Новости президент избирается обеими палатами федерального собрания

Таким образом, в отрешении от должности Президента РФ участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. При отклонении федерального закона мотивы принятого Президентом решения должны быть сообщены обеим палатам Федерального Собрания. В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента.

Полномочия Президента РФ в законотворческом процессе и их реализация

Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данное государство отличается демократическим политическим режимом? На учредительном конституционном конгрессе была принята новая конституция страны, закрепившая демократические основы государства. Какая статья Обязательно должна быть представлена в конституции страны М? Какой политический режим установился в стране Z?

Конституция РФ устанавливает основания прекращения Президентом своих полномочий и порядок временного замещения этого поста ст. Здесь необходимо различать прекращение Президентом исполнения полномочий в связи с истечением срока, на который он был избран, и ранее данного срока. В первом случае Президент прекращает исполнять обязанности главы государства с момента принятия присяги вновь избранным Президентом. Досрочное прекращение исполнения Президентом обязанностей возможно в случае его отставки, то есть по личной инициативе, по решению Федерального Собрания инициатива депутатов Думы об отрешении его от должности; по не зависящим от воли Президента причинам - в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В течение трех месяцев после досрочного прекращения исполнения полномочий должны быть проведены выборы нового Президента. Отметим, что Конституция РФ урегулировала юридическую процедуру досрочного прекращения полномочий Президентом только по одному основанию - отрешению его от должности. Согласно ч.

В числе таких случаев могут быть длительная болезнь, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий, и смерть. Однако временно исполняющий обязанности Президента лишен ряда полномочий последнего: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Компетенция и акты Президента. Конституция РФ наделяет Президента страны важными и разнообразными полномочиями. Полномочия Президента по отношению к Правительству значительны. Именно он назначает Председателя Правительства и определяет состав последнего с согласия Государственной Думы , представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит перед ней вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; принимает решение об отставке Правительства. Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, что позволяет ему не только вести эти заседания, но и высказывать на них свое мнение, рекомендовать к принятию акты по основным вопросам внутренней и внешней политики государства. Осуществляя полномочия, связанные с функционированием законодательной власти, взаимодействуя с ней, Президент назначает выборы в Государственную Думу, реализуя таким образом принцип неприкосновенности государственной власти, а также вправе распустить ее. В соответствии с п. Конституция РФ дает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых Президент вправе распустить Государственную Думу, издав соответствующий акт: после трехкратного отклонения представленных им кандидатур на пост Председателя Правительства ч.

Одновременно Конституция фиксирует случаи, когда Президент не может распустить Государственную Думу: по основаниям, предусмотренным в ст. Право роспуска Президентом Государственной Думы не является абсолютным, так как он может реализовать его в строго ограниченных случаях. Что касается Совета Федерации, то Президент вообще лишен права его роспуска, ибо Конституция не предусматривает возможности прекращения его функционирования досрочно. Конституция РФ делегирует Президенту и определенные права в сфере законодательствования. Так, обладая правом законодательной инициативы, он вносит законопроекты в Государственную Думу п. Проекты законов, вносимые Президентом на рассмотрение Федерального Собрания, разрабатывают по его поручению Администрация аппарат Президента или Правительство. Иначе говоря, в этих законопроектах реализуется политика не только Президента, но и Правительства. Это своего рода двуединые законопроекты, на которые формально распространяются положения ч. Важными полномочиями обладает Президент и на завершающей стадии законотворческого процесса. Так, федеральный закон, принятый обеими палатами Федерального Собрания, в течение пяти дней должен быть направлен Президенту, которому Конституция отводит четырнадцать дней для его подписания и обнародования.

Если Президент не согласен с законом в целом или отдельными его частями, он может возвратить его в Федеральное Собрание на повторное рассмотрение с обоснованными возражениями. Если при повторном рассмотрении закон будет снова принят в прежней редакции квалифицированным большинством голосов обеих палат, Президент, несмотря на свое несогласие, обязан его подписать в течение семи дней и обнародовать. Следовательно, право вето Президента не абсолютно. Это право относительного отлагательного вето, причем он может использовать данное право в отношении лишь обыкновенных федеральных законов. Федеральные конституционные законы, которые принимаются, согласно ч. Наконец, к числу важнейших полномочий Президента в сфере законодательной инициативы относится право назначения референдума п. Референдум назначается им в порядке, установленном федеральным конституционным законом, и предполагает голосование избирателей по одному или нескольким предложенным вопросам, касающимся самых важных сторон государственной жизни о проекте новой Конституции, изменении отдельных ее положений и т. В сферу полномочий Президента в отношениях с Федеральным Собранием входит его право обращаться к обеим палатам с ежегодными посланиями п. Эти послания являются прежде всего политическими документами. Вместе с тем в них может содержаться программа законодательной деятельности Президента и Правительства, что вполне способно повлиять на законотворческий процесс палат.

Значительны полномочия Президента в области международных межгосударственных отношений. Конституционные положения, представляющие Президенту право определять основные направления внешней политики государства ч. Формы реализации президентской линии в международных отношениях - это обычно личные встречи Президента с главами иностранных государств и правительств, участие в региональных и международных конференциях, двусторонних и многосторонних переговорах, пресс-конференциях и т. Ведя переговоры и подписывая различного рода договоры и соглашения с иностранными государствами в этом случае главе государства не требуются специальные полномочия, он действует "по праву", то есть в силу собственного права , Президент как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина должен содействовать укреплению позиций России на международной арене, сохранению ее суверенитета, независимости и государственной целостности, защищать права и интересы российских граждан. Конституция Российской Федерации, в отличие от конституций ряда зарубежных стран, не содержит норм, ограничивающих деятельность Президента в сфере международных отношений, перечня вопросов, по которым он может или не может вести переговоры и подписывать договоры и соглашения. Конституция ничего не говорит и о том, должны ли договоры, заключенные Президентом, ратифицироваться Федеральным Собранием. Вместе с тем статья 106 Конституции гласит, что "обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров". Значит, заключаемый Президентом договор должен сначала рассматриваться в Государственной Думе и получить одобрение у абсолютного большинства Совета Федерации. Утвержденный Федеральным Собранием договор сопровождается ратификационной грамотой, которая подписывается Президентом. Как глава государства Президент представляет Россию в международных отношениях, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Прием Президентом верительных и отзывных грамот от аккредитуемых при нем дипломатических представителей означает, что с этого момента начинается соответственно исполнение или прекращение выполнения ими своих обязанностей на территории Российской Федерации. Полномочия Президента распространяются и на сферу судебной и правоохранительной деятельности. Так, он представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генерального прокурора Российской Федерации, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов. Президент осуществляет ряд полномочий, связанных с деятельностью Вооруженных Сил, Верховным Главнокомандующим которых он является по Конституции ч. Полномочия Президента в этих столь важных сферах определяются Конституцией в самом общем виде и конкретизируются в действующем федеральном законодательстве. Так, в соответствии со ст.

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева. Теория и практика применения». За это время практика применения вошла в некоторое противоречие с теорией? Если вести речь о толковании Конституции, то главный орган, который осуществляет толкование Конституции, это Конституционный суд России.

Он как раз является едва ли не главным каналом превращение доктрины, то есть теории в практику. Это ученые, всемирно известные, и они принимают разные решения. А то, что некоторые противоречия возникают, это на самом деле. Вот пример. С одной стороны, органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти, а с другой стороны, очевидно, что это часть публичной власти. У нас же нет другой власти, чем та, что определена статьей 3 Конституции: источником власти является народ, все они избраны народом, гражданами РФ. И вот Конституционный суд в течение нескольких лет формировал такую правовую позицию, окончательно ее определил, и она нашла отражение теперь в поправках в Конституцию о том, что и органы государственной власти, и органы местного самоуправления объединяет функциональное единство. Они же все созданы для того, чтобы обеспечить то, что у нас записано в статье 2 Конституции как высшая ценность — права и свободы человека. Президент часть своих полномочий, причем самых существенных, связанных с формированием правительства и силовых структур, передает палатам Федерального собрания. Мы остаемся в рамках формы правления «президентская республика».

И у нас система сдержек и противовесов корректируется, модернизируется, но при этом сохраняется президентская республика. Я напомню, Государственный совет уже есть. А то, что появляется еще один актор принятия государственных решений, это тоже показатель демократизации принятия самых высоких решений. Туда входят и до сих пор руководители регионов. Я полагаю, что основное предназначение этого органа, наверное, таким и останется. Это позволит лучше учитывать то, что происходит вдали от Москвы. И в этой части, я думаю, правильно предусмотрено Конституцией, что конкретное содержание будет определено федеральным законом. И будет решать законодатель конкретный функционал этого органа.

По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости. Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ является определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа. Нарушение положений закона, регулирующего вопросы неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей. Вопрос о лишении членов Совета Федерации и депутатов ГосударственнойДумы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление. Палаты рассматривают это представление в порядке, установленном Регламентом соответствующей палаты, принимают по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в Совете Федерации, в Государственной Думе вправе участвовать соответственно член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление. О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания. Особый порядок привлечения депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, составляет одну из существенных черт парламентского иммунитета. Из Конституции РФ следует, что неприкосновенность парламентария не означает егоосвобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращению в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, а с другой - нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных Конституцией РФ, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствии с положениями УК и УПК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Вместе с тем это не означает лишения парламентария неприкосновенности. Следственные действия в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы должны осуществляться под непосредственным надзором Генерального прокурора РФ, ибо именно он вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении парламентария неприкосновенности. Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов не примет на основании имеющихся материалов решения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о его предании суду снимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может иметь места. Федеральное Собрание, согласно части 1 статьи 99 Конституции, является постоянно действующим органом. Его деятельность регулируется регламентами, принимаемыми каждой палатой отдельно. Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами: -самостоятельность палат — каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены, отсутствует подчиненность; -неодинаковая компетенция — к их ведению относятся, в основном, разные вопросы; -различный порядок формирования палат. Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Нижняя палата — Государственная Дума — призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают отдельно. Конституция часть 3 статьи 100 предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний да и то не обязаны : во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств. В статье 101 Конституции РФ рамочно закреплены принципы внутреннейорганизации работы палат парламента, а детализированы и конкретизированы они в Регламенте Совета Федерации и Регламенте Государственной Думы. Так, часть 1 статьи 101 указывает, что Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, однако сам порядок избрания не ясен. В соответствии же с Регламентом Совета Федерации процедура избрания Председателя включает два тура тайного голосования. Председатель считается избранным, если за него было подано не менее половины голосов общего числа членов Совета Федерации. В Конституции также ничего не сказано относительно того, какое число заместителей могут иметь Председатели палат Федерального Собрания. Регламенты палат устанавливают, что количество заместителей устанавливается самой палатой.

Полномочия Федерального Собрания РФ

1. Президент избирается обеими палатами Федерального собрания –. 1) президент избирается членами обеих палат парламента – неверно, в президентской республике президент избирается посредством всенародного голосования. Парламенту предстоит реализовать свои конституционные полномочия, установленные в 2020 году поправками к Основному закону и одобренные по итогам общероссийского голосования. Президент избирается парламентом форма правления государства. Палаты Федерального Собрания.

Лекция 8: «Глава государства в зарубежных странах»

В связи с этим Президент наделен следующими полномочиями: — отменять постановления и распоряжения Правительства, другие акты органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам; — приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам или нарушения прав и свобод человека; — обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии федеральных законов, нормативных актов, принятых федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ Конституции РФ; — использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. Президент фактически выступает арбитром между различными ветвями власти, не будучи включен ни в одну из подсистем государственных органов законодательную, исполнительную и судебную. Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» подробно определяется порядок избрания главы государства. Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей не менее 100 человек , избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором ре большее число голосов избирателей, чем его соперник. Президент РФ вступает в должность по истечении 4 лет со дня вступления в должность предыдущего главы государства, а при проведении досрочных выборов — на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в случаях: 1 добровольного ухода со своего поста отставки ; 2 стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия однако закон, который устанавливал бы процедуру и критерии признания факта наличия стойкой неспособности, до сих пор не принят ; 3 отрешения от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Полномочия Президента закреплены в четвертой главе Конституции РФ. Условно их можно разделить на несколько групп. Полномочия Президента в законодательном процессе: а обладает правом законодательной инициативы может вносить законопроекты в Государственную Думу ; б обладает правом вето может отклонить закон ; в подписывает и обнародует законы; г назначает референдум; д назначает выборы Государственной Думы — одной из палат высшего законодательного органа — и может распустить ее в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Полномочия Президента в области внешней политики и международных отношений: а осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в подписывает ратификационные грамоты; г принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Полномочия Президента в сфере обеспечения обороны и безопасности страны: а является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами; б вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; в утверждает военную доктрину РФ. Полномочия Президента в сфере регулирования правового статуса граждан: а решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища; б награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные, высшие воинские и высшие специальные звания; в осуществляет помилование.

В России высшим органом законодательной власти парламентом является Федеральное Собрание. Согласно статье 94 Конституции РФ «федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации». В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Они делегируются в Совет Федерации субъектами РФ.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на 5 лет.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, выбираемых на прямых выборах по смешанной избирательной системе. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти. Севастополь , Херсонская и Запорожская области , 178 членов Совета Федерации. Также в Совет Федерации имеют право войти представители Российской Федерации, назначаемые Президентом России , не более 30 человек, из них не более семи могут быть назначены пожизненно. Также право на пожизненное место в Совете Федерации получают бывшие президенты России.

Такие права в составе Совета Федерации пока ещё не реализованы [6]. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — пять лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет, но при этом члены Совета Федерации — представители от субъектов Российской Федерации — наделяются полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации [7]. Как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Читайте также:Путин отметил 30-летие Конституции встречей с судьями Конституционного суда После этого Путин напомнил, что на недавней встрече с руководством думских фракции обсуждалась историческая преемственность нынешней Госдумы с Думой начала XX в. Можно вспомнить и новгородское вече, а также органы представительной власти и в других землях, сказал Путин. В последние годы работа федерального парламента и региональных заксобраний стала «более профессиональной», сказал Путин, а поправки в Конституцию 2020 г. После этого президент поблагодарил депутатов и сенаторов за солидарную позицию по большинству вопросов, прежде всего по принятию законов для поддержки участников спецоперации и их семей. Отдельно Путин поприветствовал в зале председателей законодательных собраний новых регионов. Завершил свою речь президент тем, что еще раз поздравил законодателей с 30-летием Федерального собрания и Конституции.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что принятие Конституции открыло новый этап в развитии страны и за 30 лет страна прошла непростой, но созидательный путь. По ее словам, сильная президентская власть, закрепленная в Конституции, стала «не только вакциной от политических кризисов, но и гарантировала нам реальный суверенитет и, что особенно важно, обеспечила условия для возвращения в состав России исторических земель благодаря воле нашего президента». Матвиенко сказала, что Совет Федерации за 30 лет рассмотрел более 10 000 законов. Поправки же в Конституцию 2020 г.

Федеральное собрание, как институт конституционной демократии презентация

Значение этих полномочий Президента и верхней палаты парламента определяется не только важностью судейских должностей, но и соотношением сил между ветвями власти, сложившимся из-за данной процедуры. Здесь судебная власть становит- ся объектом противостояния двух других ветвей власти. Государственная Дума исключена из процесса назначе- ния судей высших федеральных судов России как фактичес- кий законодатель, передающий принятые им законы для одобрения в Совет Федерации и, в дальнейшем, для их промульгирования Президентом. С одной стороны, не дело нижней палаты парламента, определяющей содержание зако- нов, еще и назначать судей, которые будут применять эти законы или оценивать их конституционность. Верхняя же палата российского парламента обладает контрольными полномочиями в законодательном процессе, и именно ей отведена решающая роль в механизме назначения судей высших федеральных судов. С другой стороны, представи- тельным органом Российской Федерации ст. Особый вопрос - о формировании Конституционного Су- да.

В современной доктрине конституционализма конститу- ционные суды, действующие по европейской модели, счита- ются своего рода "суперзаконодателем", стоящим в меха- низме правового регулирования над официальным законода- телем. И для того, чтобы этот "суперзаконодатель" не превращался в некий аристократический элемент в системе разделения властей, в большинстве европейских стран в назначении судей конституционного суда в той или иной мере участвуют обе палаты парламента как представитель- ные органы исключения: в Бельгии монарх назначает судей, избранных верхней палатой; в Греции существует особая процедура назначе- ния и выбора кандидатов, в которой парламент напрямую не участвует 18. Причем встречаются такие процедуры, когда судьи конституционного суда назначаются президен- том Австрия, Чехия, Словакия по предложению палат парламента и правительства, и такие, когда судьи изби- раются в равном числе палатами парламента ФРГ. Во Франции Конституционный совет состоит из 9 членов, наз- начаемых в равных долях Президентом, Председателем Се- ната и Председателем Национального собрания, а также бывших Президентов республики. Но наиболее удачным представляется итальянский вариант, когда конституцион- ный суд формируется в равных долях законодательной властью обеими палатами парламента на совместном засе- дании , исполнительной номинальным главой государства, но при условии контрасигнатуры назначения главой прави- тельства и судебной высшими судебными органами общей и административной юрисдикции , что является более точ- ным отражением роли конституционной юрисдикции по отно- шению к другим высшим органам государственной власти. Stark u.

Baden-Baden, 1986. Конкретная процедура назначения судей высших федераль- ных судов установлена в Регламенте Совета Федерации. Кандидатуры, представленные Президентом, сначала обсуж- даются в Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам ст. Председа- тель Комитета знакомит членов Совета Федерации с заклю- чением Комитета на заседании верхней палаты Федерально- го Собрания ст. Для назначения каждая из канди- датур должна набрать "большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации" ч. В против- ном случае, Президент в двухнедельный срок должен представить новую кандидатуру на вакантную должность ч.

Кроме того, предусмотрены консультации Совета Федерации и Президента с целью преодоления раз- ногласий ч. Если же кандидатура, представ- ленная Президентом для назначения судьей Конституцион- ного Суда, набрала нужное количество голосов, то изб- ранный кандидат приносит торжественную присягу на засе- дании Совета Федерации ст. Текст присяги содержится в ст. Совет Федерации играет решающую роль, но он связан кандидатурами, представляемыми Президентом. Таким обра- зом, Президент, глава государства и федеральной испол- нительной власти, играет определяющую роль: Совет Феде- рации не может назначить судью, кандидатура которого не представлена Президентом. Сколько бы Совет Федерации ни отклонял конкретные кандидатуры, он все равно будет назначать только тех, кого Президент федеральная ис- полнительная власть желает видеть на высших судейских должностях.

В то же время назначаются только те канди- датуры Президента, которые устраивают и Совет Федера- ции, наполовину состоящий из глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому фактически Пре- зидент и Совет Федерации оказываются вынужденными рано или поздно прийти к консенсусу, и судьями будут назна- чаться не столько "пропрезидентские", сколько нейтраль- ные кандидаты. Итак, должностные лица исполнительной власти, в частности, главы региональной исполнительной власти, формируют высшие органы судебной власти, то есть те органы, которые должны осуществлять судебный конт- роль за деятельностью исполнительной власти. Это еще одно свидетельство приоритета исполнительной власти в российской системе разделения властей. Назначение судей федеральных судов в России в целом содержит определенный механизм "противовесов" в системе разделения властей "по вертикали" между органами влас- ти Российской Федерации и субъектов Федерации. Судьи высших "центральных" судов назначаются палатой парла- мента, состоящей из представителей субъектов Федерации, а судьи остальных федеральных судов, действующих в субъектах Федерации, - федеральным Президентом см.

Назначение Генерального прокурора Российской Федерации Конституция предоставляет Совету Федерации право назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ п. Кандидатура на долж- ность Генерального прокурора и предложение об освобож- дении его от должности представляются Президентом п. Процедура назначения Генерального прокурора содер- жится в Регламенте Совета Федерации и во многом схожа с назначением судей высших федеральных судов. Освобожде- ние Генерального прокурора происходит на тех же услови- ях: по предложению Президента ст. Участие Государственной Думы в вопросе назначения и освобождения от должности Генерального Прокурора России не представляется необходимым. Прокуратура России поте- ряла значительную часть своих полномочий по сравнению с союзным законодательством.

Прежде всего, это положение о том, что "проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер проку- рором" ч. Ранее данные проверки могли проводиться прокуратурой и по собственной инициативе. Кроме того, значительно уменьшены права прокуратуры, предоставленные ей для осуществления своих функций. Конституция, не определив полномочия, организацию и по- рядок деятельности прокуратуры и оставив разрешение данных вопросов на усмотрение федерального закона, тем самым низвела прокуратуру до уровня второстепенного го- сударственного органа. Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что вопрос назначения Генерального прокурора не оказывает существенного влияния на отноше- ния между законодательной и исполнительной ветвями власти. Назначение выборов Президента и Государственной Думы Особые взаимоотношения между законодательной и ис- полнительной ветвями государственной власти складывают- ся по вопросам назначения президентских и парламентских выборов.

Конституция закрепила своеобразный порядок, при котором каждая из ветвей власти определяет дату вы- боров своего оппонента. Пункт "а" ст. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Феде- рального Собрания Российской Федерации" определил да- той, на которую Президент назначает парламентские выбо- ры, первое воскресенье после окончания предшествующей легислатуры. На первый взгляд, Президент обязан назначать выборы, и четко зафиксированная законом дата подтверждает этот вывод. Однако в этом же Законе предусматривается ситуа- ция, когда Президент не назначает парламентские выборы. Если, за четыре месяца до дня выборов, Президент не из- дает указ об их назначении, его полномочия переходят к Центральной избирательной комиссии, которая обязана назначить выборы на первое воскресенье месяца, следую- щего за месяцем, в котором истекают полномочия Госу- дарственной Думы ст.

Следовательно, назначение выборов нижней палаты Федерального Собрания не является исклю- чительной обязанностью Президента, поскольку закон зак- репляет за ним возможность проигнорировать данную про- цедуру. Центризбирком вполне может заменить главу госу- дарства в этом вопросе, и парламентские выборы будут назначены без его участия. Подобная ситуация сохраняется и при досрочных выбо- рах в Государственную Думу. Казалось бы, ч. Однако Закон о выборах депутатов Госу- дарственной Думы допускает возможность бездействия Пре- зидента и обязывает Центризбирком провести выборы в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Думы. Подобное дублирование действий Президента Центриз- биркомом свидетельствует о своеобразном толковании Конституции, в которой такая возможность не предусмот- рена.

С другой стороны, необходимо отметить, что подоб- ная ситуация сохраняется и при назначении выборов Пре- зидента, следовательно, речь не идет о каком-либо ущем- лении одной из ветвей власти.

Он вносит законопроекты в Госдуму, подписывает и обнародует федеральные законы, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране. Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и российскому законодательству. С 2004 г. Глава государства осуществляет руководство внешней политикой страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, а также ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии президент вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. При необходимости он вправе ввести на всей территории России или в отдельных ее регионах чрезвычайное положение, поставив в известность обе палаты Федерального собрания. Военное положение в РФ ни разу не вводилось. Чрезвычайное положение вводилось в 1991 г. В исключительной компетенции высшего должностного лица государства — решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

Только он имеет право награждать государственными наградами РФ, присваивать почетные, высшие воинские и высшие специальные звания, а также осуществлять помилование. Как высшее должностное лицо президент обладает неприкосновенностью. Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным президентом. Он досрочно может прекратить исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Последняя процедура импичмент осуществляется Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях главы государства признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В случае неспособности президента исполнять свои обязанности их временно исполняет председатель правительства премьер-министр. Но он не имеет права распускать Госдуму, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Выборы президента должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Нынешний институт президентства основан на Конституции 1993 г. После 1917 г.

Указы и законы подписывались его председателем. На самом деле реальная власть в стране принадлежала партийной верхушке. Первым лицом в любой союзной республике был первый секретарь ЦК ее компартии. При Горбачеве в 1989 г.

Для кандидатов, выдвигавшихся от непарламентских партий, установлен порог в 100 тыс. Также 2 мая 2012 года в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми пассивного избирательного права т. Претендентов на высший пост в стране также обязали сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера. В 2014 году, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 года, было отменено положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений. Взамен установлено, что такое ограничение перестает действовать через 10 лет со дня снятия или погашения судимости для совершивших тяжкие преступления, через 15 лет для совершивших особо тяжкие преступления.

Кроме того, в закон о выборах главы государства была внесена поправка, позволяющая перенести дату выборов на неделю вперед. В результате появилась возможность назначить выборы президента 2018 года на 18 марта — день, когда в 2014 году был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией. Изменения в законодательстве в 2020-е годы 14 марта 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении в Конституцию РФ изменений, одобренных впоследствии в ходе общероссийского голосования 1 июля. В результате были ужесточены требования к кандидатам на пост президента РФ. Ценз оседлости был увеличен с 10 до 25 лет. Кроме того, у кандидатов не должно быть иностранного гражданства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другого государства, не только на момент выборов, но и когда-либо ранее. При этом требование об отсутствии иностранного гражданства не распространяется на граждан РФ, имевших ранее гражданство государств, которые полностью или частично вошли в состав России. Один и тот же человек, согласно поправкам в конституцию 2020 года, не может быть избран президентом более двух раз ранее — двух раз подряд. Однако это ограничение не распространяется на лиц, занимавших пост главы государства до или во время вступления в силу поправок в основной закон.

Число президентских сроков до 2020 года для них не учитывается.

В результате были ужесточены требования к кандидатам на пост президента РФ. Ценз оседлости был увеличен с 10 до 25 лет. Кроме того, у кандидатов не должно быть иностранного гражданства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другого государства, не только на момент выборов, но и когда-либо ранее. При этом требование об отсутствии иностранного гражданства не распространяется на граждан РФ, имевших ранее гражданство государств, которые полностью или частично вошли в состав России. Один и тот же человек, согласно поправкам в конституцию 2020 года, не может быть избран президентом более двух раз ранее — двух раз подряд.

Однако это ограничение не распространяется на лиц, занимавших пост главы государства до или во время вступления в силу поправок в основной закон. Число президентских сроков до 2020 года для них не учитывается. Документом было установлено, что решение о применении ДЭГ на федеральных выборах принимает Центризбирком, он же устанавливает требования для электронных систем голосования. Также 23 мая 2020 года в законы были внесены поправки о запрете баллотироваться на пост президента гражданам, осужденным к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных 50 различными статьями Уголовного кодекса РФ преступления средней тяжести, в частности связанные с экстремизмом. Для таких граждан ограничение пассивного избирательного права действует на период до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости. Поправки в законодательство позволили проводить выборы в течение нескольких дней подряд но не более трех в избирательных кампаниях любого уровня.

Кандидаты, выполняющие функции иностранного агента, или аффилированные с иноагентами, должны сообщать о своем статусе во всех официальных документах и агитационных материалах. Соответствующая поправка в закон о выборах президента РФ была внесена 14 ноября 2023 года. Решение о проведении выборов на территориях, где действует военное положение, принимает ЦИК на основании предложений главы соответствующего региона и после консультаций с Минобороны и ФСБ РФ. Популярное за сутки.

Какими полномочиями обладает президент России

Глава государства поблагодарил депутатов и сенаторов за своевременное принятие решений по социальным обязательствам. В том числе Путин призвал продолжить активную работу парламентской группы по вопросам специальной военной операции. Он добавил, что регулярно получает от коллег доклады и содержательные предложения, многие из них, которые касаются социальной, правовой защиты участников и ветеранов боевых действий, уже «обрели силу закона». RU «Перед нами много задач, они требуют постоянного внимания, дополнительных решений и, конечно, эффективного законодательного обеспечения на федеральном и региональном уровне, — подчеркнул российский лидер. Именно из ее уст прозвучал главный посыл всего вечера: «Думаю, что выражу наше общее мнение, сказав, что главным политическим событием уходящего года стало решение Владимира Владимировича Путина баллотироваться на должность президента Российской Федерации. Это действительно ответственный, лидерский шаг, который придает всем нам уверенности в том, что Россия сильная, единая, сплоченная, обязательно продолжит свой путь к победе». RU Она выразила мнение, что россияне понимают, в «какое ответственное время довелось жить и служить Отечеству и какие беспрецедентные возможности сегодня открываются перед нашей страной». Для этого, по ее словам, стране необходим сильный лидер, пользующийся доверием и уважением граждан.

В стороне не остался и спикер Государственной думы Вячеслав Володин. Выступление Путина на Совете законодателей следует рассматривать как элемент предвыборной кампании, однако глава государства не пытается найти поддержку в лице российских законотворцев, считает ведущий эксперт Центра политической конъюктуры Михаил Карягин. RU «Сейчас ставится вопрос не просто голосования за Путина, а значимость поддержки действующего курса власти, — утверждает Карягин. И за счет таких встреч, в том числе с главами фракций и законодателями, проводится демонстрация полного единения, консолидации по вопросам государственной политики». С его мнением согласен и политолог, глава компании «МаркКом» Сергей Маркелов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Слайд 31 Практика конституционного правосудия Рассматривая дело о толковании ч.

С другой стороны, в ст. Вследствие системной взаимосвязи этих норм возникла неопределенность в следующем вопросе: распространяется ли 14-ти дневный срок на механизм принятия федеральных законов, которые подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации? Слайд 32 Практика конституционного правосудия Конституционный Суд РФ установил, что 14-ти дневный срок распространяется на указанные случаи, но лишь в том смысле, что Совет Федерации должен начать рассмотрение законопроекта и не обязан его завершить в течение этого времени. Причем данное толкование не распространяется на принятие других федеральных законов, которые рассматриваются по инициативе Совета Федерации и не перечислены в ст. С формальной стороны вопрос заключался в толковании конституционных терминов «принятый федеральный закон» и «установленный порядок». По сути, основным предметом спора послужило расхождение в позициях главы государства и палат парламента по вопросу об их действиях в законодательном процессе. Слайд 34 Практика конституционного правосудия Государственная Дума считала, что если Совет Федерации не рассматривал федеральный закон или отклонил, но Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации , именно Государственная Дума несет публично-правовую обязанность направления закона Президенту РФ для подписания и обнародования. По мнению Президента РФ, направлять ему законы для промульгации должен Совет Федерации за исключением случая, когда Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации.

Наконец, Совет Федерации исходил из презумпции своего обязательного участия во всех стадиях законодательного процесса, особенно при отклонении закона президентом страны. Слайд 35 Практика конституционного правосудия Конституционный Суд РФ установил, что принятый федеральный закон должен направляться главе государства той палатой Федерального Собрания, в которой завершается соответствующая стадия законодательной процедуры. Слайд 36 Практика конституционного правосудия Кроме того, Государственная Дума обратила внимание на неясность в вопросе о том, можно ли считать «отклонением» федерального закона распространенный на практике институт его возвращения главой государства в парламент без рассмотрения? Конституционный Суд РФ установил, что мотивы принятого Президентом РФ решения об отклонении федерального закона должны быть сообщены палатам Федерального Собрания. Президент РФ может воспользоваться своим правом вето в течение определенного срока 14 дней , пропуск этого срока лишает главу государства права на отклонение федерального закона. Президент РФ обязан подписать федеральный закон, если его вето преодолено квалифицированным большинством голосов в каждой из палат Федерального Собрания. Слайд 37 Практика конституционного правосудия Однако Президент РФ обладает рядом контрольных полномочий в законодательном процессе. Если имелись нарушения порядка принятия федерального закона и эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат и само принятие закона, данный акт не является «принятым» по смыслу Конституции РФ.

Следовательно, Президент РФ вправе возвратить такой законопроект и это не будет считаться его «отклонением». В частности, конституционной оценки потребовали нормы регламента Правительства РФ, которые наделили аппарат высшего исполнительного органа правом возвращения субъектам права законодательной инициативы законопроектов с указанием причин невозможности составить финансово-экономическое заключение.

Комитеты — постоянные структурные подразделения палат, создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности. Совет Федерации состоит из 11 комитетов, Государственная Дума имеет 28 комитетов.

Перечень комитетов и комиссий, порядок их создания, численность закреплены в Регламенте каждой из палат. Регламенты предусматривают важнейшие парламентские процедуры. Понятие «парламентские процедуры» включает в себя порядок работы парламента каждой из его палат , которая состоит из сессий, пленарных заседаний, заседаний комиссий, комитетов. Что такое сессия парламента?

Федеральное Собрание РФ действует не в порядке кратковременных периодических сессий, а является постоянно действующим органом т. Что представляет собой пленарное заседание парламента? Пленарные заседания — это собрания членов парламента его палат , которые проводятся в установленном законом порядке. Их условно можно разделить на организационные проводятся сразу после выборов, регулируются Конституцией ч.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства.

Глава 5. Федеральное Собрание

Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают отдельно. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания. Исходя из этого Федеральное Собрание поддержало инициативу Президента РФ по профессионализации палаты и приняло федеральный закон, определяющий иной порядок формирования Совета Федерации.

Содержание

  • Правительство подотчетно парламенту
  • Функции и полномочия Президента РФ
  • Похожие презентации
  • Задача по теме: "Форма государства"
  • Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей»

AZ-libr.ру

1. Президент избирается обеими палатами Федерального собрания — 2. Президент избирается сроком на 6 лет — 3. Президент не может отправить в отставку правительство — 4. Президент единолично осуществляет законодательную власть — 5. Была также отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории «А» (президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов. Завершил свою речь президент тем, что еще раз поздравил законодателей с 30-летием Федерального собрания и Конституции. Президент РФ Владимир Путин принял участие в заседании Совета законодателей, на котором поздравил депутатов Госдумы и сенаторов с 30-летием Федерального Собрания РФ. Поправки в Конституцию, внесенные в 2020 году, расширили полномочия обеих палат Федерального Собрания и существенно укрепили их влияние и статус.

Как менялись правила выборов президента России

Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания главой государства. По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование - федеральный референдум. Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях: если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства; если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству; если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром. Суды и прокуратура Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного судов. Также ему принадлежит право напрямую назначать судей других федеральных судов. В прокуратуре России к компетенции президента относится назначение и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ и др. Кроме того, глава государства представляет Совету Федерации для утверждения кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

Другие полномочия Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к властям страны. Президент имеет право своими указами осуществлять помилование осужденных, т. К компетенции главы государства также относится награждение граждан России орденами и медалями, а также присвоение высших воинских и высших специальных званий. Процедура импичмента отрешения от должности Согласно Конституции, президент обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношении высшего должностного лица выдвигает Госдума для этого требуется две трети голосов депутатов , затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации не менее двух третей голосов в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.

Депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением им своих полномочий, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда. При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением им своих полномочий, не облагаются подоходным налогом. Депутату Государственной Думы возмещаются расходы, связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им своих полномочий.

Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение парламентариям предоставляется на условиях, установленных для членов Правительства РФ. Каждому члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей палаты предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений в связи с осуществлением парламентариями своих полномочий пересылаются передаются , обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Расходы по использованию средств связи организаций в связи с осуществлением депутатами своих полномочий возмещаются организациям за счет федерального бюджета. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на территории РФ имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси.

Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение часа предоставлять членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы отдельный номер. Депутату Государственной Думы, не имеющему в городе Москве жилой площади, предоставляется служебная жилая площадь для проживания, в том числе с членами семьи, которую он обязан освободить не позднее одного месяца со дня прекращения его полномочий. Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, оплачиваются за счет федерального бюджета.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладаютнеприкосновенностью. Неприкосновенность парламентский иммунитет , закрепленная в статье 98 Конституции РФ, - один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности.

Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым - парламента, их самостоятельности и независимости. Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ является определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа. Нарушение положений закона, регулирующего вопросы неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи, а также на принадлежащие им документы.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей. Вопрос о лишении членов Совета Федерации и депутатов ГосударственнойДумы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой.

Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление. Палаты рассматривают это представление в порядке, установленном Регламентом соответствующей палаты, принимают по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы.

В рассмотрении вопроса в Совете Федерации, в Государственной Думе вправе участвовать соответственно член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, в отношении которых внесено представление. О прекращении уголовного дела либо о вступившем в законную силу приговоре суда в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы орган дознания, следователь либо суд в трехдневный срок сообщают соответствующей палате Федерального Собрания. Особый порядок привлечения депутата к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, составляет одну из существенных черт парламентского иммунитета.

Из Конституции РФ следует, что неприкосновенность парламентария не означает егоосвобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращению в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, а с другой - нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных Конституцией РФ, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствии с положениями УК и УПК РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Вместе с тем это не означает лишения парламентария неприкосновенности. Следственные действия в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы должны осуществляться под непосредственным надзором Генерального прокурора РФ, ибо именно он вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении парламентария неприкосновенности. Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов не примет на основании имеющихся материалов решения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о его предании суду снимается.

Выдвигать кандидата на пост Президента России могут политические партии, избирательные блоки, а также граждане в порядке самовыдвижения. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 2 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс.

Выборы Президента РФ признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей. В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия РФ через 21 день назначает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента РФ считается кандидат, получивший большее число голосов избирателей, при условии, что эта цифра больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

Избранный Президент РФ вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией результатов выборов. При вступлении в должность Президент приносит присягу, текст которой содержится в ст. С момента принесения присяги Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей.

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. Президент РФ: является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ обладает неприкосновенностью Полномочия Президента РФ очень обширны, особенно они проявляются во взаимодействии главы государства со всеми ветвями власти и субъектами РФ.

Президент и Федеральное Собрание. Президент РФ. Роспуск Государственной Думы возможен в случаях: — трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства; — двукратного выражения недоверия Правительству в течение трех месяцев; — отказа Государственной Думы в доверии Правительству.

В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом: — в течение года после ее избрания; — с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; — в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; — в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Президент и Правительство имеет право председательствовать на заседаниях Правительства; принимает решение об отставке Правительства; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министерств; назначает Председателя Центрального банка и ставит вопрос перед Государственной Думой о его освобождении; имеет право отменить постановление Правительства.

Амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, освобождаются от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, освобождаются от наказания полностью, либо назначенное им наказание сокращается или заменяется, либо они освобождаются от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии снимается судимость. Проект постановления об объявлении амнистии вносится в Думу и рассматривается, принимается и обнародуется ею в порядке и сроки, установленные для внесения и рассмотрения законопроектов. Полномочия Совета Федерации: 1 утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; 2 утверждение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения; 3 решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории; 4 назначение выборов президента; 5 отрешение президента от должности; 6 назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда; 7 назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора. Возможность изменения границ между субъектами Федерации предусмотрена ч.

Однако помимо этого взаимного согласия требуется еще согласие Совета Федерации, которое проявляется в форме утверждения договора или соглашения, заключенного заинтересованными субъектами Федерации по поводу изменения границы между ними. Если Совет Федерации откажет в утверждении, договор или соглашение между субъектами РФ считается несостоявшимся. Для рассмотрения Советом Федерации вопроса об утверждении изменения границ между субъектами РФ в Совет представляются: — соглашение договор об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов Федерации и утвержденное законодательными представительными органами государственной власти этих субъектов Федерации; — обоснование изменения границ, согласованное субъектами Федерации пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения границ между субъектами РФ, сведения о передаваемых территориях, перечень расположенных на них административно-территориальных и муниципальных образований, результаты выявленного в соответствии с законодательством субъектов РФ мнения населения, проживающего на передаваемых территориях, по данному вопросу ; — карта местности с нанесенными на ней линией границы между субъектами Федерации и предлагаемой линией границы между ними, описание границ. В соответствии со статьями 88 и 87 Конституции РФ и в порядке, определяемом соответствующими федеральными конституционными законами, прези-дент в установленных случаях на определенный период времени вводит в РФ или на части ее территории военное либо чрезвычайное положение и незамедлительно сообщает об этом палатам Федерального Собрания. При этом Государственная Дума принимает указ президента к сведению, а Совет Федерации утверждает или не утверждает его. Вопрос об утверждении указа президента о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов а указ о введении чрезвычайного положения — в течение 72 часов с момента его получения. Председатель палаты обязан обеспечить сбор сенаторов в максимально короткие сроки, а сами сенаторы в случае обнародования указа должны прибыть и без специального вызова.

Решение об утверждении указа Президента принимается большинством членов Совета Федерации. В случае, если указ Президента не был поддержан большинством членов палаты, указ прекращает свое действие о введении военного положения — со следующего дня после принятия решения палатой, о введении чрезвычайного положения — по истечении 72 дней с момента обнародования. Режим военного положения формально не ограничен каким-либо сроком и, соответственно, не предполагает механизм продления. Режим чрезвычайного положения устанавливается временно и его продление допускается в том же порядке, что и утверждение первого указа О введении военного чрезвычайного положения более подробно см. Механизма преодоления позиции Совета Федерации по вопросу военного или чрезвычайного положения не предусмотрено, что еще раз подчеркивает ведущую роль представительной власти в решении данного вопроса. Следует отметить тот факт, что в августе 2008 г. Как уже отмечалось, к ведению второй палаты — Совета Федерации — отнесено назначение на должность высших судей.

С 2009 г. Внесение кандидатур на должности судей всех трех высших судебных органов осуществляется Президентом РФ. Сами члены Совета Федерации не имеют возможности самостоятельно выдвигать кандидатуры на указанные должности. Они могут вносить предложение о кандидатуре на имя главы государства, но решение о выдвижении кандидатуры принимается президентом единолично. В случае, если предложенная кандидатура не набрала необходимого большинства голосов, Президент вправе предложить новую кандидатуру, в том числе повторно представить к назначению кандидата, не получившего поддержки в Совете Федерации. Никаких негативных правовых последствий для Совета Федерации отклонение представленных кандидатур не влечет. В политическом плане исключительность данного полномочия обусловлена особым положением, которое Генеральная прокуратура занимает в системе государственных органов.

Она не отнесена ни к одной из классических ветвей власти, более того, некоторые исследователи называют ее четвертой ветвью власти. В отличие от высших судебных органов, где Совет Федерации только назначает судей прекращение полномочий судей находится вне компетенции палаты , Генеральный прокурор и назначается, и освобождается от должности только палатой. Выбор кандидата на должность Генерального прокурора и решение об освобождении от нее остаются полностью в ведении главы государства. В тех случаях, когда позиция Президента РФ и Совета Федерации не совпадали, вопрос о должности Генерального прокурора оставался открытым в течение многих месяцев или даже лет[7]. На практике большие проблемы возникли и с реализацией права Совета Федерации по освобождению генерального прокурора от должности. После отказа Совета Федерации снять с должности Генерального прокурора Ю. Скуратова 7 февраля 1999 г.

Скуратова было возбуждено уголовное дело и указом Президента он был отстранен от занимаемой должности на период расследования.

Цель поправок к Конституции — совершенствование «публичной власти» в России

2) Президент страны избирается обеими палатами парламента на пятилетний срок. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания. Путин напомнил, что внесенные в 2020 году поправки в Конституцию в том числе расширили полномочия обеих палат Федерального собрания, существенно укрепили их влияние и статус в единой системе публичной власти. Карягин также объяснил важность поддержки президента обеими палатами Федерального собрания.

Слайды и текст этой презентации

  • Лекция 8: «Глава государства в зарубежных странах»
  • Почему полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема?
  • Органы государственной власти. Президент
  • Порядок вступления в должность Президента РФ

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий