Teatro Real presented two concert performances of the iconic French opera “Lakmé,” with French specialist singers Sabine Devielhe and Stéphane Degout, accompanied by the. "Лакме", опера Делиба, новая сцена Мариинского театра, 16 ноября 2023 года.
Лео Делиб. Опера «Лакме»
Заказ на очередную оперу он получил от театра Комической оперы. Сюжет, который дирекция предложила композитору, был вполне типичен для той эпохи — во второй половине XIX столетия многие композиторы обращались к восточной тематике, достаточно вспомнить «Африканку» Джакомо Мейербера, «Искателей жемчуга» Жоржа Бизе, «Аиду» Джузеппе Верди. В сюжете, предложенном Делибу, можно усмотреть нечто общее с этими произведениями: так же, как в «Африканке», девушка из «экзотической» страны полюбила иноземца-иноверца и пожертвовала собственной жизнью ради его него; подобно вердиевской Аиде, героиня мечется между преданностью отцу и любовью к мужчине. Этот французский писатель по основному роду занятий — офицер военного флота прославился своими романами, действие которых разворачивалось в «экзотических» колониальных странах. В данном случае речь шла о его «полинезийской идиллии» — романе «Рараю, или Женитба Лоти», но в опере действие было перенесено в Индию, находящуюся под властью Великобритании. Индусы побеждены, но не сломлены — они готовы бороться за свободу, и одним из вдохновителей этой борьбы становится брамин Нилаканта. В храме, расположенном в уединенном месте, Лакме — дочь брамина — возносит молитвы об отце. Здесь она и встречается с офицером-британцем Джеральдом, привлеченным красотой храма и слухами о красавице-дочери, которую брамин скрывает здесь от посторонних глаз.
Между Джеральдом и Лакме вспыхивает любовь, но девушка уговаривает его как можно скорее удалиться: расплатой чужеземцу, застигнутому в священном саду, станет смерть.
Пара возлюбленных — представители разных цивилизаций английский офицер Джеральд и дочь индийского брамина Лакме. Постановку оперы «Лакме» осуществил режиссер Сергей Новиков. Среди его прошлых работ — постановки опер «Опричник» в Михайловском театре, «Иоланта» в театре «Геликон-опера» и «Русалка» в Концертном зале им. В подготовке спектакля принимают участие: сценограф, художник по костюмам — Мария Высотская. В постановке Красноярского театра оперы и балета им. Хворостовского действие оперы перенесено в современный мегаполис.
Режиссер Сергей Новиков о спектакле: «Лакме» — уникальное название, которое почти никто не знает, но музыку слышали практически все. Опера написана Лео Делибом в период моды у французских романтиков на восточный колорит.
Певица блеснула своим красивым голосом в сложнейшей колоратурной партии и в "арии с колокольчиками", и в очаровательном "цветочном дуете" с Малликой Екатерина Крапивина! Хотя лишившись, по воле режиссера, своей сакральной исключительности и значимости, Лакме превращается просто в мечтательную экзальтированную девушку, совершенно оторванную от реальной жизни и готовую пойти на самоубийство из-за не сложившейся по ее представлениям любви. И это снижает накал страстей. Но это становится очевидным только, если глубоко вдумываться в предлагаемую Сергеем Новиковым версию оперы.
Но не в музыке и пении. В этом убеждают и хор, и солисты. А сознание упорно воспроизводит знакомую по либретто историю, происходившую в колониальной Британской Индии, где колонизаторы запрещали индусам отправлять свои религиозные культы. Незыблемо стоит на страже индуистских религиозных начал жрец Нилаканта, суровый отец Лакме. В исполнении Магеррама Гусейнова он грозен и решителен в своем решении мстить наглому британцу, осмелившемуся не только проникнуть в запретное для чужаков святилище, но и рискнувшему искать благосклонности его дочери. Как это всегда бывает у Магеррама Гусейнова, он предлагает зрителям вокально очень выразительного брахмана Нилаканту.
При желании режиссёр может перенести действие куда угодно, хоть к чукчам. Ничего не изменится. Экзотические ритуалы и многолюдные шествия. Опера Лакме Делиба имеет для французов особое значение. Это их национальный хит. Как написал парижский критик: «Её пели наизусть наши родители и дедушки-бабушки». Опера на сегодняшний день выдержала более 1600 постановок, уступая первенство самой исполняемой французской оперы только «Кармен».
В ней действительно есть известный всем и каждому красивый лейтмотив Лакме, музыка бодрая, подвижная, мелодичная.
Весна в Красноярском театре оперы и балета начнётся с оперы «Лакме»
Красноярский театр оперы и балета накануне представил любителям классики «Лакме» французского композитора Лео Делиба. Землянам о «Землянах», возвращение Валентины Талызиной на сцену и опера «Лакме» 16+. Свое видение «Лакме» предложил Сергей Новиков, поставивший ее в 2022 году в Красноярском государственном театре оперы и балета. Мариинский театр в пятницу представит полусценическое исполнение оперы Лео Делиба «Лакме».
Лео Делиб. Опера «Лакме»
На Исторической сцене Мариинского театра показали премьеру полусценической версии оперы «Лакме» Делиба. купить билеты на оперу в Красноярске. Расписание, содержание, фото, продолжительность Закажите билеты на Вот что написано о «Лакме» в буклете, выпущенном филармонией к этому концерту: «Лучшая опера Делиба отразила наиболее типичные черты его дарования: изящество и лаконизм. Лакме несет Джеральду любовный напиток, но выбор Джеральда в пользу службы из любовного превращает его в смертоносный (Лакме подмешивает яд и выпивает его сама).
Редкая французская опера «Лакме» - впервые в Красноярске!
His voice projection is astounding: he was by far the most audible of the entire cast, and his high notes were brilliant and ringing. The range of the role is not extremely wide—it does not go below the stave, and the highest note is a B natural—but the tessitura is extremely hard, written constantly around the passagio area. The constant ascensions to high As and Bs are written in the melody lines and not as climactic high notes, which thus demand perfect control in the higher register. His projection and phrasing are pure and clean. He delivered a perfect mezza voce sustained high A flat at the end. His singing sounds so easy and natural that it hides the difficulties of the score and turns his interventions into pure singing enjoyment.
His interpretation only grew in dramatism in the short, final third act. The writing is mostly central and more appropriate for bass-baritones who possess strong vocal presence. But Degout sang with his warm, lyrical sound and avoided excessively darkening the sound to accomplish a fake sense of dramatism.
Этот красивый фрагмент воспевает красоту природы Индии: действие по классическому либретто разворачивается именно в этой колоритной стране. Красноярская версия, которую готовят приглашенные постановщики Сергей Новиков режиссер , народный артист России Александр Рудин музыкальный руководитель и дирижер , Мария Высотская художник будет отличаться по месту и времени действия, но не по сути. Замысел либреттиста и композитора останутся неизменными: опера приглашает нас задуматься о важности бережного отношения друг к другу на примере разного мироощущения представителей культур Востока и Запада. С одной стороны это хорошо, потому что она открывает для себя совершенно неизведанные слова и чувства. С другой — если вести себя неосторожно, то это ее убьет, потому что у нее нет полутонов в плане взаимоотношений с мужчиной. У Делиба, как и у ряда других композиторов того времени, например Бизе и Пуччини, мессидж о том, что западный человек, не понимая особенностей восточного менталитета, может, сам того не желая, оскорбить причем, оскорбить смертельно — прописан в «Лакме» очень выпукло», — комментирует Сергей Новиков.
Ею и становится Лакме, вдыхая аромат ядовитого цветка. Так же как и Снегурочка примиряет своей смертью-таянием возникший конфликт интересов. Как видно, поводов для постановочных фантазий «Лакме» дает в избытке. Но только не в случае с полусценической версией Мариинского театра, за которую в большинстве сцен было чрезвычайно неловко. Если бы подобное увидели в каком-нибудь заштатном театрике с крошечным бюджетом и отсутствием возможностей найти хорошего режиссера или на сцене какой-нибудь консерваторской оперной студии, можно было бы умилиться попыткам поддерживать репертуар новыми названиями. Когда же эту режиссерскую немощь приходится наблюдать на сцене ведущего театра страны, возникает много вопросов. Главный из них — «зачем»?
Ведь такой уровень может привести и к падению интереса публики к опере, которую таким образом превращают в бессмысленное зрелище. В программке значилась формулировка «мизансцены Изабель Парсьо-Пьери», чьи постановки «Паяцев» и «Адрианы Лекуврер» уже отличились посредственностью. Статья в скромном лифлете к премьере содержала интересной информации гораздо больше, чем само зрелище. Даже полусценическую версию можно было поставить с умом, а не прикрывать этой жанровой формулировкой провалившийся спектакль. Музыка «Лакме» изобилует гармоническими, тембральными, ритмическими и мелодическими фантазиями, которые зацветали буйным цветом, прежде всего в описании сцен, связанных с природой, нравами и обрядами индусов.
По словам директора, в Большой театр из Красноярска приехало более 300 человек. Также привезли 30 тонн декораций и около 500 костюмов. Гастроли проходили при поддержке Росконцерт и губернатора Красноярского края. Редактор рубрики Место события на карте мира: комментарии 0.
Во главе угла - история любви. Заметки критика об опере "Лакме"
национальный хит во Франции, но в. И композитор в опере сочувственно изображает хрупкий, нежный, «цветочный» мир Лакме, юной дочери брамина Нилаканты. Lakmé) — опера в трёх актах, написанная Лео Делибом на либретто Эдмона Гондине и Филиппа Жиля, основанном на романе Пьера Лоти «Рараю, или Женитьба Лоти». В Театре оперы и балета ставят редкую французскую оперу «Лакме».
"Лакме" в Мариинском театре 10.10.21 г. — Ольга Пудова и Денис Закиров
В Красноярском театре оперы и балета поставили знаменитую оперу Лео Делиба «Лакме». На Исторической сцене Мариинского театра показали премьеру полусценической версии оперы «Лакме» Делиба. Гвоздь оперы — немыслимо виртуозная ария Лакме с колокольчиками, требующая фантастически подвижного голоса и хрустально чистого интонирования на запредельно. First performed at the Opéra-Comique in 1883, Lakmé is rooted in Europe’s fascination with the Far East and the period of the colonial wars. Есть сходство и с вердиевской «Аидой» (см. «111 опер») — Лакме разрывается между любовью к отцу, безусловно преданному своей идее, и к его врагу.