Захватив в 980 году власть в Киеве, он провёл реформу языческого культа, установив на капище идолы шести славянских богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Доверяя мирным предложениям брата и совету изменника Блуда, он пошел в ставку Владимира, но у входа в нее был предательски убит двумя варягами, спрятанными в засаде (980). Эти события происходили между 978 и 980 гг. «Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. 980 год стал знаковым в истории Киевской Руси, так как в этот период произошло заметное развитие культуры и литературы. В 980 году на северо-востоке Древней Руси произошло крупное сражение между русскими воинами и половцами.
Непопулярные новшества
- События 980 года, запомнившиеся факты истории
- Расцвет ранней Византии
- Первая княжеская усобица
- Что произошло в 980 году на Руси?
- Возникновение и развитие Древнерусского государства в IX-X вв | Пикабу
Реформа язычества на Руси
В 980 году в Киевской Руси великим князем становится Владимир Святославович. В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. Какое событие произошло в 980 г. Языческая реформа в 980 году не встретила всенародной поддержки, а в отдельных случаях вызвала открытый протест. Первое крупное выступление случилось в Суздале в 1024 году. Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович.
Что произошло среди восточных славян в 980 году?
Богослужение совершалось именно на этом языке. Он был языком высокой культуры, постепенно принимавшим восточнославянскую лексику, орфографию. Это указывает, какую роль в крещении Руси принимала именно Болгария. В конце концов та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией,— это самое важное, что дало Руси крещение. Наконец, еще одна деталь. Скандинавские саги об Олафе Триггвасоне повествуют о крещении норвежского короля Олафа.
По разным вариантам саг Олаф крестился либо в Греции, либо в Киеве, где его убедил принять христианство конунг Валдемар, то есть князь Владимир. Сам же князь Владимир, перед тем как женился на Анне, принял решение креститься под влиянием самой умной из своих жен. Из всех жен Владимира единственной, которая была ему родственна по языку и могла его убедить в столь сложном вопросе, была болгарыня. Но дело не только в высокоорганизованной и сложной по содержанию литературе, которая стала известна и понятна на Руси. Дело еще и в облегчении общения с другими народами, чему, как хорошо известно, всегда препятствовали и религиозные предрассудки и убежденность в своем более высоком культурном и моральном уровне над другими народами.
Единство человечества Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Читайте также — Князь Владимир: от варварства к христианству Вместе с сознанием равенства пришло на Русь и сознание общей истории всего человечества. Учение христианства давало прежде всего сознание общей истории человечества и участие в этой истории всех народов. Как было принято христианство на Руси? Мы знаем, что во многих странах Европы христианство насаждалось насильно.
Не без насилий обошлось крещение и на Руси, но в целом распространение христианства на Руси было довольно мирным, особенно если вспомним о других примерах. Насильно крестил свои дружины Хлодвиг. Карл Великий насильно крестил саксов. Насильно крестил свой народ Стефан I, король венгерский. Он же насильно заставлял отказываться от восточного христианства тех, кто успел принять его по византийскому обычаю.
Но у нас нет достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича. Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни — старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал. Восстание волхвов в 1071 году, о котором повествует Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству.
Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа. Одним из счастливейших моментов принятия христианства на Руси было то, что распространение христианства шло без особых требований и научений, направленных против язычества. Значит, двоеверие? Нет, и не двоеверие! Двоеверия вообще не может быть: либо вера одна, либо ее нет.
Последнего в первые века христианства на Руси никак не могло быть, ибо никто еще не в состоянии был отнять у людей способность видеть необычное в обычном, верить в загробную жизнь и в существование божественного начала. Чтобы понять — что же произошло, вернемся снова к специфике древнерусского язычества, к его хаотическому и не догматическому характеру. Всякая религия, в том числе и хаотическое язычество Руси, имеет помимо всякого рода культов и идолов еще и нравственные устои. Эти нравственные устои, какие бы они ни были, организуют народную жизнь. Древнерусское язычество пронизывало собой все слои начавшего феодализироваться общества Древней Руси.
Из записей летописей видно, что Русь обладала уже идеалом воинского поведения. Этот идеал ясно проглядывает в рассказах Начальной летописи о князе Святославе. Аще ли побегнем,— срам имам. Ходя, воз по собе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли зверину ли или говядину на углех испек ядяше, ни шатра имяше, но подклад постлав и седло в головах; тако же и прочии вои его веси бяху. Я нарочно привожу все эти цитаты, не переводя их на современный русский, чтобы читатель смог оценить красоту, точность и лаконизм древнерусской литературной речи, тысячу лет обогащавшей русский литературный язык.
Этот идеал княжеского поведения: беззаветная преданность своей стране, презрение к смерти в бою, демократизм и спартанский образ жизни, прямота в обращении даже к врагу — все это оставалось и после принятия христианства и наложило особый отпечаток на рассказы о христианских подвижниках. Праведник сравнивается с воином! Независимо от того, где и когда написан этот текст, он характеризует и высокую русскую воинскую мораль. Не скрыл Мономах и своих преступлений: сколько избил он людей и пожег русских городов. И после этого в качестве примера истинно благородного, христианского поведения он приводит свое письмо к Олегу, об изумительном по своей нравственной высоте содержании которого мне не раз приходилось писать.
Рассуждения вполне христианские и, скажем мимоходом, крайне важные для своего времени при переходе к новому порядку владения Русской землей князьями на рубеже XI и ХII веков. Образованность после крещения Руси Важной христианской добродетелью при Владимире была и образованность. Наконец, другой христианской добродетелью, с точки зрения Владимира, явилось милосердие богатых по отношению к бедным и убогим. Крестившись, Владимир стал прежде всего заботиться о больных и бедных. А тем, кто не мог приходить, немощным и больным, развозить припасы по дворам.
Если эта его забота и была в какой-то мере ограничена Киевом или даже частью Киева, то и тогда рассказ летописца чрезвычайно важен, ибо показывает, что именно считал летописец самым важным в христианстве, а вместе с ним и большинство его читателей и переписывателей текста — милосердие, доброту. Обычная щедрость становилась милосердием. Это различные акты, ибо акт добродеяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием. В дальнейшем мы вернемся еще к одному моменту в христианской религии, оказавшемуся чрезвычайно привлекательным при выборе вер и надолго определившему характер восточнославянской религиозности. Сейчас же обратимся к тому низшему слою населения, которое перед крещением Руси называлось смердами, а после, вопреки всем обычным представлениям ученых нового времени, наиболее христианским слоем населения, отчего и получило свое название — к крестьянству.
Язычество здесь было представлено не столько высшими богами, сколько слоем верований, регулировавших трудовую деятельность по сезонному годовому кругу: весенних, летних, осенних и зимних. Эти верования превращали труд в праздник и воспитывали столь необходимые в земледельческом труде любовь и уважение к земле. Здесь христианство быстро примирилось с язычеством, вернее, с его этикой, нравственными устоями крестьянского труда. Язычество не было единым. Первый круг верований был решительно отброшен Владимиром, а идолы ниспровержены и спущены в реки — как в Киеве, так и в Новгороде.
Однако второй круг верований стал христианизоваться и приобретать оттенки христианской нравственности. Исследования последних лет главным образом замечательный труд М. Нравственная роль крещения Руси Оставались, в частности, в разных частях нашей страны крестьянские помочи, или толока,— общий труд, совершаемый всей крестьянской общиной. В языческой, дофеодальной деревне помочи совершались как обычай общей сельской работы. В христианской крестьянской деревне помочи стали формой коллективной помощи бедным семьям — семьям, лишившимся главы, нетрудоспособным, сиротам и т.
Нравственный смысл, заключенный в помочах, усилился в христианизованной сельской общине. Замечательно, что помочи совершались как праздник, носили веселый характер, сопровождались шутками, остротами, иногда состязаниями, общими пирами. Таким образом, с крестьянской помощи малоимущим семьям снимался весь обидный характер: со стороны соседей помочи совершались не как милостыня и жертва, унижавшие тех, кому помогали, а как веселый обычай, доставлявший радость всем участникам.
Макет Десятинной церкви в Киеве. Идея опоры на языческие культы пусть и реформированные показала свою полную несостоятельность, поэтому Владимир решил действовать более радикальными методами. Тем не менее позитивные последствия этого решения креститель не увидел: наоборот, первые десятилетия после принятия христианства, судя по данным археологии и письменных источников, сопровождались столкновениями властей и сторонников старой веры. Лишь к концу 11-го века можно говорить о том, что раздробленные восточнославянские племена действительно стали едины хотя бы в части религиозных отношений и моральных принципов, насаждавшихся церковью. В дальнейшем, несмотря на начало политической раздробленности, во многом именно обращение к единой вере могло на время остановить войны между князьями в условиях появления внешней опасности. Более того — в 14-м веке, когда начался процесс объединения русских земель вокруг Москвы, Калитичи в оправдании своей политики часто ссылались на духовные примеры. Можно согласиться с известным отечественным учёным Львом Гумилёвым , который писал: «Победа православия подарила Руси ее тысячелетнюю историю». Несмотря на огромное историческое значение, власти официально практически не праздновали юбилеи, связанные с крещением. Первое такое мероприятие относится лишь к 1888 году, дату 900-летия, а инициатором празднования стал Константин Победоносцев , один из идеологов политики «русификации», проводившейся в Российской империи в эпоху царствования Александра III и, частично, Николая II. Празднование состоялось летом, государство выделило на него значительные средства и большое количество войск: «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: к празднованию события девятисотлетия крещения Русского народа привлечь все воинские части, освободить их в сей день от занятий». Такой масштаб был призван лишний раз продемонстрировать населению основную идею царствования Александра III , опиравшегося на «традиционные ценности», а также повысить престиж православия в многонациональной и многоконфессиональной империи. Богослужения и торжественные празднества прошли во всех крупных городах, а апофеозом стали события в Киеве, где собрались тысячи паломников со всей страны. Празднование 900-летия крещения Руси в Киеве. Атмосфера гласности позволила церковным деятелям, долгое время находившимся в подполье, практически без опасений провести торжественные литургии летом 1988 года. В новой России памятной дате стали уделять большое значение: в 2008 году Архиерейский собор РПЦ официально повысил в иерархии праздников памятный день Владимира Святого. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. Принятие христианства.
После гибели князя Святослава на территории Киевской Руси, по сути, возникло три независимых княжения в землях полян, древлян и ильменских словен, во главе которых встали его сыновья Ярополк, Олег и Владимир. Великим киевским князем стал старший из братьев Ярополк, однако, вероятнее всего, его реальная политическая власть не распространялась на владения младших братьев, а ограничивалась только территорией самой «Русской земли». Ряд современных авторов А. Кузьмин, И. Фроянов полагает, что власть Ярополка во многом носила чисто номинальный характер, поскольку реальным хозяином положения в Киеве был влиятельный воевода Свенельд, который и спровоцировал военный конфликт между Ярополком и его младшим братом Олегом, правившим в древлянской земле. Летописная традиция связывает начало этой междоусобицы с событиями 975 г. В результате Свенельд решил отомстить Олегу за гибель старшего сына и подговорил Ярополка пойти походом на родного брата и такого же благоверного христианина, каким был и он сам. Летом 977 г.
Татищев, во время этого похода Владимир основал город Владимир-Волынский, что подтверждается археологическими материалами. Владимиру пришлось воевать с Польшей, отстаивая свое право на земли Черниговского княжества. Хотя после крещения тяга к битвам у князя и ослабела, непрерывные столкновения с печенегами не давали надежды на мирную жизнь. Во все годы правления князю приходилось вести непрерывную борьбу с кочевниками. Dec 5, 996 Постройка Десятинной церкви Первая на Руси каменная церковь была освящена в Киеве в честь пресвятой Богородицы 12 мая 996 года, в эпоху княжения Владимира Великого.
Тестовая секция 1.1
- Крещение Руси
- Причины неудачи реформы
- Какие события произошли в 980 году?
- Битва на Клеповых полотнах: причины и хроника
Крещение Руси в 988 году и государство Русь
В 980 году произошла ряд важных событий, которые повлияли на политическую и культурную жизнь страны. Основные события 980 года. Самуил Шишман освободил от Византии всю Западную Болгарию. В 980 году на Руси произошли значимые события, одним из которых было приход Владимира Святославича к власти великого князя Киевской Руси. В 980 году на Руси произошло разрушение Древлянского княжества, что имело серьезные последствия для этого региона. В 980 году произошли ряд важных событий, которые стали серьезным испытанием для государства.
Причины раскола Русской Церкви
- О чем эта статья:
- Что произошло в 980 году на руси? | Сайт вопросов и ответов
- Ответы : Помогите. Что произошло в 980 году? Что произошло в 988 году?
- Крещение Руси
Крещение Руси
В 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии произошло окончательное утверждение догмата иконопочитания. В 980 году на территории Беларуси, тогда еще известной как Русь, произошло объединение государств под властью князя Владимира Святославича. В 980 году на территории Беларуси, тогда еще известной как Русь, произошло объединение государств под властью князя Владимира Святославича.
Правление князя Владимира. Крещение Руси
Данный пример приводится не случайно, поскольку вся Отечественная война 945–980 годов связана с именем как раз этого выдающегося государственного деятеля и полководца Киевской Руси. Это 980 год нашей эры, 10 год 8-го десятилетия X века 1-го тысячелетия, 1 год 980-х годов. В 980 году в Киевской Руси великим князем становится Владимир Святославович. В 980 г. Владимир предпринял попытку использовать религию в государственных интересах. Какое событие произошло в 980 г.
Первая междоусобица и начало правления князя Владимира (977—980)
После смерти Мстислава в 1036 г. Это интересно. Мстислав в 1023 г. Калека с детства, Ярослав благоразумно отказался. Это, однако, возмутило его скандинавскую жену Ирину, которая не привыкла, что бы мужчины отказывались от вызовов и сама бросила вызов Мстиславу.
Последний отказался на том основании, что с женщинами он не бьётся. Мстислав в крещении Константин Удалой 983-1036 гг. В 1022 г. Касожский князь Редедя вызвал его на поединок проход без использования оружия в котором Мстислав победил, что принесло ему большую славу.
В 1029 г. Погиб на охоте в 1036 г. Борис и Глеб — первые русские святые. Глеб самый младший из Ярославичей.
Нестор в 80-е гг. Вполне возможно, что он опирался на более ранние материалы, не дошедшие до нас. В 1115 г. Раньше считали, что канонизированы Борис и Глеб были где-то в промежутке между 1020 и 1072 год перенесения мощей в новый храм тремя Ярославичами — Изяславом, Святославом и Всеволодом, в том же году они приянли «Правду Ярославичей» гг.
Однако, А. Ужанков называет отрезок времени 1086-1093 гг. В летописи они впервые называются святыми в статье, посвящённой 1093 г. После смерти Ярослава его дети следующим образом поделили земли: Изяслав сел в Киеве, среднему Святославу досталось Черниговское княжество, Всеволод стал княжить в Переяславле, ему же отошло Ростовское княжество, где ранее правил Борис — вследствие этого Борис стал считаться покровителем всеволдовичей, особенно много для становления культа Бориса сделал сын Всеволода Владимир Мономах.
Муромские земли князя Глеба вошли в состав земель доставшихся Святославу, так что Глеб стал покровителем Черниговских князей и в частности святославичей. После перенесения мощей в 1072 г. Мощи Бориса и Глеба переносились несколько раз — в 1072 г. В тот же год они приняли «Правду Ярославичей».
После именно этого события начинает развиваться культ братьев, начинается это с Черниговского Глебоборисовского культа.
Поэтому даже князь Владимир, проводя свою языческую реформу, не рискнул поставить этих двух богов рядом. Человеческие жертвоприношения, которые стали регулярными, также воспринимались обществом отрицательно. Особо негативную оценку они имели у тех горожан, которые не придерживались языческой религии. В том же Киеве было много христиан, которые не хотели быть принесены в жертву языческим богам, которые для них абсолютно чужие. Это неизбежно вело к конфликту, и такой конфликт согласно летописи случился в 983 году. Согласно жребию в жертву должны были принести сына варяга, который исповедовал христианство. Он отказался выдать своего сына в жертву чужому богу и прочел толпе проповедь, что их боги ложны. Разъяренная толпа смела его дом и под обломками погибли и он и его сын.
В последующим они были перечислены православной церковью к лику мучеников. Это были первые мученики в истории православной церкви, и звали их Фёдор отец и Иоанн сын. Историческое значение Исторических документов о языческой реформе князя Владимира практически не сохранилось. Тем не менее мы можем говорить о том, что эта реформа оказалась неудачной. Главное же ее историческое значение - она фактически подчеркнула языческую славянскую систему и создала основы для смены религии. Именно так язычество на Руси уступило свое место христианству. Важнейшие из таких противоречий следующие: Хронологические рамки реформы. Есть 3 основополагающие мнения на этот насчёт. Одна часть историков говорит о том, что реформа была проведена в 980 году идею высказывают такие историки как Карпов, Кузьмин.
Это сражение стало известно как Кунаширское сражение. Половцы, племя номадов, вторглись на русские земли, грабя и пытаясь захватить важные торговые пути. Русский князь Владимир Святославич собрал войско и отправился против половцев. Кроме того, войско князя усилило подкрепление из других русских княжеств.
Сражение происходило на укрепленном форте, который находился на Кунаширской горе. Русские воины сражались с половцами весь день, проявляя мужество и решительность. Они отражали атаки врага и пытались заставить половцев отступить. Однако половцы вели себя очень храбро и смело.
В их рядах были опытные и хорошо подготовленные воины. Сражение затянулось до вечера, и русский отряд начал ощущать усталость и изнеможение.
Детали данного события вызывают острые дискуссии в современной науке. Поэтому проблема научно-теоретического осмысления возникновения Древнерусского государства заслуживает отдельной статьи здесь вы найдете более подробное описание «норманнской» и «антинорманнской» теории, а также и другие интересные факты, связанные с дискуссией по поводу возникновения Древней Руси. Рюрик правил с 862 по 879 гг. О его деятельности нам известно очень мало, ему подчинялась еще лишь небольшая часть восточнославянских племен. Следующим после Рюрика правителем стал князь Олег 879-912 гг. Нельзя точно сказать кем он приходился Рюрику: возможно братом или соратником.
Но о деятельности Олега нам известно уже больше. В 882 г. Олег совершил поход на Киев и захватил его, провозгласив «матерью городов русских». Данное событие имело огромное значение, так как были объединены два крупнейших восточнославянских центра — Киев и Новгород. Киев стал столицей Руси. Киевской Руси Олег подчинил еще несколько восточнославянских племен. Кроме того, Олег успешно воевал с Византией, и в 907 и 911 гг. Следующим правителем уже именно Киевской Руси стал подросший сын Рюрика Игорь 912-945 гг.
Так случилось, что все самое важное и интересное, связанное с правлением Игоря — это его смерть. Дело в том, что древнерусские князья регулярно собирали налог с покоренных племен — полюдье. В 945 г. Первые внутриполитические реформы Н. Святая великая княгиня Ольга. После смерти Игоря на престол взошла княгиня Ольга — жена Игоря, правившая с 945 по 964 гг. Перед ней стояло несколько важнейших задач: Отомстить древлянам за их дерзость, вернуть их под контроль Киева, Реформировать налоговую систему Руси, Повысить авторитет Руси на международной арене.
Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого
980 год — високосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. В 980 году на северо-востоке Древней Руси произошло крупное сражение между русскими воинами и половцами. 980 год — високосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю.