Если вы только начинаете знакомство с творчеством Достоевского, может быть лучше начать с его менее объемных романов, таких как «Преступление и наказание» или «Идиот». С чего начать чтение Достоевского: «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы»? Если вы только начинаете знакомиться с Достоевским, может быть непросто определить, с какой работы начать чтение. Актуальные новости.
10 лучших книг Достоевского, которые вы обязаны прочесть
если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте по возможности только его. Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. Это ранний труд «начинающего таланта», как сказал о Достоевском великий литературовед и критик Белинский.
Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского
В этой статье мы предлагаем рекомендации и советы о том, с чего начать читать Достоевского подростку. В этой статье мы предлагаем рекомендации и советы о том, с чего начать читать Достоевского подростку. Кинопоиск подводит итоги полугодия: начали с игр, продолжаем книгами!
Книга 1 – “Преступление и наказание” (1866)
- С чего начать читать классическую литературу? - 106 ответов на форуме (5334044)
- Фёдор Достоевский - список книг по порядку, биография
- Культурный ход: с чего начинать знакомство с классической литературой
- «Преступление и наказание»
- Пушкину пора на пенсию? Преподаватели — о том, действительно ли нужны уроки литературы в школе
Другие новости
- Что думают преподаватели?
- Поэзия, рекомендуемая к прочтению
- Список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке
- Поэзия, рекомендуемая к прочтению
- «Хочу понимать литературу»: с чего начать?
С чего начать читать классическую литературу?
Мои ровесники в состоянии понять поступки героев Федора Михайловича. Давайте будем в 10-м классе сказки обсуждать. Нужно расти, учиться думать, мыслить. Это в жизни точно пригодится». А вы думаете, что Достоевский желал, чтобы его произведение анализировали скучные учителя? Он просто так писал, для души. Мы хотим изучать то, что нам нравится.
Книги должны быть актуальны, современны. Как можно сопереживать герою, который жил в совершенно другом мире, когда еще цари правили? Нам, возможно, повезло с учителем, который постоянно что-то придумывал.
Особое внимание в своих лекциях автор популярной и по сей день «Лолиты» уделяет именно классикам литературы, чьи художественные приемы во многом влияли на всю последующую литературу. Так что если вы давно хотели разобраться, откуда же берутся все эти истории со злыми двойниками и при чем здесь вообще Стивенсон, то вам точно стоит прочесть Набокова. Дмитрий Быков не только известный автор и журналист. Многие знают и любят его педагогические проекты: лекции по литературе он читает то школьникам, то для широкой аудитории в лектории «Прямой речи». Был у него и проект для телеканала «Дождь» - «Сто лекций» о русской литературе XX века. В своем четырехтомнике в некоторых изданиях встречается версия в двух томах на каждый год прошлого столетия Быков выбрал по одному выходившему в это время значимому произведению, так что есть отличная возможность и вспомнить Булгакова с Есениным со школьной программы, и даже убедиться, что Стругацкие тоже уже стали в один ряд с классиками а ведь не так уж много времени прошло. Кстати, для особо въедливых читателей, знакомых с классикой, в книге есть и рецензии на произведения менее известных сегодня авторов, например, того же Юрия Домбровского, чье имя советская литература всеми силами пыталась забыть. Как понимать книги от Достоевского до Кинга» Николая Жаринова Существует ряд книг, где литераторы и журналисты просто признаются в любви своим же книжным полкам. Возможно, это не много добавит ценности вашей способности глубоко и полноценно анализировать текст, однако сможет стать неплохой мотивацией для того, чтобы пересмотреть отношение к уже прочитанному. Так, Жаринов, которого можно скорее назвать литературным блогером у него свой канал на YouTube , чем просто литературным критиком, рассказывает про свой персональный опыт «проживания» классической литературы. Во многом он, конечно же, критикует современное образование, которое предлагает детям в 15-16 лет понимать психологизм Достоевского и тонкий юмор Чехова, и на собственном опыте объясняет, как возвращался к прочтению этих произведений спустя много лет, чтобы наконец-то в них разобраться. Уроки чтения» Александра Гениса Александр Генис - журналист, писатель и литературовед, который уже много лет живет в Америке. Однако в своем романе он возвращается ко многим классическим произведениям русской литературы. Если вам нравится следовать за самим витиеватым и забирающим вас в плен слогом автора, то книга Гениса вам точно понравится: его извилистые размышления соседствуют с краткими советами по существу.
Главный герой, Аркадий Долгорукий, молодой человек, воспитанный в богатой семье, ищет свое место в жизни и сталкивается с рядом проблем и противоречий. Роман рассказывает о его любви, стремлениях, надеждах и разочарованиях. Бесы — роман о политических и социальных проблемах России 19 века. Главные герои — антихристовски озабоченные юноши — выражают сомнения и разочарование в своем поколении и стремятся изменить ход истории. Подпольный человек — рассказ о человеке, который избегает общественности и скрывается в подполье. Автор критикует идеи рационализма и утопизма и выдвигает идею о том, что человек не может существовать без свободы воли и ответственности. Братская могила — один из самых личных и эмоционально заряженных романов Достоевского. Главный герой, Тихон Сомов, сражается с демонами своей внутренней жизни и стремится найти цель и смысл своей жизни. Игрок — роман, основанный на собственном опыте автора, который сам страдал от азартных игр. Главный герой, Алексей Иванович, влюбляется в прекрасную Полину, но она отдает предпочтение богатому аристократу. Роман обсуждает проблемы азарта, любви и человеческих слабостей. Идиот — роман о принца-американца Мышкине, который мечтает о счастливом будущем и пытается помочь разрешить конфликт между Настасьей Филипповной и Ганей. Исследование искажений в российском обществе и человеческой природе является центральной темой этого произведения. Чтение романов Федора Достоевского — это погружение в сложный и глубокий мир русской души. Он раскрывает проблемы морали, свободы и человеческих страстей в такой острый и пронзительный способ, что его произведения остаются актуальными и вдохновляющими даже по прошествии многих лет. Братья Карамазовы Роман рассказывает историю трех братьев — Дмитрия, Ивана и Алексея Карамазовых, а также члена их семьи, возлюбленной русалки Григория. В центре повествования находится убийство отца Карамазовым — основная тема Достоевского — и вопросы о наказании и братской ответственности. Роман наполнен множеством острых проблем, которые затрагивают не только братьев Карамазовых, но и других персонажей. Они также отражаются в судьбах других героев романа — алкоголика, пароника, записчика казны и даже в подпольного человека. Августовский записчик — фигура утешителя, философа и мудреца, предлагающего свою версию возможных решений для героев романа и его читателей. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский раскрывает свои идеи о религии, борьбе с иррациональностью, моральной ответственности и нравственном выборе. Кроме того, здесь присутствует мотив игрока, борьбы с самим собой и своими страстями, а также сияющий образ Идиота — человека чистый и святой. Таким образом, роман «Братья Карамазовы» с его множеством переплетенных историй и глубоких философских мыслей, является одной из главных работ Достоевского, в которой автор смело обращается к вопросам справедливости, морали и ответственности перед самим собой и другими. Сюжет и персонажи Произведения Федора Достоевского отличаются богатым сюжетом и сложными многогранными персонажами. Автор часто описывает жизнь подпольного общества и погружает читателя в мир преступления и наказания. Одним из самых известных произведений Достоевского является «Преступление и наказание». В нём рассказывается история студента Раскольникова, который совершает убийство старухи-взяточницы из мотива «Для блага человечества». Внутренний мир Раскольникова и его борьба с наказанием за преступление — главная тема этого романа. В романе «Бесы» Достоевский изображает жизнь общества второй половины XIX века с его проблемами и конфликтами между идеалами и действительностью. Основной персонаж — неординарный Игрок, который сталкивается с силами подпольного движения и находит свою судьбу в борьбе с властью и системой. В романе «Идиот» Достоевский создаёт образ простодушного и чутьё неординарного князя Мышкина, который наблюдает за миром и людьми с позиции идеализма и пытается преодолеть ложь и мнимость, царящую в обществе. В «Записках из подполья» автор рассказывает о мире одинокого и отчужденного человека, живущего в подполье общества и не находящего место в современном мире.
Вольнодумцы-петрашевцы, некоторые из которых действительно задумывались о свержении императора, идеально подходили на роль заговорщиков. Восемь месяцев они просидели в заключении в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, а затем состоялся суд. Чтения запрещённого письма и недонесения об актах чтения другой запрещённой литературы хватило, чтобы Достоевского приговорили к расстрелу. Император заранее заменил казнь на каторгу с конфискацией имущества, но явно решил поиздеваться над осуждёнными и превратить их в наглядный пример для остальных. Достоевскому и другим узникам пришлось пройти все этапы казни почти до самого конца: их вывели перед расстрельным строем, зачитали приговор и лишь затем объявили о помиловании. Напряжение было таким сильным, что один из петрашевцев сошёл с ума. Острог Четыре года каторги Достоевский отбывал в Омском остроге. Тюрьма сильно повлияла на писателя — он становится куда более набожным и консервативным и обращает внимание на темы, которые найдут отражение в его последующем творчестве. После каторги Достоевского отправляют в Семипалатинск — служить в армии. За несколько лет он успевает сделать небольшую карьеру и дослужиться до прапорщика. Именно в Семипалатинске писателя настигает известие о смерти Николая и восхождении на престол Александра II. В день коронации нового императора петрашевцы получают прощение, а через год Достоевский добивается полной амнистии — ему возвращают дворянство и право заниматься литературой. За время пребывания в Сибири Достоевский написал всего две повести — «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». В 1859 году он выходит в отставку и переезжает в Тверь, а в конце года возвращается в Петербург. Всё заново В конце 1859 года Достоевский возвращается в Санкт-Петербург и, по сути, пытается заново начать карьеру писателя. Вместе с братом Михаилом он начинает издавать популярный литературный журнал «Время», на страницах которого публикует новый роман «Униженные и оскорблённые». Но главной для современников книгой Достоевского на тот момент стала опубликованная в «Русском мире» повесть «Записки из мёртвого дома». В основу «Записок» лёг опыт, который Достоевский пережил за четыре года каторги в Омском остроге. В «Записках» автор вводит вымышленного главного героя, пренебрегает реальной хронологией событий и чередует увиденные своими глазами эпизоды с художественным вымыслом и попытками проанализировать поведение попавших на каторгу людей, но для современников повесть стала настоящим откровением.
Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского
С чего начать читать Федора Достоевского: рекомендации | Сохранилось описание личной библиотеки Достоевского: так мы можем узнать, что читал писатель — и предположить, какие книги повлияли на него. |
Список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке (таблица) | Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание». |
Материалы коллекции
- Произведения Достоевского, которые читали не все
- Первый шаг в мир литературы великого русского писателя
- 10 лучших книг Достоевского, которые вы обязаны прочесть
- Список всех произведений Достоевского в хронологическом порядке
- Как начать читать произведения Федора Достоевского: полезные советы
- С чего начать читать достоевского
Культурный ход: с чего начинать знакомство с классической литературой
Рассказ полон комических ситуаций и курьезов, живых диалогов, остроумных каламбуров. Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. В основе сюжета лежит история о человеке, мелком чиновнике — застенчивом, нерешительном, обидчивом, честном. Однажды промозглым вечером он встречает на одном из петербургских мостов своего полного двойника по имени и внешности. Но на этом их сходство заканчивается, ведь копия - полная противоположность господина Голядкина по характеру. Тезка стал для главного героя сущим проклятием, изменившим или даже уничтожившим его жизнь. Повесть с мистическим налетом, потому что трудно определить подоплеку появления двойника. Это плод больного воображения главного героя, которому везде мерещатся заговоры и сплетни вокруг собственной персоны? Или это альтер эго, или все же реальная личность, которая в повести появляется на самом деле? Повесть "Белые ночи", 1848 Необычная подача информации, рассуждения и размышления об одиночестве, жизни, чувствах, быстротечности времени.
Иромантическая история двух случайно встретившихся людей. У каждого своя судьба, у каждого свои интересы, и оба они одиноки, но у одного еще теплится надежда, что любовь возможна... Сюжет довольно интересный, как и непредсказуемая развязка. Ну и как всегда после прочтения произведений Достоевского - есть, о чем подумать...
Это Евангелие, сопровождавшее писателя всюду, сыграло решающую роль в духовном перевороте, который произошёл с ним на каторге. Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос. Целью творчества писателя стало в первую очередь миссионерство — проповедь христианства среди своих неверующих современников. Во время ссылки в 1857 г. Достоевский обвенчался с Марией Исаевой, вдовой чиновника А. В декабре 1859 г.
В сентябре 1860 года началось печатание «Записок из Мёртвого дома», в начале 1861 г. Из-за тяжёлого финансового положения писатель вынужден был прекратить издание журнала «Эпоха».
Толстой, Л. Это, конечно, не весь список. В общем, Достоевский читал книги самых разных эпох, самого разного характера и самых разных направлений. Но мы выделим следующие книги — Св. Отцов русских религиозных мыслителей.
Рассказ "Чужая жена и муж под кроватью", 1860 Рассказ "Чужая жена и муж под кроватью" появился в результате объединения двух отдельных рассказов - "Чужая жена" и "Ревнивый муж". В итоге получилось искрометное произведение в водевильном стиле, веселое и очень смешное. В основе сюжета лежат поступки ревнивого и обманутого мужа. Рассказ полон комических ситуаций и курьезов, живых диалогов, остроумных каламбуров. Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. В основе сюжета лежит история о человеке, мелком чиновнике — застенчивом, нерешительном, обидчивом, честном. Однажды промозглым вечером он встречает на одном из петербургских мостов своего полного двойника по имени и внешности.
Но на этом их сходство заканчивается, ведь копия - полная противоположность господина Голядкина по характеру. Тезка стал для главного героя сущим проклятием, изменившим или даже уничтожившим его жизнь. Повесть с мистическим налетом, потому что трудно определить подоплеку появления двойника. Это плод больного воображения главного героя, которому везде мерещатся заговоры и сплетни вокруг собственной персоны? Или это альтер эго, или все же реальная личность, которая в повести появляется на самом деле? Повесть "Белые ночи", 1848 Необычная подача информации, рассуждения и размышления об одиночестве, жизни, чувствах, быстротечности времени. Иромантическая история двух случайно встретившихся людей.
С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков
Представляем рейтинг, в который вошли 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое. Гайд по творчеству Достоевского, в котором рекомендуют начать с Преступления и наказания. Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому.
Что читают почитаемые: Фёдор Михайлович Достоевский
Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского | Это ранний труд «начинающего таланта», как сказал о Достоевском великий литературовед и критик Белинский. |
С чего начать читать произведения Достоевского | Как начать читать классику. |
Как начать читать произведения Федора Достоевского: полезные советы | Смотрите онлайн видео «ЛУЧШИЕ КНИГИ для знакомства с классикой?с чего начать читать классику?» на канале «Вкусные Закуски» в хорошем качестве, опубликованное 21 июля 2023 г. 21:18 длительностью 00:23:04 на видеохостинге RUTUBE. |
Самые важные произведения Достоевского, с которых нужно начать чтение | Гайд по творчеству Достоевского, в котором рекомендуют начать с Преступления и наказания. |
Главные романы Ф. М. Достоевского
В этом случае возникают сомнения по поводу важности чтения художественных книг и знания классиков. При этом, по мнению Царегородцевой, литература в некоторых случаях может оказаться полезной и для физиков, и для инженеров, и для представителей любых других профессий. Кем бы он ни работал дальше, что бы он дальше ни изучал, ему необходимо чтение книг. Если кто-то пойдет, допустим, в банковское дело, ему поможет литература, потому что она научит его правильно общаться, — объяснила кандидат филологических наук, — Это многообразная школа. Книга ведь говорит с нами, и мы у нее очень многому учимся. Прежде всего мыслить, думать, правильно общаться. Мы можем даже не осознавать, что прочитали об этом в художественной книге» Светлана Царегородцева, филолог Но не в каждой профессии работнику необходимо взаимодействовать с другими людьми.
Человек вполне может целыми днями сидеть перед экраном и работать за компьютером. По словам Царегородцевой, такому сотруднику литература необходима даже больше, чем всем остальным. Это возможность примерить на себя судьбу героя, поговорить с ним. К тому же такие люди, как правило, интроверты, — сказала она. Современная литература развивается своим ходом и тоже играет важную роль в развитии человека. По мнению Платицына, она отражает исторический этап и помогает разобраться в нем.
Но тут опять же всё завязано на образовательной программе. Дело в том, что прежде человеку нужен исходный код нашей культуры, ее ткань. Даже робкое знакомство с ней впоследствии облегчит понимание наших современников, — уточнил он. Она отражает время.
АМ Насколько сильным было влияние западного мира на Достоевского?
БЕ Достаточно сильным для того, чтобы позже он это влияние «сладко возненавидел». Шекспир, Гете, Расин, Руссо, Стендаль, Жорж Санд и другие перерабатывались мозгом и душой Достоевского сердечно и яростно, их образы и мысли часто принимали у русского автора причудливые очертания. В «Братьях Карамазовых» Митя читает вслух Шиллера. Иван — сочиняет Легенду о Великом Инквизиторе. Двуликий западный Янус долго привораживал Достоевского именно своей амбивалентностью, как позже назвал такое двунаправленное движение Бахтин.
Думаю, во время такого западного притяжения-отталкивания внутри у Федора Михайловича раздавались «истерические взвизги херувимов», как сказал об этом черт в «Братьях Карамазовых». АМ Почему, когда говорят о Достоевском, никогда не говорят о его языке — самобытном, ярком, почему ни у кого не закрадывается мысль, что он не меньший стилист, чем, скажем, тот же Тургенев, что язык Достоевского сохраняет для нас черты времени, что его мощное, бурное течение предвосхищает языки Джойса, Музиля, Фолкнера? Я сейчас не об английском или немецком, я о языке души… БЕ Андрей Битов когда-то сказал мне: «Я долго учился писать неправильно». Стиль — это отклонение от нормы. У Достоевского такое случается.
Что же до языка писателя, то одно из чрезвычайных открытий Достоевского — неподготовленная речь персонажей, иногда и автора. До Федора Михайловича и после большинство писателей нудно готовили «ощипанную» и ошпаренную кипятком, подобно цыпленку табака, литературную речь. Он же рано понял: нужно давать речь живую, клокочущую, идущую прямиком из подсознания. Такая зафиксированная в текстах речь притягивает неотступно, живет вечно. В «Сибирской тетради» Федора Михайловича есть потрясшая меня запись.
Луковица — ан копейка, люди говорят. Сто душ, сто луковиц — вот те рубль». Разбойная, дочеловеческая Русь проглядывает в этом «незалитературенном» диалоге. И прямой дорожкой выводит к Раскольникову, а потом и к пародирующему бывшего студента анекдоту советских времен: — Ты зачем старушку убил? У нее и было-то десять копеек.
Десять старушек — рупь! Звериную сущность такого рода «придорожного предпринимательства» Федор Михайлович рассек очень быстро и в какой-то мере уничтожил, придав романной огласке. За такое опосредованное осуждение убийства, которое намного сильней осуждения прямого, Достоевского ненавидели большевики. А также за то, что обладая даром опережающего отражения действительности, он показал, что произойдет в будущем, если «все дозволено» будет. Прозорливец Достоевский увидел в грядущем очень многое.
Язык Достоевского — авторский, неповторимый — такое же достояние культуры, как и его нестираемые временем образы. Такой язык, страшно нуждающийся по ходу своего развития именно в «сотворении» образов и осязаемых речевых жестах, полностью захватывал Достоевского: «Мы надевали лавровые венки на вшивые головы», — эта фраза из «Бесов» занимала его едва ли не больше, чем перипетии и сюжет пророческого романа. Он просил издателя не убирать в этой фразе ни единого слова, ни единого звука, видимо предчувствуя, что именно такие слова будут сродственны российскому ХХ веку… АМ Поскольку мы заговорили о языке Достоевского, о стиле его письма, который, вне всякого сомнения, для Достоевского еще и способ выживания — как и для любого автора со своим голосом и природой, которую он обнажает в точности так же, как природу своих персонажей — позвольте вам задать вопрос: какую роль Николай Гоголь сыграл в становлении Достоевского? Ведь Федор Михайлович своей любви к Гоголю не скрывал. БЕ Достоевский действительно был душевно привязан к Гоголю.
И в то же время, дерзко спародировал Николая Васильевича — его манеру выражаться, манеру письма из «Выбранных мест», да и саму фигуру писателя — в повести «Село Степанчиково и его обитатели». Пародия — вид любви. Только любя: хоть частичку, хоть краешек пародируемого предмета — можно достичь цели! Иногда безосновательно считают: любят только сходное. Чаще и безоглядней любят именно противоположное.
Тут сказывается полярность русского характера. Ставрогин любил девушку-калеку, сам Федор Михайлович любил втайне евреев и поляков, которых нещадно распекал. От любви до ненависти один шаг. И это биение между любовью и ненавистью, возвращение от одного чувства к другому часто дает энергию русскому человеку и тем более русскому писателю. Достоевский пробовал исторгнуть из себя «маленького Гоголя», законопатить его в бочку и пустить на волю волн.
Но сразу не получилось. А в более поздние годы слог, манера и стиль Достоевского так окрепли, что Гоголь отошел на второй план и тихо встал на книжной полке. Достоевский разыграл пьесу Мольера «Тартюф», но совершено на русский манер. Главный герой — деспот и приживала Фома Фомич Опискин.
В романе раскрывается «вечная тема» так называемого «маленького человека» — бедного, без состояния и положения. В произведении рассказывается о тех, кто влачит жалкое существование в дешевых квартирах в самых отдаленных районах. Герои мерзнут, недоедают и не вылезают из долгов.
Но бедность не притупила их чувств, и они не меньше богатых могут страдать и тяжело переживать унижение своего человеческого достоинства. Суть произведения легко понять уже из названия. Роман о преступлении, совершенном, конечно, из-за денег. Произведение писалось Достоевским в тяжелый период его жизни.
К сожалению, борьба между «не убий» и «уничтожь его» — это та динамика жизни, без которой сама жизнь могла бы исчезнуть. Это совсем не значит, что нужно бесконечно длить историю Каина и Авеля. Новые времена, когда человечество станет тонкотелесным а это произойдет обязательно лишат смысла дилемму «убить — не убить». Примерно так я описал современных Авеля и Каина в своем последнем по времени романе «Очевидец грядущего». Вопросы эти даны там именно в «окрасе» и динамике нашего времени, которое имея значительное сходство, все же отличается от библейских времен: своей стремительной быстротечностью, вымыванием из нутра человек одних качеств и заменой их на другие, отнюдь не апокалиптические… АМ Какое ваше самое любимое произведение Достоевского? БЕ «Братья Карамазовы». В кабинете Толстого в Ясной Поляне, под стеклянным колпаком лежит книга «Братья Карамазовы», которую он читал в ночь перед тем, как навсегда покинуть свой дом. Роман открыт все на той же странице, на которой закончил чтение Лев Николаевич. Мне всегда казалось: над этой страницей затеваются тихие и едва заметные шевеления вечности. Даже само название романа волнует меня бесконечно. То есть, связанные с чернотой и чертом. Так что же? Ни братской любви, ни человеческой приязни Достоевский, прекрасно работавший с опережающим отражением действительности, в своем романе дать не сумел? Совсем наоборот. И любовь, и приязнь ярче проступают на фоне чертовых каверз и лютой ненависти. Недаром в роман введена одна из лучших частей — кое-кому казавшаяся излишней — «Мальчики». Эта часть словно говорит нам: будет новая жизнь, новое небо и новое слово. Судьба Достоевского изломана и часто неудобна, как и его романы. Но благостность нужна только авторам ЖЗЛ. Не лучше ли вглядеться в реальную жизнь прозы Достоевского? Она давно живет, кровоточит, заживляет раны и обмахивает нас крыльями. Две жизни — жизнь человека и жизнь прозаика — рождают третью: жизнь вне времен, но зато в собственном неповторимом и полном чудес пространстве… «Достоевский не написал ни одной пьесы, но его проза необыкновенно театральна» Афанасий Мамедов Одно из несомненных преимуществ Достоевского заключается в том, что его по-прежнему читают, он ни в коей мере не «мертвый классик». Он также по-прежнему интересен для режиссеров и актеров — как на отечественной сцене, так и на зарубежной. Ставят, как и читают, все по-разному, но удивительно — Достоевский при этом остается легко узнаваемым. Какие интерпретации и подходы сегодня преобладают на сцене, когда ставят Достоевского? Григорий Заславский По-разному. Как всегда — по-разному. И тут — как всегда — важнее не подходы, не стиль, а наличие или отсутствие таланта и, если угодно, соразмерность замысла и воплощения, текста и его интерпретатора. В Московском ТЮЗе, например, не первый год в «Белой комнате» идет «Кроткая» в постановке Ирины Керученко, где вдруг совершенно неожиданно «всплывает» правда героя. Спектакли Константина Богомолова по Достоевскому мне, скажу так, не близки. Знаете, мне был очень интересен спектакль «Преступление и наказание», который поставил на своем гитисовском курсе Александр Галибин, он какое-то время шел в театре «Школа современной пьесы», но, к сожалению, студенты разъехались по своим городам. Галибин, кстати как, наверное, и Валерий Фокин , — из тех, кто чувствует Достоевского, много лет назад он поставил в Новосибирске легендарную «Кроткую» с Ириной Савицковой в заглавной роли. Вообще Достоевский — из тех авторов, которые «не отпускают». Есть режиссеры, которые на каждом этапе творчества, как Лев Абрамович Додин, как Валерий Владимирович Фокин без Достоевского долго прожить не могут. Есть и «актеры Достоевского» — как был Виктор Гвоздицкий, а из живых — конечно, Константин Райкин, Игорь Гордин… Даже когда они играют не Достоевского, его страшные вопросы продолжают отзываться в их игре как бы отражающим блеском. ГЗ Да, конечно, хотя — и снова конечно — Достоевского у нас ставят каждый год, вне зависимости от круглых дат. В этом году у нас идут «Униженные и оскорбленные» на курсе мюзикла в мастерской Олега Глушкова и «Достоевский. Апокалипсис» — так называется спектакль по нескольким сочинениям писателя в Мастерской А. Блохина на актерском факультете. Там то, что имеет отношение к размышлениям Достоевского о грехе из «Преступления и наказания», «Идиота» и «Братьев Карамазовых». АМ В Достоевского погружаются надолго и по макушку, гомеопатическими дозами он не идет — не тот писатель. А потом, как правило, либо зачитываются всю оставшуюся жизнь, либо отвергают. В чем секрет столь полярного отношения к Достоевскому? ГЗ Может, кому-то не нравятся его дневники, может, Федор Михайлович в них нелестно отзывался о немцах, евреях, татарах… Но я всегда повторяю: в романах все его самые неприятные персонажи — русские, то есть, в искусстве он ни разу не отомстил своим «нелюбимым» евреям или кому другому Андрей Донатович Синявский писал, что Достоевский вообще все национальности, кроме русских, не любил. АМ Авторы некоторых сценических интерпретаций Достоевского признаются, что для театра его произведения — настоящая загадка, головоломка, из которой зрителю можно предложить только отдельную линию или плоскость.
Зачем сегодня читать Достоевского?
Мы выбрали пять романов Федора Достоевского, которые следует прочесть каждому. Достоевский с раннего детства очень любил читать — эту любовь привили ему родители. Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание». Прочитав произведения Достоевского, вы узнаете, какие проблемы и вопросы волновали писателя, какие взгляды он высказывает через своих персонажей. С чего начать читать Достоевского?
Что читать новоначальным. Основные разделы православной литературы
Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание». Как погрузиться в мир Достоевского: с чего начать чтение и простые способы понять его произведения. Если вы только начинаете знакомство с творчеством Достоевского, может быть лучше начать с его менее объемных романов, таких как «Преступление и наказание» или «Идиот». Произведения Федора Достоевского: с чего начать чтение. При выборе произведений Достоевского для первого знакомства можно руководствоваться несколькими принципами. Эта точка зрения Достоевского во всей своей полноте раскрывается в романе «Преступление и наказание».