Новости итоги соловецкое восстание

Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Словенское восстание таблица. Бунташный век Соловецкое восстание. Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса. Соловецкое восстание 1667–1676 годов Год издания: 2009 Книга рекомендуется всем специалистам, занимающимся проблемой религиозного экстремизма. Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. 1 февраля 1676 г.) восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет.

«Соловецкое восстание»: зачем стрельцы устроили кровавую расправу над монахами

Среди трудников, работавших «по найму» и «по обещанию», то есть бесплатно, дававших обет «богоугодным трудом искупить грехи свои и заслужить всепрощение», было много «гулящих», беглых людей: крестьян, горожан, стрельцов, казаков, ярыжек. Они-то и составили основное ядро восставших. Хорошим «горючим материалом» оказались ссыльные и опальные, которых насчитывалось на острове до 40 человек. Кроме трудового люда, но под его воздействием и давлением к восстанию примкнула часть рядовой братии. Этому не приходится удивляться, ибо черные старцы по своему происхождению были «все крестьянскими детьми» или выходцами из посадов. Однако по мере углубления восстания иноки, напуганные решительностью народа, порывали с восстанием. Важным резервом восставшей монастырской массы были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и иных промыслах, приходившие под защиту стен Соловецкого кремля. По данным воеводских отписок царю, в осажденном монастыре находилось более 700 человек, в том числе свыше 400 решительных сторонников борьбы с правительством методом крестьянской войны. В распоряжении восставших было 90 пушек, расставленных на башнях и ограде, 900 пудов пороха, большое количество ручного огнестрельного и холодного оружия, а также защитного снаряжения.

Документальные материалы свидетельствуют о том, что восстание в Соловецком монастыре началось как религиозное, раскольническое движение. На первом этапе и миряне, и монахи выступили под флагом защиты «старой веры» против нововведений Никона. Борьба эксплуатируемых масс с правительством и патриаршеством, подобно многим народным выступлениям эпохи средневековья, приняла религиозную идеологическую оболочку, хотя на деле под лозунгом защиты «старой веры», «истинного православия» и т. На эту особенность революционных выступлений задавленного темнотою крестьянства обращал внимание В. Он писал, что «…выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития, а не одной России». В 1668 году за отказ принять «новоисправленные богослужебные книги» и за противодействие церковной реформе царь приказал осадить монастырь. Началась вооруженная борьба соловчан с правительственными войсками. Начало Соловецкого восстания совпало с разгоравшейся в Поволжье и на юге России крестьянской войной под предводительством С.

Правительство не без оснований опасалось, как бы его действия не всколыхнули все Поморье, не превратили край в сплошной район народного восстания. Поэтому первые годы осада мятежного монастыря велась вяло и с перерывами. В летние месяцы царские войска стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы, входившие в правительственную рать, распускались на это время по домам. Переход к открытым военным действиям до крайности обострил социальные противоречия в лагере восставших и ускорил размежевание борющихся сил. Оно было окончательно завершено под воздействием разинцев, которые стали прибывать в монастырь с осени 1671 года, то есть после поражения крестьянской войны. Влившиеся в восставшую массу люди «из полку Разина» взяли в свои руки инициативу в обороне монастыря и активизировали Соловецкое восстание. Разинцы и трудники становятся фактическими хозяевами монастыря и заставляют «труждаться» монахов, на которых раньше работали сами. Из воеводских отписок мы узнаем, что к руководству восстанием пришли враги царя и духовенства, «пущие воры и заводчики и бунтовщики… изменники великому государю» беглый боярский холоп Исачко Воронин и кемлянин из Кемской волости Самко Васильев.

К командному составу восстания принадлежали и разинские атаманы Ф. Кожевников и И. Начинается второй этап Соловецкого восстания, на котором религиозные вопросы отступили на второй план и идея борьбы «за старую веру» перестала быть знаменем движения. Порвав с реакционно-богословской идеологией монахов и освободившись от старообрядческих требований, восстание принимает ярко выраженный антифеодальный, антиправительственный характер. В «распросных речах» выходцев из монастыря сообщается, что руководители восстания и многие его участники «и в церковь божию не ходят, и на исповедь к отцам духовным не приходят, и священников проклинают и называют еретиками и богоотступниками». Тем же, кто упрекал их в грехопадении, отвечали: «мы де и без священников проживем». Новоисправленные богослужебные книги жгли, рвали, топили в море. Восставшие «отставили» богомолье за великого государя и его семью и слышать больше об этом не хотели, а иные из мятежников говорили про царя «такие слова, что не только написать, но и помыслить страшно».

Такие действия окончательно отпугнули от восстания монахов. Не говоря уже об оппозиционной верхушке монастыря, даже рядовая братия в своей массе порывает с движением, сама решительно выступает против вооруженного способа борьбы и пытается отвлечь от этого народ, становится на путь измены и организации заговоров против восстания и его предводителей. Только фанатичный сторонник «старой веры» высланный на Соловки архимандрит Никанор с кучкой единомышленников до конца восстания надеялся с помощью оружия заставить царя отменить никоновскую реформу. По словам черного попа Павла, Никанор беспрестанно ходил по башням, пушки кадил и водою кропил и называл их «матушками галаночками, на вас де у нас надежда», и по воеводе и по ратным людям стрелять велел. Никанор был попутчиком народа; опальный архимандрит и восставший трудовой люд использовали одни средства борьбы для достижения разных целей. Народные вожаки решительно расправлялись с реакционно-настроенными иноками, занимавшимися подрывной деятельностью; одних они сажали в тюрьмы, других изгоняли из монастыря. За стены крепости было выдворено несколько партий противников вооруженного восстания - старцев, монахов. С начала 70-х годов Соловецкое восстание, подобно крестьянской войне под руководством С.

Разина, становится выражением стихийного возмущения угнетенных классов, стихийного протеста крестьянства против феодально-крепостнической эксплуатации. Население Поморья выражало сочувствие мятежному монастырю и оказывало ему постоянную поддержку людьми и продовольствием. Черный поп Митрофан, бежавший из монастыря в 1675 году в «распросной речи» говорил, что в период осады приезжали в монастырь «с рыбою и с харчевыми запасами с берегу многие люди». Царские грамоты, угрожавшие суровым наказанием тем, кто доставлял продовольствие в монастырь, не действовали на поморов. Ладьи с хлебом, солью, рыбой и иными продуктами питания непрерывно приставали к островам. Благодаря этой помощи восставшие не только успешно отражали приступы осаждавших, но и сами совершали смелые вылазки, которые обычно возглавлялись И. Ворониным и С. Васильевым - избранными народными сотниками.

Строительством укреплений руководили опытные в военном деле беглые донские казаки Петр Запруда и Григорий Кривонога. Все гражданское население Соловков было вооружено и по-военному организовано: разбито на десятки и сотни с соответствующими командирами во главе. Осажденные значительно укрепили остров. Они вырубили лес вокруг пристани, чтобы никакое судно не могло подойти к берегу незамеченным и попало в зону обстрела крепостных орудий. Низкий участок стены между Никольскими воротами и Квасопаренной башней подняли деревянными террасами до высоты других участков ограды, надстроили низкую Квасопаренную башню, на Сушильной палате устроили деревянный помост раскат для установки орудий. Дворы вокруг монастыря, позволявшие неприятелю скрытно приближаться к кремлю и осложнявшие оборону города, были сожжены. Вокруг монастыря стало «гладко и ровно». В местах возможного приступа положили доски с набитыми гвоздями и закрепили их.

Была организована караульная служба. На каждую башню посменно выставлялся караул из 30 человек, ворота охраняла команда из 20 человек. Значительно укрепили и подступы к монастырской ограде. Перед Никольской башней, где чаще всего приходилось отбивать атаки царских стрельцов, вырыли окопы и обнесли их земляным валом. Здесь же установили орудия и устроили бойницы. Все это свидетельствовало о хорошей воинской подготовке руководителей восстания, их знакомстве с техникой оборонительных сооружений. После подавления крестьянской войны С. Разина правительство перешло к решительным действиям против Соловецкого восстания.

Весной 1674 года третий по счету воевода Иван Мещеринов прибыл на Соловецкий остров. В завершающий период борьбы под стенами монастыря было сосредоточено до 1000 стрельцов с артиллерией. В летне-осенние месяцы 1674 и 1675 гг. С 4 июня по 22 октября 1675 года потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Вследствие жестокой блокады и непрерывных боев число защитников монастыря также постепенно сокращалось, запасы военных материалов и продовольственных товаров истощались, хотя крепость могла еще долго обороняться. В монастыре накануне его падения было, по словам перебежчиков, хлебных запасов на семь, по другим данным - на десять лет, коровьего масла на два года. Только в овощах и свежих продуктах чувствовался недостаток, что привело к вспышке цинги. От цинги и ран умерло 33 человека.

Соловецкий монастырь не был взят штурмом. Его предали изменники-монахи. Монах-перебежчик Феоктист провел в монастырь тайным ходом, что под сушилкой у Белой башни, отряд стрельцов. Через открытые ими башенные ворота в крепость ворвались главные силы И. Восставшие были захвачены врасплох. Началась дикая расправа. Почти все защитники монастыря погибли в короткой, но жаркой схватке. В живых осталось только 60 человек.

Разгром Соловецкого монастыря произошел в январе 1676 года. Это был второй после поражения крестьянской войны С. Разина удар по народному движению. Вскоре после подавления восстания правительство прислало на Соловки из других монастырей благонадежных монахов, готовых славить царя и реформированную церковь. Соловецкое восстание 1668—1676 гг. Разина антикрепостническим движением XVII века. Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора 4.

В это время громят саму опричнину. Наш анализ этих событий см. Как показывают документы, Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. Куликовская битва. Иван Грозный. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович 4. Тайна сибирско-американской истории автора Носовский Глеб Владимирович 5.

Однако уже вскоре наметились разногласия между Из книги Всемирная история: в 6 томах. После победы в 1590 г. Косминский и Я. Архангельский С. Аграрное законодательство Английской революции.

Приверженцев богослужебных традиций староверов стали преследовать и называть раскольниками. Такое официальное клеймо они носили до 1905 года. С 1637 года оборона Русского Севера полностью возложена на монастырь. В 1657 году значительная часть братии получила оружие. Его военная мощь подкреплялась экономической. В собственности монастыря находились огромные земельные наделы на материке, соляной и рыбный промыслы, разработки слюды, железноделательное и жемчужное производство, разные ремёсла, книгописание и иконописание. В 1651 году Соловецкий игумен Илья произведён в архимандриты, что означало присвоение монастырю высшего ранга. Но в том же году согласно царской грамоте право суда в монастыре получил возглавивший с 1649 года новгородскую митрополию Никон. Кстати, до 1639 года он обитал неподалёку от Соловецкого монастыря — в Анзерской пустыни. Анзер — один из островов Соловецкого архипелага. Условия жизни в пустыни были гораздо суровее, чем в монастыре. Чувство враждебности к богатому соседу у Никона зародилось в те времена. После получения права суда над северной обителью Никон неоднократно залезал в монастырскую казну и в библиотеку. Соловецкие монахи писали жалобы царю на действия Никона, указывая книги и ценности, изъятые им. Недовольство патриархом Никоном, реформой богослужения привели в 1657 году к отказу монастыря, возглавляемого архимандритом Ильёй, принять новопечатные богослужебные книги. В последующие годы происходили другие акции неповиновения, приведшие к отказу подчиниться не только церковной власти патриарха, но и власти царя. В сентябре 1667 года на чёрном соборе обители принята Пятая соловецкая челобитная, содержащая решение о сопротивлении властям в случае их отказа отменить церковную реформу. В 1668 году началась вооруженная борьба монастыря с царскими войсками. Монастырь находился в осаде восемь лет. Оборонялись в нём около семисот - семисот пятидесяти его защитников. В первые годы осада велась лишь в летнее время. На зиму стрельцы возвращались на материк. В 1674 году властям стало известно о прибытии в монастырь уцелевших соратников Степана Разина. Осада усилилась. В ответ участники восстания в начале января 1675 года приняли решение не молиться за царя. Летом 1675 года военные действия усиливаются и за пять месяцев потери осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Увы, не взяли крепость и в этом году. В 1676 году войско численностью в тысячу человек во главе с воеводой Иваном Мещериновым совершило ещё один неудачный приступ. И лишь в конце января 1677 года, благодаря предательству перебежчика, чернеца Феоктиста, впустившего отряд стрельцов через потайной ход, монастырь был взят. Официальных документов о числе погибших за время осады защитников крепости, казнённых после её взятия, нет. К началу осады в монастыре было около семисот монахов и мирян. В течение восьми лет из монастыря одни уходили, другие в него приходили, умирали от болезней и гибли в боях. По подсчётам некоторых исследователей в последний год осады в монастыре осталось не менее четырехсот человек.

После школы она поступила на исторический факультет Новосибирского государственного университета. Преподавала древнерусское искусство, культуру и историю в различных учебных заведениях родного города. В 1998 году Ольга Валерьевна сменила место жительства, выбрав для переезда Санкт-Петербург, где устроилась в драматический Театр на Литейном заведующей по литературной части. Позже преподавала в Гуманитарном университете профсоюзов, затем устроилась в Российскую национальную библиотеку специалистом по международным связям. Последние записи:.

За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы. Свидетельством «прощения» опального монастыря стало посещение обители Петром I почти через 20 лет после описываемых событий. Тем не менее, монастырь восстановил свое значение лишь в конце 18—19 вв. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Тексты многочисленных списков Повести и истории об отцах и страдалицах соловецких писателя-самоучки старообрядца Семена Денисова, рассказывавшие о жестокостях и репрессиях царских усмирителей, бытовали по всей России. Упорство в вере и мученическая смерть «соловецких старцев» создала вокруг них ореол мученичества. О соловецких защитниках слагались песни.

Соловецкое сидение (восстание)

Сидение продолжалось, но активных приступов не было по причине серьезного отпора из пушек со стороны крепостных стен. Активизация осады Ситуация изменилась в 1673 году. Именно тогда царь принял решение ужесточить осаду. Для этого были приняты следующие решения: Иван Мещеринов назначен командующим осадой; Ему даны широкие возможности для того, чтобы добиться победы. Войскам дано разрешение использовать все осадное оборудование, которое имеется в наличии. Тем монахам, которые решат сдаться, гарантировано помилование. Блокада монастыря начала ужесточаться, несмотря на отсутствие серьезных штурмов и тот факт, что Мещеринов в сентябре 1674 года так же отвел армию в Сумский острог. Но именно в течение данной зимовки численность осаждающих выросла еще больше.

Теперь их насчитывалось около 1,5 тысяч бойцов. Численное преимущество царских войск становилось подавляющим. Инициатива также постепенно переходила к стрельцам. Но защитники не планировали сдаваться. Интересный факт! Даже во время осады монахи Соловецкого монастыря продолжали молиться за царя. Это изменилось 16 сентября 1674 года.

Именно тогда осажденными было принято решение завершить молитвы за «царя-ирода». Данное событие стало ключевым в дальнейших событиях. После данного решения царские власти уже не надеялись добиться сдачи монастыря с помощью мирных переговоров. Май 1675 года ознаменован широкими земляными работами со стороны царских войск. Вокруг монастыря были возведены укрепления, с которых происходили обстрелы, а также производились подкопы. Это помогло сжать кольцо осады. Но проводившиеся штурмы не увенчались успехом.

Пушки со стен монастыря били по наступающим войскам, нанося им тяжелые потери. А подкопы были завалены благодаря умелым действиям осажденных. В начале января 1676 года был отбит очередной штурм, после которого командующий Мещеринов утвердился во мнении, что дальнейшие штурмы не принесут результата и приведут к еще большим потерям. При этом штурме были убиты 36 стрельцов. Ротмистр Степан Потапов также был убит. Предательство Проведенный в Соловецком монастыре в 1674 году Собор постановил, что продолжать молиться за царя бессмысленно.

В ответ стряпчий писал: «Утеснения в монастыре им, ворам, нынешним зимним временем учинить никакого нельзя, окроме летние поры и осады, а осадить монастырь крепко надобно людей тысеча не одна». Тысячу ему никто не дал, но 200 стрельцов прислали, а также и жалование повысили. Правда, ситуация от этого не изменилась. Стрельцы В 1672 году власти это положение дел, наконец, надоело, и она заменила Игнатия Волохова на московского сотника Климентия Иевлева, а само войско было увеличено до 725 стрельцов. При этом осаждавших усилили еще и иностранными кадрами. Дьякон Игнатий Соловецкий писал: ««Воевали сию обитель и немцы, и поляки, истинные латынцы». Правда, и это не помогло. Вместо полноценной осады силами, уже превосходящими восставших, Иевлев занялся грабежом монастырских волостей. В итоге при попытке штурма крепости двинские стрельцы взбунтовались со словами: ««Посылали же нас на верную смерть, а кормов не дают, ходим голы и босы». В результате летом 1673 года Климентия Иевлева тоже отстранили от командования, а затем отозвали в столицу и арестовали за многочисленные преступления. Осада Соловецкого монастыря же, все больше походившая на Троянскую, продолжалась. Однако теперь власть, уставшая от долгой и бессмысленной осады, на которую уходили деньги и солдаты, в сентябре 1673 года назначила во главе войска воеводу Ивана Мещеринова с приказом «воровство и мятеж искоренить вскоре» любыми средствами. Включая и обстрел стен Соловецкого монастыря из пушек, что прежде было запрещено, так как царь надеялся на мирное окончания восстания и обещал прощение всем бунтовщикам, которые сами явятся с повинной. Для того, чтобы воевода, в отличие от своих предшественников, все-таки взял монастырь, его еще дополнительно «простимулировали» приказом: «Воровство и мятеж искоренить вскоре, на зимовье к Сумскому острогу не ходить, а буде ты, Иван, с Соловецкого острова без нашего, великого государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь». С такой мотивацией Мещеринов просто не мог не активизировать военные действия. Вместо вялой осады началась реальная война. Особенно осада усилилась после того, как власть узнала, что в монастырь прибыли выжившие соратники недавно разгромленного Стеньки Разина. Но тут в дело вмешалась сама погода. В октябре 1674 года рано ударили холода, и осаждавшие были вынуждены вновь отступить. Они отправились на зимовку в Сумский острог. Восставшие же до конца 1674-го продолжали молиться за здоровье царя. Однако в ответ на усиление осады они в январе следующего года решили больше не молиться за «ирода». В конце мая 1675 года воевода со стрельцами вернулся на Соловки. Активные боевые действия развернулись летом, и с июня по октябрь потери осаждавшего войска составили 32 убитых и 80 раненых. Пошла совсем другая война. Мещеринов окружил монастырь земляными городками с пушками вокруг его стен, стрельцы начали вести подкопы под башни. В августе 1675-го к осаждавшим прибыло пополнение из 800 стрельцов, и общая численность войска составила порядка 1500 человек. В этот раз воевода решил не уходить на зимовку в острог, несмотря на холода, а продолжать осаду до победного. Но защитники Соловков отчаянно отстреливались и наносили его войску большие потери. Им даже удалось сделать вылазку и завалить подкопы осаждавших. В начале января 1676 года Мещеринов предпринял еще один приступ к крепости. Однако и он был отбит, в ходе боя погибли 36 стрельцов. Осада опять затягивалась, но в этот раз совсем не из-за бездействия царских войск. Наступила зима с суровыми северными холодами, исход войны был неясен, а над воеводой нависла угроза смертной казни за провал. Но судьбу осажденного Соловецкого монастыря решил тот фактор, что за историю человечества сдал врагу немало крепостей — предательство. Но сделать это нужно именно за час до рассвета, так как в это время идет смена караула, и на стене и башне остается всего по одному человеку. Тайный ход в сушило, через который нападавшие проникли в монастырь Темной снежной ночью 22 января 1676 года стрельцы, направляемые предателем, проникли в крепость и открыли ее ворота.

Остальные спали. Из стрельцов не погиб никто, раненых было четверо. Рукописная летопись монастыря так рассказывает о событиях: «Ворвавшемуся же в обитель Мещеринову с воями исшед на сретенье монахи Стефан да Антоний и иные тридесятъ инокъ, казначей же и келар, предася в руце Мещяринова абие клялся клятвою велию абие не предаст смерти и зла никому не причинит из обители. И се, дьяволом научаемый, рекомых Стефана Антония и и тридесять инокъ приказа воям бити смертию, и по слову его убиша их во вратах монастырских». Расправа Кара Мещеринова была страшной. Он разорил обитель, монахов же пытал, чтобы те выдали ему ценности — «кои на древах повеси, кои же за чресла на крюках... С непокорных монахов снимали одежду, на морозе загоняли в воду, чтобы замерзли. Летописец монастыря описывает, что тела монахов не были преданы земле, а брошены на льду залива, где пролежали все лето, и «не таяху же лёд по ними и в жару велию». Старовер князь Андрей Денисов в «Истории о отцах и страдальцах соловецких» писал, что воевода допрашивал монахов лично, забивал их до смерти, не делая скидок ни на духовное звание, ни на возраст. Архимандрита Никанора он избил тростью с набалдашником, выбил зубы и повелел бросить монаха со стены в ров и стеречь, пока не замерзнет. Так же он поступил со старцем Макарием, которого по немощи привезли к нему на санках — он бил его, пока не устал, а потом повелел вытащить на лед, пока не умрет. Каждому из монахов Мещеринов задавал один вопрос: как они смели противиться воле государя?

С противоположной стороны участниками Соловецкого восстания были стрельцы, присланные на его подавление. Поначалу их было немного, менее двухсот, но по мере того, как осада не приносила результатов, а время шло, их число росло и росло, пока не дошло до 1,5-2 тысяч точные оценки тут разнятся. При этом первые годы стрельцам было запрещено обстреливать монастырь, поэтому они ограничивались лишь осадой, и то лишь в летнее время, так как зимой их распускали по домам из-за сурового климата побережья Белого моря. За это время участники Соловецкого восстания пополняли запасы с помощью местных жителей, поморов, которые им сочувствовали. Суть и ход событий Соловецкого восстания Соловецкий монастырь, вокруг которого и разворачивались описываемые события После изгнания настоятеля отца Иосифа и начала осады активных действий не предпринималось на протяжении многих лет. Стрельцы сидели в осаде, на лето занимая Соловецкие острова и пытаясь разорвать связь осаждённых с материком, но на зиму их распускали по домам из-за зверских холодов. Приближаться к стенам монастыря стрельцы не решались — когда они попытались это сделать, монахи встретили их артиллерийским обстрелом.

Соловецкое восстание: краткая история

Подавление соловецкого восстания Восстание монахов Соловецкого монастыря 1668-1676 гг. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание.
Соловецкое восстание итоги. Соловецкое восстание Бунташный век Соловецкое восстание. Выступление старообрядцев – причины восстания, требования и итоги кратко для 7 класса.

Соловецкое восстание

На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своем распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет. Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря. В ответ на блокаду монахи начали восстание под лозунгом борьбы «за старую веру» и заняли оборону вокруг крепости. Мятежникам помогали и сочувствовали крестьяне, работные и пришлые люди, беглые стрельцы, а позже и участники разгоравшейся крестьянской войны под предводительством Степана Разина. В первые годы московское правительство не могло послать значительных сил на подавление восстания из-за других крестьянских волнений. Однако блокада продолжалась, и руководство монастыря, а также значительная часть чернецов монахов, принявших схиму выступили за переговоры с царскими воеводами. Миряне и пришлые люди отказались идти на компромисс и требовали от монахов «за великого государя богомолие отставить».

Переговоры, которые велись с восставшими в течение 4 лет, ни к чему не привели. В результате в 1674 Алексей Михайлович увеличил войско, осаждающее крепость, назначил новым воеводой Ивана Мещеринова и отдал ему приказ «мятеж искоренить вскоре». На третьем этапе борьбы осажденных со стрелецким войском предпринимались многочисленные попытки штурма крепости, долгое время заканчивавшиеся безуспешно. Несмотря на многочисленность до 1 тыс. В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. До конца 1674 года монахи, оставшиеся в монастыре, продолжали молиться за царя Алексея Михайловича. В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев — «в хлев, и в поварню, и в мукосейню».

Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск.

Однако, обратно в монастырь их даже не впустили, что было уже явным сопротивлением царской власти. Варфоломея перевели тогда в Свияжский монастырь, а архимандрит Никонор перешел на сторону бунтовщиков. Царь написал увещевательную грамоту, но все было напрасно.

Тогда началась осада; были построены батареи, с которых шла бомбардировка монастыря. Крепость, однако, руководимая военачальниками-монахами, сопротивлялась превосходно; провианта было много. Достаточно сказать, что через десять лет 22-го января 1677 г. В самой обители произошел жестокий бой.

Было много убитых. Многие казнены, многие сосланы в другие монастыри и крепости. Часть раскольников бежала в Поморье, где они распространили раскол, увенчивая гибель мятежников мученическим венцом, как пострадавших за правую веру. Соловецкий монастырь пришел в полный упадок.

Храмы и постройки разрушились, соляные промыслы запустели, припасы и скот были истреблены, касса совершенно пуста. Через бирюча был объявлен царский указ о возобновлении пропуска богомольцев на Соловки; стрелецкая команда однако еще долго стояла в монастыре, на всякий случай". В основу книги о Соловецком восстании - значительном по своим последствиям событии в истории России XVII века - легли архивные материалы. Автор монографии - Чумичева Ольга4.

Почему войска долго не штурмовали Соловки? Не вынеся неправды, злости и зависти круживших около государственной кормушки, сам вытесненный от всех государственных и хозяйственных дел, царевич Михаил тайно, в метельную ночь бежал из столицы, от греха подальше... Вначале, чтоб сбить погоню со следа, путь побега царевича Михаила шел в направлении к восставшим соловецким монахам, активно не принимавших церковной перестройки, но потом направление побега было изменено. Возможно именно поэтому летом 1673 года стрельцы отказываются атаковать Соловецкий монастырь, а воевода Иевлев запросил у государя отстранения его от командования.

Назначенные же к новому воеводе Мещеринову опытные русские военноначальники под разными предлогами отказываются от службы и власть посылает вместо них иностранных наемников... А известный в те времена дьякон Игнатий Соловецкий утверждает, что рать, осаждавшая обитель, состояла из "немцев и поляков, истинных латынцев". Хорошо, что здесь нет позора русского воина... Тайный Государь и Великий раскол.

Недоказанная гипотеза или отвергнутая правда. Источник публикации не известен.

Однако монахи собрали «черный собор», на котором избрали настоятелем бывшего соловецкого насельника, архимандрита Саввино-Сторожевского монастыря Никанора. В челобитной они заявили о своем несогласии с богослужебной реформой, обвинив царя и церковные власти в ереси. Волоховым, однако соловецкие монахи и стрельцы отказались сдаться. Из-за недостатка сил Волохову в 1668—1672 гг. После подавления разинского восстания поход на Соловки совершил приказ двинских стрельцов К. Иевлева, который установил блокаду в 1672 г. Затем осадный корпус возглавил воевода И. Мещеринов, базой осадного отряда стал Сумской острог.

Осада 1674 г.

Причины Соловецкого восстания 1657 год - братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий.

Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье. Участники Соловетского восстания Принимали участие - монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники Степана Разина. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители. Ход восстания 1668 год, 3 мая - по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско.

340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь

Соловецкое сидение. Историческая повесть из времен начала раскола на Руси. Москва, 1880 Вместо эпиграфа Перерационализировали над нежной русской душой «умные» начальники: патриарх Никон, киевские ученые, чужие нам греки, не почуяли ее святой ревности о первой ее любви ибо мечта о Третьем Риме последнего на земле православия есть первая и единственная любовь русской души , ранили ее и заставили пролить пучину слез умиления над загубленным и неземным блаженством обладания бытием Святой Руси. А Святая Русь — это уже и есть творимый «град Божий», начало «нового небесе и новой земли, в них же правда живет». Рационализируют и новые ученые, когда рукою Ключевского пишут: «Церковный обряд только одно из вспомогательных средств для возбуждения и поддержания религиозного чувства. Его религиозно-воспитательное действие поддерживается в массе другими вспомогательными средствами: школой, живой проповедью, популярной церковной литературой». Неверное сопоставление! Новообрядческий историк А. Из пятисот человек монастырской братии лишь четырнадцать остались в живых — все остальные погибли лютой смертью. А через неделю неожиданно умер царь Алексей Михайлович Романов.

Местом своего подвижничества Никита избрал Троицкий скит на Анзерском острове, основанный старцем Елеазаром t 1656. Скит этот был славен строгим уставом и суровым житием пустынников. На Анзере московский священник принял постриг и был наречен Никоном. Токомо у насЪ: Рекомендуем к просмотру качественный фильм-рассказ от умельцев из Рогожской воскресной школы. Никон старался во всем подражать подвижнику. В июне 1638 года Елеазар и Никон отправились в Москву собирать деньги на строительство каменной скитской церкви. Но собранных денег было явно недостаточно для начала строительства. Поэтому Елеазар не спешил начинать работы, и деньги лежали без движения. Это злило Никона, заподозрившего своего наставника в сребролюбии.

Подозрения переросли в открытую ссору, кончившуюся тем, что в 1639 году Никон бежал на рыбачьей лодке с Анзера на «большую землю», унося в сердце неизбывную ненависть к Соловкам. Миниатюра XIX века. Прошли годы, инок Никон стал архимандритом столичного Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых, и «собинным» другом царя Алексея Михайловича. Чувствуя приближение смерти, он просил призвать на свое погребение не нового митрополита, а какого-нибудь другого архиерея, «ибо Никон — враг Божий». Патриарх Никон с клиром.

Варфоломей попытался ввести в обиход книги и иконы Никона, однако религиозная община Соловецкого монастыря раскритиковала нового архимандрита. Вскоре Варфоломей прибыл в Москву, где рассказал о непослушных монахах.

В то же время в столицу из Соловецкого монастыря было отправлено несколько челобитных. В одной говорилось, что Варфоломей — пьяница, которого немедленно нужно сместить, а во второй сообщалось, что в монастыре затеваются мятежи. Московский собор решил разобраться в ситуации и отправил в Соловецкий монастырь ярославско-спасского архимандрита Сергия в сопровождении стрельцов. Возвратившись в столицу, Сергий доложил, что местная братия поднимает крик против новых книг и обрядов. Тогда Московский собор назначил в непокорный монастырь архимандрита Иосифа, который сразу заявил соловецким старообрядцам, что намерен проводить богослужения в соответствии с новыми канонами. Монахи снова не покорились и выгнали Иосифа из своей обители. Однако монахи с находившимися у них на богомолье мирянами вооружились, сели в осаду и не подпускали к себе царские войска.

По словам историков, внутри монастыря хранилось достаточно продовольствия, чтобы продержаться целое десятилетие. Решив, что Волохов не справляется со своей задачей, разгневанный царь заменил его на воеводу Иевлева. Однако Иевлев оказался ничуть не лучше своего предшественника, и тогда Алексей Михайлович отправил к Соловецкому монастырю Ивана Мещеринова. Царь приказал воеводе «воровство и мятеж искоренить любыми мерами».

Из-за холодов в октябре 1674 года осаду пришлось снять, а к маю 1675 года количество стрельцов выросло почти в два раза, оно превысило 1000 человек. В 1675 году боевые действия шли почти 5 месяцев, с июня по октябрь. Мещеринов получил подкрепление и отказался отпускать войско на зимние квартиры. Взять штурмом неприступную крепость помог перебежчик — монах Феоктист. Часть повстанцев погибла в бою, 26 человек были казнены, остальных сослали в Заполярье, в Пустоозерский острог. Соловецкое восстание Соловецкое сидение 22 июня 1668 г. Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря. Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали. Причины Соловецкого восстания 1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий. Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье. Участники Соловетского восстания Принимали участие — монахи, которые не не приняли церковной реформы, крестьяне, посадские люди, беглые стрельцы, солдаты, и сподвижники Степана Разина. Важным резервом восставших были поморское крестьянство, работные в усольях, на слюдяных и других промыслах, приходившие под защиту стен обители. Ход восстания 1668 год, 3 мая — по царскому указу для приведения монастыря в повиновение на Соловки было отправлено стрелецкое войско. Монастырь отказался пропускать стрелецкое войско в стены крепости. Началась восьмилетняя осада монастыря. В течении первых лет осада проходила довольно слабо, потому как власти надеялись на мирное разрешение конфликта. При этом стрелецкие отряды постоянно увеличивались. Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников восстания Степана Разина, что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание. Военные действия постепенно начали ужесточаться. К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г. Мещеринову, как можно проникнуть в обитель. Соловецкое восстание — итоги. Значение Восстание было подавлено с невероятной жестокостью. Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60. Все они за исключением нескольких человек в последствии были казнены. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что бунт был жестоко подавлен, а возможно, именно благодаря этому оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди местного люда, привыкшего видеть в Соловецкой обители одну из главных святынь православия.

Всё началось лишь с челобитных к царю в начале второй половины XVII века. Священнослужители просили об отмене реформ Никона и лишении его занимаемой должности. Дальше события развивались в следующем порядке: 1657 год: реформы Никона обязывали переписать и переиздать все церковные книги в соответствии с новыми правилами, что и было сделано в скором времени. Новые образцы были доставлены в Соловецкий монастырь, но там их опечатали в казённой палате. Монахи отказались пользоваться новыми книгами, и проводили обряды по старым; 1666—1667: из Соловецкого монастыря на имя царя было отправлено 5 челобитных с просьбами сохранить старые книги и обряды. Священнослужители подчёркивали то, что остаются верны правителю и всему государству, но считают неправильными изменения в религии; Начало 1667 года: Большой Московский собор предал анафеме то есть отлучению от Церкви старообрядцев; 23 июля 1667 года: царь решает назначить руководителем Соловецкого монастыря отца Иосифа, который был приближен к царю и Никону и разделял с ними новые реформы. Однако монахи Соловков восприняли это в штыки, и выслали обратно несостоявшегося руководителя, а на его место избрали старообрядца Никанора. Высылка Иосифа стала серьёзной причиной для начала осады монастыря, ведь царь не терпел, когда его приказов ослушивались и шли против его воли. Устройство монастыря Почему же Соловецкий монастырь смог сдерживать царскую армию на протяжении 8 лет? Всё дело том, что он располагается на острове, который расположен близ границы России и Швеции. Если бы во время войны с последней в 1656-1658 Московское царство допустило бы проникновение шведов, то этот пункт должен был бы занять оборонительную позицию. По этой причине Соловецкий монастырь сделали военным укреплением — форпостом. Его не только серьёзно защитили, но и обеспечили запасами воды и продовольствия на долгое время. На момент восстания в монастыре проживало 425 человек. Ход восстания 3 мая 1668 царским указом в Соловецкий монастырь было направлено войско стрельцов под командованием Игнатия Волохова, дабы усмирить и подчинить монахов. Всего это армия насчитывала 112 человек. Больше чем через месяц, а именно 22 июня 1668 года, стрельцы подошли к Соловкам. Однако священнослужители не намеревались их впускать в свои владения и закрыли ворота. Предводитель прекрасно понимал, что не сможет взять столько хорошо укреплённую крепость такой маленькой армией. По этой причине Волохов принял решение начать осаду крепости, чтобы изнурённые голодом и жаждой монахи сами сдались. Однако запасов в крепости было настолько много, что оборонявшиеся могли спокойно жить ещё несколько месяцев. К тому же им активно помогали местные жители. Однако и это не помогло в достижении цели, и в 1673 году царь решил начать штурм монастыря. Для этого им было предпринято несколько действий: Назначение нового управляющего царской армией: на место воеводы Иевлева пришёл Иван Мещеринов; Воинам разрешили использовать различные военные техники и приёмы, которые применялись только по отношению к иностранным войскам; Царём было гарантировано помилование всем, кто решит сдаться добровольно. К маю 1675 года вокруг крепости было установлено 13 городков насыпные валы, с которых можно было обстреливать крепость. Недавние события показали предводителю царской армии, что ему не удастся захватить хорошо укреплённый Соловецкий монастырь, поэтому надо искать другую тактику. В подавлении бунта решающую роль сыграли перебежчики. Одним из них стал Феоктист, которого изгнали за то, что он намеревался продолжить молиться за государя. Монах рассказал об одном из слабых мест крепости — Белой башне. В ней находилось окно сушилки, заложенное кирпичами. Их можно было легко разбить и попасть внутрь. В итоге войско так и поступило. Итоги Соловецкого восстания Следствие над монахами началось в этот же день. Главными зачинщиками были признаны Никанор и Сашко, которых сразу же казнили. Остальных разослали в отдалённые остроги. Соловецкое восстание Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии.

«Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история

Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Словенское восстание таблица. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Словенское восстание таблица. Соловецкое восстание причины участники итоги таблица. Итог. Подавление восстания, захват Соловецкого монастыря правительственными войсками. Соловецкое восстания: итоги Середина 17 столетия была знаковой для Соловецкого монастыря. Итог восстания Слайд 10 Причины: 1. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным.

Навигация по записям

  • Соловецкое восстание итоги кратко
  • Подавление соловецкого восстания
  • СОЛОВЕ́ЦКОЕ ВОССТА́НИЕ 1667–76
  • Соловецкое восстание | это... Что такое Соловецкое восстание?

Соловецкое восстание итоги. Соловецкое сидение: дата, причины

Восстание монахов Соловецкого монастыря 1668-1676 гг. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. Затянувшееся на 8 лет Соловецкое восстание стало следствием церковной реформы патриарха Никона, вызвавшей раскол в русском православии. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России. Выступление старообрядцев при Петре 1. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание.

Соловецкое восстание

Большой Московский собор 1667 года осудил и низложил Никона за самовольное оставление кафедры, имевшее место быть в 1658 году. Любопытно мнение об этом реформаторе, высказанное через сто лет в 1763 году Екатериной Второй: «Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней» Собор 1667 года убрал главного идеолога реформы. И одновременно анафематствовал всех её противников. Церковная реформа получила государственную поддержку. Имя Русской церкви было закреплено за принявшими решения Соборов 1666 и 1667 годов. Приверженцев богослужебных традиций староверов стали преследовать и называть раскольниками. Такое официальное клеймо они носили до 1905 года. С 1637 года оборона Русского Севера полностью возложена на монастырь.

В 1657 году значительная часть братии получила оружие. Его военная мощь подкреплялась экономической. В собственности монастыря находились огромные земельные наделы на материке, соляной и рыбный промыслы, разработки слюды, железноделательное и жемчужное производство, разные ремёсла, книгописание и иконописание. В 1651 году Соловецкий игумен Илья произведён в архимандриты, что означало присвоение монастырю высшего ранга. Но в том же году согласно царской грамоте право суда в монастыре получил возглавивший с 1649 года новгородскую митрополию Никон. Кстати, до 1639 года он обитал неподалёку от Соловецкого монастыря — в Анзерской пустыни. Анзер — один из островов Соловецкого архипелага. Условия жизни в пустыни были гораздо суровее, чем в монастыре. Чувство враждебности к богатому соседу у Никона зародилось в те времена.

После получения права суда над северной обителью Никон неоднократно залезал в монастырскую казну и в библиотеку. Соловецкие монахи писали жалобы царю на действия Никона, указывая книги и ценности, изъятые им. Недовольство патриархом Никоном, реформой богослужения привели в 1657 году к отказу монастыря, возглавляемого архимандритом Ильёй, принять новопечатные богослужебные книги. В последующие годы происходили другие акции неповиновения, приведшие к отказу подчиниться не только церковной власти патриарха, но и власти царя. В сентябре 1667 года на чёрном соборе обители принята Пятая соловецкая челобитная, содержащая решение о сопротивлении властям в случае их отказа отменить церковную реформу. В 1668 году началась вооруженная борьба монастыря с царскими войсками. Монастырь находился в осаде восемь лет. Оборонялись в нём около семисот - семисот пятидесяти его защитников. В первые годы осада велась лишь в летнее время.

На зиму стрельцы возвращались на материк. В 1674 году властям стало известно о прибытии в монастырь уцелевших соратников Степана Разина. Осада усилилась. В ответ участники восстания в начале января 1675 года приняли решение не молиться за царя. Летом 1675 года военные действия усиливаются и за пять месяцев потери осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными.

Такое сравнительно мирное положение выдерживалось вплоть до 1674 года. Именно в 1674 году правительство выяснило, что за стенами монастыря скрываются Кожевников, Сарафанов и прочие братья Разина по оружию. С тех пор начались настоящие атаки, которые сопровождались жертвами.

Правительство разрешило активные боевые действия, включая и обстрел стен монастыря. А в декабре 1675 года монахи приняли решение больше не молиться за царя. Такое «нововведение» понравилось далеко не всем мятежникам, поэтому некоторых из них пришлось заключить на время в монастырскую тюрьму. Соловецкое восстание: итоги Несмотря на постоянную, круглосуточную осаду, подкопы и обстрелы, правительственным войскам так и не удалось проникнуть за стены монастыря. В январе 1677 года мятежников покинул чернец Феоктист, который сразу же отправился к царским войскам. Именно он и сообщил, как незаметно проникнуть внутрь монастыря. Ночью первого февраля пятьдесят стрельцов тихо проникли сквозь небольшое тайное отверстие окошко для ношения воды в сушильную комнату монастыря. Далее солдаты открыли ворота и пустили остальную часть войск.

В течение 4-х лет Волохов безуспешно осаждал непокорный монастырь и, наконец, был отозван 27 июня 1672 г. Его сменил сотник московских стрельцов Климент Ивлев назначен 3 апреля 1672 г. К 100 архангельским, холмогорским и 125 сумским и кемским стрельцам прибавлено 500 двинских. Как и его предшественник, Ивлев зимой находился в Сумском остроге, летом высаживался на Соловецкий остров. Вокруг монастырской крепости были возведены земляные укрепления для обстрела обители. Существенных успехов Ивлев не добился.

Положение изменилось с назначением нового воеводы И. Мещеринова 6 сентября 1673 г. Под его командованием было 600 архангельских и холмогорских и 125 сумских и кемских стрельцов; в августе пришло пополнение — 250 двинских и 50 вологодских стрельцов. Через год посланы на Соловки «в прибавку» 300 кольских, 100 великоустюжских и 110 холмогорских стрельцов. Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам.

Такое положение сохранялось вплоть до 1674 г. К 1674 г. Разина включая атаманов Ф. Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий. Весной 1674 г.

До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря. Царем было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 г. Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. До конца 1674 г.

Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму. Летом 1675 г. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были. Выполняя приказ царя, воевода остался на зиму около Соловецкой крепости. Выстроены раскаты и городки. Сделаны подкопы под Белую, Никольскую и Квасоваренную башни.

Выход в море из Глубокой губы перегорожен 14 брусами на цепях. Но несмотря на усилия Мещеринова попытка взять крепость приступом 23 декабря 1676 г. В конце мая 1676 г. Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами. Были сооружены 13 земляных городков батарей вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов.

Мещеринов сделал неудачный приступ к монастырю, был отбит и понес потери. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады. Темной снежной ночью 1-го февраля 22-го января старого стиля , 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырех человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены.

В монастыре, как считают современные историки, находилось от 300 до 500 человек. Началась расправа над християнами: «…иных пущих воров воевода Иван Мещеринов перевешал, а многих чернецов, выволоча за монастырь на губу, заморозил». В живых осталось 14 монахов. К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены, другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги.

Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант. Знаменит Соловецкий монастырь и иным событием. В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким.

Сопротивление длилось вплоть до 1676 года. В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице.

Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений. До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю. Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки.

Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек.

Оно же староверие и древлеправославие. Русская церковь распалась на части.

Раскол прошёл через души людей. Старообрядцы считали себя православными христианами. В свою очередь старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев. Поповцы — старообрядцы, сохранившие священство и таинства.

Отказывались признавать светские власти. Никоновскую церковь называли еретической. Но беглых попов из неё после перекрещивания принимали в свои ряды. Поэтому ещё назывались беглопоповцами.

Позднее разделились на несколько толков. Наиболее известные из них — аввакумовщина, афиногеновское согласие афиногеновщина , дьяково согласие, епифаново согласие епифановщина , лужково согласие, перемазовщина, сусловское согласие сусловцы , чернобольцы. Беспоповцы - «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие». Часть старообрядцев, отрицающая возможность существования «истинного» духовенства.

Первоначально главным центром распространения беспоповцев было русское Поморье. Отсюда название - поморский толк. В основах вероучения, изложенных в главном сочинении беспоповцев, известном под названием "Поморские ответы" 1723 год , говорилось, что на земле правит антихрист. Несомненно, к такому выводу их подтолкнули страшные гонения, выпавшие на их долю.

Они отрицали таинства и священство, не признавали церковную иерархию. Жили в безбрачии или сожительствовали вне брака, поскольку таинства освящения брака ими отвергались. Некоторые беспоповцы не признавали царя. Впоследствии в беспоповстве возникли новые согласия: даниловское поморское , федосевское, филипповское, аристово, спасово, часовенное и множество более мелких, носящих странные для нашего времени названия, вроде бегунов, дырников, средников и скрытников.

В настоящее время крупнейшим объединением беспоповства является Древлеправославная поморская церковь. Государство и официально признанная церковь основным методом борьбы с инакомыслящими избрали террор. Не помогли жестокие репрессии конца семнадцатого века, число старообрядцев множилось. Пётр Первый подошёл к решению этого вопроса с экономической стороны.

После переписи все раскольники были обложены двойной податью. Отсюда появилось народное прозвище старообрядцев — «двоедане». Установил он множество других ограничений и жестокие наказания за их нарушения. И они возымели действие.

Возвращались люди из раскола в лоно государственной церкви. Вот только оставались при этом многие из них тайными приверженцами старообрядчества. В начале двадцатого века об этом с горечью писал священник Куростровской церкви Грандилевский: «Действительно, записных и тайных раскольников церковные документы указывают на родине Ломоносова очень незначительное количество, духом же раскола проникнуты решительно все, причём не составляют исключения даже все личности искренне православные».

Соловецкое восстание 1668-1676 годов

Наиболее крупное – Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг. (Соловецкий монастырь долгое время был центром старообрядчества на Руси. Тегигде произошло соловецкое восстание, итоги соловецкое восстание, соловецкое восстание книга, соловецкое восстание последствия, знаменитые узники соловков. СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1667–76, вооружённое сопротивление насельников Соловецкого мон. царским войскам, посланным для введения новых богослужебных правил. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Итоги восстания Итоги восстания были неутешительными для монахов Соловецкого монастыря. Соловецкое восстание.

Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

  • Соловецкое восстание — даты, ход, противоборствующие стороны, итоги — РУВИКИ
  • Ответы : причины , ход , результат соловецкого восстания . помогитеее !!!
  • Соловецкое восстание монахов в 17 веке - причины и итоги
  • 340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь
  • Соловецкое восстание 1668-1676 годов

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий