Выездная налоговая проверка — мероприятие налогового контроля, в рамках которого, проверяющие могут присутствовать на территории налогоплательщика и изучать. Расскажем, в каких случаях ФНС может проверить банковские счета физлица и когда банки обязаны предоставлять информацию о клиенте налоговой службе. проверяемый налогоплательщик не представил в установленный срок документы по требованию налоговых органов.
Проверка налогоплательщика: запрос документов
Для получения акта сверки с налоговой в 2024 году налогоплательщики могут воспользоваться несколькими способами. Федеральная налоговая служба (ФНС) России начала новую выездную налоговую проверку деятельности блогера Валерии Чекалиной, известной как Лерчек, за 2022 год с планируемыми. В данном деле УФНС провела повторную проверку налогоплательщика, но акт проверки касался только данных, полученных новым инспектором. Выездной контроль проводится, когда налогоплательщик своими действиями вызвал интерес инспекторов и попал в план проверок.
Единый налоговый платёж стал гигантской проблемой для бизнеса
Иногда проще заплатить тысячу рублей, чем наговорить на себя под запись в протокол. Бывает и наоборот. Например, идет налоговая проверка, и сотрудник может дать показания в пользу компании — тогда стоит идти. Но только не одному: ходить лучше с адвокатом, потому что не всегда очевидно, зачем налоговая задает те или иные вопросы. У каждого есть право не давать показания против себя, супругов и близких родственников, даже если уже пришли на допрос по повестке. Право не свидетельствовать дает статья 51 Конституции России. Но налоговики необязательно будут допрашивать по перечню, могут задавать и другие вопросы. По итогам выездных проверок по крупным недоимкам налоговая передает материалы допроса и проверки документов Следственному комитету. Иногда налоговая и Следственный комитет проводят проверки вместе. Уголовно-правовая перспектива материала — все, что повышает шансы завести уголовное дело Каждый вопрос задается не просто так, а с целью получить больше информации, найти противоречия, выявить преступление или понять, кто виноват.
Разберем часть вопросов. Кто занимается подбором поставщиков и подрядчиков для вашей компании?
В большинстве своем КНП проходят незаметно для налогоплательщиков и только в редких случаях приводят к доначислению налогов, пени и штрафов. В 2015-2021 гг. Вполне ожидаемо, что общие суммы доначислений по итогам КНП существенно ниже сумм доначислений по итогам выездных налоговых проверок далее — «ВНП». Выездные налоговые проверки организаций Начиная с 2015 года прослеживается тенденция снижения количества ВНП организаций: с 26,1 тыс. Во многом данное снижение связано с активным вовлечением налоговых органов в аналитическую работу и побуждением налогоплательщиков к самостоятельному уточнению своих обязательств на «предпроверочном» этапе. Вместе с тем делать выводы о развороте тренда по снижению ВНП может быть преждевременно: несмотря на наблюдаемый в 2022 году рост, показатели все еще существенно ниже по сравнению с периодами 2015-2017 гг.
Так и выглядит единый счет. На него можно перечислить необходимое количество средств, их распределит сама налоговая. Авторы новой системы называют одним из главных плюсов — упрощенную отчетность. Если раньше по каждому платежу нужно было оформлять отдельный документ, то теперь все можно сделать один раз. Но в этом и минус — нет детализации. В единой сумме не разобрать, за что конкретно пришел налог. А сейчас, пока технические детали не успели отладить, все это вызывает еще больше путаницы. По факту это огромный объем данных, которые в систему должны быть каким-то образом загружены. В большей степени это какие-то технические несостыковки, которые сейчас устраняются службой", — сообщил Александр Селиванов, заместитель директора торгово-промышленной палаты РФ по законотворческой деятельности.
Раскрытие налогоплательщиком после окончания налоговой проверки реального контрагента посредством подачи уточненных налоговых деклараций за уже проверенный период, совершенное после вступления в силу решения налогового органа по результатам проверки, не допускает формального подхода со стороны как судов, так и налогового органа и влечет необходимость оценки доводов налогоплательщика о раскрытии им реального контрагента. В части НДС, основанием для доначисления данного налога стало применение обществом налоговых вычетов по НДС по сделкам договорам подряда с "технической" компанией. Налоговым органом при проверке установлено, что в действительности общество с указанным контрагентом сделок не совершало и не исполняло, спорные подрядные работы выполнялись силами сотрудников самого общества. Вместе с тем общество, не оспаривая данные выводы налогового органа, учитывая, что факт выполнения самих спорных работ, а также объем использованных при этом строительных материалов налоговым органом под сомнение не ставился, представило уточненные налоговые декларации по НДС, в которых налог исчислен и уплачен в бюджет без учета взаимоотношений с "технической" компанией и заявлен "фактический" контрагент, на расчетный счет которого была произведена оплата за поставку асфальтобетонной смеси. По мнению судов, поскольку вычеты по НДС обществом по "фактическому" контрагенту во время проведения выездной налоговой проверки и до нее не декларировались, уточненные декларации по НДС поданы уже после проведения проверки, у налогового органа отсутствовали основания для предоставления вычета по НДС по сделкам как с "технической" компанией, так и с "фактическим" контрагентом, вследствие чего оспариваемое решение налогового органа в данной части законно и обоснованно. Отменяя состоявшиеся по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала, что суды по данному эпизоду фактически заняли формальную позицию. Исходя как из материалов проверки, так и из судебных актов, налоговым органом и судами не сделано вывода о том, что действительно в спорных периодах имела место поставка от "фактического" контрагента обществу асфальтобетонной смеси, использованной обществом в облагаемой НДС деятельности. Таким образом, доводы общества о соответствующем праве на вычеты по НДС требуют оценки. Данные выводы содержатся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12. Установление налоговых обязательств при подаче налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки. В случае подачи налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить уточненные налоговые декларации в рамках камеральной или повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в части утонения на основании абзаца шестого пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса. Кроме того, если уточненные декларации поданы налогоплательщиками до принятия решения по результатам выездной налоговой проверки, то налоговый орган также имеет право провести дополнительные мероприятий налогового контроля пункт 6 статьи 101 Налогового кодекса и учесть показатели уточненных налоговых деклараций при принятии решения по выездной налоговой проверке. Результаты камеральной или повторной выездной налоговой проверки в части уточнения уточненных налоговых деклараций налогоплательщиков могут быть учтены налоговым органом в счет выявленной выездной налоговой проверкой задолженности посредством внесения налоговым органом изменений, а также отмены ранее принятого решения по результатам выездной налоговой проверки. При принятии судом дополнительных доказательств, представленных налогоплательщиком и раскрывающих, по его мнению, реального контрагента, налоговому органу необходимо исключить формальную позицию по делу и оценить относимость, допустимость, достоверность каждого вновь представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Действующее законодательство предоставляет лицам, участвующим в деле, право на представление суду доказательств, без каких-либо ограничений, кроме установленных в главе 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность представления в суд дополнительных доказательств, не раскрытых в ходе осуществления мероприятий налогового контроля и досудебного разрешения налогового спора, не исключена. Такие доказательства подлежат исследованию судом с соблюдением правил и принципов, установленных процессуальным законодательством, в том числе в совокупности и взаимосвязи с иными доказательствами, представленными сторонами. Инспекция пришла к выводу, что обществом необоснованно предъявлен к вычетам НДС по счетам-фактурам, полученным от спорных контрагентов, а также необоснованно включены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты по взаимоотношениям с данными контрагентами. Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о представлении налогоплательщиком всех необходимых документов в обоснование правомерности заявленных налоговых вычетов на основании счетов-фактур, полученных от спорных контрагентов, обоснованности включения в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль затрат по взаимоотношениям с указанными контрагентами. Суд не согласился с доводами налогового органа о совершении заявителем и его контрагентами согласованных умышленных действий, лишенных экономического содержания и направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели, направленных исключительно на создание условий для уменьшения налогообложения. Также суд не согласился с позицией инспекции о необходимости отказа налогоплательщику в предоставлении налоговой выгоды применительно к налогу на прибыль организаций и НДС по основанию фиктивности документооборота, при доказанности фактического приобретения продукции у спорных контрагентов на основании положений статьи 54. Апелляционный суд не согласился с выводом суда первой инстанции и согласился с доводами налогового органа о доказанности материалами проверки фактов отсутствия в проверяемом периоде реальности взаимоотношений заявителя со спорными контрагентами, равно как и оформление от их имени документов для заключения договоров поставки сырья с реальными производителями через "технические" компании, фактически самостоятельно совершая все необходимые для этого действия от их имени. Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела было предложено обществу раскрыть сведения и доказательства, позволяющие установить лиц, которые фактически осуществили исполнение по спорным сделкам, в целях обоснования своего права на вычет понесенных расходов и проверке размера расходов общества. Налогоплательщиком в суд апелляционной инстанции были представлены подробные пояснения со ссылкой на первичные документы, отражающие реестры накладных сельхозпроизводителей, даты накладных, количество молока, стоимость за единицу молока, наименование сельхозпроизводителя, который реально поставил данный товар. Первичные документы сельхозпроизводителей оценивалась налоговым органом в рамках выездной налоговой проверки общества. Между сторонами проведена совместная сверка относительно арифметического расчета по видам расходов с учетом реальных поставщиков, от которых обществом были заявлены расходы как от спорных контрагентов. Первичные документы, которые отсутствовали по каким-то причинам у налогового органа в части оплаты по взаимозачетам, акты сверки по отгрузке были представлены налогоплательщиком в материалы дела, между сторонами проведена совместная сверка, по результатам которой установлены расходы общества по закупке объемов молока у реальных сельхозпроизводителей, которые первоначально были отражены как расходы по взаимоотношениям со спорными контрагентами. Учитывая, что при рассмотрении спора установлены лица, которые осуществили фактическое исполнение по поставке молока, и общество понесло расходы, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания необоснованной налоговой выгодой покупателя этой части расходов. Возражения налогового органа о невозможности проведения "налоговой реконструкции" в рассматриваемом случае по причине несовпадения данных по отгрузке продукции сельхозпроизводителями по их первичным документам, оформленным ими в адрес спорных контрагентов, с данными бухгалтерского учета налогоплательщика, которые основаны на отражении документов, оформленных спорными контрагентами, отклонены судебной коллегией. Суд отметил, что первоначально в учете общества была отражена информация из документов спорных контрагентов, а не из первичных документов сельхозпроизводителей, при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции налогоплательщиком представлены пояснения и расчеты, основанные на документах непосредственных исполнителей, которые подлежали отражению в учете, но фактически не отражены. Отгрузка молока в указанных объемах и их стоимость подтверждена непосредственно сельхозпроизводителями по представленным ими в ходе налоговой проверки документам. Приобретение молока экономически необходимо обществу для осуществления его хозяйственной деятельности. Факт изготовления обществом продукции с использованием указанного сырья и реализации конечного продукта покупателям налоговый орган не оспаривает.
Порядок проведения налоговых проверок
Дата составления справки - это дата окончания выездной проверки п. Акт налоговой проверки По итогам проведенной выездной проверки налоговый орган составляет акт абз. В нем отражаются результаты проверки, а именно выявленные в ходе проверки нарушения налогового законодательства. Если акт не будет составлен, то решение по результатам проверки не может считаться принятым на законных основаниях п. Акт должен быть оформлен до истечения двух месяцев с момента составления справки о проведенной выездной проверке п. Акт составляется, даже если нарушений не обнаружено п. В этом случае указывается на отсутствие нарушений налогового законодательства.
Налоговый орган должен вручить акт налоговой проверки налогоплательщику или его представителю в течение пяти рабочих дней со дня, которым он датирован. Акт вручается под расписку или иным способом, удостоверяющим дату его получения п. Если налогоплательщик не согласен с актом налоговой проверки, то в течение месяца со дня получения акта может подать письменные возражения на него в налоговый орган, проводивший проверку п. Рассматривать материалы налоговой проверки должен лично руководитель налогового органа, проводившего проверку, или его заместитель. Он же выносит и подписывает решение по результатам рассмотрения п.
Оно уже само распределяет средства по получателям и видам налогов: что—то будет передано в федеральный бюджет, что—то — в региональный. Основной принцип реформы — очерёдность списаний. Сперва недоимки, затем текущие налоги авансы, сборы, взносы , далее пени, проценты, штрафы. Почему выбран именно этот регион — непонятно. Злые шутники связывают решение с расположенными в регионе оборонными предприятиями, реалисты видят экономию на зарплатах сотрудников, которых и привлекут к контролю за распределением.
Как знать, будет ли переориентирован высвободившийся функционал штатных сотрудников региональных налоговых инспекций на другой фронт работ — например, на проведение выездных проверок, число которых ежегодно возрастает. Читайте также: Доплати и живи спокойно: в Петербурге резко выросли объёмы доначисленных налогов Налоговая неоднократно предупреждала: формируя ЕНП, следует убедиться, что его сумма покрывает совокупную обязанность плательщика. Этот расчёт фискальные органы будут сверять с документами, в которых фигурируют суммы исчисленного платежа из деклараций, решений налоговых органов об отсрочке или рассрочке платежа, из решений о привлечении к ответственности, из других документов, в том числе судебных актов и решений госорганов. Вводится и единая дата платежа — 28—е число каждого месяца. Если на налоговом счёте после всех списаний образуется недоимка, на неё, естественно, начнут начисляться пени. Налогоплательщик вправе перечислить чуть больше, чем ему предстоит уплатить в ближайшее время. Возможно, именно в этом и есть истинная суть реформы: заставить бизнес и жителей страны по факту проавансировать бюджет или выдать ему беспроцентный кредит в счёт будущих платежей.
При этом 675 миллиардов приходится на компании. Под конец года налоговики пытались выявить факты уклонения от уплаты взносов в бюджет. Работа инспекторов не прекращается. Издание Life. А банки автоматически отправляют налоговикам информацию о транзакциях на крупные суммы, если траты человека превышают задекларированные доходы. Закон разрешает ФНС запросить документы и уточнить декларации, и, хотя все можно потребовать дистанционно, некоторые территориальные подразделения предпочитают личное общение с налогоплательщиком.
Житель Кировской области оказался в числе тех, кому пришло «письмо счастья» от местной налоговой службы. Гражданин, имея официальный доход чуть выше 50 тысяч рублей, за три! Этот факт заинтересовал налоговиков, которые также обнаружили, что на банковские счета собственника авто поступали денежные переводы от третьих лиц. Кировчанину предложили «представить обоснование причин по поводу имеющихся расхождений и уточнить свои налоговые обязательства», предъявив пояснительную записку. Между тем рассылка писем оказалась массовым явлением. Опрошенные «Октагоном» эксперты увидели в происходящем тревожный тренд. Отследить всех По словам управляющего партнёра VIP Consult, налогового консультанта Ольги Гольцевой, зачастую налоговики изучают движения по банковским счетам и картам, сопоставляя их с приобретением дорогостоящего имущества — например, автомобилей или недвижимости. Конечно, налогоплательщик может на них и не отвечать, но я бы всё же не советовала так делать, — говорит она. Налоговая инспекция сегодня обладает всеми техническими инструментами для выявления «серых» доходов россиян. Собеседница связывает рассылку таких писем налогоплательщикам с общими установками ФНС, которые, как правило, приходят централизованно. По данным Гольцевой, прежде всего в группе риска оказываются те, кто так или иначе связан с предприятиями, находящимися в «особых списках» налоговой службы. Вместе с тем Гольцева признала, что в серой зоне сегодня находятся две трети россиян. Ольга Гольцева управляющий партнёр VIP Consult Адвокат Григорий Сарбаев пояснил «Октагону», что контроль за расходами граждан в России пока официально отсутствует: — При этом уже несколько лет ФНС спокойно доначисляет НДФЛ физическим лицам исходя из размера их крупных расходов, таких как приобретение автомобилей и недвижимости. По его словам, пока что это делается через суд, куда с претензиями обращается налоговая служба: — При рассмотрении требований к гражданину объяснить, откуда при скромных доходах столь высокие расходы, суды в подавляющем большинстве встают на сторону налоговиков.
Проверка налогоплательщика: запрос документов
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2023 № 28-П по делу о проверке конституционности статей 248 и 249. Поэтому при проверке налоговый инспектор, заходя в систему "Прозрачный бизнес", независимо от текущего статуса контрагента, должен иметь возможность проверить его статус на дату. Ранее в телеграмм-каналах появились сообщения от лица хакеров о якобы взломе баз данных ГНИВЦ и утечке персональных данных налогоплательщиков.
Единый налоговый платёж стал гигантской проблемой для бизнеса
Посредник используется только в документальном оформлении для снижения налоговой нагрузки. Чтобы не попасть под внимание налоговиков по этому пункту, рекомендуем не использовать посредников, заключать договоры только с реальными компаниями, запрашивать у контрагента всю необходимую информацию, пользоваться электронными сервисами ФНС , а также проверочными сервисами, например "Контур. Отклонение уровня рентабельности компании от среднего уровня по отрасли. Если рентабельность ниже среднего, налогоплательщик в зоне риска. Показатель рассчитывается на основании бухгалтерской и налоговой отчетности компании.
Чаще всего налоговиков интересует рентабельность активов и рентабельность продаж. Сравните полученный результат со среднеотраслевым, который указан в налоговом калькуляторе. Всегда своевременно отвечайте на запросы и требования налоговой, даже если они кажутся вам абсурдными или ошибочными. Игнорирование писем и сообщений госорганов — признак недобросовестной компании.
Например, иногда налогоплательщикам приходят требования погасить несуществующую недоимку или предоставить первичные документы по сделкам с контрагентом, который никогда не сотрудничал с компанией. Бывает, что документ из налоговой приходит на смеси английского и русского языков. Во всех случаях следует ответить. Сообщить, что контрагент отсутствует в базе вашей компании; запросить сверку с налоговой по налогу, где выявлена недоимка; попросить уточнить требования.
Зарплата сотрудников. Средний размер оплаты труда в компании не должен быть меньше, чем в аналогичных компаниях. Если больше — отлично. Иначе это повод заподозрить руководство фирмы в выплате зарплаты «в конвертах».
Например, после анализа отчетности за 2019 год ФНС рассчитали среднюю зарплату по отраслям в каждом регионе. Допустим, в Санкт-Петербурге в отрасли грузовых перевозок этот показатель равнялся 45 000 рублей. Во все компании, где размер заработной платы менее 40 000 рублей, скорее всего, направят требования объяснить, почему так. Соотношение доходов и расходов.
Налоговые вычеты. Компании, в которых темп роста расходов превышает темп роста доходов на протяжении нескольких периодов, всегда под контролем. Заявляя значительные налоговые вычеты, будьте готовы не только к требованию предоставить все первичные документы, подтверждающие законность сделок, но и к визиту инспекторов, опросу сотрудников, направлению ФНС встречных запросов в адрес ваших контрагентов, которые участвовали в сделках и получили от вас оплату. Например, компания сначала сдала нулевую отчетность.
На следующий год отчетность получилась с убытком. После того как налогоплательщик получил требование пояснить причины убытка, он сообщил, что приобрел основные средства. Сделки с посредниками. Участие в сделках любых посредников должно быть экономически целесообразно.
Дополнительное звено в системе продаж вызывает подозрение. По мнению налоговиков, чаще всего посредников привлекают, чтобы получить налоговую выгоду. Например, маскируют договор купли-продажи под договор комиссии. Передавая товар на комиссию, комитент продавец не получает доходов, а значит, не обязан уплачивать налог на прибыль и НДС.
К примеру, компания арендует офис не напрямую у собственника, а у посредника. Арендатору надо быть готовым ответить инспекции, почему он использует посредническую схему. Подойдет ответ, что собственник отдал эксклюзивное право субарендодателю. Для отбора организаций, которые вероятнее всего совершают налоговые нарушения, разработан программный комплекс «ВНП-отбор».
Алгоритм анализирует данные о налогоплательщиках и отбирает компании для дальнейшего включения их в план проведения выездных проверок. Откуда инспекторы берут информацию для проверки Источниками информации о налогоплательщике могут стать не только отчетность и декларации. Сейчас налоговая служба использует разные сложные программы. С их помощью инспекторы получают, сопоставляют и анализируют сведения из разных источников.
Автоматизированная система контроля отчетности по НДС. Позволяет соотносить между собой данные из книг покупок и книг продаж всех плательщиков этого налога. Алгоритм сопоставляет каждый документ и выявляет «разрывы цепочек НДС». Если ваш контрагент не включил в книгу покупок счет-фактуру, которую вы отразили в книге продаж, система это обнаружит.
Далее будет проверяться движение средств по счетам обеих компаний, запрашиваться пояснения и дополнительная информация. Банковская выписка по расчетным счетам компании. По запросу банки предоставляют налоговикам выписки по всем счетам клиентов. В рамках контроля ФНС может запросить дополнительные сведения о подозрительных сделках, а также сведения о движении и остатках денежных средств.
Кассы передают в налоговую такую информацию о налогоплательщике: дату и время покупки, место сделки, наименование товара или услуги, а также многое другое. С помощью касс в режиме онлайн можно проанализировать выручку за любой период по конкретной компании, отрасли, городу и т. Например, в одном районе есть два овощных магазина одинаковой площади. При этом выручка одного в два раза больше, чем у другого.
После анализа информации, поступающей с онлайн-касс, с большой долей вероятности к владельцу второго магазина появятся вопросы. Единый реестр ЗАГС. Система позволяет отслеживать сделки между взаимозависимыми компаниями и предпринимателями. С ее помощью выявляют факт дробления бизнеса, чтобы получить выгоду от применения специальных налоговых режимов или льгот.
Регистрация бизнеса на родственников, проведение сделок между аффилированными компаниями часто вызывают вопросы инспекторов и находятся в зоне их внимания. АИС «Налог-3». Автоматизированная информационная система, которая содержит огромный массив информации о физических лицах. В ней есть сведения об имуществе, доходах и вкладах каждого из нас.
С ее помощью налоговики выявляют граждан, ведущих бизнес без регистрации, недобросовестных арендодателей, серые схемы по зарплате.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующими решениями руководителя заместителя руководителя налогового органа, проводящего проверку, копии которых подлежат представлению налогоплательщику Письмо Минфина России от 08. В период действия срока приостановления выездной налоговой проверки не допускаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории налогоплательщика, связанные с указанной проверкой. Также подлежат возврату все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки. В то же время налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки, и налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у него документов п. По основаниям и в порядке, утвержденным ФНС России от 07. Инспекции, как правило, полностью используют максимальные сроки на проведение выездной налоговой проверки и ее приостановление, возможное без согласования с вышестоящим налоговым органом. Поэтому общий срок проведения выездной проверки период от даты приятия решения о проведении проверки до справки о ее окончании нечасто бывает меньше восьми месяцев.
По каждому стороннему партнеру возможна только одна приостановка ВНП. А в целом продолжительность всех пауз не должна превышать 9 месяцев.
Что проверяют при ВНП Вообще проверить могут любые налоги, сборы или взносы. Но если в решении о проведении ВНП указан какой-то конкретный налог, то документы и сведения могут запрашивать только по нему. Проверяемый период Что касается периода проверки, то он ограничен — не может превышать 3 лет, предшествующих году назначения такого контроля. Например, если ревизия назначена в 2023 году, то проверить могут лишь 2020, 2021 и 2022 годы. Уже истекшую часть 2023 года тоже могут захватить письмо ФНС от 17. Отдельные исключения по периодам названы в статье 89 НК. Цели и задачи, которые преследуют налоговики Что собственно ищут проверяющие: верно ли определена налогооблагаемая база, нет ли нарушений бухучета, доходов и расходов компании, соответствует ли декларируемый режим налогообложения фактическому роду бизнеса проверяемой организации или ИП; правильно ли исчислены налоги, полностью ли уплачены в бюджет, нет ли просрочек. Также в процессе ВНП вскрываются арифметические, неумышленные либо преднамеренные ошибки, неточности в документах. Все найденные искажения ИФНС фиксирует и дает оценку нарушений учета, которые повлекли занижение налоговой базы. Какие мероприятия допустимы в составе ВНП В ходе выездного контроля инспекторы не только запрашивают документы, они могут осматривать помещения, проводить инвентаризацию имущества и многое другое.
Пройдемся по каждому виду контрольного мероприятия, который возможен. Истребование документов у проверяемого Как мы упоминали ранее, часто ВНП сводится к тому, что налоговая просто направляет требование о представлении документов, а затем изучает все, что получила для рассмотрения. Пока длится срок проверки, таких требований может быть сколько угодно раз. Извещения придут онлайн по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, либо на бумаге — обычной почтой или через вручение лично. На исполнение требования у бухгалтера есть 10 дней. Если времени не хватает, можно продлить срок — не позже следующего рабочего дня отправить ходатайство в ИФНС. Правильно отвечать на любые требования ИФНС и грамотно формировать копии документов, в том числе электронных, вам поможет статья. Истребование документов у контрагентов Когда налоговики хотят убедиться, что сделка не выдумана и контрагент действительно существует, они истребуют у него документы. Это может произойти не только по ходу ВНП, но и на этапе подготовки к ней. Такое право есть у ИФНС в силу пункта 2 статьи 93.
Как происходит запрос? Инспекция, которая проводит выездную, отправляет поручение в ИФНС по месту учета контрагента. И уже та направляет требование в нужную компанию или ИП. Контрагенту дается на ответ 5 рабочих дней, в том числе с возможностью продлить данный срок. Допрос свидетеля Помимо анализа и сверки документов, в рамках ВНП инспекторы могут допрашивать свидетелей. Таковыми могут выступать любые физлица, не только сотрудники или руководитель компании, это могут быть и представители контрагентов.
ФНС напомнила , что правительство разрешило проводить в текущем году внеплановые контрольные мероприятия документарные и выездные проверки и контрольные закупки.
Налоговые проверки: как проходят и можно ли к ним заранее подготовиться
По завершении проверки налогоплательщику вручают справку. Инспекторы могут попросить разрешения осмотреть жилище, проверить документы и даже информацию в компьютере. В случае с камеральной проверкой отсутствие новостей — это хорошо. Налогоплательщик анализируется по ряду критериев, в т.ч. сравнивается с другими налогоплательщиками, имеющими такой же ОКВЭД. По факту такие мероприятия часто превращаются в продолжение выездной проверки с целью дособрать доказательства против налогоплательщика. Как правило, камеральная проверка не может проводиться в отношении налогоплательщика, если не было факта подачи им декларации. Для получения акта сверки с налоговой в 2024 году налогоплательщики могут воспользоваться несколькими способами.
ФНС начала проверять покупки россиян. Кому отправят налоговое «письмо счастья»
Например, при истребовании документов у контрагента лица, в отношении которого проведена налоговая проверка, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, указываются статьи 93, 93. Актуальные основания для истребования документов информации содержатся в соответствующем справочнике АИС "Налог-3". При подготовке Поручения в отношении организации, имеющей обособленные подразделения целесообразно предварительно установить предполагаемое место нахождения рассмотреть вопрос о предполагаемом месте нахождения необходимых документов информации , на основе имеющейся информации о плательщике и его деятельности. Направление Поручения в налоговый орган, в котором организация состоит на учете не по месту нахождения, либо месту нахождения обособленных подразделений, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Рекомендациями в отношении крупнейших налогоплательщиков. Поручение не составляется в следующих случаях: если контрагент проверяемого налогоплательщика плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента либо лицо, располагающее документами информацией , касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента , состоит на учете в налоговом органе, проводящем налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля пункт 5 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного приказом ФНС России от 07. Требование о представлении документов информации направляется этому лицу указанным налоговым органом. Требование о представлении документов информации в этом случае подписывается руководителем заместителем руководителя налогового органа.
Раздел 3. Исполнение поручения требования 3. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов утвержден приказом ФНС России от 07. Налоговый орган - Исполнитель, получивший истребованные документы на бумажном носителе, обеспечивает их учет в базе данных АИС "Налог-3". В случае выявления несоответствия фактически представленных документов информации документам информации , о передаче которых указано налогоплательщиком в сопроводительном письме описи , средствами АИС "Налог-3" Исполнитель формирует соответствующее сообщение, которое направляется лицу, представившему документы информацию приложение N 2 к письму ФНС России от 15. Уведомление об отказе в исполнении поручения подготавливается не позднее следующего рабочего дня со дня получения Поручения.
Одновременно, наличие оснований для частичного неисполнения не может рассматриваться в качестве причины для неисполнения Поручения в оставшейся части. Отказ в исполнении Поручения по иным, не указанным выше основаниям, а также уклонение иным способом от совершения Исполнителем действий по организации истребования документов информации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных отдельными письмами ФНС России в отношении крупнейших налогоплательщиков. Составление и направление Требования осуществляется в точном соответствии с полученным Поручением, за исключением пунктов, в исполнении которых отказано в соответствии с пунктом 3. К сформированному Требованию прилагается копия Поручения. В случае, если Требование направляется вручается на бумажном носителе, Поручение распечатывается Исполнителем и заверяется подписью должностного лица Исполнителя. При получении налоговым органом Уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов информации в связи с необходимостью продления срока представления документов информации в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса, Исполнитель, в течение двух рабочих дней со дня получения такого Уведомления принимает Решение о продлении об отказе в продлении сроков представления документов информации и в течении 1 рабочего дня уведомляет Инициатора о наступлении указанного события.
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 рабочих дней. Аналогично, указанные положения также подлежат применению в случае получения от налогоплательщика сообщения о том, что документы утрачены, не поступали, не составлялись, ранее были представлены в налоговый орган, и иных подобных случаях. В случае непредставления лицом истребованных документов информации Исполнитель по истечению срока представления документов информации , но не позднее 20 рабочих дней со дня, установленного для представления документов информации , средствами АИС "Налог-3" информирует Инициатора о невозможности полного частичного исполнения Поручения и принятых мерах.
Отчётность проверяют на соблюдение сроков сдачи, соответствие правилам заполнения декларации, а также сверяют с данными из других деклараций и расчётов самого налогоплательщика и с отчётностью его контрагентов. Основная цель камерального контроля — сделать так, чтобы налогоплательщики самостоятельно исправили ошибки, устранили нарушения и доплатили суммы налогов.
Расскажем о том, как камеральная налоговая проверка проводится в 2024 году, как оформляется результат и как его оспорить в случае необходимости. Порядок назначения камеральной проверки в 2024 году Порядок назначения и проведения камеральных проверок регулирует статья 88 НК РФ. Камеральная проверка проводится на территории инспекции. Для её проведения не требуется никаких специальных приказов. Представленная в налоговую первичная или уточнённая декларация уже является основанием для проверки.
Уведомление о начале камеральной проверки налогоплательщику не направляется. Как налоговая выбирает, кого проверять Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчётность. Повод для углублённой камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов. Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной: Маленькая налоговая нагрузка у организации по сравнению с другими такими же компаниями из этой отрасли. Убытки на протяжении нескольких налоговых периодов подряд.
Значительный размер налогового вычета. Примерно одинаковые доходы и расходы у ИП.
Можно даже провести тренинг. Проверьте документацию на предмет «лишней» Налоговики вместе с полицией имеют право изымать все необходимые документы.
Поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы ничего лишнего не попалось на глаза инспекторов. Если вы использовали «серые» схемы, вели расчеты мимо кассы, то все свидетельства подобных операций следует вывезти за пределы местонахождения компании Небо отрицательно относится к таким методам и не рекомендует предпринимателям проводить подобные действия. Если какие-то бумаги затерялись при переезде или смене главного бухгалтера, обязательно восстановите их. По самым «денежным» сделкам подготовьте не только подтверждающие документы, но и правовую позицию.
Любую передачу бумаг инспекторам фиксируйте, равно как и нарушения со стороны проверяющих. Позаботьтесь о сопровождении Если внутренних ресурсов не хватает для обеспечения ВНП, привлеките внешних консультантов, финансовых юристов или аудиторов. Сторонний специалист: сохранит голову холодной на протяжении всего мероприятия; проанализирует требования ФНС с точки зрения закона; выявит сильные и слабые стороны стратегии защиты налогоплательщика; зафиксирует нарушения, допущенные инспекторами; не позволит создать искусственную нагрузку на бизнес иногда инспекторы просят документы, которые не касаются предмета проверки, тем самым парализуя работу различных отделов. Грамотный специалист сможет выявить незаконные или избыточные требования, выстроит правильный алгоритм взаимодействия с ФНС.
Идите на контакт Находитесь в режиме рабочего взаимодействия с проверяющими и не противодействуйте им. Возможно, стоит добровольно пойти на «малую жертву» и признать часть нарушений, чтобы избежать внимания по остальным сделкам. Конечно, уплата налога после назначения проверки не избавит от штрафа, но будет учитываться как смягчающее обстоятельство для снижения величины такой санкции. Если ФНС запросили документы, не затягивайте с их представлением и уж точно не просите продлить срок.
Инспекторы могут расценить это как попытку скрыть важные финансовые доказательства. На практике это обычно оборачивается внезапными визитами вместе с полицией и выемкой бумаг. Коротко для предпринимателя Большая часть проблем при ВНП возникает из-за того, что компании в погоне за максимальной прибылью невнимательно относятся к документообороту. Чтобы избежать негативного сценария: Проверьте риски через сервис « Как меня видит налоговая ».
Проведите внутренний и внешний аудит. Восстановите утерянные документы, либо запросите их у контрагентов.
В результате аудиторы зафиксировали «существенное изменение» разницы в показателях выручки, доходов, налогов между двумя видами организаций до и после проведения контрольных мероприятий, следует из отчета. Величина влияния проверок на показатели деятельности различна в зависимости от размеров организаций и их принадлежности к отрасли экономики, отмечают аудиторы. Проверяемым компаниям крупного бизнеса, наоборот, удалось сохранить свое превосходство по выручке над непроверяемыми.
Отраслевой анализ показал, что наименьшее воздействие проверки оказывают на производственные компании, отмечают аудиторы, а фирмы, занятые в торговле, ощущают эффект от проверок в большей степени. В целом суммарная выручка крупных и средних организаций, обследованных Счетной палатой, росла в исследуемый период, а малого и микробизнеса — наоборот, снижалась, следует из отчета. В чем причины разного влияния проверок на бизнес По итогам 2022 года выездные налоговые проверки охватили лишь одного налогоплательщика в среднем на тысячу, подчеркивает ФНС в официальном комментарии к отчету Счетной палаты. Цель заключается в «незаметном» налоговом администрировании добросовестных налогоплательщиков, служба отказалась от фактора «внезапности» до открытия проверки предприниматель информируется о ней и может предоставить необходимые пояснения , а кроме того, совершенствование моделей взаимодействия с налогоплательщиками ведет к росту добровольных уточнений налоговых обязательств без проведения выездных налоговых проверок, указали в службе. Сама Счетная палата отмечает, что ее метод оценки влияния выездных налоговых проверок на финансовые результаты компаний не позволяет «дать точную оценку характера этого влияния», так как это «предмет отдельного самостоятельного исследования».
Однозначно говорить о том, что налоговые проверки наносят непоправимый ущерб деятельности компаний, будет некорректно, указывает аудитор Андрей Батуркин. Объяснением [влияния выездной проверки на выручку] может быть существенная личная вовлеченность собственников и руководителей микро-, малого и среднего бизнеса в проводимые мероприятия налогового контроля, в ущерб деятельности по развитию компании и продажи товаров, работ, услуг, предполагает советник BGP Litigation Денис Савин. Крупный же бизнес, как правило, может себе позволить иметь в штате и привлекать к сопровождению налоговых проверок, а также обжалованию налоговых претензий наиболее квалифицированных юристов и адвокатов, поясняет он.
Повторная выездная налоговая проверка
Важно, чтобы сотрудники могли четко объяснить, на какое юридическое лицо они работают. Заранее подготовиться к проверке получается не всегда. Чтобы проверить, есть ли в компании проблемы с документацией, можно заказать налоговый аудит. Аудиторы и налоговые юристы помогут оценить, может ли бизнес подпасть под выездную проверку, и расскажут, как избежать нарушений и штрафа. Возможные последствия проверки Если налоговая находит нарушения по итогам проверки, бизнес могут привлечь к трем видам ответственности: налоговой; административной; уголовной. Налоговая ответственность. Если компания или ИП не платит налоги вовремя и в полном объеме, это считается налоговым правонарушением. В этом случае предусмотрены штрафы. Если не заплатить недоимку, пени и штрафы добровольно, налоговая выставляет инкассовое поручение на расчетный счет.
Тогда банк станет автоматически списывать все поступающие деньги в счет погашения недоимки, пени, штрафа, пока он не будет выплачен. Если денег на счете не хватит, налоговая может взыскать недоимку с имущества компании или ИП, которые они используют в предпринимательских целях, через службу судебных приставов. Например, наличные деньги, деньги и драгоценные металлы в банках, машину или офис.
В частности, если запрос направляется в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то должна быть дополнительная ссылка на п. Из требования получатель должен определить, какие именно документы или информацию ему необходимо представить.
Указано на недопустимость корректировок требования по телефону, электронной почте или при направлении каких-то других документов, а также замены его на различные "просьбы" о представлении документов "на добровольной основе". Требование о представлении документов направляет та ИФНС, в которой налогоплательщик состоит на учете. Поэтому, если документы или информация нужны иной инспекции, она направляет в ИФНС по месту нахождения адресата поручение. На основании указанного поручения налоговый орган направит требование, а также именно он в дальнейшем будет контролировать исполнение требования, в т. Исполнение требования В части исполнения требований большинство рекомендаций ФНС России относится к внутриведомственному взаимодействию между налоговыми органами.
Но есть и положения, полезные для налогоплательщиков. Так, ФНС России указывает, что в случае поступления от налогоплательщика мотивированного обращения о невозможности представления документов в срок инспекция, которая направила требование, в течение 2 рабочих дней должна принять решение о продлении сроков либо об отказе в таком продлении. Эта же инспекция будет принимать решение о приостановлении операций по счетам за отсутствие квитанции о получении требования на это у инспекции есть 10 рабочих дней с даты истечения срока представления квитанции. Отменять решение о приостановлении операций по счетам также должна инспекция, направившая требование, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем передачи такой квитанции или днем представления документов.
Необходимо обращать внимание на то, как оформлен вызов. Если налоговиков заинтересовали дорогостоящие покупки, они чаще всего присылают уведомления с требованием их обосновать. Независимо от того, повестку или уведомление прислала ФНС, неявка в отделение может считаться административным правонарушением, за которое могут выписать штраф до тысячи рублей. Но штрафы возможны, только если налогоплательщик получил вызов в ФНС по почте заказным письмом или личный кабинет налогоплательщика.
Пообщаться с представителями ФНС стоит хотя бы для того, чтобы понять суть претензий и не лишать себя возможности защищаться, ведь в случае неявки налоговая может на своё усмотрение доначислять налог, пени и штрафы. Петр Гусятников старший управляющий партнер юридической компании PG Partner Гусятников отметил, что вопросы налоговой могут быть сняты, если предоставить данные о накоплениях или денежных подарках при наличии официального источника дохода.
Но не всех. Разбираемся, как работает этот механизм, на кого он распространяется и может ли налоговая списать деньги прямо с вашего банковского счета. Что изменилось До недавнего времени порядок уплаты налогов был такой: человек получал уведомление от налоговой заказным письмом, в личный кабинет налогоплательщика или на «Госуслугах» и отправлял деньги ФНС любым удобным способом. Теперь налоговая не будет ждать, пока вы заплатите, и сама спишет деньги. Здесь ФНС тоже подсуетилась и сама заранее открыла вам счет, он же — виртуальный кошелек. Проверить состояние своего единого налогового счета можно в личном кабинете на сайте ФНС России, — рассказал нам управляющий партнер и руководитель налоговой практики юридической компании Coleman Legal Services, председатель Комитета по налогам МГО «Опора России» Павел Зюков. Все налоги будут зачисляться на этот счет: это как счет в банке, примерно то же самое, — добавил юрист компании Benefactum Семен Кузнецов.
Порядок проведения налоговых проверок
В 2024 году налоговые органы могут проводить внеплановые документарные и выездные проверки, а также выездные обследования и контрольные закупки. уведомление о местонахождении юридического лица переплата в личном кабинете налогоплательщика лицевой счет налогоплательщика какие органы проверяют бизнес. Также выездная налоговая проверка является инструментом для реализации ФНС РФ принципа неотвратимости наказания налогоплательщиков в случае выявления нарушений. Они также будут отражаться на счету в личном кабинете, а пользоваться им можно будет так же, как и обычным банковским счетом. Подпишитесь и получайте новости первыми.