Звания гофмейстерин и фрейлин носили большинство жён и дочерей рос. высших гос. деятелей и военачальников, эти звания также рассматривались как одна из форм поощрения мужей или отцов придворных дам. Придворная фрейлина.
Различия Между Богатыми и Бедными
- Русская придворная мода | Пикабу
- Вы точно человек?
- Читайте также
- Кто такие фрейлины при царском дворе – это интересно! Друзья, возможн | разное | Постила
Прибывшая женщина - Lady-in-waiting
Стать фрейлиной при царском дворе — это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России. Об этом мечтали не только девочки, но и их именитые родители. Сама близость ко двору была очень престижна и почётна. Фрейлина — это вершина карьерной лестницы для женщины, за которую было положено приличное жалование. По сути — это свита императрицы. При дворе существовала своя иерархия, которую ревностно оберегали.
Попасть в список фрейлин можно было несколькими способами. Чаще всего девушки в возрасте от 16 до 20 лет «проталкивались» своими знатными родственниками. Часто императрица приближала к себе понравившуюся кандидатку просто по своему желанию, и та становилась фрейлиной. Почти все девушки были знатного рода. Их родственники мужского пола, как правило, служили здесь же при дворе.
Но попасть в круговорот царского дворца могла и малостатусная особа, например, лучшая выпускница института благородных девиц. Были случаи, когда в список фрейлин попадали малолетние девочки, которые потеряли своих знатных родителей до своего совершеннолетия. В этом случае они получали образование при дворе.
Королева Елизавета и фрейлина Аннабель Уайтхед в 2021 году Хотя они не живут в Букингемском дворце, они иногда останавливаются там или в королевских апартаментах в Лондоне, если этого требуют их обязанности. Чем занимаются фрейлины? Фрейлины близки к монаршей особе и часто являются друзьями детства монарха. Как правило, они происходят из титулованных семей, чьи родословные восходят к королевской семье. Они работают в роли личных ассистентов королевы, помогая в повседневных делах, таких как выполнение поручений, доставка сообщений и организация корреспонденции, а также занимаются личными делами и сопровождают ее в королевских поездках и визитах. Фрейлина Леди Дагдейл помогает Королеве держать цветы во время круиза, 1996 год Что означают их титулы? Придворную даму, обслуживающую королеву, обычно называют Первой леди опочивальни, и они ранжируются между Первая леди опочивальни и Женщинами опочивальни, каждая из которых выполняет различные обязанности.
Правительница гардеробной почти всегда является герцогиней и старшей женщиной в королевском доме.
Фрейлинский коридор был восстановлен после пожара 1837 г. По отзыву Николая I, осмотревшего его 1 14 октября 1838 г. Всегда были фрейлины, пользующиеся особым положением и почетом при дворе, что наглядно демонстрировалось подходом к «квартирному вопросу». А именно это выражалось в их проживании не на третьем, а на первом этаже Зимнего дворца. В Царском Селе помещения фрейлин, по крайней мере сначала, находились в Большом Царскосельском дворце. Обязанности фрейлины заключались прежде всего в дежурствах.
Возраст фрейлин был весьма различный, некоторые, если им не удалось, несмотря на возможности, предоставляемые для знакомств двором, выйти замуж, оставались старыми девами. Великая княжна Ольга Николаевна пишет: «В деревню нас сопровождали только молодые, старшие оставались в Зимнем дворце. Мы, дети, знали их хорошо». Фрейлины должны были сопровождать императрицу или великую княгиню во время выездов, но в этом случае гофмейстерина «смотрела заранее русские, французские и немецкие пьесы, чтобы судить, могут ли их смотреть молодые девушки, и сопровождала их в большую царскую ложу против сцены». Наиболее приближенные фрейлины сопровождали императрицу в дальних поездках, как это было во время зарубежного вояжа Александры Федоровны в 1838 г. Тогда ее сопровождали фрейлины Е. Тизенгаузен и В.
Фрейлинами назначались уроженки Финляндии, Польши, Прибалтики. В конце апреля 1830 г. Это были Эмилия Роткирх, дочь президента финского сейма, и Аврора Карловна Шернваль фон Вален, дочь первого выборгского губернатора. Она была представлена ко двору в конце июня 1832 г. Она сразу же была приглашена на Петергофский праздник 1 13 июля. Великая княжна Ольга Николаевна писала о баронессе: «Я привязалась к Авроре Шернваль фон Вален, которая как раз была назначена фрейлиной. Дочь отца-шведа и матери-финляндки из Гельсингфорса, она была необычайной красоты, как физически, так и духовно, что сияло в ее красивых глазах».
Великая княжна допустила неточность, так как Шернваль как по отцовской, так и по материнской линии принадлежала к известнейшим представителям шведского дворянства. Она снова возвращается в Петербург и с февраля 1836 г. Дочери Николая I великим княжнам Марии, Ольге, Александре было тогда соответственно 16, 13 и 10 лет , особенно Ольга, привязались к новой фрейлине, но она недолго оставалась при дворце. Коллекция Государственного Исторического музея При российском дворе существовало несколько придворных почетных званий для дам и девиц. Собственно, в «Табели о рангах» говорилось не о званиях, а о чинах. Все они указаны не в основной части «Табели», а в одном из объяснительных к ней «пунктов». Среди дамских званий старшим было звание обер-гофмейстерины.
О ней говорилось, что она «имеет ранг над всеми дамами». Следующим было звание гофмейстерины. Оба звания обычно принадлежали дамам, занимавшим одноименные должности, заведовавшим придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. С 1880 г. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — ваше высокопревосходительство. Затем следовали действительные статс-дамы. Их ранг шел «за женами действительных тайных советников» II класс.
Действительные камер-девицы имели ранг, равный женам президентов коллегий IV класс. Наконец, назывались гоф-дамы приравнивались в ранге к женам бригадиров—V класс , гоф-девицы приравнивались к женам полковников—VI класс и камер-девицы. С 1730 г. Камер-фрейлины как и камер-юнкеры штатом 1796 г. Тем не менее, две фаворитки Павла I получили это звание. Это была фрейлина с 1777 г. Екатерина Ивановна Нелидова 1745-1839 , пожалованная в камер-фрейлины в 1797 г.
В законоположениях по придворному ведомству камер-фрейлины упоминаются лишь в 1834 г. По штату Александра I 1801 г. Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек. Это были так называемые «комплектные» фрейлины, которые назначались «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих княжнах. Они назывались также «свитными». Эти фрейлины постоянно находились при дворе, часто и проживали там. Фрейлины императриц считались старше фрейлин, состоящих при великих княгинях, а те, в свою очередь, старше фрейлин великих княжон.
Несколько фрейлин от двух до пяти имели более высокий ранг — камер-фрейлин. В придворной иерархии они приравнивались к статс-дамам. Статс-дамы составляли вторую по численности группу придворных дам. Как правило, это были супруги крупных гражданских или военных чинов. Большинство из них принадлежали к родовитым фамилиям и являлись «кавалерственными дамами», то есть имели знак дамского ордена Святой Екатерины и некоторые другие награды. Фрейлины «высочайшего двора», не входящие в комплект, не несли постоянных обязанностей. Многие из них подолгу находились в отпуске иногда проживая вне столицы и появлялись при дворе лишь изредка, в торжественных случаях.
Гофмейстерины, статс-дамы, камер-фрейлины носили на правой стороне груди броши с миниатюрными портретами императрицы, окаймленные бриллиантами. Считается, что первой на правой стороне груди стала носить портрет графиня А. Матюшкина статс-дама с 22 сентября 1762 г. Обладательницы портретов, как отмечает историк Л. Шепелев, именовались в быту «портретными дамами». Статс-дамы и камер-фрейлины имели платье зеленого бархата с золотым шитьем, одинаковым с шитьем парадных мундиров придворных чинов, а нижнее — из белой ткани, как правило из атласа. В качестве знака оценки императорским двором ее заслуг Аврора Карамзина была удостоена престижного ордена Святой Екатерины в ходе официального визита Александра III в великое княжество в 1883 г.
Высокое звание статс-дамы было присвоено полковнице Карамзиной в годы правления Николая II. Аврора Шернваль сделала свою собственную карьеру при дворе. В 1830 г. Орден стал высшей наградой для дам, а также для поощрения заслуг их мужей. Орден имел две степени и знаки Большого и Малого креста. По указу Александра II кресты первой степени украшались бриллиантами, второй степени — алмазами. На кресте ордена с лучами, украшенными драгоценными камнями, находится овальный медальон в золотой оправе, в центре изображалась сидящая святая Екатерина с большим крестом, в центре его маленький бриллиантовый крестик, и пальмовой ветвью в руках, над изображением — литеры СВЕ — Святая Великомученица Екатерина.
На обратной стороне финифтью была нарисована чета орлов, истребляющая змей, у подножия руин башни, на верху которой — гнездо с птенцами, и надпись на латинском языке: «Aquat munia comparis» — «Трудами сравнивается с супругом». Единственной при жизни Петра обладательницей этого ордена стала его супруга Екатерина Алексеевна, получившая его в честь своего достойного поведения во время неудачного для Петра Прутского похода 1711 г. В трудную минуту Екатерина оказала мужу моральную поддержку и, пожертвовав своими драгоценностями, помогла откупиться от неприятеля. В результате дело закончилось перемирием. Вступив на престол, Екатерина Алексеевна пожаловала знаками ордена своих дочерей — Анну и Елизавету. Всего во время ее царствования было выдано восемь наград. При императоре Павле I класс ордена был разделен на две степени: первая — дама большого креста; вторая — дама меньшого креста или кавалерственная дама.
В 1797 г. Павел I также законодательно закрепил обычай, по которому каждая родившаяся великая княжна получала орден Святой Екатерины, за счет этого количество награждений резко возросло. В статуте не были указаны заслуги, за которые следует награждать, но основанием для награждений традиционно служило просветительство. При пожаловании орденом Святой Екатерины каждая кавалерственная дама вносила на богоугодные заведения 250 рублей. Каждая кавалерственная дама могла представить воспитанницу дворянского происхождения для приема в Училище ордена Святой Екатерины. А также она была обязана трудиться об обращении «добродетельными способами и увещаниями, но отнюдь не каким-либо угрожением или понуждениями» — нескольких неверных к православию и освободить хотя бы одного христианина из варварского плена. Всего за два столетия орденом были награждены 734 дамы, из них более 310 удостоились 1-й степени.
Известен также единичный случай награждения этим женским орденом мужчины: за свой слишком женственный нрав орденом Святой Екатерины 5 февраля 1727 г. Меншикова — Александр. Он стал единственным мужчиной в истории ордена, ставший его кавалером. После падения отца, всесильного князя Меншикова, Меншиков — младший по указанию Петра II был лишен всех своих наград. Орденом могли быть награждены только лица дворянского происхождения, в том числе иностранки. В качестве знака оценки императорским двором ее заслуг, Аврора Карловна Карамзина была удостоена ордена Святой Екатерины малый крест по случаю коронации Александра III 15 мая 1883 г. Французы при Российском императорском дворе Среди обслуживающего персонала российского Императорского двора всегда было много французов, как, впрочем, и других выходцев из Европы.
Но при этом, французы традиционно занимали особое место, в том числе и потому, что российская дворянская культура в основе своей имела французские корни. Судьба приезжавших в Россию французов, складывалась по-разному, но очень многим из них удалось оставить свой след в истории Императорского двора. Многие из них принимали российское подданство, и их дети считали себя уже русскими. Например, хорошо известны биографии архитекторов-французов, служивших в России. Традиционно много французов работало в России на придворной сцене, а российские императоры охотно смотрели веселые спектакли на сцене Французского театра. Например, танцовщик О. Как водится, в России его звали Августом Леонтьевичем.
Его сын — Иван Огюст при Николае I работал придворным учителем танцев. В архивном документе упоминается, что «учителю танцевания Огюсту за обучение великого князя Николая и Александра Александровичей танцеванию, назначено производить ежегодно по 144 руб. Рескрипт Государя Цесаревича от 19 января 1851 г. Пуаро начал обучать танцам великого князя Владимира Александровича, за что ему доплачивали еще 144 руб. Буквально на протяжении столетий внешний облик российских монархов формировали французы-парикмахеры. Если обратиться к счетам по гардеробной сумме Николая I, то из нее следует, что придворным парикмахером в 1830—1840-х гг. Камер-юнгфера императрицы вспоминала, как в 1840-е гг.
Александра Федоровна придумала парикмахерскую забаву, решив соорудить на ее голове «старинную французскую прическу. Куаффер ее, Etienne, тотчас же принялся преобразовывать мою голову в голову какой-нибудь Помпадур. Волосы зачесал вверх, напудрил, сзади спустил несколько локонов, приколол цветы, перья, бриллианты». Но была и вполне обыденная работа, например, в апреле 1834 г. В счетах часто упоминается, что деньги парикмахеру выплачивали «за уборку, стрижку, помаду и прочее». Когда в 1841 г. Для второй четверти XIX века фигура камердинера-француза-парикмахера являлась традиционной, поскольку парикмахерские салоны, в современном их понимании, начали открываться только в середине XIX века.
В справочнике «Весь Петербург в кармане», изданном в 1851 г. С 1858 г. В мае 1858 г. Свидетельством благосклонности императрицы к Греффу стало ее согласие в сентябре 1862 г. Императрица сама выбрала в подарок матери новорожденного из представленных ей 10 бриллиантовых вещей «брошь с гранатами за 259 руб. Дарила подарки императрица и лично парикмахеру. Например, в январе 1867 г.
Кроме этого, в 1860 г. Грефф получил беспроцентную ссуду в 1000 руб. Занимая должность парикмахера-камердинера, Грефф, как и его предшественники, имел свою парикмахерскую на Невском проспекте. В 1868 г. Грефф, получив загранпаспорт, уехал в отпуск в Париж. За его семьей, остававшейся в Санкт-Петербурге, присматривал земляк — метрдотель Высочайшего двора Тю. Исходя из того, что следующую прибавку к жалованью в 500 руб.
Грефф получил в 1876 г. В 1880-х гг. В его салоне занимались не только прическами, но и делали маникюр, массаж лица, продавали парфюмерию и шляпы. Его парикмахерский салон в справочниках обозначался как фирма «Делькроа, Генри и Ко». Любопытно, что его супруга София Владимировна держала дамскую парикмахерскую и шляпную мастерскую поблизости магазин «Delcroix» — на Большой Морской, д. Услугами Делькроа со второй половины 1890-х гг. Об этом свидетельствуют ее бухгалтерские книги.
Например, имя Г. Делькроа несколько раз упоминается в счетах императрицы за 1898 г. Поскольку на протяжении всего XVIII — начала XIX века французские специалисты занимали лидирующее положение в стоматологии, то именно выходцы из Франции работали дантистами при Императорском дворе. Так, с 1770-х гг. Именно он удалял зубы и Александру I, и его младшему брату Николаю I еще в 1790-х гг. С 1 января 1806 г. После увольнения Сосерота, его место немедленно занял другой француз — «Иван Петрович» как его называли в России Деспин.
Именно он изготовил первый зубной протез для Александра I. Деспин оставил придворную службу и «находился в отпуску». Традиционной нишей для французов при Императорском дворе являлась кулинария. Например, при Николае I на императорской кухне работали метрдотели Л. Ламбен и К. Пети, Е. Имберт, помощник метрдотеля Главной кухни с 1841 Э.
Были и другие служащие, например, французский подданный Ж. Артуа, работавший с 1824 г. Когда в 1854 г. Франция объявила войну России, то перед всеми служащими-французами встал вопрос о выборе подданства. В результате все вышеперечисленные были 16 марта 1854 г. В результате французы стали российскими подданными «согласно изъявленному желанию и на основании состоявшегося постановления». Охрана государя В 40-х гг.
XIX века император Николай I не без гордости заявлял, что он — последний из европейских монархов, кто может позволить себе свободно разгуливать по улицам своей столицы без охраны. Это было время, когда по Западной Европе прокатывались волны революций, когда колебались устои старых королевских домов. И только русский царь осознавал свою монаршую силу. Ему случалось отправляться чуть ли не в одиночку к разгоряченной толпе и усмирять ее пыл одним своим появлением. Нельзя сказать, чтобы Николай совсем не придавал значения личной охране. Он никогда не забывал о трагической участи своего отца, Павла I, как и о предшествовавших дворцовых заговорах и переворотах, активное участие в которых принимали гвардейские офицеры. Памятен был Николаю и декабрь 1825 г.
Уже тогда молодому царю стала очевидной необходимость создания новых, более эффективных органов государственной безопасности, которые могли бы упредить созревание нового заговора, пресекать все случаи беспорядков и волнений в империи. В июне 1826 г. Еще через неделю образовано Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое фактически подчинялось — через своего главного начальника — только монарху. Руководителем обеих спецслужб был назначен граф Александр Христофорович Бенкендорф , герой войны 1812 года, сановник, всецело преданный Николаю. Согласно исторической легенде, когда Бенкендорф, получая назначение, попросил у Николая инструкций, то царь протянул ему свой платок со словами: «Вот тебе инструкция. Чем больше слез утрешь этим платком, тем лучше». Как бы там ни было, но уже в скором времени секретная агентура Третьего отделения и подразделения корпуса жандармов на местах охватила всю империю сетью регулярного политического сыска.
Либералы вздыхали: «Нельзя чихнуть в доме, сделать жест, сказать слово, чтобы об этом тотчас не узнал государь». Это, видимо, все же преувеличение, но и оно косвенно свидетельствует о тех переменах, которые произошли в империи в сфере укрепления государственной безопасности. Кроме того, монарха охранял Собственный его императорского величества конвой, заведенный еще при Александре I. Примерно со второй половины 30-х гг. Словом, у Николая I были все основания считать, что он и его августейшая семья находятся под надежной, «непробиваемой» защитой.
А в палатах тем временем готовили спецпомещение для родов, где дежурила опытная повитуха, которую в конце XVIII века сменил профессионал-акушер. Почему королевы рожали прилюдно, и кому это было нужно? В Западной Европе деторождение в королевских семьях тоже отрегулировано четко прописанными законами, отступление от которых не допускалось. Так что с момента первого известия о беременности королевы об этом в старину объявлял глашатай, а сегодня — твиттер Королевский совет назначал «министра чрева». Это был родовитый придворный, который контролировал ситуацию в покоях королевы: кто и зачем ходит, что и почему она кушает, зачем или за кем посылает, что приобретает и т. По сути, сановник максимально ограничивал самостоятельность беременной королевы — затворничество практиковалось и на Западе. Важно помнить, что хранитель чрева мог собственной жизнью или карьерой поплатиться за выкидыш или иные осложнения беременности. Когда приходило время схваток, начиналось публичное действо, ведь королевы рожали прилюдно — такой уж закон. И написан он толково — для защиты чистоты крови и поддержания стабильности в королевстве.
Неужели фрейлины королевы Елизаветы — это всего лишь горничные с титулом?
Форму юбки внизу поддерживают три валика. Подол обшит оборкой из кружева блонды и тюля. Но когда свадьба с принцем Людвигом была на носу, на прелестную девушку пал выбор русской императрицы Екатерины II: она решила, что её рано овдовевшему сыну Павлу именно такая вторая жена и нужна. Помолвку с Людвигом расторгли, а Павла отправили в Берлин знакомиться с невестой. По свидетельствам современников, юная София, получившая в России имя Мария Фёдоровна, целыми днями ходила в пышных нарядах: «То, что утомляет других женщин, ей нипочём, — писал церемониймейстер двора Павла I граф Фёдор Головкин. Мария Фёдоровна пристально следила за всеми новинками в мире моды и вовремя шила новые платья. Во время европейского Гран-тура, который великокняжеская чета совершила в 1781-1782 годах, российская принцесса ни в чём не уступала в пышности нарядов принимавшей их королеве Франции Марии-Антуанетте. Версальский двор надолго запомнил небольшую птичку из драгоценных камней, прикреплённую пружинкой к причёске Марии Фёдоровны, — во время ходьбы она раскачивалась и хлопала крыльями по бутону розы. Платье кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, 1790-е годы Единственное из сохранившихся в российских музеях орденских женских платьев. Хотя когда-то их было много: каждый год 24 ноября все кавалериссы Ордена собирались в Зимнем дворце именно в таких нарядах — начальницу Ордена отличала лишь зелёная мантия с горностаями.
Корсаж из серебряного глазета на двенадцати пластинках китового уса со шнуровкой на спине. Отделка из зелёного бархата с вышивкой блёстками по краям. Вырез и рукава обшиты кружевными воланами. Юбка из серебряного глазета с отделкой зелёным бархатом, как и бархатный шлейф, украшена вышитым орнаментом из золочёной нити, канителью и блёстками. Подлинное кружево не сохранилось: так оно было очень дорогим, его постоянно перешивали с одного платья на другое. При реставрации его заменила имитация, выполненная в начале XX века. Наряды великая княгиня заказывала у лучших модельеров Европы. Например, во Франции она сшила несколько платьев у Роз Бертен, личной модистки королевы, а по возвращении в Россию продолжала пользоваться её услугами. Императрица прожила в России 50 лет, так что сегодня по её гардеробу можно проследить, как менялась мода от рококо до классицизма, ампира и романтизма.
Свои лучшие платья она завещала женским учебным заведениям, которые патронировала, — в первую очередь Екатерининскому и Смольнинскому институтам, и после 1917 года они оказались в музеях. Несколько платьев остались у её сына Константина Павловича, несколько разошлись по фрейлинам, камердинерам». Фасон придумала Екатерина II. Платье состоит из верхнего распашного платья и юбки на фижмах.
Маргарита, лишенная возможности лично наблюдать за своей дочерью, возложила эту обязанность на самого близкого и преданного ей человека, выражая этим поступком более, чем какими-либо словами, свое безусловное доверие к госпоже де Лафайет.
Вторая дама - это бабушка знаменитого хроникера Брантома, Луиза де Дальон. Она повсюду сопровождала Маргариту в ее носилках и когда королева в своих путешествиях что-нибудь сочиняла, Луиза де Дальоне держала ее чернильницу или писала под диктовку. Так были написаны многие стихи Маргариты и многие из ее новелл, составившие в последствие знаменитый сборник «Гептамерон». Далее можно назвать Анну де Вивонн, мать Брантома, выведенную, по словам Маргариты, одной из рассказчиц «Гептамерона». Теперь скажем пару слов о фрейлине де Сент-Патерь.
Маргарита ей очень доверяла и через нее оказывала тайную помощь тем, кому по разным обстоятельствам, не могла помогать открыто. И наконец, стоит упомянуть о двух дамах де Орсонвилье и де Авогур. Дамы своим присутствием оживляли общество. Это уже не робкие шателенки средних веков, а женщины эпохи Возрождения, воспитанные при блестящем дворе Франциска, умеющие вести тонкий, умный разговор, умеющие ценить произведения искусства, литературы и иногда даже науки. Словом, это те женские фигуры, в которых без труда можно увидеть будущих держательниц салонов.
Маргарита вывела некоторых из них в качестве рассказчиц своих новелл. Но до сих пор ещё не разгаданы те личности, которые рассказываются под вымышленными именами дам Гептамерона. Преобразования при дворе начались с изменения статуса женщин. Культ женщин стал основным мотивом жизни двора: с Анны Бретонской женщины начинают жить при дворе, имея оплачиваемые должности. Дом королевы Франции или же двор королевы как составная часть большого королевского двора организационно существовал во все времена французской монархии, однако выделился в самостоятельное образование только в конце XV в.
Именно тогда был создан список служащих при королеве знатных дам, которые получали жалование за свою службу. Постепенно штат дома королевы стал состоять из больших и малых служб, где были заняты лица благородного и неблагородного происхождения в зависимости от выполняемых функций , которые обеспечивали поддержание ее частной и публичной жизни. Во многом именно они создали придворный этикет и церемонии; они обучали мужчин искусству галантного обращения и разговора. Они изменили моду, превратив одежду в род искусства. Женщины влияли, как на литературу и искусство, так и на политику и дипломатию.
Однако, отношение мужчины к росту придворной активности женщин было настороженным и ревнивым. Дворяне-мужчины не упускали случая напомнить о своем первостепенном месте в королевской свите. Тем не менее, женщины вышли на политическую и культурную арену и стали впервые в европейской истории самостоятельными действующими лицами. Подводя итог, можно сказать, что эпоха Ренессанса способствует стремительному культурному и творческому развитию не только Франции, но и всей Западной Европы. Политические и творческие идеи того времени, становятся определяющими в развитии европейской культуры и общественной мысли на долгие годы вперед.
Поскольку стремление к искусству, философии, путешествиям и открытиям становятся массовыми, многие люди не только из знатных родов, но и простолюдины отправляются в дальние путешествия с целью изучить окружающую действительность во всех её проявлениях, совершая при этом великие географические и научные открытия. И главной, отличительной чертой данной эпохи является распространение массового интереса к античной культуре.
Несмотря на то, что роль придворной дамы со временем изменилась и утратила свою первоначальную важность, она все еще представляет историческую ценность и интерес для исследователей и любителей истории. История этого термина Понятие «придворная дама» имеет древнюю историю, которая уходит корнями в средневековую Европу.
В средневековом обществе придворные дамы были высокопоставленными женщинами, которые служили в роли официальных сопровождающих и защитниц благородных особ. Они играли важную роль в придворной жизни и были близки к королевской семье. В то время придворные дамы были обязаны подчиняться строгим правилам и этикету, которые регулировали их поведение. Они должны были быть безупречно одетыми и отличаться изысканным вкусом.
Придворные дамы также обязаны были быть образованными и обладать хорошими манерами, чтобы они могли вести себя соответствующе в обществе. Они были ответственны за уход за одеждой и жемчужинами королевы, а также за порядок в королевском доме. С течением времени, роль придворных дам изменилась, и они стали не только сопровождать королеву, но и выполнять политические и административные функции. Они сопровождали королеву в ее поездках и путешествиях, представляли ее на официальных мероприятиях и оказывали ей совет в различных вопросах.
Придворные дамы также помогали королеве в общении с другими дворянами и благоприятствовали дипломатическим отношениям. Со временем, позиция придворной дамы в обществе изменилась и утратила свою значимость.
В зарплату получает больше, чем обычная служанка, и в ее обязанности не входят обычные дела служанок. Служанка куннё династии Чосон, обыкновенная служащая, без услуг которой огромный Дворец не смог бы работать. Они разделены на Ведомства Дворца, основные дела которых: готовка, устраивание праздников, стирка, уборка, услуги остальному персоналу Дворца музыкантам, художникам, дознавателям , обязанности медсестры. Ранги и "разновидности" У служанок куннё были руководители, которые были в качестве главы групп Куннё и Санггуна. Они осуществляли политическую власть в то время. Бомо Санггун Bomo sanggung - няни или кормилицы, которые кормили и воспитывали принцев или принцесс.
Синьё Санггун Sinyeo sanggung были помощницами короля, королевы и вдовствующей королевы, когда происходили национальные церемонии или праздники.
Литература
- Почему королевы рожали прилюдно, и кому это было нужно?
- Последние короли Франции
- Придворные дамы России: ru_oldrussia — LiveJournal
- Откройте свой Мир!
Крестная мать принца Уильяма устроила британской монархии «расистский» скандал
false Фрейлины – и прислуга, и участницы «пикантной» жизни особ императорского двора. Обязанности камер-фрейлин и статс-дам. Некоторые фрейлины так и не выходили замуж, оставаясь рядом со своими госпожами. Есть один узор, одобренный королевскими придворными дамами, который год за годом возвращается и украшает их платья.
ВЕК АВРОРЫ
- Придворные дамы Королевской Семьи
- Что значит придворная дама
- Крестная мать принца Уильяма устроила британской монархии «расистский» скандал
- Придворные дамы Российской империи: nezhnaya4you — LiveJournal
Помощницы королевы. Кто такие фрейлины, что они делают и какие секреты хранят
Стать фрейлиной при царском дворе — это была мечта большинства девушек знатного происхождения в царской России. Придворная дама. Придворные дамы средневековья. Придворный штат императрицы-королевы состоял в общем ведении обер-гофмейстерины; включал в себя придворных дам, лейб-медика и секретаря, не считая низших служителей и служительниц. 1.6Библиография. Отобразить/Скрыть содержание. придворная дама.
5 причин посмотреть дораму “Придворная дама”
Придворная дама дворца династии Чосон, обычно, возвысившаяся служанка, которая ухаживает и выполняет приказы членов королевской семьи Чосон. Придворная дама вела светскую жизнь, участвовала в мероприятиях при дворе, узнавала сплетни, но самое главное, она выполняла поручения королевы. Обязанности камер-фрейлин и статс-дам. Некоторые фрейлины так и не выходили замуж, оставаясь рядом со своими госпожами. Согласно занимаемому статусу (Табелю о рангах) было предписано дамам носить форменное придворное платье определенного цвета. В большой степени, видимо, благодаря ее придворной карьере и близости к официальным политическим партиям. К примеру, придворную даму, обслуживающую монархиню, обычно называют Первой леди опочивальни.
Должностные обязанности фрейлин
Если гофмейстерины отвечали, например, за канцелярию императрицы, то камер-девицы могли заниматься в основном менее ответственными делами, но при этом имели доступ в покои государыни. При Петре I и его супруге Екатерине табель строго не соблюдался. Обер-гофмейстерина — заведовала придворным женским штатом и канцелярией императрицы, высшее звание Гофмейстерина — представляла государыне дам, явившихся на аудиенцию. В праздничные дни надевала бархатное верхнее платье малинового цвета и белую юбку с золотым шитьём Статс-дама — де-факто большую часть времени занималась маленькими детьми императора. Статс-дам можно было без проблем отличить в дни торжеств по бархатному зелёному платью с золотым шитьём и белой юбке Камер-фрейлина — старшая придворная должность для незамужних. В её обязанности входило обслуживание "различных потребностей" императриц. Ходила в наряде, подобном статс-даме Фрейлина — было званием, жалующимся наиболее часто 1881 год: 189 фрейлин из 203 придворных дам. Камер-фрейлинами и фрейлинами могли быть только незамужние.
Обязательным условием к концу столетия стало "быть девицей". Как только девушка выходила замуж — её повышали в звании или, наоборот, разжаловали. Историк Павел Карабанов упоминает даже о пятилетних фрейлинах, "получивших" должность за заслуги отцов. Средний возраст таких "специалистов" сложился в XIX веке и составил 15—18 лет. Императрицы могли сделать исключение на такой "минус в резюме", но редко. Так, ко двору принимали, например, лучших студенток Смольного института благородных девиц. Только попасть в последний, а тем более заслужить там звание лучшей было неимоверно тяжело.
Сами же девушки должны были обладать обаянием, яркой внешностью не всегда это было равно красивой. При отборе претенденток учитывались знание языков и придворного этикета, умение петь и играть на музыкальных инструментах, танцевать. Одним из требований было умение держать себя при дворе. Периодически императрицы шли наперекор принятой системе и главным требованием считали не внешность или знания, а благонравность своих подчинённых. Так, фрейлина жены "царя-освободителя" Александра II который отменил крепостное право в России Анна Тютчева писала в своём дневнике, что двор правительницы в целом красотой или высокими манерами не отличался. Зато к большинству дам было не придраться в плане репутации ну не нравились они мужчинам. Чаще к подобным мерам прибегали, чтобы удержать императора от очередного "похода налево".
Помогало далеко не всегда. Варвара Арсеньева, как пишет историк Казимир Валишевский, не отличалась красотой современники вспоминают о её горбатости , но имела много других завидных качеств. К примеру, была весела и общительна, чем забавляла царицу. Что именно стало основным фактором, благодаря которому девушка попала ко двору, — неизвестно. Историки выделяют несколько возможных версий. Вильбуа описывает Варвару дурнушкой, но очень умной и злой. За обедом он сказал Варваре: "Не думаю, чтобы кто-нибудь пленился тобою, бедная Варя, ты слишком дурна; но я не дам тебе умереть, не испытавши любви".
И тут же при всех повалил её на диван и исполнил свое обещание", — пишет он. Она также была родственницей его фаворита Александра Меншикова. Кроме того, Екатерина I была не прочь иметь в своём штате хоть одну "страшненькую" фрейлину, чтобы сильнее выделяться на её фоне.
Лишь немногим из них после замужества давалось более высокое звание; остальные по выходе замуж отчислялись от двора. В 1826 году Николай I установил комплект фрейлин — 36 человек. Часть «комплектных» фрейлин назначалась «состоять» при императрицах, великих княгинях и великих княжнах эти фрейлины назывались свитными. Из фрейлинской свиты назначались воспитательницы великих княжон.
Камер-фрейлины — фрейлины более высокого ранга обычно 2-5 человек , приравнивающиеся в придворной иерархии к статс-дамам. Статс-дамы — вторая по численности группа дам 1914 год: 14 человек , как правило — жены крупных чинов. Большинство из них было «кавалерственными дамами» — имели орден Святой Екатерины или другие награды. Многие из них числились в отпуску. Ни камер-фрейлины, ни статс-дамы никаких определенных обязанностей при дворе не несли. Гофмейстерины и обер-гофмейстерины — как правило, дамы, занимавшие одноименные придворные должности и заведовавшие придворным дамским штатом и канцеляриями императриц и великих княгинь. Одной из их обязанностей было представление императрицам дам, явившихся на аудиенцию.
С 1880-х гг. Гофмейстерины, статс-дамы и камер-фрейлины имели общий титул — Ваше Высокопревосходительство. В парадных случаях придворные дамы должны были быть одеты в шитые золотом и серебром платья строго установленного в 1834 г. Николаем I фасона, цвета и материала. Гофмейстерины, статс-дамы и фрейлины носили на правой стороне груди портрет императрицы т. Фрейлины получали и носили шифры императриц или великих княгинь, при которых они состояли. Основанный при Екатерине II в 1764 году в Санкт-Петербурге Смольный институт стал «школой» будущих фрейлин, поступавших к императорскому двору.
Многие из фрейлин становились фаворитками императоров. Источник Камеристки, пажи и фрейлины. Лично мне всегда было интересно, кто такие и самое главное, чем занимаются все эти пажи, камеристки и фрейлины. Чем они отличаются друг от друга, и какие обязанности имеют. Потом подумал, а вдруг не одному мне интересно. Все эти звания имеют как минимум одно сходство, все они относятся к обслуживающему персоналу дворян и монарших особ. Мне это слово всегда почему-то напоминало одну из милых, но садистских сказок братьев Гримм, когда эта самая камеристка пыталась выдать себя за королеву.
Судя по звучанию, это или пленница королевы или, наоборот, служанка, которая в случае чего посадит ее в камеру, если будет себя плохо вести. Но нет. Это всего лишь комнатная служанка при госпоже дворянского сословия. Мало понятного стало, правда? Ничего страшного. Сейчас разберемся. Дело в том, что ближайшее подходящее по значению современное слово — горничная.
Но с достаточно широким функционалом. Не столько служанка, сколько помощница по хозяйству. Она покупала продукты к столу своей госпожи, готовила ей еду. Выгуливала домашних любимцев. И даже имела право заботиться о детях в отсутствии родителей Ну и конечно служила поверенной сердечных и иных тайн. В общем, должность довольно ответственная. То же самое, что субретка, служанка и опять же горничная.
Фрейлина Тут надобно сказать, что фрейлина это звание больше всего прижившееся именно на Руси, несмотря на немецкое происхождение. Это слово произошло от немецкого фройлян — означающего незамужнюю девушку, девицу на выданье. Ну а в России это младшее придворное звание после царствования Петра I. Этим звание могли обладать только представительницы дворянских фамилий, хотя иногда и делались исключения. Обычно фрейлины представляли свиту императриц или, на крайний случай, великих княгинь. Фрейлины составляли свиту императриц и великих княгинь. И давалось оно незамужним женщинам.
Звание было достаточно почетным и выгодным. Фрейлина при дворе могла выбрать себе подходящую партию для замужества, да еще и получить неплохое приданное за счет казны Это не считая солидного жалованья за исполнение обязанностей. И даже после замужества, бывшая фрейлина, сохраняла право быть представленной матушке-Императрице и принимать участие во всех придворных церемониях, включая и балы. Причем вместе с мужьями. Фрейлины могли позволить себе достаточно длительный отпуск, лишь изредка появляясь при дворе, с сохранением заработной платы. Вы спросите чего это я так подробно о фрейлинах? Видимо немного завидую.
Однако и обязанности у них тоже имелись. Они дежурили посуточно, должны были круглосуточно исполнять любые повеления императрицы. И даже высочайшие поручения, в духе незабвенной Констанции Бонасье. Кроме фрейлин существовали и другие женские должности при дворе. Камер-фрейлины — фрейлины более высокого ранга и статс-дамы, как правило супруги крупных военных или гражданских чинов. Иногда, как раз из бывших фрейлин. Правда ни те ни другие, никакими определенными обязанностями обременены не были.
Хотя, к ним было положено, как и к гофмейстеринам о них ниже обращаться Ваше Высокопревосходительство.
Особенно часто он ссылается на Цицерона, Платона, Ксенофонта, Квинтилиана. Изложенная в книге концепция любви и красоты тесно связана с идеями ренессансного неоплатонизма. Маргарита Наваррская вполне могла стать прообразом «идеальной придворной дамы». Все отличали ее исключительную нравственную чистоту и стремление к духовному развитию. Здесь стоит уделить немного времени женщинам, окружавших свою государыню Маргариту Ангулемскую и почти неотлучно состоявших при ней. Первая дама - Эма дэ Лафайет.
Вдова Франциска де Селли близкий друг королевы, ездившая вместе с ней в Испанию в 1525г. Маргарита, лишенная возможности лично наблюдать за своей дочерью, возложила эту обязанность на самого близкого и преданного ей человека, выражая этим поступком более, чем какими-либо словами, свое безусловное доверие к госпоже де Лафайет. Вторая дама - это бабушка знаменитого хроникера Брантома, Луиза де Дальон. Она повсюду сопровождала Маргариту в ее носилках и когда королева в своих путешествиях что-нибудь сочиняла, Луиза де Дальоне держала ее чернильницу или писала под диктовку. Так были написаны многие стихи Маргариты и многие из ее новелл, составившие в последствие знаменитый сборник «Гептамерон». Далее можно назвать Анну де Вивонн, мать Брантома, выведенную, по словам Маргариты, одной из рассказчиц «Гептамерона». Теперь скажем пару слов о фрейлине де Сент-Патерь.
Маргарита ей очень доверяла и через нее оказывала тайную помощь тем, кому по разным обстоятельствам, не могла помогать открыто. И наконец, стоит упомянуть о двух дамах де Орсонвилье и де Авогур. Дамы своим присутствием оживляли общество. Это уже не робкие шателенки средних веков, а женщины эпохи Возрождения, воспитанные при блестящем дворе Франциска, умеющие вести тонкий, умный разговор, умеющие ценить произведения искусства, литературы и иногда даже науки. Словом, это те женские фигуры, в которых без труда можно увидеть будущих держательниц салонов. Маргарита вывела некоторых из них в качестве рассказчиц своих новелл. Но до сих пор ещё не разгаданы те личности, которые рассказываются под вымышленными именами дам Гептамерона.
Преобразования при дворе начались с изменения статуса женщин. Культ женщин стал основным мотивом жизни двора: с Анны Бретонской женщины начинают жить при дворе, имея оплачиваемые должности. Дом королевы Франции или же двор королевы как составная часть большого королевского двора организационно существовал во все времена французской монархии, однако выделился в самостоятельное образование только в конце XV в. Именно тогда был создан список служащих при королеве знатных дам, которые получали жалование за свою службу. Постепенно штат дома королевы стал состоять из больших и малых служб, где были заняты лица благородного и неблагородного происхождения в зависимости от выполняемых функций , которые обеспечивали поддержание ее частной и публичной жизни. Во многом именно они создали придворный этикет и церемонии; они обучали мужчин искусству галантного обращения и разговора. Они изменили моду, превратив одежду в род искусства.
Женщины влияли, как на литературу и искусство, так и на политику и дипломатию.
Так, мундир и шляпа камергера работы петербургского мастера Залемана, имевшего свою мастерскую на Невском проспекте, в 1870 г. Наибольшей известностью среди модных мастерских, исполнявших женские парадные костюмы, пользовалась мастерская, основанная в Петербурге в середине XIX в. Ольгой Николаевной Бульбенковой и существовавшая до 1917 г. В ней, в основном, создавались парадные женские костюмы для императорской семьи к коронационным торжествам, свадьбам и другим торжественным случаям. Здесь же изготавливались парадные костюмы в приданое великих княжон, в частности, были сшиты семь парадных платьев для приданого великой княжны Ксении Александровны Всемирная иллюстрация. Ткани для них бархат, парча, атлас поставлялись, в основном, русскими фабриками, в том числе и известной московской мануфактурой Сапожниковых, особо славившейся своими узорчатыми шелками.
Золотошвейные работы выполнялись в петербургской мастерской И. Васильева, а также в Новодевичьем и Ивановском монастырях в Москве. Иногда для вышивки парадных костюмов царской семьи приглашали вышивальщиц из Торжка. Работы русских золотошвей пользовались заслуженной славой и с успехом экспонировались на выставках как в России, так и за рубежом. В 1893 г. Парадные костюмы фрейлин и других чинов двора менее других были подвержены изменениям, происходившим в модном костюме под влиянием смены стилей. Однако в костюмах императрицы и членов царской семьи веяния стиля все же ощущаются прежде всего в цветовом решении и характере декора при сохранении традиционного фасона.
Свидетельством этого является великолепный парадный шлейф, исполненный в 1896 г. Сам шлейф и лиф сшиты из палевого атласа, эффектно сочетающегося с бледно-розовым тоном юбки и вставки-манишки на лифе. Гармонично вписывается в общую цветовую гамму этого костюма великолепная вышивка серебром, в виде стилизованных в духе модерн вьющихся гирлянд из побегов лавра с цветами розы, шитыми шелком в розово-палевых тонах. Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны атлас, серебряная и шелковая нить дл. Бульбенковой 1896 г. Коллекция Эрмитажа Инв. Оно близко костюму, в котором императрица Мария Федоровна изображена на сохранившейся фотографии конца века.
Платье могло принадлежать либо Марии Федоровне, либо кому-то из членов царской семьи, так как использование серебряной парчи в придворном костюме было привилегией императорского дома. Парадное придворное платье Великой Княгини Александры Федоровны серебряной парчи, серебряной нитью, шелк, проволока, блестки, пуховые, кружевные длина лифа: 33,0 см; длина юбки: 169,0 см; длина шлейфа: 340,0 см Мастерская О. Бульбенковой 1894 г. Автограф на фотографии "Мария" Фотограф: А. Pasetti Третье платье — из пунцового бархата, с форменным золотым шитьем — могла носить одна из фрейлин императрицы, о чем свидетельствует цвет бархата и узор украшающего его золотого шитья. Платье придворное парадное бархат, атлас, металлическая нить, бить, фасонные плашки Мастерская О.
Что делали фрейлины?
Поскольку производственная группа «Придворной дамы» придала большое значение демонстрации подлинной культуры династии Тан, было разработано более 3000 костюмов с вниманием к деталям и использованием традиционных техник. Должность помощницы высокопоставленной дамы существует до сих пор почти во всех современных монархиях, однако количество придворных фрейлин везде разнится. Если камер-фурьер отвечал за весь штат придворных служителей, то гоф-фурьер был первым его помощником, составлял график дежурства, проверял наличие посторонних в императорской резиденции, отвечал за чистоту в залах резиденции. А фрейлина или же придворная дама женщина личный ассистент в суде, королевский или же феодальный, посещая королевскую женщину или высокопоставленного дворянка. В образе Придворной Дамы 08.04.2012 Внимательные глаза, понимающий взгляд, поддерживающая улыбка все это днем. Придворную даму, обслуживающую королеву, обычно называют Первой леди опочивальни, и они ранжируются между Первая леди опочивальни и Женщинами опочивальни, каждая из которых выполняет различные обязанности.