Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений.
Самый дорогой пуховый платок - что в нем необычного и сколько он может стоить?
Все изделия прошли сертификацию качества. Тщательно отбираем и перебираем пух для прядения. Следим за стиркой и сушкой Дарим Каждому покупателю дарим подарки при покупке: от 5 000 руб.
Нас родители учили вязать-вязать-вязать. Мы вот даже сидим, телевизор смотрим — мы обязательно вяжем", - поделилась Гузель. И в таком же положении — сотни вязальщиц по всей Оренбургской области.
Идти на хитрости теперь приходится и владельцам магазинов. Они вынуждены менять вывески и продавать знаменитые платки как безымянные. Иначе затаскают по судам. Прецедентов немало — причем уже и в других регионах. Магазин Альбины Мухамедяровой в Казани, где она продает платки оренбургских надомниц - один из тех, кто терпит убытки.
Попросили убрать, заплатить часть компенсации какой-то определенной. Мы это сделали", - рассказала продавец Альбина Мухамедярова.
Именно из-за такой тонкости пуха удается получать тонкие и легкие изделия, которые при этом очень теплые.
Но стоит заметить, что такой пух получают лишь с коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Считается, что «причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также особом питании. Жесткие погодные условия Оренбурга вынуждают местных коз приспосабливаться и вырабатывать теплый пух.
Одно время французы пробовали заняться разведением оренбургских коз на своей территории, для чего была закуплена партия животных. Однако, оказавшись на территории с теплым климатом, козы превратились в «обычных», при этом пух, став толще, потерял свою особенность и уникальность. История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году.
Именно тогда после одной из экспедиций Петр Рычков — географ и известный краевед того времени, рассказал об уникальных свойствах пуха оренбургских коз и сумел описать способы изготовления платков из него. Хотя их начали вязать гораздо раньше, ведь это было традиционное занятие местных жителей.
Кажется, что мастера могут выполнить любой рисунок из тонких ниток, от классических цветов до сказочных персонажей. Кстати, в советские годы местная кружевная мануфактура делала кружевные скатерти и палантины с изображением мавзолея Ленина и серпа и молота. Современные шали и платки из вологодского кружева - это легкие аксессуары для прохладного летнего вечера или выхода в свет. Кружево, которое выглядят как морозные узоры на окне, выглядит очень элегантно и необычно. С 18 века дорогая вышивка этих мастеров украшает народные костюмы, парадную военную форму и церковные облачения. Платки и шали, расшитые в Торжке, всегда были желанным подарком: в основе был чаще всего узор в виде розы с бутонами и листьями, который дополнялся хитрыми завитками. Шерстяные платки с богатым декором, вышитые вручную, сегодня стоят более 50,000 рублей.
Осетинский платок Алана Хугати Ажурный шелковый платок, который носят осетинки, называется «цыллае каелмаерзаен». Его не шьют и не вяжут, а плетут из тонкого шелка, иногда добавляя народные орнаменты. Такой способ плетения появился в Осетии в конце 19 века и сохраняется до сих пор. Осетинский платок светлый и легкий - всего 100-200 грамм, и отлично защищает от яркого солнца.
Оренбургское пуховязальное ремесло
Легендарные платки Фабрики Оренбургских пуховых платков. утверждая данный факт, Новобелогорская б/ф пригласила читателей на познавательную беседу, где библиотекарь выступила в роли мастерицы, проведя мастер-класс по вязанию пухового платка. Уже потом платки стали одеждой для бедных, которую, если и увидишь, так на древних старушках в Оренбуржье до сих пор живет своими ажурными шалями. Легендарные пуховые платки Платок вязаный ручная работа 140х140 см.
Кто носит оренбурский пуховый платок
Декоративные элементы. узорная вязка. Легендарные пуховые платки. Платок пуховый ажурный/LP629. ДИКИЕ СКИДКИ. 84 оценки. Платок женский Легендарные пуховые платки legendarnaya белый, 120х120 см -30% Платок женский Легендарные пуховые платки legendarnaya. 26 platok В областном художественном музейно-выставочном центре открылась выставка, посвящённая истории легендарного Оренбургского пухового платка. Все данные о наименовании торговой марки ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ, дате регистрации и правообладателе актуальны и соответствуют сведениям из открытых реестров данных. просмотрите отзывы путешественников (42 шт.), реальные фотографии (5 шт.) и лучшие специальные предложения для Оренбург, Россия на сайте Tripadvisor. Все об уходе за пуховыми изделиями: от шалей до платочков и жилетов. Каждый день делимся историями подписчиков и тем, как пуховые платочки изменили их жизнь!
Оренбургский пуховый платок - шедевр ручной работы
Главной песней вечера станет легендарный «Оренбургский пуховый платок». Читать далее Павильон D.
Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха. Виды оренбургских платков Оренбургские платки бывают нескольких видов: простой пуховый платок шаль — серые редко белые толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки. Не используются для повседневной носки.
Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие. О тонкости Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. Оренбургский пуховой платок в искусстве Песня «Оренбургский пуховый платок». Автор текста Боков В. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии. Рисунок оренбургского пухового платка.
Почтовая марка России У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П. За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г.
Возможно, сама компания рассказала о них в вакансии — посмотрите описание. Теперь соискатели видят 1 отзыв. Вы получили статус «Открытый работодатель»","employerReviews. Кандидаты увидят ответы на hh. Воспользуйтесь шаблоном — его можно редактировать.
Что это даст? Попросите лояльных сотрудников конструктивно написать, что им нравится в компании и что можно улучшить.
Мастерицы с самого детства оттачивают свои навыки вязания именно на этих фигурах. Но другое дело - платок справа. Вы заметили, какой мелкий узор идёт по всему изделию? Видны и цветочные мотивы, и сложные зигзаги.
Удивительный рисунок складывается, если рассматривать как издалека, так и близко. Такие пуховые паутинки вязальщицы могут создавать не один месяц. Ведь для этого требуется огромное усердие, внимательность, острый глаз и фантазия! Самый дорогой платок: сложный узор Самый дорогой платок: сложный узор Дополнительный материал Чем больше будет дополнительных украшений, тем выше будет стоимость изделия. Например, на пуховом платке могут быть камни Сваровски, драгоценные камни - изумруд или бриллианты. Но такие изделия могут быть созданы только под заказ!
Думаю, вы понимаете почему Камни Сваровски Именитые вязальщицы Здесь работает опыт мастерицы. Представьте, что женщина создаёт пуховые платки на протяжении 30 лет.
ЛЕГЕНДАРНЫЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ
Сам платок, несмотря на впечатляющие размеры, сохранил все необходимые атрибуты — ажурные паутинки, кружева и узоры. Все тексты на этом сайте представляют собой гротескные пародии на реальность и не являются реальными новостями Комментарии.
Тогда в интервью он упомянул, что местные бизнесмены даже хотели открыть в городе магазин с его вещами. И подтвердил: Оренбург стал источником вдохновения. Маэстро так впечатлил легендарный оренбургский пуховый платок, что на его основе он создал коллекцию одежды. Это дань городу и дань тем мастерицам, которые создают эти рукотворные вещи»,- отметил тогда в интервью нашей телекомпании модельер. Тот самый изящный атласный жакет лимонного цвета, обшитый тончайшей оренбургской паутинкой, бережно хранится в фондах музея истории Оренбурга. Он - часть коллекции, которая в 90-х имела большой успех в Париже. Тогда оренбургский народный промысел прогремел на весь мир.
Это дань городу и дань тем мастерицам, которые создают эти рукотворные вещи»,- отметил тогда в интервью нашей телекомпании модельер. Тот самый изящный атласный жакет лимонного цвета, обшитый тончайшей оренбургской паутинкой, бережно хранится в фондах музея истории Оренбурга. Он - часть коллекции, которая в 90-х имела большой успех в Париже. Тогда оренбургский народный промысел прогремел на весь мир. По словам Людмилы Верховых, заведующей научно-экспозиционным отделом музея истории г. Оренбурга, наша пуховница должна показать в своей работе от 8 до 10 орнаментов, чем и славится именно оренбургская паутинка. Но еще раньше оренбургский пуховый платок покорил другого известного модельера и кутюрье - Вячеслава Зайцева.
Платочная погоня бросается следом и останавливается на границе мрака и света. Под навесом мужики самозабвенно режутся в карты. На вопрос, почему урюпинского пуха стало так мало, отвечают практически хором: «Молодежь в Москве, а старики коз всех поели». Народ местный в Москве зарабатывает, вахтовым методом. Две недели там, две недели здесь. В охране в основном. Половина города ездит туда-сюда». С рынка я ухожу с полным пакетом пуховых вещичек. Мне кажется, что я провела там минут тридцать. На самом деле — почти два часа. Что это было, мне позже объяснила жительница Урюпинска Вера, которая много лет работает на ночном платочном рынке, не признавая современных способов торговли по почте или через Интернет. Так получилось, потому что два рынка подряд, в воскресенье и в среду, не было купцов, — говорит Вера. А три-четыре года назад рынок был в шесть раз больше, не пройти было из-за покупателей. У нас у каждого свое место было. А сейчас заезжай, вставай, где хочешь, весь рынок пустой. И с каждым годом все хуже и хуже». Торговцам, чтобы пережить ближайшую неделю, надо было хоть что-то продать. Отбить бензин и взять на хуторах что-то, что они повезут на рынок в следующий раз. Я у мастерицы платок беру за полторы тысячи, могу дать две, если большой. Продам за две-три тысячи. Молодежь этим заниматься не хочет. Это тяжелый труд, к тому же сегодня — нерентабельный». Матчасть Если гуси спасли Рим, то Урюпинск — хоперские козы. Вообще-то порода — придонская, но народное название тоже закрепилось. Городская легенда гласит, что в 90-е, когда начались перебои с зарплатой, все урюпинцы, вне зависимости от пола и возраста, взялись за вязальные спицы. Тогда же родилась и легенда об урюпинском пухе. В России есть всего три породы пуховых коз: горноалтайская, оренбургская и придонская — она же хоперская, она же урюпинская кстати, ангорская считается не пуховой, а шерстной породой. Со взрослой придонской козы можно начесать 600-700 г пуха за год. Чтобы ускорить процесс и получить больше, коз стригут. С точки зрения мастериц старой школы, это варварское отношение к пуху. Раньше вообще щипали вручную, самый нежный и длинный пух с боков шел на платки, с ножек — на носки. Считается, что у хоперской козы пух вырастает до 13 сантиметров в длину. Знаменитый оренбургский козий пух потоньше и покороче — до 9 сантиметров. Оренбургский пуховый платок можно протянуть через обручальное кольцо. Но урюпинцы, конечно, уверены, что их платки теплее и надежнее. Пуховые вещички на здешних хуторах водились всегда, но не на продажу, а для себя. Одна семья могла держать несколько десятков коз. Их сгоняли в общее стадо, которое стерегли по очереди. В 90-е вязать начали все. Бабушки и школьницы, отставные военные и сотрудники ДПС, врачи и учителя. Навязанное продавали ночью на платочном рынке. Туда съезжались купцы — оптовики из северных регионов и с Кавказа, где красивый шерстяной платок всегда был неотъемлемой частью женского гардероба. Почему ночью? Да потому что поезда прибывают на ближайший крупный железнодорожный узел в Поворино Воронежской области часа в два-три. Оттуда купцы на такси едут на платочный рынок, чтобы затовариться и вернуться домой на следующем поезде часов в 6 утра. Раньше на платочном рынке царил такой ажиотаж, что сбыть с рук можно было всё что угодно. Вот типичные для города истории: «Когда я училась в школе, мама принесла мне клубочек пуха и сказала: вот, свяжешь косынку, мы ее продадим и тогда что-нибудь тебе купим». Настоящего урюпинского пуха на рынке сегодня очень мало. В основном вяжут из пуха привозного — калмыцкого или «горного» осетинского.
Оренбургский пуховый платок
В результате коллективного опыта сложилась художественная система промысла, и оренбургский пуховый платок стал таким, каким мы его знаем. На выставке «Россия» на ВДНХ представили гигантский пуховый платок площадью 17 млн км², сшитый на фабрике в Оренбурге. В швейцарской галерее «Alex Doll Galerie BERN» российско-швейцарского художника Алекса Долля начала свою работу выставка «Оренбургский пуховый платок на фоне. В Самаре в музее имени Алабина открылась выставка "Оренбургский пуховый платок". Она организована в рамках празднования 170-летия Самарской губернии.
Платок пуховый ажурный/LP629
Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. Шаль из французских кружев Шантильи Вязание так распространилось среди населения Шотландии в 17-18-м веках, что целые семьи участвовали в изготовлении свитеров, шарфов, носков и других аксессуаров. Шотландцами была разработана специальная техника многоцветных красочных узоров. Свитера из шерсти, пропитанные специальными рыбными маслами, были особенно необходимы большому количеству здешних моряков-рыболовов, чтобы защищать их от неблагоприятных условий северных морей. В странах с суровым климатом женщины проводили долгие зимние вечера, вывязывая теплую, красивую и оригинальную одежду для семьи и на продажу. Южанки спасались от солнца шляпами, зонтиками, шалями и перчатками, связанными своими руками, которые не требовали больших затрат на их изготовление - только нитки и крючок.
О традициях вязания на древней Руси Считается, что с вязанием связана и существовала целая система передачи информации, которой владели почти исключительно женщины-ведуньи. Для разной цели использовалась разная основа: шерсть животных, лён, конопля, крапива, другие травы. Прялась пряжа тоже разными способами , и это всё происходило в виде ритуала, в строго определённое время. Потом по мере необходимости спрядённая нить использовалась для вязки посланий. Причём для "передачи" чаще использовалась линейная вязка. В Линейной вязке плотность информации была очень высокой, узлы вязы это как бы трёхмерные иероглифы.
А для сохранения летописания , поучения, или наставления будущему поколению использовалась вязка полотна, иногда и ткачество и простая вышивка. В полотне узоры и их размещение несли огромную информацию. Потом полотенца, скатерти, платки дарились и служили долгое время не просто как украшения интерьера и одежда, а и как обереги. Вязы существовали, как основные корневые , их были многие сотни, так и дополнительные, привязи, навязи, подвязы подвязки. Были и специальные технические вязы, они облегчали чтение и, как бы, переводили чтеца на новые "регистры" считывания. Таковыми вязами были перевязь и развязка и другие.
Дистанция, пространственное положение и чередование вязов на нити тоже имело важное значение. Вязка осуществлялась с помощью родового "Устя". Усть это грубо - палка длиной в локоть и толщиной с руку, полностью покрыта сложным и глубоко нарезанным орнаментом. Походит на толстое, длинное, но тупоконечное веретено, или скорее даже на палицу. Усть мог быть: из спицы от колесницы, на которой ездили наши предки в незапамятные времена. У других родов бывали Устя и костяные и из бивня мамонта.
Родовой Усть хранят как святыню, обернув в материю. Основной его узор идёт в виде двух встречных спиралей с утолщениями, ямками перстками и знаками, а также в некоторых местах из Устя торчат маленькие округлые бугорки-рожки, особенно у вершины устя, там они самые большие 4 штуки с фалангу большого пальца Вязание происходит на Усте всегда по единой схеме, как по программе, но с многочисленными вариациями. С его помощью не только «вяжут» разговор то есть записывают, наматывают на усть «нить повествования» , но и "завязывают" боли, или душевные муки. Завязанную таким образом болезнь, например, хоронят в топком месте или сжигают в печи. Кстати можно и беду сотворить такой методой... С помощью Устя и нити можно даже буквально "вымотать" у человека душу.
Связанное на Усте послание затем сматывалось в клубок и вручалось гонцу-ходоку, который специально или по оказии шёл в землю, где живёт адресат. Иногда адресат был не один и клубочек, обходя род за родом, селение за селением, помаленьку уменьшался в размерах, каждый отматывал на Усть - "мотал на УС" или "Усть" себе от него. А в иные времена каждому адресату полагалось нести по отдельному клубочку и тогда ходоки несли с собой вестей «с три короба»! Многие старцы тоже умели прочитать вязь, но сами никогда не вязали. Древние предания гласят, что русская письменность произошла от отпечатков главных узлов этой древней вязи. Если посмотреть на буквы глаголицы, то они на самом деле довольно витиеваты, в них есть разные колечки, загогулинки, петельки.
Такая версия происхождения букв видится очень даже правдоподобной. Оказалось, что русская шуба на сильном ветру плохо держит тепло, а калмыки и казахи могли сутками находиться в мерзлой степи в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. Секрет оказался прост - под нее они надевали телогрейки из мягкого козьего пуха. Сметливые русские казаки быстро переняли опыт местного населения. Оренбургский край создавался из городов - крепостей Орска, Борска, Бузулука, Татищева и др. В 1743г.
Яик, недалеко от впадения в него Сакмары, был заложен Оренбург, ставший главным городом обширного края и важным центром торговли со странами Востока. В 1744 г. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский платок, были мужчины. Однако платки в то время были «глухой вязки» без узоров. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы — соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки, - и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского платка.
Орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности. Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов. Платки, выполненные татарками и башкирками, отличаются более густым орнаментированным полем, они чаще, чем русские женщины, обращаются к пятикруговой композиции, максимально насыщенной узором. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, зато - овладев им в совершенстве.
Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки. Если женщина хорошо вязала шали, то слыла настоящей хозяйкой и мастерицей. Хорошую шаль нужно было успеть связать за месяц, чтобы продать по выгодной цене на базаре. Деньги, вырученные от продажи шали, шли на покупку других необходимых в хозяйстве вещей. Веками в холодном российском Оренбурге вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха. Вязание было не только необходимостью, но и приятным времяпровождением - зимой собирались у кого-нибудь дома - вязали, пели песни, разговаривали.
При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые. Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь. Прежде чем связать шаль предстоит большая и кропотливая работа. Женщины выбирали день, обычно это был выходной, собирались все вместе и чесали коз.
Делали это где - то в декабре — январе. Чесали руками. Первым делом из пуха надо было выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Медлительная и утомительная работа. При первом и втором прочесе отделяются короткие волокна. После этого можно начинать прядение.
Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом — является одним из символов России. Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз мохер — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух.
Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения.
Разработка и дизайн сайта muzkult.
Самый тонкий в мире: 16 микрон, притом что у знаменитых ангорских коз — 22—24. Не хватило парнокопытным выходцам из Поволжья суровости в мягком климате. Пух оренбургских коз — отдельная статья экспорта Российской империи. Десятки тысяч пудов покупала Франция.
В Англии пошли дальше, вязали платки с пометкой «имитация под Оренбург». В Советском Союзе настоящие оренбургские платки были музейной редкостью. Купить платок ручной работы было почти невозможно.
Знакомимся с историей пухового платка
Но русские казачки решили иначе и явили миру рождение знаменитого оренбургского платка. С тех пор узоры на платках — фирменная марка Оренбургского региона. Веками выработаны классические узоры, приводящие в изумление иногородних гостей. Оренбургские платки различаются по тонкости: есть как толстые чрезвычайно теплые изделия, так и восхитительно легкие и тонкие. За свою изумительную тонкость ажурный платок получил название «паутинка». Иной раз, боязно до нее дотронуться — кажется, вот-вот порвется. Но тем и славны оренбургские платки и паутинки: это не столько сувениры, сколько практичные изделия, готовые служить десятилетиями для своей хозяйки. Знаменитый оренбургский пух. Оренбургский пух достаточно капризен и требует тщательного перебора. На вид кажется, что из такого пуха никогда не может получиться и подобия оренбургского платка. Но в умелых оренбургских руках неказистый на вид пух преобразовывается в изумительное изделие.
Нежность, тонкость, легкость — недаром оренбуржцы считают пух своих коз лучшим в мире. Сейчас оренбургские мастерицы используют и другие виды пуха волгоградский и ангорский — в умелых руках и этот пух преобразовывается в качественное изделие. И все же именно платки и паутинки из классического оренбургского пуха — неизменные эталоны высшего качества. Более двух веков насчитывает история оренбургского платка.
Туда съезжались купцы — оптовики из северных регионов и с Кавказа, где красивый шерстяной платок всегда был неотъемлемой частью женского гардероба. Почему ночью?
Да потому что поезда прибывают на ближайший крупный железнодорожный узел в Поворино Воронежской области часа в два-три. Оттуда купцы на такси едут на платочный рынок, чтобы затовариться и вернуться домой на следующем поезде часов в 6 утра. Раньше на платочном рынке царил такой ажиотаж, что сбыть с рук можно было всё что угодно. Вот типичные для города истории: «Когда я училась в школе, мама принесла мне клубочек пуха и сказала: вот, свяжешь косынку, мы ее продадим и тогда что-нибудь тебе купим». Настоящего урюпинского пуха на рынке сегодня очень мало. В основном вяжут из пуха привозного — калмыцкого или «горного» осетинского.
Неспециалист ни за что не распознает подмену. Он блестящий, как стеклянный, — говорит Вера. А калмыцкий бьешь-бьешь, и никакого толку с него. Потому у нас и дороже платки. У меня нет платков дешевле полутора тысяч». Есть еще один нюанс.
Настоящий, ценный платок вяжут из вычесанного пуха. Гладкий невспушенный платок надо поднести к щеке. Колется — значит, пух стриженый. Но если платок лохматый, распушенный, разницу не увидишь. Косынка стоит дешевле тысячи рублей — значит, она из стриженого пуха. Экономика Как ни странно, никто и никогда не выяснял, сколько в Урюпинске пуховых коз.
Последний пересчет животных был в 2016 году, во время Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Но и тогда коз объединили с овцами которых, по словам местных жителей, практически никто и не держит, но точность статистики все равно нарушается. В городском округе Урюпинск насчитали 2 783 штуки тех и других, в Урюпинском районе — 15 927. Для сравнения — по данным первой Всероссийской сельхозпереписи 2006 года, их в Урюпинске было 3,5 тысячи, а в районе — 37 тысяч. С каждым годом пуховых коз в Урюпинске и на хуторах становится все меньше. Сегодня их «водят» единицы.
А теперь наших коз осталось пять штук. Держать их невыгодно». Семья Марины теперь отдает своих коз на лето на другой хутор, где собирают стадо со всех окрестностей. Работает этот козий пионерлагерь с мая по ноябрь и обходится в 100 рублей в месяц за каждую козу. Настоящий урюпинский чесаный пух стоит около 2 тысяч рублей за килограмм. Но местные мастерицы по старинке меряют его в фунтах — по 400 г.
Фунт идет за 800 рублей. На ажурный платок 120 на 120 сантиметров уходит около фунта пуха. На сплошной серый — порядка 700 г. Килограмм привозного калмыцкого пуха можно купить за 500 рублей — и не мучиться с капризной козой. Снять пух — это только начало истории. Его надо вычесать.
Для этого есть специальные электрические машины, которые изготавливают на дому местные умельцы. Из чесальной машинки пух выходит ровной тонкой лентой, которая хорошо ложится на нитку при прядении. Сходить к умельцу вычесать пух стоит 60 рублей за килограмм, если сам стоишь рядом с машиной и следишь за процессом. Теперь пух надо спрясть. Прядут на тонкую нитку, она по 300 рублей за килограмм. На 300 г пуха нужно 100 г такой нитки.
Работают на электропрялках, которые делают опять же местные мастера-кустари. Такая прялка обойдется в 1800-2200 рублей, она должна быть своя. Фабричными прялками никто не пользуется, их и в глаза в Урюпинске не видели. Зато местную кустарную продают на E-Bay, там она может уйти за 8 тысяч покупателям из Канады, Франции или Италии. Один фунт пуха опытная мастерица спрядет за день.
Она приурочена к ежегодной акции «Дни оренбургского пухового платка».
Выставка рассказывает о зарождении пуховязального промысла в Оренбуржье, уникальности пуха губерлинских коз.
Интерес к нему поступал больше всего со стороны Западной Европы и Америки. Были попытки завоза коз из оренбургских степей во Францию, Англию с целью организации собственного производства пуха. Но эти попытки потерпели неудачу. Козы теряли свой уникальный подшерсток, превращались в обыкновенных коз. Морской климат, теплая зима не давали козе необходимой теплой шубы, которая спасала их на родине. Затем были попытки организовать поставку уже не коз, а их пуха. Пух поставлялся иностранным фабрикам через российские ярмарки, так как в самом городе в 19 веке не было местных богатых купцов. Богатые купцы жили в Оренбурге наездами, предпочитая свою родину — город Ростов. Наиболее известными купцами считаются: Пичигин, Веснин и Дюков.
Они и были поставщиками местного козьего пуха на европейский рынок. Издатель «Отечественных записок П. Свиньин во время путешествия по Оренбургскому краю в 1824 году обозначил маршрут следования этого товара: Оренбург - Ростов-Бердичев-Париж. Также географ и этнограф П. Небольский пишет: «пух этот в старые годы большими тюками вывозился из Оренбурга в Ростов, там его перекупали оптовые торговцы и отправляли в Лемберг Львов , а из Лемберга товар шел уже во Францию, откуда уже возвращался к нам, В Москву И Санкт-Петербург, в виде превосходных платков и шалей». История с пухом оренбургских коз насыщена множеством невероятных фактов и событий, но самое главное в биографии степных коз связано с тем, что их замечательный, даже божественных пух стал основой для изготовления вязаных платков в Оренбурге и ближайших регионах. В начале 19 века не только пух, но и пуховые платки были товаром, который был известен и за пределами оренбургского края. Наряду с ткаными платками, затем и набойчатыми платками они были востребованы всеми слоями населения. Статья написана по книгам: "Так вяжут платки в Оренбурге", Федорова О.