В Великий пост можно употреблять. В целом, сухое молоко в пост можно употреблять в разумных количествах и сочетать с различными постными продуктами, обогащая ими свой рацион и придавая блюдам более насыщенный вкус.
Сухоядение в пост: что можно есть и как правильно готовить блюда
Последние новости. Показать 0 свежих новостей. Молоко можно заменить сухим молоком, сахара – заменителем, а жир – маслом. В большинство дней поста допускается сухоядение (сухая или сырая пища без термообработки) либо горячая еда (с растительным маслом или без). Полный перечень продуктов, которые можно и нельзя есть в период Великого Поста, с 18 марта по 4 мая 2024 года.
Можно ли употреблять сухое молоко во время поста — разбираемся
Что можно и что нельзя есть во время поста? | Μεγάλη Τεσσαρακοστή «Великая Четыредесятница») — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года. |
Можно ли в пост есть хлеб и если можно, то какой? | Аргументы и Факты | Понятно, что вопрос, можно ли употреблять молоко в пост, имеет отрицательный ответ только по тому, что сам этот продукт и причисляется именно к продуктам животного происхождения. |
Можно ли есть в пост горький шоколад с 18 марта по 4 мая 2024 года | Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. |
Кулинарные советы. Чем заменить запрещенные во время поста продукты | В Великий пост можно лакомиться сухофруктами, медом, халвой, орехами, мармеладом, черным шоколадом и постным печеньем. |
Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют?
Однако эти правила подходят не всем людям, в том числе и пожилым. Резкое ограничение в поступлении питательных веществ — стресс для организма. Он может спровоцировать ухудшение состояния, поэтому мучить себя не стоит. Также важно помнить, что рыбу и морепродукты разрешается есть лишь два раза за весь пост — на Благовещение и в Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу к столу можно подать и рыбную икру. Фото: istockphoto.
В период поста эти продукты можно заменить бобовыми нут, чечевица, горох, маш и производными из них, а также семенами и орехами отличным вариантом будут грецкие, чиа и кедровые. Для поддержания уровня белка в организме стоит добавить в рацион гречневую, перловую или пшенную каши или соевые продукты например тофу.
К тому же пища животного происхождения, как более плотная, отягощает человека, а растительные продукты дают намного более легкое состояние. К этому можно добавить еще и то, что отказ от определенной категории продуктов — это хорошая тренировка внутренней выдержки, опыт самоограничения, способ проверить, насколько мы зависимы от такой простой вещи, как еда определенного типа и вкуса. В итоге сформировались традиции, по которым в пост христиане отказываются от всех продуктов животного происхождения. И молоко тоже входит в эту категорию. В том случае, если по медицинским показаниям человеку необходима именно еда животного происхождения, нужно ориентироваться на советы и рекомендации врачей. В этом случае аскезой становится сама диета, ведь человек ест не то, что ему хочется, а то, что ему предписано, и таким образом смиряет и ограничивает себя. Текст подготовлен редакцией журнала «Фома» Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику?
Я тебе даже скажу, что если в составе продукта заменитель молока, например, соевое молоко, то все равно в пост нельзя. Пост — это не замена одного продукта другим, это воздержание. Какой смысл отказаться от мяса, сыра, майонеза и заменить это соевым мясом, соевым сыром, постным майонезом?
Отдельные правила есть для священнослужителей и монахов. Им масло позволяется употреблять только в выходные и в праздничный день в честь стояния Марии Египетской. Изначально масло относилось к запрещенным продуктам. Это было обусловлено тем, что в южных странах, откуда распространялось христианство, практически с каждым приемом пищи употреблялись оливки. Выжатое из них масло в таких условиях уже считалось излишеством. Сейчас в России ситуация противоположная — роскошью считаются свежие оливки, а растительное масло — простой, привычный и доступный продукт. Нельзя Великий Пост — настоящее духовное испытание. Для проверки силы духа верующие отказываются от ряда повседневных удобств, подвергают кардинальному пересмотру образ жизни и собственное меню. Продуктов, попадающих под запрет, достаточно много, но воспринимать Пост только как диету ни в коем случае нельзя. На первом плане должна быть именно духовная составляющая. Мясо и птица В Пост из рациона исключаются любые продукты животного происхождения — в первую очередь, мясо и птица. В любом варианте приготовления это достаточно «тяжелая» пища, а плотно поев, сосредоточиться на духовном и обращении к Богу практически невозможно. Отказ от мяса в любом виде помогает верующим учиться воздержанию, справляться со своими желаниями. Это, безусловно, необходимо не только за столом, но и в самых разных жизненных ситуациях. Изначально в ранний период развития христианства отказ был обусловлен большими затратами по времени и сложностями, связанными с его приготовлением мяса. Животное или птицу нужно было забить, разделать тушу, подготовить ее части к хранению. Готовка тоже отнимала достаточно много времени. Вся эта работа нисколько не соответствовала духу Поста, не позволяла сконцентрироваться на духовной жизни. Кроме того, мясо стоило дорого, эти деньги предлагалось потратить на добрые дела и благотворительность. Если по медицинским показаниям мясо, мясной бульон, иные блюда из него исключать нельзя, отказываться от него в Пост нельзя. В данном случае, по сути, человек ест не то, что ему хочется, а то, что необходимо, таким образом ограничивая себя. Мясные полуфабрикаты Любые полуфабрикаты замороженные или охлажденные из мяса и птица позволяют сэкономить время на готовке, освободив его для молитв и добрых дел. Однако даже учитывая это, в Пост их есть нельзя. Запрет объясняется еще и тем, что в состав таких полуфабрикатов, помимо мяса и птицы, могут входить и другие продукты, которые нужно исключить из меню. Колбасные изделия и мясные деликатесы Вопреки распространенному мнению скептиков о современной пищевой промышленности, мясо в современной вареной, полукопченой, копченой, сыровяленой колбасе, ветчине, сосисках, других изделиях все же имеется. Этим и объясняется их исключение из числа продуктов, которые можно есть в Пост.
Можно ли в пост соевое молоко и соевое мясо?
В некоторых источниках под видом постных рекомендуются салаты с постным майонезом. Но в них есть вареные овощи, подвергшиеся термической обработке, жареный лук, грибы, приготовленные с использованием термальной обработки. Отбирая рецепты и блюда, чтобы соблюдать сухоядение в пост, нужно знать, что можно есть, и отбирать все ингредиенты особенно строго. Например, домашние сухарики, подсушенные в духовке, — уже термально обработаны, а в магазинных может содержаться запрещенное в дни суровых ограничений растительное масло или животные жиры во вкусовых ароматизаторах. По этой же причине в дни сухоядения нельзя есть покупные корейские салаты — в рецептуре каждого из них есть растительное масло. В приготовлении салатов можно спокойно использовать соевый соус, чеснок и лук, горький перец, зелень, семена кунжута и льна, корицу и ваниль.
Варить компот из сухофруктов в дни строгих ограничений нельзя, но можно их замачивать, готовить вкусные закуски. Например, можно начинять чернослив грецкими орехами и сдабривать медом, перемалывать на мясорубке или в блендере с орехами, делать пасту с медом, печенье со свежими ягодами или шарики. Прекрасный вариант обмануть голод — бутерброды из ржаного хлеба с помидорами, огурцами, перцем, чесноком, семенами кунжута или тмина, с измельченной и перетертой с солью зеленью. В современной реальности рынок предлагает потребителю множество интересных предложений с завлекательной надписью «постный». Однако перед тем как их использовать в пищу, нужно изучить состав.
Итоги Великий пост — пищевые ограничения. Назначение любого поста — добиться духовного и телесного очищения: Нужно соблюдать предписания и церковные рекомендации: есть дни, когда дозволена приготовленная пища, а есть те, что предназначены для сыроедения.
Перечислим некоторые. Оно содержит калий, магний, кальций, белки и жирные кислоты, способствует снижению уровня холестерина, улучшению кровообращения и заживлению ран. В нем есть витамины группы В, кальций, фосфор, железо, антиоксиданты.
Благодаря высокому содержанию клетчатки овсяное молоко укрепляет пищеварительную систему и дает чувство сытости. Но оно не подходит диабетикам. Содержит клетчатку, витамины. Полезно при бессоннице, стрессе, хронической усталости, для улучшения состояния кожи и работы пищеварительной системы. В рисе нет глютена, поэтому рисовое молоко подойдет для людей с непереносимостью этого белка.
Имеет низкую калорийность и способно быстро усваиваться организмом. Благотворно влияет на сердечно-сосудистую и желудочно-кишечную системы, стабилизирует уровень гемоглобина, содержание глюкозы и холестерина в крови. Например, дневную норму витамина Е обеспечат 200 мл миндального молока. Поэтому оно полезно для нервной системы, мышц, кожи. Нежелательные последствия от употребления растительного молока чаще всего связаны с аллергическими реакциями на субстрат, из которого оно изготовлено овес, орехи, соя, бобовые и пр.
Когда мы садимся за ужин — вспомнить свои грехи и сказать в себе: «Вот, Господи, недостоин я по своим грехам ни самой жизни, ни даже этого малого утешения на трапезе, прости меня грешного». И от сокрушения о своих грехах съесть лишь малую толику предложенного, а перед сном помолиться со слезами и поклонами о своем окаянстве. И совершенно неважно, будет ли на таком ужине батон, в составе которого можно найти яичный порошок.
Вот это пост, в котором телесное и духовное воздержание находятся в гармонии.
Простые верующие могут отказаться от этого предписания, если им не позволяют силы или состояние здоровья. Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, а в субботу и воскресенье — горячую пищу с маслом. Со второй по шестую неделю Великого поста на понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, на вторник и четверг — горячая пища без масла, на субботу и воскресенье — горячая пища с маслом.
В период Страстной седмицы придерживаются строгого поста. Во все дни недели разрешается сухоядение, причем в пятницу нельзя употреблять пищу до выноса плащаницы. Поделиться Чем заменить продукты в пост Чем заменить продукты в пост Как позаботиться о здоровье во время Великого поста Нутрицолог Вера Дудченко в комментарии РЕН ТВ напомнила о важности заботиться о здоровье во время соблюдения поста и рассказала, как это сделать. Включайте в свой рацион фрукты, овощи, злаки, бобовые, орехи и семена.
Эти продукты не только насытят вас, но и обеспечат организм необходимыми питательными веществами", — отметила эксперт. Как она говорит, также важно следить за количеством белка в рационе. Пробуйте разные виды бобовых, а также крупы, богатые белком, такие как гречка, киноа или амарант. Избегайте чрезмерного потребления соли, сахара и жирных продуктов.
Помните о балансе между углеводами, белками и жирами, чтобы ваше питание было полноценным и питательным", — поделилась информацией нутрициолог.
Кулинарные заблуждения в пост. Как снизить риск нарушения поста при приеме пищи
Пост не должен навредить. Если Вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача. Чтобы придерживаться поста в таких ситуациях просто готовьте не так вкусно, как привыкли. Например, отварите курицу, не посолив ее. К посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста. Постоянно думать о том, что съесть — неправильно. Пост нужен для того, чтобы подумать о своей жизни, постараться изменить ее к лучшему — через молитву, покаяние и заботу о ближнем. Какие продукты рекомендованы постящимся Следует обратить внимание, что соблюдать ограничения в пище могут только физически здоровые люди. Пост запрещен детям, беременным женщинам, старикам и тем, кто имеет какие-либо хронические заболевания. Во второй-шестой неделе блюда из постных продуктов по дням могут выглядеть так: Понедельник — гречневая каша на воде, на обед приготовить капустный суп и картофельные котлеты, на десерт съесть фрукты, а на ужин выпить чаю без сахара.
Вторник — утром можно съесть вкусную овсяную кашу, на обед — вермишелевый суп, салат из овощей, перловую кашу с грибами. От ужина лучше воздержаться. Среда — начать день можно с рисовой каши, а на обед съесть грибы и салат из капусты. Ужин лучше пропустить. Четверг — на завтрак отличным вариантом станет кукурузная каша и сухофрукты, на обед подойдет солянка и овощной салат, а на ужин — картофельное пюре и домашние приготовления. Пятница — попробуйте ячневую кашу, сварите гороховый суп, а также сделайте фруктовый салат, на ужин можно полакомиться гречкой под грибной подливкой. Суббота — начало дня будет прекрасным с винегретом, а на обед можно приготовить рисовую кашу с черносливом и курагой, на ужин можно сделать макароны и салат. Воскресенье — овсяные хлопья на воде могут стать завтраком, на обед можно съесть постный борщ и жареный картофель, а на ужин отварной рис с луком и морковью. Помните, что еда в Великий пост может быть разнообразной и полезной. На Великий пост можно экспериментировать.
Главное — исключить из меню все продукты животного происхождения.
От домашней карамели до вполне постных маковых кренделей и сладких морковных пирогов. Это лишь вопрос желания и фантазии. Но не всегда есть время на готовку, поэтому мы отправились в магазины, посмотреть, чем же можно подсластить мысли о высоком и скрасить постную жизнь. Кстати, возлагались большие надежды на зефир — его рецептура предельно постна: яблочное пюре, агар-агар и сахар. Но увы, в магазинных версиях везде добавлен порошок яичного белка. Поэтому, к огромному сожалению, зефир пришлось вычеркнуть.
Шербет сначала порадовал своим составом, но в нем позже была обнаружена сыворотка. А при более тщательном изучении рецептуры оказалось, что это молочное лакомство. Увы, и оно мимо. Зато было найдено множество других сладостей, но, чтобы не свернуть на кривую дорожку, перед покупкой все равно почитайте состав — производителей много, у всех своя рецептура. Сушки и бублики С зефиром не сложилось, но зато состав сушек и баранок порадовал: мука, вода, дрожжи, сахар. Глазурь тоже проста: сахар и вода или маковые зерна. Иногда добавлен изюм.
В общем, никакого криминала, можно смело употреблять в пищу. Цена: 0,72 евро за сушки 200 г и 0,88 евро за сухарики 150 г Печенье С печеньем сложнее — многое из привычных нам содержит в составе масло, яйца, молоко в том числе сгущенное. Нами были найдены варианты овсяного печенья — оно почти все безобидно с точки зрения постной пищи и весьма полезно с точки зрения здоровья: овсяные хлопья используются цельные, что весьма хорошо для пищеварения. Также имеется «дижестив» — круглые печенья-галеты, которые частенько называются Marie. В их составе также криминала нет. Цена: 0,74 евро за овсяные печенья 250 г. Халва Восточные сладости, кстати, одна из возможностей серьезно разнообразить рацион.
Халва, лукум, козинаки — все то, сладкое, ореховое и совсем-совсем постное. Например, халва готовится из семечек орехов, например, арахисовых , сахара, муки, воды, растительного масла. Если решите готовить дома, сахар можно заменить на мед. Цена: 0,65 евро за 150 г. Лукум Лукум изготавливается еще проще халвы: сахар, вода и крахмал. Для вкусовых нот добавляют либо лимонный сок, либо орехи. Лакомство недорогое, за счет своей сладости еще и экономичное — много не съешь, а количество сахара удовлетворит самого сурового сладкоежку.
Цена: 1,90 евро за коробку 100 г. Козинаки Козинаки — это ореховая смесь, сваренная в сахарном или медовом сиропе. В идеальном козинаке больше никаких добавок, а за счет своего состава это еще и калорийная бомба. Есть осторожно — сладость довольно твердая. Цена: 0,55 евро за 50 г. Марципан Миндаль, тертый с сахаром. Что еще можно рассказать про марципан?
Вряд ли эту массу можно есть просто так. Поэтому можно пофантазировать: нарезать массу брусочками, растопить черный шоколад и полить им кубики. Получатся постные и очень вкусные конфеты. Правда, калорийные. Но в пост, пожалуй, это даже хорошо. Цена: 2,45 евро за 150 г. Карамель Тут вообще никаких проблем.
Вопросами задаются как люди воцерковленные, так и те, кто далек от Церкви. Рассмотрим основные и наиболее часто задаваемые. Что нельзя есть во время поста? Самый распространенный «постный» вопрос — что можно и что нельзя вкушать во время поста? Это неудивительно, поскольку многие люди понимают пост исключительно как время гастрономических запретов и разрешений. Однако, пост — это не только гастрономия. Воздержание в пище — это одна из составляющих поста.
Воздержание от праздных или, что хуже дурных мыслей, слов, дел не менее важно, чем воздержание в еде. Пост — это время сугубого покаяния, трезвения и усердной молитвы. Цели поста: подчинение тела духу, то есть восстановление правильной иерархии духа и тела, умножение любви, усиление внимания к своей духовной жизни, воспитание воли, концентрация сил в духовной борьбе. Во время поста особое внимание уделяется борьбе с чревоугодием, поскольку эта страсть часто лежит в основе ряда других страстей — блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния. Пост — это средство для выявления страстей и стяжания добродетелей, в том числе, воздержания. Но вернемся к еде. Православная традиция условно разделяет пищу на постную и скоромную.
Различить их довольно просто, постная — это пища растительного происхождения, а скоромная — пища животного происхождения. Овощи, фрукты, зелень, крупы и т. Мясо, молоко, яйца и т. В определенные дни постов разрешается вкушение морепродуктов и рыбы, им иногда уделяют особое срединное место между постной и скоромной пищей. Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский. Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются. Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему.
Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов.
Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях.
Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский.
Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.
Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека.
Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения.
Разрешается горячая пища без масла.
Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка.
Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века.
Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский.
Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви.
При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених?
В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества.
В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными.
Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости.
Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей.
Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино.
Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний.
Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс. Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его.
Великий пост: что можно есть постящимся
В заключение, можно сказать, что сухое порошковое молоко во время поста может быть допустимым и полезным для тех, кто хочет получить питательные вещества и вдохновляющий вкус без нарушения основных принципов. Сухое цельное или сухое обезжиренное молоко. Сухое молоко в пост: варианты использования и полезные свойства.
Можно ли есть сладости в пост: рецепты постных вкусняшек
Можно ли сухое молоко в пост | Черный шоколад, который можно есть в пост, включает в себя всего три ингредиента: какао-бобы, какао-масло и сахар. |
Почему нельзя молоко в пост? - Православный журнал «Фома» | Можно ли во время Великого поста кушать мед и сухое молоко? |
Что такое сухоядение: особенности питания постящихся в эти дни: правила и рекомендации | MedAboutMe | Молоко которое можно в пост? Всем привет! Сегодня хочу рассказать вам про знакомство с новым для меня продуктом под названием Ne Moloko овсяное классическое лант 1,5 %. |
Великий пост: что можно есть постящимся
В закваске грибки все равно есть, даже если они не привнесены в нее специально, это так называемые дикие дрожжи. Это арабская лепешка из муки грубого помола. Для теста используются мука и вода — и все. Нет даже сахара и соли. Поэтому пита — постный продукт и может использоваться для постных бутербродов и сэндвичей. Винегрет и много фасоли. Рецепты легких салатов для Рождественского поста Подробнее Лаваш. Тонкий армянский лаваш не содержит даже дрожжей, его делают из муки, воды и щепотки соли. В толстый грузинский добавляют дрожжи и сахар, но все равно это постный продукт. Итальянский хлеб из муки, воды, дрожжей и соли. Часто с добавлением оливкового масла, поэтому его нельзя есть в дни сухоядения и тогда, когда рекомендована постная горячая пища без масла.
В традиционном французском багете нет ни масла, ни молока, ни яиц. Так что его можно употреблять в пост. Есть или не есть? Почему не стоит исключать хлеб из рациона Подробнее Бриошь.
При недостатке белка может появиться слабость, ухудшиться состояние волос, ногтей и кожи. Поэтому во время поста очень важно включать в рацион продукты, богатые протеином.
Самым известным растительным источником белка являются бобовые. Они обязательно присутствуют в постном меню многих кафе, потому что разнообразие видов и их кулинарная универсальность позволяют всячески экспериментировать с ними. С бобовыми получаются вкусными закуски, супы и вторые блюда. Например, из нута можно сделать хумус , из фасоли — чили кон карне или лобио, из гороха — сытный наваристый суп, из чечевицы — вегетарианские котлеты. В грибах, особенно сушеных, тоже много белка. Благодаря волокнистой текстуре и яркому аромату их регулярно используют как полноценную замену мяса во многих популярных блюдах.
Грибы часто добавляют в плов, гречку, пасту, а также в вегетарианскую вариацию знаменитого пастушьего пирога. Чем заменить рыбу Вместе с рыбой наш организм получает белок, витамин D, полиненасыщенные омега-3 кислоты, фосфор и йод. В пост хорошей альтернативой будут соевые продукты. Веганы и вегетарианцы давно используют тофу как заменитель рыбы не только из-за его полезных свойств, но и из-за особенностей вкуса. Сам по себе соевый сыр имеет нейтральный аромат, но если приправить его пряностями, обернуть в водоросли нори и обжарить, то получится блюдо, очень напоминающее по вкусу белую рыбу. Для восполнения запасов йода в организме подойдет морская капуста.
Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него — ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза? Тихон Задонский. Продолжая мысль святителя Тихона и основываясь на своем священническом опыте, могу сказать, что польза от такого поста минимальная. Но пост телесный — это первая ступенька к настоящему посту. Пост как праздник Особенно актуально этот вопрос стоит у людей, недавно пришедших в храм.
Православная традиция предписывает поститься в среду и пятницу, а также в течение многодневных постов. Всего из 365 дней в году постными являются около 200. Действительно, у человека, не готовому к такому образу жизни, пост может вызвать некоторые затруднения. Но, с течением времени, воцерковляясь, человек уже не мыслит себе жизни без поста. Особенно это становится заметным, если человек наряду с телесным постом прилагает все силы для поста духовного. Я знаком со многими людьми, для которых пост — это праздник. Праздник особой молитвы и покаяния. В эти моменты молитва им приносит великую радость, а слезы покаяния очищают душу и зовут на исповедь.
Что может быть радостнее того чувства, когда священник, положив эпитрахиль на голову, читает разрешительную молитву? В этот момент понимаешь, что Сам Господь прощает и разрешает от всех грехов. А приступая к Святым Христовым Тайнам осознаешь, что вот она — Трапеза Господня, вкушающий которую человек не будет алкать во веки. Но чтобы эти радостные чувства посетили душу и сердце, необходимо достойно подготовить к этому тело. Тело, отягченное страстями и похотью, не дает душе раскрыть двери сердца и впустить туда Самого Бессмертного Бога, дающего Жизнь Вечную. Поэтому то и нужен пост телесный, очищающий и смиряющий тело, помогающий в борьбе со страстями, укрощающий похоть и примиряющий душу с телом. И лишь тогда, человек примирившись с самим собой, очистив душу и тело, открыв сердце своему Богу и Спасителю, «уклоняется от зла и сотворяет благо» 1 Пет. Вот в этом и есть действенность истинного поста.
Истинный пост знает во всем меру Можно почти с уверенностью сказать, что вышеописанное духовное и физическое состояние человека — это идеал поста. Но на практике часто бывает далеко не так. Как правило, в столь сложном деле, как пост, многие люди впадают в крайности. Это особенно часто наблюдается у людей не имеющих опытного духовного наставленника. Некоторые начинают брать на себя тяжелые молитвенные подвиги, забывая о рабочих и домашних обязанностях, другие изнуряют себя тяжким телесным постом, итогом которого зачастую становится физическое истощение организма или обращение к врачу. Забывая о ближних и убивая свое тело, человек не становится ближе к Богу, а фактически грешит. В подобном состоянии человек начинает уподобляться лукавому, который не ест и не пьет, но творит свои гнусные дела. Поэтому такой пост не угоден Господу.
Истинный пост знает во всем меру.
Так, по-церковнославянски он называется «Четыредесятница», по-латински «quadragesima» каковое слово дало название Великому посту в ряде европейских языков: фр. Развитие Великого поста править Возникновение поста править Первые христиане , вспоминая крестные страдания Иисуса Христа и Его слова: «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» Мф. Однако вскоре выходцев из язычества среди христиан стало значительно больше, чем из иудейства, поэтому христианская Пасха стала праздноваться несколько позже иудейской Пасхи [2] , что окончательно закреплено Первым Вселенским собором. Однако обычай поститься на Пасху обличает ещё святитель Иоанн Златоуст в своём «Слове на пост в Пасху». В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения [3]. Так как крещение старались приурочивать к главному христианскому торжеству — Пасхе, то и «огласительный пост» оказался «предпасхальным». По примеру Христа, постившегося за людей 40 дней, все христиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасхи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. Поэтому до сих пор в Великом посте различаются два периода: 1 святой четыредесятницы и 2 страстной седмицы, а иудейская пасха по срокам теперь всегда стала выпадать на период христианского поста. Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением.
Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P. Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4057 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана.
Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало. Исключение составляет Игнатий Богоносец , провозглашающий: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову» [4] ; «Во всю Четыредесятницу должно поститься правоверующим, потому что она содержит чин и устав общества Господня».
сухое молоко
Что касается рыбы и морепродуктов, то они разрешены в некоторые дни постов, а в некоторые запрещены; уточнить этот вопрос можно в православном календаре. Что можно и что нельзя есть в Великий пост. И, конечно, его можно вкушать в пост. Продукты, которые можно употреблять во время поста в разделе "Постная продукция". Можно ввиду болезни, напряженного образа жизни, пить молоко, только при этом удлинить свое молитвенное правило, усилить земные поклоны. это способ улучшить качество теста, чтобы: Сделать буханку более мягкой (из-за того, что молочный жир действует как смягчитель, препятствуя образованию клейковины).