Иверская икона Божией Матери – один из самых почитаемых православными христианами образов. На Афоне неизвестный ночью разбил стекло Иверской иконы Божией Матери и украл драгоценности.
7 чудесных фактов об Иверской иконе Божьей Матери
О чем молиться в день Иверской иконы Божьей Матери и что опасно для жизни в этот день | Иверская икона Божией Матери Монастырь святой Екатерины на Синае, 19 век |
Икона Иверская фото, значение, история, от чего помогает, молитва. | Икону Иверской Божией матери легко узнать среди других церковных образов. На щеке Богородицы остался кровавый след. |
7 чудесных фактов об Иверской иконе Божьей Матери | Храм Всех Святых | День Иверской иконы Божией Матери отмечается 26 октября. |
Полицейские вернули похищенную Иверскую икону Богородицы в Валдайский монастырь | 3d Тур по Храму Гроба Господня в Иерусалиме. Смотреть ?partner=youtube В случае бло. |
Как чудотворные иконы спасали Россию, помогая против воинов хана Батыя и фашистских оккупантов | Список Иверской иконы Божией Матери. |
18 апреля – день Иверской иконы Божией Матери
При императоре Феофиле 829 — 842 иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном впоследствии афонским иноком , для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде.
Согласно церковному преданию, древний образ в 9-ом веке верующие спасли от иконоборцев, опустив его плыть по морю. Перед Иверской иконой звучат не только просьбы, но и слова благодарности. Во время торжественной встречи святыни молебен с акафистом иконе совершил митрополит Вятский и Слободской Марк. Встреченный в Христорождественском монастыре образ на пути в Слободской побывал не только в алтаре Афонского монастыря, она оказывалась рядом и с чудотворными иконами других монастырей.
В чем помогает Иверская икона? Помогает не Иверская икона, а Богородица и Христос, чьи образы запечатлены на ней. Икона — это дополнительное средство в общении человека с Богом.
Неправильно воспринимать ее как волшебный предмет. И хоть иконы и называют чудотворными, чудеса на самом деле творит Бог, а помогают Ему в этом Богородица, архангелы, ангелы, святые. Верующие обращаются к ним со своими просьбами стоя перед иконами, потому что те становятся неким связующим звеном, способным соединить порывы души и сердца с телесной потребностью видеть и чувствовать.
Известно немало чудесных случаев, связанных с Иверской иконой. Излечения от болезней, разрешения сложных ситуация и другие позитивные изменения происходили по молитвам как у афонского образа, так и у различных списков. Молитвы даже перед маленькой картонной иконкой с репродукцией бывают услышаны, если они произносятся с глубокой верой.
Свидетельств об исполнении прошений за столетия почитания иконы накопилось немало. И многие из них указывают на то, что Богоматерь Сама знает, в какой помощи нуждаются обращающиеся к Ней. Так, например, в XIX веке некий учитель музыки потерял слух и уже не рассчитывал на его восстановление.
Однажды, проходя мимо Иверской часовни в Москве, он, протестант, не признававший икон, вдруг почувствовал потребность зайти и помолиться перед любимой православными святыней. Приложившись к ней, он вновь стал слышать. О чем молятся Иверской иконе?
Молятся не Иверской иконе, а перед ней, обращаясь к изображенной на ней Божьей Матери. А Богородице молятся обо всем. По легенде, оказавшись в Афонском монастыре, Иверская икона чудесным образом несколько раз перемещалась из храма, где ее хранили, на ворота обители.
Тем самым Богоматерь показывала, что Сама будет Хранительницей этого места. Точно так же Она становится Защитницей и Покровительницей всем, кто рассчитывает на Ее помощь. Ей принято молиться в сложных ситуациях, испытывая трудности, при любой печали.
Но важно помнить о Пречистой не только в моменты горестей. Перед Иверской иконой звучат не только просьбы, но и слова благодарности за заступничество, поддержку и постоянное незримое присутствие в нашей жизни. Фото Иверской иконы.
Руководитель мастерской «Венец» Наталья Николаевна Изаак рассказала, что изначально икону хотели украсить серебром. Но когда образ начали исследовать, то оказалось, что со временем на нем появились существенные изъяны, которых не было видно, когда он находился под стеклом. Кроме того, икону подновляли, или, как говорят реставраторы, поновляли.
Икона покрыта окислившейся поталью, которую использовали для имитации сусального золота, и лаком, со временем кристаллизировавшимся. Местами на иконе образовались трещины», — перечисляла Наталья Николаевна. В результате, прежде чем украсить икону серебром, было решено реставрировать.
Иверская Богоматерь. Что можно и чего нельзя 26 октября 2023 года?
Это был большой праздник. Через некоторое время с этого списка была сделана еще одна копия, которая была отправлена на Валдай в новый, устроенный патриархом Никоном, монастырь. Эта икона стала одной из величайших русских святынь. Какие самые почитаемые? Древних икон такого иконописного типа на Руси действительно много. Если мы говорим об Иверской иконе, часто приходит на ум Иверский образ Богородицы Новодевичьего монастыря; образ, хранящийся в часовне у Иверских ворот Московского Кремля, и множество других икон. Хотелось бы отметить наш образ, хранящийся в Спасском кафедральном соборе, где правый придел посвящен Иверской иконе Божией Матери. История, связанная с этим образом, не менее увлекательна, чем предыдущая. Было известно, что в Пятигорске есть образ, сохранившийся от старого разрушенного Спасского собора.
Но где он хранится и что это за образ, были только догадки. По благословению владыки Феофилакта в собор был взят Иверский образ Божией Матери, хранившийся в Лазаревском храме. Когда его достали из кивота, обнаружили надпись, что этот образ был написан на Святой Горе Афон для пятигорского Спасского собора. В день Торжества православия очень торжественно в сопровождении духовенства, казачества, молящихся образ был доставлен из Лазаревского храма в Спасский кафедральный собор. Для Лазаревского храма был написан новый список. А правда ли, что второе название этой иконы, как мы все знаем, «Вратарница»? Действительно ли она должна быть в каждом доме и для чего? Что касается того, что ее нужно повесить в определенное место или следует повесить именно такую икону, то, конечно, это глупость.
Молись Богу, обращайся в своих молитвах к Пречистой Владычице Богородице. По этим молитвам Господь пошлет и мир, и духовное успокоение.
Почитали верующие икону, но в 1927 году монастырь прекратил свое существование, а Иверская икона была увезена. Судьба ее неизвестна. Конечно, сейчас есть новая копия, но где находится теперь та, старая икона, — одна из загадок. Во время «путешествия» иконы на Валдай в Москве с нее была снята только одна копия, Никон запретил другие. В 1669 году эту копию Иверской иконы поместили в Иверской часовне у Московского Кремля, при Воскресенских воротах Китай-города. По традиции всякий, кто шел на Красную площадь, прикладывался к иконе, которая снова прославилась как чудотворная. Настолько, что этот факт признавали и живущие в Москве католики. Московские итальянцы, например, говорили, что «эта мадонна творит истинные чудеса».
Иверская часовня у Воскресенских ворот фото Карла Фишера, 1900-е гг. Фото: общественное достояние Едва ли удивительно, что сразу после революции часовня, которая упоминается во многих произведениях Л. Толстого, И. Бунина, М. Цветаевой, даже Герберта Уэллса , была разрушена, все ценности конфискованы, икона увезена в неизвестном направлении. Сейчас часовня восстановлена, на Афоне был сделан снова и привезен в Москву новый список с Иверской иконы. Прежняя икона хранится в запасниках Третьяковки. Казалось бы, дела давно минувших дней.
В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре, сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне, затем в Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве. Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложиться к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери. Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как напоминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Израиля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, предводимого столпом облачным и огненным, а еще ранее явление Бога Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бедствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в которой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый силою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а целое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного внимания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни. Нам, новому «Израилю Божию» Гал. Напоминается еще, что «неопалимая купина» есть Сама Божия Матерь, Бога спасающего вместившая во утробе Своей, «огнь Божества приимшая во чреве неопально», а потому и называемая «купиною неопалимою», когда, например, поем в песнях церковных: «Радуйся, купино неопалимая! Ибо ведь пламя страстей часто более опасно, чем пламя огня вещественного. Особенно похоть плотская возжигает пламя в душе и теле человека, и угасить это пламя, сильнейшее огня вещественного, может только огонь любви к Богу, орошающий и помогающий угасить пламя огня похоти, как любовию к Богу более, чем огнем вещественным, опалялись отроки в пещи Вавилонской, как преподобный Мартиниан впоследствии стал обнаженными ногами на огонь, чтобы угасить пламя похоти, возжженное в его сердце блудницей, пришедшей к нему под видом странницы, потом сделавшейся великой подвижницей, под именем Зои. Вот почему именно в девственных телах три отрока Вавилонские, победившие пламя страстей постом, остались неопалимыми в пещи Вавилонской, их спасло то, чему пребывание их в пещи в девственных телах было прообразом: вселение Бога спасающего в девственную утробу Божией Матери, не опалившуюся огнем Божества. Вот о каком хранении Божией Матерью всей жизни нашей напоминает явление иконы Ее Иверской. Она охраняет как бы все входы и исходы нашей жизни и потому называется «благой Вратарницею, райские двери всем отверзающею».
Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма. Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь. Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей. Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону. Как известно, она пребывает там и ныне. Поэтому греки называют её Портаитиссой, а русские Вратарницей. Ибо Она сама благоволила выбрать место Своего пребывания — на вратах. Глубоко символично это именование чудотворной иконы. Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь. Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель. Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен. Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его. Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули. Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних. Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь. Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных». И вместе с тем она отверзает врата! Возьмём в руки акафист и найдём ответ: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая! На оборотной стороне оклада Иверской иконы находится надпись на грузинском языке. Спаси душу господина моего Куаркуара, сына Кай Хозроя. Я же, раб Твой, благодарю Тебя, что Ты удостоила меня недостойного позолотить и украсить святую икону Твою Вратарницу. Се приношу Тебе малый дар; приими оный от мене грешного и в жизни сохрани мя непорочным, и в день исхода души моей заступи и невидимым сотвори рукописание грехов моих, поставляя и меня грешного одесную Сына Твоего и Бога, яко Ему подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Знаменитый путешественник по святым местам В. Барский 1723—1747 так описывает икону: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, поименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных Царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских Царей и Цариц, Императоров же и Императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком». Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси. И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно — в середине XVII века. В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований. И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы. Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца. Вот отрывок из письма: «Как есми приехал архимандрит Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую то есть афонскую Иверскую Вратарницу , и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона новый список Иверской Портаитиссы не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая». Иверскую икону встречали у Воскресенских ворот Китай-города: присутствовали Царская семья, Патриарх и множество народа. На том месте и построили Иверскую часовню. В том же 1654-м году икону отправили к русским войскам, бывшим в походе против поляков. Уточняется также, что принесена она из Царьграда при тогдашнем Патриархе Константинопольском Парфении. Для сопровождения иконы Государь отпустил в Вязьму митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, и с ним трёх архимандритов да трёх игуменов. На эту деталь стоит обратить внимание: икона в первый же год своего прибытия в Москву стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита, трёх архимандритов и игуменов. Икона стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита Иверские иконы на Руси прочно связаны с именем Патриарха Никона. Когда будущий Патриарх был Новгородским митрополитом, он облюбовал одно красивое место на Валдае в Новгородской епархии. Возведённый на Патриарший престол, Никон воздвиг там монастырь по образцу Иверского. Для этого по совету с Царём он послал на Афон опытных иконописцев. Они не только составили точный план обители, но и сделали список первоначальной Иверской иконы. В 1656-м году она была перенесена с Афона в Валдайский монастырь. В книге «Мысленный рай» Патриарх Никон поведал об одном событии, связанном с перенесением иконы. У иконописцев, иноков Корнилия и Никифора, не нашлось денег, чтобы заплатить за переправу через Дунай. А лодочники были мусульманами, и с ними никак не удавалось договориться. Иноки уже решили было вернуться на Афон, но во сне им явилась Богородица и укрепила дух их. В ту же ночь Божия Матерь явилась богатому греку Мануилу Константиеву и повелела помочь инокам. Грек заплатил за них пошлину и даже отказался от дара, который Никон впоследствии послал ему. Патриарх Никон богато украсил новый образ, покрыв его окладом из чистого чеканного золота с алмазами и сапфирами. Стоимость ризы, по словам самого Патриарха, была на тогдашние деньги около 44 тысяч. На эти деньги можно было бы построить ещё один небольшой монастырь. Такова была любовь Патриарха к чудотворному образу. Иверская икона исключительно популярна в Грузии. И это естественно. Широко известна на Кавказе Иверская Моздокская икона Богородицы. В начале XIII века святая Царица Тамара а супругом её был младший сын святого благоверного князя Андрея Боголюбского Юрий прислала в храм осетинского аула Марьям-Kay список Иверской иконы в дар новопросвещённым христианам. Трижды икона чудесным образом выходила невредимой из пожаров.
Об иконе Иверской Божией Матери
Икона Божьей Матери Иверская: история, значение, молитвы и храмы с иконой | Иверская икона божией матери. |
ИВЕРСКАЯ ИКОНА | Иверская икона Божьей Матери – это чудотворный православный образ, который изображает Богородицу и младенца Иисуса. |
Второе обретение Иверской иконы Божией Матери | Смотрите видео онлайн «ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. |
История Иверской иконы Божией Матери
У иконы Иверской Божьей матери целых три даты празднования: две постоянные и одна переходящая. Иверская икона Божией Матери. 27.12.2023 Архив Редакция Комментариев нет. Иверская икона Божией Матери почитается православными верующими как чудотворная. Раба Божия, написав икону Иверской Божией Матери, принесла в дар Крестовоздвиженскому женскому монастырю. Иверской иконе Божьей Матери молятся. ? Богородичные иконы на протяжении тысячелетий оказывались в центре самых важных событий истории нашей страны.
О земном и о небесном. Иверская икона Божией Матери
Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.
Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г. После революции 1917 г. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в. К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии.
Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря. Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г.
XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы.
В то же время из щеки ее истекла кровь, как у живой. Это обстоятельство привело воина в ужас, он раскаялся и стал просить у Бога прощения.
Вдова, тем временем, взяла икону и отправила по морю, опасаясь нового осквернения. К удивлению женщины, икона встала и поплыла стоя по воде. Приплыла она к Святой Горе Афон. Ее, плывущую в огненном столбе, заметили монахи.
Монаху Гавриилу было видение, чтобы он взял икону. Он пошел по воде, словно по суше, и принял чудесный подарок монастырю от Божией Матери. Ее поставили в главном храме Грузинского монастыря. Однако утром ее обрели стоящей над воротами обители.
Икону отнесли обратно в храм, но на следующее утро она снова была над воротами. Тогда всем был понятно, что Сама Владычица желает находиться над входом в монастырь и охранять его. От этого икона получила название «Вратарница».
Икона Иверской Божьей матери считается вратарницей, есть место на Афоне, где она явилась первый раз, прибыла по морю, день памяти Иверской иконы Божьей матери - 26 октября, мой день рождения, поэтому я здесь». По одной из версий, это одна из икон написанная апостолом Лукой. Согласно церковному преданию, древний образ в 9-ом веке верующие спасли от иконоборцев, опустив его плыть по морю.
Перед Иверской иконой звучат не только просьбы, но и слова благодарности. Во время торжественной встречи святыни молебен с акафистом иконе совершил митрополит Вятский и Слободской Марк.
А в мае 1654-го царь взял святыню в военный поход на Смоленск, более ста лет находившийся под властью Литвы и Речи Посполитой. Поход Алексея Михайловича увенчался победой, Смоленское воеводство и левобережная Украина вошли в состав российского государства, и царь-победитель повелел с почестями поместить Иверскую в Новодевичий монастырь. В 1922 году монастырь был закрыт, и почти столетие чудотворная святыня оставалась недоступной для верующих.
Но в мае 2012 года президент Путин вернул первый русский список Иверской иконы Богородицы верующим, передав его Новодевичьему монастырю. Второй русский список Иверской прибыл в Россию в 1652 году, и в 1656-м он украсил вновь возведенный Валдайский Иверский монастырь. Этот образ тоже был прославлен множеством чудотворений, например спасением жителей Валдая от холеры 1848 года. К сожалению, после реквизиции 1918 года святыня был утеряна, а сам монастырь разорен. В 2001 году, посещая Валдай, Путин принял решение восстановить Валдайский Иверский монастырь из средств резервного президентского фонда и передал обители список Иверской, датированный 1854 годом.
Сейчас красивейший монастырь восстановлен. Иверский образ Божьей Матери стал иконой прирастания России новыми землями Что касается знаменитой московской Иверской, с которой я и начала свой рассказ, то это уже русский список с привезенной афонской копии. К сожалению, имя иконописца и дата письма неизвестны. Ясно только, что с 1699 года эта Иверская освящала вход на Красную площадь и дальше - в Кремль.
Православный календарь 6 мая. Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской.
В память об этом событии митрополит Лев вручил архиерейские грамоты «Во внимание к трудам по возвращению похищенной иконы Божией Матери Иверская» начальнику УМВД Андрею Коновалову и еще двум сотрудникам полиции. Список Иверской иконы Божией Матери. День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля. История образа Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. 12 ноября, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл возглавил встречу чудотворной Иверской иконы Божией Матери в Успенском храме г. Ставрополя, куда святыня вернулась после реставрации. Тихона (Агрикова) в день празднования Иверской иконе Божией Матери.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА НА АФОНЕ
3d Тур по Храму Гроба Господня в Иерусалиме. Смотреть ?partner=youtube В случае бло. Иверская икона Божией Матери Монастырь святой Екатерины на Синае, 19 век Впервые список Иверской иконы Божией Матери появился в России в 1668 году. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, христианская святыня, один из широко почитаемых на Руси образов Божией Матери. Также Иверская икона Пресвятой Богородицы защищает от неурожая, стихийных бедствий, бытовых проблем.
Значение и в чем помогает икона Божией Матери Иверская, где находится образ
Но близкие по времени историко-художественные ценности продаются на антикварном рынке за солидные деньги. Другая, написанная позднее, в 1837 году — за 1,98 миллиона рублей. Деисусная икона Богоматери в серебряном окладе — за 560 тысяч рублей. Но по таким ценам продаются экспонаты частных коллекций, приобретенные легально и с чистой историей.
Продать ворованную икону за такие деньги в России невозможно. По мнению Копировского, похитители икон сейчас чаще всего рассчитывают продать их за границей. Не исключено, что у них имелся для этого свой канал сбыта.
Очень часто краденое стараются вывезти. Думаю, это предназначалось для сбыта за границу», — уверен профессор.
Примечательно, что дни памяти первой афонской встречи с Иверской иконой и нового праздника оказались в календаре недалеко друг от друга, а иногда могут выпасть даже на один день. Храм Иверской иконы Есть немало храмов Иверской иконы, но самую большую известность получила часовня, находящаяся в центре Москвы. Когда-то Сама Богородица определила местом для своей иконы вход в монастырь, и сейчас та хранится в небольшой часовне у ворот афонской обители. А в России самым популярным местом для молитвы перед этой святыней стала часовня у ворот Кремля. Всякий приезжавший в город, прежде чем начинать дела, шел сюда, поклониться Иверской. После революции от дорогого многим верующим места богоборческая власть постаралась не оставить ни следа. Только в середине 90-х годов ХХ века часовня была восстановлена и в нее помещен специально сделанный на Афоне новый список.
Один из старинных намоленных находится теперь в храме Воскресения Христова в Сокольниках, другой — в Новодевичьем монастыре, в храме Успения Пресвятой Богородицы. Чтимые образы сохранились усилиями эмигрантов и за рубежом, перед ними можно помолиться в храмах Парижа и Рима. Еще одно место, издавна связанное с Иверской — Валдай. В центре монастыря, созданного по образцу афонского Иверона, изначально была храм Иверской иконы. Позже он был переименован в честь Успения Божьей Матери. Но образ, давший название обители, занимает в нем почетное место. Значение Иверской иконы О большом значении Иверской иконы для православных верующих говорит в первую очередь ее широкое распространение. Ее почитали цари и простые люди. В дореволюционной Москве стояли очереди, чтобы поклониться и приложиться к святыне, а когда ее чтимый список возили по домам, каждый считал за честь и благословение принять его у себя.
Иверскую часовню называли «религиозным центром Москвы» до революции. Ее восстановление стало одним из знаковых событий в период возвращения и возрождения веры в современной России. Помимо всенародной любви к древней иконе ее важность подчеркивает и церковное предание. Принято считать, что святыня, после своего чудесного появления на Афоне ни разу его не покидавшая, оставит Святую гору перед Вторым Пришествием. Монахи не раз замечали, что накануне некоторых трагических мировых событий лампада перед ней сама по себе начинала раскачиваться. Но основное и понятное каждому верующему значение Иверской иконы заложено в ее иконографии. Недаром же этот тип называется «Путеводительницей». Богоматерь напоминает всем смотрящим на икону о главном в их жизни пути — пути ко Христу.
Святой лик хранился в Никее до девятого века. Во времена гонения христиан икону хотели забрать неприятели и ударили копьем в святой образ и лик начал кровоточить. Чтобы спасти икону ее владелица опустила лик в пучину морскую. Икона удалялась на волнах стоя. Новость об этом событии дошла до Афона. Икона была утеряна почти на полтора века. Снова обрели икону в одиннадцатом веке близ берегов Афонского полуострова.
А когда иконоборцы ушли, женщина вместе с сыном опустила святой образ в море. Икона, стоя на воде, приплыла через некоторое время к Афону. Там же иноки увидели столб огня, спустились к морю и увидели икону. Ее забрали в храм, но Святая Дева во сне пришла к иноку Гавриилу Грузину и сказала, что не желает быть хранимой, а хочет быть их Хранительницей. После этого икону поставили над монастырскими воротами, где она находится и сейчас.
Иверская икона Божией Матери
Отрок обратился к Богоматери с сетованием на опекунов, умоляя Ее защитить икону и его от житейских напастей. После этого он отправился в порт и с плачем и молитвой пустил икону по воде, а она поднялась в воздух и исчезла. Достигнув Св. Горы, икона Божией Матери остановилась на воде близ пристани Успенского мон-ря не названного в тексте Иверским. Здесь ее увидел монастырский повар, пришедший за водой, и трижды пытался взять образ, но тот троекратно «отскочи от руку его».
Игумен, узнав от повара о чуде, отправился с крестным ходом к морю, взял икону и торжественно перенес в собор, где ее поставили у царских врат. Отрок, вынужденный просить в родном городе милостыню, впосл. Придя на Афон, он стал обращаться в разные мон-ри с просьбой постричь его в монашество, однако по Божественному Промыслу ему повсеместно отказывали, чтобы впосл. Когда юноша достиг этого мон-ря, то, войдя в собор во время литургии, увидел икону и, узнав ее, пал перед ней на колени и начал с плачем молиться.
После этого он поведал игумену и братии историю образа и свои злоключения, но ему не поверили, решив, что он хочет похитить драгоценную икону «Ты ходишь в нищетне образе, а сказываешь ся такова отца сын, да и икону сказываешь свою - неси ты добр человек. Мы того человека слыхали, а иныя от братья нашея и знали. Он бе от великих вельмож - того деля сказываешь себе отцем, нечто хочешь у нас икону сию украсть» , и выгнали его из мон-ря, «не поив, не кормив». Юноша в печали обратился с плачем к Богоматери, упрекая Ее в том, что Она не заступилась за него.
От усталости он заснул прямо на солнцепеке. Тогда чудотворная икона покинула храм и встала над ним на воздухе, защищая от солнечных лучей. Игумен и братия, пришедшие в собор на вечерню, обнаружили пропажу и решили, что икону похитил подозрительный паломник. Выйдя за стены мон-ря, они увидели чудо, раскаялись в своих подозрениях и приняли юношу в обитель.
Со временем он стал игуменом, а мон-рь, бывший до этого беднейшим на Св. Горе, разбогател Шмидт. Происхождение И. В ряде списков, в т.
Старший известный список сохранился в составе Сборника, переписанного в 1536 г. Язык Сказания лишен выразительных южнославянизмов, текст производит впечатление рус. Боброва, что появление текста на Руси может быть связано с Герасимом Поповкой , а письменная фиксация - с Пахомием Логофетом Бобров. Сказание включено наряду с Повестью о Ватопедском мон-ре и «Воспоминанием отчасти Святыя горы Афонския...
Максима Грека перечень списков см. Максим Грек в России. Переводы и послания Максима Грека: Неизд. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография.
Пересказ 1-й версии Сказания об И. Вероятно, не позднее сер. Лукьянова; список сделан в 1769 в Угличе служителем ц. Эта версия, ограниченно распространенная даже в рус.
Афон: История Афона. Третья версия Сказания об И. Ее слав. В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской», Сказанию предшествует история основания Иверского мон-ря.
Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение И. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови Kretzenbacher. По словам Павла Алеппского , архидиакона Антиохийского патриарха Макария III , оставившего сочинение о путешествии иерарха в Россию, «Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь» Павел Алеппский. Кутаисский Тимофей Габашвили , посетивший Иверский мон-рь в 1755 г.
Григорович-Барский в 1744 г. Это Сказание об И. Богородицы сб. В 1685-1686 гг.
Самуилом Бакачичем. Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. Начиная с 1808 г. Хотя сборник Агапия был переведен в кон.
Известна книга и в румын. Румынские легенды о Богородице. В 1658-1659 гг. Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж.
В 1665 г. Богородицей Афона, истории И. Иоанникием Галятовским в качестве отдельной главы «Чуда Пресвятой Богородицы Иверской», разделенной на 17 «чудес», в книгу сказаний о чудесах Богоматери «Небо Новое с новыми звездами», изданную во Львове 2-е изд. Подробный пересказ версий «Рая мысленного» и «Спасения грешников» с добавлением ряда чудес от И.
Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и 2 случая, записанные отшельником иеродиак. Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы образование комков на иконе в области шеи Богоматери , отмечавшееся паломниками и путешественниками. В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» ГИМ.
Григорович-Барский пишет: «Имат же еще святая она икона знамение или шрам язвы на вые» Григорович-Барский. По наблюдению архим. Антонина Капустина , сделанному в 1859 г. Заметки поклонника Святой Горы.
Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в. Небо Новое. Львов, 1665.
Странствования Василия Григоровича-Барского по св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в. Das verletzte Kultbild.
Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А. Београд, 2005.
А находящаяся в монастыре реликвия ранее хранилась в валдайской церкви апостолов Петра и Павла. В открытых источниках упоминается, что с 1950 по 1980-е годы хранилась в Петровской церкви — единственном в советское время действовавшем храме района. Драгоценный оклад для нее в 2006 году изготовили мастера из Златоуста. Стоимость реликвии Если бы икона не была краденой, а хранилась в частной экспозиции, владелец мог бы получить за нее немалую сумму.
Назвать приблизительную стоимость искусствовед затруднился. Но близкие по времени историко-художественные ценности продаются на антикварном рынке за солидные деньги. Другая, написанная позднее, в 1837 году — за 1,98 миллиона рублей. Деисусная икона Богоматери в серебряном окладе — за 560 тысяч рублей.
Но по таким ценам продаются экспонаты частных коллекций, приобретенные легально и с чистой историей.
Тогда решились они взять лодку. Однако чем ближе подплывали они к сияющему образу, тем дальше в море отодвигалась икона и столп над ней. Вернулись монахи в монастырь, вошли в храм и вместе с настоятелем со слезами стали молиться Богу и Божией Матери, чтобы удостоиться им принять на руки удивительную святыню, чтобы поставить её в обители для почитания и молитвы. Однажды насельники Иверской обители на Афоне увидели в море огненный столп, достигавший неба Глубокой ночью старцу-грузину Гавриилу явилась во сне Пресвятая Богородица, осиянная небесным светом, и промолвила: «Скажи настоятелю и братии, что Я хочу даровать им Свою икону, Свой покров и помощь; потом войди в море, ступай с верой по волнам, и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил был истым монахом: строгой жизни и вместе с тем по-детски кроткого, простого нрава.
Вершины неприступных скал были его прибежищем летом, а зимой он сходил в обитель. Из одежды на нём оставалась только власяница, питался он лишь овощами и водой. В соответствии с церковными песнопениями братия называла его земным ангелом и небесным человеком. Старец поведал о своём сне настоятелю. И вот утром монахи с кадилами и свечами вышли на берег и совершили молебен. Гавриил с молитвой пошёл по воде, «яко по суху».
Все мы помним, как засомневался апостол Пётр и начал тонуть. Страшна цена сомнения. Старец Гавриил призвал на помощь Бога и Матерь Божию и с верой, которая горами двигает, направился к святой иконе и принял её в руки. На берегу послышался дружный и радостный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь. Так же, ступая по воде, вернулся Гавриил на берег. На берегу послышался дружный вздох облегчения: соизволила Владычица посетить монастырь Тут же на том месте поставили часовню и три дня и три ночи служили благодарственные молебны.
Где хранить такую святыню? Конечно же, в алтаре, в святая святых соборного храма. Так и сделали. Ранним утром перед заутреней один из монахов по послушанию начал зажигать лампады в алтаре и обнаружил, что икона исчезла. Скоро её нашли над вратами обители. Не вразумились насельники и снова внесли икону в алтарь.
Однако ещё дважды повторялся самовольный и чудесный переход образа Богородицы из храма на монастырские врата. И опять благодаря старцу Гавриилу, разрешилось недоумение. Явилась ему Богородица в светлом сиянии и повелела: «Объяви братии: не хочу быть охраняемой вами, но желаю Сама стать вашей Хранительницей. Доколе вы будете видеть Мою икону на вратах, до тех пор благодать Сына Моего к вам не оскудеет». В благодарность насельники грузинской обители воздвигли надвратный храм и поставили в нём икону. Как известно, она пребывает там и ныне.
Поэтому греки называют её Портаитиссой, а русские Вратарницей. Ибо Она сама благоволила выбрать место Своего пребывания — на вратах. Глубоко символично это именование чудотворной иконы. Богородица охраняет врата обители от врагов, которые не раз нападали на монастырь. Однажды персы под предводительством воеводы Амиры на 15 кораблях приплыли к Афонской горе. Сойдя на берег, они окружили обитель.
Монахи, взяв из храма драгоценные священные сосуды и чудотворную Иверскую икону, спрятались в одной из башен. Персы опутали канатами столпы соборного храма и пытались обрушить его. Насельники со слезами взывали к Богородице о спасении. И вдруг на море поднялась сильная буря, и корабли с оставшимися на них воинами потонули. Предводитель Амира остался в живых. Он не только покаялся в содеянном, но и пожертвовал много золота и серебра на восстановление монастырских стен, которые потом укрепили, сделали выше прежних.
Но не только о такой реальной защите и покровительстве идёт речь. Богородица Вратарница также закрывает врата для «духов злобы поднебесных». И вместе с тем она отверзает врата! Возьмём в руки акафист и найдём ответ: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая! На оборотной стороне оклада Иверской иконы находится надпись на грузинском языке. Спаси душу господина моего Куаркуара, сына Кай Хозроя.
Я же, раб Твой, благодарю Тебя, что Ты удостоила меня недостойного позолотить и украсить святую икону Твою Вратарницу. Се приношу Тебе малый дар; приими оный от мене грешного и в жизни сохрани мя непорочным, и в день исхода души моей заступи и невидимым сотвори рукописание грехов моих, поставляя и меня грешного одесную Сына Твоего и Бога, яко Ему подобает всякая слава со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Знаменитый путешественник по святым местам В. Барский 1723—1747 так описывает икону: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, поименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных Царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских Царей и Цариц, Императоров же и Императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком». Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси.
И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно — в середине XVII века. В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований. И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы. Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца.
Вот отрывок из письма: «Как есми приехал архимандрит Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую то есть афонскую Иверскую Вратарницу , и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону. И та икона новый список Иверской Портаитиссы не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — только слово в слово новая, аки старая». Иверскую икону встречали у Воскресенских ворот Китай-города: присутствовали Царская семья, Патриарх и множество народа. На том месте и построили Иверскую часовню. В том же 1654-м году икону отправили к русским войскам, бывшим в походе против поляков. Уточняется также, что принесена она из Царьграда при тогдашнем Патриархе Константинопольском Парфении.
Для сопровождения иконы Государь отпустил в Вязьму митрополита Казанского и Свияжского Корнилия, и с ним трёх архимандритов да трёх игуменов. На эту деталь стоит обратить внимание: икона в первый же год своего прибытия в Москву стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита, трёх архимандритов и игуменов. Икона стала пользоваться таким почитанием, что для сопровождения её в войска послали митрополита Иверские иконы на Руси прочно связаны с именем Патриарха Никона. Когда будущий Патриарх был Новгородским митрополитом, он облюбовал одно красивое место на Валдае в Новгородской епархии. Возведённый на Патриарший престол, Никон воздвиг там монастырь по образцу Иверского.
В том месте, где первый раз икона соприкоснулась с землей, стал бить святой источник.
Икона была помещена в храм, а на утро на всеобщее удивление оказалась у врат монастыря. Икону снова заносили в монастырь, а наутро история повторялось снова. Богородица снова вилась к Гавриилу и сказала, чтобы икона была оставлена на месте, так святой лик будет охранять обитель. У врат монастыря позже построили храм. Образ иконы известен своими чудесами, которые связаны с избавлением города от врагов. Иверская икона настоящая покровительница Москвы, она дважды спасала город от недоброжелателя.