В Москве 14 февраля в 19.15 мск произошло обрушение купола развлекательного комплекса "Трансвааль-парк" в Ясенево. Москвичи приносят цветы и зажигают свечи у бывшего спортивно-развлекательного комплекса "Трансвааль-парк" в память о жертвах трагедии, которая произошла двадцать лет назад, сообщает корреспондент РИА Новости. 20 лет назад, 14 февраля 2004 года, в Москве обрушилась крыша в спортивно-развлекательном комплексе «Трансвааль-парк». Трагедия унесла жизни 28 человек, в том числе восьми детей, более 100 человек получили ранения. В московском аквапарке "Трансвааль-парк" по адресу Голубинская улица, дом 16 (район Ясенево), в 19 часов 15 минут 43 секунды по местному времени начала рушиться кровля.
Свежие записи
- Читайте также:
- История строительства
- Новый парк на месте трагедии
- Железобетонный купол упал на людей
Годовщина трагедии в «Трансвааль-парке»
говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры столицы. Сегодня исполнилось 20 лет со дня трагедии в спортивно-развлекательном комплексе «Трансвааль-парк» в московском районе Ясенево. Москвичи приносят цветы и зажигают свечи у бывшего спортивно-развлекательного комплекса "Трансвааль-парк" в память о жертвах трагедии, которая произошла двадцать лет назад, сообщает корреспондент РИА Новости. Трансвааль-парк считался крупнейшим в Европе. Построенный в Ясенево развлекательный комплекс проектировал Нодар Канчели — известный российский архитектор.
Трансвааль парк ясенево
С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
Как стало известно Ъ из источников в Моспрокуратуре, эксперты сегодня изучают даже не конструкцию крыши, а фундамент здания и почву под ним. В частности, уже удалось установить, что аквапарк построили в довольно неблагоприятном с точки зрения геологии месте — раньше здесь было несколько мощных подземных ключей и оврагов, и их пришлось засыпать толстым слоем земли. Таким образом, добротный во всех отношениях строительный объект мог быть установлен на хлипкое основание — насыпной, насыщенный водой грунт, который постепенно проваливался и расплывался под нагрузкой. Исмаил Кочак с такой точкой зрения не согласен. Он объяснил, что проблемы с грунтом при строительстве действительно были, но его полностью срезали, выкопав восьмиметровый котлован и залив яму бетоном. Однако эти его слова опровергают представители следствия, уже заявившие о том, что подземные деформации имели место.
На видеозаписи, которую сейчас разбили по кадрам и изучают эксперты, хорошо видно, как развивались события. Проблемы начались с одной из колонн, на которые опирается наружная часть купола,— возле опоры, примерно в метре от поверхности земли появилось темное облако. Следующий кадр — колонна надламывается в этом месте и валится наружу. Пролет, откуда только что выпала опора, тут же увеличивается вдвое — с 6 м до 12. Не выдержав нагрузки, валятся наружу соседние колонны. Что происходит дальше, видеокамера не зафиксировала, но это уже известно со слов уцелевших посетителей аквапарка. Край крыши в том месте, где упала колонна, треснул, трещина быстро поползла вверх, а когда она достигла геометрического центра сегмента, огромный купол "раскрылся" вниз подобно двустворчатым дверям. Таким образом, установлено, что катастрофа началась именно с появления пылевого облака, однако из-за чего появилось само облако, специалисты пока не знают. Однако выброс пыли мог произойти и в результате взрыва заложенного возле колонны небольшого так называемого точечного заряда.
После недавнего взрыва в метро мы получили оперативную информацию о том, что террористы планируют провести еще несколько масштабных акций. Поэтому и террористическую версию, на наш взгляд, отвергать пока рано". Три лицензии приостановлены: архитекторов, конструкторов и строителей Официально проектная документация по "Трансвааль-парку" представлялась фирмой Сергея Киселева "Киселев и партнеры", а в портфолио архитектора конструктором комплекса назван Игорь Шварцман.
На крыше скопилась большая масса снега и льда. На место происшествия сразу приехали спасатели и бригады скорой помощи.
К этому часу все посетители эвакуированы и сейчас спасатели ведут разбор завала. Уже спасены 62 человека. Но последним данным, погибли 8 человек, в том числе один ребенок, и около 60 получили ранения. Двое из них находятся в тяжeлом состоянии. Узнать информацию о пострадавших можно по телефонам: В департаменте здравоохранения Москвы - 251-83-00 и 251-14-55 Телефон штаба по ликвидации аварии - 139-70-99 Сюда также могут звонить родственники тех, кто находился в аквапарке.
По факту обрушения купола в аквапарке Москвы возбуждено уголовное дело по 109-ой статье Уголовного кодекса - причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей. Об этом сообщил официальный представитель прокуратуры Москвы. Кроме того, прокуратура Москвы намерена оценить ответственность должностных лиц округа и владельцев аквапарка за чрезвычайное происшествие. Это самый крупный в Москве аквапарк. Он открылся в 2002 году.
Примечательно, что в феврале 2006 года обрушилась крыша еще одного объекта Нодара Канчели — Басманного рынка, тогда погибли 68 человек. Заслуженный строитель России к ответственности не привлекался. В 2013 году на месте «Трансвааль-парка» был открыт другой развлекательный объект — аквапарк «Мореон», рядом с ним на территории установлена часовня в память о жертвах трагедии.
Курсы валюты:
- Смертельный февраль Нодара Канчели. Под крышами любимого архитектора Лужкова погибло сто человек
- Аквапарк «Трансвааль»: аттракционная катастрофа
- Блог визуальных осколков. Почему рухнул "трансвааль-парк"? Какой аквапарк рухнул
- При обрушении крыши в аквапарке "Трансвааль" погибли 25 человек
- Катастрофы глазами строителя. Часть 1. "Трансвааль": milutkin — LiveJournal
Трагедия в "Трансвааль-парке": ошибка или преднамеренный расчёт?
Спустя некоторое время Трансвааль-парк окончательно прекратил свое существование. Вскоре на месте же бывшего «царства вечного лета» была построена часовня в память о жертвах, остатки здания долгое время пытались реконструировать, что там находится сейчас − непонятно. У стен разрушенного «Трансвааль-парка» в московском Ясеневе появились цветы, иконы, и свечи. В столичном районе Ясенево на месте рухнувшего аквапарка «Трансвааль» появится спортивно-оздоровительный комплекс. Парк Ата-тюрк 2022г ноябрь.
Катастрофа в аквапарке трансвааль парк. Блог визуальных осколков. Под завалами очень много людей
Катастрофа в аквапарке трансвааль парк. Блог визуальных осколков. Под завалами очень много людей | РИА Новости, 14.02.2009. Обрушение крыши в Трансвааль-парке в районе Ясенево на юго-западе Москвы. |
Памятником жертвам трагедии в «Трансвааль-парке» стал храм | 4-летний Сайгид Магомедов в тот день пришел в «Трансвааль» с дядей Низамом. |
Турецких строителей в России хотят проверить: однако все решает контроль | 360° | Москвичи несут цветы и свечи к бывшему спортивно-развлекательному комплексу "Трансвааль-парк" в память о жертвах трагедии, произошедшей двадцать лет назад, передаёт корреспондент РИА Новости. |
Аквапарк «Трансвааль»: аттракционная катастрофа 🔥 Катастрофа века | 14 февраля 2004 года в 19:15 по московскому времени в развлекательном центре «Трансвааль-парк», расположенном на улице Голубинской в районе станции метро «Ясенево», произошло обрушение конструкций. |
Катастрофы глазами строителя. Часть 1. "Трансвааль": milutkin — LiveJournal | 14 февраля 2004 года в 19:15 по московскому времени в развлекательном центре «Трансвааль-парк», расположенном на улице Голубинской в районе станции метро «Ясенево», произошло обрушение конструкций. |
С Мосгосэкспертизы сняли вину за "Трансвааль Парк"
Как заявили в прокуратуре, следователи уже допросили руководителей "Трансвааль-парка", проектировавших его сотрудников бюро "Сергей Киселев и партнеры", а также строителей, в частности, из турецкой фирмы Kocak Insaat. В московском аквапарке "Трансвааль-парк" по адресу Голубинская улица, дом 16 (район Ясенево), в 19 часов 15 минут 43 секунды по местному времени начала рушиться кровля. показало землетрясение-2023).
Годовщина трагедии в «Трансвааль-парке»
Последнего живого человека под завалами «Трансвааль-парка» нашли около трех часов ночи 15 февраля: мужчина окоченел настолько, что даже не смог назвать спасателям своего имени. Спустя некоторое время Трансвааль-парк окончательно прекратил свое существование. Вскоре на месте же бывшего «царства вечного лета» была построена часовня в память о жертвах, остатки здания долгое время пытались реконструировать, что там находится сейчас − непонятно. У стен разрушенного «Трансвааль-парка» в московском Ясеневе появились цветы, иконы, и свечи. Официально проектная документация по "Трансвааль-парку" представлялась фирмой Сергея Киселева "Киселев и партнеры", а в портфолио архитектора конструктором комплекса назван Игорь Шварцман. РИА Новости "Трансвааль-парк" после обрушения кровли.
Против архитектора "Трансвааль парка" прекратили уголовное дело
Развлекательные аттракционы стимулировали молодежь к занятиям различными видами спорта, они располагали к здоровому, беззаботному отдыху. Поэтому на водные горки стремились попасть все, от мала до велика, его любили посещать семьями. Железобетонный купол упал на людей Вечером 14 февраля 2004-го, на почти полностью забитый отдыхающими водный дворец, рухнул железобетонный купол постройки. Он обвалился непосредственно на зону развлечений, чудом не задев единственную локацию — бассейн для взрослых. Обвал произошёл в результате разрушения одной из колонн, служившей опорой кровли огромного плавательного стадиона. Вслед первой колонной, как карточный домик, сложились все остальные.
Кровля, лишенная опоры, рухнула людям на головы прямо в центр парка. Под рухнувшей крышей располагались наиболее популярные площадки «Трансвааля», среди которых и детский бассейн. Крики и стоны людей, зажатых обломками, сквозь шум крушения самого здания, оглушили все в округе. Большое количество потерпевших, лишь слегка присыпанных строительным мусором, вытащили сами отдыхающие. В темноте, ориентируясь на человеческий стон, они пробирались к раненым.
Спасатели прибыли только спустя два часа. Более двухсот человек им удалось эвакуировать из-под обломков, что спасло людям жизнь. Некоторые оказались исколоты обломками арматуры, на других упали колоны, иных наглухо засыпало горой строительного шлака. Архитектор Нодар Канчели Расследование причин трагедии началось незамедлительно, однако длилось довольно долго, почти 20 месяцев. Правоохранительные органы изъяли уцелевший видеоархив аквапарка, чтобы привлечь его к материалам следствия.
Изъятым пленкам судилось стать впоследствии источником возникновения всевозможных слухов и домыслов вокруг главной причины катастрофы. Архитектора Нодара Канчели привлекли к следственным мероприятиям. Инженер-конструктор, просмотрев видео момента крушения крыши, утверждал, что обвал случился в результате взрыва.
Трагедия произошла 14 февраля 2004 года в 19. По разным оценка, в тот момент в аквапарке находилось до 1300 человек. Площадь обрушения достигла почти 5 тысяч квадратных метров. Крыша здания упала практически на всю водную часть комплекса, не задев только бассейн для взрослых.
Во время проведения спасательных работ рухнула еще одна часть кровли - фрагмент козырька. К счастью, никто не пострадал. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело по статье "Причинение смерти по неосторожности". По данным следствия, причиной обрушения крыши стали ошибки при проектировании здания. Обвинения были предъявлены проектировщику Нодару Канчели, а также главе Мосгосэкспертизы Анатолию Воронину. Однако дело против Канчели прекратили по амнистии в связи с пожилым возрастом обвиняемого. Кроме того, здесь была построена часовня.
В понедельник, 28 марта, Московская прокуратура огласила итоги работы комплексной независимой экспертизы, которая почти год изучала причины обрушения крыши аквапарка "Трансвааль-парк" в Ясенево. Итоги эти были ожидаемы и : в катастрофе, вследствие которой 28 человек погибли и еще 200 получили ранения, виноваты проектировщики. Катастрофа в ясеневском аквапарке произошла вечером 14 февраля 2004 года, когда в "Трансваале" находилось множество отдыхающих, в том числе пришедших туда целыми семьями. Кадры, демонстрирующие людей в купальных костюмах, бегающих по снегу среди темных развалин, обошли в тот день все мировые телеканалы. Спасатели действовали профессионально, но площадь обрушения железобетонных конструкций - более пяти тысяч квадратных метров - была такова, что счет жертв пошел на десятки. В тот вечер все ответственные и заинтересованные лица прибыли в Ясенево уже через несколько часов после происшествия. Среди них, в частности, был и мэр Москвы Юрий Лужков, который сразу дал распоряжение начать расследование обстоятельств катастрофы.
Причем, выступая перед телекамерами, Лужков с точностью до секунды назвал время обрушение крыши - 19:15:48, ссылаясь при этом на пленку наружного видеонаблюдения, которую ему показали сразу же после того, как он прибыл на объект. Этой пленке, вскоре изъятой компетентными органами, суждено было сыграть важную роль в нагнетании всевозможных слухов вокруг главной причины падения крыши аквапарка. Прибывший в Ясенево почти одновременно с Лужковым архитектор Нодар Канчели, автор проекта купола "Трансвааль-парка", успел разглядеть на ней нечто, похожее на взрыв, в районе одной из колонн, которая первой потеряла устойчивость. С тех пор в течение всего года Канчели не переставал утверждать, что аквапарк погубил преднамеренный взрыв, устроенный неким злоумышленником. Всего за расследование взялись как минимум три комиссии. Первая из них была создана руководством Госстроя России под управлением главы этого ведомства Николая Кошмана, вторая - правительством Москвы во главе с первым заместителем руководителя Департамента градостроительной политики Александром Косованом. Именно деятельность этих двух комиссий чаще всего становилась предметом обсуждения в СМИ и именно эти лица охотнее всего давали публичные комментарии о ходе расследования.
Но всякий раз становилось ясно, что главную работу выполняет еще одна, третья комиссия - самая скрытная и, главное, наиболее компетентная. Речь идет о следственной бригаде Московской прокуратуры под управлением Александра Лаврененко. Именно по заказу его подчиненных Российским федеральным центром судебных экспертиз при Минюсте РФ и была проведена комплексная строительно-техническая судебная экспертиза с привлечением независимых экспертов в области обследования зданий и сооружений, топографо-геодезических и вибродинамических исследований, а также компьютерного моделирования в строительстве. После изучения экспертного заключения следствие определит круг лиц, по чьей вине произошло обрушение, и выявит обстоятельства, которые этому способствовали. Затем, в соответствии с законом, в ближайшее время им будет предъявлено обвинение по соответствующим статьям Уголовного кодекса России. Анатолий Зуев, прокурор Москвы Специалисты проделали огромную работу - более 200 различных экспертиз, включая судебно-медицинские, молекулярно-генетические, взрывотехническую и металловедческую. По словам работников прокуратуры, результаты их труда сложились в пухлый том.
Так, "Российская газета" ссылается на начальника правового обеспечения городской прокуратуры Сергея Марченко, который определил объем получившегося заключения в 500 страниц, другие источники говорят уже о семистах страницах. Сами прокуроры пока не готовы в подробностях пересказывать доводы специалистов, опасаясь запутаться в технических деталях. Но в главном они уверены настолько, что сам глава Московской прокуратуры Анатолий Зуев заявил во всеуслышание: "Выводы экспертов однозначны. Причинами обрушения аквапарка явились неверные конструктивные решения и просчеты в проектировании". Эти слова главного прокурора столицы еще не означают, что на скамью подсудимых автоматически сядет, например, глава ЗАО "К" известного также как ЗАО "Курортпроект" , заслуженный строитель России Нодар Канчели. Речь идет пока не о выдвижении конкретных обвинений против конкретных лиц и организаций, но лишь о завершении экспертных работ по этому поводу Зуев отметил, что сегодняшний день был "долгожданным". Кстати, адвокат пострадавших в результате обрушения "Трансвааль-парка" Игорь Трунов уже выразил желание лично ознакомиться с результатами экспертизы и даже пригрозил, что если эти результаты будут "незаконны", то он непременно обжалует сам факт экспертизы.
Видимо, для того, чтобы суд признал обвиняемыми не проектировщиков, которых можно разве что посадить, а правительство Москвы, с которого можно получить немалые компенсации тем более что в российских СМИ то и дело о причастности к "Трансвааль-парку" жены московского мэра Елены Батуриной. В этом случае расследование дела о катастрофе в аквапарке затянется еще не на один год. Конструкция простояла три года, и никаких нареканий за все это время не было... Я могу прямо сказать, что если мне дадут расчеты почти любого дома, то я уверен, что найду в нем какой-то набор ошибок. Но рушится дом, когда эти ошибки либо принципиальны например, перепутал знак с "плюса" на "минус" , либо их много наложилось одна на другую. А то, что здесь принципиальных ошибок не было, показывает, что дом этот стоял. Поэтому я не вижу совершенно логики в этих выводах.
Нодар Канчели И все же именно имя Нодара Канчели чаще всего упоминается в связи с выводами экспертной комиссии. Сам известный архитектор настолько занервничал, что стал заранее оправдываться и жаловаться, что ему ничего не известно ни о результатах экспертизы, ни о сути проведенных работ, потому что с ним об этом никто не беседовал: "Пока я фигурировал в деле как свидетель. И прежде чем переводить меня в разряд подозреваемых или обвиняемых, со мной можно было бы для начала поговорить". Также Нодар Вахтангович заявил в понедельник, что принципиально не согласен с выводами экспертов, работавших для Московской прокуратуры. А поскольку никаких подробностей об этих выводах он, как и сами столичные прокуроры, пока не знает, ему пришлось ограничиться самыми общими рассуждениями и ссылкой на пресловутую пленку, якобы зафиксировавшую тот самый "взрыв". У нас есть мнение взрыво-технической экспертизы, результаты мониторинга состояния этого парка, однако никто их не запрашивал". Интересно при этом, что версию о взрыве Анатолий Зуев отверг еще год назад.
Напомним, что сразу же после катастрофы экспертизу по "своему" профилю проводилил специалисты-взрывотехники из ФСБ и тоже не обнаружили ничего подозрительного. Нодару Канчели есть из-за чего нервничать. Еще на стадии предварительного разбирательства выяснилось, что "Трансвааль-парк" проектировали не одна, а сразу две организации. Изначально за разработку проекта столь сложного, не имеющего у нас в стране аналогов сооружения, как аквапарк с беспролетным куполом, взялась фирма "Сергей Киселев и партнеры". Ее архитекторы утвердили проект в Мосгорэкспертизе, и по их расчетам здание должно было перекрываться стальными фермами или фермами с алюминиевым покрытием. Однако уже на этапе строительства главный подрядчик, турецкая фирма Kocak Insaat, предложил заменить алюминиевые перекрытия на железобетонные. Киселевцы дали согласие, но за разработку новой конструкции купола взялись не сами - подрядчик сам пригласил к сотрудничеству ЗАО "К".
Получился организационно-конструкторский нонсенс: там, где от архитекторов требовалась максимальная сработанность и согласованность усилий, на результаты работы одной команды наложились результаты работы другой. И Сергей Киселев, и Нодар Канчели - строители, чья репутация до обрушения аквапарка была безупречной. Но есть такая элементарная формула: чем больше узлов инстанций в той или иной конструкции цепочке действий , тем меньше ее надежность.
Позже была названа основная причина трагедии в Ясенево: ошибка проектирования. По уголовному делу в качестве обвиняемых проходили главный архитектор Нодар Канчели и начальник Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолий Воронин. В 2006 году Канчели подал ходатайство и был амнистирован в связи со 100-летием Государственной Думы, дело о халатности Воронина также было прекращено.
Нодар Канчели убежден: обрушение стало следствием "внешнего воздействия" Фото: Владимир Новиков Параллельно фирма "Кочак Иншаат" заключила договор с НИИ железобетона на контроль за железобетонными и арматурными работами. Представители института находились на стройплощадке практически постоянно. Канчели на объекте появлялся по мере необходимости, то есть в случае вызова подрядчиком или по своему усмотрению. Например, 16 августа 2001 года Канчели обнаружил, что непрерывное бетонирование оболочки было прервано на несколько часов: вышел из строя один из бетононасосов. Как отмечают следователи, архитектор был этим очень расстроен, так как могла получиться немонолитная конструкция, возникал риск образования стыков и швов. Из текста обвинительного заключения также выясняется, что рекомендации по мониторингу системы "колонны со связями - оболочка" не вырабатывались, поскольку эта задача перед ЗАО "К" вроде бы и не ставилась. Вибрационные нагрузки не учитывались. Расчеты на перепад температур железобетонной ребристой конструкции не выполнялись. А кроме того, по мнению следствия, конструкция не была рассчитана на внешние воздействия типа взрыва, просадки опор и другие чрезвычайные ситуации. Исходя из всего этого, обвинение пришло к трем версиям относительно причин трагедии, которых придерживается и до сих пор. Ошибки проектирования Версия первая - это проектные ошибки. Условно обвинение в этой части можно разделить на 12 пунктов, согласно которым автор проекта архитектор Канчели не учел ряд факторов, впоследствии ставших роковыми и приведших к обрушению. Перечислим лишь некоторые из этих пунктов, чтобы понять, в чем же заключается ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей со стороны архитектора. Прежде всего это использование в процессе проектирования ряда конструктивных решений. Например, как полагает следствие, была использована выполненная с расчетной ошибкой модель системы "железобетонная ребристая оболочка - металлические колонны со связями". Архитектором не были учтены такие факторы, как растрескивание зон растяжения бетона и его ползучесть. Кроме того, остались без должного внимания такие моменты, как критические растягивающие усилия в связях-распорках, температурные воздействия в периоды строительства и эксплуатации. Необоснованно была упрощена схема задания ветровой нагрузки. Не было выполнено достоверного расчетного анализа напряженно-деформированного состояния, прочности и устойчивости опорных колонн и их критически важных узлов при действии реальных нагрузок. Таким образом, как посчитало следствие, при разработке проекта покрытия здания Канчели применил неверные конструктивные решения, не отвечающие официальным и обязательным требованиям и правилам, предусмотренным в СНиПах. Проведенная следственная экспертиза проанализировала варианты разрушения части сооружения. В соответствии с первым наиболее вероятным вариантом сначала произошло разрушение одного из тяжело нагруженных узлов опорной системы, что и привело к разрушению здания по принципу "эффекта домино". В соответствии со вторым вариантом вначале произошла потеря устойчивости гибкой железобетонной ребристой оболочки из-за больших перемещений, вызванных либо эффектом ползучести бетона, либо непосильной для конструкции весовой или снеговой нагрузкой.
"Трансвааль" не выдержала земля. Появилась главная версия о причинах катастрофы в аквапарке
«Трансвааль-парк» — первый аквапарк Москвы — привлекал огромное количество посетителей. По выходным сюда было просто не попасть. Обрушение крыши в Трансвааль-парке в районе Ясенево на юго-западе Москвы. Аквапарк Трансвааль-парк | РИА Новости Медиабанк. Около 19:15 в крупнейшем оздоровительном центре Москвы "Трансвааль-парке", расположенном по адресу Голубинская ул., д. 16 (станция метро "Ясенево"), обрушилась крыша. У стен разрушенного «Трансвааль-парка» в московском Ясеневе появились цветы, иконы, и свечи. жители Москвы и Подмосковья, среди опознанных - жители.