Новости что такое купец

что это такое? значение и описание. Хочешь знать что значит КУПЕЦ? тогда слушай до конца. #n #n -пца, м. 1. Богатый торговец, владелец торгового. купец, купца, муж. 1. Лицо, владеющее торговым предприятием, ведущее торговлю. Рассказываем про первые купеческие магазины, торговые лавки и рынок Надеждинска. Кто такой купец. Чем занимались купцы. Имена Купцов на Руси. Купец это имя.

Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!

  • Купцы кто такие?
  • Статьи по предмету Коммерческое право
  • История русских купцов и промышленников | Фонд Дело и Вера - Фонд «Дело во имя Веры»
  • Значение слова «купец»
  • Записка что исхарчено на рекрута (13 сентября 1770 года)
  • Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни

Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни

Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н.

Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. III, 39. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик. Благотворительность была нормой хозяйственного поведения, и предприниматели не подвергали сомнению ее богоугодного значения. Назовем только крупнейшие династии благотворителей в среде московского купечества. Бахрушины, Третьяковы, Морозовы и др. Они создавали больницы и приюты, дома бесплатных квартир, содержали учебные заведения, театры и картинные галереи. Пожертвования на эти нужды только в 1916 г.

Размеры пожертвований поражали воображение не только соотечественников, но и иностранных предпринимателей. Таким образом, для русских предпринимателей конца XIX — начала XX века общезначимыми социальными архетипами, определяющими национальную особенность хозяйствования, были: 1 нестяжательность; 2 религиозная солидарность и сотрудничество; 3 нестрогая прибыльность; 4 державность или государственный патернализм; 5 веротерпимость и открытость другим хозяйственным практикам; 6 благотворительность. Раскрытию религиозного смысла хозяйствования человека посвящены работы многих отечественных богословов, философов и экономистов прошлого. В последнее время появились исследования современных ученых. Они позволяют с новыми измерениями подойти к таким проблемам как труд, собственность и богатство. Создание продуктивной модели социально-экономического развития России и восстановление национальных традиций предпринимательства представляются возможными лишь после восстановления утраченного духовного потенциала общества. Будущее российской экономики необходимо рассматривать в контексте всей отечественной истории, религии и культуры. Литература Белоусов И.

Ушедшая Москва. Булгаков С. Православие: Очерки учения православной церкви. Бурышкин П. Москва купеческая.

Иные благотворители передавали свои коллекции в музеи и жертвовали большие суммы безвозмездно меценаты. Гильдии купечества С 1775 года купцы разделялись на три гильдии. Первая и вторая являлись привилегированным сословием, а третья — непривилегированным. Подобное разделение произошло еще в начале 18 века. К первым двум гильдиям относились зажиточные торговцы в зависимости от размера капитала. К третьей гильдии были причислены, называемые до 1722 года «подлые люди» разнорабочие. Зачисление в ту или иную гильдию происходило в зависимости от объявленного капитала по-современному — уставный капитал. В 1786 году для третьей гильдии был установлен капитал в 1000 рублей. Такие купцы могли держать таверну и лавку, постоялый двор, заниматься мелкой розничной торговлей и ремеслами. Ко второй гильдии относились купцы с 5000 рублей уставного капитала. Они владели мелкими речными судами, кроме того могли заниматься производством, то есть иметь заводы и фабрики. Они занимались оптовой торговлей. Первая гильдия купечества являлась элитной и самой богатой. В 1785 году их объявленный капитал начинался от 10000 рублей. Купцы первой гильдии обладали полной свободой перемещения, в том числе и за границу. Они имели морские суда и занимались международной торговлей. Купцы были полностью освобождены от рекрутской повинности, а также от телесных наказаний. Мещане и крестьяне стремились получить разрешение на торговлю. Им было нужно было оплатить торговый сбор. Налоги в начале 18 века составляли 40 алтын. После принятия Жалованной грамоты в 1785 году налогообложение начало резко увеличиваться.

Тогда святой, в честь которого назван храм, становился покровителем купечества. Так в новгородской церкви Иоанна Предтечи, который стал покровителем новгородского купечества, хранилась эталонная мера весов. Товары, не взвешенные этими весами, к торговле не допускались. Денежные единицы на Руси Первые деньги у восточных славян появились еще до образования государства. Первоначально роль денег играли меха пушных зверьков — куны. В последствии меховые деньги были вытеснены серебром, но серебряные деньги долго носили название мехов — ногата, куна, резана. Для оплаты крупных покупок в Древней Руси использовали слитки серебра — гривны. Первоначально слово «гривна» означало шейный обруч, затем оно приобрело значение, соответствующее определенному количеству серебра. Гривна серебра — весовая денежная система, а гривна кун — счетная. Постепенно, по мере объединения русских земель вокруг Москвы, вся страна покрывается сетью крупных и мелких торговых центров — торжков и ярмарок. Происходит унификация денежной системы. В XVI в. Рубль как денежная единица не существовал, был лишь счетным понятием также как полтина, гривна и алтын , которое выражалось определенным количеством серебряных монет: 100 копеек, 200 денег, 400 полушек. Гостиные дворы принадлежали казне и представляли собой комплекс построек, где купцы за определенную плату могли остановиться на ночлег, складировать свой товар и совершать торговые сделки. В рядах торговали каким-нибудь одним товаром. Оптовая торговля велась в гостиных дворах. Постепенно формируются новые торговые пути и складываются новые торговые отношения, расширяются традиционные торговые связи с Востоком. Обычно этот путь занимал 1,5-2 месяца. В Астрахани товары перегружались на морские суда, и путь продолжался в восточные страны вдоль берегов Каспийского моря.

Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т. В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в. Беломорский Вологодский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск ранее к Холмогорам и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов. В сер. XVI в. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Главным предпринимательским центром на этом пути был Н. Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Н. Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц. Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове. Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами. Сибирский путь шел водой из Москвы до Н. Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани. Смоленский Литовский путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши. Степной Малороссийский Крымский путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя. С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н. Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани. Семейный портрет купцов Никитниковых Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной г. Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды. Здесь Никитниковым была построена в 1613 деревянная церковь Рождества Богородицы. Недалеко от усадьбы стоял знаменитый Спасский монастырь, рядом с которым находился рынок. Ближе к р. Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых. В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках она сохранилась до сих пор. Никитников возводит большие склады для ведения оптовой торговли. Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок. Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью. XVII в. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом. Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем. Такой же деловой тон звучит в наказах о поддержании благолепия в выстроенных им церквах и в распоряжении об аккуратных взносах пошлин в казну за соляные варницы». Весь свой капитал Никитников завещал не дробить, а передал в совместное и нераздельное владение двум внукам: «…и внуку моему Борису, и внуку моему Григорию жить в совете и промышлять вместе, а буде который из них станет жить неистова и деньги и иные пожитки станет сородичам своим раздавать и сторонним людям, один без совету брата своего, и он благословения моего и приказу лишен, до дому моево и до пожитков ему дела нет». Умирая в 1651 , купец Никитников завещает: «…и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и не за чем не стала, как было при мне, Георгии». Кроме своей московской церкви он просил заботиться и о храмах, построенных им в Соли Камской и Ярославле. Одним из характерных предпринимателей XVII в.

Глава 8 Купечество

Кто такой купец Что такое купец? Купец – это представитель сословия купечества, занимающийся куплей-продажей товаров. Он является предпринимателем, который владеет своим бизнесом и рискует своим капиталом, чтобы получить прибыль.
Сегодня о купечестве Что такое купеческая гильдия, Бархатная книга купеческих родов.
Купцы кто такие? 🤓 [Есть ответ] А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов.
Кто такой купец Кто такой купец. Чем занимались купцы. Имена Купцов на Руси. Купец это имя.
Статья - Журнал Проблемы современной экономики Кто такой купец. Чем занимались купцы. Имена Купцов на Руси. Купец это имя.

Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!

  • Купечество в средние века
  • Давайте обсудим ваш вопрос или заказ!
  • Купечество на службе у государства: по деньгам и чин
  • Report Page

Значение слова «купец»

В зависимости от размера капитала дохода купцы причислялись к третьей гильдии (от 500 руб. до тысячи), второй (от тысячи до десяти тысяч) и первой (десять тысяч и более). Екатеринбургский бизнесмен Олег Хабибуллин — сооснователь легендарной уральской сети продуктовых магазинов «Купец». Новости Новости. что это такое? значение и описание. Хочешь знать что значит КУПЕЦ? тогда слушай до конца. #n #n -пца, м. 1. Богатый торговец, владелец торгового. Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения.

Великий сиделец

  • Русское купечество. Обычаи и нравы - YouTube
  • Последние вопросы
  • Купец — Википедия
  • Великий сиделец
  • Что такое купец
  • Налогообложение купечества - Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России

История русского купечества

Ф. Шаляпин Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Смысловое содержание слов "купец" и "купечество" в России с течением времени претерпевало принципиальные изменения.

Кто такой купец

«Ухарь-купец» (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам одноимённой народной песни на стихи И. С. Никитина. Родовым понятием, объединяющим всех профессиональных торговцев, занимавшихся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежащих к купеческому сословию является термин «купец». «Ухарь-купец» (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам одноимённой народной песни на стихи И. С. Никитина.

Как возникло русское купечество

Купцы, торговля, ярмарки на Руси в 16 веке Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело В купеческой среде бытовало мнение, что стремиться нужно к удовлетворению жизненных потребностей.
Значение слова «Купец» Особо приезжих купцов привлекала Сагайская порода лошадей, которую позже стали называть Кузнецкой.
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело Многие такие купцы и промышленники происходили из семей старообрядцев, которых государство и официальная православная церковь всегда держали в ежовых рукавицах.
Купец — Википедия. Что такое Купец Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию.

КУПЕ́ЧЕСТВО

В этот документ кроме «начальника семейства» вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраля 1809 года определял круг родственников, которые могли быть вписаны в купеческое свидетельство. Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери. Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства.

Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени. Свидетельство давало право на торговлю в определенной местности, они выдавались только в городах, причём все города в империи были разделены на пять классов местностей. А стоимость свидетельства изменялась в зависимости от класса местности.

Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел права вписываться в свидетельство. Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя. Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами. Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х годов.

Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях. Сферы приложения купеческих капиталов На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т. Многие купцы занимались винным откупом. В 1830-е — 1840-е в Сибири начинается добыча золота.

В 1830-е — 1860-е годы появляются городские общественные банки. В 1840-е — 1860-е годы появляются пароходы , и создаются пароходства. В 1863 году был отменён винный откуп, и введена акцизная система. Ранее, в первой половине XIX века была отменена государственная монополия на винокурение, и было разрешено строительство частных винокуренных заводов.

Большую роль играл транспорт. Товары перемещались на большие расстояния, например, из Кяхты на ярмарку в Нижний Новгород. В середине XIX века формируются артели ямщиков, и купеческие компании по доставке грузов. Перевозки осуществляются на подрядной основе.

Товары подрядчики перевозили, как правило, только по территории своего уезда, или губернии, а на границе товар передавали следующему подрядчику. Также купеческие капиталы вкладывались в промышленное производство: бумага, ткани, стекло, вино и др. Мелкие купцы создавали небольшие заводы и мастерские по производству мыла, свечей, кожи и т. Участие купечества в общественной жизни Городовое самоуправление регулярно изменялось в XVIII—XIX веке: «Учреждение о губерниях» 1775 года , «Устав благочиния» 1782 года , «Городовое положение» 1785 года , реформа 1822 года.

Существовало большое количество выборных должностей: депутаты для составления обывательских книг, депутаты квартирной комиссии, счетчики, таможенные целовальники, винные и соляные приставы, смотрители запрещенных товаров и т. Многие купцы хотя бы один раз в жизни исполняли какую-либо общественную обязанность. В городах Сибири жило мало дворян, и практически все купцы исполняли по нескольку раз общественные обязанности [1]. Городовое положение 1870 года ввело в городах городские думы законодательный орган и управы исполнительный орган.

Круг избирателей определялся имущественным цензом. Поэтому многие купцы не только получили избирательные права , но и стали избираться в гласные думы. Купцы зачастую избирались городскими головами.

С течением времени купечество приобрело правовой статус. Государства передавали в частные руки казенные полотняные заводы, создавались торгово-промышленные компании.

С 1721 года купцы получили право покупать к заводам крестьян. В 1722 году были основаны купеческие гильдии. В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту городам. Этот документ наделял купцов первой и второй гильдий дополнительными личными правами. Также купцы освобождались от телесных наказаний.

Кроме того, купцы имели право владеть промышленными и торговыми предприятиями. Купцам первой гильдии разрешалось вести с другими странами владеть морскими судами.

В национальном сознании русских существует негативный стереотип: купец, или даже пренебрежительное купчина, — обязательно обманщик, эксплуататор, невежа, деспот в семье, неумеренный в еде и выпивке и т. Гуляньями с купеческим размахом, действительно, были известны вечера в Московском купеческом клубе, знаменитом ресторане «Яр», во время больших ярмарок. Однако с шестидесятых годов ХIХ в. Купцы и их дети стали получать европейское образование, поддерживать деньгами науки и искусства. В эти годы в купеческой среде как меценаты и деятели культуры становятся известны: С. Мамонтов — создатель знаменитой Частной русской оперы и Абрамцевского художественного кружка; С.

Морозов, который поддерживал материально Московский художественный театр см. МХАТ ; П. Третьяков — создатель всемирно известной Третьяковской галереи; К. Солдатенков — знаменитый издатель и собиратель картин; С. Рябушинский — собиратель старинных русских икон; А. Бахрушин — основатель Театрального музея. Русские купцы — герои фольклора и художественной литературы. Причем былинные и сказочные купцы, а также купцы — герои литературных произведений, написанных по фольклорным мотивам, являются, как правило, положительными образами.

Среди них: былинный новгородский купец Садко; купцы из «Сказки о царе Салтане» А.

В сер. XVI в. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Главным предпринимательским центром на этом пути был Н. Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Н.

Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц. Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове. Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами. Сибирский путь шел водой из Москвы до Н. Новгорода и до Соликамска.

От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани. Смоленский Литовский путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши.

Степной Малороссийский Крымский путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя. С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н.

Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани. Семейный портрет купцов Никитниковых Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной г. Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды. Здесь Никитниковым была построена в 1613 деревянная церковь Рождества Богородицы. Недалеко от усадьбы стоял знаменитый Спасский монастырь, рядом с которым находился рынок. Ближе к р. Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых. В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр.

В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках она сохранилась до сих пор. Никитников возводит большие склады для ведения оптовой торговли. Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок. Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью. XVII в. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом. Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем.

Такой же деловой тон звучит в наказах о поддержании благолепия в выстроенных им церквах и в распоряжении об аккуратных взносах пошлин в казну за соляные варницы». Весь свой капитал Никитников завещал не дробить, а передал в совместное и нераздельное владение двум внукам: «…и внуку моему Борису, и внуку моему Григорию жить в совете и промышлять вместе, а буде который из них станет жить неистова и деньги и иные пожитки станет сородичам своим раздавать и сторонним людям, один без совету брата своего, и он благословения моего и приказу лишен, до дому моево и до пожитков ему дела нет». Умирая в 1651 , купец Никитников завещает: «…и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и не за чем не стала, как было при мне, Георгии». Кроме своей московской церкви он просил заботиться и о храмах, построенных им в Соли Камской и Ярославле. Одним из характерных предпринимателей XVII в. Свою торговую деятельность Никитин начинал в качестве приказчика гостя О. В 1679 он стал членом гостиной сотни Москвы, а в 1681 получил звание гостя. После смерти братьев Никитин сосредоточивает в своих руках большую торговлю, ведет дела с Сибирью и Китаем, его капитал в 1697 составлял огромную по тем временам сумму — 20 тыс. Как и другие купцы, Никитин строит свою церковь.

Это — Никола Большой Крест, воздвигнутая в 1680 архангельскими гостями Филатьевыми. Церковь была одна из красивейших в Москве, да и во всей России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий