Советские войска прорвали блокаду Ленинграда в результате операции «Искра». К подготовке операции «Искра» командование подошло со всей возможной осмотрительностью. Расстоновка сил под Ленинградом, январь 1943. Опера́ция «И́скра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённая с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского.
Операция «Искра»
Это была воистину выстраданная радость! Основные сражения операции «Искра» продолжались восемь дней. Наступил переломный момент в битве за Ленинград, которая продолжалась почти всю войну, втягивая в свою воронку десятки дивизий. Синявинские высоты больше не топтали немецкие сапоги. Но дальнейшее наступление Красной армии могло обернуться поражением, на фронте установилось временное равновесие. Только через месяц защитники Ленинграда овладели Пулковскими высотами.
Коридор между Ленинградом и Большой землей постепенно расширялся, но дорогой ценой, в жестоких боях. Ленинградский и Волховский фронты получили непосредственную связь, получив стратегическое преимущество над гитлеровцами, которые потеряли возможность объединить силы с финнами. Когда в Ставке узнали об успехе «Искры», без промедлений вышел приказ о присвоении Жукову звания маршала Советского Союза. Он первым получил это звание во время войны. Эшелоны Победы Теперь нужно было незамедлительно воспользоваться итогами наступления.
Железную дорогу от станции Поляна до Шлиссельбурга предполагалось соорудить за 20 дней. Задание чрезвычайной важности выполнили быстрее — за 17 суток. Одновременно через Неву перебросили временный мост. Эту ветку назвали «Дорогой Победы» — и она стала для ленинградцев самым очевидным результатом операции «Искра». Строительство потребовало от воинов-железнодорожников не только профессионализма, но и доблести.
Ведь работать пришлось не только круглосуточно, но и под обстрелами. Большинство господствующих высот оставались в руках оккупантов. После прорыва блокады перед войсками оставалась постоянная задача — отвоевывать у гитлеровцев землю, примыкающую к новой железнодорожной ветке. Утром 7 февраля ленинградцы с ликованием встретили первый железнодорожный эшелон, пришедший с Большой земли и доставивший в блокадный город 800 т самого настоящего сливочного масла. Это был подарок ленинградцам от рабочих Челябинска.
Поезда по «Дороге Победы» шли с перегрузками, но только в темное время суток. Десятки раз немецкие снаряды разрушали путь, но полотно оперативно приводили в порядок. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. Продолжала действовать и легендарная Дорога жизни по льду Ладоги. И город преобразился.
Уже 19 января на улицах и площадях Ленинграда появились красные флаги — как и положено в праздничные дни.
View Remove superfluous tags and confirm the rest if they are determined correctly Removed from tags0 Cancel «Ступени Победы 10. Прорыв блокады Ленинграда. Но часто нестандартные тактические ходы не только помогали выиграть малый бой, но и влияли впоследствии, на исход крупномасштабного сражения. Талантливые и нешаблонные решения военных находили неожиданное применение разным типам оружия. В этой серии: Что генерал Леонид Говоров считал главным при прорыве блокады? В сентябре 1941 года Ленинград окружили войсками противника; немцы постоянно обстреливали город из дальнобойных орудий, раз за разом пытаясь взломать оборону. Советские артиллеристы отвечали встречным огнем. Одна из главных артиллерийских "рабочих лошадок" Красной Армии — пушка-гаубица "МЛ-20".
Были полностью укомплектованы личным составом, инструментом и оборудованием полевые авиаремонтные мастерские. Каждая ремонтная база и авиамастерская подготовила бригады специалистов по ремонту самолётов в полевых условиях с необходимыми запасами материалов и запчастей [55]. Большую работу проделали и специалисты авиационного тыла. К началу операции было построено 375 укрытий для самолётов на аэродромах, отремонтированы подъездные пути и дороги, дооборудованы старые аэродромы и построены новые, отремонтированы взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки. Создавалась сеть ложных аэродромов, оборудовались узлы связи, строились землянки, мастерские, столовые. До начала операции частями авиационного тыла были завезены боеприпасы, необходимое авиатехническое имущество, горюче-смазочные материалы [55]. Наступление[ править править код ] 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации [55]. За первый день наступления лётчики 13-й воздушной армии произвели 159 самолёто-вылетов. На Волховском фронте до начала артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й воздушной армии атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника. С началом наступления части 14-й воздушной армии выполняли задачи, аналогичные тем, что решали ВВС Ленинградского фронта [55]. После улучшения метеоусловий в боевую работу включились лёгкие ночные бомбардировщики По-2. В ночь на 14 января 15 самолётов По-2 произвели 44 боевых вылета 29 на бомбометание и 15 на разведку. Ночные удары по врагу имели важное значение, потому что гитлеровское командование стремилось не допустить соединения Ленинградского и Волховского фронтов и удержать любой ценой шлиссельбургский выступ. Активизировала свои действия и немецкая авиация. Из 416 вражеских самолётов, отмеченных в полосе прорыва во второй декаде января, 187 приняли участие в воздушных боях. Особенно тяжело приходилось нашим штурмовикам, которые действовали у самой линии фронта на малых высотах. После прорыва блокады Ленинграда наши войска должны были закрепиться на освобождённой территории и расширить фронт прорыва. В конце января к боевым действиям на Волховском фронте был привлечён 1-й бомбардировочный авиакорпус [55]. Немецкое командование срочно доукомплектовало действующие соединения 1-го воздушного флота — под Ленинград были переброшены три группы бомбардировщиков. Численность самолётов на ленинградском направлении была доведена до 250. Активность вражеской авиации значительно возросла. За первую декаду января она совершила 215 самолёто-вылетов, во вторую декаду 311, а в третью 558. Немецкая авиация действовала главным образом по нашим войскам на поле боя и ближнем тылу [55]. Противодействие нашим военно-воздушным силам усилилось, борьба в воздухе стала более ожесточённой. Бои приняли затяжной характер. В течение всего января, несмотря на очень сложные метеоусловия, авиационные части и соединения 13-й воздушной армии произвели 2426 самолёто-вылетов, из них 1636 днём и 790 ночью. За январь 1943 года наши лётчики сбили в воздушных боях 74 вражеских самолёта, ещё 45 уничтожила наша зенитная артиллерия [55]. Во время наступательных действий наших войск в феврале экипажи 13-й воздушной армии, содействуя 55-й и 67-й армиям, произвели 2027 самолёто-вылетов, подавили огонь 200 артиллерийских и миномётных батарей, уничтожили много боевой техники и живой силы противника, провели 48 воздушных боёв и сбили 37 вражеских самолётов. На начало наступления в этот период авиация 13-й воздушной армии насчитывала 310 самолётов [55]. При возобновлении в марте войсками 55-й армии Красноборской операции, основные усилия 13-й воздушной армии были направлены на поддержку сухопутных войск. Из 2988 самолёто-вылетов 2004 произведены на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в его тылу, 241 на разведку. Упорные воздушные бои продолжались в течение всего месяца [55]. Итоги операции[ править править код ] Первый поезд, прибывший в деблокированный Ленинград по дороге Поляны — Шлиссельбург, Финляндский вокзал, 7 февраля 1943 г. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург , автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой , но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная Звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью освободить Ленинград от вражеской блокады удалось лишь в январе 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. СССР[ править править код ] Общие потери советских войск в ходе операции «Искра» 12—30 января составили 115 082 33 940 — безвозвратно , при этом Ленинградский фронт потерял 41 264 человека 12 320 — безвозвратно , а Волховский — 73818 человек 21 620 — безвозвратно [1]. Кроме того, советские войска за этот период потеряли 41 танк, 417 орудий и миномётов и 41 самолёт [56]. По другим данным потери в боевой технике были более значительными. Так, по данным историка И. Мощанского только Ленинградский фронт потерял 221 танк [57] , а историк М. Морозов определяет потери советской авиации в 181 самолёт [58]. В немецких исследованиях указываются ещё более значительные цифры за период 12 января — 4 апреля : 847 танков и 693 самолёта [59]. Поскольку официальных данных о потерях Ленинградского и Волховского фронтов в операциях февраля — апреля нет [1] , то потери советских войск за этот период можно оценить только приблизительно. По оценке историка Г. Шигина общие потери советских войск в этот период составили более 150 000 человек потери 67-й и 2-й ударной армий в феврале — 55 000 — 57 000, потери 55-й и 54-й армий в феврале — 38 000 — 40 000, потери 8-й и 55-й армий в марте — начале апреля 57 000 — 58 000 [60]. Эти данные согласуются с оценкой потерь приведённой американским историком Д. Гланцем — 150 000 35 000 — безвозвратно [50] и расходятся с немецкими оценками, согласно которым потери советских войск в январе — начале апреля составили 270 000 человек [59]. Германия[ править править код ] В советских источниках чаще всего указывались следующие цифры немецких потерь за период операции «Искра» 12 — 30 января 1943 года: убитые и раненые — 19 000 человек, пленные — 1275 человек. Противник потерял 272 орудия, 1200 пулемётов, более 300 миномётов [61] [62]. В некоторых источниках повторяются данные близкие к сведениям из сводки совинформбюро от 18 января 1943 года — 13 000 человек только убитыми и 1261 человек пленными [63] , хотя очевидно, что эти данные, даже если их считать объективными, относятся только к начальному периоду операции. Кроме того, утверждается, что потери немецких войск в технике только за первую часть операции «Искра» составили 650 орудий 400 из них были захвачены , 300 миномётов, 500 пулемётов, не менее 100 самолётов [64]. Согласно немецким данным сводным отчётам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии с учётом потерь дивизий, непосредственно в сражении участия не принимавших составили 6406 человек из них 1543 убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4569 — безвозвратно. Наибольшие потери понесли 1-я 2342 солдата и офицера убитыми, пропавшими без вести и ранеными , 61-я 2706 , 96-я 3202 , 170-я 1679 , 227-я 2444 пехотные и 28-я егерская 1849 дивизии. Существенные потери понёс и 502-й тяжёлый танковый батальон — единственное немецкое танковое подразделение, принимавшее участие в сражении. К концу января в батальоне осталось всего два танка Pz. Остальные танки более 20 были потеряны безвозвратно, в том числе и 6 танков Pz. VI «Тигр» [22]. Подтверждением того факта, что в феврале 1943 года ожесточённые бои под Ленинградом продолжились, служит показатель потерь 18-й армии в этом месяце — 29 448 человек из них 9632 — безвозвратные потери. Особенно высокие потери понесли 250-я испанская дивизия общие потери — 2952 и Полицейская дивизия СС 2860 , действовавшие против частей 55-й армии. Большие потери понесли и дивизии державшие оборону на Синявинских высотах, в частности, 21-я 2669 и 11-я 1922.
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. Полностью разгромить немецко-фашистские войска к югу от Ленинграда удалось лишь в январе 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской операции. А уже в июне в ходе другой операции — Выборгско-Петрозаводской — на севере от города были разбиты и финские войска. Блокада Ленинграда была ликвидирована.
Первая искра победы: как Красная армия прорвала блокаду Ленинграда
Операция «Искра» стала последним ударом по планам вермахта соединиться с финскими частями. Кроме того, в результате операции «Искра» окончательно были сорваны планы германского командования соединиться с финскими войсками. Результатом наступательной операции «Искра» стал прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра» — наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда, проведённая с 12 по 30 января 1943 года в ходе Великой Отечественной войны.
Операция «Искра»: как прорывалась блокада Ленинграда
Войска Ленинградского фронта отделял от войск Волховского фронта 15-километровым коридором шлиссельбургско-синявинский выступ, замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. На правом крыле Волховского фронта против выступа от Ладожского озера до Кировской железной дороги располагались 2-я ударная и 8-я армии. Против советских войск действовала 18-я армия командующий генерал-полковник Г. Линдеман группы армий «Север», имевшая около 26 дивизий, а на Карельском перешейке — более 4 финских дивизий. В оперативном резерве находились 4 дивизии. Действия войск поддерживала авиация 1-го воздушного флота.
К решению об очередной попытке прорыва блокады Ленинграда ставка ВГК пришла на волне успехов советских войск под Сталинградом. Масштабное контрнаступление и окружение группировки Паулюса зимой 1942-го в корне переломило ситуацию на фронте, создав хорошие предпосылки для новых стратегических операций.
В ноябре 1942 года командованием Ленинградского фронта были внесены предложения о подготовке третьего, решающего наступления. К участию в ней привлекались войска Ленинградского и Волховского фронтов, позиции которых разделялись 15-километровым коридором — так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ, или «бутылочное горлышко». Он подходил к Ладожскому озеру и замыкал блокадное кольцо. Этот район лучше всего подходил для нанесения двух стремительных встречных ударов — с запада изнутри кольца и с востока. Общий контроль от Ставки за операцией осуществляли Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и генерал армии Георгий Константинович Жуков, звание Маршала которому было присвоено в разгар операции «Искра», 18 января 1943 года. Непосредственное выполнение поставленных задач на главном направлении возлагалось на 67-ю армию Ленинградского фронта командующий — генерал-лейтенант М. Духанов и 2-ю ударную армию Волховского фронта командующий — генерал-лейтенант В.
Ударная группа Волховского фронта должна была нанести главный удар в направлении Синявино и, прорвав немецкую оборону, соединиться с Ленинградской группой, которая в свою очередь должна была наступать ей навстречу, перейдя по льду Неву и прорвав оборону на участке Дубровка — Шлиссельбург. Действия 2-й ударной армии поддерживались 8-й командующий — генерал-лейтенант Ф. Стариков и 54-й командующий — генерал-лейтенант А. Сухомлин армиями, действия 67-й армии — 55-й армией командующий — генерал-лейтенант В. Авиационную поддержку войскам Ленинградского и Волховского фронтов осуществляли соответственно 13-я командующий — генерал-полковник авиации С. Рыбальченко и 14-я командующий — генерал-лейтенант авиации И. Журавлёв воздушные армии, кроме того, артиллерийскую поддержку оказывали корабли Ладожской военной флотилии и Балтийского флота.
В общей сложности в операции «Искра» участвовали более 302 тысяч бойцов и командиров, около 4900 орудий и миномётов, более 600 танков, более 800 самолётов. На данном участке против советских войск действовала 18-я армия командующий — генерал-полковник Г. Линдеман группы армий «Север».
С моря — корабли Балтийского флота. Немецкие траншеи накрывают волны разрывов тяжелых снарядов. Практически одновременно с завершением артподготовки в атаку под прикрытием огневого вала поднимается пехота обеих ударных групп.
Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки вермахта. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем. Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов. С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои. Зона прорыва понемногу расширяется.
Главной идей было - ударить с двух сторон. Почерк Жукова угадывался в том, что фронты выступают и взаимодействуют между собой одновременно.
Еще одна визитная карточка Жукова - оперативная маскировка. Немцы, конечно, ожидали, что зимой русские снова попытаются прорваться. Но где и какими силами, они не знали. Наши войска были тщательно замаскированы и передвигались только по ночам. Им запретили любое радиообщение. Времени на раскрытие местонахождения прибывших из тыла частей Красной армии у немцев просто не было. Второй важный момент - подготовка кадров.
Командиры и солдаты получили время на обучение. Были организованы штурмовые батальоны с танковой поддержкой в каждом полку. В тылу обоих фронтов построили копии немецких укреплений, которые наши штурмовики ежедневно атаковали, нарабатывая наступательную практику. Солдатам выдали даже «кошки» для штурма ледяных валов. Важная роль принадлежит Генеральному штабу во главе с маршалом Александром Василевским. Немалый вклад в успех предстоящей операции внесли маршалы Семен Тимошенко и Климент Ворошилов.
РАБОТАТЬ, РЕШАТЬ, ПОМОГАТЬ!
Каждый посёлок были превращен в опорный пункт, подготовленный к круговой обороне, позиции были прикрыты минными полями, проволочными заграждениями и укреплены дотами. Участок между Мгой и Ладожским озером обороняло 5 немецкий дивизий из состава 18-й немецкой армии общей численностью свыше 60 тысяч человек. Подготовка к будущей операции проходила в обстановке строжайшей секретности, все подготовительные инженерные работы велись только ночью или в нелетную погоду. Особое внимание уделялось подготовке бойцов. В тылу для каждой из ударных дивизий были созданы тренировочные городки, которые повторяли немецкие оборонительные позиции, на которых подразделения и части учились штурмовать укрепления противника. К 1 января 1943 года подготовка к операции была в целом завершена. Однако из-за затянувшейся оттепели начало операции было решено перенести на 12 января. В ночь на 12 января сводная группа ночных бомбардировщиков нанесла массированный удар по штабам и артиллерийским позициям противника. В ходе первого дня операции наибольшего успеха добились 136-я генерал-майор Н. Симоняк и 268-я полковника С. Борщев стрелковые дивизии.
Войска Симоняка и Борщева смогли успешно форсировать Неву и продвинуться на глубину до 3 километров. На флангах 67-й армии обстановка складывалась менее благоприятно.
В 11:40 дивизии первого эшелона 67-й армии — 45-я гвардейская, 268-я, 136-я и 86-я — перешли в наступление. Несмотря на то, что передний край немцев молчал после нанесенного артудара, советским подразделениям предстояло форсировать 800-метровую ленту Невы. Возникли трудности с переправой на другой берег танков Т-34 и КВ. До сегодняшнего дня отдельные машины извлекают из толщи невской воды. Саперы сумели соорудить три ветки переправ, похожие на железнодорожную колею из льда и дерева. Две из них вышли из строя, и лишь по третьей в ночь на 14 января советские солдаты сумели переправить 90 танков. На правом фланге прорыва 67-й армии, в полосе наступления 45-й гвардейской дивизии нашим войскам пришлось вести сдерживающие бои: слишком сильна оказалась в этом месте немецкая оборона.
С другой стороны, это позволило подразделениям 136-й, 268-й и 123-й дивизии 2-го эшелона успешно продвигаться в направлении Волховского фронта. Отправленные в прорыв на данном направлении 13 стрелковая дивизия и 142 стрелковая бригада с задачей также не справились. Эти поселки постоянно переходили из рук в руки. Основным местом прорыва оказался участок фронта между 2-м городком и Шлиссельбургом. Бои на этом направлении вели 136 стрелковая дивизия и 61-я бригада легких танков.
На подготовку операции отвели почти месяц, за который в войсках развернули всестороннюю подготовку к предстоящему наступлению.
Особое внимание уделили организации взаимодействия между ударными группировками. Для чего командование и штабы двух фронтов согласовали свои планы, установили линии разграничения и отработали взаимодействия, проведя ряд военных игр на основе реальной обстановки. Решили, что если войска одного из фронтов не сумеют дойти до намеченной для них линии, то войска другого не приостанавливают продвижения, а продолжают двигаться навстречу. Поскольку советские войска не имели опыта преодоления эшелонированной обороны противника, особое место в подготовке заняло обучение соединений наступательным действиям в лесисто-болотистой местности и штурму укреплённых позиций противника. Для чего в тылу создали учебные поля и специальные городки. Командующий Ленинградским фронтом Л.
Наконец, 7 октября фюрер отдал категорическое распоряжение войскам не принимать капитуляции Москвы и Ленинграда, ни под каким видом и не вступать в них, опасаясь эпидемий. Таким образом, почти 3 миллиона человек обрекались на смерть от голода, холода и обстрелов вне зависимости от их взглядов и желания. За 872 дня блокады нацисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов и сбросили более 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб, убив почти 17 тысяч человек. Но подавляющее большинство ленинградцев умерло от голода. На Нюрнбергском процессе называлась цифра в 642 тысячи человек. Современные исследователи считают, что общее число погибших в Ленинграде составляет не менее 750 тысяч. Если бы не усилия советской армии, флота и авиации, количество жертв среди горожан было бы куда больше. Так что нынешние идеалисты ошибаются: повторять парижский опыт «открытого города» в Ленинграде немцы вовсе не собирались.
Прорыв морской блокады Ленинграда произошел уже после войны Бойцы морской пехоты Балтийского флота у пулемета «Максим» на салазках, в засаде в ледяных торосах Финского залива 5 июня 1946 года гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота объявил об открытии фарватера от Кронштадта до линии Таллин — Хельсинки для судоходства гражданских и рыболовецких судов хотя боевое траление на этом не завершилось и продолжалось до 1957 года. Этому предшествовала многомесячная опасная и напряженная работа советских кораблей-тральщиков. К осени 1944 года Финский залив был нашпигован более 65 тысячами морских мин, чья совокупная мощь составляла несколько миллионов тонн взрывчатых веществ. При этом германские кригсмарине официальное название германских военно-морских сил Третьего рейха — прим. В итоге, даже после прорыва морской блокады, в конце 40-х годов в Финском заливе разрешалось плавать только размагниченным например, с деревянным килем судам, только со скоростью, не превышающей установленную, чтобы не допустить срабатывания гидродинамических взрывателей мин и, как правило, в светлое время суток. В 50-х годах на Балтике было вытравлено большинство якорных мин и минных защитников, а окончательно для судоходства Финский залив был открыт к концу 1963 года.
Покупка билета
«18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда. Стратегическая наступательная Операция "Искра" в 1943. Подготовка к проведению операции «Искра» велась с декабря 1942-го по начало января 1943-го. Подготовка наступательной операции под кодовым названием "Искра" по прорыву блокады велась задолго до ее начала. ударил «Январский гром». Операция «Искра» в официальной российской историографии имеет точные временные рамки (12 — 30 января 1943 года).
Операция «Искра». Как прорывали блокаду Ленинграда под гимн «Интернационал»
В первой половине февраля 1943 года планировалось подготовить и провести операцию по разгрому противника в районе поселка Мга и очистить Кировскую железную дорогу. Операция «Искра», в ходе которой 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов, соединившись, смогли наконец-то разомкнуть вражеское кольцо, стала пятой попыткой прорыва блокады. Главная» Новости» Операции искра в январе 1943 года. Операция "Искра". Кто руководил сражением, зачем в небе кружили аэростаты и сработал ли секретный план генерала Симоняка? О том, как проходила операция «Искра» мы расскажем в следующих публикациях. «18 января 1943 года, ровно 80 лет назад, в результате операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда.
Покупка билета
Изучить тактику и стратегию проведения операции. Оценить влияние операции на ход событий Великой Отечественной войны. Подготовить аналитический отчет по результатам исследования. Введение Описание темы работы, актуальности, целей, задач, тем содержашихся внутри работы.
Блокада Ленинграда ныне — Санкт-Петербург началась 8 сентября 1941 года. Город окружали немецкие, финские и испанские войска, их поддерживали добровольцы из Европы, Италии и Северной Африки. Ленинград не был готов к длительной осаде — в городе не было достаточного запаса продуктов и топлива.
Единственным путем сообщения с Ленинградом осталось Ладожское озеро, но пропускной способности этой транспортной магистрали — знаменитой «Дороги жизни», было недостаточно, чтобы удовлетворить нужды города. В Ленинграде наступили страшные времена — люди умирали от голода и дистрофии, горячей воды не было, крысы уничтожали запасы еды и разносили инфекции, транспорт стоял, больным не хватало медикаментов. Из-за морозных зим замерзали водопроводные трубы и дома оставались без воды. Топлива катастрофически не хватало. Людей не успевали хоронить — и трупы лежали прямо на улице. В самом начале блокады сгорели Бадаевские склады, где хранились запасы продовольствия города.
Жители Ленинграда, отрезанные от всего мира немецкими войсками, могли рассчитывать лишь на скромный паек, состоявший практически из одного хлеба, который выдавали по карточкам. За 872 дня блокады умерло более миллиона человек, главным образом от голода. Попытки прорвать блокаду совершались несколько раз. Осенью 1941 года были проведены 1-я и 2-я Синявинские операции, однако обе они закончились провалом и большими потерями.
В действительности история этой операции оставляет широкое поле для изучения материалов.
Мало кто знает, например, о «пассивной защите» мостов через Неву, о функционировании артиллерийских научно-испытательных полигонах армии и флота в период битвы за Ленинград, об опыте боевого применения морской артиллерии в операции по прорыву блокады, об участии испанской «Голубой дивизии» в битве за Ленинград поскольку не каждый может ознакомиться с работами испанских авторов и др. Основная идея операции заключалась в том, чтобы ударить по немцам сразу с двух сторон. Ленинградский и Волховский фронты должны были выступить и взаимодействовать между собой одновременно, особое внимание необходимо было уделить подготовки кадров и оперативной маскировке. Гитлеровцы ожидали, что русские вновь попытаются прорваться в зимнее время, но не знали о месте проведения наступления и силе удара.
Артподготовка началась в 9 часов 35 минут, а уже в 10 часов 40 минут войска Федюнинского пошли в наступление с Ораниенбаумского плацдарма. Им помогла проведенная ночью сложнейшая операция — стрелковые части под покровом темноты смогли выйти на нейтральную полосу и окопаться всего в паре сотен метров от передовой немцев. На подступах к Ленинграду произошла самая мощная в истории этой войны артиллерийская схватка.
У советской армии здесь было сосредоточено почти 6 тыс. Но уже 21 числа Говоров и Жданов попросили Сталина разрешить провести в Ленинграде салют. Окончательно Ленинград был освобожден от блокады 27 января 1944 года. В этот день по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта.