Праздники Бынаты Хицау и Хайраджыты ахсав свидетельствуют, что у каждого жилища и каждой семьи есть свой покровитель и свой черт (хайраджы хай). Бынаты хицауы бон фæкæнынц дыккаг къуырийы æртыццæг æхсæв.
Два осетинских праздника, которые вызывают многочисленные споры
В каком возрасте можно резать петуха? | Бынаты хицауы ахсав 2024. Праздник покровителя жилища у осетин. |
Осетинские стихи на новый год | Речь идет о празднике покровителя жилища «Бынаты хицауы æхсæв» и так называемой «Ночи чертей». |
Зимние праздники осетин - фотоподборка | Смотрите свежие новости на сегодня в Любимом городе | В Осетии отметят Бынаты хицауы æхсæв. |
В Осетии отмечают праздник покровителя домашнего очага | Бынаты Хицауы Ахсав. За богато накрытым столом семья молилась покровителю жилища, просила его снисхождения и покровительства. |
Осетинские праздники - 18 Августа 2011 - Блог - В горах Северной Осетии | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Пирог на "Ночь домового" (Осетия).
По истечению некоторого времени домочадцы возвращаются домой и садятся за стол. Пищу, которую приготовили на этот праздник, все члены семьи едят сами. Кровная дружба у моих предков - скифов 63 Но мне, как культурологу, важно знать не только даты празднования этих двух важнейших праздников, но и смысл, вложенные в эти обычаи. Ведь всегда традиции вмешали в себя нравственные идеи, которые воспитывали целые поколения. Ведь у меня были очень мудрые праотцы, которые просто так ничего не делали. Как священник отнёсся к традиционалистам на Кавказе?
А согласно сводке милиции, внедоржник BMW X5 вместе с тремя пассажирами в нем был расстрелян в 18. Просвечивающая фигура человека в костюме, сгорбившегося как будто под тяжелою ношей, его худые руки, засунутые в карманы, оставляют самые жуткие ощущения у каждого, кто видит снимок. Создается ощущение, что у объекта или вовсе нет головы или же вместо нее какая-то бесформенная лепнина. Милиция сообщает, что Бзо был убит выстрелами в голову. Пули буквально разнесли череп. Через силуэт, четко вырисовавшийся на снимке, видны окружающие дома. Но ведь мама ребенка утверждает, что специально посмотрела, чтобы в момент съемки никто посторонний не попал на задний план... Эксперт- Фото не подделка, оно очень интересное! Экстрасенсы утверждают, что убийство человека, которое произошло рядом с этим местом, спровоцировало резкий выброс энергии. А она, в свою очередь, может изменять физические свойства окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что это «память поля», которая каким-то невероятным образом фиксирует минувшие события. Я склонен думать, что за этими причудливыми фотографиями стоит мозг человека, именно он может навести изображение на фотоплёнку или светочувствительную матрицу. То есть источник постороннего изображения либо тот, кто снимает, либо тот, кто позирует. Он непроизвольно «накладывает» какую-то картину из памяти на окружающее пространство. И это фиксирует камера! Особенно этим отличаются дети. Считается, что они могут «видеть» призраки. Вспомните хотя бы нашумевший боевик «Шестое чувство» - там малыш общался с умершим человеком, как с живым. История На снимке видно, что ребенок во время съемки, как будто чувствуя присутствие чего-то потустороннего рядом, напуган и инстинктивно тянется ближе к маме. Хотя за минуту до съемки он был в хорошем веселом настроении. Родные рассказали, что в доме Караевых одно время обитал призрак. Привидение, если верить рассказам, жило в доме долго. Залина не отказывается верить в старую легенду. Террор Шокирующий снимок стал сенсацией во Владикавказе. Город все чаще становится свидетелем кровавых терактов и беспощадных убийств. За день до расстрела машины Кусраева из снайперской винтовки был убит мэр Владикавказа Виталий Караев, за 20 дней до этого на оживленной остановке у городского рынка террористка взорвала маршрутку, погубив 12 человек. Обстановка в столице Северной Осетии сложная, нервозная. В самом Владикавказе и его окрестностях похищают людей, расстреливают представителей власти. С начала года в городе стали жертвами преступников трое высокопоставленных офицеров милиции - 7 марта убит начальник УБОП подполковник милиции Марк Мецаев, 9 сентября на набережной Терека неизвестные расстреляли подполковника милиции Илью Касрадзе, и 1 октября был убит начальник отдела уголовного розыска МВД республики полковник милиции Виталий Чельдиев. Татартуп Верхнеджулатское городище Татартуп - развалины средневекового города, находящиеся на левом берегу Терека, недалеко от станицы Змейской и села Эльхотово Кировского района Северной Осетии. В археологической литературе чаще всего используется название «Верхнеджулатское городище». Согласно распространённой версии, именно это поселение в средневековых русских летописях фигурирует как ясский город Дедяков Тетяков. Татартуп издревле является священным местом и пользуется большим почитанием у осетин, балкарцев, кабардинцев и других северо-кавказских народов. По свидетельству археологов город возник в X веке как поселение алан. Находясь в стратегически важном месте - Эльхотовских воротах, он бысто рос и развивался и к началу XIII века стал местным политическим и экономическим центром алан. Изучая Северный Кавказ он оставил следующую запись о Татартупе, который он называет Ирак-и Дадиан: «Видны остатки древних зданий… На дверях сохранились надписи и даты… Когда смотришь на этот город с высоты, то видишь 800 старых зданий». К XX веку от всех построек когда-то многолюдного города сохранился только один минарет. Высота его была 21 метр, но первоначально он был выше, так как вершина его обрушилась от времени. Археологические исследования на территории Верхнеджулатского городища проводились в течение ряда лет, начиная с 1958 года, Верхне-Джулатским отрядом Северокавказской экспедиции Института археологии АН СССР и Северо-Осетинского института. Экспедиция зафиксировала на городище руины трёх храмов, двух мечетей и четырёх минаретов - трёх на самом городище и одного в 6 километрах вверх по реке. У осетин и кабардинцев Татартуп всегда считался священным местом и пользовался огромным почитанием. Особенно это касается святилища на вершине горы. На Татартупе и Татартупом клялись, здесь укрывались от кровной мести. Об этом было известно А. Пушкину, писавшему в своей неоконченной поэме «Тазит»: «В нежданной встрече сын Гасуба Рукой завистника убит вблизи развалин Татартуба». В Никоновской летописи указаны следующие географические ориентиры города: «За рекою за Теркою, под великими горами под Ясскими и Черкасскими, у града Титякова, на реце Сивинце, близ Врат Железных…». По мнению известного советского этнографа, кавказоведа Л. Лаврова, «…Врата Железные…» - это Дарьяльский проход, действительно находящийся «…за рекою за Теркою…» за Тереком , «…под великими горами под Ясскими и Черкасскими…» то есть в Кавказском хребте. Неизвестную ныне на Кавказе реку Сивинец обычно отождествляют с тихой и равнинной Сунжей, но поиски Дедякова в её долине успеха не имели. Под 1277-1278 годами в Симеоновской летописи, об участии русских князей в походе на Северный Кавказ совместно с монголами, сказано: «Князи мнози с бояры и слугами поехаша на войну с царем Менгутемером, и поможе бог князем русскым, взяша славный град Яськый Дедеяков зиме месяца февраля в 8, на память пророка Захарии, и полон и корысть велику взяша, а супротивных без числа оружием избиша, а град их огнём пожгоша». По одной из версий, чудотворная Толгская икона божией матери, могла быть привезена ярославским князем Фёдором Ростиславичем Чёрным из Дедякова в качестве трофея «…корысти великой…» этого похода. В качестве одного из аргументов в пользу данной теории, специалисты отмечают, что иконописный тип «Богоматерь Елеуса на троне», в котором выполнена эта икона, не характерен для Руси, однако широко распространен в Грузии. В 2014 году, при масштабных археологических раскопках, удалось обнаружить множество захоронений разных эпох, в том числе - Змейский катакомбный могильник. Скальная крпость в Дзивгисе Дзивгисская пещерная крепость В Северной Осетии в глубине Куратинского ущелья, на высоком берегу мелководной горной речки Фиагдон века стоит уникальная наскальная крепость. Дзивгисская пещерная крепость образованна природными выемками в скальной породе. Образованию такого интересного явления способствовал материал скальной породы. Основная порода здесь известняк, в нем за века вода и ветер проделали естественные выемки в виде огромных пустых пространств. Строители заложили эти пространства каменными стенами и укрепили специальным раствором. Главная пещера крепости довольно обширная, в стародавние времена здесь размещались не менее сотни воинов. В глубине крепости находится каменный карман, который заканчивается тупиком. Так же в поселке Дзивгис находятся старинные склепы и древнее святилище, которые тоже представляют интерес для туристов. По мнению ученых и этнографов Дзивгисская пещерная крепость — это крупная фортификационная постройка, одна из наиболее крупных построек Осетии и Кавказа. В стародавние времена эта наскальная крепость грозно стояла на входе в Фиагдонскую долину. Пройти мимо нее незамеченным было невозможно, и она надежно защищала вход в долину от врагов. Древняя крепость включала в себя шесть разнокалиберных построек. Постройки были пристроены к естественным скальным углублениям и располагались на разной высоте. Самый большой зал крепости располагался внизу, попасть в него можно было только по специальной очень узкой лестнице, выдолбленной в камне, по которой мог подниматься только один человек, поэтому враг не мог взять укрепление штурмом. Остатки лестницы сохранились до наших дней. В верхние постройки попасть врагу было тем более невозможно, для этого ему требовалось преодолеть первый этаж и дальше карабкаться по едва видным узким и обрывистым скальным тропкам. Сами же защитники крепости могли беспрепятственно и быстро передвигаться по навесным лестницам, которые можно было очень быстро убрать в случае угрозы нападения. В случае нападения врага все шесть укреплений становились самостоятельными боевыми единицами, взятие любого из них врагом не наносило ущерба другим. В бою дополнительные высотные укрепления играли большую роль, они прикрывали сверху основную пещеру, под их прикрытием воины могли делать боевые вылазки. Вообще скальные и пещерные постройки характерны для Осетии и Кавказа. Строители максимально использовали для строительства окружающий природный рельеф. Это экономило строительные материалы и делало жилище крепким и неприступным, что в те суровые времена было немаловажным. Так же строили и крепости, они входили в сложную и продуманную систему обороны ущелий. Обычно такие крепости располагались довольно высоко в горах, прятались в труднодоступных скалах. Внутренние стены таких построек образованы скалами. Таких построек разбросано очень много в ущельях Северной Осетии. Ученые считают, что раньше в горах существовала единая система защиты ущелий и поселений, в некоторых местах довольно хитро спланированная. Судите сами: в горах пряталась Комдагальская крепость, которую вражеское войско спокойно незамеченной оставляло у себя за спиной и проезжало дальше, буквально утыкаясь через два километра в Дзивгисскую крепость. Таким образом, неприятель оказывался зажатым в каменном мешке между двумя противниками, и его оставалось только уничтожить. Дзивгисская пещерная крепость является ценным памятником, но, к сожалению, состояние ее крайне плачевно. Крепость сливается со скалами и рассмотреть ее неподготовленному путнику практически невозможно. В течение столетий крепость охраняла Куртатинское ущелье от воинственных персов. О времени постройки крепости ученые ведут спор, но склоняются к мнению, что крепость была заложена в начале тринадцатого столетия и сохраняла свое стратегическое значение вплоть до шестнадцатого века. За эти годы древние стены не раз подвергались разрушению, но больше всего крепость пострадала от рук царских войск во время подавления восстания и была наполовину разрушена. В то время были разрушены и другие многочисленные памятники в Осетии. Командующий русскими войсками генерал Абхазов разрушил во время компании 1830 года много осетинских укреплений, в том числе нанес большой ущерб Дзивгиской крепости. К счастью, постройка была настолько крепкая, что сравнять ее с землей не удалось. С тех пор крепость не реставрировалась. Сейчас рядом расположены частные владения и попасть в крепость можно только через них. Кроме Дзивгиской крепости, в древнем поселении Дзивгис более десяти исторических построек. Раньше Дзивгис был крупным поселением и рядом с большой крепостью возвышались храмы, святилища и другие общественные и стратегические постройки. На сегодняшний день в селении сохранились древние сторожевые башни, старинная пивоварня, жилые постройки средних веков из камня. Легендарные столбы-цырты, древние склепы полные костей и «христианский» храм, датируемая четырнадцатым веком и посвященная Георгию. Поэтому любителям древностей здесь есть что посмотреть, единственный минус — в селе совершенно не развит туристический бизнес и ночевать придется или в машине или под открытым небом, хотя некоторым удается напроситься на постой к немногочисленным местным жителям. Анастасия Берсенева. Город мертвых в горах Северной Осетии Северная Осетия — местность, не так широко известная своими легендами и своей историей, как, к примеру, тот же Египет, но представляющая не меньший интерес туристам. Тем более, что у гор Алании и Египта, а также других стран с очень древней историей, есть кое-что общее. А именно — некрополис, который находится здесь и вызывает одновременно благоговейный ужас перед той атмосферой, что витает здесь, и желание узнать об этом месте больше. И в последнем мы вам поможем. Это — комплекс наземных склепов, оборудованных в горах Алании близ селения Даргвас. Это одно из старейших поселений этих мест, которое начало осваиваться ещё в бронзовом веке. С тех пор человек практически не покидал долину. Появилось селение, которое развивалось и процветало, позволяя здешним семьям организовывать довольно сложные и богатые места захоронения усопших. В комплексе некрополиса более 90 склепов разных размеров, представляющих собой правильные параллелепипедные сужающиеся кверху постройки с крышами в форме ступенчатых пирамид, с небольшими оконным проемами. Чем богаче и знатнее была семья, тем больше был склеп, а у семей победнее склепы были маленькими, с двускатными крышами, а то и вовсе «коробки» из каменных плит. Какие-то из склепов строились из камня с помощью раствора, а какие-то — из цельных каменных плит. Само собой, здесь проводились раскопки, но ценных вещей практически не было обнаружено — склепы закрывались деревянными дверями, которые пострадали от времени, да и мародёры не смущаются этическими соображениями в поиске золота и т. Но всё-таки учёным удалось найти очень интересные вещи — в частности, погребальные ладьи, выдолбленные из колод, куда укладывались тела. При том, что соседние народы подобные формы погребения не практиковали, возникает вопрос — почему именно ладьи были выбраны в качестве гробов? Надо заметить, что и склепы, и типы захоронения имеют множество аналогов у древних народов, даже тех, что жили далеко и во временном, и в территориальном плане. Также здесь были найдены оружие, украшения, другие сопровождающие в последний путь объекты. Неподалёку от Города Мёртвых стоят две каменные сторожевые башни. На территории Осетии расположена целая система сторожевых башен, построенных так, чтобы в поле зрения каждой из них были как минимум две других. Соседство со склепами вовсе не смущает жителей села Даргвас, да и не только их. В том же Египте есть свой город Мёртвых, одно из древнейших кладбищ планеты, где давно уже есть целый жилой район, правда, для беднейших слоёв населения, но тем активнее кипит там жизнь. Так что бояться некрополисов не стоит. Но и тревожить покой мёртвых, превращая некрополис в некродиснейленд тоже не стоит — считается, что тот, кто обидит покоящихся здесь, будет сурово наказан. Впрочем, если кара небесная вас не пугает, пройти в склепы можно абсолютно свободно вход платный, объект находится под охраной государства, за ним ведется тщательный уход, памятник является частью всемирного наследия ЮНЕСКО , но ничего интересного там, в общем-то, нет — кости и черепа, ветошь, плесень и пыль, а уж запах — совсем сомнительное удовольствие обонять подобное. Так что рекомендуем ограничиться внешним осмотром. Да и, знаете, нужно оставить мертвых в покое, не входить в их обители-склепы — это дань уважения усопшим. Чума У многих желание пройти в склеп может отбить тот факт, что внутри покоится немало останков погибших от чумы жителей здешних мест. Когда чёрная смерть прошлась по этим местам, погибли тысячи людей. И у большинства из тех, кто заразился, был только один страшный выход — взять семью, включая самых младших её членов, и уйти в семейный склеп, чтобы умереть там, не заставляя соседей возиться с останками, которые тоже представляли смертельную опасность. Поэтому далеко не все захоронения совершались по обряду — люди умирали вповалку в стенах склепов. Только в 60-х гг прошлого века Город Мёртвых в Северной Осетии был признан безопасным для посещения. Вот, кстати, одна из причин, объясняющих нежелание жителей Даргваса приходить в некрополис или устраивать увлекательные экскурсии для туристов. Во-первых, это память весьма далёких, но всё-таки предков. Во-вторых, хотя чума уже исчезла, наверняка в памяти живущих здесь могли сохраниться рассказанные их отцами или дедами случаи, когда те, кто пытался выкрасть из склепов какие-то ценности, поражались болезнью, от которой не было спасения… Город живых Надо отметить, что некрополис в горах Алании сейчас можно назвать парадоксально более живым, чем село Даргвас, у которого он расположен. Как мы уже говорили, такое количество склепов свидетельствует о когда-то имеющемся здесь крупном поселении, которое было достаточно богато, чтобы устраивать своим дорогим покойникам достойное место последнего упокоения. Сейчас же Даргвас разделил судьбу многих умирающих российских сёл, будучи представлен десятком-другим небольших домов. А жаль — места здесь по-настоящему красивые, в долине уютно, всегда сухо благодаря тому, что она защищена горами , здесь можно посмотреть не только на склепы. Возможно, когда-нибудь Даргвас и вернет своё былое процветание, но для этого важно, чтобы это стало нужным всем остальным. И уж точно делать акцент нужно не на туристическом интересе к старым склепам, а на более светлых сторонах истории края. Ксения Кржижановская, Анастасия Савиных. Эти зоны, а точнее узлы этих зон, строго расположены в пространстве и присутствуют на любой местности и в любом помещении. Определить их для специалистов не сложно, самое главное уметь их правильно и эффективно нейтрализовывать, если другим образом невозможно избежать контакта с ними. Кратковременный контакт с этими зонами узлами не приносит человеку ощутимого вреда, однако длительный контакт приводит к резкому ухудшению здоровья и самочувствия, обуславливает развитие таких заболеваний как рак, язва, туберкулез, приводит к дисфункции в работе внутренних органов, резкой разбалансировке иммунной системы и системы обмена веществ. Под длительным контактом я подразумеваю ситуацию, когда человек спит в узлах этих зон, либо его рабочее место расположено непосредственно в потоке вредоносного геомагнитного излучения. Однако бояться этих зон не следует, специалисты по геопатогенным явлениям знают много эффективных и действенных способов по правильному обнаружению и последующей нейтрализации геомагнитных излучений. Второй вид аномальных зон — это места на поверхности Земли, где проявляют свою деструктивную активность различные техногенные объекты — подземные и наземные трубопроводы и линии высоковольтных электропередач, различные промышленные объекты, разломы и эрозии земной коры, а так же, так называемые антропогенные места, связанные с жизнедеятельностью человека, кладбища, могильники, различные больницы и места былых сражений, где когда-то была пролита человеческая кровь. Все вышеперечисленные составляющие второй группы аномальных зон очень сильно влияют наздоровье и процессы жизнедеятельности человека, причем люди, в своей повседневной суете даже не подозревают насколько это деструктивное влияние велико и опасно. Значительный процент заболеваемости, а так же преждевременного ухода из жизни людей, напрямую связан с наличием рядом со средой обитания человека именно объектов второго вида аномальных зон.
Изобилие и благополучие оставляли ту семью, которая входила в немилость покровителю. На этот праздник осетины делают традиционные три пирога, раньше закалывали козленка, сейчас это преимущественно петух или курица, желательно черные. Глава семьи обращается к покровителю жилища, после чего семья выключает свет, открывает окна и уходит в другую комнату, чтобы сначала отведал приготовленное Бынаты хицау. Только после этого семья приступала к трапезе», — отмечает автор книги «Обычаи осетин» Руслан Туаев.
Люди собирались вокруг костров, молодежь с песней «Сой-сой» обходила костры. Глядя, как догорает огонь, высказывали пожелание, чтобы несчастья и козни врагов сгорели вместе с ним. К новогоднему столу начинали готовиться заранее. Считалось, что чем обильнее стол, тем богаче будет наступающий год. Почетное место на столе занимал Артхурон — большой пирог, олицетворяющий солнце. Этого пирога должны были отведать все домочадцы, угощать им посторонних не полагалось. За новогодним столом глава семьи произносил молитву, поручая каждого члена семьи Богу и созданным Им дзуарам, просил, чтобы они были счастливы на протяжении всего года. Наиболее удачливый из семьи обходил хлева. Сидели долго. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпал по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы с пожеланием этому очагу стольких же удач, сколько зерен на полу. На Новый год женщины пекли басылта и одаривали ими гостей. Один из наиболее любимых осетинами праздников, приходится на второе-третье воскресенье апреля, на первое воскресенье после полнолуния. Термин Куадзан — трансформированное «комуа-дзан» конец поста. К Пасхе готовятся заранее: варят пиво, мясо, готовят пироги. Почетное место на столе занимают яйца: их красят в разные цвета, отваривают, солят. Соседи и родственники одаривают ими друг друга. В наше время редко кто соблюдает пост, но в старину съесть яйцо на Пасху означало конец поста. Поскольку Пасха у осетин является еще и праздником поминального характера, то в первую очередь шли в семьи, которые в течение года потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать, обнадежить их. Когда семья собиралась за пасхальным столом, глава семьи возносил молитву: «О Иисус Христос, благодетельствуй нам из того райского края, в котором ты находишься! Ты распределяешь места в истинном мире для тех, кто держал пост во Имя Твое. Моя семья, от мала до велика, воздавая Тебе честь, тоже держала пост. Да пойдет это Тебе впрок и да обеспечишь Ты нам и потомству нашему милостью Своей места в раю». На Пасху устраивали общесельский кувд. Люди веселились, пели, устраивали танцы. Особенно радовались дети, которым обязательно шили какую-либо обновку. Они ходили по домам, и все давали им яйца, сладости. Приходится на первое воскресенье после Пасхи. Справлялся праздник очень широко, длился неделю и свидетельствовал о неразрывной связи человека с природой. Рассказывают, отправился некогда один дровосек в лес за дровами. Срубив дерево, он увидел, что на срубе выступили капли крови. Дровосек очень удивился и поспешил в село рассказать сельчанам про увиденное. С тех пор и стали отмечать праздник Балдаран, посвященный началу оплодотворения природы. По представлению наших предков, у любого существа, будь то человек, зверь или птица, и даже у неодушевленных предметов есть пары. Балдаран является днем их встречи, их слияния. В этот день женщины непременно должны были быть в длинных платьях, им не разрешалось сидеть ни на земле, ни на камне во избежание зачатия. Отдыхать днем не полагалось из опасения, что Бог может увидеть человека спящим, и он весь год проведет в вялом, инертном состоянии. Праздник отмечался всей сельской общиной, предварительно выбирали ответственного за его проведение. Балдаран не забыт и по сей день. Праздник Таранджелоза отмечается и в наши дни. С приходом весны перед пахотой в каждом селении приносили в жертву приобретенного на общественные деньги барана и просили Никколу ниспослать хорошую погоду, обильных покосов, урожая, здоровья и счастья жителям села. Обычно отмечается во второй половине мая. Один из самых любимых и почитаемых осетинами праздников. Длится целую неделю. Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали его жители Алагирского ущелья. Праздник и в прежние времена и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного. В прежние века поклониться Рекому шли столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Это было что-то вроде осетинских Олимпийских игр. Молодежь состязалась в танцах, в пении, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе. Поклониться Рекому шли не только осетины, но и грузины. Скорее всего это были огрузинившиеся осетины, и зов крови вел их в святилище одного из самых почитаемых предками дзуаров. Рассказывают, грузины шли поклониться Рекому. С ними была семья — муж, жена, маленький ребенок, — которая вела на закланье барана. Случайно на веревке, на которой вели барана, оказалась свиная щетина. Семья об этом, конечно же, не знала. Когда они добрались до В окрестностях святилища многие фамилии имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы. Взявшись за руки, с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие. Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали туда свои кувинагта, и жрецы произносили над ними ритуальные молитвы. Каждое село имело своего жреца — дзуары лага, который наблюдал за ходом праздника и собирал мысайнаг1. Босые, с обнаженными головами, с маленькими белыми флажками в руках, они обходили ряды паломников. В прежние времена в качестве мысайнага могли дать лук, стрелы, пуговицу, бусинку, серебряные или медные монеты. По мнению ученых, святилище Реком было построено в 1382 году. Легенда гласит, что некогда Уастырджи решил возвести для осетинского народа святилище из вечного, негниющего дерева. А такие деревья росли в лесу за Рекомом. Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледники и привезти деревья. Деревья сами падали, повозки наполнялись, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте будущего святилища повозки сами опорожнялись, а волы возвращались к Уастырджи. Так, — гласит легенда, — без помощи человека возникло святилище Реком. Реком и по сей день широко отмечается в Осетии. Делают кусарт, приглашают родственников и соседей, возносят молитвы и препоручают себя заботам Уастырджи Рекома. Праздник обычно отмечается в июне. Мысайнаг — предметы или деньги, оставленные в святилище как приношение божеству. Мысайнаг оставляли во всех случаях посещения святилища. В прежние времена к празднику готовились заранее. Из муки тщательно промытого и высушенного зерна делали традиционные олибахи, резали барана или овцу. Жители села со своими кувинагами шли в поле. Пироги пекли в основном с начинкой из листьев свеклы цахараджынта. Старший возносил молитву, испрашивая у небес удачного года, богатого урожая, увеличения поголовья скота. На Кардагхассан в некоторых селах Осетии пекли гуыдын — большой пирог с начинкой из различных съедобных трав, который должны были отведать все домочадцы. Посторонних угощать этим пирогом не полагалось. Возвращаясь домой с кувда, люди несли с собой пучки трав, цветы и разбрасывали их по углам дома.
В Осетии отметят Бынаты хицауы æхсæв
Бынаты хицауы ахсав 2024 | В Осетии отмечают праздник покровителя домашнего очага Зимний цикл осетинской календарной обрядности включает празднование Бынаты хицауы ахсав, который отмечают в ночь со вторника на среду в первую неделю после Рождества. |
Жители Осетии празднуют Бынаты хицауы æхсæв — Осетия ТВ | Бынаты хицауы бон фæкæнынц дыккаг къуырийы æртыццæг æхсæв. |
Ни одной чёрной курицы в Осетии не осталось. Их всех принесли | Дискотека Алания | В Осетии отмечают праздник покровителя домашнего очага Зимний цикл осетинской календарной обрядности включает празднование Бынаты хицауы ахсав, который отмечают в ночь со вторника на среду в первую неделю после Рождества. |
Осетинский календарь | Троим беглецам за всю историю удалось выиграть хотя бы по одному декрету каждого Гранд Тура в течение одного сезона бынаты хицауы ахсав и хайраджыты ахсав. |
Осетинский календарь
Накрываются богатые столы с национальными яствами и выпивкой. Среди блюд обязательно должны быть три особых пирога — уалибах. Наступает всеобщее веселье. Молодёжь танцует, поёт, прыгает через костёр, а люди постарше проводят время в беседах и коротких молитвах. Один из членов семьи обходил хозяйство, кормил скотину. Утром было важно, чтобы в дом пришёл кто-то из «удачливых людей». Вновь разжигаются костры , люди расходятся по гостям, поздравляя друг друга.
Карчыты Асхав Этот праздник сейчас начал забываться, хотя раньше был важным для сельской местности. Он связан с культом домашнего скота. Отмечался в один из последних дней уходящего года. В этот день нельзя было выпускать на улицу кур и домашних животных, а также ходить в гости. Вечером накрывался вкусный стол для семьи. Ног Аж Это привычный всем Новый год.
Конечно, сейчас его празднование приобрело «светские» черты, обычные для всей страны. Так же ставят наряженную ёлку и накрывают праздничный стол. Но есть и свои отличия! В 12 часов кто-то из уважаемых старших обязательно произносит особую молитву, обращение к Богу, вверяя себя и свою семью его воле. День Артгананта Отмечается в первую субботу пришедшего года и только в тех семьях, которые в прошедшем году потеряли кого-то из близких. Смысл этого дня — подарить умершему тепло и память живых.
Имя Уастырджи и по сей день окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется в воображении осетин всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, ростом высоким, с белой бородой. Место его пребывания — небеса. Перед богом он заступается и за бедных, и за обиженных и просит у него всяких даров для них. Нередко в эти праздничные дни осетины справляли свадьбы. Многие молодые пары стремились пожениться именно в Джеоргуба, так как искренне верили, что браки, заключенные в этот праздник, будут более крепкими. Празднование Джеоргуба начинается с жертвоприношения. Именно в воскресенье мужчины режут животное — быка или барана.
В народе этот день так и называется — день закалывания быка. Такой обычай сохранился и в наши дни, но жертвенных животных теперь обычно забивают в сельской местности или в частных секторах городов — для больших застолий. Большинство же семей предпочитают покупать на рынке уже готовое мясо — чаще всего это три ребра. Их принято подавать на стол в вареном виде. Праздник Джеоргуба у осетин посвящен святому Уастырджи. За помощью к нему обращаются в основном мужчины. Также он защищает обездоленных и может наставить на истинный путь тех, кто сбился. Это торжество является одним из главных в Осетии.
К его подготовке и проведению подходят ответственно. Более того, осетины настолько чтят традиции, что праздник остался таким же, как десятилетия назад. Общая информация В последнюю неделю ноября наступает ответственный день, к проведению которого тщательно готовятся все осетины. Джеоргуба празднуется по окончании сельскохозяйственных работ и проходит одинаково как в северных, так и в южных районах. Более того, другие нации и народности, проживающие в Осетии, тоже положительно относятся к торжеству - для них оно стало родным. В понедельник торжество ориентировано только на семейный круг. К столу подаются голова убитого животного, а также три пирога, называемых молитвенными. Старший в семье произносит слова благодарности, после чего приступают к празднованию.
Женщины сидят за отдельным столом, так как Уастырджи является покровителем мужчин. Всю остальную неделю осетины ходят в гости к соседям, друзьям и родственникам. В последний же день с праздником прощаются, и происходит это снова в кругу семьи. Принципы торжества Джеоргуба — осетинский народный праздник, история возникновения которого уходит далеко в прошлое. К столу в это время нельзя подавать рыбу, свинину или птицу. Основной рацион составляет говядина или баранина. В качестве главного блюда выступает голова быка или овцы, приготовленная по национальному рецепту. Вначале к трапезе приступают старейшины семьи.
Они оставляют большие и сочные куски мяса молодым юношам, чтобы новое поколение росло здоровым и сильным. Женщины ранее не участвовали в праздновании, но сегодня они также отмечают его вместе с остальными.
После всех приготовлений домочадцам необходимо выйти из дома, чтобы у нечисти появилась возможно насладиться угощениями, приготовленными хозяйкой.
По истечению некоторого времени домочадцы возвращаются домой и садятся за стол. Пищу, которую приготовили на этот праздник, все члены семьи едят сами. Кровная дружба у моих предков - скифов 63 Но мне, как культурологу, важно знать не только даты празднования этих двух важнейших праздников, но и смысл, вложенные в эти обычаи.
Ведь всегда традиции вмешали в себя нравственные идеи, которые воспитывали целые поколения. Ведь у меня были очень мудрые праотцы, которые просто так ничего не делали.
Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали его жители Алагирского ущелья. Праздник и в прежние времена и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного. На праздник Реком, как и на другие большие всенародные праздники Хетаджы Уастырджи, Уацилла, Джеоргуба и тд. В прежние века поклониться Рекому шло столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Это было что-то вроде осетинских Олимпийских игр.
Молодежь состязалась в танцах, в пении, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе. В окрестностях святилища многие фамилии имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы. Взявшись за руки, с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие. Отмечается еще много и других праздников.
Хайраджыты Ахсав – как отмечают Ночь чертей в Осетии?
And admiration captivating fusion Its creates a evoking is an seamlessly gap image of of textures curiosity- aesthetics enchanting masterpiece the and forms blend niches- bridging colors between This different universally exquisite The One Edp 1882400 Dolce Gabbana The One Edp 1882400 Dolce Gabbana Within this captivating image, a symphony of colors, textures, and forms unfolds, evoking a sense of wonder that resonates universally. Its timeless beauty and intricate details promise to inspire and captivate viewers from every corner of interest. Within this striking image, a radiant harmony of colors, shapes, and textures captures the imagination and admiration of people from all walks of life. Its rich interplay of elements creates a visual experience that transcends niche limitations, leaving a lasting impression. Vitali Dudarenka Two Frosts Vitali Dudarenka Two Frosts A symphony of visual elements in this image creates an all-encompassing appeal that welcomes individuals from various walks of life to appreciate its captivating essence. Its timeless beauty and intricate details make it a masterpiece that transcends specialized interests, resonating with a wide and diverse audience. In this visually captivating image, intricate details and vibrant colors come together seamlessly.
Все прaва защищены.
Сами осетины весьма болезненно в массе своей относятся к разделению своего единого народа. Северная Осетия — один из самых густонаселённых регионов России. Более половины населения всей Северной Осетии проживает в одно городе — Владикавказе. При этом сам город был самостоятельной административной единицей вне этих регионов. Абсолютное большинство жителей Осетии является православными. А всё потому, что эти земли были крещены на семьдесят два года до крещения Руси. Впрочем, общаться между собой осетинам из разных частей региона это не мешает. На территории Северной Осетии проживают представители полутора десятков разных национальностей.
Считалось, что все добрые начинания вторника увенчаются успехом. Считалось, что вознести молитву покровителю жилища можно в любую ночь на среду, однако, мистическая ночь — именно в первую неделю Нового года, когда осетины пытались задобрить не только покровителя жилья, но и обитателей подземного мира Хаейраеджыты аехсаев. Домовой существует в мифологии большинства народов, прежде всего — индо-европейцев. Например, немецких домовых зовут Вигты, финского домового — Тонтту, Брауни хранитель очага в кельтской мифологии, до сих пор почитаем в Англии и Шотландии, Грогох ирландскийй домовой, скандинавских покровителей жилья зовут Томтра , голландского домового -Каботер, покровитель очага в Испании — Трасчо. У славянских народов - Доброжил, Доброхот, Волосень. Все европейские домовые в чем-то схожи- их представляли маленькими старичками, озорниками, которые и пошалить могут в доме,но и помощь в домашних делах оказывают С ними связано много легенд, сказаний, веселых историй. Задобрить европейских домовых пытаются молоком, творогом, медом и другими вкусностями. У осетин нет описания внешнего облика покровителя жилища, у него нет другого имени, кроме Бынаты хицау, панибратство с ним не допустимо. Да и оставленной на ночь миской молока не не отделяешься. К ритуалу почитания Бынаты Хицау всегда подходили со всей ответственностью и цифровая третья декада третьего тысячелетия ничего не изменила.
Хайраджыты Ахсав – как отмечают Ночь чертей в Осетии? – МУСАГЕТ
Празднуя Бынаты хицауы æхсæв, важно также помнить, что пища в этот вечер предназначена только для домочадцев. Недавно то же отмечали "Бынаты хицауы ахсав", по обычаю принесли в жертву черную курицу, и испекли три пирога. На один из них, Бынаты Хицауы Ахсав (праздник покровителя жилища), в первую среду января режут петуха или курицу. Бынаты Хицауы Ахсав (ночь домового) – праздник покровителя жилища и по сей день активно отмечают в Северной Осетии. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Пирог на "Ночь домового" (Осетия).
Джеоргуба картинки - 53 фото | Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей. |
Зимние осетинские праздники | В ночь на среду после Цыппурса осетины отмечают Бынаты Хицауы ахсав (ночь Домового) или Хайраджыты ахсав (ночь чертей). |
Бынаты хицауы æхсæв. Официальный сайт Администрации Президента Республика Южная Осетия | 'ПРАЗДНИК ПОКРОВИТЕЛЯ ЖИЛИЩА'. |
Каталог альпбаз - Альпбаза Цей - ОСЕТИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ | см. БЫНАТЫ ХИЦАУЫ ÆХСÆВ – перевод Ацы бæрæгбон фæкæнынц тъæнджы мæйы фыццаг кæнæ дыккаг къуырийы æртыццæг æхсæв. |
Осетинские стихи на новый год
История / Новости. это праздник покровителя жилища, он отмечается в первую неделю Нового года, обязательно в ночь со вторника на среду. Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей. Для осетин Бынаты хицауы ахсав относится к ряду таких праздников. Бынаты Хицауы Ахсав – это праздник покровителя жилища, который отмечается в первую неделю Нового. Новости. Общество. Бынаты хицауы æхсæв. 10.01.2023. Другие новости.
В каком возрасте можно резать петуха?
Название праздника уже говорит о его характере. По древним поверьям люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. Святой Уастырджи изгнал чертей. Люди, опасаясь, что нечистая сила продолжает находиться рядом, совершают различные обряды, чтобы она обходила стороной их дома. Как и колючки на ветках, они оберегали дом, его обитателей и их хозяйство от возможных воздействий демонических сил. Покровителю жилища Бынаты Хицау приносились в жертву либо козленок, либо курица. Мясо разделывали крупными кусками, при этом старались не нарушить целостность костей.
Ритуальную выпечку, напитки и отварное мясо ставили на стол, гасили светильник и выходили на некоторое время из комнаты. Затем возвращались в помещение и, прежде чем приступить к трапезе, осматривали еду.
С праздником диуаргуба. Хетаг Уастырджи. Къобы Уастырджи. Хохы Уастырджи. Джеоргуыба картинки.
Осетинский Святой Уастырджи. Святой Георгий Уастырджи Северная Осетия праздник. Праздник Джеоргуба. С праздником джаргубой. Праздник Джеоргуба открытки. Кто такие аккинцы. Аккинцы рисунок.
Акинцы Национальность. Национальный праздник осетин Джеоргуыба. Джоргуба 2022. Святой Хетаг. День Святого Хетага. С праздником Джеоргуба 2022. Хетаджы Бон - день Хетага.
Хетаджы Бон 2021. Праздник Хетага Уастырджи. Хетаджы Уастырджи. Три пирога национальный застолье осетин. Северная Осетия национальные застолье. Праздник Джеоргуба во Владикавказе в 2021г. Джеоргуба Моздок.
Джеоргуба 2021 когда будет. Понедельник праздник в Осетии. Какой праздник 19 ноября в Осетии.
В прежние века поклониться Рекому шло столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Это было что-то вроде осетинских Олимпийских игр. Молодежь состязалась в танцах, в пении, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе. В окрестностях святилища многие фамилии имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы: кто барана, кто быка. Каждое село накрывало отдельные столы, и люди приглашали друг друга, посылая почетные бокалы. Взявшись за руки, с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие.
Отмечается еще много и других праздников. Агнаев Г. Осетинские обычаи.
О том, какое значение имеет Новый год для осетинского народа и древних традициях его празднования рассказал корреспонденту Sputnik Диане Валиевой доктор исторических наук Людвиг Чибиров. Это один из немногих праздников, объединяющих духом радости и волшебства людей разной культуры, национальности и социального статуса. Разумеется, торжество такого масштаба не могло обойти веяние массовой культуры, в результате чего появился ряд обязательных международных атрибутов праздника. Несмотря на это, в первую очередь, Новый год ритуальный праздник, и у каждого народа сохранились архаичные традиции и обычаи, приуроченные ко дню, который приходится на проводы старого года у разных наций.
Старый Новый год — Зимний цикл осетинской календарной обрядности начинается с двух праздников — Цыппурс Рождество и Новый год. Празднование Цыппурс проводилось в преддверии Нового года, а в первую среду после него, осетины отмечают Бынаты хицауы ахсав — ночь домового в честь покровителя жилища. Особенность праздника в том, что жертвенную пищу, приготовленную в этот вечер, могут употреблять только члены семьи, а гостей можно угощать отдельными блюдами. В дореволюционный период большинство осетинских семей все еще основные праздничные мероприятия проводили с 13 на 14 января и декабрьскому Новому году не придавали особого значения.
В новогодние дни осетины и чертям дают попировать
Бынаты хицауы Ахсав. Бынаты Ахсав у осетин. Джеоргуба 2023 когда будет. Бынаты хицау в 2023 году, являлся яблоневым взводом (дедушкой) клиента Суллы по морской линии и Помпея Великого по византийской. Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей. Бынаты хицауы ахсав (ночь покровителя жилища), или Хайраджыты ахсав (ночь чертей). БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ (праздник покровителя жилища).
Версия для слабовидящих
- Цориева Лидия Магометовна
- Как празднуют Ночь чертей в Осетии?
- бынаты хицауы ахсав Youtube
- Информация
- Содержание
- Официальный сайт