Создание кассационных и апелляционных судов в системе судов общей юрисдикции стало очередным шагом в укреплении единства судебной системы. Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) досрочно прекратила полномочия председателя Шестого кассационного суда общей юрисдикции Александра Ефанова. Высшая квалификационная коллегия судей досрочно лишила полномочий председателя Шестого кассационного суда Александра Ефанова. общей юрисдикции, который будет располагаться в Самаре, назначен Александр Ефанов. Во вторник, 1 октября, вступают в силу масштабные законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства. Александр Ефанов возглавил Шестой кассационный суд общей юрисдикции в сентябре 2018 года.
Бесследные процессы
- Председатель Верховного Суда России Ирина Подносова рассказала о развитии судебной системы
- Популярные материалы
- Подносова назвала основную задачу судебной системы
- Суды общей юрисдикции Российской Федерации :: Судебные и нормативные акты РФ
Новые апелляционные и кассационные суды обзавелись председателями
Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа 1. Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда. Статья 30. Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа 1. Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность заместителя председателя одного и того же верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа неоднократно, но не более двух раз подряд. Заместители председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда: 1 осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой соответствующих судебных коллегий и руководство деятельностью структурных подразделений аппарата суда; 2 могут председательствовать в судебных заседаниях соответствующих судебных коллегий суда; 3 в случае отсутствия председателей судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам осуществляют их полномочия, предусмотренные пунктами 3 - 5 статьи 31 настоящего Федерального конституционного закона.
Статья 31. Председатели судебных коллегий верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа Председатели судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда: 1 председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий; 2 осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий; 3 утратил силу. Глава 4. Создание районного суда 1. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие смежные границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации. Статья 33.
Состав районного суда 1. Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя заместителей и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия. В отсутствие необходимости функционирования постоянное судебное присутствие районного суда упраздняется федеральным законом. Статья 34. Компетенция районного суда 1.
Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Статья 35. Председатель, заместитель председателя районного суда 1.
Председатель районного суда и его заместитель заместители назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя заместителя председателя одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд. Заместитель заместители председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда. Статья 36. Замещение временно отсутствующего председателя районного суда или судей этого суда 1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей - по поручению председателя районного суда один из судей этого суда. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей - по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.
В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда. Глава 5. Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции 1. Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Статья 38.
Аппарат суда общей юрисдикции 1. Организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда. Общее руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляет председатель соответствующего суда. Непосредственное руководство деятельностью аппарата кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа осуществляет руководитель аппарата - администратор соответствующего суда далее - руководитель аппарата кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, областного и равного ему суда. Руководитель аппарата кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, областного и равного ему суда назначается на должность и освобождается от должности председателем соответствующего суда, подчиняется непосредственно председателю этого суда. На должность руководителя аппарата кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, областного и равного ему суда назначается лицо, имеющее высшее юридическое образование. Типовой должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы руководителя аппарата - администратора кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Общая численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции без учета персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и должна обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации. Имеющие классные чины работники аппарата федерального суда общей юрисдикции обеспечиваются служебным обмундированием.
Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное личное взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.
Понятно также, что размеры должностных окладов не только судей должны ежегодно индексироваться с учетом уровня инфляции, но и сотрудников аппарата, они должны иметь подобные гарантии. Управляющий партнер юридической компании «Шашкин и Партнеры» Денис Шашкин подтвердил «НГ», что наиболее остро текучка кадров ощущается в судах общей юрисдикции и у мировых судей, а нагрузка становится критической не только для них, но и для судей арбитражных судов, а также, конечно, для аппарата. Правда, по его мнению, ситуация в первую очередь все-таки обусловлена чрезмерной закрытостью. Потенциальную возможность получить статус судьи имеют только те, кто начинал с должностей секретарей или помощников, а для адвокатов и ученых — это проблема. Даже более того, претендентом не из судебной системы», — подчеркнул он. Основные претензии к составу судейского корпуса и подготовке сотрудников аппарата, подчеркнул в беседе с «НГ» Князев, больше связаны с неорганизованностью судебных процессов. Адвокаты зачастую проводят долгие часы просто в ожидании начала заседаний, в то время как сами они могут оказаться непродолжительными.
Часты ошибки помощников и секретарей, которые несвоевременно извещают участников процесса, например, свидетелей, — и тогда заседания откладываются. Да, проведение дополнительных курсов повышения квалификации необходимо, но только будет ли какая-либо мотивация у специалиста на такую учебу, если он находится на работе по десять часов? Ответ очевиден», — заметил Князев. Существуют и иные моменты, последствием которых становятся, скажем, добровольные отставки судей. Ведь судья не робот, чтобы просто заниматься рассмотрением вала дел, ему мешает эмоциональное напряжение в связи с отсутствием нормальных условий для работы. Например, после успешной сдачи квалификационного экзамена на должность судьи претенденты, имеющие постоянное место жительства в своем городе, оказываются назначенными на места, находящиеся на значительном удалении от их семей. И некоторые судьи сталкиваются с тем, что им трудно найти жилье в трм населенном пункте, где предстоит осуществлять полномочия. Необходимость ротации, конечно, понятна, но разве не приводит она в том числе к излишней нагрузке на бюджет — расходы на оплату жилья судьи подлежат компенсации. В свою очередь Шашкин полагает, что вопрос финансирования работы аппаратов суда вполне мог быть решен через увеличение размеров госпошлины. При этом компенсацию судебных издержек вообще можно было бы принципиально исключить из процессуального законодательства: «Для сторон судебные затраты могли бы состоять только из пошлины и расходов на судебные экспертизы.
Это сократило бы и число необоснованных исков, позволив более качественно рассматривать действительно требующие разрешения споры». И он напомнил, что экономию процессуального времени еще мог бы обеспечить принцип профессионального представительства в судах, то есть «адвокатская монополия». В мою бытность сенатором звучали цифры — 20-25 млн обращений в суды.
В 2020 году о ней говорили как о «весьма влиятельном человеке» среди судей. С 1970 по 1975 год Ирина Подносова училась на юридическом факультете Ленинградского университета, как и Владимир Путин. В разные годы она занимала должности главы Второго апелляционного суда общей юрисдикции и Ленинградского областного суда.
Информация об этом появилась на официальном сайте судебной инстанции. Его юридическая карьера началась в 1990 году, сразу после окончания военно-юридического факультета Военного Краснознаменного института по специальности «правоведение». С этого момента и до 2017 года он работал на разных должностях в Дальневосточном военном округе и Самарском гарнизонном суде. Последний он возглавлял почти 10 лет, до назначения председателем Кировского райсуда. В 2019 году Жарков сделал еще один шаг по карьерной лестнице и стал зампредседателя Шестого кассационного суда, — следует из опубликованного ведомством сообщения. Общий стаж работы Жаркова в области юриспруденции — более 28 лет. У него второй квалификационный класс судьи, почетное звание «Заслуженный юрист Самарской области», медали от Минобороны, знак отличия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «За усердие» II степени, наградной знак Совета судей РФ «За служение правосудию».
Опубликован Указ Президента России о назначении судей федеральных судов
Ниже можно ознакомиться с текстом предлагаемых изменений Проект федерального конституционного закона N 374020-7 «О внесении изменений в Федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» Текст законопроекта размещен на сайте sozd. Кассационный суд общей юрисдикции 1. Кассационный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационный суд общей юрисдикции является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, если иное не установлено федеральным конституционным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности кассационных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом. Статья 19. Апелляционный суд общей юрисдикции 1. Апелляционный суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Апелляционный суд общей юрисдикции является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа верховным судам республик, краевым областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов, окружным флотским военным судам, если иное не установлено федеральным конституционным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности апелляционных судов общей юрисдикции устанавливаются федеральным конституционным законом. Верховный суд республики, краевой областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляют другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. К федеральным судам общей юрисдикции относятся: 1 кассационные суды общей юрисдикции; 2 апелляционные суды общей юрисдикции; 3 верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; 4 районные суды, городские суды, межрайонные суды далее — районные суды ; 5 военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом; 6 специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом. Финансовое обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Кассационные суды общей юрисдикции Статья 23. Порядок образования и состав кассационного суда общей юрисдикции 1.
Кассационный суд общей юрисдикции является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного кассационного округа. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе кассационного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие кассационного суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия. Статья 23. Компетенция кассационного суда общей юрисдикции 1. Кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. В порядке, установленном федеральным законом, кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 4 статьи 125Конституции Российской Федерации обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Состав кассационного суда общей юрисдикции 1. Кассационный суд общей юрисдикции действует в составе: 1 президиума суда; 2 судебной коллегии по гражданским делам; 3 судебной коллегии по административным делам; 4 судебной коллегии по уголовным делам; 5 судебной коллегии по делам военнослужащих. В составе Первого кассационного суда общей юрисдикции и Пятого кассационного суда общей юрисдикции судебная коллегия по делам военнослужащих не образуется.
В конференциях также приняли участие председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Тимошин Н. Делегатами конференций были утверждены регламенты проведения конференций, регламенты работы советов судей, постановления о развитии судебных систем субъектов, а также были избраны члены советов судей, квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий по приему квалифицированного экзамена на должность судьи этих регионов и их руководящие органы.
В отсутствие необходимости функционирования постоянное судебное присутствие арбитражного суда субъекта Российской Федерации упраздняется федеральным законом. В отсутствие необходимости функционирования постоянное судебное присутствие окружного флотского военного суда упраздняется федеральным законом.
Сообщение о том, что коллегией объявлен конкурс на вакантную должность председателя Краснодарского краевого суда, появилась в июле 2018 года. Третий апелляционный суд рассматривает дела по жалобам и представлениям на судебные акты Верховных судов Республики Адыгея, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики Республики Крым, Республики Северная Осетия - Алания, Чеченской Республики, Краснодарского краевого суда, Ставропольского краевого суда, Астраханского областного суда, Волгоградского областного суда, Ростовского областного суда, Севастопольского городского суда. Четвертый кассационный суд осуществляет пересмотр судебных актов, принятых судами Республики Адыгея, Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края, Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города Севастополя, а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты указанных судов. Другие актуальные новости.
Назначение в Верховный суд
- Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции
- Председателем Верховного суда России назначена Ирина Подносова
- Что такое суды общей юрисдикции и какие иски им подведомственны
- Кто возглавит Верховный суд Татарстана, станет известно 1 апреля
- Названо имя и. о. председателя Шестого кассационного суда, Самара - 28 мая 2023 - 63.ру
Ирину Подносову назначили на пост главы Верховного суда
В 2018 году, после принятия закона о новой системе апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции, Подносовой было доверено создание с нуля второго апелляционного суда в Санкт-Петербурге — 1 октября 2019 году он начал свою работу. В разные годы она занимала должности главы Второго апелляционного суда общей юрисдикции и Ленинградского областного суда. Интерфакс: Гендиректор Судебного департамента при Верховном суде России Александр Гусев сообщил, что в 2023 году бюджет, выделенный на работу судов общей юрисдикции, превысил 300 млрд рублей. Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции.
Самый добрый суд
- Верховный Суд Российской Федерации
- Подносова назвала основную задачу судебной системы
- Путин анонсировал перемены в судебной системе. Каких реформ ожидать | Москва | ФедералПресс
- О компании
Cуды общей юрисдикции Российской Федерации
Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела в качестве суда апелляционной инстанции. Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, в соответствии с нормой установленной частью 2 статьи 118 Конституции РФ, посредством гражданского, административного и уголовного. Как отмечает председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции Александр Ефанов, за непродолжительный период деятельности Шестого кассационного суда общей Стажировка председателей судебных коллегий кассационных судов общей юрисдикции. На должность главы Верховного суда Донецкой Народной Республики назначен председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции (Саратов) Николай Подкопаев. 4. Общая численность судей федеральных судов общей юрисдикции устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Сегодня судья возглавляет Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Новым председателем Архангельского областного суда стал Сергей Суворов
Председатель Первого кассационного суда общей юрисдикции, который находится в Саратове, Николай Подкопаев претендует на должность председателя Верховного суда Донецкой Народной Республики. Важным вопросом является кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, поэтому будет продолжена работа по увеличению численности судей и работников аппаратов судов. Суды общей юрисдикции — это судебные органы, которые рассматривают гражданские, уголовные и административные процессы.
Путин анонсировал перемены в судебной системе. Каких реформ ожидать
Мы внесли предложение увеличить эту сумму до 500 тысяч рублей. Наше предложение как раз сводится к тому, чтобы упростить процедуры рассмотрения некоторых категорий арбитражных споров и упростить работу арбитражных судов. Будем рассматривать предложения, о которых тоже сказал Владимир Владимирович Путин, может быть, путем освобождения судов от некоторых дел, которые могут быть рассмотрены в несудебном порядке», — сообщила председатель Верховного суда Ирина Подносова.
КонсультантПлюс: Один из важнейших аспектов информатизации судебного процесса - это обеспечение безопасности передачи данных, предотвращение неправомерного доступа и утечек информации. Расскажите, пожалуйста, как сейчас обстоят дела с общим уровнем безопасности и устойчивости судебной системы? Удалось ли адаптироваться к изменениям на рынке программного обеспечения, связанным с решением некоторых иностранных вендоров прекратить продажу своих продуктов на территории Российской Федерации? Александр Владимирович: При создании ГАС "Правосудие" было заложено требование о применении только отечественного программного обеспечения для защиты информации. Поэтому уход иностранных производителей с российского рынка никак не отразился на информационной безопасности работы судов.
КонсультантПлюс: Какие меры принимаются судами для борьбы с фальсификацией и подлогом электронных документов в ходе судебных разбирательств? Александр Владимирович: Судебный департамент в своей деятельности руководствуется конституционным принципом невмешательства в осуществление правосудия. При возникновении сомнений в том или ином документе судья вправе привлечь соответствующих специалистов, экспертов. КонсультантПлюс: Качество правосудия определяется не только техническими возможностями, но и во многом человеческим фактором, а именно кадрами. Под влиянием всеобщей информатизации и изменений условий труда, какой кадровой политики придерживается департамент - ставка делается на поиск внешних специалистов, или Вы больше ориентируетесь на профессиональную переподготовку и повышение квалификации своих собственных сотрудников? Александр Владимирович: С учетом информатизации трудовых процессов Судебным департаментом ведется работа по созданию условий для обеспечения соответствия знаний, умений и навыков государственных гражданских служащих федеральных судов и системы Судебного департамента предъявляемым требованиям. В этой связи для федеральных государственных гражданских служащих судов и системы Судебного департамента предусматривается обучение в рамках профессиональной подготовки и повышения квалификации по направлениям деятельности.
Вместе с тем проводится работа по актуализации квалификационных требований в части компьютерной грамотности по должностям федеральной государственной гражданской службы в аппаратах судов и системе Судебного департамента посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в должностные регламенты. Указанные квалификационные требования учитываются при отборе кандидатов на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в аппаратах судов и системе Судебного департамента. В соответствии с законодательством Российской Федерации одним из направлений деятельности Судебного департамента является работа по организации профессионального развития судей и государственных гражданских служащих федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента в целях поддержания и повышения их уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Так, осуществляется организационное обеспечение дополнительного профессионального образования судей, повышение квалификации работников аппаратов судов в Российском государственном университете правосудия. В период с 2017 по 2022 годы обучение прошли 44 344 федеральных судьи и 35 590 секретарей и помощников судей. Кроме того, ведется работа по взаимодействию с образовательными организациями по вопросам разработки новых программ дополнительного профессионального образования, отвечающих целям и задачам судебной системы. За 25 лет Судебным департаментом организованы профессиональная переподготовка и повышение квалификации более 100 000 федеральных судей и 176 000 работников аппаратов судов и органов Судебного департамента.
Наряду с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации Судебным департаментом организуются такие мероприятия профессионального развития, как семинары, тренинги, мастер-классы, конференции, круглые столы, служебные стажировки и иные мероприятия для работников судебной системы, направленные на приобретение новых знаний и умений, обмена опытом, в том числе с использованием видео-конференц-связи. КонсультантПлюс: В своем выступлении на Х Всероссийском съезде судей Вы упомянули о том, что совместно с Высшей школой экономики разработаны научно обоснованные нормы служебной нагрузки для судей и работников аппаратов судов. Когда планируется принятие долгожданного закона о нормах судебной нагрузки, различные варианты которого уже неоднократно обсуждались судейским сообществом? Александр Владимирович: Вопрос регулирования судебной нагрузки, увеличение которой связано, прежде всего, с неизменностью тенденции роста числа обращений в суды, является одним из приоритетных и постоянно находится в поле зрения органов судейского сообщества. Всероссийским съездом судей и Советом судей Российской Федерации неоднократно отмечалась необходимость укрепления кадрового обеспечения судов исходя из того, что штат судей и работников аппаратов судов должен определяться на основе научно обоснованных норм нагрузки. Разработанные в 2022 году нормы судебной нагрузки выполнены на высоком научном уровне, адаптированы к современным реалиям и отражают актуальное положение дел в судебной системе, вследствие чего получили положительную оценку судейского сообщества и Российского государственного университета правосудия.
Дело Google и декриминализация экономических преступлений В 2021 году Ирина Подносова передала в экономическую коллегию ВС РФ дело по новой норме, которая предусматривала, что лица, внесенные в санкционные списки, могут перевести свой экономический спор из-за рубежа в Россию. После рассмотрения этого дела коллегия вынесла итоговое определение.
По мнению юристов, оно дало российским судам возможность признавать свою юрисдикцию в любых спорах, где участвуют подсанкционные лица. Позже это определение повлияло на иск включенного в санкционные списки телеканала «Царьград» к компании Google, которая заблокировала аккаунт СМИ в YouTube. Google был против того, чтобы его дело рассматривалось в России. В итоге российский суд вынес решение в пользу «Царьграда», потребовав восстановить аккаунт канала. Google подал кассацию в российский суд, но она была отклонена.
Сергей Шараев претендует на пост председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции, базирующегося в Саратове. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд Шараев возглавляет с 2011 года. До этого он был председателем Арбитражного суда Калужской области.
Равноудаленный: Владимир Путин назначил председателя Первого кассационного суда в Саратове
Сразу двое судей — Игорь Бородкин и Евгений Черемисин — получили должность заместителя председателя в Восьмом кассационном суде общей юрисдикции. По мнению Александра Панокина, введение апелляционных судов общей юрисдикции никак не скажется на судебной защите прав большинства граждан. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции. Татьяна Тоичкина назначена судьей Первого кассационного суда общей юрисдикции (Саратов). На должность она назначена указом Президента РФ от 19 апреля 2024 года. В 2018-м Подносова возглавила Второй апелляционный суд общей юрисдикции в Санкт-Петербурге, а спустя еще два года перешла на работу в Верховный суд РФ, получив назначение на должность заместителя председателя. В Саратове исполняющим обязанности председателя Первого кассационного суда общей юрисдикции стал Сергей Сундуков.