один из 12 основных, двунадесятых, праздников православной церкви, который имеет фиксированную дату: 7 апреля, то есть ровно за девять месяцев до Рождества.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
В день Благовещения Церковь воздерживается от заупокойных молитв и венчаний, предлагая верующим проводить праздник в радости и молитве. В зависимости от календаря, Благовещение может сопровождаться постными послаблениями: допускается употребление рыбы и освященных просфор — богослужебного литургического хлеба. Наши предки собирали крошки от освященных хлебцев и добавляли в корм домашним животным, смешивая его с зерном. Считалось, что это поможет сделать урожай лучше. Как и в любой праздник, православные посещают храмы для того, чтобы очистить душу, почитать молитвы. Можно просить у Девы Марии о помощи, защите, покровительстве, искуплении грехов. А женщины молятся подарить им ребенка. Юлия Ковалева Исторически Благовещение оставило заметный след в культуре и архитектуре, вдохновив на строительство храмов и монастырей.
Так, самый известный храм — Благовещенский собор Московского Кремля, а самый древний, согласно легенде, построили по поручению княгини Ольги в X веке. Кроме того, в разных уголках России есть немало населенных пунктов, названных в честь праздника. Самый знаменитый — город Благовещенск в Амурской области. Он получил своего имя в честь первой заложенной в этих местах церкви середины XIX века — храма Благовещения Пресвятой Богородицы.
На Благовещение весна зиму поборола. В третий и в последний раз закликается весна. В некоторых местах в ночь на этот день возжигали на земле костры — «палили зиму» и «грели весну».
В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, конский и коровий навоз. Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь. Был обычай ставить образ «праздника» в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, призывая «благоволить Мать Божью и Гавриила-Архангела урожаем». Крестьяне верили, что на Благовещение открывается небо. В это время можно «выпросить себе от Бога славу. А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым». Поэтому в вечер на Благовещение люди выходили на улицу смотреть на небо в поисках на нём бездны с большой звездой.
В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу! Считается, что этот обычай родственен ассиро - вавилонскому весеннему очистительному обряду выпускания птиц [38]. В изобразительном искусстве[ править править код ] Этот лиричный и праздничный сюжет издавна популярен в религиозной живописи. Он легко узнаваем по позам действующих лиц и атрибутам. Иконографические схемы начали складываться очень рано. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах , например на стене усыпальницы святой Прискиллы [39]. Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века.
В западноевропейской живописи проторенессанса особенно известны произведения фра Беато Анжелико , Симоне Мартини ; из ренессансных работ — картины Леонардо да Винчи и Боттичелли , а из северных работ — Яна ван Эйка , Робера Кампена и Рогира ван дер Вейдена. В следующую эпоху несколько запоминающихся полотен написал Эль Греко. Начиная с эпохи барокко , как это произошло и с другими сюжетами, в трактовку этого сюжета проникают многие вольности и отступления см. Иконописные каноны развились из раннехристианских и остаются в византийской и русской иконописи в принципе неизменными за исключением некоторого влияния в XVII—XVIII веках западноевропейской иконографии, которое к нашему времени сошло на нет. Основные атрибуты[ править править код ] лилия — символ непорочности Девы Марии, чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. В руке Марии, служанки ср.
Мойры или просто в интерьере.
Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником. При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека. С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение - это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи.
Домашняя молитва Конечно, не все могут прийти в храм в этот день, тем более, если день этот — будний. Христиане, однако, стараются дома, по крайней мере: прочитать Акафист Богородице , канон праздника, или краткие молитвы; более подготовленные сейчас могут воспользоваться одобренными священноначалием текстами богослужений для келейного чтения мирянами; они были особенно актуальны в период пандемии, но и сейчас полезны тем, кто не может прийти в храм или просто желает лучше понимать текст богослужения; службу праздника мирским чином можно найти на православных сайтах, а также на интернет-странице Московской Патриархии. Иконография На ранних изображениях праздника II-V вв. Эта древнейшая традиция отражена на иконе прп. Андрея Рублева, созданной в XIVв.
Создание иконы большинство экспертов приписывают Андрею Рублеву и относят к 1405 году. Икона плохо сохранилась, но особенности ее цветовой гаммы, мягкость жестов, линий, ликов, радостного настроения и прозрачности образа и композиции дают полное право говорить о ее принадлежности кисти замечательного русского иконописца. Икону отличает несколько особенностей: 1. Андрей Рублев не любил скученности фигур, стараясь не загромождать икону второстепенными деталями, поэтому она максимально прозрачна и проста. Выделена центральная ось, к которой двигаются две половинки иконы: левая — архангельская, небесная и правая — Богородичная, земная.
При этом общая композиция целостна и едина в развороте, так как персонажи устремлены к центру и диалогу. Диалог Небесного и Земного происходят в горизонтальном пространстве, а событие Боговоплощения — в вертикальном: Дух Святой в виде зеленого луча нисходит на Деву Марию как голубь. Небо спускается на землю, освящая и пересотворяя ее заново. Центр иконы — рука Архангела Гавриила, благославляющая Богородицу на подвиг Боговоплощения. Если мысленно продолжить ее вперед, то она встречается с лучом Духа Святого, сходящим с Неба и обе эти линии соединяются в точке над головой Девы Марии, делая акцент на ее согласии и смирении.
Особый колорит и праздничность цветовой гаммы, составляющих единую симфонию, иконописец, тонко чувствующий сочетание цветов и оттенков, подчеркнул торжественность момента, золотистым фоном и яркими красными пятнами. Например, таков образ XII в. Богоматерь изображена стоящей, с чуть склоненной влево головой. В лоне ее изображен Христос Эммануил. Он представлен фронтально, сидящим в торжественной позе, с благословляющей правой рукой, левая отведена в сторону кисть не сохранилась.
Богоматерь как бы осеняет его правой рукой, пальцы которой почти касаются плеча Младенца и заходят на нимб. В ее левой руке моток красной пряжи. Слева — архангел Гавриил, обращенный к Марии и благословляющий ее. В левой руке он держит мерило. Вверху, в центре, в синем полукруге неба с золотыми звездами, представлен сидящий на красном престоле «Ветхий Деньми».
У подножия престола — красные херувимы; чуть выше, справа и слева, — красные серафимы с золотыми рипидами. Вокруг «Ветхого Деньми» голубая слава. В левой руке его свиток, правая рука — благословляющая, и от нее идет синий луч к фигуре Богоматери. На иконах Благовещения можно также увидеть элементы, которых не упоминает Евангелие, но которые известны из предания: Богородица может писаться прядущей пряжу для завесы Иерусалимского храма согласно Протоевангелию Иакова, у нее действительно было такое поручение ; Ее также могут изображать читающей книгу — Писание; Пречистая и Архангел могут также изображаться у источника — где, по преданию, произошло первое явление Гавриила. Икона из Покровского монастыря в Суздале.
Богоматерь, восседающая на престоле с округлой спинкой испуганно оборачивается к представленному в широком шаге Архангелу Гавриилу. Между Архангелом и Богоматерью представлена прядущая дева-служанка. В нижней части изображен источник в виде фонтана, к которому подходят четыре лебедя один из них черный, показан слева. Он был домовой церковью русских великий князей, затем — царей. Ну а одна из самых чтимых в мире — церковь Благовещения в Назарете, известная с IV в.
Есть в России и город, названный в честь праздника. Это Благовещенск на Дальнем Востоке. Он основан в 1856 г. Иннокентий Иркутский. Интересно, что свое название город сохранил даже в советские годы.
Художественные традиции изображения Благовещения в живописи Многие художники, писавшие событие, опирались на сложившийся иконописный канон. Его влияние, например, хорошо видно в картине: сидящая Мария, предстоящий пред Ней Гавриил. Таково же Благовещение кисти Яна Ван Эйка и Франческо дель Коссы — и их изображения близки к иконе, хотя эти художники исходят из поздней традиции писать Марию стоящей перед Архангелом. Подобным же образом, хотя куда более эмоционально, написано событие русским художником Василием Суриковым: на его картине простерший руки к Марии Гавриил, и Она Сама — несколько растерянная, недоумевающая юная девушка. А вот другой художник Возрождения, Караваджо, написал Архангела парящим над склоненной в поклоне Девой.
У Эль Греко Архангел представлен явившимся с другими Ангелами — изображенными, по «моде» того времени, в виде младенцев, а Мария — по-человечески страшащейся его явления, но в то же время покорной. Благовещение — стрит-арт работа современного греческого художника и иконописца Фикоса Антониоса демонстрирует, как живописная традиция и византийская монументальная техника могут вписываться в современные формы искусства. Фикос Антониос Fikos Antonios, р.
Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника, проповеди, иконы, цитаты (+видео)
Православные в день Благовещения Пресвятой Богородицы должны посвятить себя усердной молитве и, если есть возможность, воздерживаться от физической работы. Традиции праздника Благовещение Пресвятой Богородицы. Традиция выпускать на Благовещение белых голубей восходит к народной традиции встречи весны. 7 апреля (25 марта по старому стилю) Православная Церковь празднует один из 12 главных (двунадесятых) праздников ‑ день Благовещения Пресвятой Богородицы. Православные христиане 7 апреля отмечают Благовещение Пресвятой Богородицы.
Благовещение 2024: что это за праздник и что нужно делать
Все православные христиане 7 апреля отмечают Благовещение Пресвятой Богородицы, которое воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия — в природе и жизни людей. Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых, то есть 12 наиболее важных после Пасхи праздников в церковном календаре. Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (греч. Не только в Своих словах, сказанных в день Благовещения, явила Пресвятая Богородица полную преданность воле Божией, но и во все дни жизни своей, духовной вершиной которой явилось стояние Ее у Креста Божественного Сына своего. Благовещение пресвятой богородицы — история праздника. В четырнадцатилетнем возрасте Святая Дева вышла замуж за праведного Иосифа из Назарета. Накануне Благовещения в церквях и храмах проводится всенощное бдение, а утром 7 апреля начинается с литургии.
Благовещение в 2024 году: история и традиции праздника
XVIII в. Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником. При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека. Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св.
Иоанна Предтечи. День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения. В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II — 1-й пол. III веков, тем не менее, можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века. Софийский собор. Около 1037г. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах Открытие св.
Впервые эта дата появляется в сочинениях зап. Тертуллиана Adv. Ипполита Римского In Dan. Мартин из Браги писал, что мн. При этом сщмч. Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов Быт 2. Убеждение о 5500-летнем возрасте мира ко времени пришествия Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и воплощения Христа перешло в александрийскую традицию: в сочинении, приписываемом свт. Кроме того, место даты Распятия с V в. Согласно Георгию Синкеллу , создателями александрийской хронологической системы следует считать александрийских монахов Панодора и Анниана кон. IV - нач. Большое распространение в V-X вв. Максим Исповедник и крупнейшие хронографисты IX в. В эре Анниана первым днем творения мира является воскресенье 25 марта ровно за 5500 лет до воплощения, что соответствует 5492 г. Несмотря на то что эра Анниана используется в сравнительно поздних памятниках - таких, как Евергетидский Типикон , сохранившийся в ркп. XII в. Церквей см. Поэтому в визант. Иоанна Предтечи. День Б. Лебедев Д. Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха»? Установление праздника Изображения Б. II - 1-й пол. III в. Открытие св. Еленой в нач. Деве явился арх. Гавриил, была построена базилика - Cabrol. В нач. VIII в. Кириллом I , Патриархом Иерусалимским Conybeare. В древнейших арм. Лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима V в. Древние груз. Grand Lectionnaire. Поскольку сведения о к-польском богослужении V-VI вв. Роман Сладкопевец написал кондак на Б. VII в. Но, хотя 49 прав. Перенесение памятей почитаемых святых в седмичные дни поста на субботу или воскресенье широко практиковалось на Востоке, и структура правосл. Карабинов предположил, что до Трулльского Собора днем, на к-рый переносилось Б. Богородице в первоначальном виде был сочинен для праздника Б. Все визант. Фрагмент диптиха. ГМИИ Благовещение.
Иосифа; однако, ученые установили, что в I в. Таким образом, вопрос о том, стоит ли католическая базилика именно на месте дома, где жила Богородица, остается все еще открытым. Источник девы Марии, у которого Богородица встретилась с праведной Елизаветой. Здесь в день установленного о. Антонином праздника Целования встречались два крестных хода монахинь. Находится примерно в 250 метрах ниже восточных ворот монастыря. Установление празднества Хотя изображения события находят уже в римских катакомбах II в. Народные приметы о погоде По этому празднику, к тому же приходящемуся на начало весны, наши предки-крестьяне определяли погоду наступающей весны и лета. Вот некоторые из таких примет. Если идет снег Это значит, что в поле он не сойдет еще около месяца, весна будет поздней. То же относится к снегу, который еще не стаял к крыш. Если дождь Крестьяне считали, что это указывает на будущий хороший урожай ржи. Смысл старинных обычаев на Руси С одной стороны, наши предки не допускали на праздник чрезмерного веселья, ведь чаще всего он приходился на Великий Пост. Обязательным было посещение богослужений, праздничный семейный обед. Вместе с тем, крестьяне также соблюдали множество запретов, происхождение которых, очевидно, было не христианским, а восходящим к язычеству. Почему выпускают птиц Это старинный обычай, связанный первоначально с «закликанием весны», когда наступление тепла призывали выпусканием на волю птиц. Впоследствии традиция была переосмыслена, связана с голубем, как символом Святого Духа , Который «нашел» на Марию по слову Архангела. Традиция выпускать голубей на Благовещение Кроме того, тонко чувствовавшие природу крестьяне также полагали, что птички — молитвенники перед Богом о тех, кто их отпустил. До 1917 г. Сейчас красивая традиция обычно соблюдается после архиерейских богослужений, когда епископ выпускает белого голубя. Однако, она не отражена в Уставе и не обязательна для всех православных. Пекут птичек? На самом деле подобные печенья выпекали на праздник 40 мучеников Севастийских. На Благовещение же крестьяне пекли постное печенье в форме… плуга, бороны, иных сельхозорудий. Значение оно имело вполне магическое — обеспечивало успешный сев. А вот благочестивый обычай: хозяйки пекли просфоры по числу домочадцев, освящали их в храме. Затем церковные хлебы съедались с молитвой и натощак. Что сжигали в старину на Руси в ночь на Благовещение, чтобы избавиться от болезней В Европейской России это были старые лапти, в Сибири — постели, на которых спала семья, тюфяки, набитые соломой. Считалось, что это уберегает от проблем со здоровьем. Ходить на кладбище Вопрос о том, можно ли это делать на праздник, нередко задают современным пастырям. Вот как отвечает иерей Михаил Сенин г. Москва : «Можно приходить на кладбище почти всегда. Исключения составляют те года, когда праздник Благовещения попадает на Страстную седмицу». Что нельзя делать спорить и ругаться — мол, потому, что иначе будешь ругаться с человеком целый год; давать в долг — из-за этого из дома уйдет достаток; спать в доме! Нельзя работать Это, пожалуй, самый известный запрет. Благовещение — день, когда «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». И не только не плетет, но и не расчесывает — иначе летом куры «расчешут» грядки, и ничего не вырастет. И многое другое… Вообще день праздника полагали неблагоприятным для всякого дела — не стоило сажать растения, вообще работать на огороде, ходить мыться в баню. А современные малосведущие люди ныне придерживаются еще такого суеверия: мол, нельзя выносить мусор, а то «счастье из дома вынесешь». Как мы видели выше, русские крестьяне «мусор» в виде старых постелей и лаптей не просто выносили, но и сжигали — и ничего, были вполне счастливы… Как праздновать Христиане, имеющие такую возможность по работе, стараются отметить Благовещение, посетив богослужение. В 2024 году праздник придется на воскресный день — это третья неделя Великого поста — Крестопоклонная. Кроме того, можно: помолиться дома; собрать скоромное постное застолье, ведь в этот день на трапезе положено «утешение», как говорят монахи — рыбная пища. Нужно, впрочем, понимать, что большое празднование не очень уместно ввиду поста, соблюдать умеренность в пище. Служба в храме Цвет облачений духовенства на Благовещение — голубой, традиционный «богородичный». Стоя на службе, именно в этот день стоит обратить особое внимание на царские врата по центру иконостаса. Ведь на их створках изображено событие Благовещения — арх. Гавриил, обращающийся к Деве. Такое изображение не случайно: ведь эти врата считаются как бы райскими, ведя в самое священное место церкви, алтарь.
Обычно на утрени читают Евангелие, поют полиелей и величание, но существуют и исключения: Кириопасха — Благовещение приходится на Пасху. В таком случае полиелея не бывает, величание также не поют. Перед великой ектенией на Светлой утрени поют тропарь Благовещения дважды, а Евангелие Благовещения читают после 6 песни канона. К пасхальному канону присоединяется канон Благовещения. Благовещение приходится на Вербное воскресенье. В этом случае после полиелея поется величание праздника Благовещения, а прокимен и Евангелие — Недели Ваий. Благовещенье приходится на пятницу Страстной седмицы. Накануне служат утреню с чтением 12 Страстных Евангелий. После 7-го Евангелия поется полиелей, величание Благовещения и степенны, прокимен праздника и читается Евангелие праздника. Канон праздника соединятеся с трипеснцем Страстной пятницы. На праздник Благовещения служат литургию Иоанна Златоуста или Василия Великого в случае, если праздник пришелся на дни Великого поста , а также на Страстной Четверг или Страстную Субботу. Перед литургией читают часы, совершают изобразительны и вечерню. Согласно Уставу, на часах не положено творить земные поклоны. Однако молитву Ефрема Сирина на 1-м часе и на изобразительных совершают с тремя земными поклонами. Вечерня, соединенная с литургией Иоанна Златоуста , совершается без чтения Псалтири и без земных поклонов. Если же храм Благовещения, то поется задостойник праздника независимо от дня. Иконография праздника Дева Мария на иконах праздника Благовещения изображена сидящей.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ПОЧЕМУ В ЭТОТ ДЕНЬ ВЫПУСКАЮТ БЕЛЫХ ГОЛУБЕЙ?
Да будет мне по слову Твоему», — лишь тогда Слово становится плотью. Так начинается евангельская история. Впереди — Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение…». Дата и именование праздника Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. XVIII в.
Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое с IV века сначала на Западе, а затем на Востоке считается днем Рождества Христова. Кроме того это число согласуется с представлениями древних церковных историков о том, что Благовещение и Пасха, как исторические события произошли в один и тот же день года. Мартин из Браги писал, что многие галльские епископы считали Пасху неподвижным праздником. При этом сщмч.
Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека. Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия.
Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение — это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи. День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе.
Сейчас Кириопасхой называют случающееся раз в несколько лет совпадение праздников Пасхи и Благовещения. В России в связи с использованием Церковью юлианского календаря 25 марта выпадает на 7 апр. Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб 2-й половины II — 1-й пол.
Праздник нельзя проводить в суете, гневе, злости и раздражении. Церковь не рекомендует заключать в этот день браки — это период воздержания и покаянья. Приметы и поверья Заморозки на Благовещение предвещают богатый урожай. Если к 7 апреля ласточки не прилетели, то весна будет холодной и поздней. Если жена в этот праздник назовет своего мужа сорок раз «любимый», то семью ожидает любовь и мир на долгие годы. Если на огороде закопать кусочек благовещенской просфоры, то земля даст богатый урожай. Желание, которое будет загадано на Благовещение, исполнится в ближайшем будущем.
Благовещение Пресвятой Богородицы относится к великим двунадесятым праздникам Православной Церкви. В этот день верующие воздерживаются от работы, домашних хлопот, ссор и обид. Прихожане посещают храмы, совершают паломничество по святым местам. Этот религиозный праздник считается лучшим периодом для заготовки соли, освященной воды и просфор, которые будут служить оберегами в течение всего года. Сегодня, этот светлый праздник отмечая, Благ любых тебе без меры я желаю. В дом твой чтобы стучались радостные вести, И чтоб прожил на свете ты лет двести. С Благовещением вас я поздравляю, Света и добра я вам желаю. В каждый дом войдет пусть благодать И возможность счастье испытать.
Смысл праздника Благовещение Пресвятой Богородицы — евангельское событие и христианский праздник в память о дне, когда архангел Гавриил принес Деве Марии весть о предстоящем рождении Иисуса, сына Божия. Праздник выпадает на Великий пост. Согласно церковному уставу, постящимся 7 апреля разрешается есть вареную пищу с растительным маслом, а также вино и рыбу. Благословенна Ты между женами». По мнению ряда богословов, слова «Радуйся, Благодатная» стали первой «благой» вестью для человечества после истории с грехопадением. Современное название праздника «Благовещение» вошло в обиход не раньше VII века. До этого церковь обозначала его по-разному: «День приветствия», «Возвещение», «Приветствие Марии», «Зачатие Христа», «Начало искупления» и так далее. Полное название праздника в православии звучит так: Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Католическая церковь, протестантские деноминации и ряд других церквей отмечают день благой вести 25 марта. И у православных, и у католиков между Благовещением и Рождеством 7 января или 25 декабря проходит ровно девять месяцев. Это срок, в течение которого женщина вынашивает ребенка.
Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Преблагословенная Дева Мария в ответ на радостное благовестие Архангела ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему! Но предаем ли мы свою жизнь Богу, полагаемся ли мы на волю Божию, которая совершается над нами в нашей жизни? Принимаем ли мы скорби, испытания и наш жизненный крест с теми же словами смирения и преданности воле Божией, которые сказала Преблагословенная Дева Мария? Не только в Своих словах, сказанных в день Благовещения, явила Пресвятая Богородица полную преданность воле Божией, но и во все дни жизни своей, духовной вершиной которой явилось стояние Ее у Креста Божественного Сына своего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Что переживала Она, как страдало Ее материнское сердце, можно только догадываться. Но этим Своим стоянием у Креста Она уже как бы вновь повторяла слова, которые прежде сказала Архангелу: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему! Тогда при обращении к Пречистой Богоматери с молитвой о том, чтобы Она укрепила нас, помогла нам, наставила нас на путь спасения, Царица Небесная непременно укрепит нас и поможет совершенствоваться и возрастать во Господе.
Благовещение 7 апреля: история, традиции и запреты дня, в который выпускают белых голубей
История Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы: история, смысл и традиции праздника. В седмицу 4-ю Великого поста, день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, мы совершили Божественную Литургию. Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий.
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение | Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова (Лк. |
Благовещение Пресвятой Богородицы: история, смысл и традиции праздника | События праздника Благовещения Пресвятой Богородицы достаточно подробно описаны в Евангелии от Луки. |
Благовещение — это праздник в честь Пресвятой Богородицы и начало нашего спасения | Благовещение Пресвятой Богородицы — праздник, установленный в память о дне, когда архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о предстоящем рождении Иисуса Христа. |
Что означает Благовещение Пресвятой Богородицы? История и традиции праздника - Новости | Однозначно о литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времен папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвященных Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия. |
Благовещение 2024: что это за праздник и что нужно делать | Вестник Кавказа | 07.04.2024 Благовещение Пресвятой Богородицы 2024. В этот день Архангел Гавриил возвестил Деве Марии Радостную весть о грядущем Воплощении от Неё Бога Слова. |
История праздника Благовещения
Заниматься же каким-либо, даже лёгким, трудом в этот день считалось тяжким грехом. А вот предание о том, что в этот день, как и на другие великие праздники, солнце на восходе играет, вы можете проверить сами, если встанете пораньше. По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского.
Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo. Сезеново Лебедянского р-на Липецкой области, на правом высоком берегу реки Сквирня, в 12 км. Лебедянь, следует считать затворника Иоанна, получившего по месту совершения своих духовных подвигов имя Сезеновского.
Поселившиеся затем близ затворнической кельи боголюбивые...
Поза ангела восходит к изображениям вестника в античном искусстве. На древнейшем изображении Благовещения, фреске в римских катакомбах , архангел Гавриил изображён в виде римского официального вестника и оратора [42]. Крылья у ангела появляются лишь с V—VI веков [43].
В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое — поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально.
Если у архангела — скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике Андрея Критского , Иакова Коккиновафского [44]. Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, Гавриил, стоя перед Марией, правой рукой благословляет её, а в левой руке держит расцветшую лилию. Изображение Марии[ править править код ] Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила [45].
Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия Ecce ancilla Domini. Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу. В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову. В правой руке Мария держит клубок шёлку, простирая левую к ангелу.
Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности. Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха работа Боттичелли в ГМИИ им. Пушкина , Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом например, фрески Джотто в капелле Скровеньи , столбах храма Киевская София. В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста.
Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение. Изображение Святого Духа и Бога-Отца[ править править код ] Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя и луча света, в котором птица спускается. Голубь может быть в золотом вращающемся диске. На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле , символизирующая Воплощение.
В средневековых произведениях встречаются также изображения Бога-Отца, иногда в виде десницы в облаках или лица, глядящего с небес [47]. Встречались и изображения Святого Духа в виде младенца Младенца Христа , слетающего к Деве Марии и несущего крест, с голубем или без него.
Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться!
Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему… Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому.
Афанасий IV века в своей беседе на этот праздник называет его первым в ряду праздников и особенно почитаемым, так как он напоминает начало домостроительства спасения людей. В V и VI веках по причине ересей, унижавших лице Богоматери и искажавших догмат о воплощении Иисуса Христа, представились особенные побуждения для Церкви возвеличить торжество праздника, за это время торжество праздника обогатилось многими песнопениями, в которых раскрыто таинство воплощения сына Божия и величие Богоматери. В дореволюционной России существовал трогательный обычай, особенно в Москве, в День Благовещения, как в день возвещения свободы всему миру, выпускать из клеток птиц на волю. Заниматься же каким-либо, даже лёгким, трудом в этот день считалось тяжким грехом. А вот предание о том, что в этот день, как и на другие великие праздники, солнце на восходе играет, вы можете проверить сами, если встанете пораньше. По благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Елецкого и Лебедянского сестры Сезеновского Иоанно-Казанского женского монастыря собирают сведения о чудесной помощи по молитвам прп. Иоанна, затворника Сезеновского.
Обращаемся с просьбой - кто получил благодатную помощь при молитвенном обращении к преподобному, сообщить об этом сестрам нашей обители, это можно сделать, написав нам на e-mail: sezenovo.