Российская Академия наук — до мая 1917 общепринятое название — Петербургская академия наук (по регламенту 1747 Императорская Академия наук и художеств, с 1803 Императорская АН, с 1836 Императорская Санкт-Петербургская АН, с мая 1917 Российская АН. Нынешняя Российская академия наук является восстановлением Российской академии наук, существовавшей в период с 1917 по 1925 год — которая, в свою очередь, была наследницей Петербургской академии наук — и в 1925 году преобразованной в АН СССР. Основанная в России в 1725 году Академия наук как своим появлением на свет, так и всем своим обликом, характером и деятельностью тесно связана с историей своего времени. Основана Академия наук при Петре 1. Академия наук в Петербурге 1725. Российская академия наук (РАН) была основана в 1724 году по указу Петра I. Является крупнейшей в России государственной академией наук.
В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие
К Указу прилагался Проект Петра I «Положения об учреждении Академии наук и художеств», которая бы состояла из «самолучших ученых людей». За 300 лет своего существования Академия меняла свои названия, реформировалась, но продолжала существовать как высшее государственное научное учреждение России. В этот же день отмечается День российской науки, который был учрежден указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 г. Археологические научные учреждения вошли в состав Академии значительно позже, в советское время, но фактически археология входила в круг академических интересов с самого основания Академии. Так, в петровском проекте, выделявшем три «класса» отделения , предполагалось, что в состав третьего класса войдут в том числе специалисты в области античности и истории «Третий клас состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются.
И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б — элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, 2 — гисторию древную и нынешную, а 3 — право натуры и публичное, купно с политикою и этикою ндравоучением ». Первые петровские указы, предписывающие собирать «древности» и охранять памятники, вышли за несколько лет до выхода Проекта положения о создании Академии наук и художеств. В феврале 1713 г. Петр I издал указ, призывающий искать и охранять найденные древности, в 1714 г.
Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Неоценим вклад академии в организации первого государственного музея «Кунсткамера», а в настоящее время в ведении Академии наук 55 функционирующих музеев: исторические, литературные, мемориальные. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др.
Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир.
Контент доступен только автору оплаченного проекта История создания Российской академии наук История основания Российской академии наук, роль Петра I в создании академии, ее развитие и изменения в названии. Контент доступен только автору оплаченного проекта Структура и функции Российской академии наук Описание структуры Российской академии наук, ее основные функции, направления научных исследований и взаимосвязь с образовательными учреждениями. Контент доступен только автору оплаченного проекта Достижения Российской академии наук Обзор значимых научных достижений Российской академии наук в различных областях знаний, вклад академии в развитие науки и общества.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Известные ученые Российской академии наук Биографии и научные достижения известных ученых, членов Российской академии наук, их вклад в различные области науки. Контент доступен только автору оплаченного проекта Международное сотрудничество Российской академии наук Анализ взаимодействия Российской академии наук с зарубежными научными организациями, проекты и исследования, проводимые в рамках международного сотрудничества. Контент доступен только автору оплаченного проекта Инновации и технологические разработки Российской академии наук Обзор инновационных проектов и технологических разработок, проводимых Российской академией наук, их влияние на развитие науки и экономики.
Он создал и возглавил комиссию по выработке нового проекта регламента академии, который в конце июля 1747 года был утверждён императрицей. С этого времени академия стала называться Императорской академией наук и художеств. Регламент действовал как академический устав более 55 лет. В соответствии с регламентом главная задача академии состояла в развитии науки и искусств «для общей пользы». В отличие от уставов многих академий Европы регламент определял академию как высшее государственное учреждение. В силу этого академия имела государственную денежную поддержку, а академики получали соответствующее денежное вознаграждение. Каждый академик мог иметь адъюнкта, который помогал ему в работе и одновременно сам готовился к академическому званию. В 1758 году по распоряжению Разумовского в составе академии появился институт члена-корреспондента. Согласно регламенту при академии с 1 сентября 1747 года начал функционировать Академический университет. В новое высшее учебное заведение были приняты 30 «молодых и способных людей в студенты». В этом проявлялась связь науки с образованием. Нельзя пройти мимо довольно непростых отношений Разумовского с Ломоносовым, который был человеком со сложным характером. Особо он распекал Разумовского за то, что последний не реагировал на его жалобы о засилии в академии иностранцев. В 1750 году Разумовский был избран гетманом Левобережной Украины. Перед отъездом в свою новую резиденцию он обратился к императрице с письмом, в котором беспокоился о судьбе академии в период его отсутствия в Петербурге.
Другие события раздела
- Читайте далее:
- Выбор цветовой схемы:
- Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
- Российская академия наук. Большая российская энциклопедия
День в истории 7 января: создание Российской академии наук
— Как появилась Российская академия наук и какие задачи перед ней стояли при основании? Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра I – в 1725 году, когда состоялась первая конференция иноземных академиков, прибывших в Россию. Ведущие место в работе как ВЭО России, так и Академии наук с момента их основания занимало просвещение и «расширение пределов всякого рода полезных человечеству знаний».
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
News начинает ежедневный марафон, посвященный будущему юбилею. Каждый день на протяжении 20 дней мы будем публиковать статьи, посвященные истории Академии наук и интервью с членами Академии. Исторические тексты — в рамках Десятилетия науки и технологий в России также будут публиковаться на портале «Живая история науки». А начнем мы с текста, посвященного человеку, без которого Академия бы не появилась — иностранному члену Парижской академии наук с 1717 года, ученику и другу выдающегося нидерландского анатома Фредерика Рюйша, собеседнику великого философа Годфрида Лейбница, а по совместительству — первому императору России Петру I. Как ни странно, но Петр Алексеевич, будущий Петр Великий, 14-й ребенок Алексея Михайловича «Тишайшего» но первый от его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной , получил весьма слабое домашнее образование.
В то время патриарх Иоаким, ведя борьбу против «латинизации», отодвинул от царского двора образованных учеников Симеона Полоцкого, и в результате Петра обучали менее грамотные люди. Потому, к слову, Петр до конца жизни писал с ошибками. Поэтому еще отодвинутый от реального правления своей сестрой Софьей Петр, играя в свои потешные войска, стал самостоятельно — и при помощи голландского купца Франца Тиммермана — изучать все, что нужно для военного дела и путешествий: арифметику и геометрию, астрономию и корабельное дело. Во-первых, найти союзников для борьбы с турками, а во-вторых — привлечь в Россию специалистов в области новых технологий.
Де-факто — создать программу технологических мегагрантов позже по велению Петра точно так будет проводиться в жизнь уже чисто научная программа создания Академии наук.
Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично. Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1.
Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений.
Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов. Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра. Однако император умер в первую годовщину своего великого детища, 8 февраля по новому стилю 1725 г. Первое официальное заседание и первые годы работы Наследница Петра Екатерина I повелела «удвоить усилия по ее Академии организации», подтвердила контракты с европейскими учеными — и они начали прибывать в Петербург. Якоб Герман, швейцарский математик на российской академической службе, сделал доклад о математическом доказательстве того, что Земля сплюснута у полюсов.
Тип: реферат Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы. Контент доступен только автору оплаченного проекта История создания Российской академии наук История основания Российской академии наук, роль Петра I в создании академии, ее развитие и изменения в названии. Контент доступен только автору оплаченного проекта Структура и функции Российской академии наук Описание структуры Российской академии наук, ее основные функции, направления научных исследований и взаимосвязь с образовательными учреждениями. Контент доступен только автору оплаченного проекта Достижения Российской академии наук Обзор значимых научных достижений Российской академии наук в различных областях знаний, вклад академии в развитие науки и общества. Контент доступен только автору оплаченного проекта Известные ученые Российской академии наук Биографии и научные достижения известных ученых, членов Российской академии наук, их вклад в различные области науки. Контент доступен только автору оплаченного проекта Международное сотрудничество Российской академии наук Анализ взаимодействия Российской академии наук с зарубежными научными организациями, проекты и исследования, проводимые в рамках международного сотрудничества.
Первым отечественным академиком стал М. В конце XVIII — начале XIX веков, в связи с организацией сети университетов и научных обществ, функции Академии изменились, её деятельность стала носить исследовательский характер. В 1803 году принят новый устав, определивший функции Академии как ведущего научного учреждения страны, состоявшего из физико-математического и историко-филологического отделений Академический университет и гимназия прекратили существование.
В 1841 году структура Академии сформировалась окончательно: в её состав вошла Российская академия в виде Отделения русского языка и словесности. В отличие от западноевропейских академий, которые автономны, РАН в большей степени зависит от государства. В 1934 году все подразделения академии были переведены в Москву.
С 21 ноября 1991 года указом президента России вновь воссоздана Российская академия наук.
АКАДЕМИЯ НАУК
8 февраля отмечается День Российской науки | Живая Кубань | Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. |
Реформа или уничтожение: как изменилась РАН за годы собственной перестройки | Санкт-Петербургская Академия наук и художеств стала родоначальницей всей системы научной деятельности в стране. |
Наука РФ - официальный сайт | Нынешняя Российская академия наук является восстановлением Российской академии наук, существовавшей в период с 1917 по 1925 год — которая, в свою очередь, была наследницей Петербургской академии наук — и в 1925 году преобразованной в АН СССР. |
Российская академия наук празднует 300 лет со дня основания | Спустя 12 лет после основания Академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки. |
К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук | Историки науки считают, что именно с бесед Петра I и Лейбница и появилась идея создания Академии наук в Петербурге. |
Другие статьи в литературном дневнике:
- 8 февраля – День российской науки | НКК
- Когда появилась академия наук
- Основание Академии наук — Студопедия
- Также по теме
Пётр I – создатель Российской академии наук
Неудача конкурса Императорской Академии наук В 1826 году Императорская Академия наук России объявила конкурс, предложив ученым ответить на несложный, казалось бы, вопрос: «Какие последствия произвело господство монголов в России, и именно. К юбилейной дате учрежден памятный знак «300 лет Российской Академии наук», будут выпущены монеты из драгоценных металлов. Основана 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 г. указом Сената по распоряжению императора Петра I, первые годы не имела фиксированного названия, часто именовалась "Академией наук" или "Академией наук и художеств". В память об этом событии 8 февраля в нашей стране стали отмечать День российской науки.
8 февраля – День российской науки
Основание Российской академии наук Российская академия наук (РАН) была основана указом Петра I от 28 января (8 февраля) 1724 года в Санкт-Петербурге. Неудача конкурса Императорской Академии наук В 1826 году Императорская Академия наук России объявила конкурс, предложив ученым ответить на несложный, казалось бы, вопрос: «Какие последствия произвело господство монголов в России, и именно. 8 февраля (28 января) 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. К ученым Академии наук предъявлялось требование связывать свои изыскания с запросами жизни, чтобы «вольные художествы и манифактуры, которые уже здесь заведены суть или впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели». Основание Российской академии наук Российская академия наук (РАН) была основана указом Петра I от 28 января (8 февраля) 1724 года в Санкт-Петербурге.
История в лицах
1 августа в 1725 году в Петербурге открылась Российская Академия наук | Надо сказать, с самого основания академия в организационном отношении по понятным причинам попала в руки иностранцев, которые опирались на опыт работы зарубежных академий. |
Указ о «заведении» Академии наук — к 300-летию основания виртуальная выставка | За 300 лет истории Академии наук единственной женщиной, возглавлявшей ее, стала Екатерина Дашкова (в девичестве Воронцова). |
В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие | 8 февраля (28 января) 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. |
8 февраля 1724 года основана Академия Наук | Действительное основание и регулярная работа Российской Академии наук началось только год спустя после того как Екатериной I был издан «Именный, данный Сенату, указ о заведении Академии наук и о назначении президентом оной. |
Наука РФ - официальный сайт | Российская Академия наук — до мая 1917 общепринятое название — Петербургская академия наук (по регламенту 1747 Императорская Академия наук и художеств, с 1803 Императорская АН, с 1836 Императорская Санкт-Петербургская АН, с мая 1917 Российская АН. |
АКАДЕМИЯ НАУК
Самая первая Академия наук была основана еще при Петре 1 в 18 веке. Нынешняя Российская академия наук является восстановлением Российской академии наук, существовавшей в период с 1917 по 1925 год — которая, в свою очередь, была наследницей Петербургской академии наук — и в 1925 году преобразованной в АН СССР. Спустя 12 лет после основания Академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки.
Пётр I – создатель Российской академии наук
Эйлер, А. Бутлеров, Н. Мордвинов, К. Тимирязев и др. Результаты их исследований, переложенные на почву общественного знания и обсуждения, служили на благо отечественной экономики.
В 1934 году все подразделения академии были переведены в Москву. С 21 ноября 1991 года указом президента России вновь воссоздана Российская академия наук. Санкт-Петербургский университет — это одно из крупнейших учебных заведений мира. Сегодня в его состав входит: 22 специальных факультета, 13 научно-исследовательских институтов, а также факультет военного обучения и общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта. Здания университета расположены в основном в Василеостровском и Петродворцовом районах города. На Васильевском острове расположен так называемый Василеостровский учебно-научный комплекс с историческим главным зданием университета ранее здание Двенадцати коллегий , а в Старом Петергофе — Петродворцовый учебно-научный комплекс. Молодежные сайты Кубани Краевая крейсерско-парусная школа Молодежный центр развития личности Управление молодежной политики Краснодарского края Центр молодежных инициатив Полезные ссылки.
В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад. На благо российской науки трудились крупные ботаники И. Гмелин и И. Кельрейтер, основатель эмбриологии К. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П. В первые десятилетия в академии зарождались основы для развития горного дела, металлургии и других значимых для государства отраслей промышленности. Ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Благодаря этим работам уже в 1745 г. Генеральная карта Российской империи, 1745 г. Источник: Wikipedia Одновременно проводились крупные исследовательские экспедиции, участники которых внесли вклад в освоение природных ресурсов России. Большое внимание академики уделяли этнографическим исследованиям территории страны. Ученые исследовали животный и растительный мир регионов, обнаружили месторождения полезных ископаемых, описали историю, этнографию и хозяйственную деятельность живущих на территории России народов и начали изучение их языков. Спустя 12 лет после основания академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда». Не забывали академики и о популяризации науки. Культурная жизнь Санкт-Петербурга обогатилась публичными лекциями по математике, физике, химии и истории. Лекции академиков собирали многочисленную аудиторию. Так дело Петра Первого запустило процесс просвещения российского государства, а академия наук стала главным научным учреждением страны. За почти 300-летнюю историю академия не раз переживала потрясения, в том числе политические изменения — она существовала в Российской империи, Советском Союзе и современной России. Но никогда академия наук не забывала о своей миссии, связанной с поиском научных истин и служением Отечеству. Во все времена академическое сообщество осознавало главную цель академии наук: расширять пределы человеческих знаний, развивать науки, обогащать их новыми открытиями и просвещать человечество.
Кейзерлинг, И. Корф и К. Почти пять лет академия существовала вообще без президента. В результате руководства случайных заморских интриганов она оказалась в самом плачевном состоянии. Тогда и встал вопрос об обновлении академии, пополнении её прежде всего отечественными кадрами и о назначении «своего» президента. Императрица Елизавета Петровна пошла навстречу этим пожеланиям. Первым из отечественных президентов академии стал последний гетман Левобережной Украины Кирилл Григорьевич Разумовский. Разумовский был настоящим баловнем судьбы. Родился в 1728 году в селе на Черниговщине. Своей стремительной карьерой обязан старшему брату Алексею, фавориту императрицы. Брат перевёз юного Кирилла в Петербург, серьёзно занялся его образованием, а в 1743-м отправил для учёбы в Германию и Францию. За рубежом Разумовский изучал точные науки, географию и всемирную историю, юриспруденцию, немецкий, французский и латинский языки. В Берлине слушал лекции знаменитого математика и физика, члена Российской академии наук и искусств Эйлера и профессора права этой же академии де Пирмона, который писал в Петербург: «…досуга у меня здесь нет с тех пор, как имею честь учить г. Разумовского, который, кажется, настолько доволен мной, насколько я им». После возвращения в Петербург 21 мая 1746 года Елизавета Петровна назначила ещё юного Разумовского президентом Петербургской академии наук с учётом его «особых способностей и приобретённого в науках искусства».
К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
В настоящее время в ведении Академии наук 55 функционирующих музеев: исторические, литературные, мемориальные. История Российской Академии Наук начинается с 1794 года. 8 февраля 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. Основана 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 г. указом Сената по распоряжению императора Петра I, первые годы не имела фиксированного названия, часто именовалась "Академией наук" или "Академией наук и художеств". Русская Академия наук основана Петром I. В январе 1724 г. в Сенате в присутствии Петра I, сенаторов Ф.М. Апраксина, Г.И. Головкина, А.Д. Меньшикова и других, обсуждался Проект положения об Академии наук и художеств. 300 лет назад, 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года, был опубликован указ Правительствующего Сената, согласно которому по распоряжению императора Петра Великого в Санкт-Петербурге учреждалась Академия наук и художеств.
Смотри также
- Учреждение Академии наук в России
- АКАДЕМИЯ НАУК
- Поиск по сайту
- 290 лет назад был подписан указ об образовании Российской академии наук и художеств
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
X Учреждение Академии наук в России Академия наук представляет одно из своеобразных и оригинальных созданий Петра Великого. Даже в той форме, в какой сложилось её учреждение и первые шаги её деятельности в новое царствование, когда правительственная власть потеряла оживлявшую её мысль и направлявшую к общественному благу волю, она являлась в XVIII в. И правда, были историки нашей Академии, считавшие самую идею, руководившую Петром в создании такого учреждения, единственной в истории просвещения. Подобно College de France в Париже, Royal Society в Англии, Академия наук в Петербурге явилась в истории умственного развития человечества не только единичным и самобытным учреждением, но в тоже время учреждением живым. С одной стороны, она, несмотря на все невзгоды своей истории, сохранила до сих пор следы эпохи своего учреждения - начала XVIII в.
С другой стороны, её живучесть выявилась в том, что она нашла себе место и положение при смене времен и научных состояний. Теперь, в XX в. Идея об учреждения Академии зародилась у Петра давно. Едва ли правильно приписывать в её основании большую роль Лейбницу , который, правда, уже давно, по-видимому в годы поездки Петра за границу 1698 , пропагандировал идею образования Академии наук, высших школ, научных исследований России, подавал в этом смысле записки и писал письма как самому Петру, так и его приближенным.
Может быть, мысли Лейбница и отражались на окружающих, но самый ход дела не дает возможности проследить его участие. Лейбниц не играл в истории образования Петербургской академии той роли, какую он имел в основании Берлинской. Горячий поклонник Петра и цивилизации России, он являлся дружественной России и Петру силой в умственной и культурной среде того времени, и из близких к нему кругов вышли люди, реально помогшие осуществить идею Петра. В 1712 г.
Лейбниц после многих стараний был принят на русскую службу, чтобы нам, понеже мы известны, что он ко умножению математических и иных искусств и произыскиванию Гистории и к приращению наук много вспомощи может, его ко имеющему нашему намерению, чтоб науки и искусства в нашем государстве в вящий цвет произошли, употребить.... Едва ли правильно приписывать идею об Академии наук влиянию другого иностранца - Г. Фика, несомненно влиявшего своими знаниями при организации бюрократической системы Петра. Правда, на одном из его докладов в июне 1718 г.
Однако эти слова ставят вопрос шире, чем проекты Фика, и неясно, какую академию имел в виду Пётр. Проекты об учёных коллегиях, библиотеках, музеях составлял ещё раньше, в 1713 г. Окончательное и решительное влияние, однако, несомненно, оказало посещение Петром Парижской академии наук. В начале 1721 г.
В связи с этой задачей в 1721 г. Блюментростом, братом упомянутого раньше исследователя Олонецкого края.
Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром.
Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет. Его величество изволил спросить, что я сказал, и я донёс, что ищет учителей, а учить некого, ибо без нижних школ академия оная с великим расходом будет бесполезна. На сие его величество изволил сказать: Я имею жать скирды великие, токмо мельницы нет, да и построить водяную и воды довольно в близости нет, а есть воды довольно во отдалении, токмо канал делать мне уже не успеть для того, что долгота жизни, нашея ненадёжна; и для того зачал перво мельницу строить, а канал велел токмо зачать, которое наследников моих лучше понудит к построенной мельнице воду привести. Академия была создана уже после смерти Петра - при Екатерине I. Мелкие люди, стоявшие у власти, не могли понять планов Петра.
При самом её зарождении отлетел от неё тот дух, который мог придать ей силу и значение в государственной жизни того времени. Даже люди, наиболее для неё сделавшие, которые яснее могли понимать её значение при самом её зарождении, считали, что надо образовать не Академию, а университет. Так думал Вольф. И все же в первые годы, когда в неё вошли люди, приглашённые Петром или им намеченные, Академия наук явилась в культурной жизни человечества новой и большой силой. Среди разрухи русской государственной жизни в первые десятилетия после Петра высокий уровень работы Академии не удержался. Условия жизни были тяжелы. Лучшие учёные ушли, новые назначения были неудачны. Долгие годы Академия переживала эпоху упадка - она с трудом, как и другие реформы Петра, приспособлялась к новым условиям русской жизни.
При начале царствования Елизаветы была даже опасность самого её сохранения.
Старое здание президиума РАН. В 1-й пол.
В 1803-1806 гг. Крузенштерн и Ю. Лисянский совершили кругосветное путешествие.
В 1820 г. Беллинсгаузен и М. Лазарев открыли Антарктиду.
В течение 1-й пол. Академики М. Остроградский и В.
Буняковский сделали ряд крупных открытий в математической физике и в области интегральных исчислений, В. Петров, Э. Ленц и Б.
Якоби - в учении об электричестве, К. Бэр - в области эмбриологии. Археографическая экспедиция АН 1828-1834 провела огромную работу по собиранию, изучению и изданию важнейших исторических письменных памятников.
Трудами К. Калайдовича , П. Строева , А.
Востокова в 1834 г. С 1887 г. АН существенно расширила связи с российскими и зарубежными научными учреждениями и ун-тами.
В академики и члены-корреспонденты были избраны видные профессора российских ун-тов, а в почетные члены - многие зарубежные ученые А. Ампер, Ж. Гей-Люссак, А.
Гумбольдт, Ч. Дарвин , Ж. Кювье, Ю.
Либих, Т. Мальтус , И. Гёте , Ж.
Фурье и др. В 1835 г. В 1839 г.
Струве, к-рый стал ее первым директором. В 1841 г. По имп.
Этим же указом учреждался Пушкинский фонд, к-рому ежегодно выделялось из казны 15 тыс. В 1900 г. Толстой , В.
Короленко, А. Чехов , А. Кони, Вл.
Соловьёв , В. Стасов, позже - И. Бунин и К.
С февр. Он закрепил ведущую роль АН среди научных учреждений страны. Согласно уставу, руководящими органами АН СССР стали ежегодно созываемое Общее собрание академии, состоявшее из всех академиков, обладавших правом решающего голоса, и членов-корреспондентов, обладавших правом совещательного голоса, и постоянно действующий, избираемый Общим собранием Президиум АН СССР, возглавляемый президентом.
Последовавшие 23 мая 1930 г. В 1934 г. Президиум и основные учреждения АН были переведены в Москву.
В 1938 г. По направлениям научной деятельности АН была разделена на отраслевые отд-ния. Возросла численность академических научно-исследовательских ин-тов: в 1928 г.
В 30-х гг. В 1933 г. В 1991 г.
В противном случае ничего не получится. Такими тренерами для сотрудников институтов всегда были члены РАН. А потом пришло ФАНО с умением только хорошо оптимизировать... Хотелось бы верить, что реформаторы не по злому умыслу, а по чистому недоумению уничтожили грамотно выстроенную когда-то систему управления наукой. Ну хорошо! Тогда следовало бы ожидать резких ее изменений хотя бы после начала СВО, ведь именно на ученых сейчас возлагаются надежды по созданию своей техники, электроники, медицинских приборов. Еще одной целью до 2014 года для нашей науки была интеграция в мировое научное сообщество, но по его правилам: российским ученым навязали в качестве показателя успешности оценку публикационной активности. Все обязаны были свои лучшие результаты публиковать в зарубежных журналах... Казалось бы, ну сейчас-то ситуация должна поменяться. Но нет.
В прошлом году вроде появились призывы прекратить эту порочную практику, но кто-то по-тихому решил оставить все как было... Можно констатировать, что все поставленные задачи реформаторов РАН выполнены. Коллектив ученых сокращен, как и количество научных организаций. За РАН остались по большому счету только экспертные функции. Хорошо бы еще, чтобы академия принимала активное участие в формировании государственной научно-технической политики по Закону о РАН — это когда ни один документ не может выйти из Минобрнауки без визы академии, но ведь нет и этого. Он твердо поставил вопрос о главенствующей роли академии в выборе научных приоритетов, в реализации конкретных проектов. К слову, задача по ликвидации технологического отставания ставилась Владимиром Путиным еще в Послании 2018 года, но почему-то за пять следующих лет так и не была выполнена. Некоторые критики Красникова отмечают, что у него тоже пока нет ярких результатов. Вы думаете, это быстро делается?! Но положительные сдвиги в этом, безусловно, есть».
В идеале академикам хотелось бы снова не на бумаге, а на деле формировать научно-техническую политику, организовывать и проводить фундаментальные исследования. По мнению многих, это пошло бы на пользу всей стране. Вернуть в РАН институты? Нет, об этом пока речи не идет, а вот по-настоящему вернуть научно-методическое руководство над ними — да. Это определение направления исследований, контроль, оценка результатов и решение кадровых вопросов. Предвижу много реплик по поводу кадров...