луноход и устойчивые бактерии на МКС
Российский «луноход» могут отправить на Луну к 2026 году
Благодаря помощи группы энтузиастов, включая представителей космической отрасли, удалось в первом приближении определить параметры как самой базы, так и транспортной системы, необходимой для ее строительства. Основная идея данного предложения — «Лететь сегодня! В качестве основы транспортной системы предполагается использовать модернизированную ракету «Ангара—А5». Предложены два варианта модернизации носителя. Второй вариант модернизации — замена УРМ II и кислородно—водородного разгонного блока КВТК на один большой кислородно—водородный разгонный блок, что позволит значительно увеличить массу ПН на отлетной траектории к Луне. Для выхода на орбиту Луны и посадки в проекте используется посадочная ступень на основе существующего и отработанного РБ «Фрегат».
Автор отдает себе отчет в том, что космическая техника не кубики детского конструктора и значительная доработка порой означает полную переделку РБ или КА. По предварительным расчетам, транспортная система на основе модернизированной «Ангары—А5», кислородно—водородного разгонного блока и «лунного Фрегата» сможет доставить на поверхность Луны чистый груз массой 3. В предложении «Луна семь» все грузы — модули базы, электростанция, негерметичный луноход, заправщики и двухместный пилотируемый корабль —— должны быть вписаны в эти «кванты» массы. Конструкция пилотируемого лунного корабля основывается на использовании корпусов спускаемого аппарата и бытового отсека «Союза». Корабль садится на поверхность Луны без топлива на обратный путь — запас, необходимый для возвращения, должны предварительно доставить два заправщика.
Вызывает сомнение возможность «втиснуть» пилотируемый КА, состоящий из СА, БО бытовой отсек выполняет в том числе и функцию шлюзовой камеры и «лунного Фрегата» с посадочными опорами, в 4. Ясно, что для этого потребуются высокая «весовая культура» и новая элементная база. Однако напомним: масса маневрирующего двухместного КА Gemini, способного выполнять сближение и стыковку на орбите, составляла 3. Прямая схема полета, без стыковки на орбите Луны, при всех ее недостатках имеет и ряд преимуществ. Корабль не ожидает возвращения экспедиции на орбите в течение длительного времени.
Снимается проблема наличия стабильных окололунных орбит из—за влияния Земли, Солнца и масконов под поверхностью далеко не все окололунные орбиты стабильны. Используется унифицированная посадочная платформа как для доставки модулей базы и других грузов, так и для пилотируемого КА. Любые другие варианты транспортной системы требуют разработки новых элементов и новых КА. Отсутствуют сложные стыковочные операции у Земли или у Луны, а значит не потребуется установка стыковочного узла и других систем для стыковки. Стартовать к Земле можно практически в любой момент.
И главное, все операции осуществляются с привязкой к инфраструктуре базы, что позволяет избежать дублирования одновременного строительства станции на орбите и базы на поверхности. Схема с посадкой тяжелого СА на поверхность не является энергетически оптимальной. В предложении «Луна семь» были рассмотрены и «классические» варианты экспедиции со стыковкой на орбите Луны, однако они требуют создания не только отдельного легкого лунного корабля, но и лунного взлетно—посадочного модуля, что сильно усложняет концепцию. Рассматривается также «Луна семь V. В таком случае потребуется ракета—носитель с грузоподъемностью около 40 т на низкой околоземной орбите или многопусковая схема с многочисленными стыковками что повышает стоимость программы и увеличивает время до начала первых полетов.
В качестве места для развертывания первого лунного поселения скорее, «первой палатки» выбран район южного полюса Луны, а именно гора Малаперт Malapert mountain. Это достаточно ровное плато с прямой видимостью Земли, что обеспечивает хорошие условия для связи и является удобным местом для посадки. Кроме того, неподалеку от места предполагаемого размещения базы находятся затененные кратеры, в которых возможно обнаружение линз водяного льда. Расчет запасов системы жизнеобеспечения базы показывает, что при умеренной замкнутости по воде и кислороду подобной той, что уже достигалась на орбитальных станциях для работы экипажа из двух человек достаточно отправки одного трехтонного модуля с запасами в год а при переходе на частичное использование местных ресурсов —— даже меньше. В процессе роста базы количество членов экипажа будет увеличено до четырех человек, а значит потребуется ежегодная отправка двух модулей с грузами.
Данные модули пристыковываются к базе и после использования запасов образуют дополнительные жилые объемы. Предложенная схема развертывания, обеспечения и расширения базы требует не более 13 пусков тяжелых а не сверхтяжелых! Модули базы самоходные, оборудованы мотор—колесами, что сильно упрощает сборку лунной «первой палатки» и снимает необходимость в срочном создании лунохода—крана для перевозки. База первого этапа включается в себя два жилых модуля с системами жизнеобеспечения и каютами космонавтов, служебный главный командный пост и научный модули, складской модуль с запасами для первого экипажа и отдельный модуль—электростанцию. Перед строительством базы с помощью унифицированной транспортной системы предлагается осуществить доставку за один пуск спутника связи на окололунную орбиту после развертывания базы связь в ее окрестностях может обеспечиваться с помощью башни—ретранслятора, однако на начальном этапе спутник необходим и легких автоматических луноходов 2—3 шт.
Роверы проведут окончательный выбор места развертывания базы, а также установят радио— и световые маяки для формирования сетки координат, которая поможет осуществить точную посадку модулей, заправщиков и пилотируемых кораблей. Для защиты экипажа базы от радиации предлагается использовать вантово—стержневую крышу, которая доставляется на Луну в сложенном состоянии. В дальнейшем на крышу, после ее раскрытия, с помощью грунтомета наносится слой реголита толщиной около метра. Данный вариант предпочтительной «традиционной» засыпки модулей, так как он позволяет обеспечить доступ к внешней поверхности «бочек» и не создает дополнительных сложностей для наращивания базы дополнительные модули просто заезжают под крышу и стыкуются к основному сооружению. Кроме того, при использовании крыши сокращается количество «земляных» работ.
В предложении «Луна семь» подробно рассмотрен также негерметичный луноход базы первого этапа, оснащенный отделяемым модулем с челюстным ковшом. Проведены оценки возможности использования одного из модулей базы в качестве герметичного лунохода. Выполнен расчет солнечной электростанции базы: большую часть ее массы составляют аккумуляторные батареи, позволяющие пережить недолгую ночь на «пике вечного света». Масса аппаратуры на американском зонде составляла всего 32 кг, энергопотребление —— 0. На Земле для приема были использованы четыре телескопа с диаметром зеркала 40 см.
Конечно, в случае лунной базы потребуются и резервные каналы связи в радиодиапазоне. Стоимость создания базы «Луна семь» первого экипаж два человека и второго экипаж четыре человека этапов, по предварительной оценке, составит 550 млрд руб. Возможный срок реализации проекта — десять лет от начала принятия решения, из них пять лет — непосредственно развертывание базы и работа экипажей. На третьем этапе — с появлением ядерных буксиров с двигателями малой тяги и более грузоподъемных относительно «Ангары—А5» носителей —— схема развертывания и снабжения базы меняется. С приобретением опыта начинают вводиться новые технологии лунного строительства: надувные купола, 3D—принтеры для печати из реголита, специальная техника для создания искусственных пещер.
Цели предложенного нами проекта: закрепление за Россией одной из перспективных площадок на Луне, получение опыта строительства планетных баз и жизни на других планетах в кратчайшие сроки, тестирование отработанных на Земле технологий и методик в реальных лунных условиях, исследование Луны и поиск ресурсов. Прорабатываются и различные варианты получения прибыли — от платного телеуправления луноходами до поставок вещества и энергии. В заключение отметим, что автор не ставил задачу противопоставить предложение «Луна семь» государственной программе стратегии освоения Луны.
Пригодными нашли 12 точек, из них выбрали три. Решение приземлиться на Южном полюсе Луны вызвано не только практическими целями. Космические державы уже несколько последних лет соревнуются между собой в том, кто первым совершит мягкую посадку в полярном регионе Луны. Соперником России в этом вопросе является Индия, которая запустила к Луне аппарат «Чандраян-3» с луноходом. В прошлую субботу он вышел на лунную орбиту и начал снимать кратеры на поверхности спутника Земли. Если всё пойдет по плану, то индийский аппарат окажется на Южном полюсе 23 августа.
Что будет делать «Луна-25» На поверхности Луны зонд будет работать не менее одного года. Главная задача экспедиции — отработать технологию мягкой посадки возле Южного полюса, чтобы создать задел для будущих миссий. Этим будет заниматься орбитальная часть автоматического зонда. Сам же посадочный аппарат будет исследовать поверхность в районе Южного полюса Луны, в том числе с помощью криогенного бурения. Основная задача в этом случае — поиск воды. Данные, которые были получены в начале XXI века, показали, что в полярном реголите поверхностном слое сыпучего лунного грунта есть много летучих соединений космического происхождения, начиная с воды и заканчивая сложными молекулами, которые на Луну приносили кометы. Научные приборы «Луны-25» будут изучать состав этих веществ и оценят массовую долю замерзшей воды в реголите. Если ее будет достаточно, то в перспективе космонавтам больше не нужно будет доставлять воду с Земли. Кроме того, эта вода может понадобиться для добычи кислорода, а в отдаленном будущем — для водородного горючего.
Управлять оборудованием «Луны-25» будут с Земли. Специалисты ИКИ РАН головной организации миссии по научной полезной нагрузке подготовили десятки циклограмм — наборов команд как для отдельных приборов, стоящих на станции, так и для разных их сочетаний.
Когда мы получим сигнал из Роскосмоса, что соответствующие мероприятия проведены, в ИКИ соберется коллектив, который будет заниматься данным проектом, определим наших смежников», — рассказал, в свою очередь, изданию руководитель отдела ядерной планетологии ИКИ РАН Игорь Митрофанов. По его мнению, запуск лунохода стоит ожидать ближе к концу 2020-х годов. В «Роскосмосе» изданию заявили, что знают о данном проекте, но пока считают преждевременным его публичное обсуждение.
Пока еще программа не началась, поскольку решения Совета РАН по космосу направляются в госкорпорацию «Роскосмос», где формируется план работ, готовятся контракты. Когда мы получим сигнал из Роскосмоса, что соответствующие мероприятия проведены, в ИКИ соберется коллектив, который будет заниматься данным проектом, определим наших смежников», — рассказал, в свою очередь, изданию руководитель отдела ядерной планетологии ИКИ РАН Игорь Митрофанов. По его мнению, запуск лунохода стоит ожидать ближе к концу 2020-х годов.