Анатолий Папанов Холодное лето 53 Белорусский вокзал генеалогическое древо семейное древо родословная память история сохранение памяти цифровой памятник Ну погоди. Папанов Анатолий Дмитриевич (21 октября 1922 г. – 5 августа 1987 г.) Знаменитый советский актер театра и кино. Анатолий Папанов пришел на свет 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии в период, когда государство переживало сложные времена.
Навигация по записям
- Анатолий Папанов: от комедии до драмы | Пикабу
- Биография Анатолия Папанова – читайте об авторе на Литрес
- 20 интересных фактов об Анатолии Папанове
- Биография начинающего артиста.
- Талантливый актер народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов
- Анатолий Папанов: биография и некролог
Анатолий Папанов
В 1937 году Анатолий Папанов впервые появился на экране — сыграл эпизодическую роль в картине «Ленин в октябре», участвовал статистом в съемках фильмов «Суворов», «Минин и Пожарский», «Степан Разин». Биография советского актера Анатолия Дмитриевича Папанова: личная жизнь, юность фронтовика, дочь. Анатолий Папанов биография. 41 год Анатолий Папанов отдал любимой актерской работе, сыграв десятки ролей в театре и кино. Анатолий Папанов играет шофера, намного старше остальных членов бригады и поэтому годящегося им в отцы. 5 августа скончался Анатолий Папанов (1922-1987), который имел шансы умереть много раньше, как на поле боя, так и от водки.
Папанов, Анатолий Дмитриевич
Во-вторых, сам сюжет, хоть и незатейлив, но довольно оптимистичен. Пенсионер, дед со стажем, вдруг решил… женится! Однако дети и внуки предостерегают: поздновато дед Луков задумался о семейном счастье… Съемки фильма проходили в Смоленске. В один прекрасный день жители города с изумлением обнаружили, что на берегу Днепра появился новый дом — дом Луковых. Смотреть на это чудо сбегались не только школьники, но и взрослые. А некоторые смоляне до сих пор вспоминают, как собирали кошек для эпизода с крепостной стеной когда из стены внезапно выскакивала куча усатых-полосатых. По словам близких артиста, Анатолий Папанов, уроженец Вязьмы, был очень рад работать на родине. Он с восторгом принял известие о том, что «Отцов и дедов» будут снимать именно в Смоленске.
Генерал Серпилин стал первой драматической ролью актера. Он увидел Папанова в спектакле «Дамоклов меч» и сразу же понял, вот он — Серпилин! Удивительно, но факт: Анатолий Дмитриевич поначалу отказывался идти на пробы, считая свое лицо совершенно не пригодным для серьезного кино. И только настойчивость Александра Столпера привела актера в любимый ныне многими фильм. Режиссер лично пригласил Папанова на пробы и утвердил в тот же день.
В первый день, когда бомбы посыпались на мирный Киев, он сразу ушёл на фронт. Будущему главному мультяшному "Волку" Советского Союза и контрабандно-бриллиантовому Лёлику было всего 20 лет когда в 1942 году, на Юго-западном фронте он и ещё несколько дивизий его боевых товарищей под Харьковом попали в "котёл". Немцы перешли в контрнаступление, наши отходили до Сталинграда. Анатолий Папанов командовал зенитной батареей.
Режиссёр Николай Петров - Лыжиков 1949 - «Кто виноват? Режиссёр Э. Краснянский - Забелин 1949 - «Положение обязывает» Г. Бонди по водевилю Д. Краснянский - Пустославцев, Нептун, помощник режиссёра 1949 - «Комедия ошибок» Шекспира. Режиссёр Эммануил Краснянский - первый купец 1950 - «Свадьба с приданым» Н. Токаева, В. Постановка Николая Петрова и Валентина Плучека - Ионеску 1953 - «Страницы минувшего» вечер русской классической сатиры. Постановка Валентина Плучека - Алупкин 1953 - «Где эта улица, где этот дом? Дыховичного, М. Режиссёр Эммануил Краснянский - завгар 1954 - «Судья в ловушке» Г. Режиссёр С. Колосов - констебль 1955 - «Последняя сенсация» М. Гердта, М. Катаева постановка Г. Плучека - боксёр 1957 - «Обнажённая со скрипкой» Н. Ильфа и Е. Михалкова постановка В. Плучека - Почесухин 1960 - «Двенадцать стульев» И. Постановка В. Плучека - Крячка 1962 - «Дом, где разбиваются сердца» Б. Слободского, В. Масса, М. Червинского постановка Д.
Но даже после того, как Анатолий Папанов прославился на весь Союз, снявшись в фильмах «Бриллиантовая рука» и «12 стульев», он не почувствовал себя звездой. В быту артист всегда оставался очень непритязательным и неприхотливым. Жена дарила ему новые костюмы, и все они пылились в шкафу, а Папанов ходил в любимой старой одежде. Однажды во время поездки за рубеж он явился на важный прием в джинсовом костюме. Советская делегация этой выходки, конечно, не оценила, а вот иностранцы пришли в восторг: «Наконец-то мы видим нормально и свободно одетого гостя из России! Ни в театре, ни на съемочной площадке он никогда не повышал голоса, избегал актерских посиделок, да и вообще неохотно шел на контакт. Коллеги часто называли его странным и нелюдимым. В 30-градусную жару актер ходил по улицам в длинном плаще с поднятым воротником, надвинутой на лоб кепке и в темных очках — чтобы его не узнавали и не приставали с панибратским предложением выпить за встречу. Актер выходил из себя, когда на улицах ему вслед кричали: «Усе, шеф! Волк пошел! Наверное, настоящим он оставался только в фильмах о войне — «Живые и мертвые», «Белорусский вокзал». При этом даже из-за комедийных ролей он очень переживал и каждый раз боялся сорвать премьеру в театре. Ну, представьте, не дотянул я в драматической роли. Не заплакал зритель!
Анатолий Папанов: фото, фильмография, биография, причина смерти актера
Анатолий Папанов родился 31 октября (по некоторым данным, 30 октября) 1922 года в Вязьме Смоленской губернии (ныне Смоленская область России). Первая роль с именем Анатолию Папанову досталась только в 1952 году, когда ему было 29 лет. Анатолий Папанов на марке 2001 года Папанов страдал хронической сердечной недостаточностью.
Анатолий Папанов: биография и фильмография актера (фото)
Анатолий Папанов: от комедии до драмы | Пикабу | Анатолий Папанов в роли Акима Севастьяновича в фильме «Порожний рейс» (режиссер Владимир Венгеров). |
Анатолий Папанов - биография, новости, личная жизнь | Анатолий Папанов, биография и годы жизни этого человека всегда будут интересовать его поклонников. |
Анатолий Папанов - биография, фото, фильмы, личная жизнь актера
Елена находилась за рулем своей иномарки, она двигалась в среднем ряду со скоростью 60 километров в час. Как оказалось, в машину Папановой въехал автомобиль из каршеринга: машину закрутило, отбросив в крайний ряд рядом со стеной тоннеля. Водителя госпитализировали: у него сотрясение мозга. Сама актриса отказалась от врачебной помощи.
Участвовал в художественной самодеятельности — в театральной студии клуба завода "Каучук". Когда началась война ушёл на фронт, где был тяжело ранен в ногу на Юго-западном фронте. После чего был демобилизован и осенью 1942 года прибыл инвалидом третьей группы домой, в Москву к родителям. Поступил в Государственный институт театрального искусства имени А. Луначарского, на актёрский факультет.
В июне 1942 года получил тяжёлое ранение под Харьковом; взрывом ему сильно изуродовало правую ногу и оторвало два пальца. Папанов шесть месяцев провёл в госпитале и в 21 год стал инвалидом третьей группы, а первые несколько лет вынужден был ходить с палочкой. С 1946 года был актёром Клайпедского русского драматического театра, где его первой ролью стал Сергей Тюленин в спектакле «Молодая гвардия» по одноимённому роману Александра Фадеева. Всего в этом театре Анатолий Дмитриевич за 40 лет создал 50 образов. Некоторые из спектаклей были записаны для телевидения, в том числе «Ревизор», «Гнездо глухаря», «Маленькие комедии большого дома» с музыкой Давида Тухманова. Анатолий Дмитриевич участвовал в создании более семидесяти кинолент, включая озвучивание мультфильмов, как, например, Волк из мультсериала «Ну, погоди! За год до смерти как режиссёр поставил спектакль «Последние» по одноимённой пьесе Максима Горького. Будучи верующим человеком, он очень хотел завершить постановку молитвой. Чтобы избежать возможных запретов, Папанов нашёл радиозапись молитвы в исполнении Фёдора Шаляпина и вставил её в финал. Последняя роль в театре — Гицэ в спектакле «Рыжая кобыла с колокольчиками» Театра Сатиры. Последняя кинороль — «Холодное лето пятьдесят третьего…». Анатолий Папанов скончался 5 августа 1987 года на 65-м году жизни, вернувшись домой со съёмок картины. В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности, он, тем не менее, решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа. В 1992 году на могиле установлен памятник скульптор Д. Народицкий, архитектор Ю. Творчество Русский драматический театр г. Клайпеда 1948 - «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева - Сергей Тюленин 1948 - «Машенька» А. Афиногенова - Леонид Борисович 1948 - «За тех, кто в море! Галича и К. Режиссёр Николай Петров - Лыжиков 1949 - «Кто виноват? Режиссёр Э. Краснянский - Забелин 1949 - «Положение обязывает» Г.
Папанов озвучивал и Шерхана в «Маугли», и бесконечных медведей, и даже…гуся, не говоря уже о Водяном и Людоеде - в «Коте в сапогах». Но в каком бы обличье, собственной персоной или при помощи голоса, Папанов ни появлялся, его узнавали по особенному тембру, который идеально ложился на сказочные персонажи. В кино талант Папанова, умеющего быть разноликим, неожиданно разным, первым распознал Эльдар Рязанов, пригласивший его на роль Крохалева, мимикрирующего в зависимости от обстоятельств и принимающего то один, то другой облик. Правда, «Человека ниоткуда», вначале приняв настороженно, быстро сняли с проката. Тем удивительнее, что режиссер Столпер предложить Папанову роль генерала Серпилина в грандиозной, бескомпромисcной, честной картине «Живые и мертвые». Казалось бы, отныне Папанова должны были звать исключительно на роли военачальников, но Рязанов, у которого было звериное чутье на актеров, опять смешал карты. Только что приступивший к съемкам комедии «Берегись автомобиля», Рязанов не раздумывая позвал на роль колоритного обывателя только что снявшего генеральскую шинель Папанова. Его дуэт с Андреем Мироновым, игравшим зятя этого обывателя, Васильича, настолько виртуозен, что его до сих пор цитируют: «посодют, а ты не воруй» весьма актуально, кстати. Наконец-то: по поводу Папанова ни у кого не остается ни малейших сомнений — понятно, что это большой артист, великолепно чувствующий любой жанр. Пришло его время - время великих ролей и ярких экспериментов.
Биография начинающего артиста.
Однако Анатолий Папанов настолько талантливо сыграл своего героя, что после премьеры «Живых и мертвых» актер стал просто нарасхват, ему приходит множество предложений от разных режиссеров. 68-летняя актриса за рулем автомобиля попала в ДТП. Елена Папанова отказалась от врачебной помощи. 5 августа 1987). Читайте полную биографию знаменитости.
Анатолий Папанов
После ранения Анатолий Папанов ходил с тростью, но тем не менее сумел поступить в ГИТИС. Анатолий Папанов командовал зенитной батареей. 31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Папанова.
Анатолий Папанов — Биография / История
Окончил вуз в 1946 г. Работа в театре В 1946-1948 гг. Вел кружок художественной самодеятельности в одной из клайпедских школ. В 1948 г. В общей сложности сыграл в Театре сатиры около 50 ролей.
В 1987 г. Кинематографическую известность ему принесла роль комбрига Федора Серпилина в военной драме "Живые и мертвые" по роману Константина Симонова 1964, Александр Столпер. Актер воплощал на экране как драматические, так и комедийные образы. В общей сложности актер исполнил роли в более чем 60 кинокартинах.
Анатолий Папанов принимал участие в озвучивании более 80 мультипликационных фильмов. Наиболее известным из персонажей, разговаривающих его голосом, является Волк - герой мультсериала "Ну, погоди!
Каждую премьеру Анатолий Папанов неизменно… «проваливал»! Его волнение доходило до гипертонического криза, голос дрожал как у мальчишки, руки становились влажными. На сцене Папанов, прошедший войну, именно в день премьеры едва не падал в обморок. И критика, порой, давала разгромную рецензию спектаклю. Но… все последующие показы проходили блестяще.
Анатолий Папанов не изменял Театру Сатиры, часто говоря: — Сатирическое искусство посложнее драматического. Ну, представьте, не дотянул я в драматической роли. Не заплакал зритель! И что с того? А если я вышел со смешным монологом или сценой, и зритель не рассмеялся — это же настоящий провал Фильмом-реликвией, которую стоило бы пересмотреть всем тем, кто сегодня тоскует по «железной сталинской руке», является потрясающая картина, увидевшая свет уже после смерти Анатолия Дмитриевича. Она называется «Холодное лето 53-го года». Последний кадр, последняя роль В финале этого фильма герой Анатолия Папанова «английский шпион» Скоробогатов Николай Павлович , узнав об аресте товарища Берии и потенциально возможной реабилитации, произносит: — Об одном жалею… годы… хочется пожить по-человечески и поработать.
И гибнет от пули отъявленных бандитов и убийц, освобождённых по амнистии раньше «политических преступников» — врагов народа. Отдохнуть на берегу живописного озера с группой. Папанов по привычке улыбчиво отказывается, объясняя, что нужно спешить в Москву. Там ждут студенты, которым Анатолий Дмитриевич хочет пробить общежитие в столице. Он немного лукавит. Курс был национальным. Студенты были набраны из Кабардино-Балкарии.
И целевому набору согласно законодательству были — кровь из носу! Знал ли об этом Папанов? Ну, конечно, знал. Просто не хотел оставаться на «шапку» картины, которая у киношников традиционно сопровождается «возлияниями». Папанов, грешивший алкоголем в молодые и зрелые годы, поборол пристрастие к спиртному после смерти матери Поборол, в том числе, благодаря «моржеванию». И даже записал четырьмя годами ранее юмористическую песенку о «моржах». Взгляните, как в 30-градусный мороз Анатолий Дмитриевич окунается в прорубь.
Это 1983-й. Хотелось вдохнуть и выдохнуть. Несколько часов просто побыть в тишине. А потом — снова в бой. Ведь на гастролях в Риге его ждала труппа Театра Сатиры. Там же в это время была и супруга Анатолия Дмитриевича.
Отец — кадровый офицер, мать — женщина польских кровей, работала методисткой. Когда будущему артисту было 8 лет, его семья переезжает в столицу. Именно там Папанов начинает проявлять интерес к актерскому искусству.
Все началось со школьного драмкружка, которому Толя уделял практически все свое свободное время. После окончания школы Папанов идет работать литейщиком на шарикоподшипниковое предприятие. Параллельно с этим он посещает театральную студию «Каучук», где заметно выделяется среди всех своих коллег по цеху. Папанова стали замечать режиссеры. В 1937 году ему было предложено сняться в эпизодической роли в фильме «Ленин в Октябре». Несмотря на то что у Анатолия Папанова не было актерского образования, с этой ролью он справился как профессиональный артист. Впереди его ждало большое будущее. Происшествие на заводе В 1941 году в жизни Папанова произошло событие, едва не сломавшее ему судьбу. Когда Анатолий Дмитриевич работал литейщиком, кто-то из его напарников выкрал из шарикоподшипникового предприятия несколько деталей.
В те годы за такое преступление можно было серьезно поплатиться. После обнаружения кражи прибыл наряд милиции. Арестована была вся рабочая бригада, в том числе и будущий артист. На время допроса все подозреваемые были закрыты в Бутырке. Только спустя девять суток следователи смогли убедиться в том, что наш герой не имеет к этому делу никакого отношения. Папанов был отпущен домой. Война В первый же день Великой Отечественной войны девятнадцатилетний Анатолий отправляется на фронт защищать свою Родину. Папанову удалось сполна изучить тяжелую солдатскую профессию. За отважную службу Анатолий Дмитриевич удостоился звания старшего сержанта и был назначен командиром зенитной батареи.
В 1942 году будущего артиста отправляют на Юго-Западный фронт. Тогда, в одном из боев, вблизи Папанова упал немецкий снаряд. После его разрыва большая часть осколков прошла мимо Анатолия Дмитриевича, кроме одного, который угодил актеру прямо в ногу. Ранение было настолько тяжелым, что Папанову пришлось ампутировать два пальца. После того как Анатолий Дмитриевич около полугода пролежал в госпитале, несмотря на все его уговоры, он был комиссован и отправлен домой.
Но тот с друзьями договорился отправиться в Литву, где проработал целых два года.
Первые роли в театре и кино Впервые Папанов снялся в 1937 году в эпизодической роли матроса в фильме «Ленин в Октябре». Кинематографическое продолжение последовало участием в различных массовках. И всё по причине того, что поначалу его, актёра высочайшего уровня, камера как будто гипнотизировала, и он долго не мог полноценно раскрыться на съёмочной площадке. В отдельных эпизодах Папанова можно узреть в таких довоенных фильмах, как «Ленин в 1918 году», «Степан Разин», «Минин и Пожарский», «Подкидыш», «Суворов». В 1948 году Папанов и его супруга Надежда Каратаева получили приглашение от режиссёра и руководителя Театра сатиры Андрея Гончарова войти в состав труппы. Ребята долго не раздумывали и вернулись в Москву.
Однако и здесь Папанову понадобилось дожидаться первой существенной роли целых шесть лет, и то, когда основной артист серьёзно заболел, и срочно потребовалась замена. Тридцатидвухлетний на тот момент исполнитель постарался воспользоваться предоставленным шансом как можно лучше. Сразу было видно, какого это потенциала актёр. Тем не менее, истинно «своей» роли Папанову пришлось ждать ещё три года. И изнурительное ожидание обернулось настоящим триумфом. Задолго до фильма Марка Захарова в семидесятых, актёр блистательно изобразил Кису Воробьянинова на театральных подмостках в спектакле «12 стульев».
Зритель, что называется, «пошёл на Папанова». Дело в том, что все предыдущие интерпретаторы образа «отца российской демократии» делали его жалким и не вызывающим ничего, кроме насмешек. В подаче Папанова роль обрела глубину, трагедию, персонажу хотелось искренне сопереживать. А за два года до этого актёр сыграл в ещё одной постановке по произведению Ильфа и Петрова — «Золотой телёнок». Режиссёр Краснянский доверил Папанову роль подпольного миллионера Корейко. В 1962 году Папанов отыграл Мангана в постановке по достаточно непростой по стилистике и тексту пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Мало кому из режиссёров удавалось добиться успеха с этим материалом. Но в тот раз артисты Театра сатиры справились с поставленной задачей. На экраны даже вышла телевизионная версия этого спектакля. Фильмы с участием Папанова Зрители обратили внимание на актёра Папанова после выхода на экраны комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда» 1961 года. Папанов исполнил в этой картине сразу несколько ролей, причём однотипно-отрицательных. Например злобного вождя племени дикарей, недальновидного начальника экспедиции Крохалёва, актёра театра трагикомедии, спортсмена-дебошира.
Фильм положили на полку, а вернули зрителю только в перестроечном 1988 году. Через год Папанову предложили в картине «Порожний рейс» отрицательную роль хитрого и коварного директора леспромхоза, готового на любое преступление. Зато тогда же на экраны страны вышла лирическая комедия Евгения Ташкова «Приходите завтра…». В этой трогательной ленте Анатолий Папанов сыграл добродушного и интеллигентного столичного скульптора, в гости к которому из дальнего сибирского селения прибыла талантливая девушка Фрося для поступления в консерваторию. Николай Васильевич совершенно не знаком ни с гостьей из Сибири, ни с её роднёй. Московский адрес Фросе передал общий знакомый, с которым скульптор пересекался по работе в школе.
Персонаж Папанова быстро проникся симпатией к молодой сибирячке и отечески принялся опекать её. Довольно неприятного типа пришлось Папанову изобразить в фильме «Родная кровь». Где в главных ролях снялись Евгений Матвеев и Вия Артмане. Анатолию досталась небольшая, но запоминающаяся роль бывшего мужа паромщицы Сони. В 1964 году актёр блистательно отобразил комбрига Серпилина в военной драме Александра Столпера «Живые и мёртвые» по произведению Константина Симонова. Эта работа стала одной из лучших в его послужном списке.
Такого Папанова советский зритель до сей поры не видел. Здесь был представлен образ человека, никогда не сдающего свои позиции пусть и под угрозой неминуемой гибели. В 1965 на экраны страны вышли две кинокартины с участием Папанова. Это «Дети Дон Кихота» и «Наш дом». В первой из них Анатолий Дмитриевич выступил в образе доброго, воспитанного и сердечного гинеколога Бондаренко, усыновляющего всех детей, которых бросали матери в том роддоме, где он работал. А во втором — главу большого семейства, простого, но справедливого мужчину.
Далее Папанов по старой памяти приглашался на съёмочную площадку к Рязанову. Сначала чтобы перевоплотиться в беспринципного метрдотеля Кутайцева «Дайте жалобную книгу» , а потом на мизерную, но очень эффектную роль отставника, тестя прощелыги Димы Семицветова, в любимой несколькими поколениями кинокомедии «Берегись автомобиля». Фразы с налётом солдафонского юмора быстро ушли в народ, а возглас: «Свободу Юрию Деточкину! Наибольшую любовь и признание поклонников великому артисту принесли его комедийные роли, такие как: контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке» цитаты актёра: «Сядем все!
Анатолий Папанов
Анатолий Папанов был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1981), Отечественной войны I и II степеней (1985, 1975), Октябрьской революции (1986). Анатолий Папанов пришел на свет 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии в период, когда государство переживало сложные времена. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Анатолий Папанов можно посмотреть на Иви. Анатолий Папанов в фильме *Человек ниоткуда*, 1961 | Фото. Анатолий Папанов родился в Вязьме Смоленской губернии 31 октября 1922 года, в переломный для государства период. Советский актер Анатолий Папанов сыграл множество запоминающихся ролей.
Комментарии
- Анатолий Папанов: биография и личная жизнь
- Папанов во время войны
- Биография Папанова
- Анатолий Папанов: биография, личная жизнь, карьера в театре и кино
- "Бриллиантовая рука"
Анатолий Папанов: фото, фильмография, биография, причина смерти актера
Интерес к театру возник у Папанова еще в детстве - благодаря отцу, который играл в самодеятельных спектаклях, и когда по ходу пьесы требовались дети, на сцену выходил маленький Толя. То есть выбор Папанова, можно сказать, был предопределен еще в раннем детстве. Зато путь к славе и всенародному обожанию оказался весьма долгим и тернистым. Рожденный в 1922-м, Папанов воевал - на Юго-Западном фронте. В 1942-м, тяжело раненный в ногу, попал в окружение. После длительного лечения вернулся домой, в Москву, и уже в следующем году сделал попытку поступить на актерский факультет ГИТИСа. Его взяли только потому, что после войны не хватало мужчин, но при этом все же поставили условие - избавиться от хромоты. После института Папанов вместе с Надеждой Каратаевой, женой и сокурсницей, уехал в Клайпеду, где открылся русский драматический театр. Там он и сыграл свою первую роль, Сергея Тюленина в спектакле «Молодая гвардия». Вернувшись в Москву, супруги начали работать в Театре Сатиры, и Анатолий Дмитриевич сыграл на этой сцене неправдоподобно много, года не проходило без премьеры.
Мемориальная доска А. В это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности , он, тем не менее, решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа [6].
Тело актёра обнаружили не сразу. Дату смерти установли судмедэксперты, поэтому о его смерти объявили намного позже. В 1992 году на могиле установлен памятник скульптор Д.
Народицкий , архитектор Ю. Воскресенский [9]. Семья С 20 мая 1945 года был женат на актрисе Надежде Юрьевне Каратаевой род.
Есть две внучки — Мария и Надежда, и правнук, сын старшей внучки. Звания и награды.
Не менее выдающейся оказалась и работа Анатолия Папанова в качестве актёра дубляжа. Он озвучил около сотни мультфильмов, а его визитной карточкой стал голос знаменитого Волка из «Ну, погоди! Актёр часто шутил: «Ко мне с Волком так пристают, что он перегрыз всю мою биографию». Елена Папанова написала книгу воспоминаний «Хочу рассказать… Книга об отце», в которой поведала трогательные истории о знаменитом папе, его жизни, работе и друзьях. Елена вышла замуж за однокурсника Юрия Титова и родила двух дочерей — Марию и Надежду.
Внучки легендарного актёра решили не продолжать семейную традицию: Мария занялась изучением корейской культуры и языка, а Надежда выбрала для себя банковское дело. Едва вернувшись со съёмок в Карелии, актёр первым делом хотел помыться с дороги, однако горячую воду отключили. Папанов всё же решил принять холодный душ, даже не подозревая, что его сердце не выдержит низкой температуры. Дома никого не оказалось, жена была на гастролях, а потому о смерти Анатолия Папанова стало известно лишь спустя несколько дней. Памятник Анатолию Папанову в Вязьме За работу в картине «Холодное лето пятьдесят третьего…» актёр был посмертно награждён государственной премией.
В память о Папанове установлено несколько скульптурных композиций, его именем названа улица, круизный теплоход и даже астероид.
Устроиться на завод? В часовую мастерскую? Проситьп подаяния? Преодолев страх, Папанов, который ещё до войны занимался в театральном кружке под руководством славных актёров Театра имени Е. Вахтангова и даже успел посниматься в массовке карты «Ленин в октябре», идёт поступать в ГИТИС, где у дверей приёмной комиссии замечает… красивую девушку в военной форме. Надя Каратаева.
Эта хрупкая девчонка была на фронте санитаркой и вытаскивала с поля боя таких же, как он, подстреленных, подорванных, контуженных мальчишек на себе. Невзрачного и откровенно некрасивого Папанова охотно взяли на курс, хотя пришёл он с палочкой, хромая. Выбирать в те годы будущих звёзд театра и кино было практически не из кого. Мальчиков на курсе не хватало катастрофически. Кто-то был убит, кто-то вернулся с фронта без рук, без ног. Кто-то оставался на фронте. И до победы было бесконечно далеко. Целых два года.
Надя и Толя понимали друг друга с полуслова. Однокурсницу Папанов боготворил. Он любил её настолько, что был абсолютно уверен: хромой инвалид ей не нужен. Поэтому всем сердцем хотел, чтобы Надя вышла за его хорошего друга, сына видного советского дипломата. Но после попытки познакомить их, Надя резко бросила ему: — Толя, скажи, пожалуйста, ты слепой? Но когда Толя Папанов переступил порог её дома, чтобы познакомиться с мамой, попил чаю и чинно откланялся, Надя бросилась к родительнице. Ну, как он тебе… Лицо мамы было горестно-каменным. Не знаю.
Очень уж некрасивый. И вдобавок хроменький. Сразу после победы они, несмотря ни на что, поженились, устроив скромную студенческую свадьбу и закатив «пир горой». На столе были винегрет и водка. Вот и всё угощение. Вскоре он уехал вместе с женой в Клайпеду, отработав в местном театре несколько лет, а потом вернулся в Москву, чтобы в Театре Сатиры долгие годы довольствоваться ролями уровня «кушать подано». В одной из сказок ему досталась роль… не зайчика, не волка, а зубной щётки. Как тут не запить?
И, понимая, что жизнь уходит, а просвета в ней нет, Папанов начал выпивать. Первые значимые роли в театре пошли в 1954 году, когда в семье бывшего фронтовика-артиллериста, переквалифицировавшегося в комедийного актёра, родилась дочь Леночка.