Армянская полиция задерживает участников акции против делимитации границы с Азербайджаном. Секретарь Совбеза Армении не поедет в РФ на встречу высоких представителей по безопасности. Как отмечает Селезнёв, "непосредственная война с Арменией не будет такой победоносной, как Карабахская кампания" — он считает, что "в неё может вмешаться Иран, Турция и РФ (если Пашинян не успеет разорвать с РФ все отношения)", также "решение Баку вторгнуться в Сюник.
Кто вы, Никол?
- Армяне с легкостью отказались от своей государственности в Карабахе | 02.10.2023 | ИА
- Война между Арменией и Азербайджаном может начаться до конца сентября - Аргументы Недели
- Армения - Страна ТАСС
- Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана
- На границе Армении c Азербайджаном начались массовые протесты
- Около 20 военных присоединились к протестующим из-за делимитации границы Армении
Новости Армении
Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил об угрозе начала войны с Азербайджаном уже в конце этой недели, если Ереван не проведет делимитацию и демаркацию границы, уступив Баку четыре спорных села. Министерство обороны Армении предупредило об ответственности за их участие в протестах. По словам эксперта, вторая (44-дневная) карабахская война убедила иранское политическое руководство, что перекрытие Азербайджаном границ Армении и Ирана обернется для республики отрицательными последствиями. контрактников к акциям протеста в Тавушской.
Протестующие в Армении перекрыли трассу Ереван-Тбилиси
Три года назад главы государств поставили подписи под трёхсторонним соглашением, в котором сказано, что конфликтующие стороны при поддержке Москвы договорились: о полном прекращении огня; о возвращении Агдамского, Кельбаджарского, Лачинского районов Нагорного Карабаха Азербайджану; о развёртывании на пять лет российского миротворческого контингента из 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортёров, 380 единиц автомобильной и специальной техники; о создании центра по контролю за прекращением огня и Лачинского коридора шириной в 5 километров, который должен обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией и при этом не затрагивать город Шуша, который остаётся под контролем миротворческого контингента РФ; о возвращении беженцев в Нагорный Карабах и прилегающие к нему районы; об обмене военнопленными, заложниками, телами погибших; о разблокировке всех экономических и транспортных связей в регионе. Транспортное сообщение остаётся под контролем российских пограничников. Абашидзе уверен: если бы Армения строго выполняла все достигнутые договорённости, то проблем не было бы. Но премьер-министр этой страны затеял собственную политическую игру, отметил наш собеседник. Он не исключает, что Пашинян делает это «по настоятельной просьбе западных кураторов», которые «в своё время помогли ему прийти к власти». Настало время платить по счетам. Читайте также по теме: Названо условие, при котором российские миротворцы применят оружие в Карабахе Как партнёр стал Иудой? Первый шаг в сторону премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал в 2022 году. В Праге он заявил о готовности «признать суверенитет Азербайджанской республики на основе Алма-Атинской декларации 1991 года вместе с территорией Нагорного Карабаха на общей площади 86,6 тысяч квадратных километров». Получается, политик практически расписался в том, что Нагорный Карабах — это Азербайджан.
Отчасти этим объясняются действия, которые предпринял Баку. В конце мая стало известно, что азербайджанские военные заблокировали гуманитарный Лачинский коридор, ведущий из Армении в Степанакерт. Пашинян был расстроен тем, что «такое стало возможным в присутствии российских миротворцев». Он отметил, что переговоры с Россией будут продолжены, но вместо этого сделал очередной недружественный шаг: 13 сентября, выступая в Национальном собрании, он заявил, что Ереван «полностью ратифицирует Римский статут». Это значило, что партнёр России по ОДКБ и ЕАЭС хочет начать исполнять решения Международного уголовного суда, который 17 марта 2023 выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой по подозрению «в незаконной депортации» детей «с оккупированных территорий Украины» в Россию в период с 24 февраля 2022 года. Политик объяснил свое решение тем, что с помощью Римского статута Еревану удастся защититься от азербайджанской агрессии. В Москве такой шаг Еревана жёстко осудили. При этом она ругается с единственной страной — Россией, которая может ей хоть как-то помочь», — сказал ForPost Лукин. У него возникло ощущение, что Пашинян «договорился сдать Нагорный Карабах».
Вооружённый конфликт, который вспыхнул 19 сентября, — яркое тому доказательство, считает наш собеседник. Читайте также по теме: Между молотом и наковальней: прогноз по Армении Политические и военные страсти в Нагорном Карабахе Вчера, 19 сентября, Азербайджан объявил о проведении «антитеррористических мероприятий локального характера» в Нагорном Карабахе, чтобы «восстановить конституционный строй». На такой шаг Баку пошел после того, как армянские формирования взялись за оружие вопреки достигнутым три года назад договорённостям о прекращении огня.
Но вместо активных боевых действий началась блокада так называемого Лачинского коридора — узкой полосы между территорией Армении и частями Нагорного Карабаха, которые удалось сохранить под контролем непризнанной Нагорно-Карабахской Республики НКР после войны Армении и Азербайджана 2020 года.
По послевоенному соглашению, Лачинский район отошел Азербайджану, но коридор шириной в 5-6 километров остался под контролем российских миротворцев. Но еще в декабре 2022 года эту дорогу перекрыли некие азербайджанские экоактивисты — они заявили, что в НКР эксплуатируются незаконные рудники и что это вредит окружающей среде. Из-за перекрытой дороги снабжение НКР ухудшилось, а российские миротворцы не могли вмешиваться в действия гражданских активистов. Чуть позже, в апреле 2023 года, ситуация стала еще серьезнее: в Лачинском коридоре появились пограничники и таможенники со стороны Азербайджана.
Тогда грузы и людей из Армении в НКР стали пускать только после тщательной проверки. А в июне после обострения ситуации коридор вообще перекрыли. Азербайджан тем временем предлагает поставлять продукты и медикаменты в объезд по альтернативному маршруту, но его заблокировали уже карабахские армяне. Но только лишь блокадой дело не ограничилось.
Обе стороны — и Армения, и Азербайджан — предпринимают шаги к дальнейшей эскалации конфликта: Премьер-министр Армении Никол Пашинян сделал ряд громких заявлений о том, что Россия все сильнее отдаляется от Армении. Кроме прочего, он поставил под вопрос членство республики в ОДКБ, одобрил совместные учения с НАТО и инициировал ратификацию Римского статута что сделает обязательным исполнение решений Международного уголовного суда. Азербайджанские Вооруженные силы начали перебрасывать военную технику и силы к границе с Арменией и НКР. Между тем, официально стороны пока не отбрасывают вариант с подписанием мирного соглашения — к примеру, Пашинян готов немедленно начать обсуждать его с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.
Однако противостояние двух стран имеет куда более долгую историю. Причины для конфликта между Арменией и Азербайджаном Отношения между нациями были сложными еще сотни лет назад. С 20-х годов XIX века территории, где жили армяне и тюрки-мусульмане, стали частью Российской империи. На тот момент они не имели государственности, а границы часто провести было сложно.
Взаимоотношения между армянами и азербайджанцами были крайне напряженными, и на то уже тогда были причины. Геноцид армян в 1915-1916 годах Это самая трагическая страница истории Армении, ее называют «Мец Егерн» «Великое злодеяние» или «Агхет» «Катастрофа». В Османской империи до весны 1915 года проживало около полутора миллиона армян, которые стали целью для властей. Еще в XIX веке османские армяне имели меньше прав, чем мусульмане — они платили больш9е налогов, не имели права носить оружие, и в целом представляли собой беднейшие слои населения.
Столкновения с полицией и массовые убийства начались в 1890-е годы, а в начале XX века при содействии движения младотурок конфликт дошел до точки кипения. После неудач османской армии на фронтах Первой мировой войны, турецкое командование обвинило в этом армян. Против них приняли жесткие меры — разоружили армянских солдат, организовали депортацию из городов в пустыню, практически на верную смерть. Депортация сопровождалась массовыми убийствами и грабежами.
Уже к концу лета 1915 года погибли сотни тысяч армян. Другие бежали за границу или пытались укрываться в горах. Число жертв за 1915-1916 и последующие годы до сих пор не удается точно установить.
Уничтожены военные объекты, есть первые жертвы среди мирного населения.
Что стало причиной конфликта и почему он важен для России — в материале amic. Что произошло в Нагорном Карабахе? Утром 19 сентября силы Азербайджана обстреляли столицу непризнанной республики — Степанакерт. Точечными ударами была уничтожена техника, укрепления и командные пункты Армии обороны Нагорного Карабаха.
Минобороны Азербайджана заявили о начале "антитеррористических мероприятий" локального характера для восстановления конституционного строя. Позднее Баку закрыло воздушное пространство со стороны Армении. Что стало причиной операции? Минобороны Азербайджана объяснило причины операции напряженностью со стороны Армении в регионе.
Фактическим поводом, судя по всему, стал взрыв мины на трассе Ахмедбейли — Физули — Шуша, в результате которого погибли несколько мирных жителей и военные Азербайджана. В МИД Азербайджана заявили, что единственный путь к миру — полный вывод армянских военнослужащих из Нагорного Карабаха. Поэтому фактически операция направлена на зачистку региона от армянских сил. Зачем Азербайджану понадобилась новая эскалация?
Армения не смирилась с потерей Карабаха? По мнению политолога, кандидата исторических наук Георгия Бовта, Азербайджан хочет окончательно и бесповоротно вернуть свою территорию. Армения не вывела свои военные подразделения, не ликвидировала самопровозглашенные органы армянской власти. Азербайджан требует эту территорию "сдать" и вернуть ее в границы времен Советского Союза", — приводит слова эксперта "Фонтанка".
Информация об этом содержится в сообщении, распространённом Министерством иностранных дел Грузии.
Протестующие в Армении перекрыли трассу Ереван-Тбилиси
В Армении заявляют о провале миротворческой миссии. В Кремле говорят, что миротворцы выполняют свои задачи и азербайджанцы де-юре находятся в пределах своей территории, особенно после решения армянской стороны о признании Карабаха частью Азербайджана. Как Никол предал Арцах и Армению и обманул армянский народ – 7or TV. Тем более, что после того, как Армения проиграла войну и потеряла почти весь Карабах, в ее нынешнем состоянии перманентного политического кризиса, она может лишиться и Зангезура.
Азербайджан и Армения готовятся к войне: на чьей стороне должна выступить Россия
«Это не союз». Как Россия и Армения обменивались обвинениями в 2023 году | Шольц заявил, что Азербайджан и Армения скоро подпишут мирный договор. |
«Это не союз». Как Россия и Армения обменивались обвинениями в 2023 году | Обстановка в Закавказье, спустя три года после осенней Карабахской войны 2020 года, явно накаляется. |
Будет ли большая война между Арменией и Азербайджаном ? - Наша Армения | Баку и Ереван стремительно приближаются к военному конфликту, формальной причиной которого может стать принадлежность нескольких сел на армянской территории, которые Азербайджан считает своими. |
«Это не союз». Как Россия и Армения обменивались обвинениями в 2023 году | Россия выступает за продолжение контактов между Азербайджаном и Арменией для урегулирования всех спорных вопросов и подписания мирного договора. |
Военные присоединились к перекрывшим трассу в Армении протестующим | #Readovka_новости #Армения #Протест. |
Армения — больше не союзник? | 16.09.2023
Новости Армении | Армения с 20 апреля охвачена протестами из-за урегулирования границы с Азербайджаном. Армению охватили протесты на фоне продолжающегося с 23 апреля уточнения границы с Азербайджаном. |
Газета армян России: Новости армении сегодня | Армения и Азербайджан идут к миру прямо по селам. Согласие властей Армении передать Азербайджану часть территорий в Тавушской области, включая населенные пункты, вызвало протесты и блокирование дорог в разных регионах страны. |
СК Армении опубликовал видео с "сожалениями" прибывших на место акции в Киранце военных | При этом очевидно, что Россия за Армению воевать и не планировала — да еще и с дружественным Азербайджаном. |
Последние новости и события Армении - РТ на русском | →Статьи →В армяно-азербайджанском конфликте появляется всё больше внешних игроков. |
Последние новости и события Армении | Премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с жителями Тавушской области заявил о том, что может начаться новая война с Азербайджаном, если Ереван не пойдет на компромисс с Баку по вопросу приграничных сел. |
«Карабахский цуцванг»: Руслан Пухов объяснил логику действий Пашиняна в Армении
Свежие новости в России и мире. В Армении начались жёсткие стычки силовиков и протестующих по поводу соглашений Еревана и Баку. Тут с одной стороны — Азербайджан с Турцией, с другой — Армения с Ираном. #Readovka_новости #Армения #Протест. Почему между Азербайджаном и Арменией вновь разгорелся конфликт. Как заявили 19 апреля в аппарате армянского лидера, между Арменией и Азербайджаном впервые будет демаркированная государственная граница в районе четырех сел в Тавушской области.
Последние новости и события Армении
#Readovka_новости #Армения #Протест. Инцидент произошел на мосту Хакари, расположенным на международно признанной границе Армении с самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республикой. При этом очевидно, что Россия за Армению воевать и не планировала — да еще и с дружественным Азербайджаном. С момента окончания войны в 2020 году число жертв достигло 352 человек. Чтобы положить конец минной угрозе против Азербайджана, исходящей от Армении, необходимы срочные меры и поддержка международных партнеров, — заявили в МИД. «По трёхстороннему соглашению, которое стало итогом Карабахской войны 2020 года, Армения должна гарантировать транспортное сообщение между Азербайджаном и Нахичеванью», – пояснил эксперт. Обстановка в Закавказье, спустя три года после осенней Карабахской войны 2020 года, явно накаляется.
«Недовоёванный» конфликт: что произошло в Карабахе и чем это обернётся для России
Ереван, подчеркнул он, только «принимает к сведению заявления Баку по Карабаху». Получается, конфликт заморожен без участия армянских властей. Поэтому некоторые эксперты не исключают, что он может вспыхнуть с новой силой. Никто ему Пашиняну не поверит. Если его свергнут, или он подаст в отставку, то, возможно, на призыв о помощи нового руководства Армении страны-члены ОДКБ откликнутся. Наша страна сейчас занимается немного другими делами. Казахстан что ли туда свою армию посылать будет?
Наш собеседник отметил: армянским властям нужно понять это и пойти по пути действующего правительства Грузии, которое «пытается купировать русофобские настроения и нормализовать отношения с Москвой». Для них Армения — это маленькая страна чёрт знает где. Им наплевать на это дело. Да, есть влиятельная шумная армянская диаспора, но она вряд ли что-то исправит. Не раскричишься. Повторюсь: армянские власти должны понять, что если они не будут придерживаться хороших отношений с Россией, то могут потерять всю Армению.
К слову, политическое кресло под Пашиняном уже шатается. Вечером 19 сентября Дом правительства в Ереване был окружён протестующими, требующими его отставки. Не обошлось без стычек между митингующими и полицейскими. Судя по последнему посту заместителя председателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева в Telegram , ждать Пашиняну чего-то хорошо вряд ли стоит: «Однажды один мой коллега из братской страны сказал мне: "Ну я же для вас чужой, вы меня не примете". Я ответил то, что должен: "Судить будем не по биографии, а по поступкам". Потом он проиграл войну, но удержался странным образом на месте.
Потом он решил возложить ответственность за своё бездарное поражение на Россию. Потом он отказался от части территории своей страны. Потом он решил заигрывать с НАТО, а его супруга демонстративно уехала к нашим врагам с печеньками.
Читайте также: Пашинян надеется на лучшее в Карабахе, допуская эвакуацию жителей в Армению Хотя после этой встречи Баку передал Еревану проект мирного соглашения, на заседании Совбеза ООН в пятницу вновь разгорелись споры. Армения настаивает, что для регулирования отношений между Карабахом и Азербайджаном нужен "международный механизм", но Баку категорически против, поскольку считает эти территории своими и не хочет, чтобы кто-то вмешивался в его внутренние дела. Однако поскольку Армения не может похвастаться сильной геополитической позицией, то вряд ли станет отказываться от растущего товарооборота с РФ из-за последних событий по крайней мере, в ближайшей перспективе , считает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев. В данном случае сила за Азербайджаном — с покровителем в лице Турции, большим количеством денег, населения, территорий. Армения более бедная страна без выхода к морю, а большинство соседей — если не враждебные, то точно не дружественные. Исходя из текущей ситуации и отношений руководителей, нам гораздо удобнее [работать] с Азербайджаном, у которого больше потенциальных возможностей для торговли и доставки за счёт выхода к морю, с которым у нас совместные внешние и морские границы.
А с Арменией границ нет и получается либо маршрут через полудружественную Грузию, либо через Турцию, совсем не дружественную для армян. Им можно только посочувствовать", — указывает эксперт. На острие ножа Политологи сходятся во мнении, что на фоне растущего влияния Азербайджана исход конфликта с Нагорным Карабахом был предопределён. Во многом на этот фактор повлияла политика Армении по снижению военного потенциала, но прежде всего — неоднократные заявления Никола Пашиняна о необходимости признать Нагорный Карабах частью Азербайджана , если Баку найдёт диалог со Степанакертом для соблюдения прав и безопасности проживающих там армян.
Все эти решения признали незаконными. С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. В начале 1990-го в боях на армяно-азербайджанской границе даже применялась артиллерия, из-за чего 15 января союзным властям пришлось ввести в НКАО и прилегающих районах чрезвычайное положение. Добиться разоружения удалось только весной 1991-го, но спустя полгода конфликт возобновился. Иллюстрация: Александр Скачко Конфликт 1991-1994 годов 30 августа 1991 года была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики. Нагорный Карабах оказался в её составе и через три дня провозгласила свою собственную республику — НКР. Из-за этого между Арменией и Азербайджаном вновь начался вооружённый конфликт, который продлился до 1994 года. Обе стороны применяли не только стрелковое оружие, но и тяжёлую бронетехнику, артиллерию, авиацию. Документ вступил в силу 12 мая.
Об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян. С заявлением об этом выступил глава армянского правительства Никол Пашинян.
Почему Армения безвольно сдала Карабах
Тут с одной стороны — Азербайджан с Турцией, с другой — Армения с Ираном. Премьер-министр Армении Никол Пашинян на встрече с жителями Тавушской области заявил о том, что может начаться новая война с Азербайджаном, если Ереван не пойдет на компромисс с Баку по вопросу приграничных сел. Премьер-министр Армении Никол Пашинян во время переговоров с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Праге и Брюсселе за спиной России договорился отдать Нагорный Карабах.
Что происходит сейчас?
- Боевые действия в Нагорном Карабахе (2023) — Википедия
- Содержание
- АрмИнфо – новости Армении, новости армении сегодня, армения сегодня,нагорный карабах
- Армения — больше не союзник? | 16.09.2023
- Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана
Угроза новой войны Армении и Азербайджана
Продолжается борьба против лжи и фальши во имя истины и справедливости», — указали общественники. Отмечается, что к перекрывшим автотрассу местным жителям примкнули порядка 20 военнослужащи.
Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества.
В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана.
Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам.
Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «...
Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты.
Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта.
Однако поскольку Армения не может похвастаться сильной геополитической позицией, то вряд ли станет отказываться от растущего товарооборота с РФ из-за последних событий по крайней мере, в ближайшей перспективе , считает доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы "Финансовые инструменты в экономике" РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев. В данном случае сила за Азербайджаном — с покровителем в лице Турции, большим количеством денег, населения, территорий. Армения более бедная страна без выхода к морю, а большинство соседей — если не враждебные, то точно не дружественные. Исходя из текущей ситуации и отношений руководителей, нам гораздо удобнее [работать] с Азербайджаном, у которого больше потенциальных возможностей для торговли и доставки за счёт выхода к морю, с которым у нас совместные внешние и морские границы.
А с Арменией границ нет и получается либо маршрут через полудружественную Грузию, либо через Турцию, совсем не дружественную для армян. Им можно только посочувствовать", — указывает эксперт. На острие ножа Политологи сходятся во мнении, что на фоне растущего влияния Азербайджана исход конфликта с Нагорным Карабахом был предопределён. Во многом на этот фактор повлияла политика Армении по снижению военного потенциала, но прежде всего — неоднократные заявления Никола Пашиняна о необходимости признать Нагорный Карабах частью Азербайджана , если Баку найдёт диалог со Степанакертом для соблюдения прав и безопасности проживающих там армян. И хотя в последнее время Армения пытается найти гарантии безопасности на Западе, Ереван понимает — Россия единственная страна на Южном Кавказе, которая может за счёт обязательств по ОДКБ, ЕАЭС и развёрнутой сети военных баз выполнять роль медиатора в регионе и обеспечить, чтобы национальные интересы отдельных стран не мешали гармоничному экономическому и технологическому развитию их соседей и всего региона, уверена доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва. Камнем преткновения для создания зоны свободной экономической торговли в евразийском регионе остаётся проект продвигаемого Азербайджаном и Турцией Зангезурский коридор через Сюникскую область Армении, против которого выступают Ереван и Тегеран.
Но это не мешает властям Армении разгонять русофобские настроения и обвинять российских миротворцев в том, что они не справляются со своей миссией. Примечательно, что за последнее время это далеко не единственный недружественный шаг со стороны официального Еревана. Ранее Пашинян уже говорил об ошибочности стратегического выбора Армении в пользу союза с Россией. Жена армянского премьера побывала с дружественным визитом в Киеве.
Наконец, Пашинян пригласил Соединённые Штаты принять участие в совместных учениях на армянской территории, в чём ранее отказывал России и Ирану. Поэтому нетрудно догадаться, что всё это время он действует в интересах своих заокеанских покровителей, главная цель которых — снизить влияние России в мире, в том числе на Кавказе, а также отвлечь внимание российских Вооружённых сил от специальной военной операции на Украине. К счастью, полномасштабной бойни в Нагорном Карабахе пока удаётся избежать. Уже днём 20 сентября при участии российских миротворцев было достигнуто соглашение о прекращении огня. Руководство непризнанной республики заявило, что признаёт власти Азербайджана «центральными» и намерено выстраивать конструктивный диалог с Баку. Российские миротворцы эвакуируют, размещают и кормят жителей Нагорного Карабаха. Если даже Карабах перейдёт под контроль Баку, то с ним у нас нормальный диалог. И не будет вот этого вечно воюющего анклава в подбрюшье России, который будет использоваться в интересах третьих стран. Особенно на фоне проведения спецоперации.