Тверское восстание 1327 года (русское: Тверское восстание) было первым крупным восстанием жителей Владимира против Золотой Орды. В 1327 г. произошло большое антиордынское восстание в Твери, куда пришел с отрядом ордынской конницы «посол силен зело царевичь Щелкан Дюдепевичь изо Орды, от царя Азбяка». Год семьи в России. Восстанию в Твери против ханского баскака Чол-хана (Шевкала, Щелкана) посвящены «Повесть о Шевкале» и песня «О Щелкане Дудентьевиче».
ЛЕТОПИСЬ О ВОССТАНИИ В ТВЕРИ
- Антиордынское восстание в твери, подавленное московским князем иваном калитой
- Первая попытка: как Тверь попыталась сбросить иго Золотой Орды
- Восстание в твери против щелкана
- Антиордынское восстание в Твери, подавленное московским князем Иваном Калитой
- 14 в. 1327 г.
14 в. 1327 г.
Разгром повстанцев и последствия 7 великих просветителей Европы Ханская месть Причины и повод Предпосылки. В 1327 году, двоюродный брат хана узбека, по имени Челхан (Щелкан) пришел в Тверь с войском, выгнал князя из его терема, где поселился сам, а в округе творил разбой и насилие. 15 августа 1327 года состоялось первое крупное антиордынское восстание в Твери. Летом 1327 года из Орды в Тверь прибыл посол Чолхан (Щелкан, Шевкал). Восстание в Твери против Ордынцев. Восстание в Твери против Щелкана. В Твери вспыхнуло восстание против насилий чинимых Чолханом (на Руси его называли Щелканом).
За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому
Спустя ещё четыре года внук Александра Невского добился ярлыка на Владимирское великое княжество и был объявлен великим князем Всея Руси. Благодаря дипломатическим способностям князя Московского его земли не страдали от ордынских вторжений, а рачительность в финансовых делах укрепила казну княжества. Это качество и послужило прозвищу Ивана Даниловича: «Калита» означало кошель или сумку. Во время правления Ивана Калиты Москва заметно выросла, Кремль обнесли частоколом из дуба, построили Успенский и Архангельский соборы.
От этого удара Тверское княжество не смогло оправиться больше никогда. За свою преданность Москва получила право сбора дани на Руси. Монголы въезжают в православный храм во время службы.
Когда реки стали, татарское войско, включавшее до 50 тысяч воинов, двинулось на Русь. Татары повоевали города Тверского княжества — Кашин и Тверь: "И людей множество Погубиша, и иныа в плен поведоша, а Тверь и все гради огнем пожгоша". Дошедшие до нас летописи, прошедшие через руки московских летописцев, пытавшихся скрасить разорение Твери и участие в этом Московского войска, не дают ни картины карательной экспедиции, ни даже точных сроков падения Кашина и Твери.
До сих пор Тверь хранит на себе следы страшной Федорчуковой рати: здесь нет даже остатков средневековых защитных сооружений, нет ни одной церкви старше XVI века.
Беззаконный же, проклятый и всего зла зачинщик Шевкал, разоритель христиан, открыл скверные свои уста и начал говорить, учимый диаволом: «Господин царь, если велишь мне, пойду на Русь и разорю христианство, а князей их убью, а княгинь и детей к тебе приведу». И велел ему царь так и сделать. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание. Народ же, все время оскорбляемый гордыней поганых, много раз жаловался великому князю, прося у него защиты; он же, видя озлобление людей своих и не в силах их защитить, велел им терпеть. Тверичи же не хотели терпеть и искали удобного времени. И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские!
Не выдайте! Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 1326 г. Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю хану Узбеку «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение.
Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании. Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи. Повести о Шевкале. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их.
685 лет назад в Твери произошло одно из самых крупных на Руси восстаний против татар
Однако Щелкан не воздал послам "старой, богатой Твери" должного почёта, "зачванился он, загорденился, и оне (т. е. те же Борисовичи. Читайте в нашей статье на почему произошло антиордынское восстание против Чолхана в Твери, кто был зачинщиком мятежа, итоги бунт. Ярлык на Костромское княжение и титул князя Новгородского стали наградой от хана Узбека для Ивана I Даниловича за то, что он помог ордынцам подавить восстание против татар в Твери. Восстание в Твери против баскака Чолхана (Щелкана) – когда и как произошло кратко. О них может говорить, например, такой факт: в тверских селах Троице-Сергиева монастыря обрабатывалась лишь одна шестьдесят седьмая часть пашни, пахавшейся накануне Смуты. Иван Калита (1325-1340). Тверское восстание 1327 года: значение. Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре.
За подавление тверского восстания Иван Калита получил от хана Узбека Новгород и Кострому
Миниатюра из Лицевого летописного свода. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история. Книга 7. Непосредственным сигналом к началу восстания послужила попытка ордынцев 15 августа отобрать на торгу кобылицу у дьякона Дудко.
Мог ли князь поддерживать народ? Вряд ли. Он понимал, что это конец его великокняжеской власти и угроза для мирных людей. А мог ли остановить? Наверное мог, князя бы послушались. Вот только совесть и гордость князя из Тверского дома не позволила: сколько можно терпеть и выю гнуть?!
Последствия А они были. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо. Иван Калита поспешил в Орду, предложив хану Узбеку помощь в наказании непокорной Твери. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову. А великокняжеский ярлык достался Ивану Калите.
Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте! Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ.
И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю - пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове. Библиотека литературы Древней Руси. Том 6. А немного он судьею сидел: И вдовы-та безчестити, Красны девицы позорити, Надо всеми наругатися, Над домами насмехатися. Сборник Кирши Данилова. Древние Российские стихотворения собранные Киршею Даниловым.
Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного. Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем.
Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских. Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов.
Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы.
Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды
Одновременно были перебиты все татары, проживавшие в Твери. Эти события были использованы московским князем Иваном I Калитой для устранения своего соперника тверского князя Александра Михайловича. По поручению ордынского хана Иван Калита возглавил карательную операцию, которая жестоко расправилась с тверичанами. Под влиянием нараставшего на Руси освободительного движения золотоордынские ханы отказались от сбора дани откупщиками и баскаками.
В русских летописях его чаще всего называют Щелканом. Новый наместник разместился в княжеских палатах. Его люди вели себя нагло, занимались грабежом и избиением местного населения. В городе стали говорить, что Щелкан стремится устранить тверского князя, а самостоятельно править городом. Горожане боялись, чтобы их не принуждали к принятию ислама. Безоговорочным толчком для начала восстания стало столкновение татар с дьяконом Дудко, произошедшее 15 августа 1327. В летописях сказано, что он пошел напоить своего коня на Волгу. Там его подстерег одним из окружения Щелкана, захотевший отобрать у дьякона кобылицу.
Дудко позвал на помощь горожан, находившихся поблизости. Стычка дошла до кровопролития. Тверское владение в первой половине XIV века занимало территорию меньшую, чем в настоящее время. Однако там все было густо заселено, благодаря проходящим по нему торговым путям верхней Волги. В 1317 году возле Бортенево местный князь Михаил одержал победу в сражении с московским князем Юрием. Ход событий Жители города хотели удержать правление князя Александра. Целью Тверского антиордынского восстания было освободить город от монголо-татарских поработителей. События развивались достаточно стремительно.
Участники и руководители восстания В Твери стали бунтовать почти все жители города и близлежащих деревень независимо от сословия. На противостояние действительно вышел народ. Чолхан Щелкан До сих пор существуют сомнения по поводу того, кто возглавил это событие: В первой версии указывают князя Александра Михайловича. В некоторых источниках говорится, что он лично руководил поджогом Щелкана в княжеских хоромах. В других летописях указано стихийное возникновение восстания. Многие историки склоняются к тому, что события настолько накалились, что руководители не нужны были. Народ, таким образом, выразил свой гнев и недовольство. Вряд ли он подталкивал людей к бунту.
Главные участники в Твери были простые люди. Александр Михайлович симпатизировал повстанцам. После первого победного столкновения с ордынцами он позвал на помощь других русских князей. Только больше никто не захотел участвовать в этих событиях.
Таково было начало восстания, которое имело значительные исторические последствия. Ход событий Надо отметить тот факт, что между Москвой и Тверью длительное время существовало соперничество за власть. Золотая Орда использовала в своих политических целях вражду между князьями, постоянно обостряя их противостояние.
Узнав о погроме татар в Твери, московский князь Иван Калита не мог не воспользоваться ситуацией и отправился в Золоту Орду. Жители Твери выступали против родственника Хана Чолхана и его отряда. Калита же предлагал свою помощь Орде в борьбе против Твери. Хан Узбек поверил московскому князю и выделил войско общей численностью пятьдесят тысяч воинов. Подавление восстания Подавление антиордынского восстания в Твери Иваном Калитой осуществлялось совместно с московским войском, воинами Орды и войском суздальского князя Александра Васильевича, поддержавшего московского князя. В истории такое объединение получило название Федорчукова рать. Возглавил ее татарин Федорчук.
В ходе столкновения были сожжены города и деревни по всей территории Тверского княжества. Александр Михайлович был вынужден бежать из города. Князь остановился сначала в Великом Новгороде, затем бежал дальше в Псков. А в 1329 году отправился в Княжество Литовское, где пробыл 1. Митрополит Феогност принял решение об отлучении от церкви Александра Михайловича и всех псковичей.
Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам.
Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах. Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.
Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.)
Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстания из-за злоупотреблений ордынского сборщика податей, что вызвало очередной ордынский карательный поход. Антиордынское восстание в Твери 1327 года. 15 августа 1327 года в Твери вспыхнуло одно из крупнейших восстаний против золотоордынского ига. Бунт Твери против Орды. Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. Восстание в Твери 1327 года – первое крупное на русских землях восстание против Золотой Орды. Восстание против Щелкана в Твери, 1327 год.
Тверское восстание 1327
Повести о Шевкале — летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу. Бунт Твери против Орды. Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. Повести о Шевкале — летописная повесть и другие повествования о восстании в Твери против ханского наместника Шевкала (Щелкана, Чол-хана) в 1327 г. Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.). Реальная основа-восстание жителей Твери против ордынского наместника Шевкала 15 авг. 1327 (см. Восстание в Твери 1327).
Что, если бы не было Тверского восстания
Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.
Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича.
История государства Российского. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии.
Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.
Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар. Соловьев С. История России с древнейших времен: В 15 кн.
Источниковедческие исследования этих памятников показали, что в них наличествуют поздние наслоения. Ранние достоверные свидетельства о восстании содержат Новгородская первая летопись старшего извода и вторая часть «тверской» версии, дошедшая в составе Рогожского летописца и Тверского сборника. Сопоставление даты восстания 15 августа 1327 г. Что касается характера восстания, то, согласно тверской версии, оно носило стихийный характер, будучи ответом на чинившиеся татарами притеснения, а по новгородской - инициатива избиения татар исходила от великого князя.
Последнее может быть интерпретацией новгородского летописца - современника событий, сделанной в начале 30-х годов XIV в. Иван Калита, узнав о случившемся, отправился в Орду. Александр Михайлович бежал в Новгород; новгородцы его не приняли, и бывший великий князь отправился в Псков. В 1329 г.
Там же 5. Черепнин Л. Автор более 400 научных работ по истории России средних веков, источниковедению, историографии, вспомогательным историческим дисциплинам. С 474. А на Русь вышел сильный посол от царя, по имени Ахмыл, за Юрием князем, а с ним князь Иван Данилович. И по низовским городам много зла сделали христианам. А князь Юрий от Выборга пошел в низовские земли, и был в Урдоме, и напал на него князь Александр Михайлович, бояр его взял, а сам Юрий укрылся в Пскове. В ту же осень сел князь Дмитрий Михаилевич на великое княжение». Тверская летопись.
Карамзин Н. Там же. С 308. Троицкая летопись. То, что эту тему не затронули ни режиссеры, ни литераторы, легко объяснимо — уж больно невыигрышно выглядят в ней московские князья. Никоновская летопись. Нам неизвестно гневался ли Узбек на тверских князей о чем повествует легшая в основу официальной имперской историографии Никоновская летопись1 или нет, а также о силе его гнева, зато известно, что после казни Дмитрия хан оставил ярлык на великое княжение в Твери, выдав его другому сыну Михаила — Александру2. Что же касается брата Юрия Ивана, вошедшего в историю под прозвищем Калита3, то пока он был вынужден довольствоваться расширившим свои границы Московским уделом. Впрочем, шанс удовлетворить свои великокняжеские амбиции представился Ивану очень скоро.
Продолжая разговор о Его Величестве Случае, надо признать, что в целом Госпожа Удача благоволила московским князьям и, вероятно, сыграла решающую роль в их превращении во всероссийских самодержцев. Автор говорит об этом, отнюдь не отказываясь от своего позитивистского взгляда на историю — когда силы сторон примерно равны решающую роль может сыграть «даже отсутствие в кузнице гвоздя». Что уж говорить о «молодой и очень тучной кобылице», принадлежавшей тверскому дьякону Дудко, попытка увести которую стоила «конокрадам» из ордынского посольства, да и всему посольству во главе с двоюродным братом Узбека Щелканом Шевкалом, Чолханом , жизни. Впрочем, очень быстро и тверичане, и их князь пожалели об этой стихийной вспышке «народного гнева»4. Тверская летопись говорит о том, что бунт был стихийным, а согласно Новгородской первой инициатором избиения татар был Александр5, но в глазах монголов, применявших в подобных случаях принцип коллективной ответственности, — это не имело никакого значения. Посольство Щелкана было уничтожено 15 августа, а уже осенью к Твери направилось большое ордынское войско, в составе которого были московские и суздальские дружины — для удержания контроля над русскими землями мятежное княжество необходимо было образцово-показательно наказать. Роль Калиты в последующих событиях неясна. По одним сведениям он сам отправился в Орду и возглавил монгольское войско, по другим — был вызван ханом, который приказал ему присоединиться к карательному походу. Однако в любом случае его поведение выглядят весьма неприглядно, правда, лишь в глазах современных читателей.
Что же касается «правил игры» того времени, то Иван, равно как и другие князья, принявшие участие в походе на Тверь, ни на йоту не отступил от них, присоединившись к своему сюзерену. Подобную историческую коллизию мы уже рассматривали в первой книге нашего исследования, рассказывая о Неврюевой рати6 и сделанные выводы вполне применимы для событий случившихся ровно 75 лет спустя7. И Александр Невский, и его внук не командовали монгольскими войсками. Равно, как не были они предателями, а действовали лишь в рамках феодальной парадигмы своего времени. Любопытно, что Тверская летопись вообще умалчивает о каком-либо участии Калиты и других русских князей в карательном походе: «... Беззаконный царь зимой послал войско на Русскую землю, воеводу Федорчука и пять темников. И множество людей погубили, иных в плен повели, а Тверь и все города огнем пожгли»8, но куда большее недоумение вызывает фраза «Бог Своею милостью защитил благоверного великого князя Ивана Даниловича, его город Москву и всю его отчину от иноплеменников, поганых татар»9. В отличие от событий десятилетней давности теперь на Тверь шло походом не сравнительно небольшое московско-суздальское войско, в составе которого находилось не более тысячи всадников Кавдыгая, а главные силы Золотой Орды, усиленные все теми же московско-суздальскими дружинами. Шансов устоять против такой армии не было, поэтому Александр благоразумно бежал вместе с женой в Псков.
Разорив мятежное княжество, Узбек, вероятно, усомнившись в лояльности как московских, так и тверских Рюриковичей, предпочел разделить Великое Владимирское княжество между участниками карательного похода. Александр Суздальский10 получил Владимир возможно, вместе с номинальным великим княжением, хотя все летописи именуют великим князем Ивана11 и Поволжье, а Калита — Новгород Великий и Кострому. Тверь же в полном соответствии с правилом «разделяй и властвуй» была оставлена за старой династией — ярлык на княжение получил младший брат Александра Михайловича Константин. Переформатировав «Залесскую Орду», Узбек отдал приказ найти и доставить к нему бывшего тверского князя.
Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд.
Наиболее обширная Повесть читается в Летописце Рогожском и Летописи Тверской, содержащих за 1285—1375 гг. XIV в. Повесть помещена здесь под 6834 1326 г. Первая часть Повести повествует о «диавольских» советах «безбожных татар» и «беззаконного Шевкала» татарскому царю хану Узбеку «разорить христианство» и погубить великого князя Александра Михайловича Владимирского и Тверского. Послушавшись этого злого совета, царь отправляет Шевкала в Тверь, где татарский наместник прогоняет «князя великого со двора его», сам поселяется на великокняжеском дворе и воздвигает «гонение велико на христианы насилством, и граблением, и битием, и поруганием». Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть.
Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании. Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи. Повести о Шевкале. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними».
Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть.
Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени. И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте! Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ.
И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю - пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню.
Московская дружина, усиленная татарской конницей, выдвинулась для подавления тверского восстания. К войску присоединились силы суздальского князя Александра Васильевича.
Действовали решительно и жестоко. Объединенное русско-монгольское войско мечом и огнем прошло по тверским городам и весям. Была разрушена и сожжена столица. Так кто же подавил первое восстание против монголо-татарских захватчиков в Твери? Народное возмущение было жестко подавлено князем московским Иваном Даниловичем, князем суздальским Александром Васильевичем и пятидесятитысячным войском хана Узбека под командованием воеводы Федорчука.
Бегство князя Александр Тверской спешно покинул разоренное княжество. Великий Новгород не принял беглого князя, а от преследовавшей его федорчуковой рати он откупился двумя тысячами гривен. Пристанище нашлось в новгородском пригороде — Пскове. Преследователи подошли вплотную к городу и потребовали выдачи беглеца, митрополит Феогност отлучил Александра и всех псковичей от церкви. Князь предпочел не подвергать приютивший его город опасности и перебрался в Литву.
Тверской стол взял его брат Константин Кашинский, признавший главенство Москвы и подчинившийся воле Ивана Калиты. Обратите внимание! Всего Александр провел в изгнании почти 10 лет. Итоги и последствия восстания в Твери Несмотря на спонтанность и скоротечность бунта, итоги тверского восстания 1327 года имели далеко идущие последствия. Когда была создана и что это такое опричнина : причины и последствия Итоги народного восстания Итог тверского восстания, вспыхнувшего летом 1327 года, для Великого Тверского княжества, долгие четверть века претендовавшего на роль объединителя русских земель, разрушителен: уничтожены и разорены города и села; множество жителей убиты или взяты в рабство, земля обезлюдела; княжение перешло к менее амбициозным Константину и Василию Кашинским; влияние Твери на русские княжества утрачено; великокняжеский ярлык из рук Узбека получает князь Иван Калита, а затем его потомки.
С другой стороны, после восстания ордынские ханы оценили опасность крепнущего сопротивления и собственные риски. С этого времени баскаки прекратили набеги с целью собрать непосильную для населения дань. Тот, кто подавил бунт — Иван Калита — получил право собирать подать, доставлять ее в Орду.
Восстание в Твери в 1327 г.
Восстание в Твери против Ордынцев. Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды. Народное восстание в Твери вспыхнуло из-за недовольства населения монгольским засильем, подавлено войсками хана и московского князя. Восстанию в Твери против ханского баскака Чол-хана (Шевкала, Щелкана) посвящены «Повесть о Шевкале» и песня «О Щелкане Дудентьевиче». Народное восстание против татар в Твери.
Тверское восстание 1327 года
- Антиордынское Тверское восстание
- Восстание в твери против щелкана
- Причины антиордынского восстания в Твери
- Антиордынское восстание в Твери против Чолхана - дата, причины
Туралыкова рать: как Золотая Орда подавила восстание в Твери в 1327 году
В 1321 году в Кашине, уделе тверского князя, ордынцы собирали дань, но не смогли выбить все. Пожаловались великому князю. Юрий решил, что удачный повод, чтобы окоротить соперника. Собрал войско и выступил на Тверь. Дмитрий Звериные Очи вывел навстречу рать. Войска снова стали друг против друга на берегах Волги. Обошлось без битвы. Юрий не хотел сражения, это была демонстрация. Дмитрий опасался первый вступить в бой, москвичи выполняли ордынскую волю. Было заключено соглашение. Тверь признала власть Юрия Даниловича и выплатила ордынский долг — 2 тыс.
Юрий Московский, вместо того, чтобы сразу отвезти тверскую дань в Золотую Орду, отвёз её к брату в Великий Новгород и через купцов пустил её в оборот, планируя получить дополнительную прибыль. Это был ещё одни шаг, который разгневал ордынского хана. К тому же в самой Орде потерпела поражение промосковская партия в лице Кавдыгая. У покровителя Юрия Кавдыгая были сильные противники, которые его «подсидели». Узбеку напели, что Кавдыгай и Юрий оклеветали покойного тверского князя. Узбек приказал арестовать Кавдыгая, тот попал под следствие, а затем казнен. В эту борьбу ордынских группировок затянуло и Юрия. С помощью тверских бояр на Юрия был подготовлен донос. Его обвинили в том, что тот недоплачивает дань, прикарманивает часть для себя. Поверил Узбек или нет, сказать нельзя.
Но он уже был недоволен Юрием. Хотел сделать ставку на Дмитрия. Донос позволял законно убрать ненужную фигуру. В конце 1321 года Узбек направил на Русь рать «лютого посла» Ахмыла. Тот пограбил Нижний Новгород, Ярославль за долги вообще сожгли, а его жителей продали в рабство. Ростов смог откупиться богатыми дарами. Ахмыл передал Юрию повеление царя — немедленно явиться в Орду, великое княжение передать тверскому князю, а Москву — брату Ивану. Калита в это время вернулся домой и предупредил брата, что дела хуже не придумаешь. Юрий дураком не был. Сам класть голову на плаху не стал.
Чтобы не выглядеть мятежником, почтительно написал хану, что он, конечно же, скоро приедет, но на западной границе ситуация обострилась, необходимо решить проблему, одновременно собрать дать с новгородцев. Юрий хорошо знал ордынскую политику. Надо было потянуть время, глядишь ситуация переменится. Узбек остынет. Дмитрий чем-нибудь провинится. Поэтому Юрий направился в Великий Новгород. Там он в 1322 году с новгородцами ходил на шведов, осаждал Выборг. Взять хорошо укреплённую крепость не смогли ни осадой, ни штурмом, но шведов перебили много, разорили окрестности, взяли богатую добычу. Юрий решил, что можно ехать в Орду. Однако князя и новгородский караван по пути перехватил брат тверского князя Александр.
Тверская засада внезапно напала на караван, захватила богатую добычу. Юрий с небольшим отрядом смог уйти и вернулся в Новгород. Год был весьма активным для Юрия. Он предотвратил войну между Псковом и Новгородом. В 1323 году Юрий, ожидая ответного удара шведов, основал в истоке Невы крепость Орешек. В этом же году Юрий с новгородцами заключили со шведами соглашение о «вечном мире». В 1324 году Юрий повёл новгородцев на устюжан. Те претендовали на богатые мехами и серебром земли на новгородцев на Севере и смогли перехватить новгородских сборщиков дани. Богатая добыча из Югорской земли попала в Великий Устюг. Город Юрий смог взять внезапным ударом.
Устюжан заставили возместить убытки и признать, что северные области и Приуралье принадлежат не Устюгу, а Новгороду. Юрий получил солидную долю и снова двинулся в Орду, теперь обходным путём, через Каму. Надо отметить, что расчёты Юрия Даниловича на политические перемены в Орде в полной мере оправдались. Дмитрий Грозные Очи не смог поправить ситуацию со сбором дани. Да и его брак с литовкой политических выгод не принёс. Гедимин вёл активное наступление на русские земли. В 1323 году правители Галицко-Волынского княжества Андрей и Лев Юрьевичи в битве под Владимиром-Волынским потерпели поражение от Гедимина и погибли по другой версии, в битве с татарами. Поляки засуетились, прибирая русские земли. После смерти Андрея и Льва, трон формально занял Владимир Львович - единственный сын Льва Юрьевича, последний представитель династии Рюриковичей на галицко-волынском престоле по мужской линии. Фактически же правили бояре во главе Дмитрием Детьком.
Бояре решили призвать на трон Юрия-Болеслава Тройденовича, сына мазовецкого князя.
Военная — княжеские дружины заставляли участвовать в военных акциях ордынцев, родственников великих князей силой принуждали служить в дневной охране хана. Судебная — высшим считался ханский суд в Золотой Орде. Монголо-татарское иго тяготило русские земли. Оно способствовало отставанию в развитии производительных сил, вело к потере политического суверенитета. Тверское восстание явилось закономерным итогом накопленного недовольства как правящей элиты, так и простого народа всевластием и произволом ордынцев.
Причины и повод Причиной восстания в Твери в 1327 году стал конфликт между местными жителями и ордынским ставленником Щелканом. В сентябре 1326 в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, а ярлык на княжение передан следующему по старшинству брату — князю Александру Михайловичу. Около года он смог править относительно благополучно. Но летом 1327 года в Тверь приехал с огромной свитой двоюродный брат хана Узбека Чол-хан. В русских источниках чаще всего в его отношении используют имя Щелкан, но встречаются и другие варианты: Шевкал, Чолхан, Щелкан Дудентьевич или Дюденевич. Монгольский Хан Щелкан со своими помощниками поселились в княжеском дворце, вели себя вызывающе, грабили и избивали местное население.
По городу распространились слухи, что Щелкан хочет сместить тверского князя, а сам занять его место. Кроме того, местные жители опасались, что их силой начнут переводить в ислам. Непосредственным поводом, то есть «спусковым крючком» к началу восстания стал инцидент с дьяконом Дудко, произошедший 15 августа 1327. Летописи гласят, что он повел поить свою кобылицу на Волгу. Там он был замечен одним из членов свиты Щелкана, который попытался отнять у него лошадь. Дьякон призвал на помощь горожан, между ордынцами и местными жителями произошло первое кровавое столкновение.
Ход восстания В восстании 1327 года обычно выделяют 3 этапа.
Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов.
Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия.
Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься.
Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам.
Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели.