Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель, его творчество оказало огромное влияние на других писателей и общественную мысль.
Хронология жизни и творчества
Летом 1831 года заплатив 30 тысяч рублей ассигнациями приобрёл село Даровое в Каширском уезде Тульской губернии. Это было бедное, худородное село с одиннадцатью крестьянскими дворами [21] [22]. Тем не менее летом 1832 года дети впервые знакомятся с деревенской Россией. Полученные в ходе этой поездки впечатления нашли отражение в романах « Бедные люди », « Бесы », а также в « Дневнике писателя » [23] [24]. После возвращения в Москву для старших Михаила и Фёдора начинаются годы учёбы. Сначала была домашняя учёба — Закон Божий, русский язык, словесность, арифметику и географию преподавал приходящий дьякон Екатерининского института И.
Хинковский [25] [26]. Каждый день ездили учить французский язык к преподавателю Александровского и Екатерининского институтов Н. Драшусову, который содержал пансион [27] [26]. Сыновья Драшусова преподавали математику и словесные науки [28]. Латыни учил детей сам Михаил Андреевич.
Он купил «латинскую грамоту Бантышева» и каждый вечер занимался с Михаилом и Фёдором латынью. Пансион Чермака. Смерть матери В сентябре 1834 года Михаил и Фёдор Достоевские поступили в пансион Леонтия Ивановича Чермака, считавшийся одним из лучших частных учебных заведений Москвы [27] [29]. Обучение в этом пансионе стоило дорого, но помогала семья старшей сестры мамы Куманины. Режим в пансионе был очень строгий.
Ученики занимались практически весь день, начиная с раннего утра до позднего вечера, прерываясь только на молитву и приём пищи. Курс состоял из трёх классов по одиннадцать месяцев каждый. Тут изучали почти все предметы: математику , риторику , географию , историю , физику , логику , русский , греческий , латинский , немецкий , английский , французский языки , чистописание , рисование и даже танцы. Атмосфера в пансионе была домашней, Леонтий Чермак относился к своим ученикам как к собственным сыновьям, следил за здоровьем, входил в их нужды [30] [31]. Как вспоминают учившиеся в то время, Фёдор Достоевский был серьёзным, вдумчивым молодым человеком, который играм в рекреации предпочитал книги.
Зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей [32]. Среди учителей пансиона братья Достоевского особенно выделяли Николая Ивановича Билевича , преподавателя русского языка, который просто сделался их идолом. Он в одно время учился с Николаем Гоголем , участвовал в литературных собраниях, сочинял стихи, занимался переводами Шиллера. По мнению, биографов писателя, именно общение с Билевичем способствовало тому, что Достоевский начал думать о занятиях литературой как о профессии. По выходным и летними вечерами в доме Достоевских продолжались семейные чтения.
Предположительно, с 1835 года у них появляется подписка на журнал «Библиотека для чтения». В начале 1835 года появляются первые признаки тяжелого заболевания матери [34]. В это время она с младшими детьми переезжает в Даровое. Михаил, Фёдор и Андрей готовились в это время к экзаменам в пансионе [35]. В Даровое они теперь могли приехать только на два летних месяца [36].
Следующее лето 1836 года стало для Марии Фёдоровны последним [37]. В начале 1837 года, не дожив до 37 лет, она скончалась и была похоронена на Лазаревском кладбище [37] [38]. Юность Инженерное училище В мае 1837 года Михаила и Фёдора отец определил в приготовительный пансион Короната Костомарова в Петербурге, для поступления в Главное инженерное училище [39]. Отец настоял на поступлении в инженерное училище зная, что эта профессия обеспечит его сыновьям материальное благополучие, хотя они мечтали заниматься литературой [40]. Михаила не приняли в училище, младший же учился без охоты, не испытывая призвания к будущей профессии.
В этом же году их отец в чине коллежского советника оставил и поселился в Даровом. В 1839 году, при не до конца выясненных обстоятельствах, скончался. Наизусть знал практически все творчество Пушкина. Осенью 1838 года товарищи по учёбе вместе с Достоевским организовали литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий [43] , Н.
Витковский, А. Бекетов [44] [45] и Д.
Эта вера в царя вытекла у Достоевского из религиозных начал и из желания согласовать свои взгляды с духом народным. А он убеждён был, что народ только такую форму правления и согласится признать. Но только эта идея и была в нём «консервативной».
Все же остальные черты общественных идеалов, вполне ужившиеся в нём с монархизмом, до того резко расходятся с обычными консервативными взглядами, что, я думаю, уж скорей можно называть его «революционером», чем «консерватором». Хотя, конечно, Достоевский не был ни тем, ни другим. Недаром в «Дневнике писателя» он говорит о себе: «Вообще, скажу, что считаю себя всех либеральнее, хотя бы по тому одному, что совсем не желаю успокоиваться» 25. И действительно, «одного этого» было бы вполне достаточно, чтобы раз навсегда освободиться от нелепых обвинений в «консерватизме». Консерватор тот, кто хочет остановить жизнь в одном положении, кто хочет, чтобы она застыла, «консервировалась», потому что не верит в её движение.
Достоевский же весь стремление вперёд. Перед ним рисовались такие широкие, такие несбыточные перспективы человеческого счастья, что ни одному, самому радикальному реформатору жизни без Бога, на почве социализма, и во сне не снилось. Посмотрим же, каковы были общественные идеалы «консерватора» Достоевского. Прежде всего Достоевского занимал вопрос религиозный. И вот что пишет он о «свободе совести»: «Полная свобода вероисповедания и свобода совести есть дух настоящего христианства.
Уверуй свободно — вот наша формула. He сошёл Господь с креста, чтобы насильно уверить внешним чудом, а хотел именно свободы совести. Вот дух народа и христианства, если же есть уклонения, то мы их оплакиваем» 26. Едва ли хоть один из наших современных консерваторов подписался бы под этими словами! С глубоким и подлинно религиозным негодованием относился Достоевский ко всякому деспотизму, и тем более к деспотизму религиозному.
Сожигающего еретиков я не могу признать нравственным человеком, ибо не признаю тезис, что нравственность есть согласие с внутренними убеждениями. Это лишь честность русский язык богат , но не нравственность. Нравственный образец и идеал есть у меня — Христос. Спрашиваю: сжёг ли бы Он еретиков? Ну, так значит, сжигать еретиков есть поступок безнравственный.
Инквизитор уже тем одним безнравственен, что в сердце его, в совести его могла ужиться идея о необходимости сожигать людей» 27. Таким образом, «консерватор» Достоевский прежде всего требовал религиозной свободы. Но мало освободить совесть. Надо дать просвещение. И вот опять-таки Достоевский является, как и должен истинный христианин, самым передовым человеком.
У него есть даже «набросок» плана первоначальной школы. Кто грамотен, тот уже двинулся, тот уже пошёл и поехал, тот уже вооружился, и увидите, как в несколько лет у вас уже сами собой явятся школы для крестьян повыше: потребность вырастет, охота родится и школы сами произойдут». Религиозная свобода, просвещение, — и третье, что нужно для народа, это — кусок хлеба. Надо, чтобы народ перестал голодать. И Достоевский говорит: «Облегчить народ...
Где взять денег? Для этого непременно и неотложно обложить налогом высшие богатые классы и тем снять тягость с бедного класса... Аксиома, что там и благосостояние, где твёрдо стоит земледелие... He будет земледелия — не будет и финансов». He придут ли в ужас ото всех этих требований Достоевского настоящие консерваторы?
Но это ещё не всё. Достоевский верил в народную правду. Он был убеждён, что настоящее, живое религиозное чувство живёт только у простого народа. А оно и есть высшая человеческая мудрость. Народ — вор, пьяница, груб, не развит, но в страданиях своих, в терпении своём, — он познал сердцем живого Христа.
Достоевский призывал интеллигенцию выслушать эту народную правду. Трудно найти в нашей литературе что-либо более «демократическое», в смысле истинной любви и доверия к народу, чем эти замечательные строки из «Дневника писателя». Позовите серые зипуны и спросите их самих об их нуждах, о том, чего им надо, и они скажут вам правду, и мы все в первый раз, может быть, услышим настоящую правду. И не нужно никаких великих подъёмов и сборов; народ можно спросить по местам, по уездам, по хижинам. Ибо народ наш, и по местам сидя, скажет точь-в-точь всё то же, что сказал бы и весь вкупе,...
Надо только соблюсти, чтобы высказался пока именно только мужик, один только заправский мужик. О, не из каких-либо политических целей я предложил бы устранить на время нашу интеллигенцию, — не приписывайте мне их, пожалуйста, — но предложил бы я это уж извините, пожалуйста из целей лишь чисто педагогических. Да, пускай в сторонке пока постоим и послушаем, как ясно и толково сумеет народ свою правду сказать, совсем без нашей помощи, и об деле, именно об заправском деле, в самую точку попадёт, да и нас не обидит, коли об нас речь зайдёт. Пусть постоим и поучимся у народа, как надо правду говорить. Я желал бы только, чтоб поняли беспристрастно, что я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которых никто ещё из нас не знает во всём объёме и величии их, — как в святыню верую, главное, в спасительное их назначение, в великий народный охранительный и зиждительный дух, и жажду лишь одного: да узрят их все.
Только что узрят, тотчас же начнут понимать и всё остальное» 28. В чём же эта народная правда? Как понимал её сам Достоевский? Ответ на этот вопрос тесно связан с его всемирно-историческими идеалами. Идея католическая, идея протестантская и идея славянская.
Сущность католической идеи, которая владеет всеми католическими странами и народами, как бы ни были они атеистичны, заключается в насильственности. Это основной нерв папства. И какие бы учения о «счастье человечества» ни возникали в католических странах, они отравлены этой католической идеей насильственного, принудительного благополучия. Какие бы свободы и равенства ни провозглашались, самая свобода и равенство будут вводиться и осуществляться принуительным способом. Какое бы «единение» ни проповедовал французский социализм — и единение это будет насильственным, принудительным.
Другая идея протестантская, отрицательная. Она тесно связана с католической, ибо всё основано на протесте против католичества. Исчезнет католичество, исчезнет и протестантство, ибо не будет против чего протестовать. Носители этой идеи — германцы, которые твёрдо убеждены, что они призваны решать судьбы всех стран и народов. Немцу «смешно даже предположить, что есть хоть что-нибудь в мире, даже в зародыше только, что могло бы заключать в себе хоть что-нибудь такое, чего бы не могла заключать в себе предназначенная к руководству мира Германия».
И наконец, идея славянская, только зарождающаяся, неясная, но явно несущая с собой нечто совершенно новое в мировую историю. О том, в каком смысле может славянство и Россия разрешить судьбы мировой истории и куда должна в дальнейшем направиться мировая жизнь, — со всей определённостью Достоевский высказал через несколько лет на пушкинском празднике в Москве. Это и есть ответ на вопрос, как сам Достоевский понимал народную правду. Разбирая произведения Пушкина, Достоевский доказывает изумительную способность русского гения «перевоплощаться», понимать дух и сущность самых чуждых России народностей. В «Дон Жуане» Пушкин настоящий «испанец», в «Пире во время чумы» — англичанин, в «Подражании Корану» становится мусульманином, в «Египетских ночах» — древним египтянином.
В этой способности перевоплощаться, по Достоевскому, выражается самая основная черта русского национального духа: всемирность. И из неё вытекает историческая роль России. Эту роль бессознательно знает народ, и в этом его правда. Он знает, что «назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только...
Вот какую широкую, захватывающую перспективу дальнейшего исторического призвания русского народа показывает Достоевский. Эти восторженные, пророческие слова произвели на слушателей, без различия «партий», беспримерное по силе своей впечатление. И какими маленькими и ничтожными кажутся «этикетки» — «либерализм», «консерватизм», когда теперь вчитываешься и вдумываешься в них. Я говорю... Пусть наша земля нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя» Христос.
Почему же нам не вместить последнего слова Его? Да и сам Он не в яслях ли родился? Повторяю: по крайней мере, мы уже можем указать на Пушкина, на всемирность и всечеловечность его гения. Ведь мог же он вместить чужие гении в душе своей, как родные. В искусстве, по крайней мере, в художественном творчестве, он проявил эту всемирность стремления русского духа неоспоримо, а в этом уже великое указание» 30.
И когда он произносил своим слабым, задыхающимся голосом, в котором звучала особенная покоряющая напряжённая искренность: И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Достоевский — явление пророческое. Он не принадлежит определённой эпохе, шестидесятым или семидесятым годам. Он «вне времени». И не потому только, что он писал хорошие романы, которые будут читаться десятки, может быть, сотни лет, — а потому, что он прозревал такие конечные дали, какие открываются только очам пророков Божиих.
Вот почему «значение» Достоевского не может быть измерено тем или иным влиянием его на современников, или на литературу, или на христианскую мысль, — его значение так же неизмеримо, как те вечные начала, которые он раскрывал людям. Можно сказать только, что если правда, что миру суждено «обновиться» и начать новую, заключительную главу истории, если правда, что многострадальная земля в конце концов принесёт спасение и преображение всей вселенной, если правда, что голгофскому, народному христианству принадлежит великая победная роль в этом последнем историческом движении, — то имя Фёдора Михайловича Достоевского будет сопричислено к именам подлинных служителей Божиих. Ибо совесть, сердце, мысль, гений Достоевского — всё было положено им к ногам Христа. Он совершил громадную духовную работу, которая даст руководящее направление и грядущему христианству — голгофскому, до сих пор ещё скрытому в сердце народном 31. Как Достоевский жил, творил и писал, так он и умер.
Вот какие подробности рассказывают о его кончине. В ночь на 26 января эмфизема осложнилась разрывом лёгочной артерии. С каждым днём положение становилось безнадёжней. Во все сомнительные минуты жизни он обращался к Евангелию: раскрывал наудачу то Евангелие, которое когда-то подарили ему жёны декабристов в Тобольске и с которым он никогда не расставался, и читал верхние строки открывшейся страницы. Так он сделал и теперь, в день кончины 28 января , когда ему было трудно.
Открылось Евангелие от Матфея Мф. Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду» 32. Когда жена прочла ему эти строки, он сказал ей: «Ты слышишь — не удерживай; значит, я умру». В тот же вечер, благословив детей и жену, он умер. Смерть Достоевского произвела на современников впечатление, равное которому может быть разве впечатление, пережитое нами со смертью Толстого.
И похорон таких не запомнит Петербург. Все в глубине души чувствовали, что скончался не только великий писатель, но и великий учитель. Лев Толстой по поводу смерти Достоевского писал Н. Страхову: «Как бы я желал уметь сказать всё, что я чувствую о Достоевском! Вы, описывая своё чувство, выразили часть моего.
Я никогда не видал этого человека и никогда не имел прямых отношений с ним; и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый близкий, дорогой, нужный мне человек. И никогда мне в голову не приходило меряться с ним, никогда. Всё, что он делал хорошее, настоящее, что он делал , было такое, что чем больше он сделает, тем мне лучше. Искусство вызывает во мне зависть, ум — тоже, но дело сердца — только радость. Я его так и считал своим другом и иначе не думал, как то, что мы увидимся и что теперь только не пришлось, но что это моё.
И вдруг читаю — умер. Опора какая-то отскочила от меня. Я растерялся, а потом стало ясно, как он мне был дорог, и я плакал и теперь плачу. На днях, до его смерти, я прочёл «Униженных и оскорблённых» и умилялся» 33. А над гробом Достоевского великий философ земли русской Владимир Соловьёв сказал: «В том-то и заслуга, в том-то и всё значение таких людей, как Достоевский, что они не преклоняются пред силой факта и не служат ей.
В 1846 г. Весной того же года молодой писатель познакомился со сторонником утопического социализма Михаилом Петрашевским и начал посещать собрания его кружка. В 1848 г. В конце того же года в журнале "Отечественные записки" была опубликована повесть Достоевского "Белые ночи". В апреле 1849 г. Находясь в заключении, написал рассказ "Маленький герой".
В последний момент по распоряжению императора Николая I петрашевцам было объявлено о замене расстрела различными сроками каторги. Достоевский был отправлен на четырехлетнюю каторгу с последующим несением воинской службы в звании рядового. В 1850-1854 гг. В начале 1854 г. Семей, Республика Казахстан. Во время службы в этом городе познакомился с Марией Исаевой, которая в 1857 г.
В 1855 г. В апреле 1857 г. Федору Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печатать свои произведения.
Одна из дочерей, Софья, погибла в младенчестве. Именно Анна Григорьевна уговорила супруга покинуть Санкт-Петербург, подальше от губительного воздуха северной столицы и навязчивых родственников, которые одолевали просьбами мягкосердечного Федора Михайловича. В Старой Руссе семейство провело несколько счастливых лет. Достоевский много гулял, проводил время с детьми, и увлеченно работал. Расцвет творчества В ссылке Достоевский многое пережил и переосмыслил.
Тяготы, лишения и испытания каторги нашли свое отражение в романе «Униженные и оскорбленные», в котором все отчетливее звучит сакральный смысл всех последующих сочинений классика — нравственный выбор человека, безропотное страдание бедного, но благородного героя, в ответ на эгоизм и равнодушие окружающих. Роман «Униженные и оскорбленные» — произведение переходное, своеобразное возвращение на новые ступени развития к мотивам творчества 1840-х, обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е; в нем очень сильны автобиографические мотивы. Достоевский выступает издателем публицистических журналов «Эпоха» и «Время». Большую помощь, в том числе финансовую, в этой деятельности оказывает родной брат Михаил, ставший к тому временем уважаемым и известным критиком. Формально именно Михаил считается редактором изданий, потому что Федор, как бывший каторжник, до сих пор находится под надзором полиции. Благодаря таланту Достоевского и его «политическому» прошлому журналы обретают большую популярность. Журналистские усилия классика были продиктованы желанием донести до общества свое видение гармоничного мироустройства: примирение и объединение русской самобытной культуры с передовыми достижениями западного общества. В тот же период Федор Михайлович ведет рубрику «Дневник писателя», сначала, как раздел в журнале «Гражданин», потом выпуская альманах самостоятельным изданием.
В этих работах раскрывается его уникальный публицистический талант. Он использует различные жанры: очерки, фельетоны, рассказы, эссе, заметки. Темой для размышлений становятся насущные проблемы того периода. Он анализирует политические, социальные и культурные процессы. Эти статьи были очень популярны у образованных и мыслящих читателей, и особенно у прогрессивной молодежи. Следующие двадцать лет Достоевский переживает необычайный творческий подъем. Именно тогда он сочиняет все свои мировые шедевры: «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1868 , «Бесы» 1871-1872 , «Подросток» 1874-1875 и «Братья Карамазовы» 1880. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника», стал последним произведением Достоевского.
Он был дописан в ноябре 1880 года. Сам Достоевский писал о нем следующее: Роман читают всюду, пишут мне письма, читает молодежь, читают в высшем обществе, и никогда еще я не имел такого успеха. Этот цикл произведений принято называть «Пятикнижием». В пяти романах сконцентрировался весь необыкновенный гений прозаика. Достоевский поднимает глубокие нравственные проблемы общества через образ отдельного «маленького человека», выворачивая практически «наизнанку» глубины подсознания персонажа. Страсть к азартным играм Одна пагубная страсть Достоевского стала вдохновением для написания романа «Игрок», который был опубликован в 1866 году. Произведение было практически автобиографическим. В 1863 году писатель, тогда уже вдовец, отдыхал в Висбадене с возлюбленной Полиной Сусловой и проиграл в рулетку не только все свои деньги, но и деньги своей спутницы.
Труды Достоевского неплохо оплачивались, но свободных денег никогда не было. Он был непрактичным человеком, после смерти брата взял на себя его долги и заботу об осиротевшей семье, помогал пасынку, никогда не скупился на милостыню и не торговался с издателями. Некоторые исследователи его творчества считают, что хроническая уничижительная бедность толкала Федора Михайловича к азартным играм. Вторая жена старалась во всем поддерживать мужа, вела финансовые дела и боролась с его азартной натурой. В первый же год брака он снова проиграл огромную сумму, даже заложил обручальное кольцо и приданное Анны. Супруги были должны ростовщикам, знакомым и друзьям, кредиторы одолевали семью требованиями.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Однако его следующее произведение, "Двойник", было остро осуждено критиками. Не всегда понимаемый властями, Достоевский однажды был отправлен в ссылку. В зрелом творчестве Достоевского преобладает критическое отношение к буржуазным и либеральным ценностям. Писатель Федор Достоевский работал над романом "Преступление и наказание" с 1865 по 1866 год. Расширенная версия произведения была опубликована в журнале "Русский вестник". Основная тема романа касается теории главного героя о различии между необычными и обыкновенными людьми. Роман "Идиот" Достоевский создавал с 1867 по 1869 годы во время своего пребывания за границей. Это сложный роман о выдающемся человеке, чьи добрые намерения не могут принести счастья в застывшем буржуазном обществе. Он становится объектом насмешек для окружающих. Изначально автор планировал написать продолжение под названием "История Великого грешника", однако судьба распорядилась иначе. Смерть Достоевского Федор Михайлович Достоевский начал проявлять признаки эпилепсии ещё в детстве, о чем свидетельствуют записи в дневниках его матери и брата.
Первый настоящий эпилептический приступ произошел, вероятно, в начале 1849 года, когда Достоевский был арестован за участие в деятельности Петрашевского кружка. Во время заключения в Петропавловской крепости после приговора к смертной казни, Достоевский столкнулся с различными эмоциональными и физическими трудностями, которые способствовали обострению его заболевания. В годы ссылки и каторги Достоевский продолжал страдать от эпилептических припадков. Болезнь и ее последствия, такие как нарушения сознания и физическое истощение, оказали значительное влияние на его жизнь и творчество. Однако Достоевский не прятался от своего недуга, а наоборот, включал его в свои произведения, создавая глубокие характеры, страдающие эпилепсией, как, например, князь Мышкин в романе "Идиот". Федор Михайлович ушел из жизни 28 января 1881 года от осложнений туберкулёза, а не от эпилепсии. Его погребение на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге стало грандиозным событием, привлекшим огромное число поклонников его таланта. Уважение к Достоевскому как к великому писателю и мыслителю продолжает оставаться живым и по сей день.
Ранние годы будущего писателя прошли в большой семье дворянского происхождения. Многие исследователи утверждают, что среди предков Достоевского были такие личности, как татарин Аслан—Челеби-мурзы и его сын по прозвищу Широкий Рот, от которого пошел род Ртищевых. Особого внимания заслуживает боярин Данила Ртищев, который получил за службу государю имение «Достоев». Федор родился вторым из семи детей. Отец — Михаил Андреевич Достоевский, лекарь в больнице для малоимущих людей. Ее не стало, когда Федору было 16 лет. О своей семье потом писатель вспоминал так, что происходил он «из семейства русского и благочестивого». С детства дети были приучены к молитве. В доме соблюдались патриархальные обычаи: весь распорядок дня соотносился с работой отца в больнице. С особой теплотой маленький Достоевский относился к своей няне Алене Фроловне, которая выходила всех детей семейства, привила им любовь к народному творчеству. Образование Родители Федора стремились дать хорошее образование своим детям. Учили их читать с раннего возраста. В их доме часто декламировали стихи известных поэтов, что позитивно влияло на развитие детей. В 1834 году Федор и его брат Михаил идут учиться в пансион Л. Чермака, полный курс обучения в котором составлял три года.
Владимира 4-й степени — 1829 и Св. Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера , Корнеля , Расина , Бальзака , Гюго , Гёте , Гофмана , Шиллера , Шекспира , Байрона , из русских авторов — Державина , Лермонтова , Гоголя , а почти все произведения Пушкина знал наизусть. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского [88] , Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева , Григоровича , Плещеева и даже самого Гоголя » [89]. Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий [90] , Н. Витковский, А. Бекетов [91] [4] и Д. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара , спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами [92]. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика [93]. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году [94]. В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель» [95]. Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда» и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом « Бедные люди » [96]. Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94]. Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Майков [104] [105]. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А. Краевского [107]. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств. Многие знакомые стали прототипами героев будущих произведений писателя, с другими связала многолетняя дружба, близость идейных взглядов, литература и публицистика. В январе — феврале 1846 года Достоевский по приглашению критика В. Майкова посещал литературный салон Н. Майкова [108] , где познакомился с И. Гончаровым [109]. Алексей Николаевич Бекетов, с которым Достоевский учился в Инженерном училище, познакомил писателя со своими братьями [110]. С конца зимы — начала весны 1846 года Достоевский стал участником литературно-философского кружка братьев Бекетовых Алексея, Андрея [111] и Николая , в который входили поэт А.
Книги Достоевский писать мог лишь в лазарете втайне, поскольку арестантов лишили права переписки. Вскоре после окончания каторги Достоевский был назначен служить в Семипалатинский полк, где познакомился с будущей женой Марией Исаевой, брак с которой был несчастливым и завершился неудачно. Дослужился писатель до звания прапорщика в 1857 г. Помилование и возвращение в столицу По возвращении в Петербург Достоевскому пришлось вновь совершать литературный дебют — это были «Записки из Мертвого дома», получившие всеобщее признание, поскольку жанр, в котором писатель рассказывал о жизни каторжников, был совершенно новым. Несколько произведений писатель напечатал в журнале «Время», который издавал совместно с братом Михаилом. Через некоторое время журнал закрыли, и братья стали печатать другое издание — «Эпоха», также закрывшееся через несколько лет. В это время он принимал активное участие в общественной жизни страны, претерпев разрушение социалистических идеалов, признавал себя открытым славянофилом, утверждал социальную значимость искусства. В книгах Достоевского отражены его взгляды на действительность, которые современники понимали далеко не всегда, подчас они казались им слишком резкими и новаторскими, а иногда слишком консервативными. Путешествия по Европе В 1862 г. Достоевский, день рождения которого отмечается 11 ноября, впервые выехал за границу, чтобы полечиться на курортах, но в итоге он объехал большую часть Европы, пристрастившись в Баден-Бадене к игре в рулетку и промотав почти все свои деньги. В принципе у Достоевского были проблемы с деньгами и кредиторами на протяжении почти всей его жизни. Часть поездки он провел в компании А. Сусловой, молодой раскованной барышни. Многое из своих приключений в Европе он описал в романе «Игрок». Кроме того, писателя потрясли негативные последствия Великой французской революции, и он утвердился во мнении, что единственный возможный для России путь развития — уникальный и самобытный, не повторяющий европейский. Вторая жена В 1867 г. У них родилось четыре ребенка, из которых выжили только двое, а продолжателем рода в итоге стал лишь единственный выживший сын Федор. Следующие несколько лет они вместе жили за границей, где Достоевский, день рождения которого отмечается 11 ноября, начал работу над некоторыми последними романами, входящими в знаменитое «Великое пятикнижие» - это «Преступление и наказание», самый известный философский роман, «Идиот», где автор раскрывает тему человека, пытающегося осчастливить других, но в итоге страдающего, «Бесы», повествующие о революционных течениях, и «Подросток».
Достоевский Федор Михайлович: биография, семья, творчество, интересные факты из жизни
Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель, его творчество оказало огромное влияние на других писателей и общественную мысль. Достоевский Федор Михайлович. Достоевского чуть было не расстреляли, но в последний миг помиловали. В 1821 году 11 ноября, родился Федор Михайлович Достоевский, в Москве в Мариинской больнице для бедных. В этом высоком юноше не сразу узнаешь Федора Михайловича. Сегодня исполняется ровно 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского — русского Данте, пророка и вдохновителя Скорсезе. Интересная биография великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, философа и публициста.
Жизнь Ф.М. Достоевского
Достоевским маленького имения в Каширском уезде Тульской губернии, состоявшего из двух небольших деревенек — сельца Дарового и Чермашни приобретена в 1832 году. С этого времени вплоть до отъезда в Петербург каждое лето Достоевский проводит в Даровом 1833 январь Для подготовки к пансиону с гимназическим курсом Михаила и Федора Достоевских отдали на полупансион к Н. Драшусову Сушарду , куда они ездили ежедневно по утрам и возвращались к обеду 1834 Поступление двух старших братьев в московский частный пансион Л. Чермака 1837 Смерть Пушкина, остро пережитая Достоевским. Известие о ней дошло до него только через месяц 27 февраля 11 марта Смерть Марии Федоровны Достоевской май Переезд старших братьев в Петербург для поступления в Инженерное училище.
Поступление братьев Достоевских в приготовительный пансион капитана К. Костомарова 1 13 июля Уход М. Достоевского в отставку и вскоре за тем переезд его в деревню 1838 Поступление Ф. Достоевского в Инженерное училище июнь Отъезд Михаила Достоевского в Ревель для поступления в Инженерную команду 1839 Смерть Михаила Андреевича Достоевского, убитого по семейному преданию его крепостными 1841 август Достоевский произведен в полевые инженер-прапорщики и переведен в нижний офицерский класс.
Он получает возможность жить вне стен Инженерного училища. Зимой им задуман роман «Бедные люди» август Достоевский подает прошение об отставке 1845 конец мая Достоевский читает «Бедные люди» Д.
В 1861 году он вместе с братом Михаилом основывает журналы "Время" и "Эпоха", где печатает романы "Униженные и оскорбленные", "Записки из Мертвого дома", "Записки из подполья". В 1864 году скончались жена и брат Достоевского. Писатель продолжает издавать "Эпоху", принимая на себя долги умершего брата. Игрок В 1866 году был написан его знаменитый роман "Преступление и наказание", ставший одним из величайших произведений мировой литературы. Этот роман вызвал бурю восторгов и негодования. Но шумный успех не изменил тяжелого материального положения автора будучи еще в 1862 году первый раз на лечении в Германии, писатель увлекся игрой в рулетку.
Достоевский уезжает за границу со своей второй супругой, Анной Сниткиной, где проведет четыре года. В этот период произошло много событий в их жизни. За границей Достоевский еще больше пристрастился к рулетке. Это была настоящая болезнь. Все тонкости этой игры и психологию игрока Достоевский опишет в романе "Игрок". На вершине творчества В 1871 году чета Достоевских возвращается в Петербург. Наступает относительно спокойный и благополучный период жизни писателя. Благодаря деловитости его супруги материальное положение семьи улучшается.
Достоевский становится издателем собственных книг, они начинают приносить доход. В этот период он создает свои гениальные произведения "Подросток", "Бесы", "Братья Карамазовы".
Негативное отношение писателя к революционерам читается в романе "Бесы". Именно за них Ленин не любил классика. Тургенев называл писателя безнравственным человеком. Он говорил о Достоевском как о "русском маркизе де Саде". Напомним, что сам маркиз был проповедником идеи абсолютной свободы, не ограниченной ни нравственностью, ни религией, ни правом. Смерть отца Достоевского спровоцировала развитие эпилепсии. Отец писателя умер в 1839 году, что вызвало у юного Федора серьезные нервные припадки.
Тогда и дебютировала его болезнь.
Я себя убил. Преступление и наказание. Одна моя читающая одноклассница уговаривала прочитать, соответственно я и настроилась позитивно. Но когда все начали спрашивать: "что ты сейчас читаешь? А теперь хочу сказать: читалось на одном дыхании.
Ф.М. Достоевский: Биография. Интересные факты
Федор Михайлович Достоевский – кем он был в глазах современников? Фёдор Михайлович Достоевский — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. В этой статье представлена хронология жизни и творчества Достоевского, основные события и даты из биографии писателя. Сегодня, 11 ноября все любители литературы и искусства отмечают памятную дату — 200-летие со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. (1912) Письма Федора Михайловича Достоевского к его семье и друзьям Федора Михайловича Достоевского (Автора), переводчицы Этель Колберн Издательство Мэйн Кессинджер, ООО (26 мая 2006) ISBN 978-1-4286-1333-1.
Жизнь Ф.М. Достоевского
Полная биография писателя Федора Достоевского. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «». С трибуны же Аксаков произнес: «Я считаю речь Федора Михайловича Достоевского событием в нашей литературе. 200 лет назад родился Фёдор Михайлович Достоевский — писатель, изменивший мир. Сегодня, 11 ноября все любители литературы и искусства отмечают памятную дату — 200-летие со дня рождения великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского, великого писателяXIXвека, отличается своей самобытностью и уникальностью. Федор Михайлович Достоевский родился в Москве в конце октября 1821 года.