История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. В открытии выставки приняли участие сенаторы РФ и представители Академии наук. Еще одна особенность создаваемой академии наук в России — по понятным причинам на первых порах она состояла исключительно из приглашенных иностранцев. Российская академия наук была объединена в Императорскую Санкт-Петербургскую академию наук в 1841 году.
История создания Российской академии наук
План создания Академии наук сформировался у Петра I во время заграничных путешествий. В Москве состоялась встреча президента Российской академии наук Геннадия Красникова и советника президента Российской Федерации Антона Кобякова, на которой обсуждались вопросы подготовки празднования 300-летия российской науки в 2024 году. 8 февраля Российская академия наук отметит свой 300-летний юбилей.
Пётр Первый - создатель Российской академии наук
Премьер-министр встретился с главой Российской Академии Наук, которой исполнилось 300 лет. Учреждение Академии Наук в Российской Империи и ее развитие в XVIII-XIX веках. В открытии выставки приняли участие сенаторы РФ и представители Академии наук. Сотрудничество Российской Академии наук с Королевским научным обществом.
Академики призывают заранее законодательно залатать «дыры» в нейросетях
8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года указом Петра I была образована Академия наук в Санкт-Петербурге. Премьер-министр встретился с главой Российской Академии Наук, которой исполнилось 300 лет. Детально роль науки в Российской истории была описана в утвержденном царем Александром I Уставе Академии 1803 г. Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр I заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне мировой науки своего времени. «Академия наук в настоящее время еще находится во власти реакционных традиций и кастовой ограниченности.
Российская академия наук празднует 300-летие
Много ли мы знаем о Российской академии наук? Как, когда и кем она создавалась? Создание Академии наук напрямую связано с реформаторской деятельностью Петра I. Он, как никто другой, понимал значение научной мысли, образования и культуры народа для процветания страны.
Петербургская академия наук была учреждена по распоряжению императора Петра I Указом правительствующего сената от 28 января 1724 года. По его проекту Академия существенно отличалась от всех родственных ей зарубежных организаций. Она была государственным учреждением: ее члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства.
Академия соединила функции научного исследования и обучения, имея в своем составе университет и гимназию. Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве.
Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук».
Разрабатывая проект создания Академии наук, Петр I заботился о том, чтобы ее деятельность была на уровне мировой науки своего времени. Первые научные заседания Академии наук стали проводиться в 1725 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения.
Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 - 1755 - лейб-медик Петра I, первый президент Академии наук и художеств. Академия состояла из трёх «классов».
В первом - классе математических наук - ученые занимались математикой, астрономией, навигацией, механикой. Второй класс носил название «класса естественных наук», где академики изучали физику, анатомию, ботанику и химию. В третьем классе «гуманиоры, истории и права» велись исследования в областях риторики, античной и новой истории, естественного и публичного права, политики и этики.
Всего в штате Академии наук числилось 11 академиков - в первом и втором классах по четыре, и три - в третьем. С 1728 г. Также при Академии работала собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной.
Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г.
Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера. С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России. В 1742 г.
Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки. В 1748 г. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения.
Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается. Одна из задач Десятилетия — рассказать, какими научными именами и достижениями может гордиться наша страна. В течение всего Десятилетия при поддержке государства будут проходить просветительские мероприятия с участием ведущих деятелей науки, запускаться образовательные платформы, конкурсы для всех желающих и многое другое.
По итогам голосования вопрос создания Санкт-Петербургского научного центра РАН поддержан единогласно. Новости по теме.
Более того, Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в нашей стране. Готфрид Лейбниц. Wikimedia CommonsУвы, советник Петра умер в 1716 году, но идея осталась — и во время второй длительной загранкомандировки, посольства 1716—1717 годов, он посетил помимо многих других научно-технологических встреч Парижскую академию наук. Демонстрация достижений французской науки и техники произвела впечатление на царя, но произвел впечатление на академиков и сам царь. Менее чем через полгода после этой встречи, 22 декабря 1717 года, Парижская академия наук избрала Петра Первого своим иностранным членом. А сам Петр уже постепенно формировал образ академии в России. Очень важно отметить, что царь не копировал напрямую ни Парижскую академию наук , ни Королевское общество, ни любой европейский университет. Но об этом — наша следующая статья. К сожалению, Петр Алексеевич не дожил до начала реальной работы Академии наук , но его энергия, его жажда знаний и любопытство дали науке в России столь мощный импульс, что Академия и поныне играет первую скрипку в оркестре Российской науки. Подписывайтесь на InScience. News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram, Одноклассники.
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Принято считать, что идея создания Академии наук в Петербурге родилась из бесед первого российского императора с Лейбницем. Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в России. В 1716 г. Готфрид Лейбниц умер, однако идею Петр сохранил и в ходе второго длительного заграничного посольства 1716—1717 гг. Однако, даже впечатлившись достижениями французской науки и техники, он не собирался напрямую копировать Парижскую академию наук — как, впрочем, и научные учреждения Британии, Германии, Нидерландов. Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично. Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1.
Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов.
И поскольку Лейбниц проявлял очень большой интерес к России и к величайшим возможностям ее научного прогресса, в 1712 г.
Именно по совету Лейбница Петр начинает создавать академию и по его же совету приглашает для работы в ней видных иностранных ученых. Лейбниц был автором проекта первого Устава Академии. Так идея необходимости «заведения наук» в России была не только воспринята русским монархом, но и получила самую квалифицированную интеллектуальную поддержку ведущих европейских ученых. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. Во-первых, она фактически образовывала неразрывное единство с Академическим университетом и гимназией, которые создавались при ней. Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции.
Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове.
И она уже меняется. РАН — это стратегический и интеллектуальный ресурс России.
Поэтому сейчас наша работа во многом подчинена укреплению научного и технологического суверенитета страны. Это постоянная тема в повестке заседаний президиума академии. Обсуждалась она и на общем собрании академии в декабре, где тематические отделения представили доклады по актуальным научным вопросам.
Непредвзятая экспертиза всех стратегических госпроектов - О каких конкретно направлениях идет речь? Еще одна наша задача — совершенствование научной экспертизы. Высокопрофессиональная, непредвзятая экспертиза, которая сегодня очень важна, позволит академии встроиться в процесс принятия государственных решений.
Без нее невозможно обеспечить стратегическое лидерство страны. Ключевая роль Академии наук в экспертизе закреплена законодательно, и такую позицию поддерживают парламент и Правительство. Сегодня на экспертизу поступают очень важные государственные проекты, что говорит о новой роли, новом восприятии академии.
И конечно, о новых возможностях, которые появляются у науки в сложившейся ситуации. Только за 2023 год мы выдали более 60 тысяч экспертных заключений — в полтора раза больше, чем годом ранее. В их числе дорожные карты по десяти важнейшим государственным высокотехнологичным проектам.
И, к слову, количество отрицательных заключений увеличилось в три раза ввиду того, что Академия наук стала более требовательно подходить к своим заключениям. Наш приоритет — выстроить целостную национальную систему экспертизы. Что сейчас изменилось?
Участие в оценке госпрограмм потребовало, чтобы Академия наук установила хорошие рабочие отношения со всеми ветвями власти. Мы в постоянном контакте с Правительством, министерствами, ведомствами, Советом Федерации, Госдумой, Счетной палатой. Представители госорганов регулярно участвуют в заседаниях президиума РАН и 45 научных советов при нем, в формате которых ведется экспертиза дорожных карт по высокотехнологичным направлениям.
Еще 109 научных советов действуют при тематических отделениях академии. Их площадка объединяет бизнес, науку, промышленность и позволяет рассмотреть любой вопрос в целом и во всех его аспектах. Так обеспечивается комплексный подход к подготовке заключений по госпроектам.
И публикации, и востребованность результатов - Вы уже заметили изменения в отношении государства и делового сообщества к науке? Нашим ученым дан «зеленый свет», и наука, как фундаментальная, так и прикладная, стала получать существенную поддержку государства.
В этот праздничный день глава государства Владимир Владимирович Путин поздравил ученых и вручил государственные награды Российской Федерации выдающимся ученым и премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых за 2023 год. Президент РАН Геннадий Яковлевич Красников поздравил всех с 300-летием РАН и поблагодарил руководство страны за погруженность в вопросы научно-технологического развития и поддержку, которую президент России оказывает Российской академии наук.
В составе Российской академии наук будет создано новое отделение
Цель создания интернет-портала — представить достижения отечественных учёных в области гуманитарных и естественных наук, позволяющие отразить вклад Академии наук в развитие научного знания и технологий в общемировом масштабе. Созданная Петром I за эти три века Российская академия наук вместе с государством прошла большой и яркий путь. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. На портале правовой информации опубликовано распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина о создании Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук. Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение о создании Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук (РАН).
Рождение академической науки в России
Санкт-Петербургское отделение РАН также будет проводить экспертное научное содействие деятельности органов власти в городе и области.
Российская академия наук учреждалась вместе с гимназией и университетом, которые готовили будущих ученых. Последние становились членами академии и получали жалование за обеспечение научно-технического развития государства. Первый президент Первым президентом академии наук стал лейб-медик Лаврентий Блюментрост — значимая для Петра Первого фигура. Кстати, несмотря на свои иностранные корни, Блюментрост первое время оставался единственным из академиков, родившимся в России. При подготовке документов об учреждении академии наук он руководствовался установками императора и успешно вел дела от его имени, а затем и от имени императрицы Екатерины. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Гравюра П. Константинова 1830—1890 по литографии П. Источник: Wikipedia Первые шаги академии Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России.
В качестве главных направлений академики выбрали три основных класса: математический, физический или естественный и гуманитарный. В распоряжении ученых были коллекции Кунсткамеры, Анатомический театр, Географический департамент, Астрономическая обсерватория, Минералогический кабинет и даже Ботанический сад. На благо российской науки трудились крупные ботаники И. Гмелин и И. Кельрейтер, основатель эмбриологии К. Вольф, знаменитый натуралист и путешественник П. В первые десятилетия в академии зарождались основы для развития горного дела, металлургии и других значимых для государства отраслей промышленности. Ведущие географы и путешественники осваивали геодезию и картографию. Благодаря этим работам уже в 1745 г. Генеральная карта Российской империи, 1745 г.
Источник: Wikipedia Одновременно проводились крупные исследовательские экспедиции, участники которых внесли вклад в освоение природных ресурсов России.
Развитие промышленности, транспорта, горнорудного дела, торговли, культуры — требовали развития науки для использования её результатов в разных областях деятельности. Образование Академии наук стало важной составляющей обновления страны, проводимого Петром I. Он стремился преодолеть отставание России от передовых стран, укрепить российское государство и вовлечь его в общемировой процесс промышленного, научного и культурного развития. Как и при реализации других грандиозных проектов, Пётр I основательно подошёл к организации первой в России Академии наук.
Изучению опыта работы иностранных академий наук он посвятил несколько зарубежных поездок. Во время поездки во Францию он посетил Сорбонну, обсерваторию, Академию письменности и словесности и даже принял участие в заседании Королевской академии наук в Париже, в состав которой полгода спустя он был принят в качестве иностранного члена за участие в составлении детальной карты Каспийского моря и его побережья. Он также посетил Лондонское королевское общество, Оксфорд, ряд музеев и научных лабораторий, верфи Голландии. Пётр I утвердился во мнении о необходимости создания в России не только Академии наук, но и сети научно-учебных центров, университетов. Среди западноевропейских учёных, оказавших влияние на императора, особое место занимает великий немецкий философ, математик и организатор науки Готфрид Вильгельм Лейбниц.
Поскольку в тот момент в России отсутствовали дипломированные учёные, Пётр I не раздумывая, приглашает Лейбница на службу Российскому государству в качестве тайного советника по юстиции и поручает опекать научные учреждения.
News — рассказ о самом начале ее существования, поскольку первые годы и десятилетия бытия Академии наук оказались весьма и весьма интересными. Мы пойдем другим путем! Задумав в том числе — и с подачи, и с консультациями великого философа и математика Годфрида Лейбница распространение наук в России, Петр I подступил к реализации этого масштабного проекта системно. Он изучал, как обстоят дела с наукой в Европе — в Британии, Франции, Германии, Нидерландах, сравнивал — как бы мы сейчас сказали — научно-образовательную политику в разных странах, и пришел к выводу, что прямой перенос любой научной европейской системы на российкую почву не позволит ему добиться своих целей. А цели были чётко сформулированы. Даже в проекте Положения Академии наук и художеств Петр формулирует: «1 Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2 Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3 Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». То есть, Петр с самого начала хочет, чтобы в стране одновременно решались три задачи.
Во-первых, нужно, чтобы сразу же появились ученые, которые бы занимались собственно научным процессом. Во-вторых, чтобы Академия готовила этим ученым смену — всех желающих молодых людей обучали. А в-третих, чтобы эти — уже российские люди — формировали, говоря современным языком, педагогический корпус в нашей стране. При этом Петр, в том же положении, размышляет — что лучше будет для страны: академия или университет? В первом же абзаце следует определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют».
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о создании Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук, соответствующий документ РИА Новости, 18.05.2023. К юбилейной дате в России учреждена медаль «300 лет Российской академии наук». Правда, после путешествия по Европе идею создания Российской академии наук пришлось отложить. Российская академия наук была объединена в Императорскую Санкт-Петербургскую академию наук в 1841 году. Свежие новости в России и мире.