Уметь вести конструктивный диалог это.
Конструктивный разговор: значение, понятие, правила и особенности
- Форма поиска
- Негативные факторы в общении
- Конструктивное общение: понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми ::
- Конструктивно вести диалог
Вы точно человек?
Для смягчения атмосферы диалога все приказы необходимо заменить просьбами. Пример: вместо «Принеси» следует использовать « Не мог бы ты оказать мне услугу и передать книгу? Мнимая конкуренция. Если человек делится своими успехами, значит, он хочет, чтобы за него порадовались. Многие люди в подобных ситуациях пытаются продемонстрировать собственные достижения, обесценив заслуги оппонента. Быть униженным никто не хочет, поэтому такая беседа быстро подойдет к концу. Быстрая смена темы беседы. Если рассказ собеседника навевает скуку, не следует говорить ему об этом или резко менять направление разговора. Отрицание проблем. Если переживания человека кажутся пустяковыми, не стоит об этом говорить собеседнику. Навязчивая «психотерапия».
Не следует во время разговора производить диагностику мотивов поведения оппонента. Пример: «Ты ревнуешь», «Ты боишься». Даже если замечания оправданы, их присутствие в беседе может вызвать агрессию или обиду. Нетактичные и навязчивые вопросы. Если собеседник не желает делиться информацией, не следует уговаривать его. Давление на оппонента может спровоцировать конфликт. Оценочные суждения. Не всегда взгляды с оппонентом будут совпадать. Чтобы не спровоцировать скандал, в разговоре не следует использовать аргументы за или против. Основной упор лучше делать на факты.
Несовместимость лексикона. Если человек использует большое количество сленга, жаргонов, собеседник может его не понять, поэтому продолжать односторонний монолог не захочется. Правила конструктивного разговора Любое общение, в том числе конструктивное, предполагает определенную культуру ведения диалога.
Разрешение конфликтных ситуаций. Доп образования диалог. Лидерские направления в школа. Требования к выпускнику средней школы в начале 20 века и 21.
Общение иллюстрация. Общение арт. Разговор рисунок. Беседа арт. Переговоры с трудными людьми. Конфликт бизнес. Диалог для презентации.
Диалог на уроке. Диалог 1 класс презентация. Слайд в презентации с диалогами. Умения ведения конструктивного диалога. Развитие умений конструктивного общения. Переговоры иллюстрация. Деловая речь.
Деловое общение иллюстрации. Навыки делового общения. Навыки ведения деловой беседы. Навыки деловой коммуникации. Поведение в конфликте избегание. Стратегии решения конфликтов. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Конструктивные конфлик. Конструктивный конфликт. Деконструктивные конфликты. Конструктивный и деструктивный конфликт. Диалог в тексте. Диалог пример. Диалог и монолог.
Пример составления диалога. Вербальные и невербальные средства общения. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Общение как обмен информацией. Средства общения вербальная и невербальная коммуникация. Два человека рисунок. Два мужчины рисунок.
Человек рисунок. Иллюстрация 2 человека. Общение людей на белом фоне. Разговор на равных. Правила ведения беседы. Правила ведения разговора. Правила ведения диалога.
Памятка ведения диалога. Памятка как избежать конфликтов в семье. Инфографика психолога для родителей. Решение конфликтов между родителями и детьми. Инфографика для родителей. Диалектика греч. Dialegomai — веду беседу, рассуждаю.
Диалектика картинки. Диалектика природы и общества.
Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог. Как снять эмоциональное напряжение во время разговора? Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной.
Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами: Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости.
Наиболее разумное решение — спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения. Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах. Основные условия конструктивного общения Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями.
С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее: Читайте также: Самоедство или конструктивный анализ себя? Что делать, чтобы рефлексия не перешла в самоуничижение Своего собеседника нужно воспринимать как равного.
Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно. Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону. Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника.
То, что он делает, — это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения. Техника конструктивного общения: 8 правил Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь.
Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами: Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне.
Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица. Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее жизненные обстоятельства, черты характера и прочее , вам будет намного легче выстраивать диалог.
Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте. Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу.
Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы. Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик. Не воспринимайте собеседника негативно.
Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств. Правильный выбор собеседника Подчиненные обговаривают между собой решения своего руководства: одних не устраивает уменьшение времени, отведенного на обеденный перерыв, других — кондиционер, который не работает в жару, третьих — отсутствие мусорного ведра в офисе, и т. Если они будут просто обсуждать это между собой, то так в итоге ничего и не добьются.
С такими вопросами более конструктивно будет обратиться напрямую к своему начальству если есть конкретное предложение. Использование фактов Довольно часто нам приходится слышать следующие фразы: «Ты ничего в этом не понимаешь»; «Я уверена, что так будет правильнее»; «Я лучше знаю». С одной стороны, человек хочет придать вес своему мнению, но на деле же такие фразы абсолютно беспочвенны и не имеют под собой никакой аргументации. Так уже получилось, что люди не всегда умеет грамотно использовать имеющиеся факты.
Например, на вопрос: «Почему нам стоит полететь отдыхать в страну «А», а не в страну «Б»? Эта фраза знакома многим семейным парам. Отдых в стране «А» более дешевый? Или же там лучше природа и условия?
Никогда не забывайте о конкретике и аргументах!
Разбираемся, как правильно решать конфликты и зачем нужно строить конструктивное общение. Что такое конструктивное общение? Конструктивное общение базируется на понимании того, что у каждого свои конкретные потребности и большинство их определяется типом привязанности: кто-то в паре больше тревожится, кто-то избегает, а кто-то всегда настроен вести диалог. Это не хорошо и не плохо, это факт. Для счастья в любовном союзе надо учиться выражать свои потребности, не выдвигая претензий и не вставая в оборонительную позицию.
Подходим друг другу В чем польза конструктивного общения? Немедленно решить проблему или прийти к компромиссу конструктивное общение не поможет: будем реалистами. Зато вы сразу же увидите, насколько любимому человеку важно ваше благополучие. Отзывчивость и неподдельный интерес человека к вашему благополучию дают «зеленый свет» отношениям. Если же претендент уклоняется от важных тем, встает в оборонительную позицию или выставляет вас в невыгодном свете, это очень тревожный знак. Не скрывайте чувств Тут все понятно.
Для конструктива нужны искренность и абсолютная честность. Сформулируйте потребности Суть в том, чтобы донести их до любимого человека. Высказываясь, обязательно учитывайте и его интересы. Используйте фразы: «мне нужно», «я чувствую», «я хочу», чтобы обратить внимание на свои потребности, не упоминая недостатки собеседника. Например: — «Мне нужна уверенность в отношениях. Когда ты болтаешь с официанткой, у меня ощущение, что ты не помнишь обо мне»; — «Я чувствую себя глупо, когда ты возражаешь мне при своих друзьях.
Мне нужно верить, что ты уважаешь мое мнение»; — «Я хочу знать, что могу доверять тебе. Когда ты ходишь по барам с друзьями, я боюсь, что ты там познакомишься с кем-нибудь». Будьте конкретнее Из обобщений трудно понять, что именно вам хотелось бы. Четко сформулируйте суть: — «Если ты не остаешься у меня ночевать…»; — «Сначала говоришь, что любишь, а потом отказываешься от своих слов…» Не обвиняйте Не заставляйте любимого человека чувствовать себя эгоистичным, бестолковым и неполноценным. Начинайте разговор спокойно. Бессмысленно вступать в переговоры на грани истерики — собеседник услышит только гнев и осуждение.
Будьте непреклонны и не оправдывайтесь Это особенно касается тревожных людей, потому что большинство их потребностей обесценены современной культурой. Так или иначе, обоснованность не обсуждается. Вы имеете право на удовлетворение потребностей, и точка. Что поможет общаться конструктивно? Только не пугайтесь: в первое время вам поможет… сценарий. Да-да, так просто проще говорить.
Пишите его в приятном расположении духа, но главное — не пытайтесь манипулировать партнером. Готовый сценарий повторяйте про себя, пока он не зазвучит естественно. Несколько раз попробуйте конструктивно выражаться, потом будете делать это, не задумываясь. Вопросы для выбора темы сценария Вот несколько вопросов, которые помогут вам написать свой сценарий. Они пригодятся вам в любом случае: периодически полезно на них отвечать. Почему мне некомфортно в этих отношениях?
Какие поступки любимого человека вызывают у меня неуверенность? Какие действия любимого человека дали бы мне ощущение надежности? О каком из перечисленных действий мне проще поговорить с ним? Ответ на последний вопрос задает тему первого конструктивного разговора. Напишите, как его начнете, помня о пяти принципах. А вот пример такого сценария.
Обратите внимание, что неконструктивные фразы трудно интерпретировать однозначно. Вот почему реакция на конструктивное общение красноречивее, чем на неконструктивную речь или протестное поведение. Открыть в большем размере Если вам сложно вести конструктивный разговор — Тревожным. Когда слова и поступки любимого человека активируют механизм привязанности до такой степени, что вы на грани собираетесь сбросить звонок, пригрозить уйти , — остановитесь. Подумайте, чего конкретно хотите, и внятно сформулируйте. Но поднимайте тему, только полностью успокоившись некоторым на это нужно один-два дня.
Однозначный признак, что пора конструктивно высказаться, — непреодолимая жажда свободы. Объясните любимому человеку, что иногда вам надо побыть в одиночестве и хорошо бы найти для этого способ, удобный обоим. Предложите несколько вариантов, учитывая интересы другой стороны. Так вы с большей вероятностью получите желаемое. Учтите, что даже конструктивное общение не решит все проблемы сразу. Но главное — реакция любимого человека, из нее понятно, насколько он ценит ваше благополучие, учитывает ваши интересы и готов работать над отношениями.
Как Манипулируют Людьми. Психология Влияния Скачать Конструктивное общение в обществе, семье, как вести, что мешает Несмотря на многоплановость и разнообразие процессов коммуникаций, лучшие результаты дает лишь конструктивное общение между людьми. Оно может происходить как в устном, так и письменном формате, отличаться качественной подачей информации и таким же ее восприятием между всеми участниками.
Конструктивный диалог: особенности и правила построения
Значит, диалог может выглядеть следующим образом: один участник диалога высказывает мысль субъект , второй — должен обозначить понятие предикат , которое подтвердит или отвергнет эту мысль. Правило конструктивной критики в паре. Для того, чтобы диалог оказался конструктивным и миролюбивым, при желании отвергнуть мысль первого участника диалога, второй может воспользоваться правилом конструктивной критики, которое гласит: Похвалить. Высказать критику. Снова похвалить. При подобном подходе собеседник услышит критику без сопротивления. Иначе либо он ее вообще не услышит, либо возникнет агрессия, и беседа перерастет в конфликт. Если стараться придерживаться этих нехитрых умопостроений в диалоге, а также помнить, что перед Вами не враг, а вторая половинка, можно достичь бесконфликтного и конструктивного общения. Не сразу, но постепенно, тренируя свои позиции роли в диалоге, придерживаясь логики беседы и помня о доброжелательности в высказывании критических замечаний.
Люди способны открыто обсуждать вопросы только в том случае, если видят, что собеседник внимательно вовлечен в разговор. Насмешки, крик, сарказм или банальная невнимательность просто-напросто отбивают желание общаться, и тем самым нарушают главную задачу конструктивной беседы — поиск результата, который устроил бы обе стороны. Читайте также: 9 способов показать мужчине, что ты ему доверяешь согласно им самим Это крайне простое правило, которое, к сожалению, соблюдается далеко не всегда. Некоторые могут сказать: «Я точно не такой. Я всегда слушаю собеседника». Возможно, это действительно так. Но «слушать собеседника» и «слышать собеседника» — это совершенно разные вещи. Чуть ниже мы поделимся с вами другими важными правилами, которые нужно знать каждому человеку, желающему научиться конструктивно разговаривать.
Почему конфликты иногда полезны Возникновение спорных ситуаций в любом коллективе, в семье или на работе вскрывает противоречия и несовпадения между внешними, проговариваемыми факторами, и невербальной, скрытой информацией. Вот несколько случаев, когда это может произойти: образование или жизненный опыт руководителя коллектива ниже показателей работников; интеллектуальный уровень группы существенно различается; незнание методов делового общения; стремление к силовым методам общения; несовпадение целей. Деструктивные процессы не приносят радости, но иногда бывают полезными: в конфликтной ситуации на поверхность выплывают внутренние противоречия в коллективе, скрываемые раздоры и недовольства. Если применять методы любую разрушающую отношения конфликтную ситуацию можно перевести в конструктивный разговор. Спор деструктивный — это борьба за злоба, потеря лица, напряжение, отсутствие решений проблемы. Временные рамки Самое важное в решении той или иной проблемы — это ее своевременность. Очень часто люди начинают говорить о том, что уже произошло: «Вчера ты не вынес мусор»; «Ты должна была рассказать мне об этом сразу же после того, как это случилось»; «Тебе нужно было принести это еще неделю назад». Такие фразы не приведут к решению проблемы.
Они приведут к тому, что человек начнет выкручиваться и искать оправдания. Помните о том, что прошлое нельзя изменить. Вы можете повлиять на настоящее и будущее. Разговор о прошлом будет уместен только тогда, когда вы разбираете ошибки, которые стоит избегать в будущем. Например, если ваш ребенок не делает вовремя уроки, необходимо для начала разобраться в корне проблемы: он не понял задание, не успел из-за загруженности другими предметами или же просто не захотел их делать? Выяснив изначальную причину проблемы, вы сможете предотвратить ее в дальнейшем. Пирамида Грэма Для наглядности покажите и прокомментируйте с учениками классификацию опровержений американского предпринимателя и программиста, автора многочисленных эссе Пола Грэма Paul Graham. Впервые эта пирамида была описана в 2008 году в эссе «Как правильно возражать».
Грэм показал иерархию аргументаций от оскорбительных и неконструктивных до тех, которые содействуют продуктивности дискуссии. Если движение вверх по иерархии снизит напряжённость дискуссии, то это пойдет большинству ее участников на пользу. Пол Грэм. Использована русскоязычная версия пирамиды из Википедии. Предложите ученикам привести примеры по каждому из семи уровней. Правильный выбор собеседника Подчиненные обговаривают между собой решения своего руководства: одних не устраивает уменьшение времени, отведенного на обеденный перерыв, других — кондиционер, который не работает в жару, третьих — отсутствие мусорного ведра в офисе, и т. Если они будут просто обсуждать это между собой, то так в итоге ничего и не добьются. С такими вопросами более конструктивно будет обратиться напрямую к своему начальству если есть конкретное предложение.
Типы и отличия конфликтов Психологи различают два типа споров: конструктивный; деструктивный конфликт. При конструктивном подходе обязательно найдется выход из ситуации, который удовлетворит обе стороны. Благодаря творческому подходу к решению задачи улучшаются взаимопонимание и личностные отношения между людьми. Деструктивный — это конфликт, который не приводит к решению изначальной проблемы. Неумение и нежелание выслушивать оппонента, анализировать его доводы, установка на конфронтацию — все это приводит к разрушению отношений. Характерной особенностью постсоветской культуры является привычка «сбрасывать» свою неудовлетворенность на ближайшее окружение.
И главное, что любые формальные приемы расположения к себе собеседника не приведут ни к чему хорошему, если собеседники изначально настроены друг к другу враждебно. Возможно, эти пособия выполняют определенную просветительскую миссию, помогая ликвидировать коммуникативную неграмотность в обществе: в конце концов, если кто-то хотя бы задумается, что говорить, общаться с людьми нужно не как бог на душу положит, а осознанно, используя целесообразные в той или иной ситуации приемы, - это уже хорошо. Осознав значение слова, однажды почувствовав силу его воздействия, человек не будет пользоваться им бездумно. Но для эффективности речевой коммуникации, для достижения поставленной цели недостаточно знания элементарных приемов. Приемы - это ремесло, общение - это искусство. К сожалению, современная ситуация в России не располагает к дружелюбию. Люди, как правило, изначально не доверяют друг другу, что, в общем, вполне обосновано объективными причинами. Более того, они изначально настроены скорее на конфликт, чем на достижение единой позиции. Неумение и нежелание вести конструктивный диалог приводят к тому, что энергия тратится на уничтожение оппонента, а не на то, чтобы договориться и решить, что и как нужно делать совместными усилиями. Результаты очевидны. Порочный круг, связанный с нетерпимостью к чужому мнению и невозможностью доказать свое, воспроизводится вновь и вновь. Между тем авторы некоторых научных работ по риторике теории речевой коммуникации утверждают, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися друг к другу, невозможно, даже если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за формально вполне корректными речами. Истинные чувства будут проявляться в мимике, жестах, интонации - в том, что практически невозможно контролировать. О чем бы мы ни говорили с другим человеком, мы одновременно сообщаем ему наше отношение на всех уровнях так называемой невербальной коммуникации. Разве что разведчики, прошедшие специальную подготовку, могут в той или иной степени контролировать невербальный уровень. Однако и они время от времени проваливаются по той причине, что полностью подчинить себе бессознательные, непроизвольные реакции практически невозможно. По мнению психологов, человек, улавливая несоответствие между словами и невербальным рядом, между сознательной или бессознательной установкой другого человека и его поведением, начинает испытывать некоторое напряжение, диссонанс, чувство дискомфорта. При этом, даже если разум и логика на стороне собеседника, чувство дискомфорта вызывает протест и, казалось бы нелогичную, интенцию к конфронтации, капризному упрямству. Опыт показывает, что общение наиболее эффективно тогда, когда этические и эмоциональные установки говорящего соответствуют содержанию произносимого текста. Исследователи, изучающие новые условия функционирования русского языка, отмечают действие в нашем обществе двух противонаправленных тенденций: появление чувства открытости друг к другу, чувства "общей судьбы", порождающего товарищескую солидарность, и усиление отношений враждебности, агрессивности, конкуренции. Часто в конкретных обстоятельствах доминирует именно вторая тенденция, что не способствует эффективности общения. Кроме всего прочего, в нашем обществе происходит смена системы ценностей, причем новая система еще не до конца сформировалась, пока нет жестких ценностных норм: так можно, а так нельзя, это честная конкуренция, это нечестная, налоги платить хорошо, а не платить - плохо речь не идет о законах, речь идет о том, насколько эти установки прижились в сознании конкретных людей, ведь закон на бумаге - это одно, а внутреннее осознание и принятие этого закона - совсем другое. На этом фоне у большинства людей сформировалось то, что в психологии называется экстернальным локусом контроля. Локус контроля - это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям неспособностям и усилиям. Экстернальный локус контроля свидетельствует о склонности приписывать причины своих неудач внешним факторам обстоятельствам, случайностям, проискам , то есть, иными словами, о безответственности. При интернальном локусе контроля человек принимает на себя ответственность за события, происходящие в его жизни, но это для большинства россиян нехарактерно. Безответственность приводит к тому, что люди с легкостью дают обещания, делают безответственные же заявления, используют заведомо ложную и непроверенную информацию, применяют недоказанные аргументы, стремясь навязать свое мнение окружающим. Это также не способствует конструктивному диалогу. Негативные установки не могут привести к позитивному результату общения. На взгляд современных исследователей, наиболее продуктивной базой формирования позитивных нравственных установок для осуществления эффективной речевой коммуникации является этика ненасилия. Эта теория основана на постулате нравственной амбивалентности человека, которая неустранима и является основой человеческого бытия. Человек в равной мере является носителем добра и зла - двух противоборствующих начал, и проявляются они в его поступках нестабильно. Вступая в речевую коммуникацию, партнер должен активизировать добрые начала и блокировать негативные тенденции. Идеологи этики ненасилия сформулировали ряд принципов социального взаимодействия людей, которые должны соблюдаться и в практике речевой коммуникации. К ним относятся: отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу, критика собственного поведения с целью выявления того, что в нем может питать и провоцировать враждебную позицию оппонента, анализ ситуации глазами оппонента, чтобы понять его и найти такой выход, который позволил бы ему сохранить лицо, борьба со злом, но любовь к людям, стоящим за ним, полная открытость поведения, отсутствие лжи, скрытых намерений, тактических хитростей. Кроме этических основ речевого общения существуют принципы, созданные лингвистами - исследователями речевого общения. Правила эти исходят из того, что если люди все же начали говорить друг с другом, значит, они в равной мере заинтересованы в этом разговоре. Поэтому они должны приложить все усилия для того, чтобы разговор состоялся и не был пустым, бессмысленным. Принцип кооперации Грайса гласит: "Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким, какого требует совместно принятая цель направление этого диалога". Более конкретные постулаты речевого общения делятся на четыре категории: количества, качества, отношения и способа. Твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется. Твое высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется. Не говори того, что ты считаешь ложным. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. Избегай непонятных выражений. Будь краток избегай ненужного многословия. Будь организован. Для каждой из выделенных коммуникативных категорий можно провести простую аналогию из других, скажем, бытовых ситуаций. Если вы помогаете мне чинить машину, мне естественно ожидать, что ваш вклад будет не больше и не меньше того, который требуется: например, если в какой-то момент мне понадобятся четыре гайки, я рассчитываю получить от вас именно четыре, а не две и не шесть гаек. Мне естественно ожидать, что ваш вклад будет искренним, а не фальшивым. Если вы помогаете мне готовить торт, я не ожидаю, что вы подадите мне соль, когда мне нужен сахар. На каждом этапе совместных действий мне естественно ожидать, что вклад партнера будет уместен по отношению к непосредственным целям данного шага. Когда я замешиваю тесто, я не ожидаю, что вы подадите мне книгу или кухонное полотенце хотя то же самое действие могло бы стать уместным на одном из более поздних шагов. Мне естественно ожидать, что партнер даст мне понять, в чем состоит его вклад, и что он выполнит свои действия с должной скоростью. Конечно, участники речевого общения могут обойти тот или иной постулат, откровенно отказаться его соблюдать и тем самым ввести собеседника в заблуждение. Джон Лич описал еще один ведущий принцип коммуникации - принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между собеседниками. Поэтому не следует обсуждать цель, которую собеседник преследует в разговоре, если только он сам о ней не сказал. Кроме того, не следует затрагивать потенциально опасные темы частная жизнь, личные вкусы и т. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника, она предохраняет его от доминирования в ходе коммуникации. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой, предложение должно быть сформулировано так, чтобы его можно было отвергнуть не стоит делать предложений, от которых "вы не сможете отказаться". Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других. Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира не совпадает с оценкой собеседника, то это сильно затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии. Максима скромности. Максима неприятия похвал в свой адрес. Для успешной коммуникации необходима реалистическая, по возможности объективная самооценка. Иное может повлиять на установление контакта. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предлагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно - сохранение предмета взаимодействия, снятие конфликта путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников. Максима симпатии. Это максима благожелательности, которая создает атмосферу для успешного предметного разговора. Недоброжелательность делает речевой акт невозможным. Принципы Грайса и Лича составляют основу коммуникативного кодекса, то есть сложной системы принципов, регулирующих речевое поведение сторон в ходе коммуникативного акта. Безусловно, вышеперечисленные постулаты, максимы и принципы не являются абсолютными. Многие критикуют их за оторванность от реальных условий социальной действительности, то есть от реальных условий общения - если уж даже в Америке сомневаются в возможности применения этого коммуникативного кодекса, то что говорить о России? И тем не менее их соблюдение позволит создать позитивный коммуникативный климат, установить контакт в процессе общения, что необходимо для его эффективности - ведь известно, что количество передаваемой информации и ее точность увеличиваются в атмосфере доверия и открытости. А не этого ли мы добиваемся, говоря об эффективности использования 80 процентов рабочего времени руководителя? Но и это еще не все. Следует соблюдать еще ряд психологических норм общения. Принцип равной безопасности, предполагающий непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Запрещены оскорбительные выпады против партнера, попытки унизить его чувство собственного достоинства, ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, презрительный и насмешливый тон. Принцип децентрической направленности, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоистических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой позиция оппонента намеренно искажается, "передергиваются" его слова, чтобы добиться преимущества в разговоре. Но главное, что следует помнить при организации речевой коммуникации: Суть не в том, что вы говорите, а в том, что понимает собеседник. Если вас неправильно поняли, в этом виноваты вы, поскольку именно отправитель сообщения несет ответственность за точную коммуникацию. Очень часто межличностные барьеры в коммуникации возникают из-за того, что разные люди вкладывают в одни и те же слова разный смысл. Это происходит не только из-за того, что значение некоторых ваших слов неясно, неизвестно собеседнику, но еще и потому, что понимание некоторых слов зависит от жизненного опыта для одного слово "доверие" значит одно, для другого - совсем другое, то же касается слова "справедливость" и прочих отвлеченных понятий. Поэтому если вы хотите установить контакт с человеком, желательно говорить с ним на одном языке. В конце концов, ваша задача как правило не в том, чтобы он понял, что вы умнее, а в том, чтобы он понял, что и зачем вы говорите. И дело здесь не в красноречии с которым можно только родиться и не в ораторском искусстве которому в принципе можно научиться. Ведь не всякая ситуация общения является спланированной и подготовленной. Дело в умении понимать потребности другого человека и говорить с ним доброжелательно и на одном языке. Если вы не верите себе, это неверие отражается и на окружающих. Иными словами, вы притягиваете людей и ситуации, не заслуживающие доверия. А если вы верите в себя и свои действия, то и другие принимают это ваше отношение. Если вы переживаете опыт, который вам не нравится, значит, вы заблокированы изнутри. Стоит устранить этот блок, и в тот же миг все становится на свои места. Базовые противонамерения: —Я недостаточно хорош. Меня никто не любит. Поскольку вы считаете, что не заслуживаете дружбы или любви, то и не пытаетесь сблизиться с людьми, а поэтому и не находите себе ни друзей, ни любимых. Даже осознавая, что цели, которые вы хотели бы перед собой поставить, не раз были достигнуты многими другими людьми, вы можете считать их недостижимыми для себя просто потому, что думаете, будто вам недостает каких-то необходимых качеств, знаний, инструментов или ресурсов. Это происходит на подсознательном уровне автоматически, и в результате вы часто отвергаете какую-нибудь идею, даже не рассмотрев ее как следует. Люди с таким противонамерением считают, что существует только одно решение той или иной проблемы и лишь один способ выполнить ту или иную задачу. Если ваш ответ начинается со слов «Да, но…», — значит, это противонамерение вам свойственно, и вы полагаете, что успеха можно добиться только каким-то одним способом. Тем самым вы блокируете все остальные пути к достижению целей. Человек часто терпит неудачу не потому, что это неизбежно, но потому что верит в свое поражение. Во мне нет ничего особенного. Человек всегда сам ответственен за свои успехи и неудачи, но с этим противонамерением гораздо легче обвинить в своем незавидном положении кого-то другого, вместо того, чтобы делать правильные выборы, которые могут привести вас к успеху. Образ себя — это то, как вы воспринимаете себя по отношению к другим людям. Это история, которую вы рассказываете себе о том, кто вы есть и на что способны. Образ себя очень важен, поскольку напрямую влияет на вашу самооценку и веру в себя. Образ себя включает: -то, что вы думаете о своей внешности; -то, как вас воспринимают окружающие; -что вы думаете о себе как о личности; -то, как с вашей точки зрения, думают о вас другие люди; -насколько вы нравитесь себе и насколько, на ваш взгляд, вы нравитесь другим людям. Чтобы выработать позитивную самооценку, необходимо развивать положительное отношение к себе и к окружающему миру, высоко ценить себя и ответственно относиться к другим людям. Самооценка — это не самовлюбленность, но уважение к себе. Ты должен взять на себя ответственность за все, что происходит в твоей жизни! За любые события в своей жизни ответственен ты сам. Перестань ощущать себя жертвой. Перестань винить окружающим мир. Вокруг полно прекрасных возможностей, но по какой-то скрытой причине ты их не реализуешь. Вы всегда привлекаете к себе именно такую энергию, с которой вы гармонизированы , и если эта энергия негативная, то именно негатив вы и получите. Один из способов изменить негативные верования в отношении себя — это изменить свои ментальные привычки. Ментальные привычки — это внутренние диалоги, которые вы ведете снова и снова. Примеры негативных ментальных привычек: «Я не руководитель по натуре, поэтому не смогу создать собственный бизнес», «У меня широкая кость, поэтому я не стану изящной», «Мои родители тоже всегда жили от зарплаты до зарплаты, так чего же я могу ожидать от себя? А бывают и позитивные ментальные привычки: «Я люблю себя такой, какая я есть», «Я каждый день жду чудес, а поэтому со мной постоянно случается что-то хорошее», «Вселенная любит меня! Большинство людей создали свои представления о том, что они могут, а чего не могут, на основании довольно незначительных событий. То, какими мы становимся, определяется не тем, что дано нам от рождения. По этой же причине нельзя возлагать ответственность за наши успехи и неудачи на других людей , ибо это прямая дорога к безответственности и беспомощности. Лучше изменить себя и свое отношение к другим людям. Это и есть путь к счастью и успеху. Первый шаг к избавлению от установки на беспомощность состоит в том, чтобы очистить ум от негативного диалога, порождаемого внутренним программированием. Всякий раз, когда у вас возникает негативная мысль, остановите свой ум и удалите из него эту мысль. Теперь вы имеете полную возможность заместить эту негативную мысль позитивной. Нагромождаясь одна на другую, негативные мысли со временем могут сломить ваш дух. Поэтому, если вы освобождаетесь только от некоторых из них, а на другие не обращаете внимания, это может привести к депрессии и жалости к себе. Так почему же вам до сих пор живется нелегко? Почему вы испытываете всё новые методы достижения своих целей, но снова и снова терпите неудачу? Одна из причин - идея контроля. Всем нам нравится думать, что мы контролируем свой небольшой уголок мира. Ради обретения контроля мы обустраиваем зоны комфорта, устанавливаем порядки и проводим границы - порой даже не осознавая всего этого. Вполне возможно, что вы построили вокруг себя защитные стены, которые на самом деле ограничивают ваши свершения и препятствуют любым попыткам выйти за их пределы. Деструктивные внутренние диалоги длятся на три основные категории: сожаление, нерешительность и страх.
Ушами слышим, конечно, но в мозг эта информация или не поступает совсем, теряясь где-то среди наших собственных мыслей, или отправляется сразу в какие-то «закрома» черепной коробки, где не нужные нам данные постепенно стираются из памяти. Наш визави фонит, как радио в машине, но до нашего сознания его слова не доходят. Не притворяйтесь, что слушаете! Большинство людей на уровне подсознания точно чувствуют, слышат их или слушают только ушами. Явный признак того, что вас не слышат — короткие отговорки типа «Да, конечно», «Я понял а », «Хорошо» и так далее. Если в момент разговора «включены» не только уши, но и сознание, собеседник дает развернутые ответы, например «Хорошо, я постараюсь убирать посуду со стола сразу после еды» или «Я не хочу идти в кино на выходных, сходи с подругой или давай съездим на природу». Во втором случае собеседник демонстрирует свое несогласие и теперь уже вторая сторона должна услышать его мнение и продолжить диалог, а не упереться «рогами», иначе конфликт желаний рискует закончиться ссорой. Пытайтесь понять собеседника Вовсе не обязательно разделять мнение собеседника, но обязательно надо постараться понять, как в сложившейся ситуации чувствует себя вторая сторона конфликта. Допустим, жена жалуется на недостаток внимания: муж все время на работе, а когда находится дома, хочет не общения и развлечений, а просто лежать и смотреть телевизор. Что она чувствует? Наверное, обиду, злость, сомнения в том, что она интересна и нужна мужу, и так далее. Ни меньше работать, ни отказаться от отдыха дома муж, конечно, не может, но, понимая жену, ее чувства и эмоции, он, как минимум, проявит к ней сочувствие и сопереживание, и не станет упрекать в том, что она «слишком много хочет».
Теперь вы знаете, что означает конструктивный разговор, и как его стоит вести личной жизни и на работе. Надеемся, что наша публикация была вам интересна и вы узнали немало познавательной информации! Техника слушания Для ведения диалога необходимо освоить техники слушания собеседника. К ним относятся: активная рефлексивная , пассивная нерефлексивная и эмпатическая. Активная Активная техника заключается в отражении полученной информации. Это показывает собеседнику ваше внимание, заинтересованность и уважение, а также удерживает внимание, без потери нити разговора. Пассивная Пассивная техника отражает полную сосредоточенность внимания на полученной информации и поведении партнера. Для демонстрации того, что вам интересна тема, иногда делайте кивок головой, тем самым подтверждая, — вы внемлите собеседнику. Эмпатическая Эмпатическая техника основывается на сопереживании оппоненту. Необходимо не только понимать, но и разделять эмоции собеседника. Для ведения положительного конструктивного диалога советуют овладеть этой техникой. Необходимо настроиться на слушание оппонента, абстрагироваться от своих проблем, окружающих событий. Старайтесь уловить чувства партнера и передать их словами. Выдерживайте паузу после своих слов для обдумывания их собеседником. Не нужно объяснять причину этих переживаний. Основы Для того, чтобы действенно доносить информацию до собеседника, а также самому воспринимать слышимое, нужно пользоваться простыми, базовыми понятиями конструктивного общения. Воспринимать информацию объективно. Вне зависимости от личности человека, который ее передает. Вы можете быть не согласны с точкой зрения или вам может быть неприятен человек, который эту точку зрения выражает. Однако, конструктивное общение подразумевает умение рассматривать позицию, даже если она вам не близка. Отсутствие ярких эмоций. Разговор на повышенных тонах — общение деструктивное. Находясь в заряженном эмоциональном состоянии особенно негативном , человек не может адекватно воспринимать информацию физически. Вы можете упустить важные детали, что помешает смотреть на точку зрения целостно. Обучение детей Воспитывая ребенка, не забудьте научить его правильному умению слушать и уважать собеседника. Это обучение заключается в контроле за собственной речью. Дети все повторяют за окружающими их людьми. Старайтесь, чтобы ваше общение с ребенком было таким же, как и со взрослым человеком. Общаясь с родителями, дети должны научиться жить, умея аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Позволяйте им проявлять инициативу. Не перебивайте, несмотря на абсурдность высказывания. Выслушайте его до конца, аккуратно и обстоятельно объясните неправоту ребенку. Учите его отстаивать свою точку зрения. Решайте проблему, а не меняйте собеседника В жизни многие люди очень часто пытаются изменить окружающих под себя. От такой черты нужно попытаться избавиться как можно быстрее. Осознание того факта, что у вас вряд ли получится изменить другого человека, может предотвратить огромное количество проблем, которые могут появиться в обозримом будущем. Перед вами стоит конкретная задача. Рассмотрим проблему, которую мы упоминали ранее, — ребенок не успевает выполнять домашнее задание. В такой ситуации не нужно ломать свое чадо и в достаточно грубой форме пытаться его перевоспитывать. Ребенок может не делать домашнее задание не только из-за того, что он хулиган и бездельник. Возможно, он слишком занят на тренировках. Или же у него много времени занимают репетиторы, и он из-за этого просто-напросто не успевает поработать над другими предметами. Есть вероятность, что он просто не понимает ту или иную тему. Как видите, причин может быть много. Главное — это выявить проблему и попытаться ее решить. Конструктивное общение с детьми Для того чтобы найти общий язык с подрастающим поколением, используйте следующие правила: Установите четкие границы дозволенного. Постоянно о них напоминайте. Нельзя позволять им обсуждать их. Это приведет к манипулированию родителями. Границы должны соответствовать возрасту и интересам ребенка. Меняйте правила со взрослением ребенка. Выражайте похвалу за любые достижения и успехи. Это укрепляет веру в себя и стимулирует личностное развитие, а также дальнейшие достижения. Правила и ограничения должны соблюдать все люди, принимающие участие в процессе воспитания ребенка. Если это не соблюдается, то ребенку трудно их воспринимать и соблюдать. Наказание должно быть аргументированным и соответствовать провинности. Упражнение «Видеофильм». Инструкция психолога У вас недавно произошел конфликт с коллегой. В своем внутреннем монологе вы произносите обвинительные речи по отношению к нему и никак не можете избавиться от чувства неприязни к этому человеку. Через определенное время вам кажется, что участник конфликта имеет все человеческие недостатки и пороки, какие вы знаете. Этот человек ужасен, просто монстр! Остановите свое воображение! Человек-монстр встречается в реальной жизни чрезвычайно редко, а ваша работа не похожа на фильм ужасов. В реальной жизни люди, как правило, обладают и недостатками, и достоинствами. Вы и сами не свободны от определенных отрицательных черт характера. Постарайтесь избавиться от негативных эмоций. Представьте ситуацию вашего конфликта, как фрагмент видеофильма. Вы оператор, «отснявший» сцену конфликта, и режиссер в одном лице. Кадр за кадром вы просматриваете снятый сюжет. С чего все началось? Остановите запись в начале фрагмента. Вот человек, с которым вы конфликтовали. Как он вошел? Какое у него было лицо? Какие движения? Возобновите просмотр. Что он говорит? С какой интонацией? Почувствуйте его настроение. Почему он так себя ведет? А вот в кадре показались вы. Как вы вошли?
Умение слышать собеседника
- Конструктивный диалог: что это, правила и особенности - Гармония внутри
- Конструктивный диалог: что это, правила и особенности
- Вести конструктивный
- Конструктивный диалог: определение и правила построения
- Зачем стремиться к конструктивному диалогу
- Подписка на рассылку!
Дмитрий Поликанов: как НКО начать выстраивать диалог с властью
Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог. Для счастья в любовном союзе надо учиться выражать свои потребности, не выдвигая претензий и не вставая в оборонительную позицию. вести диалог что значит Подходим друг другу. Теперь вы знаете, что означает конструктивный разговор, и как его стоит вести личной жизни и на работе. Дабы понять, что значит конструктивный разговор, необходимо для начала узнать значение слова "конструктив". Неумение и нежелание вести конструктивный диалог приводят к тому, что энергия. Конструктивный диалог и переговоры: Одна из ключевых юридических стратегий — вести конструктивный диалог с противоположной стороной и искать общие интересы, чтобы достичь согласия.
Не обвинять и быть конкретнее: 5 правил конструктивного общения в отношениях
Конструктивный диалог это что значит простыми | Уметь вести конструктивный диалог это. |
Что такое конструктивный диалог | Уметь вести конструктивный диалог это. |
Конструктивное общение психология
Конструктивный диалог и переговоры: Одна из ключевых юридических стратегий — вести конструктивный диалог с противоположной стороной и искать общие интересы, чтобы достичь согласия. С дейтвительностью, как и с человеком, можно сотрудничать, "вести конструктивный диалог", а можно бороться, стремясь победить, то есть конкурировать. Поэтому не ждите конструктивного диалога после негативных упреков. Что вообще означает понятие «конструктивный разговор»?
Что такое конструктивный диалог
Например, фраза: «Европейский союз должен искать пути для конструктивного диалога с Россией» означает, что страны должны совместными усилиями определить конкретные пути решения назревших международных проблем. Вести разговор – это искусство. Значение конструктивного диалога. Конструктивный диалог предполагает активное включение и аккуратное общение, основанное на взаимном уважении и понимании. Основная задача любого конструктивного диалога – приход к обоюдному мнению, которое будет получено за счет более-менее объективного обсуждения идей. Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог. Думаем, вы уже примерно понимаете, что значит конструктивный разговор или диалог.
5 стратегий поведения в конфликтной ситуации
Конструктивный диалог | это значит разговор по делу, без лишней болтовни, в результате которого получен конкретный результат, достигнуты договоренности. |
Войти на сайт | Итогом такого диалога является формирование чувства конструктивного осознания и единой точки зрения между участниками разговора. |
Конструктивный диалог: особенности и правила построения
Фаза «исцеления». Начинается после первого года. Человек учится жить без потери. Фаза характеризуется полным принятием сознательным и эмоциональным своего прошлого и приобретением нового смысла жизни.
Человек учится извлекать из своего прошлого жизненный опыт. Конструктивное и неконструктивное общение. Бесконфликтное общение В течение нашей жизни мы постоянно взаимодействуем друг с другом.
Взаимодействуем не только с помощью речи, но и с помощью прикосновений, мимики, жестов и т. Такое взаимодействие мы называем общением. Так что же включает в себя процесс общения?
Общение— это процесс установления контакта между людьми, в ходе которого происходит обмен информацией, необходимой для совместной деятельности и сотрудничества. Говорить об общении как о процессе конструктивного взаимодействия можно в том случае, когда оно включает в себя следующие этапы: 1. Знакомство при первой встрече и установление контакта.
Ориентировку в ситуации общения, осмысление происходящего. Обсуждение интересующей проблемы. Завершение контакта выход из него.
Виды общения. Приличном общении происходит неофициальный обмен информацией. К примеру, это может происходить при встрече друзей и т.
Деловое общение происходит тогда, когда люди включены в одну и ту же деятельность и их связывают совместные обязанности. Компоненты общения. Выделяют несколько компонентов общения: вербальное, невербальное и паравербальное.
Вербальным общением называют передачу информации с помощью произносимых нами слов. Другими словами — это словесное общение. Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, контакт глазами, прикосновения.
Паравербальное общение заключается в передаче информации через тон голоса, тембр, высоту, скорость, интонацию произносимых слов. Вспомните фразу: «Я рад тебя видеть». Произнесённая с определённой интонацией и мимикой, в одном случае, она будет говорить нам, что человек действительно рад встрече.
Но та же фраза, произнесённая по-другому с другой интонацией, мимикой, тембром голоса, сопровождаемая другими жестами , для нас выразит совсем иной смысл сказанного. Вербальное общение необходимо для передачи содержания информации. Невербальное общение помогает нам передать образное и эмоциональное содержание информации.
Чаще всего, в повседневной жизни мы встречаемся со всеми компонентами общения, что позволяет нам наиболее ярко и красочно передавать ту или иную информацию. Отмечено, что наибольшую часть информации человек воспринимает благодаря невербальному общению, а наименьшую — с помощью произносимой речи. Поэтому важно во время беседы особенно при ведении переговоров , с одной стороны, уметь считывать информацию невербальных средств общения вашего собеседника, а с другой — уметь контролировать собственные движения, поведение и мимику.
Эти навыки будут полезны и в самые первые секунды знакомства, когда еще не было произнесено ни единого слова, а первое впечатление о собеседнике уже складывается — при помощи «считывания» информации по его невербальным проявлениям. Впоследствии, эту оценку общения изменить будет весьма проблематично. В процессе беседы необходимо учитывать общий настрой, содержание и атмосферу общения в целом.
Однако «считывание» информации по жестам, позам и другим средствам невербального общения не всегда бывает однозначным в некоторых ситуациях тот или иной жест может возникнуть в результате неблагоприятных условий: от холода оппонент складывает на груди руки, функционального состояния — держится за голову из-за головной боли и т. Таким образом, взаимодействуя друг с другом, мы не только слышим то, что человек нам говорит, но и видим то, как он это говорит. Отсюда следует, что для конструктивного взаимодействия необходимо не только обращать внимание на все компоненты общения собеседника, но и отслеживать свои, чтобы собеседник не мог усомниться в достоверности вашей информации.
Существуют разные виды общения, но относительно его продуктивности обычно выделяют конструктивное и неконструктивное. Конструктивное общение — это общение, при котором партнеры чувствуют себя комфортно, используя этически обоснованные формы общения вежливый, приветливый тон, взгляд , могут договориться между собой и прийти к результату, который устраивает обе договаривающиеся стороны. Делаешь те же самые ошибки».
Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости. Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний. Запрет на переживания.
Слушающий задаёт какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Результат: человек чувствует, что его не слушают и он не интересен. Слушающий придаёт ситуации другой смысл и интерпретирует её по-своему.
Результат: в связи с непониманием либо гнев, либо человек замкнётся. Бесконфликтное общение Интенсивная работа в ЧС или ожидание выезда во время дежурства могут вызвать дезадаптивное состояние специалистов, которое отражается, прежде всего, на качестве выполнения профессиональных задач. Такое состояние может усугублять межличностные конфликты, как внутри подразделения, так и между подразделениями.
В результате такого взаимодействия может снизиться качество выполняемой работы. Конфликт — это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, приводящих к борьбе. Конфликтное взаимодействие может возникнуть:.
Когда мы или нам приписывают жёстко заданную определённую роль; — когда оппоненты концентрируются не на самом результате, а на отношениях друг с другом. Например, в ЧС, когда проведение аварийно — спасательных работ должно быть максимально эффективным и быстрым, конфликт между специалистами может резко снизить эффективность этой работы в связи с тем, что они концентрируют свое внимание не на проведении аварийно — спасательных работ, а на возникшем конфликте; — в ситуации соперничества за обладание ограниченным ресурсом. Таким образом, можно отметить, что навешивание «ярлыков», концентрация оппонентов не на самом результате, а на отношениях друг с другом, соперничество за обладание ограниченным ресурсом приводят к неконструктивному взаимодействию, а иногда и к конфликту.
Для того чтобы избежать негативных последствий неконструктивного взаимодействия, необходимо эффективно использовать приёмы бесконфликтного общения. Основные принципы бесконфликтного общения: 1. Не навешивать «ярлыки» на других.
Не позволять навешивать ярлыки на себя. Ориентироваться на результат, а не на отношения. Навешивание «ярлыков» Сам по себе «ярлык», или стереотипное восприятие человека, — это не всегда плохо.
Например, в условиях дефицита времени, скорее всего, мы обратимся за помощью к человеку, который зарекомендовал себя как хороший исполнитель и ответственное лицо. В данном случае такой выбор будет существенно экономить нашу энергию и время при осуществлении поставленной задачи. Но, с другой стороны, такой выбор помощника значительно сужает для нас возможности взаимодействия с другими, ещё пока не «зарекомендовавшими» себя людьми, хотя, возможно, что с данным заданием они справились бы гораздо быстрее и качественнее.
Общаться без «ярлыков» с людьми становится значительно интереснее и продуктивнее, ведь не бывает абсолютно одинаковых людей, а поэтому и не бывает абсолютно одинаковых ролей. Это обучение заключается в контроле за собственной речью. Дети все повторяют за окружающими их людьми.
Старайтесь, чтобы ваше общение с ребенком было таким же, как и со взрослым человеком. Общаясь с родителями, дети должны научиться жить, умея аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Позволяйте им проявлять инициативу.
Не перебивайте, несмотря на абсурдность высказывания. Выслушайте его до конца, аккуратно и обстоятельно объясните неправоту ребенку. Учите его отстаивать свою точку зрения.
Не нужно объяснять причину этих переживаний. Обучение детей Воспитывая ребенка, не забудьте научить его правильному умению слушать и уважать собеседника. Это обучение заключается в контроле за собственной речью. Дети все повторяют за окружающими их людьми. Старайтесь, чтобы ваше общение с ребенком было таким же, как и со взрослым человеком. Общаясь с родителями, дети должны научиться жить, умея аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Позволяйте им проявлять инициативу. Не перебивайте, несмотря на абсурдность высказывания. Выслушайте его до конца, аккуратно и обстоятельно объясните неправоту ребенку. Учите его отстаивать свою точку зрения.
Конструктивное общение с детьми Для того чтобы найти общий язык с подрастающим поколением, используйте следующие правила: Установите четкие границы дозволенного. Постоянно о них напоминайте. Нельзя позволять им обсуждать их. Это приведет к манипулированию родителями. Границы должны соответствовать возрасту и интересам ребенка. Меняйте правила со взрослением ребенка. Выражайте похвалу за любые достижения и успехи. Это укрепляет веру в себя и стимулирует личностное развитие, а также дальнейшие достижения. Правила и ограничения должны соблюдать все люди, принимающие участие в процессе воспитания ребенка. Если это не соблюдается, то ребенку трудно их воспринимать и соблюдать.
Наказание должно быть аргументированным и соответствовать провинности. Заключение Чтобы избежать многих проблем и недопонимания в современном мире, каждый человек должен знать и использовать правила конструктивного диалога, а также уметь контролировать свое поведение. Эти знания и опыт помогут избежать многих конфликтных ситуаций. Задумайтесь, обладаете ли вы такими навыками. После изучения основ конструктивного диалога в вашей жизни значительно проще станут отношения в семье, дружеском коллективе, а также на работе. Статья написана при поддержке Эксперта сайта Марианны Пияновой - Магистр психологии. Кризисный психолог. Опыт работы с 2011 года. Годфруа, Ж. Что такое психология.
Зимняя, И. Педагогическая психология: учеб. Дыгун, М. Задать вопрос Задайте свой вопрос психологу Популярные статьи.
Просто он не владеет теми знаниями, о которых вы сейчас читаете. Поэтому необходимо полностью исключить такие фразы, как: «ты получаешь удовольствие, когда меня унижаешь», «тебе всегда хочется быть на высоте» и т.
Не даем оценку поступку. В конструктивном диалоге оценку своего поступка может вынести только сам партнер, но ни как не мы, так как мы доподлинно не знаем мотива, почему он так поступил. Если мы хотим узнать мотив, то обязательно необходимо воспользоваться правилами «проверяем, а не утверждаем» и «уточняем». Не отрицаем способности партнера. Если мы хотим найти решение проблемы, то необходимо воздержаться от отрицания способности партнера к изменению. Часто именно наше неверие в то, что партнер может измениться и не позволяет этого ему сделать.
Исключаем такие фразы: «Ты не понимаешь ситуации», «ты не способен выслушать» и т. Не требуем мгновенного изменения. Если мы хотим, чтобы партнер изменил свое поведение, то ни в коем случае нельзя требовать мгновенного изменения, чтобы не вызвать сопротивления или желания защититься у партнера защитить свою позицию. Зарисовка из курса «Развитие осознанного внимания»: После того, как я вспылила, позволила себе на тот момент не разбирать ситуацию, а просто замолчать, чтобы успокоиться. В итоге я поняла, что пока его нужно просить, чтобы он что-либо сделал… Но на перспективу есть возможность, что при наработке определенных навыков и традиций, он сможет сам чего-нибудь готовить, не боясь, что сделает что-то «не так». Итог сейчас мне не нравится, но устраивает больше, чем ссора, когда каждый остается при своем мнении и ничего с точки не сдвигается».
Резюмируем: Если партнер вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, ему необходимо об этом сообщить, прибегая к тем правилам, которые мы сегодня рассмотрели, ясно представляя, что вы хотите получить в итоге. Можно к разговору подготовиться заранее, записав его и проверив, нет ли нарушения правил. При необходимости исправить и прочитать вслух то, что получилось, предполагая, что это обращаются к вам. Если текст не вызовет у вас отрицательных эмоций и вы, читая его, будете четко понимать, что хочет автор в данном случае вы сами , то вы хорошо подготовились к диалогу. Приступая к разговору, держите в голове цель — что вы хотите получить в итоге. Тогда вы не допустите ошибок в разговоре и не собьетесь с нужного курса.
Напоминаю, что наша задача сказать о своих чувствах, о том, что мы задеты и хотим, чтобы партнер изменил свое поведение тем способом, который устроит вас обоих. Примерная схема для разговора: обозначаете поведение партнера, на которое возникли у вас эти переживания информируете о том, что можно в этой ситуации изменить. Умение доносить свое состояние до партнера — это только один из навыков, которые вы приобретете, участвуя в дистанционном курсе «Развитие осознанного внимания». Мы все знаем «как нужно» и «как правильно». Но ваши знания являются вашим навыком? Я практик и знаю, что теория без практического применения ничего не стоит.
В разработанном мной курсе «Развитие осознанного внимания» через понимание себя, вы выйдете на другой, удовлетворяющий вас уровень жизни. Я вам дам инструменты, мы вместе с вами их отработаем, и вы станете специалистом по эффективному взаимодействию. Причем отрабатывать мы будем на ваших конкретных жизненных ситуациях для получения удовлетворяющего вас результата. После завершения курса в вашем распоряжении будут не только инструменты, но и навык и опыт эффективного взаимодействия, который вы приобретете на курсе. У вас будет поддержка от участников закрытого форума центра «Осознанное внимание». Что дает вам гарантию строить свою жизнь так, как вы пожелаете, так как вы уже будете знать, что вы хотите и что для этого необходимо делать.
И это самые лучшие инвестиции в себя и в свое будущее! Прямо сейчас отправляй заявку на участие на адрес Начало курса 1 октября. Информация о курсе. Обычная беседа направлена на обмен информацией и эмоций. Конструктивный диалог направлен на упорядочение мысли и формирование мировоззрения. Главная цель - достижение понимания собеседников.
Итогом такого диалога является формирование чувства конструктивного осознания и единой точки зрения между участниками разговора. Слышать Умение слышать, а не просто слушать, является главным правилом ведения конструктивного диалога. Даже если вы считаете, что досконально знаете этот вопрос. Потому что идея и суть мысли могут значительно отличаться от вашего видения проблемы. А перебивание собеседника из-за желания дать быстрый ответ приводит к тому, что человек замыкается в себе и уже не хочет продолжать диалог. Даже после того, как убедились, что мысли собеседника вам знакомы, необходимо ознакомиться с видением его картины происходящего.
Узнать все нюансы и прийти к единому мнению. И только после этого можно давать готовые ответы. Умение слышать собеседника — это первый шаг на пути к взаимопониманию. Говорить «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов за это умение платить больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире» - так говорил Джон Рокфеллер. Правильное общение - это умение говорить нужные слова в нужное время.
И чем выше занимаемая должность человека в бизнесе, тем дороже его время, потраченное на каждое конкретное слово. Руководитель должен: направлять действия подчиненных для достижения намеченных целей; правильно выражать свои мысли и идеи; обосновывать свое видение в различных обстоятельствах. Для достижения своих целей необходимо выражать мысли конструктивно. Они должны вызывать необходимые вам эмоции и убеждения. Человек, занимающий руководящую должность, должен уметь воздействовать словами на подчиненных. Это необходимо для успешного бизнеса.
Убеждать Конструктивное общение помогает развитию осознанного понимания необходимости действий для достижения результата. Для этого нужно сформировать у него ваше видение ситуации. Человек должен прийти к выводу, что сделать нужно так, как вы от него хотите. Первый этап убеждения — вытеснение. Оно заключается в опровержении аргументов вашего оппонента, доказательстве несостоятельности его убеждений. После опровержения необходимо внести в его сознание свои аргументы.
Это называется замещение. Схема убеждения: доказательство несостоятельности идей собеседника, путем демонстрации отрицательных качеств; демонстрация положительных черт вашей идеи. В противном случае собеседник может согласиться с вашими аргументами, но поступить согласно своему видению. Принципы речевого общения Для того чтобы общение не было бессмысленным и пустым, необходимо знать правила и принципы общения. К ним относятся: количество, качество, отношение и способ. Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется.
Высказывание должно быть правдивым, с достаточным количеством обоснований. Не отклоняйтесь на другие темы. Выражайте свои мысли ясно, избегайте неоднозначности, будьте краткими и организованными. К правилам речевого оборота можно отнести также принцип коммуникации. К этому принципу относятся: такт, великодушие, одобрение, скромность, согласие и симпатия. Такт Такт относится к границам личных сфер.
Необходимо соблюдать дистанцию между собеседниками. Не стоит говорить о цели разговора, если оппонент ее не озвучил, а также избегайте тем о личной жизни и вкусах. Великодушие Старайтесь формулировать свои предложения, избегая вынужденного принуждения. Оппонент должен иметь возможность отказаться от него. Одобрение Взгляды людей, ведущих диалог, должны совпадать, быть позитивными в отношении. Различное видение значительно затрудняет достижение собственных целей.
Трагедия заключается в том, что жертва глубоко укоренила установку на беспомощность и неспособность изменить обстановку. Возникновение таких установок можно объяснить тем, что жертвы учатся быть жертвами у других жертв. Родители, авторитарные фигуры, учителя и социальные системы запугивают людей, заставляя их принять роль жертвы. В некоторых случаях избыточно осторожные привычки постепенно приводят людей к роли жертвы, так как они отказываются менять свою ситуацию или себя, хотя при правильном подходе они могли бы сравнительно легко добиться позитивных изменений. Купить рекламу Отключить Однако стратегия поведения «Черепахи» может быть разумным шагом, если конфликт не затрагивает непосредственные интересы человека или его участие в конфликте не отражается на его развитии.
Такой шаг может также привлечь внимание к запущенной проблеме. С другой стороны, такое поведение может подтолкнуть противника к повышению требований или отказу от участия в совместном поиске решений, а также может привести к увеличению проблемы. Часто избегание конфликта используется как сознательное или бессознательное наказание, направленное на изменение отношения другой стороны к конфликту. Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что истинные причины конфликта остаются нераскрытыми, и конфликт переходит на более глубокий и сложный уровень. Неразрешенный конфликт представляет опасность, так как оказывает влияние на подсознание и может проявиться в нарастающем сопротивлении в различных областях, вплоть до заболеваний.
Тактические действия «Черепахи» включают: отказ от участия в диалоге с применением тактики демонстративного ухода; избегание использования силовых методов; игнорирование информации, предоставленной противником, недоверие к фактам и их непринятие; отрицание серьезности и остроты конфликта; систематическое затягивание процесса принятия решений, постоянное опоздание из-за страха сделать ответный шаг. Это приводит к упущению возможностей. Характеристики личности, связанные с такой стратегией, включают: застенчивость в общении с людьми; нетерпимость к критике, воспринимаемой как личная атака; нерешительность в критических ситуациях, принятие позиции «Авось обойдется»; неумение предотвращать хаос и бесполезность во время беседы. Компромисс — "лиса" Компромисс — это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Плюсы и минусы такой стратегии состоят в том, что при компромиссе учитываются интересы всех сторон, и такое решение можно считать справедливым.
Однако стоит помнить, что в большинстве случаев компромисс является лишь промежуточным этапом разрешения конфликта перед поиском решения, которое устроило бы обе стороны полностью. Для данной стратегии характерно поведение, напоминающее лису, которое сочетает осторожность и хитрость. Этот тип поведения отличается сбалансированностью, взвешенностью и осторожностью. Личные связи и взаимоотношения имеют одинаковую значимость для данной стратегии. Однако слабым местом "Лисы" в конфликте с "Акулой" является ее стремление нормализовать отношения в любом случае.
Стратегия компромисса не требует анализа большого объема информации, и "Лиса» склонна обмениваться мнениями, но чувствует себя неуверенно, так как ее поведение зависит от уступок со стороны противника. Для достижения компромисса необходимы определенные навыки ведения переговоров, чтобы каждая сторона смогла получить что-то важное для нее. В таком решении проблемы предполагается, что какая-то конечная величина будет разделена, и в процессе раздела не удовлетворятся полностью потребности всех участников. Тем не менее, равномерное распределение часто воспринимается как самое справедливое решение, и если стороны не могут увеличить объем дележа, то равное использование имеющихся благ уже является достижением. Однако недостатком стратегии компромисса является возможность одной стороны увеличить свои претензии, чтобы потом показаться щедрой, или сдать свои позиции намного раньше другой стороны.
В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их потребностям. Если компромисс достигается без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может оказаться не самым оптимальным способом разрешения конфликта. Тактические действия «Лисы» включают: торговлю и предпочтение людей, которые умеют торговаться; использование обмана и лести для подчеркивания не слишком выявленных качеств у противника; стремление к равному дележу и принципу «Всем сестрам — по серьгам». Качества личности, характерные для «Лисы», включают: предельную осторожность при выражении оценок, критики и обвинений, совмещенную с открытостью. Эти качества являются неотъемлемой частью высокой культуры личности; осторожное отношение к критическим оценкам со стороны других людей; предпочтение мягких формулировок и красивых слов; желание убедить людей выражать свои мысли более мягко и неявно.
Сотрудничество — "сова" При выборе данной стратегии участник стремится разрешить конфликт таким образом, чтобы все стороны выиграли. Он не только учитывает позицию другого участника, но и стремится достичь такого решения, которое удовлетворит и противоположную сторону. Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти решение, устраивающее все стороны, является необходимым в долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания и доверия, что делает отношения более прочными и стабильными. Если спорный вопрос важен для обеих сторон, такой подход к разрешению конфликта можно считать наиболее конструктивным.
Однако следует отметить, что во многих ситуациях поиск решения, устраивающего обе стороны, может быть сложным, особенно если другая сторона не заинтересована в сотрудничестве. В таких случаях процесс разрешения конфликта может быть длительным и трудным. Этой стратегии поведения в конфликте можно назвать «Совой", как символ птицы, издревле ассоциированной с мудростью и здравым смыслом. Она ожидает взаимного сотрудничества от противника.