В данной статье мы подобрали максимально подходящую литературу для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе в 2023/2024. Полный список литературы, которую необходимо прочитать для успешной подготовки к ЕГЭ по литературе в 2023-2024 учебном году. Новейший список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе (в формате таблицы): проза и стихи, которые будут основой заданий в 2023 году. Список произведений русской и зарубежной литературы для подготовки к итоговому сочинению 2023-2024.
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году: новые задания, сложности и возможные ошибки
Заучивание текстов произведений читательский дневник значительно эффективнее. Трата времени на работу со сложными текстами раздела С и вообще позициями из дополнительного раздела , если вы не идеально владеете материалом из основной колонки. Зубрежка клише практикуйтесь, и они вам просто не потребуются. Использование старых сборников для подготовки к ЕГЭ или материалов из непроверенных источников. Работа над пробниками без хронометража.
Чехов «Ионыч», «Невеста» 1. Отношение человека к другому человеку окружению , нравственные идеалы и выбор между добром и злом Здесь важно отразить, как устроен человек и какие он принимает решения в отношении с другими людьми.
Какими нравственными идеалами руководствуются герои, делая свой выбор. Как, на ваш взгляд, люди должны относится друг к другу. Пушкин А. Гоголь «Мертвые души» М. Булгаков « Мастер и Маргарита» 1. Чехов «Дядя Ваня» Булгаков М.
Клюев, В. Хлебников, В. Ходасевич Из литературы первой половины XX века И. Бунин стихотворения: «Алёнушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья... Ахматова поэма «Реквием» стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Сероглазый король», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Всё расхищено, предано, продано…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова... Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твоё — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине!
Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова... Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твоё — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи... Пастернак роман "Доктор Живаго" обзорное изучение с анализом фрагментов , стихотворения: «Февраль.
Минпросвещения: Ни одно произведение русской классики не исключено из школьной программы
Главная» Новости» Список литературы на егэ 2024. Подготовка к сочинению по литературе ЕГЭ. Подготовка выпускников к единому государственному экзамену по литературе в 2024 году (на основе анализа результатов ЕГЭ 2023 года): методические рекомендации / сост.
«Чужды традициям»: произведения Пушкина и Лермонтова выкинули из проекта ЕГЭ
© 2024 Google LLC. В ФОП по литературе список, действительно, конкретизирован, программа 10-го класса начинается, как и новый кодификатор ЕГЭ, с «Грозы». Список произведений русской и зарубежной литературы для подготовки к итоговому сочинению 2023-2024. / Список литературы к ЕГЭ-2024. В списке указаны произведения школьной программы, знание которых необходимо для успешной сдачи ЕГЭ.
Что нужно прочитать, чтобы сдать ЕГЭ по литературе
Драгунская, В. Розов, М. Рощин и др. Стихотворения и поэмы: Б.
Ахмадулина, Ю. Визбор, А. Вознесенский, Е.
Евтушенко, Н. Заболоцкий, Т. Кибиров, Ю.
Кузнецов, А. Кушнер, Л. Мартынов, О.
Николаева, Б. Окуджава, Д. Пригов, Р.
Рождественский, Д. Самойлов, О. Седакова, В.
Соколов, А. Тарковский, О. Чухонцев и др.
Литература народов России Г. Айга, Р. Гамзатов, М.
Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К.
Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К.
Хетагуров, Ю. Шесталов и др. Романы, повести, рассказы: Ч.
Диккенс, Э. Золя, Г. Флобер; Г.
Бёлль, Р. Брэдбери, У. Голдинг, Ф.
Кафка, Х. Ли, Г. Маркес, У.
Моэм, Дж. Оруэлл, Э. Ремарк, У.
Старк, Дж.
На затылке кепи... Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Мандельштам Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница.
Убрали 1 "тестовое" задание в самой первой части, а это значит, что теперь легких баллов стало на 1 меньше. Изменение критериев оценивания 1. Теперь первичных баллов не 53, как в прошлом году, а 48: 4 балла за задание 4 на анализ фрагмента раньше это было задание 5 — теперь оценивание этого задания происходит по двум критериям, а не по трем, как это было раньше; 8 баллов за задание 5 на сопоставление раньше это было задание 6 ; 4 балла за задание 9 на анализ лирики раньше это было задание 10 — тоже оценивание теперь по двум критериям вместо трех; 8 баллов за задание 10 на сопоставление раньше это было задание 11 ; 18 баллов за задание 11 раньше это было задание 12. Следовательно, теперь перевод из первичных баллов во вторичные, то есть в 100-балльную систему, будет еще жестче. Он и так в литературе был одним из самых строгих. Во все задания с развернутым ответом в последний критерий добавился пункт с грамматикой. В большом сочинении теперь это 11 задание теперь можно допустить максимум по одной ошибке каждого вида речевая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая , а не по две, как было раньше. Изменение в формулировке темы 11. Пример: "Страницы истории в отечественной литературе. На примере произведения одного из писателей: А. Пушкина, Л. Толстого, М. Шолохова ". Изменения в кодификаторе Теперь кодификатор насчитывает всего 12 основных текстов, которые могут попасться в первом блоке первой части КИМа, то есть для заданий 1—5: А. Драма «Гроза» И. Роман «Отцы и дети» Н. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Ф. Роман «Преступление и наказание» Л.
По мнению авторов экзамена, выпускникам нужно будет при сдаче ЕГЭ продемонстрировать «уважение закона и правопорядка», «патриотизм», «гордость за настоящее многонационального народа России», «идейную убежденность, готовность к служению и защите отечества». Узнать подробнее После этого в СМИ появились громкие заголовки, что русских классиков убрали из ЕГЭ, и теперь школьникам даже необязательно читать их произведения. Рособрнадзор, контролирующий организацию и проведение экзаменов, дал опровержение и объяснил логику образовательного процесса на уроках литературы. В ведомстве пояснили, что в средних классах 5-9-е классы школьники изучают классическую литературу, в том числе Пушкина, Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя и других, а в старших классах 10-11-й проходят литературу второй половины XIX — начала XXI веков. Это разделение и отразили в новых вариантах ОГЭ и ЕГЭ, где перечислили только авторов и произведения, впервые изучаемых на соответствующем уровне образования. Это не значит, что знание Пушкина уже не понадобится на ЕГЭ. Например, в задании 10 нужно сопоставить стихотворения разных периодов, а в задании 11 сочинение нужно написать на примере произведений предложенных на выбор авторов. Однако новый вариант экзамена все равно вызывает сложности. Репетитор по литературе и русскому языку, бывший преподаватель КГПУ имени Астафьева Наталья Середина в разговоре с «ПМ» отметила, что не все дети, сдающие литературу, готовились к ОГЭ, а значит глубоко изучали литературу «Золотого века».
Как изменится ЕГЭ по литературе в 2024 году: новые задания, сложности и возможные ошибки
С какой целью собираются эти данные Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме. Сбор Персональных данных При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации. Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные: «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть; Электронный адрес; Номер телефона; Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях в т. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
Как эти данные используются На сайте используются куки Cookies и данные о посетителях сервисов Яндекс Метрика и других. При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов.
По этим предметам не внесено никаких изменений. Кроме того, авторы тестовых заданий не учли психологические особенности восприятия подростков — а это тоже очень важно. Увидеть те проблемы, идеи и смысловые связи, которые в силу возраста закономерно ускользали от внимания, а значит — лучше понять литературу и культуру последующих веков. Любой возрастной психолог скажет вам, что два года в развитии подростка — это целая эпоха в формировании его личности, предполагающая переосмысление многих ценностей, углубление представлений о мире и человеке, поиски самоидентификации". Все еще можно исправить Пока этот комплекс заданий, из которого исключен Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Фонвизин и Державин, — лишь проект. На официальном сайте ФИПИ приглашают к обсуждению предложенных материалов, свои вопросы и предложения разработчикам можно отправлять до 30 сентября. По мнению ученых, методисты Рособрнадзора должны учесть, что именно литература формирует отношение человека к базовым культурным ценностям своего народа — учит любить Родину, свой народ и свою семью. Это особенно важно сейчас, когда мы вынуждены защищать свою культуру и свой образ жизни. Поэтому филологи надеются, что по итогам публичных дебатов вариант ЕГЭ, который они расценивают почти как идеологическую диверсию, будет переработан либо отменен.
Быков, В. Гроссман, С. Довлатов, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Шукшин произведения не менее трех авторов по выбору. Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий, Ю. Кузнецов, Л. Мартынов, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, В.
На онлайн-курсах по подготовке к ЕГЭ мы не только рассказываем необходимую информацию, но и учим применять ее на практике. Один человек не справится с таким глубоким погружением в аналитику — у нас этим занимаются 200 специалистов. Благодаря статистике мы смогли выявить и упрощающие методы решения заданий. Например, в заданиях с кратким ответом достаточно обратить внимание на ключевые слова и тут же записать верный ответ. Также на экзамене встречается не весь объем литературных терминов, а определенный и достаточно небольшой перечень, который необходимо заучить. Сочинения За 5 лет практики я видела много учеников с хорошим художественным слогом. Но при подготовке их часто обходили не столь талантливые, но разбирающиеся в критериях ребята. Дело в том, что проверяющий эксперт выступает в роли такого же компьютера — и оценивает сочинения по четко установленным требованиям. Если вы эти требования хорошо знаете и выполняете, успех гарантирован. Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ по литературе я всегда объясняю каждый критерий простым языком.
Пелевин вместо Пушкина и Гоголя? Преподаватели — об изменениях в ЕГЭ по литературе
Перечень основных терминов и понятий, в том числе межпредметных, для ЕГЭ 2024 года по литературе. 31 августа 2023 - Новости Вологды - В 2024 году Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) был утвержден новый список произведений для ЕГЭ по литературе. Узнайте, какие произведения попали в список литературы ФИПИ для сдачи ЕГЭ по литературе в 2023 году и будут ли изменения в структуре экзамена. До нынешнего года с помощью ЕГЭ по литературе проверяли знания за весь курс литературы, не только в основной, но и в полной средней школе — с 5 по 11 класс буквально. ЕГЭ по литературе 2024 собенности экзамена Основные даты Изменения 2024 года Структура КИМов Оценивание Подготовка ДЕМОВЕРСИЯ ФИПИ 2024.
«Чужды традициям»: произведения Пушкина и Лермонтова выкинули из проекта ЕГЭ
Поэма «Двенадцать» В. Поэма «Облако в штанах» М. Роман-эпопея «Тихий Дон» А. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Самих авторов, естественно, больше Тютчев, Фет, Есенин, Цветаева, Ахматова и иже с ними никуда не делись, как добавились Куприн, Андреев, Шукшин и еще масса писателей XX века, а также зарубежная литература , но все они теперь могут попасться только во 2-й части, то есть в большом сочинении задание 11 , или во втором блоке 9 задание по лирике. Куда они делись, спросите вы? Как можно изучать русскую литературу без солнца русской поэзии Пушкина и главного пессимиста русской литературы Лермонтова? Ответ прост: никак, естественно, но делись они в кодификатор ОГЭ по литературе. Имеется в виду, что те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко.
А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин; что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя, поэтому "при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться". Как мы видим, не только чиновники далеки от народа, но и деятели ФИПИ далеки от реалий школьного образования. У меня в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое 2, Карл! Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала. Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр — ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах. При этом сами вопросы в проектном КИМе составлены таким образом, что ответить на них без знания "золотого" века будет не так просто. Например, формулировка задания 5 на сопоставление в демо-версии звучит так: "Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы с указанием автора , в котором представлен образ купца.
В чём схожи или чем различаются персонаж выбранного Вами произведении и Савёл Прокофьевич Дикой? Можно, конечно, вспомнить Лопахина из "Вишнёвого сада" и, например, купца Феропонтова из "Войны и мира", но тот крохотный эпизодик с ним мало кто помнит. Я уж молчу о том, что чтение "Войны и мира" и "Тихого Дона" становится практически обязательным условием, потому что теперь вероятность того, что фрагмент в первой части попадется именно из этих эпопей, сильно возросла, да и вариативность большого сочинения тоже резко сократилась.
Мандельштам Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» А. Ахматова Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...
Аудиокниги — ваш надежный помощник Многие пренебрегают прослушиванием аудиокниг, но это отличный способ вникнуть в произведение и запомнить все детали, если у вас совсем нет времени на чтение. Слушать аудиокнигу можно по дороге в школу, во время уборки в доме или даже перед сном. Кстати, многие ученики лучше воспринимают информацию на слух, так что попробуйте — быть может, это именно ваш способ усвоить материал. Задавайте вопросы преподавателю Большинство учителей заинтересованы в высоких баллах своих учеников. Принимайте активное участие в обсуждении произведений на уроках, задавайте вопросы, дискутируйте с преподавателем. Смоделируйте экзамен Поставьте таймер, откройте в банке заданий любой вариант и представьте, что сейчас вы находитесь на экзамене, вокруг много камер, наблюдателей и именно сегодня вы должны показать свой лучший результат. У актеров такой прием называется «предлагаемые обстоятельства». Это позволит вам понять, укладываетесь ли вы во временные рамки и справляетесь с волнением.
Как правило, многие школьники теряют баллы из-за нехватки времени и чрезмерных переживаний. Какова ваша цель? Чего я хочу добиться? Я хочу стать журналистом? Что я еще могу сделать для лучшего результата? Ваша главная цель — поступить в желаемый вуз, получить хорошую специальность, высокооплачиваемую работу и жить в большом городе, где открывается море перспектив для карьерного роста, развития, жизни. Представьте, что вы уже набрали 80 или 90 баллов. Это тоже помогает справиться с волнением и сосредоточиться на своей цели.
Из заданий: какие ошибки делают чаще всего и как их избежать В сочинении недостаточно лишь описать хронологию событий, важно придать рассказу эмоциональную окраску. Пересказывать произведение, а не анализировать его Чтобы не получился банальный пересказ, задайте вопрос: почему герой поступил именно так, а не иначе? Другие наименования эксперты засчитают как ошибку. Не писать в сочинении вступление и заключение Это касается только последнего сочинения. Представьте, что вы читаете только основную часть. Есть ощущение, что ее откуда-то «вырвали», верно? Вот то же самое видят эксперты, читая сочинения без введения и заключения, и без замедления снимают баллы за логику. Так что, не поленитесь написать несколько предложений в начале и в конце, чтобы получилась композиция.
Так что использовать классиков всё равно будет возможность, — добавляет преподаватель. А Анна Дмитриева считает, что если учитель честно выполняет свою работу, то все ученики будут знать творчество Пушкина, а не только те, кто сдает экзамен. А экзамен — это просто шаблон: какой дадут, по такому и будем готовиться. А то, любит человек литературу или нет, зависит от него самого — если надо, ученик изучит классиков, даже если это не нужно на экзамене. Изменения — шаг назад в образовании? По мнению Никиты Малашенко, новые изменения станут очередным вызовом для всех участников образовательного процесса. Справимся ли мы с ним и куда это приведет — вопрос большой, открытый и проблемный. Отдельно экс-преподаватель литературы отвечает на вопрос о том, могут ли введенные в кодификатор авторы «заменить» классиков. Что-что, а Пушкина ни Пелевин, ни Прилепин не заменят, да и сами они вряд ли хотели бы для себя такой незавидной судьбы и вряд ли имеют такие амбиции. А вот что касается представления относительно современной литературы, то здесь есть о чем подумать.
Вряд ли это было бы плохим нововведением, но при условии что нам не придется отказаться от чего-то более раннего. И, конечно, это требует предварительной очень тщательной подготовки на всех уровнях: от учебников до педагогов. Александр Соколенко, напротив, считает, что добавление новых авторов дает ученикам больший выбор из произведений. А какое именно произведение и какого автора вы рассматриваете, вы можете выбрать сами. В кодификаторе лишь дается перечень классических произведений, которые можно привлекать. Если вы это читали, если вы это знаете, пожалуйста, вы это можете использовать в аргументации, если это подходит по теме сочинения. Некоторые, по словам учительницы, ссылаются в итоговом сочинении пишется в середине 11-го класса и считается допуском к ЕГЭ на «Капитанскую дочку», а другие — на малоизвестных зарубежных авторов. Это вопрос предпочтений, считает преподавательница. Это не значит, что у твоих учеников они пойдут, но это всё равно отзывается в душе. А то, что отзывались в мое время, и то, что отзывается молодым, — это разное.
И литература разная. Есть классика, которую нужно знать, просто потому что, а есть новая литература, ее тоже нужно знать. Как отметили эксперты, многое в качестве образования зависит от преподавателей. До этого мы рассказывали, какие школы вошли во всероссийский рейтинг лучших по России.
Книги для ЕГЭ 2024 по литературе
Какими нравственными идеалами руководствуются герои, делая свой выбор. Как, на ваш взгляд, люди должны относится друг к другу. Пушкин А. Гоголь «Мертвые души» М.
Булгаков « Мастер и Маргарита» 1. Чехов «Дядя Ваня» Булгаков М. Свобода человека и её ограничения Что такое внутренняя свобода, насколько человек свободен.
Что ограничивает желания, мечты, действия?
Вот в этом плане экзамен может стать попроще. Другая проблема с более новыми произведениями в том, что они изучены не так подробно, как те, которые убрали из основного списка. Однако, по мнению Александра, это тоже нестрашно. То есть, например, в критериях нет правильных или неправильных аргументов. Эксперты по проверке ЕГЭ рассматривают привлечение деталей образов, характеров в аргументации.
А что касается того, как готовиться, я думаю, что существенно не поменяется. Кроме того, наверняка учителя и репетиторы могут из этого обширного списка литературы выбрать то, что им кажется выгоднее в плане наличия определенных тем и мотивов, — утверждает Александр. Анна Дмитриева считает, что без классики, например без «Евгения Онегина» или «Капитанской дочки» Пушкина, сдать экзамен будет невозможно — ученикам проще использовать произведения для аргументации. А если ты не читал «Капитанскую дочку» — однозначно провалишься. В произведениях серебряного века нужно знать литературный стиль, литературное направление. То есть если есть тема родины, то вы можете писать по Маяковскому, вы можете писать по Пушкину.
Вы можете тему поэта раскрывать на творчестве Лермонтова или на творчестве Маяковского. Но писать по золотому веку проще, потому что он более просчитан и рассмотрен. Школьники будут хуже знать Пушкина и Лермонтова? По мнению Никиты Малашенко, очень многое при подготовке зависит от учителя и репетитора. Мое предчувствие, что так оно и будет. Однако в действительности проблема может быть устранена в будущем.
Как ни крути, но литературу сдают те, кто потом, в вузе, снова с ней столкнется в том или ином виде. А уж высшая школа, думаю, незнание Пушкина не простит и накажет пересдачами. Кому действительно придется много думать о сложившейся ситуации, так это вузам, потому что именно им придется работать с тем, насколько образованными к ним придут студенты. Эксперт надеется, что большинство преподавателей литературы проявят здравомыслие, когда будут составлять программу обучения. Поэтому изучение Пушкина в 5—9-м классе не равно его изучению в 10—11-м. Как минимум с возрастом появляется возможность осветить больший круг тем.
Каждому знакомо чувство, которое возникает при перечитывании классики уже после школы.
Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать» В. Маяковский: «А вы могли бы? Поэма «Облако в штанах» С. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» М.
Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием». Пастернак: «Февраль.
Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б. Советы репетитора Начинать подготовку к ЕГЭ по литературе необходимо с детального ознакомления с кодификатором и спецификациями 2024 года. В этих документах подробно расписано, что будут проверять в ходе испытания и какие задания могут встретится в КИМе. После ознакомления с базовой информацией, стоит повторить теорию литературы, и уже после этого переходить к работе над указанными в списке литературным произведениями. Опытные педагоги рекомендуют обратить внимание на такие важные аспекты при работе с текстами: биография автора; сюжет и суть конфликта 2-3 предложения ; полные имена персонажей; интересные фразы. Старайтесь прочесть все произведения в оригинале, не поддавайтесь желанию воспользоваться сокращенными версиями или критикой. Нередко в таких «заменителях» упускают важные моменты.
Толстой, М. Е Салтыков-Щедрин и др. В соответствии с отечественной традицией преподавания литературы произведения А. Гоголя изучались и изучаются в основной школе и выносятся на проверку при проведении основного государственного экзамена. Островского, А. Фадеева "Молодая гвардия", произведения о Великой Отечественной войне. Для выполнения заданий ЕГЭ по литературе традиционно дается возможность привлекать не только изученные в 10 и 11 классах произведения, но и произведения из программы основной школы, так как именно в основной школе изучаются важнейшие прецедентные тексты русской литературы - вершинные произведения древнерусской литературы, литературы XVIII и первой половины XIX вв. И кстати, для допуска к ЕГЭ пишется итоговое сочинение.